Фонтан Медичи
Фонтан Медичи ( фр . Fontaine Médicis ) — монументальный фонтан в Люксембургском саду в 6-м округе Парижа La . Построенный примерно в 1630 году, он был заказан Марией Медичи , вдовой короля Франции Генриха IV и регентом короля Франции Людовика XIII . Он был перенесен на нынешнее место и капитально перестроен в 1864–1866 годах.
Итальянское влияние в Париже в 17 веке.
[ редактировать ]Период между регентством Екатерины Медичи во Франции (1559–1589) и Марии Медичи (1610–1642) стал периодом расцвета итальянского маньеристического стиля во Франции. Это сообщество художников из Флоренции, в том числе скульптор Франческо Бордони , помогло спроектировать статую короля Франции Генриха IV, построенную на мосту Пон-Нёф . Техник по фонтанам Томас Франчини , работавший над фонтанами в новых садах вилл Медичи во Флоренции и Риме, нашел во Франции нетерпеливых королевских покровителей. Вскоре черты итальянского сада эпохи Возрождения , такие как сложные фонтаны и грот , имитация пещеры, украшенной скульптурой, появились в первых садах французского Возрождения в Фонтенбло и других королевских резиденциях. [ 1 ]
Строительство
[ редактировать ]Мария Медичи, как вдова Генриха IV и мать и регент короля Франции Людовика XIII, между 1623 и 1630 годами начала строительство собственного дворца, который она назвала Дворцом Медичи, на левом берегу Парижа. Новый дворец был построен по образцу Палаццо Питти в ее родной Флоренции , а сады вокруг дворца были созданы по образцу садов Боболи во Флоренции . Дворец был работой архитектора Саломона де Бросса , но фонтан и грот, скорее всего, были работой Томмазо Франчини, генерального инспектора вод и фонтанов короля. [ 2 ] Франчини, эмигрировавший во Францию по приглашению Генриха IV в 1598 году и натурализованный в 1600 году, построил гроты и фонтаны в итальянском стиле для маркиза де Гонди и для королевского замка Генриха IV в Сен-Жермен-ан-Ле. .
Первой трудностью строительства стала нехватка воды на левом берегу Парижа. В отличие от Правобережья, где уровень грунтовых вод находился близко к поверхности и имелось множество колодцев и два акведука, обслуживавших город, уровень грунтовых вод на Левом берегу находился глубоко под землей, и всю воду приходилось приносить из Сены. В результате город расширился далеко за пределы правого берега Сены, но почти не разросся на левом берегу. Эта проблема была окончательно решена путем строительства акведука Аркей между 1613 и 1623 годами. [ 3 ]
Модификации XIX века.
[ редактировать ]После смерти Марии Медичи дворец и фонтан сменили владельцев. К середине XVIII века, когда в моду вошли фонтаны Версаля и Французский сад , фонтан Медичи пришел в упадок. Две оригинальные статуи на вершине фонтана работы скульптора Пьера Биара, две нимфы, льющие воду из кувшинов, исчезли, а стена Оранжереи, у которой стоял фонтан, рушилась.
В 1811 году по указанию Наполеона Бонапарта грот был восстановлен архитектором-неоклассиком Жаном Шальгрином , архитектором Триумфальной арки , который заменил простой фонтанчик в нише грота двумя струями воды и добавил статуя из белого мрамора, изображающая Венеру в ванне. [ 4 ]
В 1864 году, во времена Второй Французской империи , барон Осман планировал построить улицу Медичи на месте, занимаемом фонтаном. Боковые аркады фонтана и разрушающаяся старая оранжерея за ним были снесены еще в 1855 году. С 1858 по 1864 год новый архитектор Альфонс де Жизор передвинул фонтан на тридцать метров, чтобы освободить место для улицы, и радикально изменил ее установка и внешний вид.
Поскольку фонтан больше не стоял у стены, Фонтен де Леда прямо за ним разместили , перемещенный из другого района. (См. Фонтан Леды ниже.) Он заменил две оригинальные статуи нимф наверху статуи двумя новыми статуями, изображающими реки Рону и Сену . Он восстановил над фонтаном герб семьи Медичи, испорченный во время революции. В ниши он вставил две статуи, одну изображающую фавна, другую — охотницу, над которыми расположены две маски, одна из которых представляет комедию, а другая — трагедию. Он убрал простую раковину и излив, стоявшие в нише, и заменил их длинной раковиной, затененной деревьями. Наконец, он удалил статую Венеры и заменил ее группой статуй Огюста Оттина , изображающих гигантского Полифема в бронзе, обнаруживающего влюбленных Ациса и Галатею в белом мраморе. Фонтан был полностью очищен летом 2021 года, и он выглядит так, как выглядит сегодня. [ 5 ]
Скрытый фонтан – Фонтан Леды
[ редактировать ]Фонтан, который Жисор разместил за фонтаном Медичи, имел свою собственную историю. Фонтен де Леда был построен в 1806–1809 годах, во времена Первой Империи, на углу улиц Вожирар и улицы дю Регар. Это была работа архитектора Франсуа-Жана Браля и скульптора Ахилла Валуа . Барельеф фонтана изображает историю Леды и Лебедя ; Леда держит лебедя на коленях, а фигура Амора пускает в нее стрелу из угла скульптуры. Вода стекала из клюва лебедя в полусферический бассейн у подножия фонтана.
В 1856 году, когда барон Осман захотел расширить улицу Ренн, начальник службы променадов и плантаций Парижа Габриэль Давиуд , спроектировавший большую часть городских фонтанов, скамеек, ворот и других городских архитектурных украшений во времена Второй империи , и который сам был скульптором, хотел сохранить фонтан и в 1858 году перенес его в Люксембургский сад. Поскольку это был настенный фонтан, его нужно было к чему-то прикрепить, поэтому он поместил его позади фонтана Медичи, где он и остается, незамеченный прохожими. [ 6 ] (См. также Фонтаны в Париже .).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Луиджи Галло, Итальянское присутствие в 17 веке , в Париже и его фонтанах от эпохи Возрождения до наших дней , Коллекция Парижа и его наследие, Делегация художественной деятельности города Парижа.
- ^ См. Ив Мари Аллен и Жанин Кристиани, L'art des jardins en Europe и Луиджи Галло в Париже и ses Fontaines , оба из которых приписывают фонтан Франчини. Де Броссу иногда приписывают проектирование фонтана, но он умер в том же году, когда был построен фонтан, и перед своей смертью он был вовлечен в судебный процесс с Марией Медичи по поводу неуплаты гонорара; В судебных документах подробно описана вся работа, которую он проделал для королевы, и о фонтане не упоминалось. См. Луиджи Галло, стр. 56.
- ↑ Описание нехватки воды на левом берегу см. у Филиппа Себрона де Лиля, Paris en quest d'eau , in Paris et ses Fontaines.
- ^ А. Дюваль, Фонтен Медичи , Фонтаны Парижа , 1813.
- ^ Луиджи Галло, стр. 57
- ↑ См. Катю Фрей, «Наполеоновское предприятие » в Париже и его фонтанах , стр. 115.
Библиография
[ редактировать ]- Париж и его фонтаны, от эпохи Возрождения до наших дней , тексты, собранные Домиником Массуни, Полиной-Прево-Марсильяси и Даниэлем Рабро, Делегация художественной деятельности города Парижа, Коллекция Paris et son Patrimoine, Париж, 1995.
- Искусство садов в Европе , Ив-Мари Аллен и Жанин Кристиани, Цитадели и Мазенод, Париж, 2006 г.
48 ° 50'53 "с.ш. 2 ° 20'21" в.д. / 48,84806 ° с.ш. 2,33917 ° в.д.