Арт-нуво в Милане

Стиль модерн в Милане указывает на распространение такого художественного стиля в городе Милане между первыми годами 20-го века и началом Первой мировой войны . В столице Ломбардии стиль модерн, называемый по-итальянски Stile Liberty , нашел — благодаря своей тесной связи с безудержной промышленной буржуазией того времени — благодатную почву для своего быстрого развития, в течение которого он колебался между влияниями французского модерна и французского модерна . Немецкий модерн и эклектика . [ 1 ]
В начале 20 века класс миланской буржуазии, сформировавшийся в результате индустриализации и ставший уже хозяином социальной и экономической жизни города, [ 2 ] нашел в новом стиле свободы «символ статуса» и возможность продемонстрировать свою власть и в то же время подчеркнуть явный отход от дворянского класса и его неоклассических и барочных резиденций. [ 3 ] Международная всемирная выставка в Милане 1906 года дала дополнительный импульс развитию свободы , поскольку в этом стиле были построены десятки павильонов и многочисленные общественные здания, что провозгласило окончательное освящение свободы как доминирующего художественного стиля в городе. [ 4 ] Достигнув своего пика в 1906 году, миланская свобода испытала первое загрязнение эклектичной архитектурой , которая становилась все сильнее и сильнее до лет Первой мировой войны , после которой свобода выжила лишь при незначительном влиянии на второстепенную архитектуру, в то время как вкусы промышленной буржуазии сблизились. спонтанно в сторону арт-деко . [ 5 ] [ 6 ] , Центральный вокзал Милана построенный в 1924 году в стиле поздней эклектики с украшениями в стиле ар-деко и влиянием модернизма, Гуальдони и Мелано считают завершением стиля модерн в Милане, освободившим место для ар-деко и итальянского новеченто . [ 7 ] [ 8 ]
Миланский этап стиля свободы был открыт со строительством Палаццо Кастильони , завершенным в 1903 году по проекту Джузеппе Соммаруги , который, по мнению Сакердоти, станет самым выдающимся интерпретатором миланского модерна. [ 9 ]
Наряду с традиционной скульптурой из мрамора и камня, модерн привел к большому развитию скульптуры из кованого железа и цемента. [ 10 ] По мнению Ольяри и Баньеры, кованое железо нашло своего лучшего интерпретатора в лице Алессандро Маццукотелли , который поднял обработку этого материала из простого декоративного элемента в настоящее искусство. [ 11 ] Помимо скульптурных произведений, интегрированных в архитектуру или просто декоративных, [ 12 ] именно в погребальных памятниках Монументального миланского кладбища , по мнению Ройтера, развилась важнейшая лаборатория скульптуры в стиле модерн, которая, как и в случае с архитектурой, более или менее подчеркнуто слилась с эклектикой и ар-деко. темы. [ 13 ]
Историческая основа и общая характеристика
[ редактировать ]После Национальной выставки 1881 года, через двадцать лет после объединения Италии , город Милан окончательно утвердился в качестве главного промышленного центра Италии. [ 14 ] В городе сформировался новый зарождающийся класс буржуазии , связанный с промышленностью и торговлей, состоящий из мастеров-строителей, землевладельцев и предпринимателей, которые через несколько десятилетий сравняются по процветанию и значимости со старой городской знатью. [ 2 ]

В начале 20-го века класс буржуазии, ставший теперь хозяином социальной и экономической жизни города, нашел в стиле либерти новинку, пришедшую из Франции и представленную в Италии в Палермо и на Туринской выставке 1902 года. символ его статуса» и возможность продемонстрировать свою мощь и в то же время подчеркнуть четкую дистанцию от дворянского сословия и его неоклассических и барочных резиденций. [ 3 ] Эта почти исключительная связь между новым правящим классом и новым архитектурным стилем, а также отход от архитектурных моделей «старого» аристократического класса кажутся очевидными, если отметить, что в то время как новая буржуазия возводила модные резиденции вслед за новый диктат свободы , более консервативные комиссии, связанные со старым финансовым и церковным миром, среди которых площади Кордузио выделяется новая штаб-квартира банка в районе , остались привязанными к уже декадентскому эклектичному стилю , модному в 19 веке. [ 9 ]
Миланская универсальная выставка 1906 года дала дополнительный импульс развитию свободы , поскольку в этом стиле были построены десятки павильонов на территории выставки и многочисленные общественные здания, тем самым провозгласив окончательное освящение свободы как доминирующего художественного стиля в городе. [ 4 ] Несмотря на то, что миланский стиль модерн очень четко сформулирован и дифференцирован, в целом он демонстрирует некоторые общие моменты и новинки: украшение зданий кованым железом или декоративным цементом с цветочными или животными темами повторяется; на конструктивном уровне применение железобетона выделяется . Распространено использование росписи на стенах зданий, часто с использованием керамических плиток, а также кариатид и герм, взятых из архитектуры миланских дворянских дворцов. [ 15 ] Однако, несмотря на очень богатую демонстрацию прикладного искусства, свободы развитую в городе, архитектуре и внутреннему убранству было трудно соответствовать новому стилю, и, за исключением нескольких эпизодов, в них доминировали поздние эклектичные стили. [ 16 ]
Достигнув своего пика в 1906 году, миланская свобода испытала первые загрязнения эклектичной архитектурой , которая становилась все сильнее и сильнее до лет Первой мировой войны , после которой свобода выжила лишь при незначительном влиянии на второстепенную архитектуру, в то время как вкусы промышленной буржуазии сблизились. спонтанно в сторону ар-деко . [ 5 ] [ 6 ]
Частная архитектура
[ редактировать ]
Миланский этап стиля свободы был открыт со строительством Палаццо Кастильони , завершенным в 1903 году по проекту Джузеппе Соммаруги , который, по мнению Сакердоти, станет самым выдающимся интерпретатором миланского модерна. [ 9 ] Здание, украшенное цементными скульптурами с цветочной тематикой и композициями из кованого железа, типичными для нового стиля, дистанцируется от модерна своими монументальными формами и использованием классических элементов, таких как путти , взятых из близлежащих дворянских дворцов, где неоклассический стиль стиль преобладает. [ 17 ] Дворец, который Лопес, Сусани и Ройтер считали одним из лучших образцов итальянского модерна и построенный на одной из самых элегантных улиц Милана, еще ярче отмечал статус нового класса буржуазии и с силой ввел в город использование цемента в качестве скульптурного элемента. [ 18 ] [ 19 ] «Требующий сигнал», брошенный старому правящему классу, был еще более сильным из-за присутствия по обе стороны от входа двух статуй, изображающих двух обнаженных женщин в очень смелых позах, что вызвало большой скандал, вплоть до того, что дворец был разрушен. в просторечии миланцы переименовали его в la ca' di ciapp («дом ягодиц») в связи с последующей наготой двух женщин, и архитектор был вынужден убрать их и переместить на тогдашнюю периферийную виллу Факканони, еще один пример свободная загородная вилла , также спроектированная Соммаруга, в которой были воспроизведены скульптуры путти и мотив окон, разделенных колоннами на верхнем этаже Палаццо Кастильони. [ 20 ]

По словам Сакердоти, еще одним ведущим интерпретатором миланского модерна был Джованни Баттиста Босси, у которого в Доме Галимберти хранится его самая известная работа. [ 9 ] Фасад этого здания представляет собой сложный декор с керамической плиткой, расписанной человеческими формами и растительными элементами, которые демонстрируют сложные хроматические контрасты. Также заслуживают внимания декорированные балконы из цемента и кованые балконы - бальдикино . [ 21 ] В нескольких метрах находится Casa Guazzoni , также построенный Босси, который, несмотря на сохранение типичного цветочного стиля фасада, представляет собой украшение, полностью сосредоточенное на скульптуре со сложными устройствами путти , женскими фигурами и растительными формами, также из цемента и кованого железа, с перекрывающимися балконами. [ 22 ] Наконец, Босси спроектировал Casa Alessio, более похожий на стиль венского сецессиона с его жесткой геометрией и вертикальной полосой, соответствующей входу. [ 23 ]
Редким примером самоограничения был Casa Campanini , который архитектор и предприниматель в сфере недвижимости Альфредо Кампанини спроектировал как свою собственную резиденцию в 1904 году. Композиция фасада на общем уровне показывает сильное вдохновение в творчестве Соммаруги, в частности скульптуры женских фигур у входа - явная дань уважения порталу Палаццо Кастильони. Классические деревянные входные ворота заменены здесь коваными воротами с растительными мотивами, тем же мотивом балконов, выполненным Алессандро Маццукотелли : другие декоративные элементы из кованого железа также принадлежат ему, которые вместе с фресками и витражами составляют типично модернистское внутреннее убранство, без каких-либо следов эклектики, что необычно для многих других современных зданий города. [ 24 ]

На периферии логики создания новых жилых районов, посвященных буржуазному классу, Casa Ferrario был построен в 1902 году по проекту Эрнесто Пировано на Виа Спадари, одной из самых центральных и старейших улиц Милана. Слава этого здания, по-прежнему традиционного по дизайну и относительно сдержанного в других элементах, [ 25 ] связано с коваными украшениями перекрывающихся балконов со спиральными мотивами и цветочным декором с кронштейнами в форме грифона , также выполненными Маццукотелли, которого Сакердоти считает одним из величайших художников по кованому железу в Италии. [ 26 ]
В отличие от цветочной ветви миланской свободы , возглавляемой Соммаруга, мы можем сослаться на Casa Donzelli Улиссе Стаккини , в котором, несмотря на явное влияние Соммаруги, композиция со строгими линиями, типичными для модерна немецкого региона, может быть ценится и Casa Agostoni, в котором некоторые типичные элементы свободы , такие как природные темы и скульптура из цемента, сочетаются с типично децимононической конфигурацией фасада и классическими элементами, такими как барельефы . [ 27 ]
Помимо жилья для представителей высшего среднего класса, в Милане было построено большое количество домов в стиле либерализм для мелкой и средней буржуазии. При строительстве этих зданий, не имея возможности располагать большими инвестициями, использовались керамические украшения массового производства и промышленные цементные статуи, более простые украшения из кованого железа и особое внимание к сокращению общих пространств, которое не является строго необходимым. Примерами такого типа заказов являются Casa Dugnani и Casa Biraghi, в которых выделяются майолики с цветочной тематикой, массово производимые Ричардом Джинори . [ 28 ]
Особой ветвью буржуазной архитектуры являются здания, предназначенные для смешанного использования, в качестве жилых помещений, а также для промышленной или коммерческой деятельности. Можно привести, например, Casa Laugier, построенный для семьи Вальдостана . Ложье, чтобы разместить, помимо жилья, семейную аптеку. Здание, спроектированное архитектором Антонио Тальяферри в формах, вдохновленных венским модерном , использует все типичные украшения итальянского модерна, такие как панели, цемент и кованое железо, чтобы создать формы, заимствованные из животного и растительного царства, хотя в сбалансированный путь. Однако декор более сдержанный и использует глиняный кирпич, типичный для Ломбардского Возрождения , который преобладает на улице. [ 29 ] [ 30 ]
Чисто коммерческое использование имело Magazzini Contratti , построенное в 1903 году по проекту Луиджи Броджи : использование тогдашнего инновационного железобетона позволило реализовать несущую конструкцию с простыми колоннами и, как следствие, позволило сделать широкие окна с коваными железные перила, которые характеризуют здание. Очень похожи Magazzini Bonomi, также с большими окнами, балконами из кованого железа и чугунными колоннами . [ 31 ] [ 32 ] В дополнение к коммерческой типологии также встречаются здания, ранее принадлежавшие фабрике: Палаццо делла Гондранд и бывший Палаццо делла Кузини работы Чезаре Маццокки, в которых линии свободы и окна Magazzini Contratti перераспределены более сдержанно, чтобы объединить эстетические требования с требованиями сдерживания затрат промышленного здания. [ 33 ]
Наконец, можно привести некоторые работы, посвященные другим третичным видам деятельности: по мнению Лопеса, Сусани и Касеро, одним из наиболее замечательных примеров является фасад бывшего отеля «Трианон», характеризующийся очень сложным декором с окнами и путти , намекающими на важные нео - влияние барокко , стиль, который позже снова был использован в Casa Tosi Альфредо Кампанини . [ 34 ] [ 35 ] Наконец, Лопес и Сусани выделяют бывший кинотеатр «Дюмон», украшенный цветочным декором, который был одним из первых зданий в Италии, специально спроектированных для размещения кинотеатра. [ 36 ] [ 37 ]
Популярная и общественная архитектура и минорная свобода
[ редактировать ]
Большой промышленный рост города Милана привел, помимо строительства изысканных и изысканных буржуазных резиденций, к постоянному миграционному притоку в город масс рабочих, принадлежащих главным образом к пролетариату . В 1901 году почти 60% населения Милана, около 280 000 человек, принадлежало к рабочему классу. С одной стороны, растущая потребность в доступном жилье для менее обеспеченных классов; а с другой стороны, Всемирная выставка , которая должна была пройти в городе в 1906 году, побудила городские власти разработать один из первых четко сформулированных планов народной архитектуры в городе. [ 2 ] [ 38 ]
Именно по этому случаю Primo quartiere popolare della Società Umanitaria на улице Виа Солари по проекту архитектора Джованни Брольо был построен . Это один из первых примеров социальной архитектуры в городе, а также одно из первых применений стиля модерн в популярной архитектуре. Проект предусматривал одиннадцать четырехэтажных зданий с общим числом двухсот сорока жилых единиц, оборудованных отдельными санузлами с питьевой водой, рассчитанных на размещение в общей сложности около тысячи человек. Максимальная арендная плата за большие квартиры составляла сто лир в месяц (чуть менее трехсот пятидесяти евро по состоянию на 2006 год). [ 39 ] Логично, что проект не мог включать сложные и дорогие украшения буржуазных домов свободы , поэтому Брольо использовал декоративные элементы промышленного массового производства. Термин «минорная свобода» иногда используется для определения этого стиля, который, несмотря на гораздо меньший бюджет, тем не менее допускал рассеянное и однородное архитектурное оформление, хотя и не очень тщательное. [ 13 ]

Еще одним примером популярной архитектуры, построенным в тот же период, был Quartiere Ripamonti , хотя, в отличие от предыдущего случая, отделка практически нулевая, за исключением элементов из кованого железа. В целом, между 1905 и 1912 годами доля площадей, отведенных под народную архитектуру, едва превышала 6% от общей суммы — цифра, которая, несмотря на частоту обсуждения проблемы, по мнению Касеро, не способствовала значительному улучшению жилищного строительства. Проблема для менее обеспеченных семей. [ 40 ]
Вмешательством иного рода стала реализация первого ядра Villaggio dei Giornalisti , основанного в первые годы 20-го века кооперативом профессионалов, принадлежащих к миру журналистики, целью которого было строительство жилья, предназначенного для мелких буржуазия, которая была исключена из популярных архитектурных планов, но не была достаточно богата, чтобы позволить себе роскошные дворцы в стиле модерн в центре. Результатом стало строительство домов в стиле либерти , на полпути между богатым стилем высшей буржуазии и простотой народного жилья. [ 41 ]
построенный в 1908 году , был предназначен не для жилья, а для общественного пользования. Новый миланский рынок фруктов и овощей, От старого комплекса, сегодня в значительной степени превращенного в парк, осталось только здание, обычно называемое Палаццина Свободы , с большими витражами из кованого железа и украшения керамической плиткой от Fornace Guerra Gregorj. [ 42 ] [ 43 ]
Великая выставка труда 1906 года.
[ редактировать ]В 1906 году в Милане прошла Всемирная выставка, посвященная миру транспорта, по случаю открытия туннеля Симплон . Помимо новинок технологического характера, выставка стала окончательным испытательным полигоном и исключительным поводом продемонстрировать новый стиль модерн. [ 44 ] Среди различных технологических павильонов были и менее технические павильоны, призванные привлечь более широкую публику, среди которых были павильоны, посвященные изобразительному искусству, которые должны были служить витриной прогресса, продемонстрированного в художественной сфере Италии. Среди нескольких недостающих работ выделяются вход, воспроизводивший в стиле либерти вход в Симплонский туннель , и железнодорожный вокзал, построенный на месте выставки, выполненный из чугуна, кованого железа и больших витражей. [ 45 ]
Большая часть из 225 зданий, построенных по этому случаю, была спроектирована в стиле модерн, особенно выставочные павильоны, в основном спроектированные молодым тосканским архитектором Орсино Бонджи . По окончании выставки почти все павильоны были снесены, за исключением павильона, посвященного рыбоводству , который позже будет использован для размещения Миланского аквариума . Здание, спроектированное архитектором Себастьяно Локати, было построено для размещения новой достопримечательности в научной сфере, что представляет собой беспрецедентную типологию, отличающуюся от коммерческих, жилых или религиозных зданий. Подводный мир послужил вдохновением для постройки. расположены фризы На внешней стене комплекса круглой формы и керамика, изображающие подводную жизнь, а также скульптуры морских животных. У входа также есть фонтан с изображением Нептуна и бегемота . [ 46 ] [ 47 ]
Скульптура
[ редактировать ]
Наряду с традиционной скульптурой из мрамора и камня, модерн привел к большому развитию скульптуры из кованого железа и цемента. [ 10 ] По мнению Ольяри и Баньеры, кованое железо нашло своего лучшего интерпретатора в лице Алессандро Маццукотелли , который поднял обработку этого материала из простого декоративного элемента в настоящее искусство. [ 11 ] Шедевром Маццукотелли, по мнению Ланцы, является так называемая Cancello delle Farfalle («Дверь бабочек») Casa Moneta, работа, которая воплощает в себе все стили миланского варианта свободы : геометрические и упорядоченные мотивы нижнего этажа. часть быстро трансформируется в сложные решетки, дающие жизнь листьям и двум бабочкам, которые благодаря динамичности композиции словно взлетают, почти полностью сводя на нет тяжесть железа. [ 48 ]
Маццукотелли также реализовал очень большое количество работ, разбросанных по всему городу, интегрированных в архитектуру, как в случае с балконами Каса Феррарио, или просто орнаментальных, как ворота Каса Кампанини , перила Виллино Марии Луизы или Scalone delle Rose («Лестница роз») Дома Морганти. Наконец, Ольяри и Баньера также выделяют деятельность Маццукотелли в области прикладного искусства и погребальных памятников Монументального кладбища Милана . [ 12 ]

Именно в последнем, по мнению Ройтера, была создана важнейшая лаборатория скульптуры в стиле модерн, связанной с архитектурой, — скульптуры, которая, как и в случае с архитектурой, более или менее акцентированно сливалась с эклектики и ар-деко. темами . Как и в случае с дворцами, миланская буржуазия того времени нашла в траурной скульптуре новый элемент для повышения своего престижа. [ 13 ]
По словам Касеро, одним из самых замечательных памятников на кладбище является Эдикола Тосканини , выполненная из каррарского мрамора Леонардо Бистольфи . Он состоит из простого памятника в форме параллелепипеда с барельефами, представляющими аллегорические фигуры из жизни умершего, а также линиями, вдохновленными немецким модерном , чья упорядоченная и геометрическая композиция сочетается с изогнутыми линиями и извилистостью более цветочного стиля. свобода . [ 49 ] Среди примеров цветочной свободы — Edicola Giudici , спроектированный Паоло Меццанотте, чей декор, реализованный братьями Карло и Луиджи Риголой, состоит из литой бронзы в форме роз и увядших ветвей: цветочная тема свободы , таким образом, адаптирована к похоронная тема. Памятник дополнен мозаикой , также на цветочную тематику. [ 50 ]
Более ярким, по мнению Ольяри и Баньеры, является Эдикола Оригги , образец скульптуры из цемента, структура которой развивается за счет пересечения прямых и изогнутых линий, пока не заканчивается куполом: доминирующей темой в украшениях памятника также является цветочная тема, с пальмовыми листьями, подсолнухами и маком. [ 51 ] По словам Касеро, другими памятниками в цветочном стиле, достойными упоминания, являются Эдикола Сюфферт , в котором есть бронзовые барельефы с ангелами и ирисами работы Альфредо Сасси, и Эдикола Крочи , украшенный одной из немногих бронзовых скульптур Маццукотелли, обычно посвященных кованое железо. [ 52 ]
Эклектичные влияния и упадок свободы
[ редактировать ]Достигнув своего пика с выставкой 1906 года, миланская свобода начала период взаимного влияния с эклектизмом , который никогда полностью не исчезал в различных комиссиях буржуазии. [ 5 ]

Наряду с реальным возрождением неоренессанса и неосредневековой архитектуры с легкими модернистскими влияниями, как показывает Кастелло Кова , построенный в 1910 году, можно найти противоположные корпуса, такие как Виллино Мария Луиза, реализованный с мозаичным декором, в котором сочетаются неоготика и неоготика. -Темы Ренессанса соседствуют с модернистской мозаикой с цветочной тематикой и перилами Алессандро Маццукотелли , которые являются одним из лучших образцов железной скульптуры в городе. [ 53 ] По словам Мелано, другими примерами этой тенденции являются Casa Berri Meregalli и Palazzo Berri Meregalli Джулио Арата , построенные в 1911 году, в которых можно найти смесь классических стилей с модернистскими темами: деревенский выступ и вертикальное развитие здания. вспомните неоготическую архитектуру ; интерьер, украшенный мозаикой, напоминает архитектуру Равенны византийскую ; в то время как кованые изделия Маццукотелли и череда статуй животных отражают типичные темы цветочного модерна. [ 54 ]
На заре Первой мировой войны этот испорченный стиль свободы из выражения современности превратился в объект резкой критики как старый и устаревший, отчасти из-за обильного использования классических элементов, долгое время считавшихся устаревшими. , Центральный вокзал Милана построенный в 1924 году в стиле поздней эклектики с украшениями в стиле ар-деко и влиянием модернизма, Гуальдони и Мелано считают завершением стиля модерн в Милане, освободившим место для ар-деко и новеченто . [ 7 ] [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Босалья и Террайоли (2003 , стр. 12–14)
- ^ Перейти обратно: а б с Гуальдони (2009 , стр. 35)
- ^ Перейти обратно: а б Оглиари и Баньера (2006 , стр. 9)
- ^ Перейти обратно: а б Оглиари и Баньера (2006 , стр. 14)
- ^ Перейти обратно: а б с Мелано (2004 , стр. 121)
- ^ Перейти обратно: а б Гранди и Пракки (1991 , стр. 87)
- ^ Перейти обратно: а б Гуальдони (2009 , стр. 100)
- ^ Перейти обратно: а б Мелано (2004 , стр. 116)
- ^ Перейти обратно: а б с д Священники (2015 , стр. 21)
- ^ Перейти обратно: а б Босалья и Террайоли (2003 , стр. 11)
- ^ Перейти обратно: а б Оглиари и Баньера (2006 , стр. 24)
- ^ Перейти обратно: а б Оглиари и Баньера (2006 , стр. 25)
- ^ Перейти обратно: а б с Ройтер (1993 , стр. 1)
- ^ «Миланская выставка 1881 года – рождение индустриальной Италии» (на итальянском языке). Инновации. 2011.
- ^ Оглиари и Баньера (2006 , стр. 13)
- ^ Гранди и Пракки (1991 , стр. 81)
- ^ Касеро (2000 , стр. 16–17)
- ^ Лопес и Сусани (1999 , стр. 39)
- ^ Ройтер (1993 , стр. 2)
- ^ Лопес и Сусани (1999 , стр. 43)
- ^ Касеро (2000 , стр. 19)
- ^ Сакердоти (2015 , стр. 25)
- ^ Касеро (2000 , стр. 20)
- ^ Сакердоти (2015 , стр. 29)
- ^ Даниэле, Галлени. «ПИРОВАНО, Эрнесто» (на итальянском языке). Энциклопедия Треккани .
- ^ Сакердоти (2015 , стр. 22)
- ^ Касеро (2000 , стр. 26–27)
- ^ Лопес и Сусани (1999 , стр. 76)
- ^ Касеро (2000 , стр. 25)
- ^ Ланца (1993 , стр. 66–67)
- ^ Касеро (2000 , стр. 29–30)
- ^ Лопес и Сусани (1999 , стр. 48)
- ^ Касеро (2000 , стр. 31)
- ^ Лопес и Сусани (1999 , стр. 46)
- ^ Касеро (2000 , стр. 24)
- ^ «Кинотеатр Дюмон (экс)» (на итальянском языке). Культурное наследие Ломбардии.
- ^ Лопес и Сусани (1999 , стр. 68)
- ^ Коломбо (2006 , стр. 19)
- ^ Коломбо (2006 , стр. 16)
- ^ Касеро (2000 , стр. 52)
- ^ Оглиари и Баньера (2006 , стр. 38)
- ^ Оглиари и Баньера (2006 , стр. 31)
- ^ Лопес и Сусани (1999 , стр. 92)
- ^ Касеро (2000 , стр. 15)
- ^ Оглиари и Баньера (2006 , стр. 15–16)
- ^ Лопес и Сусани (1999 , стр. 94)
- ^ Оглиари и Баньера (2006 , стр. 17)
- ^ Ланца (1993 , стр. 44–45)
- ^ Касеро (2000 , стр. 58)
- ^ Оглиари и Баньера (2006 , стр. 53)
- ^ Оглиари и Баньера (2006 , стр. 54)
- ^ Касеро (2000 , стр. 59)
- ^ Оглиари и Баньера (2006 , стр. 35)
- ^ Мелано (2004 , стр. 122–123)
Библиография
[ редактировать ]- Босалья, Россана; Террайоли, Валерио (2003). Свобода в Милане (на итальянском языке). Милан: Издательство Skira. ISBN 88-8491-681-Х .
- Касеро, Кристина (2000). Свобода, деко и стиль двадцатого века (на итальянском языке). Милан: Node Libri. ISBN 88-7185-076-9 .
- Коломбо, Клаудио (2006). Когда Уманитария находилась на Виа Солари: 1906 год, первый рабочий квартал (PDF) (на итальянском языке). Робеккино с Индуно: Собрание изданий. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года.
- Гранди, Маурицио; Пракки, Аттилио (1991). Милан: путеводитель по современной архитектуре (на итальянском языке). Болония: Заничелли. ISBN 88-08-05210-9 .
- Гуальдони, Кьяра (2009). Милан (на итальянском языке). Милан: Издательство Skira. ISBN 978-88-572-0161-0 .
- Ланца, Аттилия (1993). Милан и его дворцы: Порта Верчеллина, Комасина и Нуова (на итальянском языке). Библиотека Меравигли Эдитрис.
- Лопес, Гвидо; Сусани, Элизабетта (1999). В свободе: Милан и Ломбардия (на итальянском языке). Милан: издания Celip.
- Мелано, Оскар Педро (2004). Милан и эклектичный декор, 1900–1950 (на итальянском языке). Милан: редактор Габриэле Маццотта. ISBN 88-202-1718-Х .
- Ольяри, Франческо; Баньера, Роберто (2006). Миланская свобода (на итальянском языке). Павия: Editions Selecta. ISBN 88-7332-162-3 .
- Ройтер, Фульвио (1993). Милан на свободе (на итальянском языке). Милан: издания Celip.
- Специали, Андреа; Священники, Пьерфранческо (2015). Итальянская свобода: новый сезон модерна (на итальянском языке). Форли: Картаканта. ISBN 978-88-96629-65-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Itinerario Liberty a Milano» (на итальянском языке). Италия: Свобода.
- «Милан Либерти, двухчасовой пешеходный маршрут в районе Порта Венеция» (на итальянском языке). С поездкой в голове.
- «Фотопрогулка по Милану Свобода» (на итальянском языке). Zingarate.com.