Сады французского Возрождения



Сады французского Возрождения изначально были вдохновлены садом итальянского Возрождения , который позже превратился в более величественный и формальный сад в французском стиле во время правления Людовика XIV , к середине 17 века.
В 1495 году король Карл VIII и его дворяне вернули стиль Ренессанса во Францию после военной кампании в Италии . [ 1 ] Они достигли своего пика в садах королевского замка Фонтенбло , замка Амбуаз , замка Блуа и замка Шенонсо .
Сады французского Возрождения характеризовались симметричными и геометрическими клумбами или партерами , растениями в горшках, дорожками из гравия и песка, террасами, лестницами и пандусами, движущейся водой в виде каналов , каскадов и монументальных фонтанов, а также широким использованием искусственных гротов . лабиринты и статуи мифологических персонажей. Они стали продолжением окружавших их замков и были призваны иллюстрировать идеалы меры и пропорции эпохи Возрождения, а также напоминать зрителям о достоинствах Древнего Рима . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Итальянское влияние
[ редактировать ]
В 13 веке итальянский ландшафтный архитектор Пьетро де Крещенци написал трактат под названием Opus Ruralium Commodium, в котором излагался формальный план садов, украшенных топиарными скульптурами, деревьями и кустами, подстриженными в архитектурные формы, следуя традиции, начатой римлянами. . Король Карл V заказал французский перевод в 1373 году, и во Франции начал появляться новый итальянский стиль. Франции [ 3 ]
Другим влиятельным писателем был Леон Баттиста Альберти (1404–1472), который в 1450 году написал трактат De re aedificatoria для Лоренцо Медичи . Альберти использовал геометрические принципы Витрувия при проектировании фасадов зданий и садов. Он предложил, чтобы дом выходил на сад и чтобы в саду были «портики для придания тени, колыбели, где на мраморных колоннах растут виноградные лозы, а также должны быть вазы и даже забавные статуи, при условии, что они не непристойны». [ 4 ]
В своем проекте садов Кортиле дель Бельведер в Риме архитектор Браманте (1444–1544) ввел идею перспективы , используя длинную ось, перпендикулярную дворцу, вдоль которой он разместил партеры и фонтаны. [ 5 ] Это стало центральной особенностью садов эпохи Возрождения.
Популярный роман монаха Франческо Колонны , опубликованный в Венеции в 1499 году, под названием «Сон Полифила» , аллегорическое путешествие путешественника Полифила в фантастические страны в поисках своей возлюбленной Полии, оказал огромное влияние на сады того времени. . Идеи «острова-сада» на озере, как в садах Боболи во Флоренции, статуй гигантов, выходящих из земли в парке виллы ди Пратолино , и тема лабиринта — все это было взято из воображаемые путешествия Полифила. [ 6 ] Все эти элементы должны были появиться в садах французского Возрождения.
Родина садов эпохи Возрождения во Франции: Шато-Гайар (Амбуаз).
[ редактировать ]В 1495 году Карл VIII вторгся в Неаполитанское королевство и увидел роскошь дворцов и садов Италии. Когда он вернулся во Францию в 1496 году, он убедил и привез с собой 22 итальянских художника, в том числе монаха и мастера-садовника из Неаполя по имени Пачелло да Меркольяно . Они решили воспроизвести в Амбуазе чудеса Тосканы и выбрали землю площадью 15 гектаров в форме амфитеатра в самом центре города, чтобы воплотить в жизнь мечту короля о Поджореале . [ 7 ] Карл VIII приказал построить Шато-Гайар, Амбуаз, и Пачелло выбрал это королевское владение для внедрения и акклиматизации первых апельсиновых деревьев во Франции. Он создал газоны, цветочные клумбы и декорации для своего «Арте дель Верде» и впервые во Франции успешно представил сады в итальянском стиле. Он использовал Шато-Гайар как экспериментальную лабораторию для своих инноваций: он создал новый сорт сливы под названием « Рейн Клод » («Королева Клод») и использовал очень специфические методы, такие как полубочки в качестве ящиков для цветов.
Сады Шато-Гайар представляют собой «недостающее звено» между средневековыми монастырскими садами и будущими французскими формальными садами .
-
Вилла Поджо Реале
-
Паселлианские паркеты
-
Королевское владение Шато-Гайар, Амбуаз
-
Вид на Гранд Партер
-
Королевская оранжерея Шато-Гайар
-
Оранжерея
Сады замка Амбуаз, Блуа, Гайон и Бери
[ редактировать ]
В начале 16 века король Франциск I , также посетивший Италию и встретившийся с Леонардо да Винчи , построил сады в новом стиле на трёх разноуровневых террасах, окаймлённых старыми стенами своего Шато де Блуа . Помимо цветочных партеров, в садах выращивали самые разнообразные овощи и фрукты, в том числе апельсиновые и лимонные деревья в ящиках, которые зимой хранили в помещении. Здание, приютившее их, до сих пор стоит и было первой оранжереей во Франции. Сады располагались на месте нынешней площади Виктора Гюго и на месте железнодорожного вокзала. Последние остатки сада были уничтожены в 1890 году при строительстве проспекта Виктора Гюго .

Примерно в то же время Пачелло да Меркольяно спроектировал сады для замка Гайон, принадлежавшего кардиналу Жоржу д'Амбуазу , министру короля Генриха IV, который также проводил время в Италии. Сады, построенные на разных уровнях ниже старого средневекового замка, были засажены партерами цветов и фруктовых деревьев. В партере у входа в сад был изображен герб Франции в цветах. Кусты были подстрижены в форме людей на лошадях, кораблей и птиц. Его также украшали внушительные мраморные фонтаны. [ 8 ]

Сады замка Бюри были построены между 1511 и 1524 годами Флоримоном Роберте , государственным секретарем Людовика XII и Франциска I. Роберте посетил виллу Медичи во Фьезоле и хотел воспроизвести террасные сады, которые он там видел. Замок, отходя от традиционного дизайна, был тесно интегрирован со своими садами. Посетители проходили через квадратный сад внутри замка и выходили в два геометрических сада за замком, украшенных фонтанами и окруженных деревянной галереей. Ось шла от входа в часовню, в дальнем конце сада. Подобно садам итальянского Возрождения, сады Бюри располагались на краю холма, откуда открывался прекрасный вид на лес Блуа. [ 9 ] В центре двора замка Роберте поместил бронзовую копию Давида Микеланджело , подаренную ему Флорентийской республикой . [ 10 ]
Сады Фонтенбло
[ редактировать ]
Сады замка Фонтенбло , расположенного в лесу, который был охотничьим заповедником Капетингов французских королей , были созданы Франциском I начиная с 1528 года. В саду были фонтаны, партеры, лес из сосен, привезенных из Прованса и первый искусственный грот во Франции в 1541 году. Екатерина Медичи заказала бронзовые копии статуй, украшавших Кортиле дель Бельведер в Риме. Статуя Геркулеса упокоившегося работы Микеланджело украшала сад у озера. В 1594 году Генрих IV добавил на озере небольшой остров, соединенный мостом с двором фонтанов. [ 11 ]
Сады Шенонсо
[ редактировать ]
В замке Шенонсо было два отдельных сада: первый был создан в 1551 году для Дианы де Пуатье , любовницы короля Генриха II , с большим партером и струей воды , а второй, меньший по размеру, был создан для Екатерины Медичи в 1560 году, на террасе, возвышающейся над рекой Шер, разделенной на отсеки, с бассейном в центре.
Сады Сен-Жермен-ан-Ле
[ редактировать ]Сады замка Сен-Жермен-ан-Ле положили начало переходу к новому стилю, который будет называться jardin à la française . Сад был заложен в 1595 году королевским садовником Шарлем Молле для Генриха IV .
Хронология
[ редактировать ]
- Замок Амбуаз (1495 г.)
- Замок Блуа (1499 г.) (сады были разрушены в 19 веке).
- Замок Гайон (1502–1550 гг.)
- Замок Бюри-ан-Блезуа (1511–1520 гг.)
- Замок Шенонсо (1515–1589), сады Дианы де Пуатье (1551) и Екатерины Медичи (1560).
- Замок Шантийи (1524 г.)
- Замок Фонтенбло (1528–1447 гг.)
- Замок Сен-Мор (1536 г.)
- Замок Анет (1536 г.)
- Замок Сен-Жермен-ан-Ле (1539–1547) - старый замок и сады.
- Замок Вилландри (1536 г.)
- Монсо-ле-Мо (1549–1560)
- Замок Валери (1550 г.)
- Басти д'Юрфе (1551 г.)
- Замок Дампьер-сюр-Бутон (1552–1600 гг.)
- Замок Сен-Жермен-ан-Ле (1539–1547) - новый замок и террасы.
- Замок Шарлеваль (1560 г.)
- Дворец и сады Тюильри (1564–1593 гг.)
- Замок Верней (1565 г.)
- Замок д'Ане (1582 г.) Новые сады.
- Замок Фонтенбло (1594–1609) Новые сады Клода Молле.
- Сад Тюильри в Париже (1599 г.), автор: Клод Молле, Делорм, Дюперак.
- Люксембургский сад в Париже (1612–1630 гг.)
Современные версии
[ редактировать ]- Сад замка д'Амблевиль
Библиография
[ редактировать ]- Ив-Мари Аллен и Жанин Кристиани, Искусство садов в Европе , Citadelles et Mazenod, Париж, 2006 г.
- Клод Венцлер, Садовая архитектура , Editions Ouest-France, 2003 г.
- Люсия Импеллусо, Сады, огороды и лабиринты , Хазан, Париж, 2007.
- Филипп Прево, История садов , Editions Sud Ouest, 2006 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Клод Венцлер, Садовая архитектура, стр. 12
- ^ Клод Венцер, стр. 13
- ^ Клод Венцлер, стр. 12
- ^ цитируется по Филиппу Прево, «История садов» , стр. 69
- ^ Прево, История садов , стр. 70
- ^ Прево, История садов , стр. 70.
- ^ Жан ВАССОР, Искусство садов Франции , стр. 70
- ^ Венцлер, Садовая архитектура, стр. 14
- ^ Венцлер, Садовая архитектура , стр. 14
- ^ Прево, История садов , стр. 106
- ^ Филипп Прево, История садов , стр. 107-08