Фанерон
Часть серии о |
Чарльз Сандерс Пирс |
---|
Прагматизм в эпистемологии |
Логика |
Семиотическая теория |
Разные взносы |
Биографический |
Фанерон . (греч. φανερός [ фанерос ] «видимый, проявленный») [1] [2] ) является предметом феноменологии , или того , что Чарльз Сандерс Пирс позже назвал фанероскопией . [3] Этот термин, введенный в 1905 году, аналогичен понятию «феномен» в том смысле, что он означал «все, что в любое время присутствует в сознании в любом виде». [4]
Концепция
[ редактировать ]По словам Пирса: «Под фанероном я подразумеваю коллективную сумму всего, что так или иначе присутствует в уме, совершенно независимо от того, соответствует ли это какой-либо реальной вещи или нет. чей разум, я отвечаю, что оставляю эти вопросы без ответа, никогда не испытывая сомнения, что те особенности фанерона, которые я нашел в моем уме, присутствуют во все времена и для всех умов, насколько я разработал эту науку фанероскопии. , он занят формальными элементами фанерона». [5]
Понимание природы фанерона может быть продемонстрировано в аргументе Пирса о том, что космос состоит из полного фанерона и имеет неразложимые элементы. [6] Существует также понимание Пирсом того, что внешняя реальность не может считаться фанероном, поскольку она не полностью открыта для наблюдения и что всегда существуют аспекты реальности, которые известны во время наблюдения. [7]
В своих трудах Пирс охарактеризовал фанерон по-разному, и это мотивировано четырьмя разными проблемами. [8] Первое возникает в представлении мыслителя о том, что такое феноменология, которая представляет собой исследование возможностей сознания. Это лежит в основе одной из его характеристик фанерона как всего, что находится до разума или того, что может или могло быть до разума. [8] Другая проблема связана с убеждением Пирса в том, что мы можем изучать только наше собственное сознание, поэтому, помимо предыдущей характеристики, он также называл фанерона всем, что находится в сознании читателя. Третья проблема связана с идеей о том, что представляет собой то, что приходит в голову, например, объекты сознания. [8] Наконец, Пирс описал фанерон как целостность или единство сознания, утверждая, что «коллективная сумма всего, что в любом смысле присутствует в уме, совершенно независимо от того, соответствует ли это какой-либо реальной вещи или нет». [9]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Инструмент для изучения греческого слова» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Обратите внимание, что φανερον — это форма именительного падежа среднего рода (см., например, Викисловарь: φανερος )
- ^ Гэри Фурман. «Фанероскопия и феноменология Чарльза С. Пирса» .
- ^ Розенсон, Уильям (1974). Феноменология Чарльза С. Пирса: от доктрины категорий к фанероскопии . Амстердам: BR Gruner BV, стр. 78 . ISBN 9060320247 .
- ^ Адирондакские лекции, 1905; в Сборнике статей Чарльза Сандерса Пирса, том. 1 (редакторы Чарльз Хартшорн и Пол Вайс; Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1931), параграф 284
- ^ Эйсинг, Анетт (2007). Теология предвкушения: конструктивное исследование К.С. Пирса . Юджин, Орегон: Публикации Пиквика. п. 50. ISBN 9781597525183 .
- ^ Фонтродона, Хуан (2002). Прагматизм и исследование менеджмента: идеи Чарльза С. Пирса . Вестпорт, Коннектикут: Quorom Books. стр. 42 . ISBN 1567205151 .
- ^ Jump up to: а б с Аткинс, Ричард (2018). Феноменология Чарльза С. Пирса: анализ и сознание . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 95. ИСБН 9780190887179 .
- ^ Паркер, Келли (1998). Непрерывность мысли Пирса . Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта. п. 67. ИСБН 0826512968 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарь терминов Commens Пирса под редакцией Матса Бергмана и Сами Пааволы
- Фанероскопия и феноменология Чарльза С. Пирса Гэри Фурмана