Агапизм
Агапизм – вера в бескорыстную, благотворительную, неэротическую (братскую) любовь, любовь духовную, любовь души. Это может означать веру в то, что такая любовь (или « агапэ ») должна быть единственной конечной ценностью и что все остальные ценности вытекают из нее, или что единственным моральным императивом является любовь. Теологический агапизм утверждает, что наша любовь к Богу выражается в любви друг к другу. Как этика любви, агапизм указывает на то, что мы должны поступать с максимальной любовью в каждой ситуации, позволяя любви определять наши обязанности, а не правила. С другой стороны, при наличии набора правил агапизм означает следование тем правилам, которые вызывают наибольшую любовь.
В 1851 году английский журналист и социолог Генри Мэйхью , обсуждая средства «более общего и равного разделения богатства страны», охарактеризовал агапизм как «добровольное разделение индивидуального имущества с менее удачливыми или успешными членами сообщества». и как альтернатива коммунизму («отмена всех прав на индивидуальную собственность»). [1]
В 1893 году американский философ Чарльз Сандерс Пирс использовал слово «агапизм» для обозначения точки зрения, согласно которой творческая любовь действует в космосе. [2] Опираясь на сведенборгианские идеи Генри Джеймса-старшего, которые он усвоил задолго до этого, [3] Пирс считал, что это включает в себя любовь, которая выражается в заботе и заботе о людях или вещах, отличных от самого себя, как родитель может поступать с потомками, и как Бог, как Любовь, даже и особенно в отношении нелюбящих, посредством чего любимый можно научиться. Пирс рассматривал этот процесс как способ эволюции космоса и его частей и назвал этот процесс « агапасмом », то есть: «Хороший результат здесь достигается, во-первых, благодаря отдаче родителем спонтанной энергии потомству, и, во-вторых, склонностью последнего улавливать общую идею окружающих и, таким образом, служить общей цели». [2] Пирс считал, что существует три таких принципа и три связанных с ними способа эволюции:
«Таким образом, перед нами предстали три способа эволюции: эволюция посредством случайных изменений, эволюция посредством механической необходимости и эволюция посредством творческой любви. Мы можем назвать их тихастической эволюцией, или тихазмом , ананкастической эволюцией, или ананказмом , и агапастической эволюцией, или агапасмом. Доктрины, которые представляют их по отдельности как имеющие принципиальное значение, мы можем назвать тихастикой , ананкастицизмом и агапастизмом . С другой стороны, простые положения о том, что абсолютная случайность, механическая необходимость и закон любви действуют в космосе по отдельности, могут получить эти названия. тихизма ананцизма , . и агапизма » - К.С. Пирс, 1893 г. [2]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэйхью, Генри (1851), Лондонские лейбористы и лондонские бедняки , т. 2, с. 256, Google Книги Электронная версия .
- ^ Jump up to: а б с Пирс, CS (1893), «Эволюционная любовь», The Monist , т. III, н. 1, п.п. 176–200 , об «агапизме» см . с. 188 , Arisbe Eprint. Архивировано 20 мая 2007 года в Wayback Machine . Перепечатано в Сборнике статей , т. 6, абзацы 287–317, слово «агапизм» см. 302. Перепечатано также в журналах «Chance, Love и Logic» , стр. 267–300, «Философские сочинения Пирса» , стр. 361–74, и «The Essential». Пирс , т. 1, стр. 352–72.
- ^ Пирс, CS (1870), Рецензия на книгу Генри Джеймса-старшего «Тайна Сведенборга» , в North American Review 110, апрель, стр. 463–8, Google Books Eprint . Перепечатано в «Сочинениях Чарльза С. Пирса» , т. 2, стр. 433–8, Peirce Edition Project Eprint .
Внешние ссылки
[ редактировать ]https://web.archive.org/web/20111024011940/http://www.helsinki.fi/science/commens/dictionary.html