История парков и садов Парижа
Сегодня в Париже имеется более 421 муниципального парка и сада, занимающие площадь более трех тысяч гектаров и содержащие более 250 000 деревьев. [1] [ нужна проверка ] Двумя старейшими и самыми известными садами Парижа являются сад Тюильри , созданный в 1564 году для дворца Тюильри и переделанный Андре Ленотром в 1664 году; [2] [ нужна полная цитата ] и Люксембургский сад , принадлежащий замку, построенному для Марии Медичи в 1612 году, в котором сегодня находится французский Сенат. [3] [ нужна полная цитата ] Сад растений был первым ботаническим садом в Париже, созданным в 1626 году Людовика XIII врачом Ги де Ла Броссом для выращивания лекарственных растений. [4] Между 1853 и 1870 годами император Наполеон III и первый директор городских парков и садов Жан-Шарль Адольф Альфанд создали Булонский лес , Венсенский лес , парк Монсури и парк Бют-Шомон , расположенные в четырех точках. компаса по всему городу, а также множество небольших парков, скверов и садов в окрестностях города. [1] С 1977 года было создано сто шестьдесят шесть новых парков, в первую очередь Парк де ла Виллет (1987–1991) и Парк Андре Ситроен (1992). [1]
Некоторые из наиболее примечательных недавних садов Парижа — это не городские парки, а парки, принадлежащие музеям, в том числе сады Музея Родена и Музея на набережной Бранли .
От римских времен до средневековья [ править ]
Сады существовали в Париже во времена Римской империи и в средние века для выращивания фруктов, овощей и лекарственных трав; для медитации монахов; или для удовольствия знати; но от первоначальных садов римского города Лютеция не осталось и следа .
Королевский дворец на острове Сите имел обнесенный стеной сад, расположенный в южной части дворца, недалеко от того места, где сегодня находится статуя Генриха IV на Пон-Нёф. Сад исчез, когда площадь Дофин . в начале 17 века была построена [5]
Монастыри на левом берегу имели обширные сады и огороды со времен средневековья до Французской революции. Сад растений был построен на земле, которая первоначально принадлежала аббатству Сен-Виктор . а большая часть Люксембургского сада сегодня принадлежала соседнему монастырю Шартре. Небольшое современное воссоздание средневекового сада сегодня находится рядом с Музеем Клюни , бывшей резиденцией аббата аббатства Клюни .
Возрождения и французские сады (1564–1700 гг. Сады эпохи )
В 1495 году король Карл VIII и его дворяне импортировали садовый стиль эпохи Возрождения из Италии после неудачной итальянской войны 1494–1498 годов . [6] Новый французский сад эпохи Возрождения характеризовался симметричными и геометрическими клумбами или партерами ; растения в горшках; дорожки из гравия и песка; террасы; лестницы и пандусы; движущаяся вода в виде каналов, каскадов и монументальных фонтанов, а также широкое использование искусственных гротов , лабиринтов и статуй мифологических персонажей. Они также имели длинную ось, перпендикулярную дворцу, с водоемами и видом на весь сад. Они были разработаны, чтобы проиллюстрировать идеалы меры и пропорции эпохи Возрождения и напомнить зрителям о достоинствах Древнего Рима . [7] Французские короли импортировали не только идеи, но и итальянских садовников, ландшафтных архитекторов и создателей фонтанов для создания своих садов. Первые образцы во Франции находились далеко от Парижа, где было больше места для больших садов; сады королевского замка Амбуаз (1496 г.), замка Блуа (ок. 1500 г.), замка Фонтенбло (1528 г.) и замка Шенонсо (1521 г.) с дополнениями Екатерины Медичи в 1560 г.
В середине 17 века, при Людовике XIV , французский формальный сад , или Jardin à la française , постепенно заменил сад в стиле ренессанс; он был более формальным и геометрическим и символизировал господство короля над природой. Самым известным примером были сады Версаля , созданные Андре Ленотром, начиная с 1661 года. Ленотр перестроил сады Тюильри в новом стиле, начиная с 1664 года.
Тюильри (1564 Сады ) г.
Первым королевским садом эпохи Возрождения в Париже был сад Тюильри , созданный для Екатерины Медичи в 1564 году к западу от ее нового дворца Тюильри . Он был вдохновлен садами ее родной Флоренции , в частности садами Боболи , и создан флорентийским садовником Бернаром де Карнесекки. Сад был разбит вдоль реки Сены и разделен на квадраты с фруктовыми деревьями и огородами, разделенные перпендикулярными аллеями, живой изгородью из самшита и рядами кипарисов. Как и в Боболи, здесь был грот с фаянсовыми «монстрами», созданными Бернаром Палисси , которому Екатерина поручила раскрыть секрет китайского фарфора. [8]
При Генрихе IV старый сад был перестроен по проекту Клода Молле при участии Пьера Ленотра, отца знаменитого садового архитектора. На северной стороне была построена длинная терраса с видом на сад, а также построен круглый бассейн и восьмиугольный бассейн на центральной оси.
В 1664 году сад был снова переделан Андре Ленотром в стиле классического французского формального сада с партерами, окаймленными невысокими кустарниками, и водоемами, организованными вдоль широкой центральной оси. Он добавил Гранд Карре вокруг круглого бассейна в восточной части сада и пандус в форме подковы в западной части, откуда открывается вид на весь сад.
В 1667 году Шарль Перро , автор « Спящей красавицы» и других известных сказок, предложил Людовику XIV время от времени открывать сад для публики. Его предложение было принято, и публике (за исключением солдат в форме, слуг и нищих) разрешили в определенные дни гулять по парку. [9]
Кур-ла-Рейн (Кур-Альбер-I) (1616 г.) [ править ]
Кур -ла-Рейн (часть которой сегодня называется Кур-Альбер-I в честь короля Бельгии во время Первой мировой войны) была создана Марией Медичи , которая, как и Екатерина Медичи, ностальгировала по своей родине. Флоренция Это была длинная набережная (1,5 километра) вдоль Сены, первоначально засаженная четырьмя длинными рядами вязов. Построенный до Елисейских полей, он был популярным местом прогулок знати пешком или верхом.
площадь Вогезов) (1605–1612 гг . Королевская площадь ( ныне )
Королевская площадь (переименованная в 1800 году в площадь Вогезов ) — это жилая площадь и общественный парк, построенный по приказу Генриха IV между 1605 и 1612 годами. В своем постановлении король призывал создать «место для прогулок для жителей Парижа, находящихся в тесном контакте с вместе в своих домах». [10] Площадь имела длину 108 метров с каждой стороны и была застроена домами одинаковой высоты и в одном стиле. Центр площади пустовал до 1639 года, когда его заполнила конная статуя Людовика XIII . Площадь была разделена на клумбы и лужайки диагональными аллеями. Статуя была разрушена во время Французской революции , а затем заменена новой статуей в 1822 году во время Реставрации. В 1840 году были добавлены четыре фонтана.
Площадь Дофина (1607 г.) и площадь Вер-Галан ( г. 1884 )
Площадь Дофина была второй запланированной жилой площадью после Королевской площади, построенной по приказу Генриха IV . Он располагался на южной оконечности острова Сите, на месте сада старого королевского дворца. Он был назван в честь будущего короля Людовика XIII и был построен в форме треугольника, вершина которого касалась Нового моста , строительство которого было завершено в 1606 году. На мосту у входа в город была установлена статуя Генриха IV верхом на лошади. площадь в 1614 году по предложению его вдовы Марии Медичи . Оригинальная статуя была разрушена во время Французской революции, но была заменена новой в 1821 году.
Строительство моста соединило два небольших острова с Иль-де-ла-Сите ; один из этих островов, Иль-о-Жюиф , был местом, где в 1314 году на костре был сожжен последний Великий магистр рыцарей -тамплиеров . Жак Де Моле Точка острова под мостом и статуей Генриха IV была превратилась в общественный парк В 1884 году площадь Вер-Галанта . Свое название он получил от прозвища французского короля Генриха IV , известного своими романтическими похождениями.
Сад растений (1626 г.) [ править ]
Сад растений , первоначально называвшийся Королевским садом лекарственных трав , был открыт в 1626 году под руководством Ги де Ла Бросса , врача короля Людовика XIII. Его первоначальная цель состояла в том, чтобы предоставить лекарственные растения двору . Он был построен на земле, купленной у соседнего аббатства Сен-Виктор . Лабиринт и бельведер 1840 года до сих пор можно увидеть в северо-западной части сада. В 1640 году он стал первым парижским садом, открытым для публики.
В восемнадцатом веке, под руководством французского естествоиспытателя Жоржа-Луи Леклера, графа де Бюффона , который руководил им с 1739 по 1788 год, размер сада увеличился вдвое за счет обмена землей с аббатством, простираясь до берегов Сены. и был значительно расширен за счет добавления деревьев и растений, привезенных французскими исследователями со всего мира. Сегодня можно увидеть дерево робинии, посаженное в 1636 году, и софору, посаженную в 1747 году.
В 1793 году, после революции, королевский сад стал Национальным музеем естественной истории, к нему пристроили зоопарк. с животными, привезенными из Версальского дворца. Сад снова расширили и основали школу ботаники. Первую оранжерею построил в 1833 году Шарль Ро де Флёри , пионер использования железа в архитектуре. Первая из больших теплиц, которые можно увидеть сегодня, была построена Жюлем Андре в 1879 году; оранжерея кактусов Виктора Блаветта в 1910 году; и тропическая оранжерея длиной 55 метров работы Рене Бергера в 1937 году. Альпийский сад был добавлен в 1931 году, а розарий и Сад живых существ - в 1964 году. [11]
Люксембургский сад ( 1630 ) г.
был Люксембургский сад создан Марией Медичи , вдовой Генриха IV между 1612 и 1630 годами. Он был расположен позади Люксембургского дворца , имитации дворца Питти в ее родной Флоренции . Она начала с посадки двух тысяч вязов и поручила флорентийскому садовнику Томмазо Франчини построить террасы и партеры, а также круглый бассейн в центре. Фонтан Медичи, вероятно, также был работой Франчини, хотя иногда его приписывают Саломону де Броссу , архитектору дворца. [12] После смерти Марии Медичи сад практически не использовался. Последним королевским владельцем был граф Прованский, будущий король Людовик XVII I, который продал восточную часть сада под застройку.
После Французской революции правительство Французской Директории национализировало большой пепиньер , или питомник, соседнего монастыря Шартре и присоединило его к саду. В 1862 году, во времена Второй империи, Жорж-Эжен Осман заново посадил и восстановил сады, но также забрал часть питомника, чтобы освободить место для двух новых улиц: улицы Огюста Конта и площади Андре Оннорат. Фонтан Медичи был перенесен назад, чтобы освободить место для улицы Медичи, а к фонтану были добавлены нынешний длинный бассейн и скульптура.
Во времена правления Луи-Филиппа , увлекавшегося героями французской истории, сад был украшен статуями королев Франции и французских святых. Во время Третьей французской республики правительство добавило статуи писателей, художников, композиторов, мифических фигур и миниатюру Статуи Свободы Фредерика Огюста Бартольди . в результате чего количество статуй превысило семьдесят. [13]
Сад Пале-Рояля ( г. 1629 )
Сад Пале-Рояля был построен кардиналом Ришелье после того, как он купил отель Анженн в 1623 году и превратил его в свою собственную резиденцию Пале-Кардинал. Когда он умер, он оставил его Людовику XIV , который в детстве играл в саду, и в 1643 году он стал Пале-Роялем. Сад, спроектированный Клодом Дего , состоял из двух рядов вязов, сложных партеров и декоративных клумб, статуй, фонтанов и двух бассейнов, а также рощицы на одном конце. В 1692 году он стал собственностью месье, брата Людовика XIV, а затем принадлежал членам орлеанской ветви династии. После смерти Людовика XIV он стал резиденцией регента Филиппа II, герцога Орлеанского , чей распутный образ жизни спровоцировал множество скандалов. Сады стали популярным местом встреч писателей, а также местом, которое часто посещают проститутки. [14]
Пожар уничтожил большую часть дворца в 1773 году, и владелец Луи-Филипп II, герцог Орлеанский , решил превратить его в прибыльное заведение. Он построил вокруг сада ряд магазинов и кафе, жилые дома наверху и деревянную галерею для прогулок по саду. В центре был создан цирк для верховой езды. Поскольку это была частная собственность, полиции не разрешили доступ. В годы до и после революции сад и окружающие его здания стали местом встреч революционеров, политических дебатов, азартных игр и проституции высшего класса. В 1787 году здесь был основан Театр Франсез, будущий Комеди Франсез . Во время революции сад и аркады были национализированы, а головы гильотинированных несколько раз толпа проносила на пиках вокруг сада перед посетителей кафе. Владелец сада, хотя и поддержал революцию и сменил имя на Филипп-Эгалите, был казнен на гильотине в 1793 году.
После Реставрации новый герцог Орлеанский Луи-Филипп вернул себе свою собственность и вернул ей респектабельность. Он изгнал игорные салоны и проституток, а сад и аркады перестроил примерно так, как они выглядят сегодня. Пале-Рояль был сожжен коммунарами в мае 1871 года вместе с дворцом Тюильри и другими символами королевской власти и был восстановлен. В 20 веке резиденции с видом на сад были домом для многих французских знаменитостей, в том числе Андре Мальро , Жана Кокто и Колетт . и два произведения современной скульптуры были добавлены в 1986 году; расположение колонн Дэниела Бюрена и фонтан-скульптура из стальных шаров Пола Бьюри . [15]
Английские сады и безумия 1700–1800 ( )
Начиная с середины 18 века, французский пейзажный сад начал заменять более формальный и геометрический сад по-французски . Новый стиль зародился в Англии в начале 18 века как английский пейзажный сад или англо-китайский сад. Его вдохновили идеализированные романтические пейзажи и картины Юбера Робера , Клода Лоррена и Николя Пуссена , европейские представления о китайских садах , философия Жан-Жака Руссо . [16] [ нужна полная цитата ] [17] Самым ранним примером этого стиля во Франции был Мулен Жоли (1754–1772), расположенный вдоль Сены между Коломбом и Аржантеем . самым известным был Хамо де ла Рейн Марии -Антуанетты в садах Версаля (1774–1779).
В конце 18 в. парижские городские дома французской аристократии, как на правом, так и на левом берегу, обычно имели сады в английском стиле. Самыми большими частными садами Парижа были (и остаются) сады Елисейского дворца (1722 г.), ныне резиденции президента Франции. и отель Матиньон (1725 г.), официальную резиденцию премьер-министра Франции (ни один из них не открыт для публики).
Безумие представляло собой особый вид парижского парка, появившийся в конце восемнадцатого века. Частные, но открытые для публики, они были предназначены как для развлечения, так и для обучения и наполнены архитектурными моделями из разных уголков мира и разных веков. Большинство ранних парижских безумств имели короткую жизнь и были разделены на участки под застройку: самыми известными безумиями были Безумие Буексьера (1760 г.), Бутена (1766 г.), Божона (1773 г.) и Фоли Сен-Джеймса (1777–1780). Единственный сохранившийся, сильно преобразившийся, — это Парк Монсо. [18]
Парк Монсо (1778 г.) [ править ]
Парк Монсо был основан Филиппом Орлеанским, герцогом Шартрским , двоюродным братом короля Людовика XVI , богатым и активным в придворной политике и обществе. В 1769 году он начал покупать землю, на которой расположен парк. В 1778 году он решил создать общественный парк и нанял писателя и художника Луи Каррогиса Кармонтеля для проектирования садов. В 1778 году, когда сад открылся, Кармонтель обвинили в подражании английскому саду. В своей книге изображений сада, опубликованной в 1779 году, он ответил: «Это совсем не английский сад, который мы создали в Монсо... мы воссоединялись в одном саду во все времена и во всех местах. Это простая фантазия, желание иметь необыкновенный сад, чистое развлечение, а не желание подражать нации, которая, создавая «естественные» сады, прокатывает катком по всем лужайкам и губит природу». [19] В парке были десятки фабрик или построек, в том числе египетская пирамида, античные скульптуры, готические руины, татарский шатер, голландская ветряная мельница, минарет , римский храм и заколдованный грот. Посетителям сада предписывалось следовать по определенному пути, от участка к участку. Усилили впечатления сотрудники парка в экзотических костюмах, верблюды и другие редкие животные. [20]
Начиная с 1781 года большую часть фабрики сняли, а парк Монсо превратили в более традиционный английский пейзажный сад. Во время правления Наполеона III парк стал собственностью города Парижа и был превращен в общественный парк. Части парка были проданы для строительства новых больших таунхаусов, чтобы помочь финансировать строительство парка. Парк был окружен монументальными декоративными железными воротами и забором и засажен множеством экзотических деревьев, кустарников и цветов. Во времена Третьей французской республики парк был заполнен статуями композиторов и писателей. аркада старой ратуши , сожженной Парижской коммуной В саду была установлена в 1871 году, чтобы создать живописные руины. Несколько следов первоначальной глупости, в том числе египетская пирамида, все еще можно увидеть. [21]
Парк Багатель 1778–1787 ) (
Парк Багатель был создан графом Артуа, будущим королем Франции Карлом X , на участке Булонского леса , который он купил в 1777 году. Он заключил пари со своей невесткой Марией-Антуанеттой , что он сможет построить замок, где она сможет принимать гостей, менее чем за три месяца. Строительство маленького замка началось 21 сентября и завершилось 26 ноября. Замок был работой архитектора Франсуа-Жозефа Беланжера , а сад был создан шотландским ландшафтным дизайнером Томасом Блейки . Сад был построен в то же время, что и парк Монсо, и, как и этот сад, он был наполнен фабриками и безрассудствами, включая скальный холм, увенчанный «Павильоном философов», наполовину готическим, наполовину китайским. ; обелиск, мост, увенчанный пагодой, готические руины, татарский шатер и спиральный лабиринт. Все безрассудства постепенно сошли на нет, и парк стал более традиционным английским садом. Павильон на вершине груды камней был заменен более традиционным сооружением. Во времена Второй империи к розарию был пристроен павильон Евгении в честь частых посещений сада императрицей Наполеона III. [22]
После Французской революции сад был национализирован и превращен в ресторан, а также место для балов и фестивалей. После восстановления монархии он был возвращен графу Артуа, семья которого продала его в 1835 году Ричарду Сеймур-Конвею, 4-му маркизу Хертфорду , английскому аристократу, поселившемуся в Париже. Он и его наследник сэр Ричард Уоллес приобрели дополнительную землю, увеличили сад с 16 гектаров (40 акров) до 24 гектаров (59 акров) и реконструировали его, добавив новые террасы, лужайки, живописный пруд с кувшинками и множество деревьев. , в том числе гигантская секвойя , посаженная в 1845 году, высота которой сейчас превышает 45 метров.
В 1905 году наследники Ричарда Уоллеса передали парк городу Парижу, который сделал обширные дополнения, в том числе увеличенный розарий, который стал местом проведения Concours International de Roses Nouvelles de Bagatelle , международного конкурса новых роз, в 1907 году. .
Сад музея Родена ( 1755 ) г.
Музей Родена был первоначально построен между 1728 и 1731 годами как особняк Авраама Пейренка, богатого парижского производителя париков. Второй владелец, герцогиня Мэн, создал длинную лужайку для игры в боулинг, две крытые аллеи и рощу деревьев слева от входа. Дом и сад были куплены в 1755 году Луи Антуаном де Гонто , герцогом Бироном и маршалом королевской армии. Он расширил сад на юг. По проекту архитектора Пьера-Франсуа Обера и садовника Доминика Муази сад стал образцом классического французского формального сада; Газон был разделен длинной перспективой с севера на юг и разделен на четыре секции клумб вокруг восемнадцатиметрового бассейна. Восточная сторона сада была засажена деревьями, к ним добавили оранжерею, голландский сад тюльпанов и огород в конце. Герцог часто проводил там пышные праздники и вечеринки в саду и часто открывал сад для публики.
Герцог умер в 1788 году, накануне революции. После революции дом и сад перешли в собственность папского легата, затем российского посла, а затем, в 1820 году, религиозного ордена Дам Сакре-Кёр-дю-Жезю и служили школой-интернатом до тех пор, пока 1904 г. За это время бассейн был засыпан, сад в основном одичал, был добавлен фруктовый сад. Дамы также построили в 1875 году неоготическую часовню, которая после роспуска ордена в 1904 году стала резиденцией, где писатели и художники могли арендовать помещения. Скульптор Огюст Роден стал одним из арендаторов в 1908 году. Дом и сад были куплены французским государством в 1911 году. Часть сада была отведена для строительства соседнего лицея Виктора Дюрюи, но Роден остался арендатором и разместил произведения своей скульптуры. по основному пути. После его смерти в 1917 году здесь стал музей, посвященный его творчеству, открывшийся в 1919 году. [23]
Бассейн был восстановлен в 1927 году, но в остальном сад остался таким же, каким он был в религиозном порядке. Начиная с 1993 года сад был перепроектирован ландшафтным дизайнером Жаком Сгаром как в галерею под открытым небом для демонстрации работ Родена, так и для того, чтобы воссоздать внешний вид формального французского жилого сада 18-го века. [24]
Парки и сады Наполеона III 1852–1870 ( )
Наполеон III стал первым президентом Франции, избранным подавляющим большинством голосов в 1848 году. Когда он не смог баллотироваться на переизбрание, он организовал государственный переворот в декабре 1851 года и сам провозгласил себя императором французов в декабре 1852 года. его первым приоритетом как императора было строительство новых парков и садов для Парижа, особенно в районах, далеких от центра, где были расположены все немногие общественные парки города.
Наполеон III назначил Жоржа-Эжена Османа своим новым префектом Сены в 1853 году и поручил ему построить новые парки. Осман собрал замечательную команду: Жан-Шарль Адольф Альфан , первый директор новой городской службы променадов и плантаций; Жан-Пьер Барийе-Дешам , первый главный садовник города; Эжен Бельгран , инженер-гидротехник, который восстановил городскую канализацию и водоснабжение, а также обеспечил воду, необходимую для парков; и Габриэль Давиуд , главный архитектор города, спроектировавший шале, храмы, гроты, безумия, заборы, ворота, домики, фонарные столбы и другую парковую архитектуру. [25]
В течение семнадцати лет Наполеон III, Осман и Альфанд создали 1835 гектаров (7,08 квадратных миль) новых парков и садов и посадили более шестисот тысяч деревьев, что стало самым большим расширением зеленых насаждений Парижа до или после него. [25] Они построили четыре крупных парка на севере, юге, востоке и западе города, заново засадили и отремонтировали исторические парки, добавили десятки небольших скверов и садов, так что никто не жил дальше, чем в десяти минутах от парка или сквера. Кроме того, они посадили десятки тысяч деревьев вдоль новых бульваров, созданных Османом, идущих от центра к окраинам. Парки Парижа, особенно сады Тюильри и новый Булонский лес, служили развлечением и отдыхом для всех классов парижан во времена Второй империи.
Булонский ( 1852–1858 ) лес
представлял Булонский лес собой кустарниковый лес к западу от города, где немецкая, русская и британская оккупационные армии разбили лагерь после поражения Наполеона и срубили большую часть старых деревьев.
В 1852 году Наполеон III перевел землю из списка императорской собственности в собственность города Парижа и купил участки частной земли в парке. Он прожил долгие годы в изгнании в Лондоне и часто посещал лондонский Гайд-парк с его извилистым озером и извилистыми дорожками. Он стал образцом для его первого крупного нового парка. Тысячи рабочих начали рыть искусственные озера и привозили валуны из леса Фонтенбло для строительства искусственного каскада. Инженер-гидротехник Белгранд построил специальный водовод от канала Урк, вырыл артезианские колодцы и проложил 66 километров труб для обеспечения водой будущих озер, газонов и клумб. Альфанд проложил через парк 95 километров новых дорог, велосипедных троп и тропинок. Садовники засеяли 273 гектара (670 акров) газона и посадили 420 000 деревьев. [26]
Парк также предназначался для отдыха парижан; Помимо дорог для экипажей и дорожек для лошадей и прогулок, Давиуд построил вокруг парка двадцать четыре шале и павильона, которые служили ресторанами, кафе, театрами и увеселительными заведениями. Двадцать гектаров были отведены под сад и зоопарк Jardin d'Acclimatation . В 1857 году один из уголков парка стал местом расположения ипподрома Лоншан , самой важной ипподрома города. Зимой озеро стало популярным местом для катания на коньках. С момента открытия парк был полон парижан всех сословий. [27]
Венсенский ( 1860–1865 ) лес
изначально Венсенский лес был королевским охотничьим заповедником и местом расположения важной королевской резиденции, Венсенского замка , существующего до сих пор. После того, как Людовик XIV перенес королевскую резиденцию в Версаль, замок пришел в запустение. При Людовике XV замок был перепроектирован, а в лесу проложены пешеходные дорожки. Во время Французской революции центр парка был превращен в военный полигон с артиллерийскими и мушкетными полигонами. Во время Реставрации Луи-Филипп взял 170 акров леса и построил казармы и военные офисы.
В 1860 году Наполеон III уступил большую часть леса городу Парижу, и Альфанд начал превращать его в место отдыха и развлечений для рабочего населения восточного Парижа. Большая часть земли в центре парка осталась за военными, поэтому Осману пришлось купить дополнительную частную землю по периметру парка, что сделало строительство Венсенского леса намного дороже; Венсенский лес стоил 12 миллионов франков, а Булонский лес — 3,46 миллиона франков. Занимая площадь 995 гектаров (2460 акров), он был немного больше Булонского леса , что делало его самым большим парком в городе. Как и в Булонском лесу, Альфанд спроектировал и выкопал двадцать пять гектаров озер, рек, водопадов и гротов. Главный садовник города Барийе-Дешам посадил триста гектаров газонов и сто сорок восемь гектаров цветников. Инженер-гидротехник Белгранд построил водный канал из реки Марны и насосы для подъема воды на высоту тридцать пять метров к озеру в парке, которое служило для орошения парка и наполнения озер, ручьев и каскадов. Давиуд украсил новый парк фантастическими храмами, кафе-киосками и шале. Парк был дополнен гоночной трассой, Ипподром Венсенн , 1863 г., общественный тир для стрельбы из пистолетов, винтовок и лука; и Императорскую ферму с садами, полями, овцами и коровами, чтобы городские жители Парижа могли увидеть настоящую ферму в действии. [28]
Венсенский лес был местом проведения велосипедных соревнований Олимпийских игр 1900 года на стадионе на сорок тысяч мест, построенном специально для этого мероприятия. Парк также был местом проведения двух крупных колониальных выставок в 1907 и 1931 годах, посвященных народам и товарам Французской империи. Сохранилось несколько остатков экспонатов, в том числе старый павильон Французского Камеруна , который был преобразован в буддийский храм и институт в 1977 году. Парижский зоопарк был построен для выставки 1931 года и переехал в 1934 году на свое нынешнее место на востоке Парижа. парк, рядом с рукотворной горой высотой шестьдесят пять метров, населенной альпийскими козлами. [29]
Парк Бют-Шомон 1864–1867 ( )
Парк Бют-Шомон площадью двадцать семь гектаров на севере города представлял собой бесперспективное место для сада; Почва была очень бедна, а земля лишена растительности; его первоначальное название было «Шовр-Мон» или «лысый холм». В средние века здесь находилась виселица, где выставлялись трупы возбужденных преступников. С 1789 года он служил свалкой сточных вод, а большая часть территории использовалась как каменоломня.
Альфанд начал строить в 1864 году. Потребовалось два года и тысяча рабочих, чтобы просто обустроить террасу и внести двести тысяч квадратных метров верхнего слоя почвы. Для перевозки земли была построена небольшая железнодорожная линия. Порох использовался для взрыва скалы и создания центрального мыса высотой 50 метров. У подножия мыса было выкопано озеро площадью 2 гектара (4,9 акра). Альфанд проложил пять километров тропинок и дорог, а Белгранд установил насосы и трубы для подъема воды из канала Урк для подачи в каскады и озеро, а также для орошения новых садов. Давиуд спроектировал грот, используя туннели старого каменоломни; круглый храм, основанный на храме Весты в Тиволи, венчающий мыс, а также четыре моста, перекинутые через озеро. Парк открылся 1 апреля 1867 года, в день открытия Парижской универсальной выставки. [30]
Городская легенда гласит, что тела коммунаров, погибших во время подавления Парижской Коммуны 1871 года , захоронены в старых каменоломнях на Проментори. Фактически, 754 тела были помещены туда на короткое время после окончания боевых действий, но вскоре после этого были похоронены на городских кладбищах. [31] [ нужна полная цитата ]
Парк Монсури 1865–1878 ( )
Парк Монсури был последним из четырех больших парков, созданных Наполеоном III на четырех сторонах света вокруг Парижа. Это было точно к югу от точного центра Парижа - памятник в парке, установленный Наполеоном I, указывал нулевой градус долготы на нулевой меридиан , который использовался на французских картах до 1911 года вместо Гринвича. Наполеон III издал указ о строительстве парка в 1865 году, но покупка земли заняла время, и работы начались только в 1867 году. Работы затянулись также из-за того, что в катакомбах Парижа было помещено несколько сотен трупов , часть из которых лежала под парк, пришлось перенести. Парк был открыт в 1869 году, но фактически был завершен только в 1878 году при Альфане, который продолжал свою работу в качестве директора общественных работ Парижа во время Третьей французской республики .
Парк Монсури площадью 15,5 гектаров (38 акров) имел все элементы классического сада Второй Империи на меньшей площади; озеро, каскад, извилистые дорожки, кафе, театр «Гиньоль» , газоны и клумбы. У него также была замечательная глупость: Дворец Бардо, уменьшенная копия летней резиденции тунисских беев , которая первоначально была частью Парижской универсальной выставки 1867 года . Изготовленный из дерева и лепнины, он был установлен в центре парка, где служил метеостанцией, но постепенно пострадал от вандализма и запущенности. Он сгорел в 1991 году и не был заменен. [32]
Прекрасной эпохи и Универсальные выставки ( Сады 1871–1914 )
Наполеон III был захвачен немцами во время франко-прусской войны 1870 года, и на смену Второй империи пришла Третья французская республика . Новое правительство назначило Жан-Шарля Адольфа Альфана директором общественных работ Парижа, и он продолжил работу, начатую при императоре и Османе. Он закончил парк Монсури и несколько меньших площадей, в том числе площадь Бусико (ныне площадь Мориса-Гардетта) и площадь д'Анвер (1877 г.). Большая часть энергии Альфана была направлена на строительство универсальных экспозиций 1878 и 1889 годов, каждая из которых включала обширные сады. Он руководил строительством Парижской выставки 1889 года, включая строительство Эйфелевой башни . Это был его последний крупный проект перед его смертью в 1891 году. [33]
Строительством новых площадей и садов занимался во времена Третьей республики один из протеже Альфана, архитектор Жан Камиль Формиже. Хотя он не заложил никаких новых больших парков такого масштаба, как Альфан, он построил ряд новых площадей в окрестностях Парижа; квадрат Фердинанда Брюно; площадь Фредерика Леметра; площадь Адольфа Шериу; площадь Вер-Галан; площадь Эпинетт и площадь Арен де Лютес. Его самым впечатляющим достижением стал Серр д'Отей (1898 г.), ансамбль теплиц, из которых были цветы, деревья и кустарники для всех парков Парижа. [33]
(1878–1937 Трокадеро Сады )
Первоначально Трокадеро был местом загородного дома Екатерины Медичи , затем монастыря, разрушенного во время Французской революции . Наполеон планировал построить здесь дворец для своего сына; Король Людовик XVIII планировал построить здесь памятник битве при Трокадеро в 1823 году. При Наполеоне III Альфанд построил бассейн, расходящиеся наружу тропинки, большой газон и лестницу, спускающуюся с холма вниз по берегу реки. [34]
Когда в 1876 году это место было выбрано для проведения Всемирной выставки в Париже 1878 года , архитекторы Габриэль Давиуд и Жюль Бордэ были выбраны для строительства Дворца Трокадеро, массивного временного сооружения в смутно мавританском стиле, с большой ротондой, окруженной двумя башни с изогнутыми крыльями по обе стороны. Сады, спроектированные Альфандом, занимали склон от дворца на вершине холма до Сены. Центр сада занимала длинная серия каскадов, заканчивающихся большим бассейном внизу у подножия холма. Каскад был украшен статуями животных и женских фигур, представляющих пять континентов (статуи сейчас украшают площадь рядом с музеем Орсе). Самой большой скульптурой в саду была голова Статуи Свободы , сделанная раньше остальной статуи и выставленная с целью сбора средств на ее завершение.
Когда экспозиция была завершена, сады были преобразованы в английский пейзажный сад ; были посажены рощи, проложены извилистые тропинки, построен ручей и грот. Сады остались на месте до Всемирной выставки в Париже 1889 года . К Парижской международной выставке 1937 года дворец заменили модернистским сооружением, а фонтаны перестроили, но живописные сады на склоне холма оставили в прежнем виде. (См. ниже парки и сады 1930-х годов). [34]
Марсово поле 1908–1927 ) (
площадью Марсово поле 24,5 га (61 акр) было создано в 1765 году как плац и тренировочное поле для соседней Военной школы . Во время Французской революции здесь проводились крупные патриотические фестивали, в том числе Фестиваль Высшего Существа, проведенный Робеспьером в 1794 году. Он был окружен рвом и не был открыт для публики до 1860 года, когда Наполеон III засыпал ров и посадил деревья вдоль границ, но все равно оставалось собственностью армии. Это было место Парижской универсальной выставки 1867 года , на которой в центре был расположен большой куполообразный павильон, окруженный садом, который сам был окружен большой галереей овальной формы. Остальную часть Марсова поля занимали выставочные залы и обширные ландшафтные сады, спроектированные Альфандом.
Марсово поле снова послужило главной площадкой Парижской универсальной выставки 1878 года . Гигантский дворец из стекла и железа длиной 725 метров занимал центр парка, окруженный садами, спроектированными Альфандом. На Всемирной выставке в Париже 1889 года , посвященной столетию Французской революции, Альфанд разместил Эйфелеву башню в центре, рядом с монументальной Галереей машин. В состав экспозиции вошли Дворец изящных искусств и Дворец свободных искусств. Пространство вокруг Эйфелевой башни и между галереями и дворцами было заполнено большим пейзажным садом, который простирался по оси между Эйфелевой башней и Сеной и заканчивался у реки колоссальным фонтаном с группой аллегорических фигур, названным Город Париж освещает мир своим факелом . Фонтан освещался по ночам электрическими огнями, светившими из воды сквозь пластины цветного стекла.
В 1889 году Марсово поле было официально передано французской армией городу Парижу. Он еще раз использовался для Парижской универсальной выставки 1900 года , а затем, с 1909 по 1927 год, был превращен в общественный парк. Это было необычное место; это был единственный большой парк в Париже, не огороженный забором, и его пересекали три крупных бульвара. Огромная Галерея машин, занимавшая большую часть территории, была снесена в 1909 году. Архитектором парка был Жан Камиль Формиже (1849–1926), протеже Альфана. Он использовал длинную центральную ось от Эйфелевой башни до Военной школы, чтобы создать формальный и симметричный парк во французском стиле. Длинная центральная ось была окружена тропинками и рядами деревьев; в центре разместили бассейн с фонтанами; По бокам были построены детские площадки. Оригинальные сады с выставки 1889 года вокруг Эйфелевой башни сохранились в своем первоначальном виде и их можно увидеть до сих пор. Как и другие французские сады, его лучше всего было видно сверху, в данном случае с вершины Эйфелевой башни. [35]
Парки и сады начала 20 века [ править ]
В период с 1901 года до начала Второй мировой войны было создано несколько небольших парков. Площадь Лоран-Праш была создана в 1901 году на северной стороне церкви Сен-Жермен-де-Пре, на месте старого аббатства Сен-Жермен, разрушенного во время Французской революции в 1790 году. Стена Церковь рядом с парком украшена готическими аркадами, взятыми из разрушенной часовни Богородицы. Центральным элементом парка сегодня является бронзовая голова, созданная Пабло Пикассо в 1959 году в честь поэта Аполлинера .
Площадь Феликса-Дерюэля была построена в том же году вдоль южной стены церкви. На маленькой площади доминируют красочные эмалированные ворота павильона Севрской фарфоровой фабрики с Парижской универсальной выставки 1900 года. [36]
Площадь Рене-Вивиани , созданная в 1928 году, расположена рядом с церковью Сен-Жюльен-ле-Повр , через Сену от собора Нотр-Дам-де-Пари. Его самая известная особенность — старейшее живое дерево Парижа, робинье , разновидность акации , посаженное здесь в 1601 году ботаником Жаном Робеном. В парке также есть средневековый колодец и фрагменты готической архитектуры собора Парижской Богоматери, вывезенные во время его реставрации XIX века. [37]
Сады Сакре-Кёр ( 1924–1929 )
Строительство базилики Сакре-Кёр на вершине Монмартра было впервые предложено после поражения Франции в 1870 году во франко-прусской войне . Это также было место, где Парижская Коммуна началась в марте 1871 года с убийства двух французских генералов восставшие солдаты Парижской национальной гвардии. План Альфана предусматривал создание парка, который спускался бы на восемьдесят метров от парви перед церковью к улице у подножия холма. Архитектор Жан-Камиль Формиже спроектировал парк с эффектным и беспрепятственным подходом к церкви со стороны подножия холма; он спроектировал две террасы, соединенные между собой лестницами и изогнутыми подковообразными пандусами, обсаженными деревьями. План Формиге также предусматривал строительство каскада и фонтанов параллельно лестнице, но они так и не были построены. Работы над церковью начались в 1880-х годах, но продвигались очень медленно из-за сложности крепления церкви к склону холма, на месте бывшего карьера. Базилика не была открыта до 1919 года. Формиже умер в 1926 году, а работы над садами были завершены Леопольдом Бевьером и освящены в 1929 году. Первоначальное название парка было Square Willette, но в 2004 году, при социалистическом правительстве мэра, Бернара Деленуа, она была переименована в площадь. Луиза Мишель в честь анархистки и революционерки, сыгравшей активную роль в Парижской Коммуне. [38]
Парки и сады 1930-х годов [ править ]
В 1930-е годы произошли важные изменения в стиле парижских садов. С 1852 года до конца 1920-х годов почти все парижские сады были спроектированы Жаном-Шарлем Адольфом Альфаном (1817–1891) и его протеже Жаном Камиллой Формиже, и все они имели схожий живописный стиль. Начиная с 1930-х годов, у каждого парижского сада был свой дизайнер, и стили были разными. Они имели тенденцию быть более правильными и геометрическими, больше похожими на классический французский формальный сад , и в них больше использовалась скульптура, особенно работы скульпторов-модернистов того периода. Сады также имели тенденцию быть меньшего размера и располагались на окраинах, недалеко от окраины города. [39]
Несколько новых парков были построены на земле, которая была старой укрепленной зоной вокруг города, широкой полосой, где не разрешалось строить, созданной между 1840 и 1845 годами Адольфом Тьером . Земля была наконец передана городу в 1919 году, и сторонники зеленых насаждений призывали превратить ее в парковую зону вокруг города, но вместо этого правительство Третьей республики решило использовать большую часть земли под государственное жилье и промышленные площадки. Вместо круглого пояса зеленых насаждений они построили ряд небольших площадей, в том числе площадь Серман-дю-Куфра (1930 г.) в 14-м округе; площадь Доктора-Кальметта (1932 г.) в 15 округе; и площадь Марселя-Сембата (1931 г.) в 18 округе.
Самыми важными ландшафтными архитекторами того периода были Леон Азема , художник с классическим образованием, выигравший престижную Римскую премию, спроектировавший дюжину площадей, в том числе Парк де ла Бют-дю-Шапо-Руж ; и Роже Лардат, который спроектировал ряд площадей, а также перепроектировал части Венсенского леса и садов Трокадеро.
Другие известные парижские парки, сады и площади 1930-х годов - это парки Международного университетского города Парижа (1921–1939); Парк Келлерман (1939–1950); Площадь Сен-Ламбер (1933 г.); Площадь Северин (1933–1934); Площадь Сары Берар и площадь Режана (1936 г.); Парк Шуази (1937); Площадь Рене-Ле-Галя (1938 г.); и Сквер Барье (1938).
сады Трокадеро ( Новые ) 1937
Главным архитектурным и ландшафтным проектом Парижа 1930-х годов стала Международная выставка искусств и техники в современной жизни , состоявшаяся в 1937 году на холме Шайо. Старый дворец Трокадеро, который использовался в двух предыдущих выставках, был снесен и заменен большой террасой с панорамным видом на Сену и Эйфелеву башню, а также модернистским белым дворцом Шайо с двумя крыльями, охватывающими верхнюю часть. холма. Сохранились живописные ландшафтные сады на склонах холмов, построенные Жаном-Шарлем Альфаном для экспозиции 1878 года. Новые сады площадью 21 гектар (52 акра) были спроектированы Леоном Аземой и архитекторами Карлу и Буало. Центральным элементом сада стала серия каскадов, обрамленных статуями, и длинный бассейн с рядами фонтанов и двумя мощными водометами. Бассейны, фонтаны и эффектное освещение в ночное время были спроектированы Роже-Анри Экспертом , который также разработал внутреннюю отделку знаменитого французского океанского лайнера. Нормандия . Многие статуи из экспозиции, созданные ведущими французскими скульпторами того времени, были сохранены на месте после выставки или нашли новые дома в других новых городских парках того периода. [40]
Парк Бют-дю-Шапо-Руж 1939 г. ( )
Парк Бют-дю-Шапо-Руж , первоначально известный как Площадь Бют-дю-Шапо-Руж, в 19-м округе, является одной из серии площадей, построенных в старой укрепленной зоне, которая окружала город с тех пор. правление Луи-Филиппа. Он был спроектирован Леоном Аземой и был похож на его план садов Трокадеро двумя годами ранее. Широкие лужайки и извилистые дорожки использовали крутой склон и служили витриной для скульптур.
Основными архитектурными особенностями являются буфет , или каскадный фонтан, у нижнего входа, увенчанный статуей Евы работы скульптора Раймона Кувенжа (1938 г.), и классический портик со скульптурой, служащий входом на игровую площадку. В верхней части парка расположены две бельведеры, до которых можно добраться по извилистым тропинкам, откуда открывается панорамный вид на город.
Парк Келлерманн (1939–1950) [ править ]
Парк Келлерманн был построен одновременно с площадью Бют-дю-Шапо-Руж, в южной части города, на окраине 13-го округа. Он был немного больше Шапо-Руж (5,55 га по сравнению с 4,68), что давало право называть его парком, а не площадью. Первоначально он служил местом для нескольких из нескольких небольших павильонов Выставки 1937 года. Парк был спроектирован архитектором Жаком Гребером , который был главным архитектором экспозиции 1937 года, а также сделал заметную карьеру в США, где он спроектировал бульвар Бенджамина Франклина в Филадельфии .
Территория парка имела два разных уровня; большая часть парка была построена на старом русле и берегах реки Бьевр , которые теперь засыпаны. Гребер объединил два разных стиля; нижняя часть парка живописна, с озером, ручьем, ложными скалами, рощами, извилистыми тропинками и другими характерными чертами парка времен Наполеона III . Верхняя часть, граничащая с бульваром Келлерманн, представляет собой сочетание классицизма и модернизма 1930-х годов с цементным портиком, двумя кирпичными экседрами, украшенными барельефами в стиле 1930-х годов; большой партер и бассейн; и длинные аллеи, обсаженные деревьями. Верхняя часть парка сегодня предлагает исключительный вид на город, но также страдает от шума соседнего шоссе, огибающего Париж. [41]
Парки и сады конца 20 века (1940–1980 гг . )
После немецкой оккупации Парижа в 1940 году приоритет сместился с создания парков на строительство игровых площадок и других спортивных сооружений, следуя идеологии маршала Филиппа Петена и режима Виши, Франция . В 1939 году в Париже было двадцать гектаров спортивных площадок; В 1941 году правительство Парижа опубликовало план строительства дополнительных двухсот гектаров спортивных сооружений и игровых площадок, в основном используя пустующую землю в старой укрепленной зоне на окраине города. [42]
Акцент, уделяемый игровым и спортивным площадкам, продолжался и после войны. Приоритетами последующих французских правительств были ремонт инфраструктуры, разрушенной войной, и строительство государственного жилья. Было создано несколько площадей, хотя большая часть пространства обычно отводилась под игровые площадки, а не сады. Новые парки и площади включали площади Докторов-Дежерина (1958 г.), Эммануэля-Флери (1973 г.) и Леона Фрапи (1973 г.) в 20-м округе; Площади Эмиля-Коля и Жоржа-Мелиса (1959 г.) в 12-м округе; площади вокруг ворот Шамперре в 17-м округе; и площадь Порт-де-Плен (1948–1952) в 15 округе.
Площадь Андре-Ульмана (1947 г.) в 17-м округе — один из типичных послевоенных садов; симметричный и строгий, он занимает треугольное пространство с павильоном с ротондой в одном углу, двумя аллеями платанов, центральной зеленой зоной, кустами и кустарниками, вырезанными в геометрических формах.
Площадь Эммануэля Флери (1973 г.) в 20-м округе площадью 2,34 гектара (5,8 акра) больше, чем большинство послевоенных садов, и, хотя на ней есть спортивные площадки, в том числе площадка для катания на роликах, она больше похожа на живописный стиль Напеолеона III, чем другие послевоенные сады, с богатыми клумбами, извилистыми дорожками, рощами деревьев и киосками.
Площадь Сент-Одиль (1976 г.) в 17-м округе, построенная ландшафтным архитектором Жаном Каманом, была одним из первых садов новой модели, появившихся в 1980-х и 1990-х годах; занимая небольшую площадь (1,13 га), он был разделен на разные помещения, каждое со своим стилем и тематикой, часто радикально отличающимися; рядом с церковью на одной части находится ландшафтный сад; в другом детская площадка, живописный холм с беседкой; центральный бассейн с абстрактной скульптурой; и памятник арфистке Лили Ласкин.
Парижский цветочный парк ( ) 1969
Самым большим новым садом, созданным в Париже во второй половине 20-го века, был Цветочный парк Парижа площадью 31 гектар (77 акров), который был построен в Венсенском лесу в 1969 году. В 1959 и 1964 годах этот парк был место проведения большой международной выставки цветов Floralies Internationales, и эти два мероприятия были настолько популярны, что город решил сделать постоянную площадку для выставок цветов. Земля от военных объектов в парке была передана городу, а новые сады были созданы под руководством ландшафтного архитектора Дэниела Коллина. Новый парк представлял собой ансамбль цветников разной тематики; долина цветов; сад современных скульптур; водный сад; и детский сад, а также павильоны для внутренних экспозиций и выставок экзотических цветов, японского бонсай и других ботанических достопримечательностей. В 1979 году был добавлен Сад четырех сезонов, цветы которого цветут с ранней весны до конца осени. В парке также был открытый театр для музыкальных мероприятий, а также небольшие озера и фонтаны.
Сад Тино-Росси ( 1975–1980 )
В 19 веке на месте Jardin Tino-Rossi, на набережной Сен-Бернар в 5-м округе, с барж разгружали бочки с вином для продажи в близлежащем Halle aux vin. В 1975 году правительство президента Валери Жискар д'Эстена решило превратить набережную в набережную с рядами плантанов, посаженных вдоль набережной в 19 веке, и серией небольших садовых амфитеатров у кромки воды. В 1980 году был добавлен более амбициозный элемент; сад скульптур под открытым небом, в котором представлено более пятидесяти работ скульпторов конца 20-го века, в том числе Александра Колдера , Константина Бранкузи и Жана Арпа . Хотя набережную в целом считают успешной, скульптурные произведения со временем пострадали от деградации и вандализма. [43]
Парки эпохи Миттерана 1981–1995 ( )
Во время четырнадцатилетнего президентства Франсуа Миттерана , совпавшего с двухсотлетием Французской революции, в Париже произошел взрыв крупных проектов общественных работ, включая Оперу Бастилии , пирамиду и подземный двор Лувра, а также новую национальную библиотеку. Проекты Миттерана включали открытие ста пятидесяти новых парков, скверов и садов, большего количества, чем построенных при Наполеоне III, хотя общая площадь новых парков была намного меньше. В отличие от Второй империи, когда все новые сады следовали одному и тому же основному плану и живописному стилю, сады эпохи Миттерана были построены разными архитекторами и ландшафтными архитекторами и предлагали большое разнообразие стилей и дизайнов, от миниатюрных воссозданий дикой природы до высокотехнологичный. Многие из новых парков и садов, такие как Ла-Виллет, были построены на бывших промышленных площадках, а большинство из них было построено во внешних кварталах города, где население было наиболее плотным. Почти во всех новых парках представлены произведения современного искусства и скульптуры. [44]
Ландшафтный архитектор Бернар Чуми , спроектировавший сады парка де ла Виллет, попытался объяснить философию новых парков в книге под названием «Парки XXI века» (1987): «Условия современного города сделали недействительными исторический прототип парка как образа природы. Парк больше нельзя воспринимать как модель утопического мира в миниатюре, защищенного от вульгарной реальности. Современный парк следует рассматривать не как место бегства, а как среду. определяется заботами жителей города, их потребностями в отдыхе и удовольствиями, определяемыми условиями труда и культурными устремлениями современного городского общества». [45]
Парк Жоржа-Брассена ( ) 1984
Парк Жорж-Брассен (15-й округ), занимающий 7,4 га (18 акров), расположен на месте бывшей бойни Вожирара и конного рынка с 1894 по 1897 год, которые были снесены в период с 1969 по 1979 год. Проект архитекторов Гуламилы и Миллиекс и ландшафтный архитектор Дэниел Коллин сохранили живописные элементы первоначального рынка, в том числе колокольню старого аукционного рынка скотобойни Вожирар и крытый конный рынок, который теперь по выходным служит местом рынка антикварных книг. У входа в сад стоят современные скульптуры лошадей. Углы парка занимают дошкольный и детский сад, а также театр. Пейзажный сад в центре парка, в живописных традициях Альфанда и Второй империи, имеет озеро, извилистые дорожки, клумбы, розарий и сад ароматических растений. На склоне парка также есть сухой каскад из искусственных камней, по которому могут полазить дети.
Бельвиль Парк (1988) [ править ]
Парк Бельвиль в 20-м округе был еще одним парком ранней эпохи Миттерана. Он был спроектирован архитектором Франсуа Дебулуа и ландшафтным архитектором Полем Брише и построен на крутом участке площадью 4,5 гектара (11 акров), на холме Бельвиль, самой высокой точке города. Парк располагался недалеко от парка Бют-Шомон и имел некоторые из тех же живописных элементов, что и парк Второй империи, в том числе террасу и бельведер наверху парка с панорамным видом на город, извилистые тропинки вдоль склоны холмов, обильные клумбы и рощи деревьев, а также ряд каскадов от вершины холма до полукруглого бассейна, затем под улицей Жюлиана Лакруа к круглому бассейну в другом саду в саду Пали-Као, Парк миниатюр площадью три тысячи квадратных метров открылся в 1989 году. Посетителям парка предлагается посидеть на пышных лужайках парка, что давно не поощряется в парижских парках. Как и Бют-Шомон, в парке Бельвиль изначально был грот, встроенный в стену старых каменоломней, но его пришлось закрыть из-за вандализма и соображений безопасности.
Парк де ла Виллет 1987–1991 ( )
Парк де ла Виллет раньше был главной бойней города, расположенной в 19 округе на пересечении Канала де Л'Урк и канала Сен-Дени. Одно строение осталось от старого места, Гранд-Халле, построенного в 1867 году Жюлем де Мериндолем, учеником Балтара, который построил знаменитые стеклянные и железные конструкции Ле-Аль . В 1982 году международный конкурс выбрал ландшафтного архитектора Бернарда Чуми для проектирования парка. Окончательный проект состоял из десяти тематических садов, которые Чуми назвал «кинематографической прогулкой» различных достопримечательностей и стилей. [46]
Парк де ла Виллетт больше относится к категории высокотехнологичных парков развлечений, таких как Диснейленд или сады Тиволи, чем к традиционному парку. Двадцать гектаров территории площадью пятьдесят пять гектаров отведены под здания и сооружения, в том числе Городок наук и промышленности, Городок музыки, концертный зал «Зенит», полноразмерную подводную лодку и центральную достопримечательность – зеркальная жеода, геодезический купол . Десять тематических садов включают игровые площадки и небольшие тихие уголки; К ним относятся сад зеркал, сад теней, сад островов, сад бамбука, сад дюн и несколько тематических игровых площадок, в том числе одна с горкой в виде дракона. В садах также представлены скульптурные работы известных художников и скульпторов, в том числе Класа Ольденбурга и Даниэля Бюрена .
Парк Андре Ситроен ( ) 1992
Парк Андре Ситроен , расположенный на берегу Сены в 15-м округе, был местом расположения автомобильного завода Citroën с 1915 по 1970-е годы. План нового парка разработали ландшафтные архитекторы Жиль Клеман и Ален Прово, а также архитекторы Патрик Бергер, Жан-Франсуа Жодри и Жан-Пьер Вигье. Как и большинство парков эпохи Миттерана, он сочетал в себе два совершенно разных стиля парков: парк отдыха и живописный цветочный парк; Центральным элементом парка площадью 24 гектара (59 акров) является большой газон размером 273 на 85 метров, предназначенный для отдыха, спорта и релаксации. Естественный и чистый садовый аспект парка выражается двумя очень большими оранжереями на юго-востоке с видом на парк: одна - оранжерея, а другая - с растениями Средиземноморья. Есть также серия из шести небольших «последовательных садов», каждый из которых связан с различным металлом, планетой, состоянием воды и чувством; и «Сад движения», луг из разных трав, развеваемых ветром. Канал обрамляет одну сторону большой лужайки, а другую сторону окружают последовательные сады, каждый в своей нише. [47]
(1993 растениям Прогулка по )
Променад Планте в 12 округе Парижа — самый оригинальный из парижских парков. Созданный ландшафтным архитектором Жаком Вержели и архитектором Филиппом Матье, он был построен в десяти метрах над улицей на заброшенном виадуке Венсенской железной дороги, построенном при Наполеоне III в 1859 году. Парк простирается на 4,7 километра от места расположения бывшая железнодорожная станция Бастилия, недалеко от площади Бастилии , до Верней-л'Этан , на периферийном шоссе на внешней окраине города. Парк предлагает множество разнообразных пейзажей: от бамбукового леса до живописного цветника, а также прекрасные виды на город. Доступ к нему осуществляется по нескольким лестницам вдоль его маршрута, и иногда он огорожен. Предпочтение отдается гуляющим, но допускаются и бегуны, если они не мешают прогуливающимся. Из-за узкой ширины набережной велосипеды не допускаются.
Плантация Promenade послужила вдохновением для создания подобных парков в других городах; Хай -Лайн в районе Челси в Нью-Йорке, открытый в 2009 году, и трехмильная тропа Блумингдейл в Чикаго.
Атлантический сад 1994 ) (
в Атлантический сад 15-м округе, как и Плантационный променад, имеет весьма необычное место: он расположен на двенадцати бетонных колоннах на высоте семнадцати метров над уровнем улицы, на крыше над железнодорожным вокзалом Монпарнас , который соединяет Париж с западом Франции. Он был спроектирован ландшафтными архитекторами Майклом Пена и Франсуа Брюном и, как сообщается, был самым дорогим парком, построенным в Париже. [48] Как и в других парках эпохи Миттерана, здесь есть центральная лужайка, окруженная тематическими садами и усыпанная современными скульптурами и фонтанами. Он также имеет тридцать отверстий, которые обеспечивают вентиляцию и освещение железнодорожных путей и платформ внизу, а объявления о прибытии и отправлении поездов можно услышать в парке наверху. Дизайн парка отдаленно напоминает палубу океанского лайнера, что соответствует сообщению железнодорожного вокзала с атлантическими морскими портами Шербур и Гавр.
Из-за ограничений по весу и ограниченной глубине почвы в нем содержится большое количество бетона и других конструкционных материалов по сравнению с количеством зелени. Тем не менее, в парке есть пятьсот деревьев, посаженных в кубических каменных ящиках. Тематические сады включают в себя сад с разнообразными движениями на ветру; сад водных растений; сад прибрежных растений, сад голубых и лиловых цветов; и «зал молчания», сад для медитации. [48]
Парк ( 1994–1997 Берси )
Парк Берси , расположенный на берегу Сены в 12-м округе, находился на окраине городской черты до времен Наполеона III . Здесь располагался винный склад, где бочки с вином и спиртными напитками разгружались с барж и облагались налогом перед доставкой в город. В рамках программы Миттерана новый парк задумывался как восточно-парижский эквивалент сада Тюильри , расположенный рядом с Сеной в центре города. На этом месте уже были широкие аллеи, обсаженные двухсотлетними каштанами и подорожниками, которые вместе с несколькими старыми зданиями винного склада были интегрированы в новый парк. Хотя парк находился далеко от центра города, он находился рядом с новым крытым спортивным комплексом Palais Omnisports и Синематекой (первоначально Американский центр, спроектированный Фрэнком Гери ) и был соединен новым мостом с новой Национальной библиотекой через дорогу. Сена. Со стороны реки парк окаймляла высокая терраса, которая закрывала шум шоссе вдоль реки и открывала вид как на Сену, так и на парк. В парке также есть амфитеатр на месте, где была обнаружена неолитическая деревня.
Ландшафтный дизайн нового парка разработали архитекторы Бернар Юэ, Мадлен Ферран, Жан-Пьер Фёж и ландшафтные архитекторы Ян ла Кен и Филипп Раген. Их дизайн создал три отдельных сада разной тематики, соединенных пешеходными мостами через улицы, которые их разделяют. Западный парк, расположенный недалеко от Дворца спорта, под названием Les Prairies , имеет широкие лужайки под деревьями; эта часть парка также используется для неформальных видов спорта, футбола, скейтбординга и катания на роликах. Центральный парк называется Les Parterres и посвящен серьезному садоводству. Он включает в себя ароматический сад, розарий и огород, куда школьные группы приходят, чтобы узнать о сельском хозяйстве и садоводстве. Сад на востоке называется Le Jardin romantique и оформлен в водной тематике; он включает в себя канал, пруды с рыбой, каскады и бассейн с кувшинками. [49]
Парки и сады Парижа XXI века [ править ]
Следуя традиции конца 20-го века, когда президенты Франции строили новые музеи и парки в ознаменование своего пребывания у власти, президент Жак Ширак открыл Музей на набережной Бранли , посвященный искусству Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании.
В 1991 году берега Сены были объявлены объектом культурного наследия ЮНЕСКО, и начались усилия по превращению оставшихся вдоль реки шоссе и промышленных площадей в длинную набережную. Начиная с 2000 года участки автомагистралей по воскресеньям закрывались для прогулок и пробежек, а летом был установлен искусственный «пляж» с песком и шезлонгами. В 2008 году во время правления мэра Бертрана Деланоэ (2001–2014 годы) город Париж начал превращать участки автомагистралей, построенных вдоль левого и правого берегов Сены, в парки и зоны отдыха. В 2013 году 2,3-километровый участок левобережного шоссе между мостом Альма и Музеем Орсе открылся как постоянная набережная — Promenade des Berges de la Seine .
( 2006 Сады музея на набережной Бранли )
Территория Музея на набережной Бранли на левом берегу Сены, напротив Дворца Шайо и всего в ста метрах от Эйфелевой башни, была занята зданиями Министерства реконструкции и урбанизма. был выбран архитектор Жан Нувель В результате международного конкурса для проектирования нового музея . Первоначальное предложение по созданию музея предусматривало создание сада площадью 7500 квадратных метров из участка площадью 25 000 квадратных метров (270 000 квадратных футов). Нувель увеличил площадь садов до 17 500 квадратных метров и сделал ряд различных садов неотъемлемой частью музея. Самый большой участок, «сад движения», между улицей Университета и набережной Бранли, представляет собой композицию небольших садов, созданных ландшафтным архитектором Жилем Клеманом и призванных выглядеть дикими и быть противоположностью французского классического сада. . Другой примечательной особенностью сада является Mur vegetale или «стена растительности», спроектированная Патриком Бланком ; композиция из 15 000 растений 150 различных видов, которые покрывают 800 квадратных метров наружных фасадов музея и 150 квадратных метров внутренних стен. «Стену» обновляют и подстригают каждый год. [50]
Набережная Берж-де-ла-Сена 2013 ( )
В XIX и начале XX века мощеная набережная левого берега Сены между мостом Альма и Музеем Орсе использовалась для проведения нескольких международных выставок, для лодочных причалов и складов, а также для кафе. и плавучий бассейн. В период с 1961 по 1967 год вдоль обоих берегов реки были построены автомагистрали, чтобы разгрузить транспортные заторы в центре города. В 1991 году берега реки были классифицированы как объект культурного наследия ЮНЕСКО, а шоссе начали превращать в парки и променады. Начиная с 2008 года 2,3-километровый участок шоссе был окончательно закрыт и превращен в Променад Берж-де-ла-Сен , который был открыт 19 июня 2013 года. Набережная включает в себя пять плавучих «островов» общей площадью 1800 квадратных метров в размером, расположенный на баржах, с деревьями, кустами, цветами и шезлонгами. На бывшем шоссе расположены помещения для концертов и занятий; открытая выставочная площадка; детские площадки; скалодром; дискотека под мостом; а также типи и меблированные контейнеры, которые можно арендовать для обедов, торжеств или встреч. Вдоль набережной расположены лодочные причалы и несколько уличных кафе. Все сооружения парка портативны и могут быть демонтированы в течение 24 часов, если уровень воды в Сене поднимется слишком высоко. Набережную спроектировал архитектор Франклин Аззи , а острова создал Жан-Кристоф Шобе. [51] [ нужна полная цитата ]
См. также [ править ]
- Список парков и садов Парижа
- Сад французского ренессанса
- Французский формальный сад
- Французский пейзажный сад
- Реконструкция Парижа Османом
- Париж во время Второй империи
- Париж в «Прекрасной эпохе»
Ссылки [ править ]
Примечания и цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов.
- ^ Лоуренс и Гондранд 2010 , с. 125.
- ^ Лоуренс и Гондранд 2010 , с. 208.
- ^ «Растительный сад» . Национальный музей естественной истории . Проверено 22 июня 2013 г.
- ^ Менье, Флориан, Средневековый Париж , стр. 37–38
- ^ Венцлер 2003 , с. 12.
- ^ Венцлер 2003 , с. 13.
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , с. 46
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , с. 47
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , с. 56
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 59–63.
- ^ Доминик Массуни; Беатрис Андийская; Дэниел Рабро (1995). Доминик Массуни; Полина Прево-Марсильяси; Дэниел Рабро (ред.). Париж и его фонтаны: от эпохи Возрождения до наших дней . Париж: Делегация художественных мероприятий города Парижа.
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 65–70
- ^ Исторический словарь Парижа , стр. 532–533.
- ^ Исторический словарь Парижа , стр. 534
- ^ Балтрушайтис 1978 .
- ^ Венцлер 2003 , с. 27.
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 74–75
- ^ цитируется по Жаррассе, Доминик, Grammaire des jardins Parisiens , стр. 75–76.
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 75–76.
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 78–81.
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 82–83.
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 87–91
- ^ Расин, Мишель, Путеводитель по садам Франции , с. 173
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Де Монкан, Патрис, Сады барона Османа , стр. 21–29.
- ^ Де Монкан, Патрис, Сады Османа , стр. 57–60
- ^ Де Монкан, Патрис, Сады Османа , стр. 60–65
- ^ Де Монкан, Патрис, Сады Османа , стр. 75–81.
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 119–121.
- ^ Де Монкан, Патрис, Сады Османа , стр. 101–107
- ^ дю Камп, Максим, Les Convulsions de Paris , Hachette, (1881), стр. 303. (Полный текст доступен в Интернет-архиве).
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 129–132
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Де Монкан, Патрис, Сады Османа , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 164–165.
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 166–168
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 182–183
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , с. 183
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , с. 179.
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 182–187
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 201–202
- ^ Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 193–195
- ^ Жаррас, Доминик, Грамматика парижских садов , с. 210.
- ^ Жаррас, Доминик, Грамматика парижских садов , с. 214
- ^ Жаррас, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 220–221.
- ^ цитируется в Jarrasse, Dominique, Grammaire des jardins Parisiens , p. 246.
- ^ Жаррес, Доминик, Грамматика парижских садов , стр. 242–246.
- ^ Расин, Мишель, Путеводитель по садам Франции , стр. 184–185.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рансин, Мишель, Путеводитель по садам Франции/Севера с. 186
- ^ Расин, Мишель, Путеводитель по садам Франции , с. 176.
- ^ Муаро, Фабрис, Сады музея на набережной Бранли , стр. 2–9
- ↑ Le Moniteur , 19 июня 2013 г.
Библиография [ править ]
- Аллен, Ив-Мари; Кристиани, Джанин (2006). Садовое искусство в Европе . Париж: Цитадели и Мазенод.
- Балтрушайтис, Юргис (1978). Сады во Франции 1760–1820 гг. (на французском языке). Париж: Национальный фонд исторических памятников и мест. OCLC 174457405 .
- Комбо, Иван (2013). История Парижа . Париж: Press Universitaires de France. ISBN 978-2-13-060852-3 .
- Де Монкан, Патрис (2007). Сады барона Османа . Париж: Les Éditions du Mécène. ISBN 978-2-907970-914 .
- Де Монкан, Патрис (2012). Париж Османа . Париж: Les Editions du Mecene. ISBN 978-2-9079-70983 .
- дю Камп, Максим (1993). Париж – его органы, его функции и его жизнь 1870 года до . Монако: Рондо.
- Эрон де Вильфосс, Рене (1959). История Парижа . Бернар Грассе.
- Импеллусо, Люсия (2007). Сады, огороды и лабиринты . Париж: Хазан.
- Жаррассе, Доминик (2007). Грамматика парижских садов . Париграмма. ISBN 978-2-84096-476-6 .
- Лоуренс, Рэйчел; Гондранд, Фабьен (2010). Париж (Путеводитель по городу) (12-е изд.). Лондон: Путеводители по знаниям. ISBN 978-981-282-079-2 .
- Манелье, Эрве (1990). Императорский Париж - Повседневная жизнь во времена Второй империи . Париж: Арман Колен. ISBN 978-2-200-37226-2 .
- Менье, Флориан (2014). Париж в средние века . Париж: Editions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6217-0 .
- Мильза, Пьер (2006). Наполеон III . Париж: Темпус. ISBN 978-2-262-02607-3 .
- Муаро, Фабрис (2009). Сады музея на набережной Бранли . Галлимар. ISBN 978-2-74-242374-3 .
- Прево, Филипп (2006). История садов . Sud Ouest Editions.
- Расин, Мишель (2007). Путеводитель по садам Франции — Tome Nord . Париж: Издания Ойген Ульмер. ISBN 978-284138-300-9 .
- Сарман, Тьерри (2012). История Парижа: Политика, городское планирование, цивилизация . Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-755-803303 .
- Венцлер, Клод (2003). Садовая архитектура . Западная Франция. ISBN 978-273733-177-0 .
- Исторический словарь Парижа . Карманная книга. 2013. ISBN 978-2-253-13140-3 .