Музей искусства и истории иудаизма
![]() Статуя капитана Дрейфуса во дворе отеля Сен-Эньян. | |
Расположение | 71, улица дю Темпль, 75003, Париж |
---|---|
Координаты | 48 ° 51'40 "N 2 ° 21'19" E / 48,8611 ° N 2,35528 ° E |
Тип | Еврейский музей , Художественный музей , Исторический музей, Историческое место |
Директор | Пол Сэлмон |
Доступ к общественному транспорту | |
Веб-сайт | www.mahj.org |
Musée d'Art et d'Histoire du Judaïsme или mahJ (англ. «Музей еврейского искусства и истории») — крупнейший французский музей еврейского искусства и истории. Он расположен в отеле Saint-Aignan в районе Марэ в Париже.
Музей передает богатую историю и культуру евреев Европы и Северной Африки от средневековья до 20 века. Его прекрасная коллекция религиозных предметов, архивов, рукописей и произведений искусства пропагандирует вклад евреев во Францию и в мир, особенно в искусство. Коллекции музея включают произведения искусства Марка Шагала и Амедео Модильяни . В его выставки вошли работы таких художников, как Сутин , Френель , Мане-Кац и других.
В музее есть книжный магазин, торгующий книгами по еврейскому искусству, истории и иудаике, медиа-библиотека с онлайн-каталогом, доступным для общественности, а также аудитория, где проводятся конференции, лекции, концерты, представления и семинары. Он также организует еженедельные экскурсии на английском языке в течение туристического сезона (апрель – июль) для отдельных лиц, а также студентов и преподавателей, а также семинары для детей, семей и взрослых.
История музея
[ редактировать ]В 1985 году Клод-Жерар Маркюс, Виктор Клагсбальд и Ален Эрланд-Бранденбург запустили проект по созданию музея еврейского искусства и истории в Париже при поддержке города Парижа и министерства культуры в лице Джека Ланга министра культуры . . У проекта было две цели: во-первых, предоставить Парижу амбициозный музей, посвященный иудаизму, и, во-вторых, представить национальные коллекции, приобретенные из запасов национального музея средневековья. В то время в Париже на улице Соль существовал лишь скромный музей, посвященный иудаизму.
Проектом руководил Лоуренс Сигаль, начиная с 1988 года. Тогдашний мэр Парижа Жак Ширак предоставил отель de Saint-Aignan в Марэ в качестве места для будущего музея. Во время облав на евреев в 1942 году, проведенных французским правительством Виши, несколько жителей здания были арестованы и депортированы. Тринадцать еврейских обитателей отеля были убиты в нацистских лагерях смерти. Музей искусства и истории иудаизма наконец открылся в 1998 году. [ 1 ]
Решение создать музей в Марэ было осознанным. С конца 18 века в Марэ проживало большое количество евреев. Сначала это были выходцы из Восточной Европы, а позже из Северной Африки в период деколонизации. Сегодня Марэ глубоко преобразился: на смену традиционным магазинам пришли модные дизайнерские бутики. Тем не менее, этот район также является культурным центром с такими музеями, как музей Карнавале , музей Пикассо и Мемориал де ла Шоа (Мемориал Холокоста).
Два архитектора, ответственные за реконструкцию интерьера здания, Катрин Бизуар и Франсуа Пен, не только создали помещения для постоянных коллекций, но также создали медиатеку, аудиторию, книжный магазин и зону, посвященную образовательным мастер-классам.
В музее предусмотрены помещения для временных выставок, образовательных мероприятий и исследований, что делает его динамичным и инновационным культурным центром.
История коллекции
[ редактировать ]Постоянная коллекция музея собиралась из трех основных источников.
Первый — это музей молодого искусства Парижский , коллекция которого была передана в дар мадж. В его состав входили в основном европейские религиозные предметы, графические произведения русских и немецких еврейских художников и художников Парижской школы, а также архитектурные модели европейских синагог, разрушенных нацистами.
Второй источник — Национальный музей Муайен-Эйдж в Париже, известный как музей Клюни. Эту коллекцию собрал Исаак Штраус, французский еврей XIX века. Во время своих путешествий по Европе он собрал 149 религиозных предметов, включая мебель, церемониальные предметы и еврейские рукописи. Святая арка из Италии XV века, обручальные кольца и освещенные кетубботы (брачные контракты) являются примерами артефактов в его коллекции. Штраус считается первым коллекционером еврейских предметов. Часть его коллекции была показана во время Всемирной выставки 1878 года , вызвав большой интерес. После его смерти в 1890 году его коллекция была приобретена баронессой Натаниэль де Ротшильд. Затем она передала ее государству для передачи в дар музею Клюни. [ 2 ] Шестьдесят шесть редких средневековых похоронных стел, обнаруженных в 1894 году на улице Пьер-Сарразен, взяты в долгосрочную аренду у музея Клюни.
Наконец, третий источник — это набор долгосрочных кредитов от таких музеев, как Центр Помпиду , Музей Орсе , Музей Лувра и Национальный музей искусств Африки и Океании . Коллекция музея также пополнилась за счет кредитов консистории Парижской , Еврейского музея в Праге и пожертвований Фонда французского иудаизма. [ 3 ] Музей также приобрел большую коллекцию фотографий. В коллекции более 1500 фотографий, в основном еврейских общин прошлого и настоящего, исторических событий и еврейского архитектурного наследия.
Миссии
[ редактировать ]Официальные миссии [ 4 ]
[ редактировать ]При своем создании музей обозначил пять миссий, которые он стремится выполнить:
- Представьте двухтысячелетнюю историю еврейских общин во Франции и контекстуализируйте ее в общей истории иудаизма.
- Сохраняйте, изучайте, распространяйте и продвигайте коллекцию, архивы и документы музея, относящиеся к еврейской истории и искусству.
- Сделайте коллекцию максимально доступной для широкой публики.
- Организовать распространение всех форм художественного выражения, относящихся к еврейской культуре во всем ее многообразии.
- Создавать и проводить образовательные операции, мероприятия и предприятия для продвижения еврейской культуры.
Цели
[ редактировать ]МахаДж выбрал период времени, охватывающий еврейскую историю от ее зарождения во Франции до рождения Государства Израиль , не включая Холокост. Проект Мемориала Шоа, который сейчас расположен в 800 ярдах от музея, уже существовал, когда был создан МахаД, с целью увековечить память Холокоста. MahJ и Мемориал дополняют друг друга. Музей исследует еврейскую историю и идентичность, но память о Холокосте не является главным элементом. Холокост — настолько уникальное и важное событие, что оно может затмить богатое наследие иудаизма за его пределами и заслуживает отдельного внимания. [ 5 ]
Кроме того, музей выступает за исторический подход к иудаизму. Коллекция музея организована в хронологическом порядке, а представленные произведения искусства всегда находятся в историческом контексте. В отличие от других европейских еврейских музеев, магдж не следит за этапами религиозной жизни. Это не дидактическое изложение религиозного цикла в иудаизме, не общинный и не конфессиональный музей, а показывающий историческую судьбу еврейских общин во времени и пространстве.
Музей также исследует фундаментальные вопросы иудаизма и еврейской идентичности. Является ли иудаизм религией, историей конкретного народа, культуры или цивилизации? Существует ли единство, превосходящее разнообразие внутри еврейских общин?
Наконец, значительную часть коллекции музея составляют произведения искусства от Средневековья до начала 20 века. Отсюда вопрос: что такое еврейское искусство? Литургическое ли это искусство или религиозное? искусство, изображающее еврейские темы и образ жизни; или достаточно того, что художник еврей? [ 6 ]
Ключевые экспонаты
[ редактировать ]Марк Шагал, Ворота кладбища
[ редактировать ]Изображение еврейского кладбища Шагалом является частью повторного открытия еврейского наследия художниками начала 20 века. Шагал недавно обнаружил могилу своего деда: эта картина отчасти является реакцией на это событие. Темы смерти и воскресения художник связал через цитату пророка Иезекииля: «Я открою ваши могилы и подниму вас из ваших могил, о мой народ! И верну вас в землю Израиля». (Иезекииль, 37:12) [ 7 ]
Средневековые надгробия
[ редактировать ]Остатки еврейского кладбища XIII века в Париже были обнаружены в 1849 году. Большой набор найденных исключительных надгробий теперь выставлен в зале, посвященном французскому еврейству в средние века. Они служат свидетельством присутствия евреев в Париже в средние века, несмотря на многочисленные преследования. На всех надгробиях выгравированы надписи на иврите и, таким образом, они являются историческими документами еврейской общины. [ 8 ]

Сукка
[ редактировать ]Эта удивительно хорошо сохранившаяся сукка исключительного качества XIX века использовалась для праздника Суккот, одного из Трех праздников паломничества . Панели украшены картинами с изображением австрийской деревни, первыми словами Декалога и видом на Иерусалим. [ 9 ]

Торжественное платье
[ редактировать ]Ксва -эль-Кбира , также известная как «бербериска», — это свадебное платье, типичное для больших прибрежных городов Западного Марокко. Оно состоит из трех частей: юбки, лифа и вышитого болеро. Его дизайн демонстрирует испанское наследие, повлиявшее на создание костюма. Во многих марокканских семьях церемониальное платье передается от матери к дочери. Многие подобные костюмы были подарены музею марокканскими еврейскими семьями, жившими во Франции после деколонизации. [ 10 ]

Святой Ковчег
[ редактировать ]Этот предмет из синагоги в Модене, Италия, является единственным сохранившимся ашкеназским ковчегом XV века. Его структура и конструкция напоминают форму укрепленной башни. Нарисованная надпись подкрепляет эту аллегорию: «Имя Господне — башня силы, где праведники могут искать убежища». [ 11 ] Вероятно, его сделали итальянские художники Лоренцо и Кристофоро Каноцци . Они преуспели в искусстве маркетри , которое процветало в эпоху итальянского Возрождения. Этот ковчег демонстрирует, как евреи просили самых уважаемых художников того времени выполнить мебель для синагоги. (Притчи, 30:10)

Постоянная коллекция
[ редактировать ]Каждый зал постоянной коллекции объединяет три измерения: историческую перспективу определенного времени, тему какой-либо области иудаизма и конкретное место. [ 12 ] Цель — подчеркнуть разнообразие и единство ритуалов, верований, искусства и материальной культуры еврейских общин в Европе и Северной Африке.
Положение евреев во Франции оригинально, поскольку евреи-ашкенази и сефарды сосуществуют, и эти две традиции смешиваются.

Вводная комната
[ редактировать ]Визит начинается с презентации символических предметов и фундаментальных документов, демонстрирующих постоянство еврейской идентичности и цивилизации, несмотря на диаспору и через нее.
Французские евреи в средние века
[ редактировать ]Французское еврейство в Средние века имело богатую культурную жизнь, о чем свидетельствуют работы еврейских мыслителей, таких как Раши , раввин XI века. В 1306 году Филипп Ле Бель издал указ об изгнании евреев из Франции, а в 1394 году Карл VI запретил их полностью. Центральным экспонатом зала является коллекция надгробий с еврейского кладбища XIII века в Париже. Эти надгробия имеют исключительную ценность, поскольку представляют собой самый крупный археологический комплекс, когда-либо обнаруженный на французской земле. В дальнем конце на стойке для презентаций выставлены ценные рукописи. Четыре редких ритуальных предмета, датированные периодом до изгнания евреев из Франции, иллюстрируют глубину средневековой еврейской жизни. Посетитель видит, как были организованы общины, как знания распространялись в сетях и как евреи присутствовали в христианском мире.
Евреи в эпоху итальянского Возрождения
[ редактировать ]В эпоху Возрождения вплоть до XIX века Италия не была единой страной, поэтому жизнь и присутствие евреев в каждом регионе были разными. Этот зал демонстрирует культурное величие некоторых городов, таких как Модена и Венеция. Он посвящен обстановке синагоги, в том числе редкому Священному ковчегу из Модены в Италии, столовому серебру и литургическим вышивкам из итальянского еврейского мира. Эти прекрасные предметы демонстрируют изысканность итальянского искусства эпохи Возрождения. События жизненного цикла евреев – рождение, обрезание, бар-мицва и брак – иллюстрируются предметами, украшениями и рукописями. Светящиеся брачные контракты (кетуббот) отображаются в рамках. Несколько картин XVIII века, приписываемых Марко Маркуоле, изображают религиозные сцены из еврейской жизни Венеции. Шедевр Алессандро «Иль Лиссандрино» Маньяско 1720 года изображает еврейские похороны в стиле позднего барокко. Картина чрезвычайно выразительна и мучительна, но не лишена реализма, поскольку некоторые детали точно передают еврейские обычаи. Маньяско очень интересовался еврейской тематикой и особенно изображал в своих работах множество синагог.
-
Еврейская свадьба , Марко Маркуола, Венеция, около 1780 г.
-
Обрезание , Марко Маркуола, Венеция, около 1780 г.
-
Еврейские похороны , Алессандро Маньяско, холст, масло, Генуя, около 1720 г.
Ханука
[ редактировать ]Целый зал посвящен празднику Ханука. Здесь представлена исключительная коллекция Хануккиот самых разных форм и дизайнов, относящихся к разному происхождению и периодам. Эта панорама является «метафорой рассеяния евреев по всему миру и их закрепления в доминирующих культурах». [ 13 ]
-
Франция, 14 век.
-
Франция, 16 век.
-
Германия, 17 век.
-
Италия, 18 век.
-
Польша, 18 век.
-
Франция, 19 век.
-
Европа, 19 век.
-
Йемен, 20 век.
-
Тунис, 20 век.
-
Израиль, 20 век.
Амстердам: встреча двух диаспор
[ редактировать ]Небольшая коллекция голландских гравюр 17 и 18 веков представляет собой странствия испанских евреев после изгнания из Испании. Он включает в себя прекрасную серию Бернара Пикара под названием «Церемонии и религиозные обычаи всех народов мира» и показывает, как португальские евреи интегрировались в общины Амстердама, Лондона и Бордо после их изгнания в 1496/97 году. В этой области особое внимание уделяется важности взаимоотношений между сообществами. Наконец, витрина демонстрирует развитие книгопечатания на иврите через редкие книги, являющиеся шедеврами печатного станка.
В следующем году в Иерусалиме
[ редактировать ]Одним из центральных экспонатов музея является полностью отреставрированная сукка XIX века из Австрии, украшенная значимыми для иудаизма местами, такими как Старый город в Иерусалиме. Наряду с другими ритуальными предметами и текстами, он изображает три праздника паломничества — Песах , Шавуот и Суккот — и подчеркивает центральное место, которое Иерусалим занимает в еврейском сознании.
Ашкеназский мир
[ редактировать ]
Несколько масштабных моделей синагог из Восточной Европы, большая часть которых была разрушена нацистами, напоминают нам об исчезнувшем мире. Захватывающая картина под названием «Еврейское кладбище » (1892) Самуэля Хирзенберга изображает тяжелые условия жизни еврейских общин в Польше и России, вызванные погромами в конце XIX века. Две картины Марка Шагала оживляют жизнь евреев в штетлах . В витринах выставлены работы на тему Шаббата , молитвы и литургии. Они дают краткий обзор религиоведения и движений религиозной мысли в XIX веке. Кроме того, выставлена исключительная коллекция маппотов — льняных поясов, которыми пеленали мальчика во время обрезания. Mappot использовались исключительно в Восточной Франции.
Сефардский мир
[ редактировать ]
Сефардская коллекция затрагивает те же темы, что и ашкеназская коллекция, чтобы показать родство и контрасты между двумя традициями.
Географические контрасты в религиозных обычаях евреев-сефардов подчеркиваются разнообразием текстиля, синагогального серебра, обычных предметов домашнего обихода и популярного искусства.
Коллекция содержит широкий спектр этнографических предметов, иллюстрирующих богатство традиций и семейных церемоний, а также богатые костюмы евреев Магриба, Османской империи и Ближнего Востока. Картины и гравюры востоковедов, а также старые фотографии завершают это путешествие среди общин диаспоры .
-
Еврейка , Феликс-Жозеф Барриас , 1890 г.
-
Еврейский фестиваль в Тетуане , Альфред Деходенк , 1865 г.
Еврейская эмансипация: французская модель
[ редактировать ]Эпоха эмансипации евреев во Франции началась с Французской революцией в конце XVIII века: гражданами они стали в 1790–1791 годах. В этом разделе представлена панорама французского иудаизма XIX века. В нем основное внимание уделяется важным моментам интеграции евреев в современное общество, включая создание консисторий ( 1808 г.) под эгидой Наполеона Бонапарта , которые организовали французский иудаизм, а также установление государственного секуляризма в 1905 году. Эти моменты иллюстрируются произведения французских и европейских художников, изображающие еврейскую тематику, в том числе Альфонса Леви, Эдуарда Брэндона , Эдуарда Мойзе, Сэмюэля Хирзенберга, Мориси Готлиба , и Мориций Минковский . Эти произведения искусства показывают, что еврейское искусство не просто литургическое или традиционное. Евреям наконец разрешили учиться в Школе изящных искусств , и многие еврейские художники того времени были заинтересованы в том, чтобы оставаться верными традициям изящных искусств. Социальный подъем многих евреев во Франции иллюстрируется рядом портретов выдающихся политических, экономических и культурных деятелей, таких как Рашель , Адольф Кремье и братья Перейр . [ 14 ]
В этом разделе также представлены предметы из Фонда Дрейфуса, [ 15 ] исключительный архив, подаренный внуками капитана Альфреда Дрейфуса . Дело Дрейфуса стало главным событием конца XIX века во Франции: еврейский капитан французской армии был обвинен в государственной измене и оправдан лишь спустя годы. Архив музея насчитывает более трех тысяч рукописей, писем, фотографий, семейных реликвий и официальных документов.
-
Закон, провозглашающий эмансипацию евреев (1791 г.)
-
Рэйчел в «Леди Макбет» , Шарль-Луи Мюллер (1849)
-
Представляя Тору , Эдуард Мойзе (1860)
-
Вечерняя молитва , Альфонс Леви (1883)
Интеллектуальные и политические движения в Европе
[ редактировать ]В этом разделе показан расцвет интеллектуальной жизни европейских евреев на рубеже веков, включая возникновение сионизма , возрождение иврита, расцвет культуры идиш и создание политических движений в России и Польше, таких как Бунд. . Небольшой раздел посвящен созданию государства Израиль .
Еврейское присутствие в искусстве 20 века
[ редактировать ]В этом разделе представлены бумажные работы и книги начала 20-го века, освещающие еврейский культурный ренессанс в Германии и России того времени. Одна из задач музея — углубить знания публики об основных формальных и стилистических направлениях выдающихся, а иногда и забытых художников. Эти работы посвящены фольклору, орнаментальным мотивам, библейским сюжетам и каллиграфии с еврейской тематикой.
В этом разделе показан вклад еврейских художников в мировое искусство начала 20 века. В нем представлены художники Парижской школы , такие как Амедео Модильяни , Паскин , Хаим Сутин , Мишель Кикуан , Жак Липшиц и Хана Орлова . Разнообразие их индивидуального художественного развития и их конфронтация с современностью показывают переход еврейского искусства в искусство, которое больше не является исключительно религиозным. [ 16 ]
Музей приобрел архивную коллекцию [ 17 ] более тысячи документов, связанных с художником Жаком Липшицем, включая множество фотографий и рукописей.
-
Пейзаж Сере , Хаим Сутин (1919)
-
Еврейская художница Хана Орлова (1920)
-
Бюст молодой женщины , Амедео Модильяни
Быть евреем в Париже в 1939 году.
[ редактировать ]Музей не хотел иметь коллекцию, посвященную Холокосту, поскольку на момент его создания уже был запущен проект Мемориала Холокоста: «Музей Холокоста откроется в Париже после запланированного расширения Мемориала Юиф ». [ 18 ] Тем не менее, он прослеживает жизнь некоторых восточноевропейских, русских, польских и румынских евреев, которые приехали жить в Париж в начале 20-го века и все пути которых вели к Отелю де Сен-Эньян. Музей предлагает документированный маршрут жизни двенадцати еврейских иммигрантов в Париж, иллюстрирующий еврейскую жизнь в Марэ, общественных организациях и последнюю часть жизни этих истребленных общин перед депортацией.
Чтобы завершить эту презентацию, современный художник Кристиан Болтански создал пронзительную инсталляцию, размещенную в небольшом дворике музея, составленную из имен жителей, как евреев, так и неевреев, отеля Saint-Aignan накануне Второй мировой войны. Инсталляция раскрывает историю скромных людей, живших в здании до войны.

Дело Дрейфуса
[ редактировать ]В музее создана онлайн-платформа [ 15 ] в 2006 году посвящен делу Дрейфуса и предоставил публике доступ к более чем трем тысячам документов, писем, фотографий и исторических архивов, подаренных внуками капитана Дрейфуса. Все эти документы доступны на веб-странице Fonds Dreyfus. Пожертвования его внуков являются важнейшим вкладом в историческую коллекцию музея с момента его создания. В музее хранится одна из крупнейших коллекций документов, касающихся дела Дрейфуса во Франции, включая письма, написанные Альфредом Дрейфусом и его женой друг другу, юридические документы и фотографии суда над ним, сочинения Дрейфуса во время его пребывания в тюрьме и личные семейные документы. фотографии.
Лучшие экспонаты этого исключительного архива выставлены в специально отведенном месте музея как часть постоянной коллекции. В библиотеке музея имеется более трехсот изданий, посвященных делу Дрейфуса.
В центре двора музея стоит 8-футовая репродукция статуи Альфреда Дрейфуса со сломанным мечом, сделанная французским художником Луи «ТИМ» Мительбергом в 1986 году.
-
Альфред Дрейфус в 1890 году.
-
Офицерские нашивки капитана Дрейфуса, вырванные как символ измены
-
Я обвиняю...! , 1898 г. Письмо писателя Эмиля Золя , опубликованное в газете L'Aurore, в котором правительство обвиняется в его обращении с делом Дрейфуса.
-
Плакат выставки 2006 года «Альфред Дрейфус. Борьба за справедливость».
Статус
[ редактировать ]Музей искусства и истории иудаизма является некоммерческой организацией. Это общественный музей, субсидируемый городом Парижем и министерством культуры. В его совет директоров входят пять представителей министерства культуры, пять представителей города Парижа, шесть представителей еврейских учреждений; и четыре человека, выбранные Фондом Pro mahJ. [ 19 ]
Фонд Pro MahJ
[ редактировать ]Фонд Pro mahJ — это фонд, созданный в 2003 году, целью которого является поддержка деятельности музея, в частности, финансирование выставок и публикаций, а также пополнение коллекции. Он был создан по инициативе Клер Маратье (1915–2013), дочери художника Мишеля Кикоина. Фонд получает пожертвования и завещания для финансовой поддержки музея. Он регулярно организует специальные мероприятия для своих доноров. Каждые два года современному художнику вручается премия Маратье.
Выставки и инсталляции
[ редактировать ]Музей пропагандирует современное еврейское искусство, организуя временные выставки. Например, в ноябре 2016 года временная инсталляция современного израильского художника Сигалита Ландау под названием «Миклат» во дворе музея была выставлена («Укрытие»). В музее также представлены две работы израильского художника Моше Нинио: «Стекло(а)» и «Морген» . В прошлом в музее выставлялись современные и современные художники, такие как Софи Калле , Готлиб , Кристан Болтански, Мишель Неджар и Миша Ульман .
См. также
[ редактировать ]- История евреев во Франции
- История евреев в Италии
- Еврейская эмансипация
- Мемориал Шоа
- Список музеев Парижа
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Путеводитель по музею , Музей еврейского искусства и истории, 2003, стр. 15-16.
- ^ Жаррас, Доминик, Путеводитель по парижскому еврейскому наследию , издания Parigramme, 2003, страницы 213-225
- ^ «Фонд французского иудаизма — Фонд французского иудаизма» .
- ^ «Устав» . 3 ноября 2015 г.
- ^ Интервью с Полем Салмоной, «Музей еврейского искусства и истории» (2016), Connaissance des Arts, Специальный выпуск № 708,
- ^ Келиф, Фабьен, «Музей искусства и истории иудаизма: от истоков к достижениям», Монография по музеологии под руководством Кшиштофа Помиана, Париж, Ecole du Louvre, 1999, с. 7-24
- ^ «Музей еврейского искусства и истории» (2016), Connaissance des arts , специальный выпуск № 708, с. 56-57
- ^ «Музей еврейского искусства и истории» (2016), Connaissance des arts , специальный выпуск № 708, с. 16-17
- ^ Путеводитель по музею , Музей еврейского искусства и истории, 2003, с. 66
- ^ Путеводитель по музею , Музей еврейского искусства и истории, 2003, с. 90
- ^ Путеводитель по музею , Музей еврейского искусства и истории, 2003, с. 37
- ^ Келиф, Фабьен, «Музей искусства и истории иудаизма: от истоков к достижениям», Монография по музеологии под руководством Кшиштофа Помиана, Париж, Ecole du Louvre, 1999, с. 33
- ^ Сигал (Л.), «Музей искусства и истории иудаизма в Париже», op. цит., с. 116
- ^ Бенбасса, Эстер, Евреи Франции. История от древности до наших дней , Princeton University Press, перевод М.Б. ДеБевуаза, 1997, стр. 84-95
- ^ Перейти обратно: а б «Фонд Альфреда Дрейфуса» . 3 ноября 2015 г.
- ^ Жаррас, Доминик, Путеводитель по парижскому еврейскому наследию , издания Parigramme, 2003, стр. 213-225
- ^ «Интернет-коллекции» .
- ^ «Открытие музея искусства и истории иудаизма», Journal Communauté Nouvelle, декабрь 1998 г.
- ^ «Фонд Pro mahJ» . 3 ноября 2015 г.
Источники
- Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт; Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN 978-3-930698-96-7 .
- Музей искусства и истории иудаизма
- Описание Айви Пэрис
- Стивен Фэллон, Париж , Lonely Planet, 2004, стр. 89. ISBN 978-1740598507
- Обращение президента Республики г-на Жака Ширака по случаю открытия Музея искусства и истории иудаизма, Париж, 30 ноября 1998 г.
- Жаррас Доминик, Путеводитель по парижскому еврейскому наследию , издания Parigramme, 2003 г., ISBN 978-2-840962-47-2
- Бенбасса, Эстер , Евреи Франции. История от древности до наших дней , Princeton University Press, 1997, ISBN 978-1-400823-14-7
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Музеем искусства и истории иудаизма, на Викискладе?