Каучук (Пикабия)
Резина | |
---|---|
Художник | Фрэнсис Пикабиа |
Год | в. 1909 год |
Середина | Картон, акварель, гуашь, тушь. |
Размеры | 45,7 см × 61,5 см (18 × 24,2 дюйма) |
Расположение | Национальный музей современного искусства , Париж |
Каучук (англ. Rubber ) — картина, созданная около 1909 года французским художником Фрэнсисом Пикабиа . находящийся на стыке кубизма и фовизма , Каучук, считается одним из первых абстрактных произведений западной живописи . [1] Картина находится в коллекции Центра Помпиду , Национального музея современного искусства в Париже . [2]
Фон
[ редактировать ]Каучук — акварель , гуашь и тушь на картоне размерами 45,7 × 61,5 см (18 на 24,2 дюйма). Работа подписана «Пикабиа» внизу слева, но не датирована. В связи с этим остается много предположений относительно его фактической даты. Историк искусства Вирджиния Спейт пишет: « Каучук настолько отличается от других работ Пикабиа того периода, что по чисто стилистическим соображениям я бы датировал его 1913 годом [...]» [3] Однако Центр Помпиду и Национальный музей современного искусства датируют картину примерно 1909 годом.
Остаются также предположения о степени его абстракции. Критики утверждали, что образы присутствуют в виде круглых структур, сгруппированных в левой части картины, так же, как фрукты сгруппированы в натюрморте. Два других натюрморта того периода действительно представляют собой фрукты в миске, один из которых, как утверждала жена Пикабиа, Габриэль Бюффе-Пикабиа , по композиции тесно связан с каучуком . [4] Историк В. Скотт Хейн писал, что Каучук был «первым ясным художественным выражением абстракционизма», который впоследствии будет изложен Робертом Делоне , Соней Делоне , Франтишеком Купкой и Огюстом Эрбеном . [5] [6]
Абстрактное искусство
[ редактировать ]С 1909 по 1913 год рядом художников было создано несколько экспериментальных работ в поисках чисто неизобразительного искусства. Помимо «Каучука» Пикабиа , ранние абстракции включали Василия Кандинского «Без названия » (Первая абстрактная акварель) , 1913 год. [7] «Импровизация 21А» , серия «Впечатление» и «Картина с кругом» (1911); [8] Франтишека Купки Орфистские произведения , Диски Ньютона (Этюд к фуге в двух цветах ), 1912 г. [9] и Аморфа, Фуга в двух цветах , 1912 ; Робера Делоне Серия под названием «Одновременные окна и круговые формы», «Солей № 2» (1912–13); [10] Леопольда Сюрважа » « Цветной ритм (этюд к фильму), 1913 год; [11] Пита Мондриана , « Таблица № 1» и «Композиция № 11» 1913 год; [12] а Казимир Малевич завершил свою первую полностью абстрактную работу — супрематическую композицию под названием «Черный квадрат» — в 1915 году. [13]
Название «Каучук» взято из книги Раймона Русселя « Впечатления Африки» (1909). Его выбрал Пикабиа через несколько лет после написания картины. [4] [14] В мае или июне 1912 года Пикабиа вместе с Марселем Дюшаном и Гийомом Аполлинером отправился посмотреть сценическую версию « Африковых впечатлений» Русселя в Париже в Театре Антуан . И в романе, и в пьесе предок африканского императора посадил каучуковое дерево и пальму для своих сыновей-близнецов. Первое дерево, которое зацветет, определит, кто из его сыновей станет наследником его трона. Пальма зацвела первой, и один из сыновей стал королем, что положило начало вражде, которая привела к смерти только что коронованного короля, чье разлагающееся тело было выставлено лежащим на старом каучуковом дереве ( каучук кадук ); само каучуковое дерево стало символом конца ветви семейной линии. [4]
Белтон утверждал, что Каучук — вместо того, чтобы представлять начало периода абстракции в творчестве Пикабии, — представлял собой конец ветви фигуративной живописной линии, конец серии экспериментальных картин, которые приближались к полной абстракции, никогда не приближаясь к полной абстракции. достижения этого. Хотя между 1909 и 1912 годами художник написал несколько работ, которые были явно фигуративными, они были вытеснены беспредметными работами в то время, когда Пикабиа дал своей картине название «Каучук» .
Историк искусства и критик Бернар Дориваль яростно выступал в пользу абстрактной природы Каучука , в то время как Габриэль Бюффе-Пикабиа называла его натюрмортом , а художник Филип Перлштейн , написавший диссертацию о Пикабиа, описал этот предмет. картины как прыгающий резиновый мячик. [15] [16] [17] [18]
Будь то чисто абстрактная работа или натюрморт, сама композиция очень абстрактна по стилю и мало чем отличается от протокубистских пейзажей Пикабиа 1908-1910 годов. [15] он не преследовал чистой абстракции Каковы бы ни были намерения художника, после Каучука до 1912 года (с такими картинами, как «Источник» («Весна») ). [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Бернар Маркаде, Нечестивая троица, Дюшан, Ман Рэй, Пикабиа , Тейт и т. д., выпуск 12: весна 2008 г., 1 января 2008 г.
- ^ Фрэнсис Пикабиа, Каучук , Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства.
- ^ Вирджиния Спейт, Орфизм: Эволюция бесфигуративной живописи в Париже, 1910-1914 , Clarendon Press, 1979, стр. 284, ISBN 978-0-19-817197-3
- ^ Перейти обратно: а б с Роберт Дж. Белтон, «Каучук» Пикабиа и порог абстракции , RACAR: revue d'art canadienne / Canadian Art Review, Vol. 9, № 1/2 (1982), стр. 69-73.
- ^ В. Скотт Хейн, Культура и обычаи Франции , Издательская группа Greenwood, 2006, с. 263, ISBN 0313328927
- ^ «Фрэнсис Пикабиа, Каучук, ок. 1909, МНАМ, Париж» . Францискабиа.орг. Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ Стэн Раммел (13 декабря 2007 г.). «Василий Кандинский, Без названия (Первая абстрактная акварель), 1910» . Faculty.txwes.edu. Архивировано из оригинала 19 июля 2012 г. Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ «Пятидесятилетие музея Гуггенхайма, Ретроспектива Кандинского, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, 2009» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 июля 2012 г. Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ «Художественный музей Филадельфии, Диски Ньютона (Этюд к «Фуге в двух цветах») 1912» . Филамузей.org . Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ «Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Робер Делоне, Formes Circulaires, Soleil n°2 (1912–13)» (на французском языке). Centrepompidou.fr. Архивировано из оригинала 7 сентября 2012 года . Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ «Музей современного искусства, Нью-Йорк, Леопольд Сюрваж, Цветной ритм (этюд к фильму) 1913» . Мома.орг. 15 июля 1914 г. Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ «Рейксмузеум Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды, Пит Мондриан, 1913» . Кмм.нл. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ Дратт, Мэтью; Малевич, Казимир Северинович (2003). Малевич, Черный квадрат, 1915, Гуггенхайм Нью-Йорк, выставка, 2003–2004 гг . ISBN 9780892072651 . Проверено 18 марта 2014 г.
- ^ Раймон Руссель, Впечатления от Африки , 1909-1910, Национальная библиотека Франции (онлайн)
- ^ Перейти обратно: а б с Уильям А. Кэмфилд, Фрэнсис Пикабиа , Нью-Йорк: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, 1970 г.
- ^ Бернар Доривал, Художники двадцатого века , перевод У. Дж. Страчана, Нью-Йорк, 1958, стр. 116
- ^ Габриэль Бюффе-Пикабиа, Пикабиа, изобретатель , с. 31
- ^ Филип Перлштейн, Картины Фрэнсиса Пикабиа, неопубликованная магистерская диссертация, Нью-Йоркский университет, Институт изящных искусств, февраль 1955 г., стр. 24