Майолика
Майолика / m aɪ ˈ ɒ l ɪ k ə / — это покрытая жестью керамика, декорированная в цветах на белом фоне. Самая известная итальянская майолика относится к периоду Возрождения . Эти работы были известны как изделия istoriato («написанные историями»), поскольку они изображали исторические и мифические сцены. К концу 15 века во многих местах, [1] в основном в северной и центральной Италии , производили изысканные изделия для рынка роскоши в Италии и за ее пределами. Во Франции майолика развивалась как фаянс , в Нидерландах и Англии как фаянсовая посуда , а в Испании как талавера . В английском языке написание было переведено на майолику , но в произношении обычно сохранялась гласная с буквой i, как в кайте ( / m aɪ ˈ ɒ l ɪ k ə / ).
Имя [ править ]
Считается, что название произошло от средневекового итальянского слова, обозначающего Майорку , остров на пути кораблей, доставляющих испано-мавританские товары из Валенсии в Италию. Считается, что мавританские гончары с Майорки работали на Сицилии, и предполагается, что их изделия попали на материковую часть Италии из Кальтаджироне . [2] Альтернативное объяснение названия состоит в том, что оно происходит от испанского термина obra de Málaga , обозначающего «[импортированные] товары из Малаги». [3] или obra de mélequa , испанское название люстры. [4]
В 15 веке термин «майолика» относился исключительно к люстровой посуде , включая импорт как итальянского, так и испанского производства, а изделия с оловянной глазурью были известны как bianchi (белая посуда). [4] К 1875 году этот термин использовался для обозначения керамики, изготовленной в Италии, глянцевой или нет, из фаянсовой посуды, покрытой оловянной глазурью. [5] После испанского завоевания Империи ацтеков изделия из майолики с оловянной глазурью стали производиться в Мексиканской долине еще в 1540 году, сначала в имитации глазурованной керамики, импортированной из Севильи . [6] Мексиканская майолика известна под названием « Талавера ».
«Посредством удобного расширения и ограничения это название может применяться ко всей глазурованной посуде любой национальности, изготовленной в итальянской традиции... название фаянс (или синоним английского «фаянсовая посуда») зарезервировано для более поздних изделий 17-го века и далее, либо в оригинальных стилях (как в случае с французами), либо, что чаще, в голландско-китайской (Дельфтской) традиции». [7] Термин «майолика» иногда применяется к современной глазурованной посуде, изготовленной гончарами мастерских. [8]
Фаянсовая посуда [ править ]
Оловянная глазурь создает белую непрозрачную поверхность для рисования. Краски наносятся в виде оксидов металлов или в виде фриттированной подглазурной глазури на необожженную глазурь, которая поглощает пигмент, как фреска , что делает невозможным исправление ошибок, но сохраняет яркие цвета. Иногда поверхность покрывают второй глазурью (итальянцы называют коперта ), которая придает изделиям больший блеск и блеск. В случае глянцевых изделий требуется дальнейший обжиг без кислорода при более низкой температуре. Для обжига печи требовалась древесина, а также подходящая глина. Глазурь изготавливали из песка, винных осадок , соединений свинца и олова. [9] Фаянсовая посуда с оловянной глазурью часто склонна к отслаиванию и является довольно хрупкой. [10]
Анализ образцов итальянской майоликовой керамики средневековья показал, что олово не всегда входило в состав глазури, химический состав которой варьировался. [11]
Изделия пятнадцатого века, положившие начало майолике как форме искусства, были продуктом эволюции, в ходе которой средневековые глиняные изделия со свинцовой глазурью были улучшены за счет добавления оксидов олова под влиянием исламских изделий, импортированных через Сицилию. [12] Такие архаичные изделия [13] иногда называют «протомайоликой». [14] В конце четырнадцатого века ограниченная палитра цветов глиняной посуды, украшенной цветной свинцовой глазурью (без добавления оксида олова), была расширена от традиционного марганцево -фиолетового и медно- зеленого до включения кобальта синего , желтого сурьмы и оранжевого оксида железа . Также производились изделия сграффито , в которых белая глазурь из оксида олова процарапывалась, чтобы создать рисунок на открытом теле изделия. Обрывки изделий сграффито, раскопанные в печах в Бакчерето , Монтелупо и Флоренции, показывают, что такие изделия производились более широко, чем в Перудже и Читта-ди-Кастелло , местах, которым их традиционно приписывали. [15]
История производства [ править ]
предназначенной не только для местных нужд, с конца тринадцатого века было сосредоточено в центральной Италии, особенно в контаде Флоренции Изысканное производство глиняной посуды с оловянной глазурью , . Семья Делла Роббиа флорентийских скульпторов также переняла эту среду. Сам город потерял значение как центр производства майолики во второй половине пятнадцатого века, возможно, из-за местной вырубки лесов , и производство было разбросано по небольшим коммунам. [16] и, после середины пятнадцатого века, в Фаэнце .
Гончары из Монтелупо открыли гончарные мастерские в Кафаджоло. В 1490 году [17] двадцать три мастера-гончара из Монтелупо согласились продать годовую продукцию Франческо Антинори из Флоренции; Монтелупо предоставил опытных гончаров, которые были основаны в 1495 году на вилле Медичи ди Кафаджоло ее владельцами Медичи . [18]
В пятнадцатом веке флорентийские изделия стимулировали производство майолики в Ареццо и Сиене .
Итальянская майолика в этот период достигла поразительной степени совершенства. В Романье Фаэнца , давшая название фаянсу , с начала пятнадцатого века производила прекрасную майолику; это был единственный значительный город, в котором промышленность по производству керамики стала важной частью экономики. [19] Болонья производила на экспорт изделия со свинцовой глазурью. Орвието и Дерута производили майолише в пятнадцатом веке.
В шестнадцатом веке производство майолики было налажено в Кастель-Дуранте , Урбино , Губбио и Пезаро . В начале шестнадцатого века появились изделия «историато» , на которых очень подробно были нарисованы исторические и мифические сцены. Государственный музей средневекового и современного искусства в Ареццо утверждает, что обладает крупнейшей в Италии коллекцией изделий историато . [ нужна ссылка ] Изделия Istoriato также хорошо представлены в Британском музее в Лондоне.
Некоторое количество майолики производилось на севере, в Падуе , Венеции и Турине , и на юге, в Палермо и Кальтаджироне на Сицилии. [20] и Латерца в Апулии. В семнадцатом веке Савона стала известным местом производства.
Разнообразие стилей, возникшее в шестнадцатом веке, не поддается классификации. [1] Голдтуэйт отмечает [21] что морфология Майоличе Пезаро Париде Берарди включает четыре стиля в 20 подгруппах; Тициано Маннони разделил лигурийские товары на четыре типа, восемь подкатегорий и еще 36 подразделений; Морфология продукции Монтелупо Галеаццо Кора разделена на 19 групп и 51 категорию. Разнообразие стилей лучше всего можно увидеть при сравнительном изучении аптекарских кувшинов, изготовленных в период с 15 по 18 века. Итальянские города поощряли гончарную промышленность, предлагая налоговые льготы, гражданство, монопольные права и защиту от внешнего импорта.
Важным документом середины шестнадцатого века, посвященным технике живописи майолики, является трактат Чиприано Пиккольпассо . [22] работы отдельных мастеров шестнадцатого века, таких как Никола да Урбино , Франческо Ксанто Авелли , Гвидо Дурантино и Орацио Фонтана из Урбино, Мастро Джорджио Были отмечены из Губбио и маэстро Домениго из Венеции. В блеске Губбио использовались зеленовато-желтый, клубнично-розовый и рубиново-красный цвета.
В 18 веке традиция изготовления тонкой майолики стала подвергаться растущей конкуренции, в основном со стороны фарфора и белой фаянсовой посуды. Но XVIII век не является периодом безжалостного упадка. [23] Чтобы противостоять конкуренции со стороны фарфора и его ярких цветов, впервые в Северо-Западной Европе примерно в середине века был введен процесс третьего обжига (piccolo fuoco). После традиционных двух обжигов при температуре 950°С стекловидную глазурь окрашивали красками, которые бы испортились при таких высоких температурах, и обжигали третий раз при более низкой температуре, примерно 600-650°С. Таким образом, были введены новые яркие цвета, особенно красный и различные оттенки розового, полученные из хлорида золота . [24] [25] Считается, что одним из первых, кто внедрил эту технику в Италии, был Ферретти в Лоди , на севере Италии. [24] Лоди майолика достигла высокого качества уже во второй четверти XVIII века. С введением третьего метода обжига и ростом интереса к ботанике и научным наблюдениям было разработано изысканное производство майолики, украшенной натуралистичными цветами. [24]
Итальянская майолика по-прежнему широко производится во многих центрах в формах народного искусства и воспроизводит исторический стиль. Некоторые из основных центров производства (например, Дерута и Монтелупо ) до сих пор производят майолику, которая продается по всему миру. Современная майолика отличается от старой майолики тем, что ее глазурь обычно матируется более дешевым цирконом , а не оловом. Однако некоторые гончарные мастерские специализируются на изготовлении аутентичных изделий в стиле эпохи Возрождения с использованием настоящей оловянной глазури.
Галерея [ править ]
- Сине-белая ваза с декором из дубовых листьев и собак, Флоренция, ок. 1400–1450 гг. Музей Барджелло.
- Фаэнца , мастерская Casa Pirota, гр. 1510–1530 ( Художественный музей Уолтерса )
- Альбарелло (банка с лекарствами) из Венеции или Кастель-Дюранте, 16 век. Высота около 30 см. Оформление: кобальтово-синий, медно-зеленый, сурьмяно-желтый и желтая охра. Коллекция Баррелла
- Фаэнца, историческая посуда Бальдассаре Манара, по мотивам Джованни Антонио да Брешиа , ок. 1520–1547 ( Художественный музей Уолтерса )
- Тибр во время наводнения , Франческо Ксанто Авелли, блюдо из майолики, 1531 г.
- Блюдо из майолики, ок. 1537 год в поместье Уоддесдон .
- Керамическое блюдо из Лоди , Италия, с фруктовым декором, фабрика Коппеллотти, ок. 1740 г.
- Блюдо из полихромной майолики с изображениями рыбы, цветов и фруктов, Лоди, Италия , 1751 год.
- Подставка для майолики производства Лоди , Италия, фабрика Коппеллотти, 18 век.
См. также [ править ]
- Майолика
- Франческо Ксанто Авелли
- Манисес
- Николай Урбино
- Новая посуда
- Королевская фабрика Ла Монклоа (Испания)
- Керамика Талавера де ла Рейна (Испания)
- Талавера , мексиканская майолика.
- Оловянная керамика
- Викторианская майолика
- Лоди керамика
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Л. Арну, 1877, Британская мануфактурная промышленность – гончарное дело. «В большинстве итальянских городов были свои мануфактуры, каждая из которых обладала собственным стилем. Начиная с Каффаджоло и Деруты, они быстро распространились на Губбио, Феррару и Равенну, чтобы стать продолжил путь в Кастельдуранте, Римини, Урбино, Флоренцию, Венецию и во многие другие места».
- ^ К. Друри Э. Фортнум (1892) Майолика , Чепмен и Холл, Лондон, цитируется в EA Barber, (1915), Hispano Moresque Pottery , The Hispanic Society of America, New York, стр. 25–26. Также опубликовано в 1876 году Скрибнером, Уэлфордом и Армстронгом, Нью-Йорк.
- ^ Свитман, Джон (1987), Восточная одержимость: исламское вдохновение в британском и американском искусстве и архитектуре 1500–1920 гг ., Cambridge University Press, Кембридж.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алан Кейгер-Смит, Luster Pottery , Лондон и Бостон: Фабер и Фабер, 1985 г.
- ^ C Друри Э. Фортнум, 1875, Оловянные глазурованные изделия MAIOLICA, Справочник по искусству Музея Южного Кенсингтона № 4. «Было обнаружено, что при добавлении определенной части оксида олова к составу стекла и оксида свинца характер глазурь полностью меняется. Вместо того, чтобы быть полупрозрачной, при плавлении она становится непрозрачной и красивой белой эмалью... после погружения в эмалевую ванну и последующего высыхания картина наносится на впитывающую поверхность изделия; к огню, который при одном нанесении фиксирует цвета и разжижает глазурь. Эта «эмалированная» керамика (emaillee) представляет собой, безусловно, более важную группу глазурованных изделий, поскольку ее можно декорировать как глянцевыми пигментами, так и красками. живопись тончайшими красками, и она включает в себя испано-мавританскую живопись, настоящую майолику и совершенную глиняную посуду Италии и других стран». http://www.ebooksread.com/authors-eng/c-drury-e-charles-drury-edward-fortnum/maiolica-tro/1-maiolica-tro.shtml
- ^ Флоренс К. Листер и Роберт Х. Листер, Керамика из майолики шестнадцатого века в долине Мексики (Тусон: Антропологические документы Университета Аризоны) 1982.
- ^ Мед, стр.387
- ^ (как в книге Остермана, см. ниже)
- ^ Чиприано Пиккольпассо , Три книги о гончарном искусстве (перевод Рональда Лайтбауна и Алана Кейгер-Смита ), Лондон, Scolar Press, 1980
- ^ Фальке, Джейкоб (1869). «Мастерская, Том II, № 10, стр.148» . Лондон.
…как бы высоко ни ценилась майолика [покрытая жестью] , она всегда останется лишь предметом роскоши и украшения…
- ^ «Соотношение олова и свинца в майолике позднего средневековья на некоторых важных итальянских объектах». А. Краевский, А. Равальоли, Г. В. Карриво. J.Mat.Sci.Lett. 11, № 12, 1992. Стр. 848–851.
- ^ Ричард А. Голдтуэйт, «Экономический и социальный мир итальянского Возрождения Майолики» Renaissance Quarterly , 42.1 (весна 1989 г., стр. 1–32), стр. 1.
- ^ Хьюго Блейк, «Архаичная майолика Северо-Центральной Италии: Монтальчино, Ассизи и Толентино», Фаэнца , 66 (1980), стр. 91–106.
- ^ Дэвид Уайтхаус, «Протомайолика» Фаэнца 66 (1980), стр. 77–83.
- ^ Галеаццо Кора, История майолики во Флоренции и ее окрестностях. XIV и XV века (Флоренция: Сассони) 1973 г.
- ^ Галеаццо Кора (1973) отметил печи, разбросанные в Бачерето (центре производства четырнадцатого века), Пунтормо, Прато и Пистойе , ни одно из которых не является названиями мест, которые были бы распространены среди знатоков и коллекционеров.
- ^ Воспроизведено в Коре, 1973 г.
- ↑ В инвентаре виллы 1498 года отмечено, что на площади Пьяцца Мурата (огороженной стене) виллы находятся fornaze col portico da cuocere vaselle («печи для обжига керамики»), переданные Пьеро и Стефано Фораксари , «мастерам печей». мануфактуры майолики, которой славится Кафаджоло. Это Пьеро и Стефано ди Филиппо да Монтелупо, которые запустили печи под патронажем Медичи в 1495 году, раньше, чем предполагалось (Cora 1973 дал дату 1498 года); Джон Ширман, «Коллекции младшей ветви Медичи», The Burlington Magazine 117, № 862 (январь 1975 г.), стр. 12, 14–27, дает 1495 на основе документа.
- ^ Голдтуэйт 1989:14.
- ^ Рэкхэм, с. 9; Кайгер-Смит с.82
- ^ Голдтуэйт 1989: стр.6.
- ↑ Стандартный английский перевод — «Три книги о гончарном искусстве» , переведенный и представленный Рональдом Лайтбауном и Аланом Кейгер-Смитом (Лондон), 1980.
- ^ Пул, Джулия Э. (1997). Итальянская Майолика . Справочники музея Фицуильяма. Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: издательство Кембриджского университета. стр. 6–7. ISBN 0521565316 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Феррари, Феличе (2003). Керамика Лоди [ Лоди керамика ] (на итальянском языке). Аццано Сан-Паоло: Bolis Edizioni. стр. 54–56.
- ^ Пул, Джулия Э. (1997). Итальянская Майолика . Справочники музея Фицуильяма. Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: издательство Кембриджского университета. п. 132. ИСБН 0521565316 .
Библиография [ править ]
- Кайгер-Смит, Алан , Керамика с оловянной глазурью в Европе и исламском мире: 1000-летняя традиция изготовления майолики, фаянса и фаянсовой посуды (Фабер и Фабер, 1973) ISBN 0-571-09349-3
- Коэн, Дэвид Харрис и Гесс, Кэтрин, Путеводитель по итальянской керамике (Музей Дж. Пола Гетти совместно с British Museum Press, 1993)
- Кора, Галеаццо История майолики во Флоренции и окрестностях. Секоли XIV и XV (Флоренция: Сассони), 1973. Стандартная монография об основных ранних центрах, опубликованная в экстравагантном формате, сейчас приносит на книжном рынке более 1200 долларов.
- Фаэнца . Журнал, издаваемый с 1914 года, посвященный майолике и глазурованной фаянсовой посуде.
- Филиппони, Фернандо, Аурелио Ансельмо Грю: майолика восемнадцатого века между Кастелли и Атри , Кастелли, Вердоне Эдиторе, 2015, ISBN 978-88-96868-47-8 .
- Филиппони, Фернандо, Сувенир Аркадии. Литературное вдохновение, классицизм и новые модели декоративного искусства при дворе Климента XI , Турин, Аллеманди, 2020, ISBN 9788842225126 .
- Хани, ВБ, Европейское керамическое искусство (Фабер и Фабер, 1952)
- Ливерани, Дж. Итальянская майолика до появления европейского фарфора. Краткое изложение столетнего исследования, во многом основанное на сохранившихся примерах.
- Муссакио, Жаклин, Чудеса Майолики: итальянская керамика эпохи Возрождения из художественной галереи Коркоран (Bunker Hill Publishing, 2004)
- Остерман, Маттиас, Новая майолика: современные подходы к цвету и технике (A&C Black/University of Pennsylvania Press, 1999) ISBN 0-7136-4878-3
- Рэкхэм, Бернард. Итальянская майолика (Лондон: Фабер и монографии Фабера)
- Солон, Марк Л., История и описание итальянской майолики (Cassell and Company Limited, Лондон, 1907 г.)
- Уилсон, Тимоти, « Керамика итальянского Возрождения (Лондон) 1987. Библиография.
- ---, Майолика: итальянская керамика эпохи Возрождения в Музее Ашмола (Справочники Эшмола, 1989) ISBN 0-907849-90-3
- Феррари, Феличе (2003). Керамика Лоди [ Лоди керамика ] (на итальянском языке). Аццано Сан-Паоло: Bolis Edizioni.
- Пул, Джулия Э. (1997). Итальянская Майолика . Справочники музея Фицуильяма. Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: издательство Кембриджского университета. ISBN 0521565316 .
Внешние ссылки [ править ]
- Блюдо из майолики, из Деруты, Умбрия, Италия, около 1490–1525 гг. н. э., Британский музей. Коллекция майолики включает произведения итальянского Возрождения и мавританской эпохи.
- Итальянская майолика
- Метрополитен-музей
- Выставка Майолики в поместье Уоддесдон