Тасманская готика

Тасманская готика — жанр тасманской литературы. [1] который объединяет традиции готической фантастики с историей и природными особенностями Тасмании , островного государства к югу от главного австралийского континента . Тасманская готика вдохновила на создание произведений в других художественных средствах, включая театр и кино.
Происхождение
[ редактировать ]Жанр был назван в Meanjin статье Джима Дэвидсона 1989 года под названием «Тасманская готика» . [2] Хотя тасманская готическая литература и искусство затрагивают темы ужаса, тайны и сверхъестественного, она отличается от традиционной европейской готической литературы , которая уходит корнями в средневековые образы, разрушающуюся готическую архитектуру и религиозные ритуалы. Вместо этого тасманская готическая традиция сосредоточена на природном ландшафте Тасмании , ее колониальной архитектуре и истории.
Густонаселенная Европа времен промышленной революции породила в стиле городской готики литературу и романы » Роберта Льюиса Стивенсона ( , такие как «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда 1886) и Оскара Уайльда » «Портрет Дориана Грея (1890). Но в малонаселенной колониальной Австралии, особенно в исправительной колонии Тасмания, религиозное рвение некоторых тюремных надзирателей [3] (во многом схоже с институционализированной религией инквизиции ; тема, отраженная в европейском готике), а таинственные ритуалы и традиции коренных аборигенов Тасмании поддались совершенно иной готической традиции. Элементы тасманского готического искусства и литературы также объединяют традицию аборигенов с европейским гностицизмом , деревенскими духами и феями .
Фредерик Синнетт (основатель Melbourne Punch ), [4] писавший в 1856 году, считал традиционный готический романтизм неподходящим для австралийской литературы именно потому, что колонии не хватало необходимой древности . Однако для многих «сам пейзаж Австралии был готическим» . [5] Обширная георгианская архитектура , в том числе обширные заброшенные руины, такие как историческое место Порт-Артур , известное местом обитания привидений, служат обширным источником вдохновения для современной тасманской готики. [6]
История
[ редактировать ]Девятнадцатый век
[ редактировать ]
Драматический пейзаж и непроходимые тропические леса Тасмании , а также реальная и воображаемая жестокость первоначальной исправительной колонии стали источником ужасных историй. Тревожные события, такие как история Александра Пирса , странствующего каннибала, бродившего по Земле Ван Димена в 1820-х годах, также повлияли на мрачную и зловещую атмосферу, которая стала идеальным фоном для готической фантастики. Бенджамина Дютеррау Историческая эпическая картина «Примирение» , изображающая подписание договора между Джорджем Огастесом Робинсоном и борцами за свободу коренных народов, послужила основой для тасманской готики. [7]
Картина Дутеррау послужила основой для более поздних работ, в том числе для первого крупного произведения австралийской готической литературы « Маркуса Кларка На время его естественной жизни» . Кларк представляет весьма сенсационный рассказ о приключениях осужденного, несправедливо отправленного на Землю Ван Димена за убийство. Впервые он был опубликован как роман в 1874 году, когда печально известная тюрьма в Порт-Артуре еще действовала.
Когда золотая лихорадка переключила внимание на Викторию , Тасмания начала терять свое значение в австралийской экономике; «[одним] из основных предметов экспорта Тасмании в течение первых двадцати лет этого столетия были ее молодые люди». [8] Со временем те, кто остался на острове, стали объектом насмешек со стороны материковых австралийцев, которые считали их инбредными , ограниченными и оторванными от цивилизации.
Учитывая относительно недавнюю колонизацию Тасмании, художникам и авторам готической традиции мало что можно было использовать в плане истории некоренного населения. Однако та история коренных народов, которая была им доступна, была загадочной и недостаточно понятой, чтобы ее можно было использовать для поддержки готических образов.
Есть семьи (например, семья Джонсов в Лоуэр-Маршес), которые до сих пор владеют землей, первоначально подаренной их предкам в первые годы XIX века, и до сих пор живут в домах, построенных их дедами. Эти семьи рассказывали истории о невзгодах, встречах с аборигенами , заключенными-прислугой, лесных пожарах и наводнениях, когда окружающие леса были расчищены под сельскохозяйственные угодья. Это пересечение прошлого и настоящего определило готический характер острова. [9]
Двадцатый век
[ редактировать ]В течение 20-го века новое поколение художников и авторов, живущих и работающих на Тасмании, начало исследовать готику, опираясь на колониальную и более позднюю историю Тасмании для причудливых людей и событий, реальных или воображаемых, и создавая уникальную тасманскую коллекцию готики. персонажи и ситуации: сумасшедшие сбежавшие каторжники ( «болтеры» ), каннибалы , коррумпированные и пьяные чиновники, крутые женщины, проблемные и тоскующие по дому иммигранты, злобные лесные духи, уродливые слабоумные и дикие жители глубинки , действие которых происходит среди впечатляющих гор, отдаленных лесных лагерей и разрушающейся тюрьмы Тасмании. Инфраструктура колонии.
Предполагаемое открытие небольшой дегенеративной общины на Западном побережье. [ нужны разъяснения ] в 1930-х годах стал предметом «Золотого века », важного тасманийского готического произведения драматурга Луи Науры , впервые исполненного театральной труппой Playbox в театре-студии Викторианского центра искусств в 1985 году. [10]
Современная тасманская готика
[ редактировать ]Произведения романистов Ричарда Фланагана , Кристофера Коха и Хлои Хупер считаются продолжением тасманской готической традиции. Роман Фланагана 2001 года « Книга рыбы Гулда » , получивший премию писателей Содружества , представляет собой художественный рассказ о художнике Ван Димонии Уильяме Бьюлоу Гулде , в котором основное внимание уделяется годам, проведенным им в тюрьме в печально известном поселении для заключенных Маккуори -Харбор . По словам Кармел Бёрд , романы Хелен Ходжман «отражают самую суть тасманской готики». [11] Даниэль Вуд Тасманийский готический роман «Алфавит света и тьмы» получил в 2002 году литературную премию Австралии/Фогеля . [12] Рохан Уилсон получил награду за свой роман 2011 года «Бродячая вечеринка» , историческое «переосмысление» злодеяний Джона Бэтмена и банды преступников и следопытов-аборигенов, которых он вел через Землю Ван Димена в 1829 году. [13] Дебютные романы Кейт Кеннеди ( «Мир под землей» , 2009) и Фавела Парретта ( «Мимо отмели» , 2011) также связаны с тасманской готикой. [14]
Фильм Роджера Скоулза 1988 года «Сказка о Руби Роуз» рассказывает о страхе молодой женщины перед темнотой в горах Тасмании. Тасманийский скульптор Гей Хоукс создал серию деревянных скульптур по мотивам фильма, вдохновившись «синтезом настоящего и прошлого» тасманской готики. Директор Национальной галереи Виктории Патрик МакКоги назвал ее работы «визуальным воплощением рокового берега». [15] Джулии Ли Роман « Охотник » 1999 года повествует об одиноком человеке, ищущем последнего тасманского тигра . Описан как выполненный в «лучших традициях тасманской готики». [16] Роман получил премию Кэтлин Митчелл в 2000 году и был адаптирован в одноименный фильм 2011 года . По истории Александра Пирса были экранизированы два художественных фильма: «Последнее признание Александра Пирса» (2008) и «Земля Ван Димена» (2009). В фильме ужасов 2008 года « Умирающая порода» рассказывается о вымышленных потомках Пирса, живущих в глуши Тасмании.
В 2011 году тасманский коллекционер произведений искусства Дэвид Уолш открыл Музей старого и нового искусства (МОНА) в Хобарте, крупнейший частный музей Южного полушария. Популярность MONA с ее темой «секс и смерть» и более широкое тасманское готическое движение побудили тасманских туристических операторов пропагандировать «мрачную, жуткую, холодную и бодрящую историю и климат штата». [17] В 2013 году MONA запустила Dark Mofo, зимний фестиваль, посвященный зимнему солнцестоянию и языческим темам. [18] Родственное мероприятие, Фестиваль середины зимы в долине Хуон, также проводится ежегодно. Телесериалы «Инцидент в Кеттеринге» (2016) и «Сумрак» (2020) также считаются образцами тасманской готики. Среди других примеров - «Преступник Майкл Хоу и Соловей» , а также отмеченный наградами короткометражный фильм Хайди Ли Дуглас « Маленький ягненок».
Кинофестиваль «Незнакомец с моим лицом» проводил конкурс коротких сценариев в готическом стиле Тасмании в 2015–2017 годах. [19]
См. также
[ редактировать ]- Ozploitation / Австралийская готика
- австралийская литература
- Темный романтизм
- Южная готика
- Категория: Архитектура готического возрождения в Австралии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ауслит - Литература Тасмании
- ^ «AustLit: Литература Тасмании - тасманская готика и ее недовольство | AustLit» . www.austlit.edu.au .
- ^ Порт-Артурская готика
- ^ Меннелл, Филип (1892). . Словарь австралийской биографии . Лондон: Hutchinson & Co – через Wikisource .
- ^ Теркотт, Джерри (1998). «Факультет искусств – Бумага» . Факультет искусств - Доклады (Архив) . Проверено 27 апреля 2008 г.
- ^ ван Рэй, Лара; Уокер, Ян. «Внутри темного сердца самого страшного города Австралии» . Атавист .
- ^ Леман, Грег (2013). Тасмания, переломный момент? . Университет Гриффита. ISBN 9781922079961 .
- ^ Скемп, младший (1959). Тасмания вчера и сегодня . Макмиллан и компания.
- ^ Дэвидсон, Джим. «Тасманская готика». Меанджин, 48,2, стр. 318, 1989 г.
- ^ Наура, Луи (1989). Золотой век (переработанная ред.). Валютная пресса.
- ^ Ходжман, Хелен . Голубое небо . Мельбурн: Текстовое издательство, 2011. ISBN 1921834196 , с. III
- ↑ Кирилл, Кристофер (20 сентября 2003 г.). «Азбука света и тьмы» , The Sydney Morning Herald . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ↑ Ринтул, Стюарт (30 апреля 2011 г.). «Роман возрождает дебаты о «мерзком» основателе Мельбурна» , The Australian . Проверено 5 декабря 2012 г.
- ↑ Эдвардс, Рэйчел (20 июня 2011 г.). «Обзор: за отмелями» , Книжная выставка (ABC National Radio). Проверено 10 декабря 2012 г.
- ↑ Мердок, Анна (19 октября 1989 г.). «Вдохновленный роковым берегом». Возраст .
- ^ Обзор « Охотника» Эндрю Пика. Архивировано 16 мая 2005 г. в Wayback Machine.
- ↑ Фитцгиббон, Ребекка (29 августа 2012 г.). «Время принять нашу темную сторону» , The Mercury . Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ «Эстетика Дарк Мофо: эмоции, тьма и тасманская готика» . Истории эмоций . 26 июля 2015 г.
- ^ «Как Тасмания стала готической музой австралийского кино и телевидения» . Хранитель . 24 ноября 2016 года . Проверено 26 июля 2020 г.