Jump to content

Культ Высшего Существа

Культ Высшего Существа
Поклонение Высшему Существу
«Французский народ признает Высшее Существо и бессмертие души» (гравюра 1794 г.)
Классификация Деизм
Область Франция
Язык Французский
Основатель Максимилиан Робеспьер
Источник 7 мая 1794 г. ( 07.05.1794 )
Несуществующий 28 июля 1794 г. ( 28 июля 1794 г. )

Культ Высшего Существа [ примечание 1 ] была формой теократического деизма, установленной Максимилианом Робеспьером во время Французской революции в качестве предполагаемой государственной религии Франции и замены ее соперника, Культа Разума и римского католицизма . Он остался без поддержки после падения Робеспьера и, наряду с Культом Разума, был официально запрещен Первым Консулом Наполеоном Бонапартом в 1802 году.

Происхождение

[ редактировать ]

Французская революция вызвала множество радикальных перемен во Франции, но одним из наиболее фундаментальных для до сих пор католической нации был официальный отказ от религии . Первая новая крупная организованная школа мысли возникла под общим названием «Культ Разума» . поддерживаемый такими радикалами, как Жак Эбер и Антуан-Франсуа Моморо Культ Разума, , превратил смесь преимущественно атеистических взглядов в антропоцентрическую философию. В Культе Разума вообще не поклонялись богам; руководящим принципом была преданность абстрактной концепции Разума . [ 1 ]

Максимилиан Робеспьер (1758–1794)

Это отрицание всякого божества ужаснуло Максимилиана Робеспьера . Хотя он не был поклонником католицизма, он питал особую неприязнь к атеизму. [ 2 ] Он считал, что вера в высшее существо важна для социального порядка, и любил цитировать Вольтера : «Если бы Бога не существовало, его необходимо было бы изобрести». [ 3 ] По его мнению, философские преступления Культа Разума усугублялись «скандальными сценами» и «дикими маскарадами», приписываемыми его практике. [ 4 ] В конце 1793 года Робеспьер выступил с пламенным осуждением Культа Разума и его сторонников. [ 5 ] и приступил к изложению своего собственного видения настоящей революционной религии. Культ Высшего Существа, почти полностью разработанный Робеспьером, был утвержден Национальным Конвентом 7 мая 1794 года как гражданская религия Франции. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Религиозные принципы

[ редактировать ]

Робеспьер считал, что разум — это лишь средство для достижения цели, а единственной целью является добродетель . Он стремился выйти за рамки простого деизма (часто описываемого его приверженцами как вольтеровский ) к новой и, по его мнению, более рациональной преданности божеству. Основными принципами Культа Высшего Существа были вера в существование бога и бессмертие человеческой души . [ 9 ] Эти убеждения были поставлены на службу более полному смыслу Робеспьера, который представлял собой своего рода гражданскую и общественную добродетель, которую он приписывал грекам и римлянам. [ 10 ] Такого типа добродетели можно достичь только через активную преданность свободе и демократии. [ 11 ] По его словам, вера в живого бога и высший моральный кодекс являются «постоянными напоминаниями о справедливости» и поэтому необходимы для республиканского общества. [ 12 ]

7 мая 1794 года Национальное собрание учредило поклонение Высшему Существу; во вступительных статьях Указа об установлении поклонения Высшему Существу 18-го Флореала II года говорилось: [ 13 ]

  • Французский народ признает существование Высшего Существа и Бессмертие Души.
  • Они заявляют, что лучшее служение Верховному Существу — это исполнение человеческих обязанностей.
  • Среди наиболее важных из этих обязанностей они поставили отвращение к вероломству и тирании, наказывая тиранов и предателей, заботясь о несчастных, уважая слабых, защищая угнетенных, делая другим все хорошее, что только можно, и не быть несправедливыми. по отношению к кому-либо.

Он посвящал праздники Высшему Существу, Истине, Справедливости, Скромности, Дружбе, Бережливости, Верности, Бессмертию, Несчастью и т. д. Культ Высшего Существа основывался на вероучении савойского капеллана , изложенном Жан-Жаком Руссо в Четвертая книга Эмиля . [ нужна ссылка ]

Революционное воздействие

[ редактировать ]

Робеспьер использовал религиозный вопрос, чтобы публично осудить мотивы многих радикалов за пределами его лагеря, и это привело, прямо или косвенно, к казням революционеров-дехристианизаторов, таких как Эбер, Моморо и Анахарсис Клотс . [ 4 ] Установление Культа Высшего Существа ознаменовало начало обращения вспять процесса массовой дехристианизации , на который ранее смотрели с одобрением властей. [ 14 ] Одновременно это ознаменовало апогей могущества Робеспьера. Хотя теоретически он был просто равноправным членом Комитета общественной безопасности , Робеспьер на тот момент обладал непревзойденной национальной известностью. [ 15 ]

Фестиваль Высшего Существа

[ редактировать ]
Праздник Высшего Существа , Пьер-Антуан Демаши (1794 г.)

Чтобы провозгласить новую государственную религию, Робеспьер объявил, что 20 прериаля II года (8 июня 1794 г.) (также христианский праздник Пятидесятницы ) будет первым днем ​​национального празднования Высшего Существа, а в будущем республиканские праздники должны будут проводиться каждый десятый день. день — дни отдыха ( décadi ) в новом французском республиканском календаре . [ 6 ] В каждом населенном пункте было поручено провести памятное мероприятие, но мероприятие в Париже было запланировано на массовый характер. Фестиваль был организован художником Жаком-Луи Давидом и Франсуа Жозефом Тальмой и проходил вокруг искусственной горы на Марсовом поле . [ 16 ] Робеспьер взял на себя полное руководство мероприятием, решительно и, для многих, демонстративно. [ 17 ] - заявляя об истинности и «социальной полезности» своей новой религии. [ 18 ] Если раньше революционные фестивали были более спонтанными, то Фестиваль Высшего Существа тщательно планировался. Историк Мона Озуф отметила, что некоторые считают, что «скрипящая жесткость» этого события предвещает « склероз Революции». [ 19 ]

Свидетели утверждают, что на протяжении всего «Фестиваля Высшего Существа» Робеспьер сиял от радости. Он мог говорить о вещах, которыми он был увлечен, включая добродетель, природу, деистические убеждения и свои разногласия с атеизмом. Шествие завершилось на Марсовом поле . Конвент поднялся на вершину, где было посажено дерево свободы. [ а ] Одетый в небесно-голубое пальто и нанковые брюки, Робеспьер произнес две речи, в которых подчеркнул свою концепцию Высшего Существа: не будет ни Христа , ни Мухаммеда . [ 20 ]

Было слышно, как кто-то сказал: «Посмотрите на негодяя, ему недостаточно быть господином, он должен быть Богом». По его словам: «Робеспьер провозгласил веру в Высшее Существо, а тот верил только во власть преступления». Робеспьера также критиковали Вадье, Барер, Куртуа и Фуше, члены Комитета общей безопасности. Жозеф Фуше предсказал ему его приближающееся падение. [ 21 ] 15 июня президент Комитета общей безопасности Вадье от имени двух комитетов представил отчет о новом заговоре Катрин Тео , Кристофа Антуана Жерля и трех других. Он намекнул, что Робеспьер соответствовал ее пророчествам. [ 22 ] Его речь вызвала много смеха на съезде. Многие из ее последователей также были сторонниками или друзьями Робеспьера, что создавало впечатление, будто он пытался создать новую религию, в которой он был бы ее богом. Робеспьер почувствовал себя осмеянным и потребовал 26-го числа прекратить расследование в отношении Теота и заменить Фукье-Тенвиля. [ 23 ] Деистический Культ Высшего Существа, который он основал и ревностно продвигал, вызвал подозрения в глазах как антиклерикалов, так и других политических фракций , которые чувствовали, что у него развиваются грандиозные заблуждения относительно своего места во французском обществе. [ 24 ] [ 25 ]

Наследие

[ редактировать ]

Культ Высшего Существа и его праздники, возможно, способствовали термидорианской реакции и падению Робеспьера . [ 18 ] По словам госпожи де Сталь , именно с этого времени он пропал. [ 26 ] [ 27 ] После его смерти на гильотине 28 июля 1794 года культ утратил все официальные санкции и исчез из поля зрения общественности. [ 28 ] Оно было официально запрещено Наполеоном 8 апреля 1802 года своим Законом о культах 18-го года X года . [ 29 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Слово «культ» на французском языке ( culte ) означает «форма поклонения» без каких-либо негативных или эксклюзивистских значений на английском языке: Робеспьер намеревался обратиться к универсальному собранию.
  1. Хоры были составлены Этьеном-Николя Мехулем и Франсуа-Жозефом Госсеком на стихи малоизвестного поэта Теодора Дезорга .
  1. ^ Кеннеди, с. 343: «Моморо объяснил: «Свобода, разум, истина — всего лишь абстрактные существа. Они не боги…»»
  2. ^ Скарр, с. 293.
  3. ^ Скарр, с. 294.
  4. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, с. 344.
  5. ^ Кеннеди, с. 344: «Робеспьер выступил с резкой критикой дехристианизации в Конвенте…»
  6. ^ Перейти обратно: а б Дойл, с. 276.
  7. ^ Нили, с. 212: «(Т) Конвенция санкционировала создание гражданской религии, Культа Высшего Существа. 7 мая Робеспьер представил закон...»
  8. ^ Джордан, стр. 199 и далее.
  9. ^ Кеннеди, с. 345.: «Робеспьер следовал последовательной аргументации... (что) Бог существует и что душа бессмертна».
  10. ^ Жижек, с. 111: «Я [Робеспьер] говорю об общественной добродетели, которая сотворила такие чудеса в Греции и Риме, и которая должна привести к гораздо более удивительным явлениям в республиканской Франции…»
  11. ^ Лайман, стр. 71–72.
  12. ^ Дойл, с. 276.: «[Робеспьер] провозглашает [ред], что французский народ признает существование Высшего Существа и бессмертие души. Эти принципы, как заявил Робеспьер под аплодисменты, были постоянным напоминанием о справедливости и, следовательно, были социальными и республиканскими. ." См. также стр. 262: «[Робеспьер] считал, что религиозная вера необходима для упорядоченного, цивилизованного общества».
  13. ^ Алпо, Мика (2021). Французская революция: история в документах . Издательство Блумсбери. п. 181. ИСБН  978-1-350-06531-4 .
  14. ^ Кеннеди, с. 344.: «Влияние Робеспьера было таково, что движение дехристианизации быстро замедлилось...»
  15. ^ Дойл, с. 277.: «Казалось, он все больше и больше выступал от имени Комитета общественного спасения и, конечно, был более известен в стране в целом, чем любой из его коллег. В Орлеане, как и в Париже, проходил Фестиваль Высшего Существа. произошло под крики «Да здравствует Робеспьер» .
  16. ^ Хэнсон, с. 95: «... [T] Марсово поле, где Давид создал огромную символическую гору».
  17. ^ Дойл, с. 277: «Посмотрите на этого педераста, — пробормотал Тюрио , старый соратник Дантона . — Ему недостаточно быть господином, он должен быть Богом».
  18. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, с. 345.
  19. ^ Озуф, Мона. (1988). Фестивали и Французская революция . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 24. ISBN  0674298837 . OCLC   16005069 .
  20. ^ Робеспьер: Голос добродетели Отто Скотта
  21. ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2005), стр. 237
  22. ^ Шама 1989 , с. 840.
  23. ^ Р.Р. Палмер (1970), с. 368
  24. ^ «Гэниффи: «Робеспьер в химически чистом виде воплощает идею чистого листа» » . ЛЕФИГАРО . 16 июня 2016 г.
  25. ^ «Человек из народа» .
  26. ^ Мадам де Сталь (Анн-Луиза-Жермен) (1818). Размышления об основных событиях Французской революции . Болдуин, Крэдок и Джой.
  27. ^ Г. Руде (1967) Робеспьер, с. 127
  28. ^ Нили, с. 230: «Падение Робеспьера положило конец Культу Высшего Существа, с которым он был тесно связан. Новая гражданская религия... не имела шанса привлечь много новообращенных».
  29. ^ Дойл, с. 389.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9496a462946bf2d64d9d2265832fe6f3__1723353780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/f3/9496a462946bf2d64d9d2265832fe6f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cult of the Supreme Being - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)