Культ Высшего Существа
Культ Высшего Существа | |
---|---|
Поклонение Высшему Существу | |
Классификация | Деизм |
Область | Франция |
Язык | Французский |
Основатель | Максимилиан Робеспьер |
Источник | 7 мая 1794 г. |
Несуществующий | 28 июля 1794 г. |
Деизм |
---|
Культ Высшего Существа [ примечание 1 ] была формой теократического деизма, установленной Максимилианом Робеспьером во время Французской революции в качестве предполагаемой государственной религии Франции и замены ее соперника, Культа Разума и римского католицизма . Он остался без поддержки после падения Робеспьера и, наряду с Культом Разума, был официально запрещен Первым Консулом Наполеоном Бонапартом в 1802 году.
Происхождение
[ редактировать ]Французская революция вызвала множество радикальных перемен во Франции, но одним из наиболее фундаментальных для до сих пор католической нации был официальный отказ от религии . Первая новая крупная организованная школа мысли возникла под общим названием «Культ Разума» . поддерживаемый такими радикалами, как Жак Эбер и Антуан-Франсуа Моморо Культ Разума, , превратил смесь преимущественно атеистических взглядов в антропоцентрическую философию. В Культе Разума вообще не поклонялись богам; руководящим принципом была преданность абстрактной концепции Разума . [ 1 ]
Это отрицание всякого божества ужаснуло Максимилиана Робеспьера . Хотя он не был поклонником католицизма, он питал особую неприязнь к атеизму. [ 2 ] Он считал, что вера в высшее существо важна для социального порядка, и любил цитировать Вольтера : «Если бы Бога не существовало, его необходимо было бы изобрести». [ 3 ] По его мнению, философские преступления Культа Разума усугублялись «скандальными сценами» и «дикими маскарадами», приписываемыми его практике. [ 4 ] В конце 1793 года Робеспьер выступил с пламенным осуждением Культа Разума и его сторонников. [ 5 ] и приступил к изложению своего собственного видения настоящей революционной религии. Культ Высшего Существа, почти полностью разработанный Робеспьером, был утвержден Национальным Конвентом 7 мая 1794 года как гражданская религия Франции. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Религиозные принципы
[ редактировать ]Робеспьер считал, что разум — это лишь средство для достижения цели, а единственной целью является добродетель . Он стремился выйти за рамки простого деизма (часто описываемого его приверженцами как вольтеровский ) к новой и, по его мнению, более рациональной преданности божеству. Основными принципами Культа Высшего Существа были вера в существование бога и бессмертие человеческой души . [ 9 ] Эти убеждения были поставлены на службу более полному смыслу Робеспьера, который представлял собой своего рода гражданскую и общественную добродетель, которую он приписывал грекам и римлянам. [ 10 ] Такого типа добродетели можно достичь только через активную преданность свободе и демократии. [ 11 ] По его словам, вера в живого бога и высший моральный кодекс являются «постоянными напоминаниями о справедливости» и поэтому необходимы для республиканского общества. [ 12 ]
7 мая 1794 года Национальное собрание учредило поклонение Высшему Существу; во вступительных статьях Указа об установлении поклонения Высшему Существу 18-го Флореала II года говорилось: [ 13 ]
- Французский народ признает существование Высшего Существа и Бессмертие Души.
- Они заявляют, что лучшее служение Верховному Существу — это исполнение человеческих обязанностей.
- Среди наиболее важных из этих обязанностей они поставили отвращение к вероломству и тирании, наказывая тиранов и предателей, заботясь о несчастных, уважая слабых, защищая угнетенных, делая другим все хорошее, что только можно, и не быть несправедливыми. по отношению к кому-либо.
Он посвящал праздники Высшему Существу, Истине, Справедливости, Скромности, Дружбе, Бережливости, Верности, Бессмертию, Несчастью и т. д. Культ Высшего Существа основывался на вероучении савойского капеллана , изложенном Жан-Жаком Руссо в Четвертая книга Эмиля . [ нужна ссылка ]
Революционное воздействие
[ редактировать ]Робеспьер использовал религиозный вопрос, чтобы публично осудить мотивы многих радикалов за пределами его лагеря, и это привело, прямо или косвенно, к казням революционеров-дехристианизаторов, таких как Эбер, Моморо и Анахарсис Клотс . [ 4 ] Установление Культа Высшего Существа ознаменовало начало обращения вспять процесса массовой дехристианизации , на который ранее смотрели с одобрением властей. [ 14 ] Одновременно это ознаменовало апогей могущества Робеспьера. Хотя теоретически он был просто равноправным членом Комитета общественной безопасности , Робеспьер на тот момент обладал непревзойденной национальной известностью. [ 15 ]
Фестиваль Высшего Существа
[ редактировать ]Чтобы провозгласить новую государственную религию, Робеспьер объявил, что 20 прериаля II года (8 июня 1794 г.) (также христианский праздник Пятидесятницы ) будет первым днем национального празднования Высшего Существа, а в будущем республиканские праздники должны будут проводиться каждый десятый день. день — дни отдыха ( décadi ) в новом французском республиканском календаре . [ 6 ] В каждом населенном пункте было поручено провести памятное мероприятие, но мероприятие в Париже было запланировано на массовый характер. Фестиваль был организован художником Жаком-Луи Давидом и Франсуа Жозефом Тальмой и проходил вокруг искусственной горы на Марсовом поле . [ 16 ] Робеспьер взял на себя полное руководство мероприятием, решительно и, для многих, демонстративно. [ 17 ] - заявляя об истинности и «социальной полезности» своей новой религии. [ 18 ] Если раньше революционные фестивали были более спонтанными, то Фестиваль Высшего Существа тщательно планировался. Историк Мона Озуф отметила, что некоторые считают, что «скрипящая жесткость» этого события предвещает « склероз Революции». [ 19 ]
Свидетели утверждают, что на протяжении всего «Фестиваля Высшего Существа» Робеспьер сиял от радости. Он мог говорить о вещах, которыми он был увлечен, включая добродетель, природу, деистические убеждения и свои разногласия с атеизмом. Шествие завершилось на Марсовом поле . Конвент поднялся на вершину, где было посажено дерево свободы. [ а ] Одетый в небесно-голубое пальто и нанковые брюки, Робеспьер произнес две речи, в которых подчеркнул свою концепцию Высшего Существа: не будет ни Христа , ни Мухаммеда . [ 20 ]
Было слышно, как кто-то сказал: «Посмотрите на негодяя, ему недостаточно быть господином, он должен быть Богом». По его словам: «Робеспьер провозгласил веру в Высшее Существо, а тот верил только во власть преступления». Робеспьера также критиковали Вадье, Барер, Куртуа и Фуше, члены Комитета общей безопасности. Жозеф Фуше предсказал ему его приближающееся падение. [ 21 ] 15 июня президент Комитета общей безопасности Вадье от имени двух комитетов представил отчет о новом заговоре Катрин Тео , Кристофа Антуана Жерля и трех других. Он намекнул, что Робеспьер соответствовал ее пророчествам. [ 22 ] Его речь вызвала много смеха на съезде. Многие из ее последователей также были сторонниками или друзьями Робеспьера, что создавало впечатление, будто он пытался создать новую религию, в которой он был бы ее богом. Робеспьер почувствовал себя осмеянным и потребовал 26-го числа прекратить расследование в отношении Теота и заменить Фукье-Тенвиля. [ 23 ] Деистический Культ Высшего Существа, который он основал и ревностно продвигал, вызвал подозрения в глазах как антиклерикалов, так и других политических фракций , которые чувствовали, что у него развиваются грандиозные заблуждения относительно своего места во французском обществе. [ 24 ] [ 25 ]
Наследие
[ редактировать ]Культ Высшего Существа и его праздники, возможно, способствовали термидорианской реакции и падению Робеспьера . [ 18 ] По словам госпожи де Сталь , именно с этого времени он пропал. [ 26 ] [ 27 ] После его смерти на гильотине 28 июля 1794 года культ утратил все официальные санкции и исчез из поля зрения общественности. [ 28 ] Оно было официально запрещено Наполеоном 8 апреля 1802 года своим Законом о культах 18-го года X года . [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хоры были составлены Этьеном-Николя Мехулем и Франсуа-Жозефом Госсеком на стихи малоизвестного поэта Теодора Дезорга .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди, с. 343: «Моморо объяснил: «Свобода, разум, истина — всего лишь абстрактные существа. Они не боги…»»
- ^ Скарр, с. 293.
- ^ Скарр, с. 294.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, с. 344.
- ^ Кеннеди, с. 344: «Робеспьер выступил с резкой критикой дехристианизации в Конвенте…»
- ^ Перейти обратно: а б Дойл, с. 276.
- ^ Нили, с. 212: «(Т) Конвенция санкционировала создание гражданской религии, Культа Высшего Существа. 7 мая Робеспьер представил закон...»
- ^ Джордан, стр. 199 и далее.
- ^ Кеннеди, с. 345.: «Робеспьер следовал последовательной аргументации... (что) Бог существует и что душа бессмертна».
- ^ Жижек, с. 111: «Я [Робеспьер] говорю об общественной добродетели, которая сотворила такие чудеса в Греции и Риме, и которая должна привести к гораздо более удивительным явлениям в республиканской Франции…»
- ^ Лайман, стр. 71–72.
- ^ Дойл, с. 276.: «[Робеспьер] провозглашает [ред], что французский народ признает существование Высшего Существа и бессмертие души. Эти принципы, как заявил Робеспьер под аплодисменты, были постоянным напоминанием о справедливости и, следовательно, были социальными и республиканскими. ." См. также стр. 262: «[Робеспьер] считал, что религиозная вера необходима для упорядоченного, цивилизованного общества».
- ^ Алпо, Мика (2021). Французская революция: история в документах . Издательство Блумсбери. п. 181. ИСБН 978-1-350-06531-4 .
- ^ Кеннеди, с. 344.: «Влияние Робеспьера было таково, что движение дехристианизации быстро замедлилось...»
- ^ Дойл, с. 277.: «Казалось, он все больше и больше выступал от имени Комитета общественного спасения и, конечно, был более известен в стране в целом, чем любой из его коллег. В Орлеане, как и в Париже, проходил Фестиваль Высшего Существа. произошло под крики «Да здравствует Робеспьер» .
- ^ Хэнсон, с. 95: «... [T] Марсово поле, где Давид создал огромную символическую гору».
- ^ Дойл, с. 277: «Посмотрите на этого педераста, — пробормотал Тюрио , старый соратник Дантона . — Ему недостаточно быть господином, он должен быть Богом».
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, с. 345.
- ^ Озуф, Мона. (1988). Фестивали и Французская революция . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 24. ISBN 0674298837 . OCLC 16005069 .
- ^ Робеспьер: Голос добродетели Отто Скотта
- ^ Дэвид Андресс, Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2005), стр. 237
- ^ Шама 1989 , с. 840.
- ^ Р.Р. Палмер (1970), с. 368
- ^ «Гэниффи: «Робеспьер в химически чистом виде воплощает идею чистого листа» » . ЛЕФИГАРО . 16 июня 2016 г.
- ^ «Человек из народа» .
- ^ Мадам де Сталь (Анн-Луиза-Жермен) (1818). Размышления об основных событиях Французской революции . Болдуин, Крэдок и Джой.
- ^ Г. Руде (1967) Робеспьер, с. 127
- ^ Нили, с. 230: «Падение Робеспьера положило конец Культу Высшего Существа, с которым он был тесно связан. Новая гражданская религия... не имела шанса привлечь много новообращенных».
- ^ Дойл, с. 389.
Библиография
[ редактировать ]- Дойл, Уильям (1989). Оксфордская история Французской революции . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-822781-6 .
Оксфордская история Французской революции.
- Хэнсон, Пол Р. (2004). Исторический словарь Французской революции . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 95 . ISBN 978-0-8108-5052-1 .
культ высшего существа.
- Джордан, Дэвид П. (1985). Революционная карьера Максимилиана Робеспьера . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-41037-1 .
- Кеннеди, Эммет (1989). Культурная история Французской революции . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-04426-3 .
Культурная история Французской революции.
- Лайман, Ричард В.; Шпиц, Льюис В. (1965). Крупные кризисы в западной цивилизации, Vol. 2 . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и мир.
- Нили, Сильвия (2008). Краткая история Французской революции . Роуман и Литтлфилд. п. 212 . ISBN 978-0-7425-3411-7 .
Оксфордская история Французской революции.
- Робеспьер, Максимилиан. 1793 год [2-й год республики]. « Праздник Высшего Существа » в переводе М. Абидора. Receuil d'hymnes Républicaines . Париж: Чез Барба.
- Шама, Саймон (1989). Граждане: хроника Французской революции . Альфред А. Кнопф. ISBN 978-0-394-55948-3 .
- Скарр, Рут (2006). Фатальная чистота: Робеспьер и Французская революция . Генри Холт. ISBN 9780805082616 .
- Жижек, Славой (2007). Робеспьер: Добродетель и ужас . Нью-Йорк: Версо. ISBN 978-1-84467-584-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Холсолл, Пол. [1996, 26 января] 2020, 21 января. « Максимилиан Робеспьер: Культ Высшего Существа. Архивировано 8 октября 2014 года в Wayback Machine » (ред.). Справочник по современной истории в Интернете . Нью-Йорк: Университет Фордхэма.
- Маклер, Дж. Ф. (1995). «Указ о поклонении Высшему Существу» . Церковь и государство в современную эпоху: документальная история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-508681-2 .
- Мартин, Эльма Гиллеспи (1918). Религиозные идеи Руссо со ссылкой на религиозные идеи, выдающиеся в революции, и их влияние на Робеспьера и Сен-Жюста (докторская диссертация, Корнельский университет ) . Проверено 6 сентября 2018 г.
- Робеспьер, Максимилиан. 1793 год [2-й год республики]. « Праздник Высшего Существа » в переводе М. Абидора. Receuil d'hymnes Républicaines . Париж: Чез Барба.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фестиваль Высшего Существа на marxists.org Два выступления Робеспьера на Фестивале на английском языке