Замок Гайон
Замок Гайон — замок французского Возрождения, расположенный в Гайоне , регион Нормандия , Франция .
История
[ редактировать ]
Несколько потрепанный и обнаженный замок Гайон, строительство которого было начато в 1502 году на древнем фундаменте. [ 1 ] был летней архиепископской резиденцией Жоржа д'Амбуаза , кардинала- архиепископа Руана ; он превратил старый замок-форт в роскошное сооружение раннего Возрождения, отличающееся беспрецедентной роскошью и великолепием, самый амбициозный и значительный французский строительный проект своего времени. Изабелла д'Эсте Гонзага была в курсе его развития от посла Мантуи во Франции.
Когда в 1498 году на престол вступил его покровитель, герцог Орлеанский, как Людовик XII , д'Амбуаз, который провел много времени в северной Италии с дипломатическими миссиями и был вице-королем в Милане в 1500 году, где он встретил Леонардо да Винчи и другие художники и гуманисты внезапно были возведены на высокий пост кардинала и премьер-министра. Он имел доступ к архитектору-инженеру Фра Джокондо , приглашенному во Францию королем, и к итальянскому садовому дизайнеру Пачелло да Меркольяно . К 1508 году великолепные новые гряды и сады Гайона, одно из первых построек эпохи Возрождения во Франции, были готовы принять Людовика XII и его королеву Анну де Бретань .

В готический комплекс, образующий неровный внешний двор, можно попасть через массивную сторожку, реконструированную в 1509 году, с восьмиугольными угловыми башнями и крутыми шиферными крышами. Декоративные элементы мелкорельефной резьбы на панелях и пилястрах заимствованы из классического репертуара. Позади первого двора неправильной формы кардинал д'Амбуаз построил ряд - Галерею Серфов с центральными триумфальными воротами - Порт-де-Жен ("Генуэзские ворота"), которые выделяли трапециевидный курдонёр, окруженный двухэтажными зданиями. два ряда, обращенные друг к другу, с аркадными нижними этажами. Высокие шиферные крыши были ритмично пронизаны мансардными окнами. В одном углу стояла башня с винтовой лестницей.
Северный диапазон [ 2 ] был новый Гранд-Мезон , начатый в 1502 году, в котором находились апартаменты кардинала д'Амбуаза. Между часовней и Тур-де-ла-Сирен в северо-восточном углу замка проходит сводчатая галерея, откуда открывается вид на долину Сены . Это первая французская лоджия , выходящая наружу.

В центре двора когда-то стоял лучший фонтан во Франции, которому была присвоена собственная тарелка в Андруэ дю Серсо Жака «Les Plus Excellences Bastiments de France» . Фонтан был заказан 14 сентября 1506 года генуэзскими скульпторами Агостино Солари, Антонио делла Порта и Паче Газини в качестве подарка Венецианской республики кардиналу Амбуазу за выселение Сфорца из Милана.
Он был высотой двадцать два фута и увенчан скульптурой Иоанна Крестителя, чье присутствие напоминало о происхождении таких фонтанов в крестильных купелях, над сложенными друг на друга вазами с кормящими грациями и писающими мальчиками работы Бертрана де Мейналя и Жерома Пашеро. Маски плевали воду из двух расположенных друг над другом бассейнов над восьмиугольным резервуаром с геральдическими и символическими барельефами. В то время, когда он был построен, фонтан в Гайоне, возможно, не имел себе равных в Италии, если только он не был вдохновлен особенностью садов Поджо Реале, заложенных для Альфонсо II Неаполитанского . Нижний восьмиугольный бассейн из каррарского мрамора был удален из Гайона, когда кардинал де ла Рошфуко разобрал фонтан в 1754 году и установил его в садах Лианкура (Уаза). В 1911 году его перенесли в замок Ларошфуко , где его можно увидеть сегодня на верхней террасе.

Из главного двора сторожка со второй башенкой в одном углу выходила на мост через ров, который обеспечивал доступ к большому двору, на дальней стороне которого ряд новых зданий с центральными воротами с башней открывался в великолепный огороженный партер. дизайн Пачелло да Меркольяно. Его широкая центральная, посыпанная гравием дорожка вела через центральный павильон, открытый в четырех направлениях, к двухэтажному павильону, встроенному в дальнюю стену. Возвышенность слева была засажена деревьями. Справа длинная галерея, окружающая партер, отделяла его от узорчатых клумб овощей и фруктовых деревьев на нижнем уровне, под массивной подпорной стеной. выделяется ряд консервативных особенностей В этом проекте на заре французского формального сада , в частности, ограждение главного партера и отсутствие связующего звена, связывающего различные элементы. «В Гайоне возможности террасного участка игнорируются, как это было и в Блуа , и использование пандусов или лестниц для достижения архитектурного единства еще не казалось возможным» (Адамс 1969, стр. 18).

В Гайоне кардинал Шарль де Бурбон сменил кардинала д'Амбуаза. Для него была проложена аллея через лес на верхнем уровне сада; он вёл на террасу, вырезанную в лесистом склоне, с Maison Blanche , двухэтажным беломраморным павильоном с аркадным нижним этажом, расположенным на искусственном острове в конце короткого канала; на другом конце находился « эрмитаж » из каменной кладки, поднимавшийся из центра квадратного резервуара с водой. И павильон, и скальная кладка Парнас -де-Гайон содержали гроты : один природный, другой архитектурный. В 1566 году, когда кардинал развлекал Екатерину Медичи во время осады Руана в разгар религиозных войн , Дом Бланш стал местом проведения пасторального маскарада . Черты лица были выгравированы Жаком Андруэ дю Серсо , который, как предположил Уильям Ховард Адамс, возможно, спроектировал ансамбль (Адамс 1969, стр. 25–26, рис. 17–18).
Гайон принял длинную череду королевских гостей: Генриха III и Генриха IV , Людовика XIV и канцлера Сегье .
Жак-Николя Кольбер , сын Жана-Батиста Кольбера и архиепископа Руана, еще больше украсил замок и его территорию работами Жюля Ардуэна-Мансара и Андре Ленотра .
Гайон сгорел во время сильного пожара в 1764 году, но был реконструирован: здесь кардинал де Ларошфуко принимал Бенджамина Франклина и Людовика XVI в качестве картезианского монастыря до революции . Разрушенный и опустошенный в 1790 году, он был продан как национальная собственность и частично разобран, затем служил тюрьмой в 1812-1827 годах, а затем снова продан местному фермеру в 1834 году с лаконичной пометкой «Ce Domaine est des plus beaux de France». "

Одна часть фасада Гайона работы Фра Джокондо была снята под руководством Александра Ленуара в начале девятнадцатого века для его Музея французских памятников в Париже. Коллекция архитектурных остатков Ленуара стояла на берегу Сены от Лувра , на том самом месте, которое французское правительство предоставило для создания Школы изящных искусств около 1830 года. По указанию архитектора Феликса Дюбана портал был интегрирован во внутренний двор. проектировал и служил образцом для студентов-архитекторов. Недавно элементы Галереи Серфов и Женских ворот были снова восстановлены на своих первоначальных позициях в Гайоне.
В своем нынешнем виде замок явно потрепан. Представление об изысканности его убранства можно почерпнуть из мраморного барельефа Святого Георгия и Дракона, выполненного в 1508 году для высокой капеллы Мишелем Коломбом , ныне находящегося в Лувре в Париже.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Феодальный замок на своей стратегической высоте был подарен Людовиком IX «стенами и башнями» своему другу Эду Риго , архиепископу Руана ; он принадлежал сменявшим друг друга архиепископам до тех пор, пока Новое жилье ( Ostel Neuf ). не построил Гийом д'Эстутвиль в 1458–1463 годах
- ↑ Его интерьеры были разобраны, когда замок служил тюрьмой (1812–1827 гг.).
Ссылки
[ редактировать ]- Уильям Ховард Адамс, 1969. Французский сад 1500-1800 гг. (Нью-Йорк: Бразилилер). Планы и взгляды Андруэ дю Серсо — фигня. 8–10.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Замок Гайон - официальный сайт
- Виды замка Гайон на старых открытках
- Вилль Гайон: Замок Гайон
- Мраморная чаша из садового фонтана Шато де Гайон - ( в замке Ларошфуко )