синехизм
Часть серии о |
Чарльз Сандерс Пирс |
---|
Прагматизм в эпистемологии |
Логика |
Семиотическая теория |
Разные взносы |
Биографический |
Синехизм (от греческого συνεχής synechḗs , «непрерывный» + -изм , от σύν syn , «вместе» + ἔχειν échein> , «иметь», «держать»), философский термин, предложенный К.С. Пирсом. [1] чтобы выразить тенденцию рассматривать такие вещи, как пространство, время и закон, как непрерывные: [2]
Вещи этого мира, кажущиеся философам столь преходящими, не непрерывны. Они состоят из дискретных атомов, без сомнения, босковичских точек. Действительно непрерывные вещи — Пространство, Время и Закон — вечны.
Его синехизм утверждает, что существенной чертой философских рассуждений является непрерывность. Он отрицает, что все есть просто идеи, равно как и то, что все есть просто материя, а также дуализм разума и материи.
Прилагательное «синехологический» употребляется в том же общем смысле; «синехология» — это теория непрерывности или универсальной причинности; термин, «Синехия» — это офтальмологический обозначающий болезненное соединение частей.
Категории
[ редактировать ]Пирс считал, что в опыте есть три элемента или категории :
- Первичность, качество чувства — возможность, идея, неясность, случайность, «некоторые».
- Вторичность, реакция, сопротивление — действительность, грубый факт, индивидуальность, дискретность, « это ».
- Третьесть, представление, опосредствование — необходимость или судьба, привычка, закон, всеобщность, непрерывность, «все».
Пирс считал, что первичность и вторичность как элементы дают третьему и непрерывности нечто, над чем можно действовать, и что непрерывность управляет всем опытом и каждым его элементом.
Гипотезы
[ редактировать ]Синехизм специально направлен на вопрос о гипотезе и утверждает, что гипотеза оправдана только на том основании, что она дает объяснение. Всякое понимание фактов состоит в обобщении относительно них. Обобщение рассматривается как движение мысли к непрерывности. Тот факт, что некоторые вещи являются первичными, может быть признан синехистом, не отказываясь от своей точки зрения, поскольку синехизм — это нормативный или регулятивный принцип, а не теория существования. [3]
Бессмертие
[ редактировать ]В своем докладе на симпозиуме 1887 года «Наука и бессмертие » Пирс сказал, что вопрос о том, существует ли бессмертие или, по крайней мере, «будущая жизнь», остается нерешенным, но также что наука может пролить свет на этот вопрос. [4]
В рукописи 1893 года «Бессмертие в свете синехизма» [5] Пирс применил свою доктрину синехизма к вопросу о бессмертии души, чтобы дать утвердительный ответ. Согласно Пирсу, синехизм категорически отрицает утверждение Парменида о том, что «бытие есть, а небытие есть ничто», и вместо этого заявляет, что «бытие есть вопрос большего или меньшего, чтобы незаметно слиться в ничто». Пирс утверждал, что точка зрения, что «ни на один экспериментальный вопрос нельзя ответить с абсолютной уверенностью» ( фаллибилизм ), подразумевает точку зрения, что «объект имеет несовершенное и ограниченное существование», и, кроме того, подразумевает точку зрения, что не существует абсолютного различия между феноменом и его субстрат, и среди различных людей, и между бодрствованием и сном; тот, кто принимает на себя роль в драме творения, в этой степени идентифицирует себя с его автором. Плотское сознание, согласно синехизму Пирса, не прекращается быстро после смерти и составляет малую часть человека, ибо существует еще и общественное сознание: дух человека действительно продолжает жить в других; и есть также духовное сознание, которое мы путаем с другими вещами и в котором человек конституируется как вечная истина, «воплощенная вселенной в целом»: эта вечная истина «как архетипическая идея никогда не может потерпеть неудачу; и в мире грядущему суждено особое духовное воплощение». В заключение Пирс сказал, что синехизм — это не религия, а научная философия, но он может объединить религию и науку.
Около 1906 года, [6] Пирс подтвердил некоторые из вышеперечисленных форм бессмертия, но добавил: «Если я окажусь в другой жизни, это наверняка будет очень интересно; но я не могу себе представить, как это будет со мной. знать что-нибудь об этом», и что зависимость умственных действий от мозга была предположением, подтвержденным в науке фактами до тех пор, пока не обнаружатся противоположные факты, но с точки зрения практического интереса эта зависимость оставалась открытой для некоторых сомнений.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Закон разума», Монист , ii. 534 , перепечатано ( Сборник статей Чарльза Сандерса Пирса, т. 6, параграфы 102–163) ( Essential Peirce 1, стр. 312–333).
- ^ См. стр. 115 в «Рассуждениях и логике вещей» , изд. Кетнера, 1992 г., из лекций Пирса 1898 г.
- ^ «Синехизм», Словарь философии и психологии Болдуина , т. 2, с. 657 (1911), перепечатано в CP 6.169–173, см. 173:
Поэтому для синехиста было бы в высшей степени противоречить его собственному принципу не обобщать то, что навязывает ему опыт, тем более, что только в той мере, в какой факты могут быть обобщены, они могут быть поняты; и сама реальность, с его точки зрения, есть не что иное, как способ, которым в конечном итоге должны быть поняты факты. Здесь возникло бы противоречие, если бы на эту предельность смотрели как на что-то абсолютно осуществимое; но синехист не может последовательно рассматривать это так. Синехизм не является окончательной и абсолютной метафизической доктриной; это регулирующий принцип логики, предписывающий, какие гипотезы следует рассматривать и исследовать.
- ↑ Пирс, CS (1887), впервые опубликовано на симпозиуме в Christian Register , Бостон, 7 апреля 1887 года, перепечатано как «Вклад XX» в журнале « Наука и бессмертие: Симпозиум христианского реестра, исправленный и расширенный» , Сэмюэл Дж. Бэрроуз, ред., Бостон: Geo. Х. Эллис, стр. 69–76. Google Книги Электронная версия . Перепечатано как «Наука и бессмертие» в Сборнике статей, т. 6, параграфы 548–56.
- ↑ В то время не публиковалось из-за недопонимания между Пирсом и редактором Полом Карусом , согласно заголовку в Essential Peirce v. 2. Опубликовано как «Бессмертие и синехизм» в Collected Papers v. 7, параграфы 565–78 и перепечатано под оригинальное название рукописи в Essential Papers v. 2, стр. 1–3.
- ^ Пирс, CS (рукопись около 1906 г.), «Ответы на вопросы, касающиеся моей веры в Бога», Сборник статей, т. 6, абзацы 494–521. См. §9 «Бессмертие», параграфы 519–521.
Внешние ссылки
[ редактировать ]свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Синехизм ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 293–294.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в