Микеле Санмикели

Микеле Санмикели , иногда также транскрибируемый как Саммикели , Санмикеле или Саммикеле ( Верона , 1484 г.) [примечание 1] — Верона, 1559), итальянский архитектор и градостроитель , гражданин Венецианской республики .
Остановившись в Риме, чтобы завершить свое образование, изучая искусство Браманте , Рафаэля , Сансовино и Сангалло , он вернулся в Верону, где на протяжении всей своей жизни получал множество престижных заказов.
Нанятый Светлейшим в качестве военного архитектора, он спроектировал многочисленные укрепления в обширной Венецианской республике, обеспечив себе тем самым высокую репутацию. Его работы можно найти в Венеции , Вероне , Бергамо и Брешии , он много работал в Далмации , в Задаре и Шибенике , на Крите и Корфу . Благодаря своему пребыванию в последних местах он, вероятно, был единственным итальянским архитектором 16-го века, который имел возможность увидеть и изучить греческую архитектуру , что стало возможным источником вдохновения для использования им дорических колонн без оснований.
Неутомимый труженик, помимо построек военного характера, он занимался также проектированием дворцов и религиозной архитектуры, представляющей большую ценность.
Биография
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]
Большая часть сведений о жизни Микеле Санмикели известна через его первого биографа Джорджо Вазари , который написал о веронском архитекторе в своей знаменитой работе Le vite de' più eccellentipittori, scultori e Architettori , правда, предоставив скудные сведения за весь период его жизни. обучение между Вероной и Римом. [1]
Санмикели родился в Вероне , в то время входившей в состав Венецианской республики . Он изучил основы своей профессии вместе со своим братом Якопо (умершим молодым) и двоюродным братом Маттео Санмикели у своего отца Джованни и дяди Бартоломео, обоих каменщиков в Вероне. [2] родом из Чимы, деревушки Порлецца на озере Черезио или Лугано . [3] [4] Семейная мастерская представляла собой простую ремесленную мастерскую, хотя и контактирующую с несколькими высококлассными ателье. Вероятно, Микеле также смог в юном возрасте получить интеллектуальную стимуляцию от знакомства своей семьи с Бернардино и Маттео Маццолой, каменщиками и гуманистами, с которыми они сотрудничали при строительстве Лоджии дель Консильо. [5]
К концу 1505 года юный Санмикели уже осиротел от обоих родителей, при этом один брат, Якопо, был близок к смерти, а другой брат, Алессандро, был заперт в монастыре в Болонье . Эта ситуация не давала ему особых причин оставаться в родном городе, и поэтому, продав часть семейной собственности в Аццано, он решил переехать в Рим . [6]
Первые комиссии в Риме и Орвието
[ редактировать ]
Санмикели уехал в Рим в молодом возрасте (около двадцати лет). [примечание 2] работать помощником Антонио да Сангалло . В Урбе , куда он, вероятно, смог переехать благодаря поддержке двух своих братьев, занимавших видные должности в конгрегации регулярных каноников Святого Антония , у него была возможность изучать классическую скульптуру и архитектуру . [2] В Риме он также часто посещал архитектора и инкрустатора Фра Джованни да Верона , который работал при папском дворе, и в кружке Брамантески . [7] Вскоре он заслужил такую похвалу, что Вазари писал, что «в короткое время он стал не только в Риме, но и во всех окружающих его местах прославленным и знаменитым». [1]
В 1509 году он затем отправился в Орвието , [примечание 3] где он оставался в течение следующих двух десятилетий. В 1512 году ему представилась прекрасная возможность: ему предложили роль мастера-строителя на строительстве собора Орвието . [8] эта должность позволяла ему не только руководить работой одного из крупнейших сооружений центральной Италии, но и быть преемником множества великих архитекторов, ранее принимавших участие в проекте. Это назначение принесло ему большой престиж, и опыт, который он получил в результате этого, особенно в управлении рабочей силой, окажется наиболее полезным, когда в будущем ему поставят во главе восстановления венецианского государства. [9]

Также в 1512 году под титулом « марморайо » он отправился в Риети в качестве гаранта в споре о выплате флорентийскому скульптору, а в 1516 году отправился в Спелло для оценки кибория , хранившегося в коллегиальной церкви Санта-Клауса. Мария Маджоре. [10]
Благодаря известности, которую он получил, будучи мастером-строителем собора, Санмикели смог получить несколько важных частных заказов, как, например, 19 апреля 1516 года, когда он был заказан сиенским купцом Джироламо Петруччи в Орвието для строительства семейной часовни. в церкви Сан-Доменико , над которой он работал до 1524 года и которая стала одной из важнейших его работ. [11]
Между 1525 и 1526 годами [примечание 4] он работал над подготовкой по заказу кардинала Алессандро Фарнезе первого проекта собора Монтефиасконе , восьмиугольного здания, увенчанного куполом в стиле Браманте, напоминающего здание в церкви Санта-Мария-ди-Лорето в Риме. [12] От этого здания осталась только колоннада с антаблементом из-за пожара 1670 года и последующей радикальной реконструкции Карло Фонтаны . Во время пребывания в Монтефиасконе у него также случился роман, о котором он мало говорил, но который привел к рождению дочери. [10]
В начале 1526 года он осуществил по повелению Климента VII обследование укреплений северных границ Папской области , находившихся под угрозой со стороны Карла III Бурбона , после чего был составлен подробный отчет, подписанный с Антонио да Сангалло. Младший . [примечание 5] Из существующих источников не сразу понятно, почему папа обратился за столь деликатным поручением к Санмикели, а не к другому человеку; [13] возможно, оно было дано ему по рекомендации кардинала Алессандро Фарнезе или, что более вероятно, по велению самого Антонио да Сангалло. [14] Это задание стало еще одним поворотным моментом в его карьере, поскольку у него появилась возможность посетить самые передовые объекты военной архитектуры и пообщаться с наиболее уважаемыми архитекторами и инженерами того времени, которые сильно повлияли на него в его способах проектирования.
Возвращение в Верону и назначение в Светлейшую.
[ редактировать ]
После окончания службы у Климента VII Санмикели решил вернуться в 1527 году в Верону: [7] Вазари писал, что «после стольких лет к Микеле пришло желание снова увидеть свою родину, своих родственников и друзей, но тем более крепости венецианцев». [1] Проведя несколько дней в родном городе, он отправился в Тревизо и Падую, чтобы изучить их военную архитектуру. О его пребывании в городе Падуя ходит легенда, что он был помещен под арест по подозрению в шпионской деятельности, учитывая его большой интерес к оборонительным сооружениям. [примечание 6] [15] Во время последующего пребывания в Леньяго для ремонта крепости он встретил генерал-капитана Венецианской республики Франческо Мария делла Ровере , знакомство с которым, а также приобретенная им теперь слава означали, что ему предложили должность военного инженер «Серениссимы». Таким образом, так же, как Якопо Сансовино , он стал наемным офицером Республики: его признание среди венецианцев и трагедия, представленная разграблением Рима, убедили Санмикели никогда не возвращаться в Лацио .

города, призвал его Его первое задание в этой роли было в Вероне между 1527 и 1528 годами, куда Джованни Эмо, подеста возглавить восстановление моста Понте Нуово через реку Адидже . Кроме того, примерно в конце 1527 года дворянка Маргарита Пеллегрини предложила ему спроектировать часовню в память о ее сыне Николо в церкви Сан-Бернардино в Вероне : к этой работе архитектор приложился с большим энтузиазмом, создав произведение, которое было очень ценится клиентом. [16] Капелла Пеллегрини затем была предметом последующих ретушей Бартоломео Джулиари в 1793 году. 28 октября 1530 года, когда частные работы были завершены, он был официально назначен суперинтендантом военных заводов Вероны (должность, которую он занимал до своей смерти). . [16] В этой роли он спроектировал монументальные ворота города: Порта Нуова. [примечание 7] (1532 г.), Порта Сан-Дзено (1541 г.) и Порта Палио (1547 г.); [7] он также начал преобразовывать укрепления Вероны с помощью бастионной системы. [примечание 8] В то же время (между 1531 и 1532 годами) он отвечал за изучение и проектирование реорганизации Цитадели Висконти в Вероне в сотрудничестве со своим племянником Джанджироламо Санмикели, который был его верным соратником и преемником.
В результате его работы в Вероне навыки Санмикели как военного архитектора стали известны и оценены за пределами Республики, и поэтому Франческо II Сфорца в 1531 году получил разрешение нанять его в качестве консультанта по крепостям Виджевано , Павия , Алессандрия , Лоди и Комо для Ломбардского герцогства . В 1539 году Карл V также обратился к Светлейшей с просьбой, которая, однако, была отклонена, о его услугах по укреплению Антверпена . [17]

Слава его как архитектора связана не только с произведениями военного характера, но и с гражданской архитектурой в стиле Возрождения . В 1530 году Людовико ди Каносса, епископ Байе , вернувшийся в Верону в 1520-х годах, поручил ему спроектировать городской дом недалеко от Кастельвеккьо , между воротами Борсари и аркой Гави . [примечание 9] и загородная вилла в Греццано-де- Моццекане . Палаццо Каносса был завершен вскоре после смерти епископа в 1532 году; среди прочего, архитектор именно через Людовико познакомился с братьями Джован Франческо, Антонио и Грегорио Бевилаква, которые доверили ему в конце 1520-х годов строительство Палаццо Бевилаква, обращенного к дворцу Каносса вдоль нынешнего Корсо Кавур, и восстановление замка Бевилаква в 1532 году. [18]
В 1531 году он начал работу (которая продолжалась до 1537 года) на стенах Орзинуови , а в следующем году завершил исследования по укреплениям Тревизо и Брешии , а также по реконструкции площади Контарена в Удине . В следующем году он был в Падуе для обширных исследований, приведших к строительству бастиона Корнаро. [17]
В 1533 году он был очень активен в Вероне, где построил порталы дворцов Капитанио и Подеста по указанию венецианских ректоров Дольфина и Джустиниана, [18] и отремонтировал дом своей семьи; он также отправился в Пезаро и Сенигаллию для консультаций, касающихся портов.
Укрепление Венеции и восточных границ
[ редактировать ]
В октябре 1534 года Санмикели уехал в Задар по просьбе Сената республики , но не раньше, чем продиктовал свою волю венецианскому нотариусу Джованни Кавани. По возвращении в Венецию Совет Десяти поручил ему составить секретный отчет об обороне лагуны, документ, демонстрирующий превосходную методологию, использованную Санмикели, которая актуальна и сегодня; с помощью этого документа архитектор смог подчеркнуть сложные проблемы территории и официально оформить реконструкцию с учетом не только военной, но и гражданской эффективности. [19] За этим заданием немедленно последовала, 27 января, комиссия по проектированию форта Сант-Андреа на одноименном острове перед Венецианским Лидо и других укреплений в лагуне. Эта работа принесла ему назначение 14 апреля на должность главного инженера республики «как для раскопок и обслуживания наших лагун, так и для укрепления наших объектов [...] с суши и с моря».
Его напряженная деятельность в качестве военного архитектора не мешала ему, однако, заниматься и строительными работами: в эти годы он спроектировал для семьи Корнаро виллу в Пьомбино-Дезе (не путать с виллой Корнаро , построенной Палладио ), позже снесен в 1795 году. [20]
Между 1537 и 1540 годами Санмикели пережил период напряженной работы, в течение которого он почти непрерывно путешествовал для осмотра восточных укреплений вместе со своим племянником, с которым возросли личные и профессиональные связи; он посетил Далмацию , Задар , Шибеник , Корфу , Крит и другие места в Стато-да-Мар . [21] По возвращении из долгого путешествия он продолжал работать над укреплениями материка (особенно Орзинуови и Кьоджиа ), но также посетил Виченцу за советом по строительству Палаццо делла Раджоне , во время которого он, скорее всего, встретил архитектора Андреа Палладио .
Последние годы
[ редактировать ]
В последующие годы веронский архитектор по-прежнему много путешествовал по обширным Домини-ди-Терраферма для проведения обследований и инспекций различных оборонительных сооружений, хотя ему пришлось отказаться от новой миссии на восточные территории из-за тяжелых физических условий. [22] Он также активно участвовал в проверках гидравлических сетей и продолжал контролировать и открывать многочисленные строительные площадки в Вероне и Венеции.
Переехав навсегда в Верону, он посвятил себя проектированию многочисленных роскошных патрицианских резиденций в городе, а также строительству купола церкви Сан-Джорджо-ин-Брайда и (незаконченного) фасада Санта-Мария-ин-Органо . В 1540 году он закончил работу над Палаццо Помпеи по заказу богатой семьи Лавеццола. [23] одно из самых успешных произведений веронского мастера. [примечание 10]
В 1541 году он спроектировал дворец Корнер Мочениго в Венеции с видом на Кампо Сан Поло в сестьере одноименной . [22] те же новаторские элементы, которые можно найти в его более поздних работах: Палаццо Ронкале в Ровиго , [24] Палаццо дельи Оноридж в Вероне (1553-54) и Палаццо Гримани ди Сан-Лука в Венеции (около 1556), который также является его последним шедевром.
В 1555 году он создал чертежи для перестройки депо Буцентавра в венецианском арсенале , а в следующем году работал над триумфальной аркой для входа Бона Сфорца в Падуе .
Тяжело пострадавший от потери любимого племянника Джанджироламо, в котором он видел своего достойного преемника, он закончил свою карьеру проектированием централизованно запланированной церкви Мадонны ди Кампанья, завершенной Бернардино Бругноли в Вероне. 29 апреля 1559 года он продиктовал завещание, назначив своего кузена Паоло своим универсальным наследником. [примечание 11] и к концу августа того же года он скончался в своем родном городе из-за сильной лихорадки. [примечание 12] Его останки хранятся в церкви Сан Томазо Кантуариенсе . [25]
Влияния и стили
[ редактировать ]
Санмикели неоднократно называли архитектором маньеристского стиля . Однако это недостаточное определение, поскольку, если в архитектурных достижениях Микеланджело или Джулио Романо можно обнаружить преднамеренные нарушения, типичные для этого стиля, то в Санмикели преднамеренное нарушение классических правил, по-видимому, отсутствует: во всяком случае, его нарушения не были направлены на желание поразить наблюдателя, но были необходимы для того, чтобы иметь возможность смешивать древние элементы с требованиями современного дизайна. [26]

Стиль Санмикели, который, безусловно, кажется узнаваемым и безошибочным, [27] проявляется как результат влияний Высокого Возрождения (особенно Браманте и Рафаэля ), усвоенных во время его пребывания в центральной Италии, и пристрастий архитекторов, уже работавших в Вероне и Венеции. усвоил канонические правила архитектуры из работ Витрувия Веронский архитектор настолько , что Арентино включил его в небольшую группу архитекторов, известную как « Витрувии в li edifici belli ». [28] Однако в некоторых работах Санмикели не просто рабски применял рецепты витрувианской архитектуры, а применял их по-новому. Несмотря на то, что он не оставил никакой графической документации, он прекрасно знал древнюю архитектуру, особенно веронскую архитектуру, поскольку многочисленные источники вдохновения черпаются из Арены , Арки Гави , разрушенной Арки Юпитера-Аммона, римского театра , а также Борсари и Леони ворота. [29]
Хотя на протяжении всей своей жизни Санмикели кажется довольно последовательным одной архитектурной идеей, в его работах все же можно обнаружить изменение стиля. В ранний период своей жизни он оказался более склонным к реализации проектов, наделенных большей сложностью и более тонким мастерством (таких как дворец Бевилаква и капелла Пеллегрини ), тогда как в конце жизни он отдавал предпочтение более трезвому, но более монументальному стилю (как в церковь Мадонны ди Кампанья, последняя работа архитектора). [26]
Санмикели, покровитель художников
[ редактировать ]На пике своей карьеры Санмикели принадлежал к элите венецианской художественной сцены, наравне с Тицианом и Сансовино ; это состояние позволяло ему быть в контакте с значительной частью местной знати, а кроме того, его деятельность в качестве архитектора давала ему возможность консультировать заказчика по поводу оформления строящегося объекта. Перед лицом всего этого он имел возможность рекомендовать многих живописцев и скульпторов по своему вкусу, став своего рода покровителем. [30]
Среди художников, которые больше всего выиграли от отношений с Санмикели, были Франческо Торбидо , Баттиста дель Моро , Джованни Баттиста Зелотти и Паоло Веронезе . [примечание 13] последний был одним из важнейших представителей венецианской живописи того времени, хотя Вазари также был рекомендован для некоторых работ, в частности для создания девяти панелей для одного из потолков дворца Корнер Спинелли . [примечание 14] [31] Хотя многие скульптурные работы, необходимые для его проектов, были выполнены самим Санмикели, некоторые он заказал другим скульпторам, особенно Алессандро Виттории , Пьетро да Сало и Данезе Каттанео . [32]
В результате этих соображений влияние Санмикели на венецианское искусство нельзя отнести только к архитектуре, но распространить также на практику живописи и скульптуры.
Художественное наследие
[ редактировать ]К концу XVI века искусство Санмикели сильно повлияло на творчество современных архитекторов, хотя после его смерти, с течением времени, его влияние уменьшилось, пока не исчезло совсем. [33] Одним из архитекторов, который больше, чем кто-либо другой, черпал вдохновение в работах веронского мастера, безусловно, был Якопо Сансовино , о чем можно судить по некоторым его работам, таким как Библиотека Марчианы . [примечание 15] и Угловой дворец . [примечание 16] [34] В свою очередь, Санмикели также черпал вдохновение из работ Сансовино; это говорит о том, что между двумя соперниками были хорошие отношения и что иногда они разделяли некоторые идеи.
Другим архитектором, на которого сильное влияние оказали работы Веронезе, был Андреа Палладио , настолько, что он, возможно, первоначально считал его своим наставником. [35] хотя его влияние на падуанского архитектора по мере его взросления ослабевало и в конечном итоге почти полностью исчезло. Другими архитекторами, вдохновленными Санмикели, были Бартоломео Амманнати. [примечание 17] и Микеланджело , который, как вспоминает Вазари, питал симпатию и уважение к своему веронскому коллеге. Однако ближайшими последователями Санмикели были члены его семьи: молодой Бернардино Бругноли и его племянники Джанджироламо Санмикели и Доменико Куртони были среди тех, кто больше, чем кто-либо другой, воспринял художественное наследие своего знаменитого родственника. Благодаря им санмикельский стиль просуществовал до середины 17 века, когда растущая популярность подхода Палладио к архитектуре затмила его.
Нужно было бы подождать далеко за пределами начала 18-го века с Бартоломео даль Поццо через его работу Le vite de'pittori, de gli scultori et Architetti veronesi и особенно со Сципионе Маффеи и его Verona illustrata , чтобы интерес к работе Санмикели появился. быть заново открыты. [36] Этот возобновленный интерес обнаруживается и позже в исследованиях и работах Алессандро Помпея . [примечание 18] а также Адриано Кристофали и Луиджи Трецца. [36] В девятнадцатом веке его работами занимались и другие веронские архитекторы и ученые, такие как Микеланджело Кастеллацци, спроектировавший Палаццо Оттолини (на площади Пьяцца Бра ), моделируя его по структуре Палаццо Каносса, и Бартоломео Джулиари, который в 1816 году создал монография о капелле Пеллегрини. [37] В 1823 году Франческо Ронзани и Джироламо Лучолли наконец создали тщательную коллекцию работ Санмикели. [38]
В качестве демонстрации вновь обретенной признательности к работам Санмикели город Верона посвятил ему статую работы Джанбаттисты Трояни , которая до сих пор стоит на Корсо Порта Нуова. [39]
Основные работы
[ редактировать ]На пике своей карьеры Санмикели пользовался широким признанием среди венецианского правящего класса и занимал видное положение среди других архитекторов на службе Светлейшей. Его должность «Архитектора Прославленной Венецианской Герцогской Империи» побудила его руководить многочисленными проектами на обширных территориях Светлейшего, как в Домини -ди-Терраферма , то есть на северо-востоке Италии, так и в отдаленных владениях Корфу , Крита и Хорватия . [40]
В начале 16 века венецианское правительство было очень обеспокоено защитой своих границ, опасения, которые усилились после войны Камбрейской лиги , которая произошла между 1509 и 1516 годами. Было решено защитить республику. предпринять проект по улучшению оборонительных сооружений, поэтому венецианцы нашли в Санмикели подходящего человека для выполнения этой деликатной задачи. Для него в 1535 году создали специальную должность инженера-надзирателя всех укреплений империи.
Хотя его слава была в основном связана с военными работами, веронский архитектор также приложил все усилия для строительства гражданских сооружений, таких как церковные и жилые здания, имеющие большую ценность, настолько, что он вызвал признание и у других современных архитекторов, таких как как Себастьяно Серлио [примечание 19] и Якопо Сансовино .
Хотя в начале своей карьеры он занимался городами центральной Италии, местом, с которым он связал свое имя больше, чем с каким-либо другим, несомненно, была Верона. Помимо своего родного города, где он был главным действующим лицом на архитектурной сцене, его часто приглашали для консультаций или проектов за пределами территорий Светлейшего.
Военные работы
[ редактировать ]


Вазари, знавший его в Венеции, приписывает Санмикели фундаментальные новшества в области фортификации во время общего обновления в области военных работ, для которых термин « итальянский след используется ». Однако, по крайней мере, первое из этих нововведений — изобретение углового бастиона — следует помнить, что современная историография приписывает его Джулиано да Сангалло и Антонио да Сангалло. Санмикели завершил свое обучение, знакомясь с творчеством двух братьев и их наследника Антонио да Сангалло Младшего , с которым он долгое время сотрудничал.
В Вероне
[ редактировать ]- Порта Нуова . Построенный между 1535 и 1540 годами, он был капитально перестроен австрийцами в 1854 году с добавлением двух боковых арок на обоих фасадах. На заднем фасаде находилась утерянная позже мемориальная доска, удостоверяющая авторство работы архитектора. [41] [42]
- Порта Сан Дзено . Построенный, вероятно, между 1540 и 1541 годами и наверняка законченный в 1542 году (дата указана в надписи, расположенной на фасаде города), он имеет несколько оригинальных элементов по сравнению с двумя другими городскими воротами, начиная с фасада, выполненного не полностью из камня, а с чередованием кирпичей и большей простотой и трезвостью. Вероятно, это связано с необходимостью построить его в сжатые сроки и с относительно скромными затратами. [43] [44]
- Порта Палио . Построенный между 1542 и 1557 годами, он считается шедевром Санмикели с точки зрения того, что он сделал как военный архитектор, и идеально вписывается в культуру позднего Возрождения того периода. В то время как сельский фасад имеет элементы, которые делают его роскошным и изысканным произведением искусства, призванным выразить престиж города и Республики, городская сторона очень строгая, покрытая рустованным тесаным камнем. [45]
В Венеции
[ редактировать ]- Форт Сант-Андреа. Построен начиная с 1534 года.
В других местах
[ редактировать ]- «Нижние» ворота в Леньяго. Начатый в 1529 году, он стоял на противоположной стороне города от ворот Сан-Мартино, обращенной в сторону Полезине. Сейчас снесен, записей о его появлении нет. [46]
- «Верхние» ворота Сан-Мартино в Леньяго. Спроектирован около 1529-30 гг. и закончен в 1535 г. Напротив «нижних» ворот он тоже был снесен. [46] в 1887 году; его структура известна по рельефам XVIII века.
- Материковые ворота в Задаре. Построен в 1537 году. [47]
Укрепления
[ редактировать ]Санмикели вызывали во многие места для проектирования или консультирования по вопросам укреплений для защиты городов:
- в Монтелеоне д'Орвието (1525 г.);
- в Пьяченце (1526 г.);
- в Леньяго (1529 г.);
- в Вероне (1530–1537 гг.);
- в Падуе (1532 г.);
- в Сенигаллии (1533 г., с более поздними переработками);
- город Задара (1534 г.);
- в Венеции (1535 г.);
- в Орзинуови (ок. 1535 г.);
- в Брешии (1536 г.);
- на Корфу (1537 г.);
- на Крите (в разных местах, между 1538 и 1539 годами);
- в Пескьера-дель-Гарда (1548 г.).
Дворцы и гражданская архитектура
[ редактировать ]


В проектировании дворцов Санмикели был одним из самых новаторских архитекторов XVI века: особенностью его работ является смешение классических элементов, частое в творчестве Браманте и Рафаэля, с другими элементами, принадлежащими местной архитектурной традиции. Хотя именно в Орвието Санмикели начал свою карьеру дворцового строителя (благодаря дружбе с Джироламо Петруччи), однако именно в Вероне у него появилась возможность продемонстрировать свои истинные способности.
В Орвието
[ редактировать ]- Палаццо Петруччи на Корсо Кавур. По заказу Джироламо Петруччи в 1517 году работы включали полную реконструкцию интерьера и новый трехуровневый фасад. [48]
- Муниципальный дворец. Ремонт включал строительство нового свода нижнего зала, реконструкцию четырех мастерских и другие мелкие работы. [49]
В Венеции
[ редактировать ]- Палаццо Корнер Мочениго на Кампо Сан Поло. Построен в 1541 году. [50]
- Палаццо Гримани на Большом канале. Реализован в 1556 году. [50]
В Вероне
[ редактировать ]- Понте Нуово. Мост был построен между 1526 и 1528 годами взамен более раннего моста, разрушенного во время наводнения 1512 года. Имея простую конструкцию с четырьмя арками увеличивающегося пролета и разделенными опорами, он также был разрушен во время наводнения в Вероне 1882 года. [51]
- Палаццо Каносса на Корсо Кавур. По заказу Людовико ди Каносса он был спроектирован между 1526-28 годами, а работы начались в 1531 году. Построенный почти одновременно с дворцом Бевилаква, оба сразу приобрели большое урбанистическое значение. [52] [53]
- Дворец Бевилаква на Корсо Кавур. Ввиду сильного соперничества между семьями Бевилаква и Каносса в 1532 году первый решил заказать у мастера роскошный дворец сразу после начала строительства дворца Каносса. Палаццо Бевилаква – одно из самых элегантных и изысканных произведений Санмикели. [51] [54]
- Замок Бевилаква. Средневековая крепость, разрушенная в 1404 году во время войн между венецианцами и каррарези, была преобразована Санмикели в 1930-е годы: после ремонта четырех внешних стен и четырех башен интерьер был полностью отремонтирован и организован вокруг прямоугольного двора. Мастеру также приписывают создание сада на крыше и реконструкцию большого двора позади, включая монументальный портал дорического ордера . [55]
- Портал Палаццо дель Капитанио на площади Синьори. По заказу капитана Леонардо Джустиниана и построенный предположительно между 1531 и 1533 годами, белокаменный портал перекликается с темой триумфальной арки и характеризуется использованием коринфского ордера и наличием благородных гербов. [56]
- Портал Палаццо дель Подеста на площади Синьори. Построенный в 1533 году подестой Джованни Дольфином, он был построен вместо более раннего входа простым сводом. Конструкция портала создана по образцу триумфальной арки и отличается ионическими колоннами и пилястрами, а также наличием льва Св. Марка наверху фронтона . [57]
- Палаццо Помпеи на Лунгадидже Порта Виттория. Построенный по заказу семьи Лавезола примерно в середине 1530-х годов, он характеризуется не только монументальным фасадом с первым этажом из рустованного тесаного камня и более элегантным фортепианным нобилем в дорическом ордере, но и наличием эксцентричного двора с относительно центральной оси, образец, который часто повторяется в венецианской строительной традиции. В настоящее время здесь находится городской музей естественной истории. [58] [59]
- Портал дома Санмикели сначала на улице Бинастрова, а затем в Виколо Поцца. Здание, отремонтированное между 1540 и 1541 годами, имело три этажа, украшенное прекрасным порталом и окнами с прямоугольными рамами, расположенными асимметрично. Дом был снесен в 1890 году из-за значительных повреждений во время наводнения реки Адидже в 1882 году, а портал переехал в другое здание в Виколо-Поцца. [60] [61]
- Вилла Бренцоне Гуариенти в Пунта-Сан-Виджилио. Характеризующийся сдержанным и строгим дизайном, не очень типичным для санмишельской архитектуры, он включен некоторыми авторами в число произведений мастера, вероятно, построенный между 1541 годом для Агостино Бренцоне; в следующем году уже пригодным для проживания, работы, вероятно, были завершены между 1550 и 1553 годами. [62]
- Палаццо дельи Оноридж на площади Бра . Построенный в 1556 году по заказу Бонавентуры дельи Онориджа, он, вероятно, был завершен санмишельской мастерской после смерти мастера. [63]
Другой
[ редактировать ]- Корте Спиноза в окрестностях Мантуи . Спроектированный примерно в 1527 году, его приписывают Санмикели из-за задней стены лоджии , очень похожей на другие работы архитектора. [53]
- Вилла Ла Соранца в Кастельфранко Венето . Спроектированный в 1540 году по заказу венецианского патриция Альвизе Соранцо, он был разрушен в 1818 году. Он был украшен фресками Паоло Веронезе и Джован Баттиста Зелотти . [64]
- Палаццо Ронкале в Ровиго . Завершенная в 1555 году, многие черты этой работы можно найти и в других постройках мастера, что могло бы доказать его авторство. [50]
Религиозные произведения
[ редактировать ]


Хотя Санмикели наиболее известен как военный архитектор и некоторые из его дворцов, в его работах нет недостатка в зданиях религиозного назначения. Его первым заданием в полной автономии было руководство работами над собором Орвието.
Все церкви и часовни, построенные Санмикели, имеют особенность иметь центральный план или, по крайней мере, являются частью структур с централизованным пространством. [65] Это пристрастие архитектора, вероятно, восходит к его изучению религиозных зданий XV века, которые имели те же характеристики.
В Орвието
[ редактировать ]- Кафедральный собор Орвието . Проект алтаря волхвов (начат в 1512 г. и закончен другими в 1528 г.) [66] и вмешательства на фасаде около 1513 года, включая завершение строительства центрального тимпана .
- Погребальная капелла Петруччи в церкви Сан-Доменико в Орвието . Построен около 1516 года по заказу Джироламо Петруччи. [49]
- Собор Санта-Маргерита (или собор Монтефьясконе). Проект датируется 1519 годом и был завершен другими в 17 веке, но остался незавершенным. [49]
- Часовня капрала в соборе Орвието . Проект был начат в 1522 году в качестве гробницы Орсино и Родольфо из графов Маршано, а работы были завершены позже Симоне Моска . [67]
- Клуатр церкви Сант-Агостино в Баньореджо . Он был построен в 1524 году полностью из кирпича. [51] [68]
В Вероне
[ редактировать ]- Погребальная часовня Пеллегрини во францисканском комплексе Сан-Бернардино в Вероне. Работы начались в 1528 году и с 1534 по 1538 год руководил его двоюродный брат Паоло; новые рабочие завершили работу только в 1559 году. [69]
- Хоровой экран и завершение пресвитерия Веронского собора . По заказу епископа Джана Маттео Гиберти работы начались в 1534 или 35 году и завершились в 1541 году; живописное оформление выполнил Франческо Торбидо по предварительным карикатурам Джулио Романо . [70] [71]
- Реализация барабана и купола церкви Сан-Джорджо-ин-Браида в Вероне. Работа была спроектирована к 1536 году и завершена в 1540 или 43 году. [51] [72]
- Лазаретто Вероны. Построенный в 1549 году за стенами Вероны для изоляции зараженных чумой, он, вероятно, основан на уменьшенной конструкции оригинального санмикельского проекта. Завершено в 1628 году, в результате многовековых повреждений сохранились только руины монастыря и изувеченного куполом центрального храма. [73]
- Фасад церкви Санта-Мария-ин-Органо в Вероне. Работы под руководством его двоюродного брата Паоло начались в 1547 году и продолжались до конца века. [74]
- Часовня виллы Делла Торре в Фумане . Несмотря на свои небольшие размеры, это яркий пример церковной архитектуры Санмикели. [75]
- Колокольня собора Вероны . Работы начались в 1555 году, но вскоре были прерваны из-за структурных проблем, вероятно, вызванных нехваткой рабочих. Затем проект был пересмотрен Санмикели, и работы возобновились в 1559 году и, с большей энергией, в 1561 году. После смерти мастера работами до 1579 года руководил Бернардино Бругноли; когда работы были прерваны, сооружение было завершено только в 20 веке по проекту Этторе Фаджиуоли. [76] [77]
- Пол и колокольня церкви Сан-Джорджо-ин-Брайда в Вероне. В 1557 году началась укладка настила по проекту Санмикели, который в том же году спроектировал колокольню, так и оставшуюся незавершенной. [78] [79]
- Церковь Мадонны ди Кампанья в Сан-Микеле-Экстра недалеко от Вероны. Проект датируется 1559 годом, но после смерти Санмикели работами руководил Бругноли. [80]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Нет никакой уверенности в дате его рождения. Вазари сообщает о 1484 году, а историк архитектуры Джулио Санкассани, изучив завещание своего отца, пришел к выводу, что дата рождения должна была быть где-то после 1486 года и не позднее 1488 года. В Вазари (1568 год , гл. Vita di Michele San Michele Architettore veronese ) и Санкассани (1976 , стр. 76–90).
- ↑ По оценкам Вазари, переезд в Рим произошел в 1500-х годах, но согласно недавно установленной информации, которая сдвигает дату его рождения на более позднюю дату, правильной датой можно считать около 1505 года.
- ↑ Вазари писал по этому поводу: «Из-за его славы жители Орвието предоставили ему почетную стипендию, чтобы он стал архитектором их уважаемого храма». В Вазари (1568 , гл. Vita di Michele San Michele Architettore Veronese ).
- ↑ Возможно, уже в 1521 году.
- ↑ Они дошли до Венето. В Пуппи (1986 , стр. 101–107).
- ^ Однако точной информации нет. В Sandrini & Brugnoli (1988 , стр. 164).
- ↑ На стене Порта Нуова Светлейшая удостоила его чести разместить свое имя рядом с именем дожа Андреа Гритти и губернаторов Вероны. В Занандреисе (1891 , с. 197).
- ^ Он построил бастионы Барбариго (1531 г.), Фалер (1535 г.), Сан-Бенардино (1535 г.), Сан-Дзено (1542 г.) и сохранившиеся до сих пор бастионы Сан-Франческо (1546 г.) и Спанья (1547 г.). В старости (2010 , с. 23).
- ↑ В то время Арка Гави располагалась вдоль сегодняшнего Корсо Кавур на высоте Кастельвеккьо и перед Порта Борсари. После демонтажа, произведенного наполеоновскими войсками, в 1932 году он был восстановлен на нынешнем месте рядом с замком.
- ↑ Джовамбаттиста да Персико так сказал об этом: «На этом берегу стоит дворец, который когда-то принадлежал семье Лавеццола, а теперь Помпеи, один из самых прославленных проектов Санмикели. наоборот, не было бы так легко утверждаться. Его фасад разнообразен и расплывчат в достоинстве и простоте всего двух этажей, первый из которых деревенский, второй - дорического ордера». В Да Персико (1820 , стр. 18).
- ↑ В одновременно продиктованном акте он назвал его своим наследником.
- ↑ Вазари сообщает, что «он был убит злокачественной лихорадкой». В Вазари (1568 , гл. Vita di Michele San Michele Architettore Veronese ).
- ↑ По словам Вазари, Санмикели «любил как сыновей» Веронезе и Зелотти, и эта дружба позволила ему получить правильные рекомендации для некоторых важных работ, таких как картины на вилле Соранца и украшения Зала Совета Десяти в Дворец Дожей . В Вазари (1568 , гл. Vita di Michele San Michele Architettore Veronese ).
- ↑ В благодарность Вазари подарил ему рисунок: Сан-Микеле, изгоняющий демонов.
- ^ Некоторые детали напоминают Порта Нуова и дворец Помпеи.
- ^ Очень похож на дворец Каносса как по плану, так и по высоте.
- ↑ Он использовал дизайн Порта Палио в качестве своей основной композиционной модели.
- ^ В таможне Сан-Фермо можно найти пример влияния санмикельского стиля в Помпеях.
- ↑ Он похвалил свою способность строить «здания как для комфорта и украшения мира, так и для защиты от войны». В Серлио (1537 , стр. III).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вазари (1568 , гл. Жизнь Микеле Сан-Микеле, веронского архитектора ).
- ^ Jump up to: а б Сандрини и Бругноли (1988 , стр. 163).
- ^ Бренцони (1960 , стр. 56–65).
- ^ Пуппи (1971 , стр. 11).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 16).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 19).
- ^ Jump up to: а б с Веккиато (2010 , стр. 23).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 20).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 23).
- ^ Jump up to: а б Сандрини и Бругноли (1988 , стр. 164).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 24).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 25).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 28).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 29).
- ^ Занандреис (1891 , стр. 192).
- ^ Jump up to: а б Сандрини и Бругноли (1988 , стр. 165).
- ^ Jump up to: а б Сандрини и Бругноли (1988 , стр. 166).
- ^ Jump up to: а б Веккиато (2010 , стр. 24).
- ^ Сандрини и Бругноли (1988 , стр. 168).
- ^ «Вилла Корнаро» . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 16 августа 2010 г.
- ^ Сандрини и Бругноли (1988 , стр. 169).
- ^ Jump up to: а б Сандрини и Бругноли (1988 , стр. 170).
- ^ Информационный бюллетень Banca Popolare di Verona , Верона, 1997, н. 1.
- ^ «Палаццо Ронкале» . Архивировано из оригинала 29 августа 2007 года . Проверено 16 августа 2010 г.
- ^ Занандреис (1891 , стр. 191 и стр. 206).
- ^ Jump up to: а б Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 278).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 275).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 302–312).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 25).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 60).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 61).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 63).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 336).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 337).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 339).
- ^ Jump up to: а б Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 343).
- ^ Джулиари (1816) .
- ^ Ронзани и Лучолли (1831) .
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 344).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 14).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 182).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 359).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 189).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 258).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 199).
- ^ Jump up to: а б Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 358).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 366).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 166).
- ^ Jump up to: а б с Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 353).
- ^ Jump up to: а б с Микеле Санмикели, запись (на итальянском языке) в Энциклопедии Треккани
- ^ Jump up to: а б с д Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 355).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 118–123).
- ^ Jump up to: а б Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 356).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 143).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 125–129).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 139).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 133).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 165–167).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 363).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 153).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 369).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 157–158).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 173–175).
- ^ «Президент Галан представляет фреску Веронезе, приобретенную регионом» . Архивировано из оригинала 15 января 2012 года . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 75).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 352).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 354).
- ^ «Баньореджо в провинции Витербо» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2016 года . Проверено 25 сентября 2010 г.
- ^ Веккиато (2010 , стр. 30–32).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 47).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 361).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 52).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 66–71).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 75–76).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 81).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 97–101).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 373).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 56–59).
- ^ Дэвис и Хемсолл (2004 , стр. 375).
- ^ Веккиато (2010 , стр. 103).
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Бартоломео Джулиари (1816 г.). Часовня семьи Пеллегрини, существующая в церкви Сан-Бернардино в Вероне, архитектура Микеле Санмикеле . Верона: типография Джулиари.
- Сципионе Маффеи (1732 г.). Верона с иллюстрациями . Верона.
- Джовамбаттиста да Персико (1820 г.). Описание Вероны и ее провинции . Верона.
- Александр Помпеи (1735 г.). Пять ордеров гражданской архитектуры Мишеля Санмикели, больше не видимые в свете, теперь опубликованы и выставлены вместе с ордерами Витрувия и пятью другими . Верона: Книготорговец Якопо Валларси в Сан-Себастьяно.
- Франческо Ронзани; Джироламо Лучолли (1831 г.). Гражданские, церковные и военные заводы Микеле Санмикели . Венеция: Джузеппе Антонелли.
- Себастьяно Серлио (1537 г.). Общие правила архитектуры о пяти способах строительства . Венеция: Франческо Марколини из Форли.
- Джорджо Вазари (1568 г.). Жизнь самых выдающихся итальянских архитекторов, художников и скульпторов от Чимабуэ до наших дней . Издание Джунтина. часть III, том II.
- Диего Занандреис (1891). Джузеппе Биадего (ред.). Жизнь веронских художников, скульпторов и архитекторов . Верона: Фабрика литографической печати Франчини.
Современные источники
[ редактировать ]- Рафаэлло Бренцони (июнь 1960 г.). «Санмикели, мастера-архитекторы и скульпторы 15-16 веков, родом из Порлецца-ди-Вальсольда». Arte Lombarda: журнал истории искусства . В (1).
- Пол Дэвис; Дэвид Хемсолл (2004). Микеле Санмикели . Милан: Электа.
- Лионелло Пуппи (1971). Микеле Санмикели: архитектор из Вероны . Венеция: Марсилио.
- Лионелло Пуппи (1986). «Путешествие Антонио да Сангалло и Микеле Санмикели по Венето весной 1526 года». Антонио да Сангалло Младший: жизнь и творчество . Венеция: Графика Трис.
- Джулио Санкассани (1976). «Завещание Джованни Санмикели Лапичиды, отца архитектора Микеле». Труды и воспоминания Веронской академии земледелия, наук и литературы . Том XXVI. Верона: Линотип Веронезе Фиорини.
- Артуро Сандрини; Пьерпаоло Бругноли (1988). Архитектура Вероны в эпоху Светлости . Верона: Banca Popolare di Verona.
- Маристелла Веккиато, изд. (2010). Маршруты Сан-Микеле в провинции Верона . Верона: Министерство культурного наследия и деятельности, Управление архитектурного и ландшафтного наследия провинций Верона, Ровиго и Виченца.

Внешние ссылки
[ редактировать ]- Часовня Пеллегрини на Flickr
- Санмикели, Микеле на treccani.it
- Бруно Мария Аполлонж, САНМИЧЕЛИ, Микеле в итальянской энциклопедии
- СанМичели, Майкл, откуда мы знаем.это
- Мишель Санмикели в Британской энциклопедии
- Мария Бельтрамини, САНМИЧЕЛИ, Микеле в Биографическом словаре итальянцев
- Микеле Санмикели на BeWeb, Епископальной конференции Италии
- Работы Микеле Санмикели на MLOL
- Работы Микеле Санмикели в Открытой библиотеке