Jump to content

синехизм

Синехизм (от греческого συνεχής synechḗs , «непрерывный» + -изм , от σύν syn , «вместе» + ἔχειν échein> , «иметь», «держать»), философский термин, предложенный К.С. Пирсом. [1] чтобы выразить тенденцию рассматривать такие вещи, как пространство, время и закон, как непрерывные: [2]

Вещи этого мира, кажущиеся философам столь преходящими, не непрерывны. Они состоят из дискретных атомов, без сомнения, босковичских точек. Действительно непрерывные вещи — Пространство, Время и Закон — вечны.

Его синехизм утверждает, что существенной чертой философских рассуждений является непрерывность. Он отрицает, что все есть просто идеи, равно как и то, что все есть просто материя, а также дуализм разума и материи.

Прилагательное «синехологический» употребляется в том же общем смысле; «синехология» — это теория непрерывности или универсальной причинности; термин, «Синехия» — это офтальмологический обозначающий болезненное соединение частей.

Категории

[ редактировать ]

Пирс считал, что в опыте есть три элемента или категории :

  • Первичность, качество чувства — возможность, идея, неясность, случайность, «некоторые».
  • Вторичность, реакция, сопротивление — действительность, грубый факт, индивидуальность, дискретность, « это ».
  • Третьесть, представление, опосредствование — необходимость или судьба, привычка, закон, всеобщность, непрерывность, «все».

Пирс считал, что первичность и вторичность как элементы дают третьему и непрерывности нечто, над чем можно действовать, и что непрерывность управляет всем опытом и каждым его элементом.

Гипотезы

[ редактировать ]

Синехизм специально направлен на вопрос о гипотезе и утверждает, что гипотеза оправдана только на том основании, что она дает объяснение. Всякое понимание фактов состоит в обобщении относительно них. Обобщение рассматривается как движение мысли к непрерывности. Тот факт, что некоторые вещи являются первичными, может быть признан синехистом, не отказываясь от своей точки зрения, поскольку синехизм — это нормативный или регулятивный принцип, а не теория существования. [3]

Бессмертие

[ редактировать ]

В своем докладе на симпозиуме 1887 года «Наука и бессмертие » Пирс сказал, что вопрос о том, существует ли бессмертие или, по крайней мере, «будущая жизнь», остается нерешенным, но также что наука может пролить свет на этот вопрос. [4]

В рукописи 1893 года «Бессмертие в свете синехизма» [5] Пирс применил свою доктрину синехизма к вопросу о бессмертии души, чтобы дать утвердительный ответ. Согласно Пирсу, синехизм категорически отрицает утверждение Парменида о том, что «бытие есть, а небытие есть ничто», и вместо этого заявляет, что «бытие есть вопрос большего или меньшего, чтобы незаметно слиться в ничто». Пирс утверждал, что точка зрения, что «ни на один экспериментальный вопрос нельзя ответить с абсолютной уверенностью» ( фаллибилизм ), подразумевает точку зрения, что «объект имеет несовершенное и ограниченное существование», и, кроме того, подразумевает точку зрения, что не существует абсолютного различия между феноменом и его субстрат, и среди различных людей, и между бодрствованием и сном; тот, кто принимает на себя роль в драме творения, в этой степени идентифицирует себя с его автором. Плотское сознание, согласно синехизму Пирса, не прекращается быстро после смерти и составляет малую часть человека, ибо существует еще и общественное сознание: дух человека действительно продолжает жить в других; и есть также духовное сознание, которое мы путаем с другими вещами и в котором человек конституируется как вечная истина, «воплощенная вселенной в целом»: эта вечная истина «как архетипическая идея никогда не может потерпеть неудачу; и в мире грядущему суждено особое духовное воплощение». В заключение Пирс сказал, что синехизм — это не религия, а научная философия, но он может объединить религию и науку.

Около 1906 года, [6] Пирс подтвердил некоторые из вышеперечисленных форм бессмертия, но добавил: «Если я окажусь в другой жизни, это наверняка будет очень интересно; но я не могу себе представить, как это будет со мной. знать что-нибудь об этом», и что зависимость умственных действий от мозга была предположением, подтвержденным в науке фактами до тех пор, пока не обнаружатся противоположные факты, но с точки зрения практического интереса эта зависимость оставалась открытой для некоторых сомнений.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Закон разума», Монист , ii. 534 , перепечатано ( Сборник статей Чарльза Сандерса Пирса, т. 6, параграфы 102–163) ( Essential Peirce 1, стр. 312–333).
  2. ^ См. стр. 115 в «Рассуждениях и логике вещей» , изд. Кетнера, 1992 г., из лекций Пирса 1898 г.
  3. ^ «Синехизм», Словарь философии и психологии Болдуина , т. 2, с. 657 (1911), перепечатано в CP 6.169–173, см. 173:

    Поэтому для синехиста было бы в высшей степени противоречить его собственному принципу не обобщать то, что навязывает ему опыт, тем более, что только в той мере, в какой факты могут быть обобщены, они могут быть поняты; и сама реальность, с его точки зрения, есть не что иное, как способ, которым в конечном итоге должны быть поняты факты. Здесь возникло бы противоречие, если бы на эту предельность смотрели как на что-то абсолютно осуществимое; но синехист не может последовательно рассматривать это так. Синехизм не является окончательной и абсолютной метафизической доктриной; это регулирующий принцип логики, предписывающий, какие гипотезы следует рассматривать и исследовать.

  4. Пирс, CS (1887), впервые опубликовано на симпозиуме в Christian Register , Бостон, 7 апреля 1887 года, перепечатано как «Вклад XX» в журнале « Наука и бессмертие: Симпозиум христианского реестра, исправленный и расширенный» , Сэмюэл Дж. Бэрроуз, ред., Бостон: Geo. Х. Эллис, стр. 69–76. Google Книги Электронная версия . Перепечатано как «Наука и бессмертие» в Сборнике статей, т. 6, параграфы 548–56.
  5. В то время не публиковалось из-за недопонимания между Пирсом и редактором Полом Карусом , согласно заголовку в Essential Peirce v. 2. Опубликовано как «Бессмертие и синехизм» в Collected Papers v. 7, параграфы 565–78 и перепечатано под оригинальное название рукописи в Essential Papers v. 2, стр. 1–3.
  6. ^ Пирс, CS (рукопись около 1906 г.), «Ответы на вопросы, касающиеся моей веры в Бога», Сборник статей, т. 6, абзацы 494–521. См. §9 «Бессмертие», параграфы 519–521.
[ редактировать ]

 В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Синехизм ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 293–294.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3e1db5a16eed0cf73947865d3db7742__1714425360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/42/b3e1db5a16eed0cf73947865d3db7742.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Synechism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)