Жан Рене Базен

Жан Рене Базен (21 декабря 1904 — 4 марта 2001) — французский художник , дизайнер витражей и писатель. Он был правнуком английского придворного портретиста сэра Джорджа Хейтера . [ 1 ] [ 2 ]
Исследования
[ редактировать ]Базен родился в Париже. Он изучал скульптуру в Академии Жюлиана и у Пола Ландовски после непродолжительного обучения в Школе изящных искусств . В то же время он продолжил изучение философии и литературы в Сорбонне в Париже, получив сертификат по истории искусства и философии (1921–1925). Бергсона » «Творческая эволюция в то время была его главным источником вдохновения. Вместе с Балтрушайтисом он участвовал в первой «Группе истории искусства» под руководством Эмиля Маля и Анри Фокийона .
Кульминацией этих исследований стал влиятельный текст Notes sur la peinture d'aujourd'hui (1948), направленный на выход за границы - довольно догматичные в то время - абстрактного и образного . Оно послужило теоретической базой для творческой критики Базена, которая нашла свое практическое применение, когда в 1952 году Фонд Карнеги пригласил его в качестве европейского члена жюри Питтсбургской международной выставки современной живописи вместе с американским художником Уильямом . Базиоты .
Базен не продолжил свое посвящение в скульптуру, хотя он стал одним из больших друзей Александра Колдера , Анри Лоренса и Джакометти , его соседа по его мастерской в парижской зоне - Порт-де-Ванв. [ 3 ] [ 4 ]
Рисование
[ редактировать ]Базен должен был стать значительным художником современной парижской школы . Пожар в его мастерской в 1945 году уничтожил почти всю его продукцию, оставив лишь скудные упоминания о его важной серии акварелей 1930-х годов, которые прообразовали экспериментальную атмосферу его зрелых работ. [ 5 ]
Работы Базена впервые были показаны в компании с Жаном Фотрие , Эдуардом Гергом и Марселем Громером (Галерея Жанны Кастель, Париж, 1930). На своей первой индивидуальной выставке (Галерея Ван Леер, Париж, 1932) Базен был благосклонно принят Пьером Боннаром, который, казалось, осознавал прогрессивную тенденцию, коренящуюся в его собственном чувстве цвета ( постимпрессионизм, переходящий в абстрактный импрессионизм ). В 1937 году он впервые завязал дружбу с Жаком Вийоном . [ 5 ]
Демобилизованный из армии в 1941 году, Базен, несмотря на предрассудки по поводу дегенеративного искусства , организовал выставку авангардных картин (Galerie Braun, Париж, 1941) под заголовком Vingt Jeunes Peintres de Tradition Française : Эстев, Лапик, Пиньон были лишь немногими. задействованных артистов. 1942 год должен был стать годом его окончательного поворота к абстрактному , хотя он никогда не называл себя художником-абстракционистом (Bernier 1955). В 1949/1950 году Базен провел свою первую крупную персональную выставку в галерее Maeght , который с тех пор оставался его арт-дилером . С тех пор начался постоянный прогресс крупных выставок: Берна, Ганновера, Цюриха, Осло и так далее. В 1987 году Базен провел ретроспективную выставку в Galerie Maeght, а в 1988 году — ретроспективу его рисунков в Музее Матисса. И, наконец, в 1990 году состоялась выставка Bazaine в Национальной галерее Гран-Пале в Париже, которая сопровождалась переизданием его основных текстов по живописи в теории искусства под названием Le temps de la peinture (Париж, Обье, 1990). [ 5 ]
Однако самые богатые контакты Базена с современными мастерами-живописцами приходится на специализированную область витражей. [ 5 ]
Витражи и мозаика
[ редактировать ]В 1937 году в мастерской стекольщика Жана Эбера-Стивенса, который разработал первый витраж Базена «Les Instruments de la Passion» для частной часовни, Базен познакомился с Жоржем Руо и Жоржем Браком . Руо и Брак также проектировали стекло для церковных окон. В 1943 году Базен сделал три окна для церкви Нотр-Дам де Тут Грейс в Асси на тему святых, связанных с музыкой, в мастерской стекольщика Маргариты Юре, которая показала ему хитрости этого ремесла. С этими работами он должен был фигурировать в компании Жоржа Руо (витражи), Анри Матисса ( фреска ), Фернана Леже ( мозаика ), Пьера Боннара ( живопись ), Марка Шагала ( керамика ) и других. [ 5 ] [ 6 ]
Великолепный катализатор дискуссий о современном искусстве и религии того времени. [ по мнению кого? ] был отец Кутюрье , который оказал огромное влияние на Матисса и его проекты капеллы Ванса , на Доминика де Менила и капеллу Ротко . Именно отец Кутюрье привлек Базена к проекту церкви Святого Сердца в Одинкуре (1951), где на этот раз Фернан Леже должен был разработать витраж (выполненный Жаном Барийе); [ 7 ] Базену упала мозаика для внешней стены. Позже (1954 г.) он завершил также застекленную стену баптистерия . [ 8 ]
Церковь Сакре-Кер д'Одинкур, построенная частично на сбережения промышленных рабочих, составлявших приход и выбравших признанного коммуниста Фернана Леже в качестве своего творческого (и чрезвычайно разностороннего) главного переводчика, является одним из величайших ХХ века Памятники сакрального искусства . [ 9 ] Этот опыт оставил у Базена приятные воспоминания о Леже:
- Это была моя первая мозаика на фасаде (около 75 м²). После этого я сделал еще семь. Тем временем Леже возводил внутри всей амбулатории великолепную монументальную анфиладу из стеклянного кирпича. Он был очень откровенен, его слова имели значение. - Итак, мой старый друг, - сказал он мне перед моей мозаикой, - ты всегда работаешь с мелодиями? Это он сопровождал пощечиной по плечу, способной свалить быка. О Пикассо , который ему не нравился, он сказал мне: - Ты, писатель, почему бы тебе не сказать им, что он всего лишь мелкая сошка. (...de la petite mésure). [ 8 ]
За этим последовали и другие мозаики: ЮНЕСКО, Париж, 1960 г., Музей лыж в Лунде, 1965 г., Факультет наук Университета Мец, 1977 г., Отель де Виль Мартиг, 1981 г., Зал Клемансо, Люксембургский дворец и метро Клюни-Сорбонна, Париж, 1985–1987 гг., Мьельбю. Констгард Хальмстад 1988–1989 гг., а также несколько замечательных серий витражей. [ 8 ]
Со времени своего раннего путешествия в Бретань Базен влюбился в море, и его серия окон в Финистере является одной из самых вдохновляющих его: Замок Пенгилли, два окна, 1973 год; Локронан, шесть окон часовни Ти ар Зонж, 1977 г.; Пенмарк, шесть окон часовни Мадлен, 1979–1981 гг. [ 8 ]
Среди самых известных витражей Базена - набор из семи окон, вдохновленный таинствами церкви , католической в амбулатории старинной церкви Сен-Северен в Париже, 1964–1969 годы; казнен Бернаром Алленом, который также подписал контракт на окна Бретани (с Э. Бонте в Пенмарке). [ 8 ]
Были и другие окна, а также монументальные произведения; гобелены для Дворца правосудия в Лилле, 1969 г., для Военно-морской школы в Ланвеок-Пульмике (Финистер), 1973 г. Шартрский витраж , Базен вместе с Альфредом Манесье основал Ассоциацию защиты витражей Франции («Ассоциацию защиты французского витража»). В 1984–1988 годах Базен был мастером работ по оформлению новых окон собора Сен-Дье-де-Вогез , для чего собрал впечатляющую труппу живописцев и мастеров-стекольщиков. В 1980 году он был создан Commandeur des Arts et Lettres . [ 8 ]
В 1993–1995 годах прошла передвижная выставка монументальных произведений Базена. была выполнена большая мозаика (15 × 12 м) В 1996 году для новой церкви в Конкарно ; были застекленные окна для капеллы Сен-Доминик — Сен-Матье в Париже, серия работ на бумаге для фестиваля в Эксе и ретроспектива во Фрибуре . [ 8 ]
В 1997 году, когда Жан Базен, Couleurs et mots - интервью с Полем Рикером и Анри Мальдине появились, подводя итоги его карьеры, его монументальная мозаика L'Envol de la Liberté на Mur de la Liberté (Стена Свободы) в Сен-Дье-де- Вогезы достраивались. [ 8 ]
Поэзия
[ редактировать ]На протяжении всей своей карьеры Базен поддерживал контакты со многими поэтами, около двадцати из которых он приветствовал в «Жан Базен, Couleurs et Mots» (1997), включая Пола Элюара , Абдельлатифа Лааби , Пьера Леконта дю Нуи , Эжена Гийевича.
Трое из них выделяются как друзья и родственные души на всю жизнь: Андре Френо (чьи произведения были переведены Китом Босли ), Жан Тардье и его собственный сын Жан-Батист де Сейн, который взял свое имя в честь своей матери Катрин де Сейн-Базен.
Базен иллюстрировал Раймона Кено « монографию Андре Френо» для Le Divan Editeur, 1960 (150 экземпляров с оригинальной литографией , тридцать примеров серии закусок с добавленной литографией).
Базен умер в возрасте 96 лет в Кламаре в конце дня работы над серией коллажей , яркий пример (1995) которых напечатан в книге Жан Базен, coleurs et mots (1997) под названием L'étape dans la. clairière по циклу стихов Френо (1966).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Посещение Англии и Уэльса , том 17, 1911 г., изд. Фредерик Артур Крисп, переиздано в 1997 году издательством Heritage Books Inc.
- ^ Словарь художников Бенезит
- ^ Оксфордский индекс
- ^ Искусство Рощи Интернет
- ^ Jump up to: а б с д и Базен : Национальный центр пластических искусств, Париж, Скира, 1990 г.
- ^ Церковь Богоматери Всей Благодати
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 4 марта 2009 г. Проверено 18 января 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час Жан Базен: Цвета и слова : ищу дневного редактора, 1997, интервью с Полем Рикёром и Анри Мальдине.
- ^ Эдвард Д. Миллс, FRIBA Современная церковь . Великобритания, The Architectural Press, Лондон, 1956 г.
- Философия художника. Интервью между Жаном Базеном и Жоржем Бернье в книге « Избирательный взгляд: антология лучшего из L'ŒIL» , европейского художественного журнала . Под редакцией Жоржа и Розамон Бернье. Нью-Йорк, Лозанна, Random House, 1955 год.
- Нелло Поненте Современная живопись, современные тенденции . Париж, Editions d’Art Альберт Скира 1960
- Андре Френо La Noce Noire ( литография (1946) Жана Базена) в: Пьер Сегерс, золотая книга французской поэзии, вторая часть (первый том): с 1940 по 1960 год Вервье, Бельгия, Университет Марабут, 1969
- Александр Либерман Художник в своей студии Лондон, Темза и Гудзон 1969
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Окна Сен-Северен
- Часовня Сен-Доминик-Сен-Матье, Париж
- Адамсон: Художественная критика Жана Базена 1934-1944 гг.
- Некролог
- Некролог ЮНЕСКО (на французском языке)
- Центр Помпиду, 110 работ Базена (введите его имя в быстрый поиск )
- Священное Сердце Оденкура (на французском языке)
- Оденкур через Хельсинки (отлично!) [ постоянная мертвая ссылка ]
- Бегство к свободе (фр.)
- Кутюрье/Базен в контексте (изображения, небольшой текст на немецком языке)
- Журнал Time (1958) Современное стекло для средневековых церквей
- Окна баптистерия Сакре-Кёр-Оденкур, фотографии с высоким разрешением