Жан-Поль Риопель
Жан-Поль Риопель | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 12 марта 2002 г. Сен-Антуан-де-л'Иль-о-Грю , Квебек, Канада | (78 лет)
Известный | Художник , скульптор , литограф |
Движение | |
Партнеры | |
Награды |
|
Жан-Поль Риопель , CC GOQ RCA (7 октября 1923 — 12 марта 2002) — канадский художник и скульптор из Квебека . У него была одна из самых долгих и важных международных карьер среди шестнадцати подписантов Refus Global , манифеста 1948 года, в котором было объявлено об отказе художественного сообщества Квебека от клерикализма и провинциализма. Он наиболее известен своим абстрактным стилем живописи, в частности, своими «мозаичными» работами 1950-х годов, когда он, как известно, отказался от кисти и использовал только мастихин для нанесения краски на холст, что придавало его работам отличительные скульптурные качества. Он стал первым канадским художником после Джеймса Уилсона Морриса, получившим широкое международное признание. [1] и высокая похвала как во время его карьеры, так и после его смерти. Он был ведущим художником французской лирической абстракции .
Биография
[ редактировать ]Риопель родился в Монреале и начал уроки рисования в 1933 году и продолжал до 1938 года. Его родители поощряли его интерес к искусству и разрешили юному Риопелю брать уроки у Анри Биссона (1900–1973), который по выходным преподавал рисование и живопись у себя дома. . Биссон был в то время известным художником и педагогом в Монреале и отвечал за создание ряда общественных памятников, которые существуют до сих пор. Риопель изучал инженерное дело, архитектуру и фотографию в Политехнической школе Монреаля в 1941 году. В 1942 году он поступил в Школу изящных искусств Монреаля, но перевел свое обучение в менее академическую Школу искусства , которую окончил в 1945 году. [2]

Он учился у Поля-Эмиля Бордуа в 1940-х годах и был членом Les Automatistes , группы монреальских художников, которые интересовались сюрреалистическими техниками, особенно автоматическим рисованием с его охватом воображения и творчества, рожденного из бессознательного. Порвав с традиционными условностями, в 1945 году после прочтения » Андре Бретона « Сюрреализма и живописи он начал экспериментировать с беспредметной (или нерепрезентативной) живописью. Он был одним из тех, кто подписал глобальный манифест Refus. В 1947 году Риопель переехал в Париж и продолжил карьеру художника, где после непродолжительного общения с сюрреалистами (он был единственным канадцем, выставившимся вместе с ними на знаковой выставке « Международная выставка сюрреализма в галерее Мэгхт» в 1947 году) и подписав Манифест Бретона « Инаугурационный разрыв» ). [3] [4] он воспользовался своим имиджем «дикого канадца». Его первая персональная выставка состоялась в 1949 году в месте встречи сюрреалистов Galerie La Dragonne (позже известном как Galerie Nina Dausset) в Париже. [2] В 1953 году он подписал контракт с Пьером Лебом из Galerie Pierre, что привело к тому, что его работы были включены в выставку Гуггенхайма « Молодые европейские художники» в том же году.
Риопель женился на Франсуазе Лесперанс в 1946 году; у пары было две дочери, но они расстались в 1953 году. [5] В 1959 году у него начались отношения с американской художницей Джоан Митчелл . [6] Живя вместе на протяжении 1960-х годов, они держали отдельные дома и студии недалеко от Живерни , где Моне жил . Они оказали большое влияние друг на друга, как в интеллектуальном, так и в художественном отношении, и эта грань их искусства была рассмотрена на выставке в Художественной галерее Онтарио в 2018 году. [7] Их общение было бурным, подпитываемым алкоголем. [8] который закончился в 1979 году. [9] Его картина 1992 года «Посвящение Розе Люксембург» — это дань уважения Митчеллу, умершему в том же году, и считается высшим достижением его более поздних работ. [4]
Работа
[ редактировать ]Стиль Риопеля в 1940-х годах быстро изменился от сюрреализма к лирической абстракции (связанной с абстрактным экспрессионизмом ), в которой он использовал множество беспорядочных кубов и треугольников разноцветных элементов, ограненных мастихином, шпателем или мастерком, на зачастую больших холстах, чтобы создать общее ощущение движения.
Наличие длинных нитей краски в его картинах с 1948 по начало 1950-х годов. [10] часто рассматривается как результат техники капания, подобной технике Джексона Поллока . Скорее, создание таких эффектов происходило в результате бросания мастихином, кистью или прямо из тюбика с краской большого количества краски на натянутый холст (расположенный вертикально). [11] [12] [13]
Риопель Объемный импасто стал таким же важным, как и цвет. Его техника масляной живописи позволяла ему рисовать толстыми слоями, создавая пики и впадины по мере того, как на поверхность холста наносилось обильное количество краски. Риопель, однако, утверждал, что толстый импасто был непреднамеренным: «Когда я начинаю писать картину, — говорил он, — я всегда надеюсь завершить ее несколькими мазками, начиная с первых красок, которые я наношу где угодно и как угодно. работает, поэтому добавляю еще, сам того не осознавая. Мне никогда не хотелось красить густо, тюбики с краской слишком дорогие, но так или иначе красить надо, когда научусь рисовать лучше, буду красить. менее толстый». [12] Этот аспект «непреднамеренного» соответствует интересу Риопеля к сюрреализму и использованию «абсолютной случайности» для создания искусства. [3]

Когда Риопель начинал рисовать, он пытался закончить работу за один сеанс, заранее подготавливая все необходимые ему цвета: «Я бы даже сказал: очевидно, что я использую не палитру, а идею палитры или выбор чужих цветов вызывает у меня дискомфорт, потому что, когда я работаю, я не могу тратить время на их поиск. Это должно сработать сразу». [12] [14]
Третий элемент, диапазон блеска , помимо цвета и объема, играет решающую роль в картинах Риопель. Краски наложены так, что свет отражается от поверхности не просто в разных направлениях, а с разной интенсивностью, в зависимости от естественного блеска (свои картины он не покрывал лаком). Эти три элемента; Цвет , объем и диапазон блеска легли в основу его техники масляной живописи на протяжении всей его долгой и плодотворной карьеры. [12]
Риопель получил почетную награду на биеннале искусств в Сан-Паулу в 1952 году . [15] В 1953 году он выставлялся на выставке «Молодые европейские художники» в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. [16] В следующем году Риопель начал выставляться в галерее Пьера Матисса в Нью-Йорке. В 1954 году работы Риопеля вместе с работами Б. К. Биннинга и Поля-Эмиля Бордуа представляли Канаду на Венецианской биеннале . Он был единственным художником, представлявшим Канаду на Венецианской биеннале 1962 года на выставке, которую курировал Чарльз Комфорт . [17] Риопель получил почетное упоминание на Музее Гуггенхайма в выставке Международной премии Гуггенхайма в 1958 году, а большая ретроспектива его работ прошла в Кёльнишер Кунстферайн в Кёльне. Последующие ретроспективы работ Риопель прошли в Национальной галерее Канады в 1963 году, меньшая выставка в Музее Квебека в 1967 году, в Фонде Мага (Сен-Поль-де-Ванс, Франция) в 1971 году и в Музее дю Квебека . Art Moderne de la Ville de Paris в 1972 году. [18] [19] Он стал членом Королевской канадской академии искусств . [20]

После разнообразия своих средств выражения в 1960-е годы (перейдя к тушью на бумаге, акварели, литографии, коллажу и маслу), он экспериментировал со скульптурными инсталляциями, в том числе с фонтаном на Олимпийском стадионе Монреаля под названием La Joute . В 1972 году он вернулся в Квебек и построил студию в Сент-Маргерит-дю-Лак-Массон . Он открыл ледниковые пейзажи Крайнего Севера, вдохновившись черно-белыми сериями «Айсберги» 1977 и 1978 годов. [3] [4] Большая ретроспектива работ Риопель прошла в 1981 году в Национальном музее современного искусства , Центре Жоржа Помпиду , в Париже, затем отправилась в Национальный музей изящных искусств Квебека и Музей современного искусства Монреаля (1981–1982). ). Эта выставка также побывала в Музее современного искусства в Мехико, Музее современного искусства Каракаса, Венесуэла, в Каракасе. [21]
Выражая более репрезентативную тематику в 1980-х годах, он отказался от традиционных методов рисования в пользу аэрозольных баллончиков. В 1981 году он стал первым лицом, подписавшим манифест Refus Global, получившим престижную премию Поля-Эмиля-Бордуа . [22] Его картина «Посвящение Розе Люксембург» (1992, Национальный музей изящных искусств Квебека), написанная после ее смерти, представляет собой дань любви и жизни американской художнице Джоан Митчелл, которая была его спутницей на протяжении 25 лет, и представляет собой повествование. последовательность из 30 картин, объединенных в триптих длиной более 40 метров. [23] В 1974 году он начал ездить в Лаврентийцы Квебека, в студию и домой в Ste. Маргарита, которую он спроектировал и построил, и Сент-Сир-ан-Арти, Франция. Последние годы своей жизни он прожил на острове Иль-о-Грю , изолированном острове, расположенном на реке Святого Лаврентия. [4]
Риопель, возможно, был одним из самых важных канадских художников 20-го века, завоевав свою репутацию на растущей послевоенной художественной сцене Парижа, где в его окружение входили Андре Бретон , Сэм Фрэнсис и Сэмюэл Беккет . За свою жизнь Риопель создал более шести тысяч работ (из них более двух тысяч картин). [12]
Арт-рынок
[ редактировать ]24 мая 2017 года картина Риопель «Вент дю Нор» была продана на весеннем аукционе аукционного дома Heffel Fine Art за 7 438 750 долларов США (включая премию покупателя), что на сегодняшний день является второй по величине ценой за канадское произведение искусства. [24] [25] Хеффелю принадлежит текущий рекорд работ Риопель.
Переезд Ла Жута
[ редактировать ]Работа Риопеля 1969 года «Ла Жут» изначально располагалась в Олимпийском парке, в районе Хочелага-Мезоннёв в Монреале. Несмотря на распространенное мнение, работа не является данью уважения хоккею. [4] (по-французски «joute de хоккей», в чем заключается неправомерная атрибуция), но на самом деле относится к игре «захват флага». В игру вовлечен зверинец из животных и мифологических персонажей, окружающий центральное сооружение, которое Риопель назвал «Башней жизни». [26] Его переезд на площадь Жан-Поля-Риопель во время реконструкции Международного квартала Монреаля в 2003 году вызвал споры и возмущение со стороны жителей Очелага-Мезоннёв, которые утверждали, что перемещение его из Олимпийского парка лишило его контекста, необходимого для его строительства. полный смысл как дань уважения спорту.
Те, кто поддержал этот шаг, в том числе правительство Квебека, наследники Риопель и владелец произведения искусства, Музей современного искусства Монреаля , утверждали, что его перемещение позволит отдать должное Риопель и позволит более широко распространить произведение искусства. видели и выставляли так, как задумал художник, тогда как его предыдущее место было недоступно и не включало в себя фонтан или элементы огня, спроектированные Риопелем. [27] Кроме того, художник считал, что коммерческие площадки вокруг Олимпийского парка упрощают искусство.
Кража и разрушение Ла Дефаит
[ редактировать ]1 августа 2011 года скульптура Риопель La Défaite была украдена с постамента в Эстереле, Квебек, где она выставлялась с 1963 года. Скульптура была найдена на следующий день в лесу, разбитая на четыре части. [28]
Наследие
[ редактировать ]Риопель представляла Канаду на Венецианской биеннале 1962 года . В 1969 году он стал кавалером Ордена Канады и стал проводить больше времени в Канаде . он был удостоен специального признания ЮНЕСКО За свою работу . Одна из его крупнейших композиций, Point de rencontre , изначально предназначалась для аэропорта Торонто, но находится в Ридо-холле , арендованном французским Национальным центром пластических искусств до 2024 года. В 1988 году он был удостоен звания кавалера Национального ордена Квебека и был награжден повышен до звания Великого Офицера в 1994 году. В 2000 году Риопель был введен в Аллею славы Канады .
В июне 2006 года Монреальский музей изящных искусств организовал ретроспективную выставку, которая была представлена в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия, и Музее Кантини в Марселе, Франция. В постоянной коллекции Монреальского музея изящных искусств имеется ряд его работ, охватывающих всю его карьеру. В 2020 году его картины, вдохновленные местными традициями, были собраны на передвижной выставке «Риопель: зов северных пейзажей и культур коренных народов» Монреальского музея изящных искусств. [29] Выставка исследует интерес Риопеля к незападному искусству, вызванный его «другом и коллекционером Жоржем Дютюи, а также работами антропологов и этнологов, таких как Мариус Барбо , Жан Малори и Клод Леви-Стросс ». [29] В 2021 году Национальный музей изящных искусств Квебека в Квебеке объявил, что построит павильон, посвященный работам Риопель, «Espace Riopelle». [30]
Серия почтовых марок с изображением фрагментов картины Риопель «Посвящение Розы Люксембург» была выпущена Почтой Канады 7 октября 2003 года. [31]
В 2023 году, к 100-летию Риопель, крупную ретроспективу «Риопель: Перекресток во времени Национальная галерея Канады организовала ». В Национальном музее современного искусства в Центре Помпиду в Париже прошла крупная выставка работ Риопель, а Королевский монетный двор Канады выпустил две специальные памятные золотые монеты с изображениями Риопель. [32]
Работает
[ редактировать ]- Площадь Жан-Поля-Риопель, Монреаль , Квебек
- Звезда Жан-Поля Риопеля на Аллее славы в Канаде
- Площадь Жан-Поля Риопеля в международном районе Монреаля, Квебек.
- Площадь Жан-Поля Риопеля в международном районе Монреаля, Квебек.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейт, Лондон, Биография художника.
- ^ Перейти обратно: а б Национальная галерея Канады
- ^ Перейти обратно: а б с Ганьон, Франсуа Марк, 1935- (2019). Жан Поль Риопель: жизнь и творчество . Пулен, Кристина, Институт искусств Канады. Торонто, Онтарио. ISBN 978-1-4871-0216-6 . OCLC 1122616435 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и «Канадская энциклопедия» . Архивировано из оригинала 31 октября 2012 года . Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ «Фонд Франсуазы Риопель» (на французском языке). Библиотека и Национальный архив Квебека.
- ^ Джейн Ливингстон, Картины Джоан Митчелл , Нью-Йорк: Музей американского искусства Уитни, 2002, с. 24
- ^ «Митчелл/Риопель: Ничего в меру» . назад.ca . Художественная галерея Онтарио . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Джейн Ливингстон, Картины Джоан Митчелл , Нью-Йорк: Музей американского искусства Уитни, 2002, с. 26
- ^ Джейн Ливингстон, Картины Джоан Митчелл , Нью-Йорк: Музей американского искусства Уитни, 2002, с. 25
- ^ Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия.
- ^ Фотографическое агентство собрания национальных музеев, Риопель в своей студии.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Жан Поль Риопель: Материалы художника , Мари-Клод Корбей, Кейт Хельвиг, Дженнифер Пулен, Getty Publications, 20 декабря 2011 г.
- ^ Пьер Летарт и Марианна Фивер, 1982, в Riopelle vu par ..., Тексты и интервью, собранные Мишелем Вальдбергом, 2004, Канадский культурный центр.
- ^ Риопель в разговоре , Жильбер Эруар; с интервью Фернана Сегена; перевод Дональда Винклера, 1995, стр. 79-80.
- ^ Галерея Лелонг, выставки Риопель, 1951–2011 гг.
- ^ Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, Молодые европейские художники: избранное , каталог выставки, 2 декабря 1953 г. - 21 февраля 1954 г., стр. 22-23.
- ^ «Прошедшие канадские выставки» . Национальная галерея Канады на Венецианской биеннале . Национальная галерея Канады. Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ Коллекция Пегги Гуггенхайм, биография Риопель
- ↑ Майкл Гринвуд, Жан-Поль Риопель: Айсберды , май-июнь 1979 г.
- ^ «Члены с 1880 года» . Королевская канадская академия искусств. Архивировано из оригинала 26 мая 2011 года . Проверено 11 сентября 2013 г.
- ^ Жан-Поль Риопель: Живопись 1946–1977: Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж, 30 сентября — 16 ноября 1981, Музей Квебека, 9 декабря 1981 — 24 января 1982, Музей современного искусства, Монреаль, 16 июля - 22 августа 1982 г.
- ^ Премия Поля-Эмиля-Бордуаса 1981, Риопель, Жан-Поль
- ^ «Выставки» . www.mnbaq.org . МНБАК . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ «Картина Жана Поля Риопеля продана за более чем 7,4 миллиона долларов» . ЦБК. Канадская пресса. 24 мая 2017 года . Проверено 25 мая 2017 г.
- ^ Шедевр Жана Поля Риопеля побил мировой рекорд на живом аукционе Heffel , аукционный дом Heffel Fine Art
- ^ Ганьон, Франсуа-Марк (2019). Жан Поль Риопель: жизнь и работа . Торонто: Институт искусств Канады. ISBN 9781487102166 .
- ^ Ламарш, Бернар (19 апреля 2002 г.). «Рыцарский турнир на Олимпийском стадионе: Риопель должен переехать, чтобы обеспечить его сохранность» . Ле Девуар (на французском языке) . Проверено 20 марта 2008 г.
- ^ Новости CBC (2 августа 2011 г.). «Украденные статуи Риопель стоимостью 1 миллион долларов найдены сломанными» . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Риопель: Зов северных пейзажей и культур коренных народов» . www.mbam.qc.ca. Монреальский музей изящных искусств . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Богаче, Мишлин. «Национальный музей изящных искусств добавляет павильон, посвященный Жан-Полю Риопелю» . montrealgazette.com . Montreal Gazette, 2 декабря 2021 г. Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ «Жан-Поль Риопель» . Почта Канады. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 13 октября 2013 г.
- ^ «Информационный бюллетень Heffel от 30 января 2024 г., осень 2023 г. и обзор года» . www.heffel.com . Аукционный дом Хеффель . Проверено 2 февраля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ливингстон, Джейн, Джоан Митчелл, Линда Нохлин и Иветт Ю. Ли. Картины Джоан Митчелл. Нью-Йорк: Музей американского искусства Уитни, 2002. ISBN 0-520-23570-3
- Ги Робер, Риопель или поэтика жеста , Éditions de l'homme, Монреаль, 1970.
- Пьер Шнайдер (историк), Риопель, Смешанные знаки , Maeght Éditeur, Париж, 1972 г.
- Пьер Шнайдер (историк), Предисловие к каталогу выставки, Жан-Поль Риопель , Париж, Национальный музей современного искусства, 1981 г.
- Гай Робер, охотник за изображениями Риопель , Éditions France-Amérique, Монреаль, 1981 г.
- Даниэль Ганьон, Риопель в натуральную величину , Фидес, Коллекция подходов, Монреаль, 1988 г.
- Франсуа-Марк Ганьон, Жан-Поль Риопель: жизнь и работа , Институт искусств Канады, Торонто, 2019. ISBN 9781487102166
- Жан-Поль Риопель, Вчера и сегодня , Фонд Мэй, 1990 г.
- Риопель , каталог выставки, Монреальский музей изящных искусств, 1991 г.
- Интервью с Жан-Полем Риопелем; за ним следует Фернан Сеген и Жан-Поль Риопель , Édition Liber, коллекция vive-voix, Монреаль, 1993 г.
- Элен де Билли, Риопель , Edition Art Global, Монреаль, 1996 г.
- Рене Вио, Жан-Поль Риопель , Musée du Québec Edition, 2003 г.
- Лиз Говен , Chez Riopelle , посещение семинаров, Éditions de L'Hexagone, 2005, Монреаль
- Изо Риопель, Резонне каталога Жан-Поля Риопеля, Том 1, 1939–1953 , Hibou Éditeurs, Монреаль, 1999 г.
- Изо Риопель, Резонный каталог Жана-Поля Риопеля, Том 2, 1954–1959 , Hibou Éditeurs, Монреаль, 2004 г.
- Изо Риопель, Резюме каталога гравюр Жана-Поля Риопеля , Hibou Éditeurs, Монреаль, 2005 г.
- Изо Риопель, Танги Риопель, Резонне каталога Жана-Поля Риопеля, том 3, 1960–1965 , Hibou Éditeurs, Монреаль, 2009 г.
- Изо Риопель, Танги Риопель, Франсуа-Марк Ганьон, Резонне каталога Жана Поля Риопеля, том 4, 1961–1971 , Hibou Éditeurs, Монреаль, 2014 г.
- Рой, Андреанна, изд. (2020). Риопель: Зов северных пейзажей и культур коренных народов . Монреаль: Монреальский музей изящных искусств . Проверено 19 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Институт искусств Чикаго
- Музей Хиршхорна и сад скульптур, Вашингтон, округ Колумбия
- Национальные галереи Шотландии, Эдинбург
- Национальная галерея Канады, Оттава
- Бруклинский музей, Нью-Йорк
- Музей искусств округа Лос-Анджелес, LACMA, база данных
- Монреальский музей изящных искусств, Квебек
- Национальный музей изящных искусств Квебека, Квебек
- Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Рекордная цена за картину Риопель на публичном аукционе Christie's в Париже, 1 июня 2012 г.
- «Правило случая: разрыв Жана-Поля Риопеля с автоматизмом», Франсуа-Марк Ганьон, Институт искусств Канады, Торонто, 2019 г.

- Современные канадские художники
- Современные скульпторы
- 1923 рождения
- 2002 смертей
- Канадские художники-абстракционисты
- Художники из Монреаля
- Члены Королевской канадской академии искусств
- Великие кавалеры Национального ордена Квебека
- Кавалеры Ордена Канады
- Выпускники Академии Гранд Шомьер
- Канадские художники-мужчины
- Скульпторы из Квебека
- Канадские художники 20-го века
- Канадские скульпторы ХХ века
- Канадские скульпторы-мужчины
- Канадские художники-мужчины 20-го века
- Выпускники Монреальской школы изящных искусств
- Похороны на кладбище Нотр-Дам-де-Неж.
- Канадские современные художники