Битва при Сервере
Битва при Сервере | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Реконкисты | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Королевство Памплона |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Санчо Гарсия Гарсия Гомес | Альманзор | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Тяжелый | +700 |
Битва при Сервере произошла недалеко от Эспиноса-де-Сервера 29 июля 1000 г. [ 1 ] между христианскими войсками графов Санчо Гарсиа Кастильского и Гарсиа Гомеса Салданьского и мусульманским халифатом Кордовы под командованием Хаджиба Альманзора . Битва, «огромная и трудно поддающаяся описанию», стала победой Альманзора. [ 2 ] Битва указана как пятьдесят вторая в карьере Альманзора в Dikr bilad al-Andalus .
Причины и подготовка
[ редактировать ]Перемирие между Кастилией и Кордовой существовало со времени преемственности Санчо Гарсиа, но в 999 году оно было нарушено, когда граф отказался платить ежегодную дань и пришел на помощь своему соседу-христианину Гарсиа Санчесу II из Памплоны , когда Альмансор напал на него. . [ 3 ] 21 июня 1000 г. армия покинула Кордову под командованием Альманзора для карательной экспедиции против Кастилии. Последующая кампания является наиболее хорошо описанной из многих войн Альманзора после его кампании в Компостеле в 997 году. Основным историком является Ибн аль-Хатиб , который частично заимствовал свой арабский отчет от Ибн Хайяна , сам полагаясь на показания очевидца своего отца. Джалаф ибн Хусейн ибн Хайян, один из бойцов на мусульманской стороне и секретарь Альманзора. [ 4 ] Ибн аль-Хатиб пишет, что эта кампания была самой напряженной и трудной из когда-либо проводившихся Альманзором, что подготовка заняла особенно много времени и что все правители христианской Испании объединились против него, собрав вместе войска со всех христианских царств. [ 5 ]
Альманзор пересек Дуэро и вторгся в Кастилию возле Мадинат-Селима , где он увидел армию под командованием Санчо Гарсиа и «галисийских королей». [ 6 ] состоящий из войск из Памплоны и Асторги . [ 7 ] Альманзор проезжал мимо крепостей Осма , Сан-Эстебан-де-Гормаз и Клуния , которые на тот момент уже несколько лет находились в руках мусульман. К северу от Клунии он был удивлен, обнаружив большую христианскую армию. Санчо, который был избран лидером всей армии собравшимися войсками, расположился лагерем у скалы Ярбайра ( Пенья-де-Сервера ), центрального места, хорошо расположенного для снабжения и недоступного из-за своего географического положения. [ 5 ] Смысл этих событий заключается в том, что планирование и коммуникации Санчо были лучше, чем у Альманзора. [ 8 ] Дороги из Клунии, самого северного мусульманского гарнизона, вели в Тордомар , Лару и Салас-де-лос-Инфантес через узкий перевал Йекла , который проходил через Пенья-де-Сервера, а затем расширялся в бассейн реки Арланса .
Эволюция боя
[ редактировать ]По словам Ибн аль-Хатиба, христиане торжественно дали клятву не отступать от боя. Альманзор осознавал свое невыгодное положение — у христиан был более сильный лагерь и лучший обзор, а перед ними было большое открытое поле, — но его визири не могли договориться о том, как действовать дальше. Затем, без планирования и стратегии, христианское войско обрушилось на ничего не подозревающих мусульман, и битва вскоре переросла в общую рукопашную схватку. Правая и левая колонны Альманзора были атакованы одновременно и вскоре отступили, что вдохновило христиан еще смелее использовать свое преимущество. [ 5 ] Большая часть мусульманского тыла, дезориентированная неорганизованной атакой и разочарованная результатом, бежала.
По словам очевидца Джалафа ибн Хусейна, Альманзор со своим эскортом наблюдал за происходящим с вершины невысокого холма недалеко от поля. Пока он обсуждал, бросать ли в бой свою свиту, правый фланг сломался, что еще больше усилило замешательство. Один из секретарей Альманзора, Абд аль-Малик ибн Идрис аль-Язири, сказал Саиду ибн Юсуфу, как сообщает Ибн аль-Калина: «Приди попрощаться, о мученик, потому что сегодня ты непременно умрешь». [ 4 ] К концу дня Саид ибн Юсуф был мертв.
Джалаф также рассказал, как, когда Альманзор спросил его, сколько осталось членов его собственной свиты, Джалаф пересчитал их для него одного за другим и получил двадцать. [ 10 ] В конце концов Альманзор спешился и вернулся на свою кушетку, чтобы укрепить доверие окружающих. Именно там, по словам Джалафа, ему пришла в голову идея перенести лагерь из неглубокой впадины, в которой он сначала разбил его, на холм, с которого он наблюдал за битвой. Вид большого шатра Альманзора, теперь стоящего на холме, деморализовал христиан и воодушевил мусульман. В своих десятимилях [ 11 ] Многие христиане были схвачены в плен и еще больше убиты, а более 700 мусульман погибли в тот день. [ 12 ] Христианский лагерь был захвачен и разграблен.
Ибн аль-Хатиб отмечает, что самым выдающимся бойцом на мусульманской стороне был Абд аль-Малик , сын Альманзора, подчеркивая, что это было «по единогласному мнению» без всякого фаворитизма и что он превосходил даже знаменитую берберскую кавалерию. Среди них наиболее известен Каяддайр ад-Даммари аль-Абра (Прокаженный), принц североафриканского племени Бану Даммари . На Сервере он, по слухам, обезглавил одного из графов Бану Гомеса и носил его голову с собой. [ 5 ] Ибн аль-Хатиб также восхваляет второго сына Альманзора от другой женщины, Абд ар-Рахмана , который последовал за своим сводным братом в бой. Оба брата наблюдали за битвой вместе со своим отцом, пока он, наконец, со слезами на глазах не позволил им присоединиться к ней.
Христианские и мусульманские реакции
[ редактировать ]
Хотя битва была победой мусульман, христианам удалось предотвратить дальнейшее вторжение Альманзора в Кастилию. Гонсало Мартинес Диес предполагает, что если бы христиане не встретили Альмансора на Сервере, хаджиб продолжил бы опустошать Бургос , как он уже сделал это с Барселоной , Памплоной , Леоном и Сантьяго-де-Компостела . [ 13 ] Фактически внимание Альманзора было отвлечено от Кастилии к Памплоне. 4 сентября он занял определенное место, Каштила , которое лучше всего отождествляется с Каркастильо . [ 14 ] по дороге из Сарагосы в Памплону, прямо на территории Памплонского королевства. Он вернулся в Кордову 7 октября после 109-дневного отсутствия, вероятно, самого продолжительного из 56 раззиев , которые он провел за свою жизнь. Недовольный поведением своих войск в Сервере, великий полководец в Кордове обвинил их в трусости. [ 15 ] Поэт Ибн Даррадж , присутствовавший на Сервере, также был недоволен результатом. Его стихотворение 105 представляет собой горькое воспоминание о кампании, включая упоминание о кратковременном вторжении в Памплону и сожжении монастыря Санта-Крус-де-ла-Серос . [ 16 ] Другое упоминание поэта о наказании Альмансором аль-хима мин ар-ра , отождествляемого с Ла-Риохой (тогда королевством Вигера ), указывает на то, что кампания Альмансора была направлена в первую очередь против Памплоны, где он, очевидно, проводил кампанию в течение семидесяти дней, и Гарсиа Санчеса. [ 17 ]
Единственные повествовательные христианские источники, в которых упоминается битва, - это Anales Castellanos Segundos и Anales Toledanos Primeros , оба тесно связанные с историями мусульман. Первые записи, которые в эпоху MXXXVIII [1000 год] были вырваны из Серверы суперграфом Сансиумом Гарсией и Гарсией Гомесом : «В эпоху 1038 [ 1000 г. н.э. ] произошло поражение Серверы над графами Санчо Гарсией и Гарсиа Гомесом». [ 18 ] Согласно второму, в эпоху MCCCVIII произошла арранда [разорванная] Серверы над графом доном Санчо Гарсией и Гарсиа Гомесом : «Эра 1308 [ sic ] была поражением Серверы над графом доном Санчо Гарсией и Гарсией Гомесом». [ 18 ] Что общего есть в христианских анналах и чего нет в арабских источниках, так это подчеркивание лидерства Гарсиа Гомеса из клана Бану Гумис, один из членов которого зарегистрирован как убитый в бою и обезглавленный Ибн аль-Хатибом. Три брата Гарсиа, Веласко, Санчо и Мунио, также носили этот титул, но только Веласко не упоминается ни в каких источниках после 1000 года и поэтому может быть идентифицирован как убитый на Сервере. [ 13 ]
Имеется документ из с. 1030 год картулярии Сан в -Хуан-де-ла-Пенья под редакцией Антонио Убието Артеты , который гласит:
Из башни Гизандо. Домно Гизандо, дон Кинтла, дон Гутьерре и дон Моннио были бассалами графа Гарсиа Фернандиса, они убили мавров в Церуэре и были поместьями. («Из Торрегуисандо. Дон Гисандо и Дон Квинтила, а также Дон Гутьерре и Дон Монио были вассалами этого графа Гарсиа Фернандеса , и они убили мавров на Сервере и не имели потомков».) [ 19 ]
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Мартинес Диес, Гонсало. 2005. Графство Кастилия, 711–1038: история против легенды . История Марсиального моста.
Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Определено с понедельника, за шесть дней до окончания Сабана , 390 г. хиджры , как записано Ибн аль-Хатибом, см. Мартинес Диес, 567.
- ↑ Эти слова принадлежат Ибн аль-Хатибу, цитируются в Мартинес Диес, 566: «Короче говоря, это была огромная битва, которую трудно описать».
- ^ Мартинес Диес, 568.
- ^ Jump up to: а б О отрывке, взятом из книги Ибн Хайяна, см. Мартинес Диес, 566–67.
- ^ Jump up to: а б с д Мартинес Диес, 564–67, подробная цитата Ибн аль-Хатиба.
- ^ То есть reyes galaicos , что относится не к христианским королям Леона и Памплоны, которые не присутствовали, а скорее к нескольким графам Королевства Леон . Король Леона Альфонсо V был несовершеннолетним под опекой сестры Санчо, Эльвиры Гарсиа , бывшего короля Вермудо II , умершего всего за несколько месяцев до битвы. Хотя 570-летний Мартинес Диес допускает, что присутствие Гарсиа Памплонского вполне возможно, он цитирует Альберто Каньяду Хусте (1988), «Возможное междуцарствие в монархии Памплоны (1000–1004)» , Первый Всеобщий конгресс истории Наварры , 3, Коммуникации. . Средние века , Памплона, 15–18, для противоположного мнения, что Гарсия на самом деле в то время был болен или мертв.
- ↑ В Dikr bilad также записано, что «бесчисленные» христиане прибыли со всех регионов Испании.
- ^ Мартинес Диес, 568–9.
- ^ Перевод с испанского Мартинеса Диеса, 565 г.:
Разгром продолжился бы, если бы не покровительство Всевышнего, недюжинная настойчивость Аль-Мансура и величественная твердость, с которой он сам действовал, несмотря на величие своей тревоги и сокровенного недоумения по поводу развития событий. Это состояние отражалось в настойчивой позе его рук, в его предсмертных стонах и в страстности, с которой он повторял коранические воззвания о возвращении к Богу. Тогда удача изменилась, потому что Бог помог мусульманам своей (прямой) помощью и людьми, которые умели сопротивляться...
- ↑ Джалаф также записывает, что Альманзор велел ему охранять своих лошадей седлами, украшенными драгоценными камнями, чтобы они не попали в руки христиан.
- ^ Мартинес Диес, 567 и примечание 28. Число взято из Дикр билад и Ибн Аби-л-Файяда , в то время как Ибн аль-Хатиб относится к «нескольким парасангам », то есть к слову персидского происхождения, означающему около 6400 метров.
- ^ Мартинес Диес, 567 и 569, цитируя Ибн аль-Хатиба и Дикр билад .
- ^ Jump up to: а б Мартинес Диес, 570 лет.
- ^ Идентификация была впервые предложена Хосе Марией Лакаррой и была принята Мартинесом Диесом, 570–71. Великий французский арабист Эварист Леви-Провансаль первым предположил, что Каштила означает Кастилию, и имел в виду столицу графства, то есть Бургос. Он считал, что весь август ( Рамадан ) Альманзор опустошал Кастилию в направлении Сарагосы, откуда быстро вернулся в Бургос, куда вошел в последний день Рамадана, чтобы прервать пост 4 сентября. Понимая неправдоподобность этого маршрута (Сервера → Сарагоса → Бургос), Леви-Провансаль впоследствии пересмотрел свою идентификацию, приравняв Каштилу к Эстелле . Тем не менее, немецкий ученый Вильгельм Хенербах расширил первоначальное предложение Леви-Провансала, предположив, что Альманзор после своего визита в Бургос отправился в Памплону, а затем вернулся в Кордову через 109 дней.
- ^ Мартинес Диес, 571.
- ^ Мартинес Диес, 572.
- ^ Идентифицирован как таковой Махмудом Али Макки, ср. Мартинес Диес, 572 года.
- ^ Jump up to: а б Мартинес Диес, 569 лет.
- ↑ Мартинес Диес, 573–74 и примечание 44. Он предполагает, что они, должно быть, умерли молодыми из-за отсутствия потомков. Более подробно цитируется в книге Франсиско Маркос-Марина (1985), «Этимология и семантика: теоретические соображения по поводу анализа этимологической проблемы испанского mañero , mañería », «Историческая семантика, историческое словообразование» , изд. определил это Яцек Фисиак (Вальтер де Грюйтер), 378 лет. Рамон Менендес Пидаль как самую раннюю документацию испанского слова mañero («стерильный»).