Тихизм
Часть серии о |
Чарльз Сандерс Пирс |
---|
![]() |
Прагматизм в эпистемологии |
Логика |
Семиотическая теория |
Разные взносы |
Биографический |
Тихизм ( греч . τύχη , букв. «случай») — это тезис, предложенный американским философом Чарльзом Сандерсом Пирсом , который утверждает, что абсолютная случайность , или индетерминизм , является реальным фактором, действующим во Вселенной. Пирса Эта доктрина составляет центральную часть всеобъемлющей эволюционной космологии . Его можно считать одновременно прямой противоположностью Альберта Эйнштейна часто цитируемого изречения о том, что « Бог не играет в кости со Вселенной», и ранним философским предвосхищением Вернера Гейзенберга принципа неопределенности .
Диссертация
[ редактировать ]В своей теории тихизма Пирс стремился отрицать центральное положение доктрины необходимости , которая утверждает, что «состояние вещей, существующее в любое время, вместе с некоторыми непреложными законами полностью определяет положение вещей в любое другое время». [1] Один из основных аргументов сторонников необходимости заключается в том, что их позиция является предпосылкой всей науки. Пирс критикует эту идею, утверждая: «Постулировать» какое-либо предложение — это не более чем надеяться, что оно истинно». [2] Таким образом открывается путь, позволяющий вступить в силу случайности как фундаментальной и абсолютной сущности.
Пирс, конечно, не утверждает, что нет во Вселенной закона. Напротив, он утверждает, что абсолютно случайный мир был бы противоречием и, следовательно, невозможен.Полное отсутствие порядка само по себе является своего рода порядком. Позиция, которую он отстаивает, скорее заключается в том, что во Вселенной существуют как закономерности, так и нерегулярности.
Чтобы объяснить наличие такого универсального «закона», Пирс предлагает космологическую теорию эволюции , в которой закон возникает случайно. Гипотеза о том, что из нерегулярности постоянно развивается регулярность, казалось ему, имела решающие преимущества, не в последнюю очередь потому, что она объясняла, «почему законы не соблюдаются точно или всегда, ведь то, что все еще находится в процессе эволюции, не может считаться абсолютно зафиксированный." [3]
В статье, опубликованной в «Монисте» за январь 1891 года, я попытался показать, какие идеи должны составлять основу философской системы, и особенно подчеркнул идею абсолютной случайности. В апрельском номере 1892 года я приводил дальнейшие доводы в пользу того образа мышления, который удобно будет окрестить тихизмом (от tyché — случайность). Серьезный изучающий философию не будет торопиться принимать или отвергать это учение; но он увидит в этом одну из главных позиций, которую может занять спекулятивная мысль, чувствуя, что не для отдельного человека и не для целой эпохи высказываться по фундаментальному вопросу философии. Это задача целой эпохи. Я начал с того, что показал, что тихизм должен породить эволюционную космологию, в которой все закономерности природы и разума рассматриваются как продукты роста, а также идеализм в духе Шеллинга , который считает материю всего лишь специализированным и частично мертвым разумом. .» — К.С. Пирс, «Закон разума», 1892. [4]
Основы
[ редактировать ]Пытаясь объяснить некоторые из наиболее общих наблюдаемых особенностей Вселенной, Пирс формулирует четыре причины в поддержку своей гипотезы:
- Рост и возрастающая сложность
- Разнообразие и разнообразие
- Регулярность (законы природы)
- Разум/сознание/чувство [5]
как эти особенности можно объяснить с помощью строго определенной механистической Затем он просит нас задуматься о том , теории порядка всех вещей.
Эволюция
[ редактировать ]
Пирс весьма метко заметил, что все научно обоснованные теории эволюции основаны на тихистических формулировках. [6]
Герберт Спенсер утверждал, что эволюция — это неизбежный прогресс, движимый законом сохранения энергии . Пирс отверг эту идею, указав, что сохранение энергии, как и другие законы классической физики, симметрично во времени . Обращаясь к Дарвину, он указывает, что фундаментальной движущей силой его теории являются случайные вариации, отмечая, что «дарвиновская эволюция — это эволюция под действием случайности и уничтожение плохих результатов». Даже катастрофизм Кларенса Кинга и других, которые постулируют ускорение эволюционных изменений за счет внезапных нарушений окружающей среды, естественным образом подпадает под категорию тихизма.
Этот эволюционный аспект тихизма вынуждает Пирса расширить взгляды Дарвина на космологический уровень, отправив его действия обратно к происхождению Вселенной в соответствии с регулирующим принципом его синехизма .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пирс, CS (1892) «Рассмотрение доктрины необходимости», The Monist , т. II, н. 3, стр. 321-337, см. с. 323. Google Книги Электронная версия . Интернет-архив Эпринт . Перепечатано в Сборнике статей, т. 6, параграфы 35–65, см. 37; и в «Философских сочинениях Пирса», стр. 324–38, и «The Essential Peirce v. 1», стр. 298–311.
- ^ «Рассмотрение доктрины необходимости» (см. предыдущую сноску), см. стр. 323. В «Собрании сочинений » см. т. 6, п. 39.
- ^ Хэмблин, стр. 380.
- ^ Пирс, CS (1892), «Закон разума», The Monist , т. II, н. 4, июль, стр. 533-559 (см. первый абзац). Google Книги Электронная версия . Интернет-архив Эпринт . Перепечатанное собрание статей Чарльза Сандерса Пирса , т. 6, абзацы 102–163, «Философские сочинения Пирса», стр. 339–360, и The Essential Peirce, т. 1, стр. 312–333.
- ^ Рейнольдс, стр. 13.
- ^ Томпсон, Мэнли (1953). Прагматическая философия К.С. Пирса . Издательство Чикагского университета . стр. 127–137.
Ссылки
[ редактировать ]- Хэмблин, Фрэнсис Мерфи, «Комментарий к «Тихизму» Пирса», Философский журнал , т. 42, н. 14. (5 июля 1945 г.), стр. 378–383.
- Пирс, К.С., Сборник статей Чарльза Сандерса Пирса , Тома V и VI: Прагматизм, прагматизм и научная метафизика , редакторы: Хартшорн и Вайс, издательство Гарвардского университета, январь 1935 г., ISBN 978-0-674-13802-5
- Рейнольдс, Эндрю, Научная метафизика Пирса , Издательство Университета Вандербильта, Нэшвилл, 2002, ISBN 0-8265-1396-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Бергман, Матс; Паавола, Сами (6 марта 2003 г.), «Тихизм», Словарь терминов Commens Пирса (сборник собственных определений Пирса).
- Эспозито, Джозеф Л., Эволюционная метафизика: развитие теории категорий Пирса , Афины: Издательство Университета Огайо, 1980, ISBN 978-0-8214-0551-2
- Хаусман, Карл, Эволюционная метафизика Чарльза Пирса , Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1993, ISBN 978-0-521-41559-0
- Шериф, Джон К., Догадка Чарльза Пирса о загадке: основания человеческого значения , Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1994, ISBN 978-0-253-35204-0
- Терли, Питер, Космология Пирса , Нью-Йорк: Философская библиотека, 1977, ISBN 978-0-8022-2208-4