Jump to content

Особенно Детомас

Особенно Детомас
Максим Детома , 1896, автор Х. Т. Лотрек.
Рожденный
Максим-Пьер Жюль Детома

13 октября 1867 г.
Умер 21 января 1929 г. ( 1929-01-21 ) (61 год)
Париж , Франция
Национальность Французский
Известный Живопись, эстамп, рисунок, иллюстрация, театральный дизайн
Движение Постимпрессионизм , Символизм
Награды Рыцарь Почетного легиона

Максим-Пьер Жюль Детома (англ. Французский: [максим dətɔma] ; 13 октября 1867 — 21 января 1929) — французский художник, рисовальщик, гравер, иллюстратор, один из самых известных театральных декораторов и костюмеров своей эпохи. [ 1 ] Как художник Детомас пользовался большим уважением современников и широко выставлялся как во Франции, так и за рубежом. Он был постоянным автором журнала «Импрессионисты и символисты» и членом учредительного комитета Осеннего салона . В 1912 году он был награжден Орденом Почетного легиона за вклад во французское искусство. [ 2 ] [ 3 ]

Во второй половине своей карьеры его помнят за работу над декорациями и дизайном костюмов для Театра искусств и Парижской оперы . Его работы появляются во многих важных национальных коллекциях, в том числе в Музее Орсе , Эрмитаже и Национальной галерее искусств . Большая коллекция его театральных работ хранится в Библиотеке-музее Национальной оперы Парижа . Детомаса также помнят за его близкую дружбу с художником Анри де Тулуз-Лотреком , его зятем Игнасио Сулоагой , а также за его связь с Ле Наби и другими важными постимпрессионистов и символистов художниками и писателями . Детомас умер в 1929 году в возрасте 61 года и был похоронен на кладбище Пасси в Париже. [ 4 ]

Ранняя жизнь и формальное образование

[ редактировать ]
Максим Детома около 1895 г.

Максим Детома родился в пригороде Парижа Гарж-ле-Гонесс в 1867 году и был старшим из шести детей, включая четырех сводных братьев и сестер. Его семья происходила из длинной семьи художников-печатников с одной стороны и юристов с другой. Его отец, Жан-Альбер Детома (1842–1891), был важным парижским политиком и юристом. Его мать, Лора-Элизабет-Антуанетта Беше, умерла в возрасте 27 лет в 1874 году. Его мачеха, Мария Луиза Тьерре, принадлежала к богатому среднему классу Бордо. [ 5 ]

Максим Детома (в центре) со своими товарищами-художниками (ок. 1890 г.)

В 1885 году Детома впервые встретил Огюстина Бюльто (1860–1922), главу парижского художественного сообщества и бывшую жену выдающегося писателя и драматурга Жюля Рикара (1848–1903). Булто стал ключевой фигурой в его жизни, помогая ему разобраться в сложных отношениях с отцом, направляя его академическое направление и поощряя его развитие как художника. Каждый год Детомас делал длительные перерывы в поместьях Бюльто в Лери и Венеции – поездки, которые заняли видное место в его творчестве. [ 6 ]

В 1887 году Детомас поступил в Школу декоративных искусств , в которой проучился недолго, предпочитая вместо этого проводить большую часть своего времени в книжном магазине Revue Indépendante , любимом месте молодых художников и писателей, которым руководил Эдуард Дюжарден . Именно здесь он впервые встретил Луи Анкетена и Анри де Тулуз-Лотрека . [ 7 ] Часто повторяемое, но ошибочное утверждение, что отношения Детома с Тулуз-Лотреком были отношениями мастера и ученика – по крайней мере, в формальном смысле этого слова – хотя их общий опыт и взаимное уважение друг к другу как художникам имели неоспоримые последствия. . [ 8 ] В письме 1898 года Детома размышлял об искусстве Тулуз-Лотрека:

То, что я вижу у него, всегда вызывает у меня сильное желание работать. Дела этого мальчика, который если и не талантлив, то, конечно, немного гениален, всегда для меня являются ударом [coup de fouet]. Как будто мне указали путь, внезапно пригласив двигаться вперед. Картины мастера мне этого не дают, мы тупим от восхищения. Мы заблокированы, обескуражены, после них нас подводят, мы в тюрьме. [ 9 ]

Максим Детома (справа) с Агюстином Бюльто в Лери, Кот-д'Ор (около 1890 г.)
Максим Детома и неизвестная модель в поместье Бюльто (около 1900 г.)

Недовольный своим опытом в Школе декоративных искусств , Детомас начал брать неформальные инструкции в частной мастерской молодого мастера Анри Жервекса . В 1888 году Жервекс начал свою работу преподавателем в L'Académie Libre на улице Вернике - Детома подал заявление и был принят, продолжив свое формальное образование под руководством Жервекса. В этот период Детомас подружился с однокурсником Гервекса и будущим зятем Игнасио Сулоага . Через Детомаса Сулоага получил доступ во французские художественные круги; В свою очередь, Сулоага познакомил Детомаса с другими испанскими артистами-эмигрантами, включая так называемую каталонскую группу: Сантьяго Русиньола , Рамона Касаса и Микеля Утрилло . [ 10 ]

Заключительная фаза формального образования Детомаса началась с 1891 года, когда он прошел более разнообразный курс в Академии де Ла Палетт , бульвар де Клиши, 104, Монмартр , под руководством Анри Жервекса , Пюви де Шаванна и Эжена Карьера . [ 11 ] Опека Карьера сыграла значительную роль в раннем развитии искусства Детомаса, и в дальнейшем он стал близким другом художника и его семьи. [ 12 ]

Искусство

[ редактировать ]
Автопортрет, сделанный Максимом Детома в его студии на Монмартре около 1895 года.
Анри де Тулуз-Лотрек и Мизия Натансон в студии Максима Детома, около 1895 года. [ 13 ]
La dame au miroir - Максим Детома, около 1895 года. Пастель (67 х 47см). Пушкинский музей , Москва. Приобретена Щукиным в 1903 году у Дюрана Рюэля.
Максим Детомас со своим сиамским котом (около 1900 г.)

Ранний стиль Детома во многом обязан влиянию Карьера и Дега , тогда как более поздние работы больше склоняются к стилю Тулуз-Лотрека , Анкетена и Форена . [ 14 ] Детомас утверждал, что его вдохновением руководили художники предыдущих поколений, особенно Гойя , Делакруа и Мане , но его индивидуальность стиля гарантировала, что на его работу «не будут влиять никакие методы или мысли, кроме его собственных». [ 15 ] [ 3 ] В 1905 году влиятельный критик Луи Воксель похвалил Детомаса как «проницательного и проницательного наблюдателя», который запечатлел свои сюжеты «с сильной трезвостью». [ 16 ]

Он создал яркие рисунки и несколько картин маслом, на которых изображены портреты, сцены в кафе и городские пейзажи Италии и Испании. В основном он работал широкими мазками карандашом , графитом, углем и пастелью, часто усиливаясь акварелью и мастерски используя кисть с брызгами, с каплями и брызгами гуаши, напоминающими литографии Лотрека. [ 3 ] С конца 1890-х годов он черпал вдохновение в японских гравюрах, которые, как говорят, познакомил его с Тулуз-Лотреком, и разработал смелый ксилографический стиль, пригодный для воспроизведения гравюр на дереве . [ 3 ]

Как и многие его современники, Детомас исследовал различные художественные средства, включая книжные иллюстрации, плакаты и гравюры. К 1895 году он разрабатывал программы для Люнье-По » «Театра де л'Увр , а также выставочные и рекламные плакаты вместе с такими печатниками, как Эдвард Анкур, Эжен Верно и Огюст Кло . Своими рисунками, гравированными Леоном Пишоном и Эмилем Гасперини, он проиллюстрировал около тридцати книг многих выдающихся авторов, включая Мориса Донне и Октава Мирбо . [ 12 ]

Детомас привлекал моделей как представителей своего круга общения, так и ничем не примечательных персонажей городской жизни, выискивая особенности внешности, выдающие социальные фасады конца века . [ 3 ] Порвав связи со своими буржуазными притязаниями во время переезда на Монмартр в 1891 году, Детома пошел по стопам своих наставников, жаждя найти подлинное выражение человеческого положения среди повседневной борьбы городской бедноты. [ 17 ] «Все его персонажи — негодяи», — пошутил Дега. [ 16 ] Двое таких «негодяев» прожили замечательную жизнь, в немалой степени благодаря их связям с Детомасом. Затем в июне 1894 года у модели художника Сюзанны Депре завязались романтические отношения с Детомасом, и она продолжала занимать видное место в его искусстве в течение нескольких лет, позже став известной актрисой и женой театрального режиссера Люнье-По . [ 18 ] До встречи с Пикассо в 1904 году Фернанда Оливье также с некоторой регулярностью работала моделью Детомаса, ее мемуары рисуют яркую картину времени, проведенного в студии Детомаса:

Он был высоким и толстым, с бледным цветом лица, напоминал слегка мясистого гиганта, проводившего ночи за набросками в ночных клубах. Ему было очень трудно бодрствовать после еды, которая для него всегда была огромной.

Я приходил после обеда часа в два и принимал позу, и он начинал работать. У него был выводок симпатичных маленьких сиамских кошек, которые лазали по мне или играли моими босыми ногами, что зачастую было довольно жестоко. Детомас делал наброски, твердой рукой проводя линию на бумаге или холсте, затем вставал, ложился на диван и засыпал по крайней мере на час. В это время я мог свободно играть с кошками, читать и есть конфеты, лежащие в разных посудах, даже спать самому, фактически ждать, пока он проснется, как мне хотелось. И это происходило часто.

Как только он просыпался, мы работали без перерыва до пяти часов. Люди стучали к нему в дверь, звонили в колокольчик, звали его, он не двигался и никогда не отвечал. Там я часто встречал Сюзанну Депре, которая долгое время была его моделью. Это было в самом начале ее актерской карьеры и она уже привлекала к себе внимание. [ 19 ]

Дега, страстный сторонник Детомаса, высоко оценил его работу, заявив, что «она имеет вес». [ 20 ] Описанный Филиппом Бертло как « лучший сын Дега », Детома, тем не менее, редко выставлялся в 1890-х годах. [ 21 ] Современные отчеты предполагают, что «высокомерная скромность не позволяла ему чрезмерно выставлять свои работы, хотя ни один торговец художниками ему не запрещал». В письме, написанном Лотреком летом 1895 года Жозефу Риччи, Лотрек называет Детомаса своим дорогим другом и хвалит его как художника, «который не говорит о своих картинах, чем можно восхищаться». [ 22 ] Несмотря на его раннее нежелание выставляться, он участвовал в некоторых из самых значительных выставок 1890-х годов. Его первая персональная выставка в 1900 году стала поворотным моментом в его готовности принять известность, что привело к значительным похвалам и общественному признанию. [ 12 ]

Искусство Детомаса прошло через руки многих выдающихся арт-дилеров, включая Йоса Хесселя, [ 16 ] Галерея Дюран-Рюэль и Галерея Дрюэ. Следовательно, многие из его работ были приобретены влиятельными коллекционерами, включая Оливье Сенсера и Сергея Щукина . Известно также, что Детомаса оформляли свои работы рамщик Пьер Клюзель (1850–1894) и его преемник Луи Вивьен. Клюзель — создатель, которому покровительствовал Эдгар Дега, который очень заботился о представлении своих работ. [ 23 ] В 1912 году Детома был награжден Орденом Почетного легиона за вклад во французское искусство. [ 2 ] [ 12 ]

Плакат Театра искусств к спектаклю «Карнавал детей» , созданный Максимом Детома. Премьера состоялась 25 ноября 1910 года. Детомас также отвечал за декорации и костюмы.

С 1910 по 1913 год Детома работал под руководством Жака Руше во время его пребывания в Театре искусств . Приняв на себя управление театром, Руше задействовал таланты нескольких артистов, сотрудничавших с его журналом La Grande Revue , в том числе Жака Дреса, Рене Пио и Максима Детома, ни один из которых ранее не работал на сцене. [ 24 ]

В качестве директора по оказанию пластиковых услуг Детомас начал карьеру, которая продлится до конца его жизни. Театр искусств представлял собой серьезный отход от легкой игры, поверхностного содержания и расписных гостиных коммерческого театра, которые были нормой. Первая постановка «Карнавал детей » (1910) ознаменовала собой крупную театральную революцию, благодаря которой в декорациях Детомаса подчеркивались линии и цвета, а не акцент на нарисованных деталях и бесконечных реквизитах. На фоне синего, охристого, серого и стального цвета персонажи в черных костюмах создавали поразительные живописные композиции со световыми эффектами, которые «менялись, как интонации в разговоре». [ 25 ]

Театра искусств Плакат к спектаклю Les dominos sur la musique de Couperin (1911). Помимо этого плаката Детомас также создал декорации, костюмы и программу.

Театр искусств представил около двадцати пьес, в том числе Жака Копо экранизацию «Братья Карамазовы» (1911) и постановку «Трагедии Саломе» (1912), имевшую успех как у публики, так и у критиков. [ 26 ] Репутация Детомаса как художника по декорациям и костюмам была такова, что к началу 1912 года британская аристократия поручила ему разработать декорации и костюмы для лондонского бала-маскарада, на котором присутствовало около двух тысяч гостей. [ 27 ]

Нанятые для постановки и оформления Парижской оперы в 1914 году, Руше и Детома предложили новую интерпретацию старого материала и вторглись в устаревшие сценические традиции. [ 28 ] К 1917 году Детомас также разрабатывал декорации и костюмы для « Комеди Франсез» ; Театр Сары-Бернар в 1919 году; Театр Фемина и Трианон в 1920 году; и Комическая опера в 1926 году, когда отмечалось Мануэля де Фальи 50-летие . В программе, состоящей из «La Vida Breve» , «El Amor Brujo» и «Кукольного спектакля мастера Питера», близкий друг Фальи Игнасио Сулоага и Детомас совместно создавали декорации и марионетки. [ 29 ]

За семнадцать лет работы в театре Детомас был художественным художником более пятидесяти пьес, балетов и опер, в которых участвовали многие из самых известных актеров, танцоров, певцов, драматургов и композиторов той эпохи, в том числе Руссель , Стравинский и Равель . [ 30 ] В своих цветовых схемах Детомас использовал визуальную аналогию в сочетании с тематическим замыслом драматурга: «развитие каждой сцены идеально соответствует развитию драмы». [ 31 ] Детомас однажды написал, что, прежде всего, декор должен быть хорошим слугой пьесы и что дизайнер должен выйти за рамки «живописного ощущения» и перейти к чему-то более солидному. [ 32 ] Гийом Аполлинер заявил, что влияние Детомаса на французский театр «преобразовало искусство декораций, дизайна костюмов и постановки». [ 33 ]

Ассоциации

[ редактировать ]

Анри де Тулуз-Лотрек

[ редактировать ]
Анри де Тулуз-Лотрек (слева) и Максим Детома (в центре) с неизвестной моделью в студии Лотрека (около 1890 г.)

В 1887 году Детома начал часто посещать библиотеку-книжный магазин Revue Indépendante , излюбленное место молодых художников и писателей, где он впервые подружился с Луи Анкетеном и Анри де Тулуз-Лотреком . [ 34 ] Их дружба расцвела настолько, что Детома стал «любимым компаньоном» и «ближайшим другом» Тулуз-Лотрека. [ 35 ]

Всегда тяготевший к физической эксцентричности, Тулуз-Лотрек прозвал Детома ростом 6 футов 6 дюймов « Gros n'abre» (примерно: « Большое дерево ») за его внушительный рост и невозмутимое лицо; [ 36 ] Таде Натансон описала его как нежного гиганта, отполированного и сдержанного: «Он так боялся носить что-либо, что могло привлечь к себе внимание, что даже черный цвет его одежды казался более тусклым, чем тот, который носили другие». [ 37 ] Спокойствие, полнота и крайняя застенчивость Детомаса (он всегда краснел, когда ему приходилось повышать голос) снискали к нему расположение Тулуз-Лотрека. [ 38 ] Поль Леклер утверждал, что Лотрек был очарован «способностью Детомаса сохранять бесстрастный вид даже в местах развлечений». [ 39 ]

Хотя много было сказано о комической динамике их дружбы, Тулуз-Лотрек также извлек из своего компаньона элемент полезности. Спокойный и, казалось бы, отстраненный, Детомас обычно вел по жизни сдержанный и скромный характер. Однако когда он сопровождал Тулуз-Лотрека, их контрастный рост неизменно привлекал внимание, котелок маленького человечка едва доходил до локтя Максима. И все же насмешки прекратились на тихой силе Gros n'arbre . Об этом свидетельствуют современники, такие как Гюстав Кокио : «Лотрек очень любил Максима Детома. Этот высокий и сильный парень возвышался над ним. С ним он чувствовал себя под настоящей защитой. Находясь вместе на улице, Лотрек никогда не слышал никаких насмешек. Детома , бесстрастный и холодный, всегда затыкал рот толпе». [ 40 ] Филипп Бертло вспоминал, что Тулуз-Лотрек игриво приписывал своему спутнику сверхчеловеческую силу и громко заявлял с насмешливой серьезностью, что Детома «может на досуге спрятаться за кем угодно!». [ 41 ]

Максим Детома, Таде Натансон и Х.Т. Лотрек, Сен-Мало (1895-96)

В первые дни 1891 года Детома переехал в квартиру по адресу Сите Пигаль, 8, Монмартр, выбранную не меньше из-за ее близости к мастерской Эжена Карьера, чем к мастерской его друзей Тулуз-Лотрека и фотографа Поля Сеско. [ 42 ] Они жили на расстоянии друг от друга, часто посещая кафе, кабаре, тенистые бары и бордели Монмартра , в том числе « Мулен Руж» и «Шат Нуар» , или подолгу останавливались в пресловутых закрытых домах на улице Амбуаз или улице Жубер . [ 43 ] К 1894 году Тулуз-Лотрек и Детома вместе выставлялись в баре Бутвиль . [ 44 ]

Мисия Натансон , Таде Натансон и Х.Т. Лотрек, Сен-Мало (1895–96)

16 февраля 1895 года Натансоны устроили печально известный вечер в честь открытия новых фресок Вюйара . Выбранный среди своих друзей больше за комедийный эффект, чем за свои навыки бармена, Детома помогал Тулуз-Лотреку подавать напитки, изобилующие абсурдными костюмами и роскошью театральной драмы. Вместе они угостили более двух тысяч коктейлей тремстам гостей. Это событие надолго запомнилось как один из самых развратных вечеров конца века . [ 45 ] Такие выходки сыграли важную роль в развитии и тематике искусства Детома и Тулуз-Лотрека. [ 46 ]

Анри де Тулуз-Лотрек, работа Максима Детома, 1898 год. Хранится в Музее Тулуз-Лотрека , Альби.

Совместные приключения Детома и Тулуз-Лотрека не ограничивались улицами Парижа. близкой подруге Детома Габриэль Дорзиа , в октябре 1894 года Детома и Тулуз-Лотрек вместе отправились в Испанию, остановившись в Мадриде, Корду и Севилье. Если верить [ 47 ] В последующие годы их путешествия продолжались, посещая выставки, музеи и общих друзей или исследуя такие города, как Гранвиль , Арроманш и Динар , в которых Детомас использовал летний домик. [ 48 ] Летом 1895 года они вместе отправились на побережье Нормандии. [ 49 ] По фотографиям, сделанным Детомасом в Сен-Мало с Натансонами во время одной из таких поездок, он позже смоделировал два портрета Тулуз-Лотрека, оба из которых хранятся в Музее Тулуз-Лотрека . [ 22 ]

Панели для казарм Гулю работы Х. Т. Лотрека (1895 г.). Максим Детомас смотрит справа. [ 50 ] Музей Орсе , Париж.

С 20 июня по 5 июля 1897 года Детома и Тулуз-Лотрек плавали на барже по каналам Голландии, посетив Утрехт , музей Франса Халса в Харлеме и остров Вальхерен . Поездка была предложена Максимом в тщетной попытке смягчить растущую зависимость Анри от алкоголя. [ 51 ] Сведения расходятся, но поездка, судя по всему, закончилась досрочно по велению Тулуз-Лотрека. Вскоре он пришел в ярость и отказался сойти на берег; За баржей по берегу канала бегали дети, принимая их за выступающий дуэт великанов и карликов, который на их радость будет показывать цирковые трюки. [ 52 ]

Дебош с Детомасом (ок. июнь 1896 г.) - Х. Т. Лотрек. Снятый «с натуры», Детомас изображен хитро тянущимся к неопознанной проститутке. Копию этой литографии автор подарил своему другу. Посвящение руки Лотрека: «Au Gros n'arbre». [ 53 ]

В середине 1890-х годов Лотрек довольно часто использовал Детомаса в своих произведениях. [ 22 ] 6 апреля 1895 года бывшая танцовщица «Мулен Руж» Луиза « Ла Гулю » Вебер заказала два больших полотна, чтобы украсить шатер своего передвижного шоу. Детомас появляется на левой панели и смотрит вниз на Ла Гулю. [ 50 ] Примерно в тот же период Тулуз-Лотрек заявил: «Я запечатлю вашу неподвижность в местах удовольствий» и в течение полутора лет сделал множество подготовительных набросков Детомаса, предназначенных для одной картины, каждый из которых занимал от пять-пятнадцать минут на создание. [ 54 ] Завершенный в 1896 году знаменитый портрет Максима Детома на Бале оперы теперь висит в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Другой портрет его друга принял форму рискованной литографии под названием Debauche Avec Dethomas и позже был использован на обложка каталога выставки за июнь 1896 года. [ 55 ] Наконец, на литографии 1896 года под названием « Анна Хелд и Болди» также изображен Детомас, вызывающе косящийся на знаменитого артиста сцены. Тулуз-Лотрек подарил Детомасу аннотированную пробную копию этой литографии. [ 56 ]

Анна Хельд и Болди (1896) - Х. Т. Лотрек. Лотрек подарил Детомасу аннотированную пробную копию этой литографии.

В последние годы, когда Тулуз-Лотрек впал в полноценный алкоголизм, Детомас редко отходил от него, часто сопровождая его в его дом на Монмартре после долгих запоев. [ 57 ] Эти двое проводили много часов, работая и разговаривая вместе в последней парижской студии Анри на авеню Фрошо, иногда демонстрируя одни и те же модели, и все время Детомас пытался увести разговор от темы алкоголя. [ 58 ]

Все более беспорядочное поведение Анри начало сказываться как на его семье, так и на друзьях. В письме от 8 декабря 1898 года Детома обсуждает приглашение на обед, который он посетил в доме Тулуз-Лотрека, на котором также присутствовала мать Анри. Драма развернулась, когда разговор зашел о проблемах Анри с парой обнаженных моделей, пьющих жидкость для полоскания рта - обед, наконец, закончился тем, что Анри покраснел и кричал на свою мать, заявляя, что он больше не может терпеть жизнь и уезжает в Японию. [ 58 ] Восемь дней спустя Детомас снова пишет об еще одном событии, ставшим жертвой пьянства Анри, на этот раз об ужине у Гупиля. Все началось хорошо, но еще до того, как подали десерт, Анри потерял сознание под обеденным столом и проснулся в полночь с громкими жалобами на то, какой низкий потолок. «Бедный мальчик действительно в плачевном состоянии, — продолжал Детомас, — приближается старость, возможно, смерть». [ 59 ]

Неясно, посетил ли Тулуз-Лотрек первую персональную выставку Детома в апреле 1900 года, хотя в отчетах о Парижской выставке, состоявшейся в том же месяце, говорится, что здоровье Анри ухудшилось до такой степени, что он попросил Максима возить его по различным экспонатам в инвалидной коляске. – просьба, которую он покорно выполнил. [ 60 ] В следующем месяце по предложению друзей Тулуз-Лотрек уехал из Парижа в деревню. В апреле 1901 года, узнав об инсульте, Детомас поехал в Бордо, чтобы навестить своего друга. В конце своего пребывания Анри рассказал, что отвез Грос-набре на вокзал, чтобы вернуться в Париж, и подарил ему на прощание двух хамелеонов, «которые ужасно закатывали глаза. Мы пили кофе с молоком» . вместе на вокзале, а он идет, как святой Иоанн Предтеча, объявить о моем прибытии». [ 61 ]

Когда Детомас узнал о смерти своего друга, он написал своей наставнице мадам Бюльто в пятницу, 13 сентября 1901 года:

Дорогая леди,

Бедный Лотрек умер, кажется, он не переставал говорить обо мне, несмотря на свою агонию. Как любопытно! Я не думал, что занимаю такое высокое положение в уме и сердце этого бедного существа. Он сохранял рассудок до конца и заявлял, что смерть – это немалое дело, что это очень тяжело. Похоже также, что, осознавая размер своего носа по сравнению с его сморщенным лицом, он сказал, указывая на него: «Когда я умру, он будет похож на гренок, посаженный в блюдо со шпинатом!» Видите ли, он оставался самим собой до самого конца!

Итак, вечеринка продолжается! Жирода, Тинан, он [Лотрек] и другие. Действительно кажется, что я наблюдаю за сражением и нахожусь на фланге, где преимущество бьет сильно и точно. [ 62 ]

Ответ Бюльто от 16 сентября очень хорошо подытожил тон отношений между двумя друзьями и причину глубокой привязанности маленького человека к своему Gros n'abre :

«Я понимаю и чувствую вместе с вами горе, вызванное смертью Лотрека. Мы всегда любим людей больше, чем думаем, и когда у человека есть такая чувствительность, как ваша, никто, к кому мы прикасались так легко и так часто, не может исчезнуть, не вырвав что-то из сердца. У меня всегда было очень ясное впечатление, что он любил вас так, как только мог любить. В тех словах, которые он сказал о вас, можно было видеть его «уважение» к качеству вашего ума и, без сомнения, к вашей душевной и душевной доброте. желание никогда не проявлять к нему жалости. [ 63 ] "

Жан Тинан

[ редактировать ]

В 1895 году Детомас завязал короткую, но важную дружбу с молодым писателем Жаном де Тинан . Харизматичный двадцатиоднолетний парень впервые приехал в Париж и вскоре стал ежедневным участником баров, кафе и театров, которые часто посещали Детома и Лотрек. Тинан быстро стал их «юным кадетом», Лотрек проиллюстрировал обложку своего романа «Пример Нинон де Ленкло любовница », опубликованного в мае 1898 года. Детома познакомил Тинан с Огюстином Бюльто, и она «взяла на себя ответственность» за молодого писателя, руководя с ним, как и с Максимом много лет назад.

Именно в свое венецианское поместье Тинан уединился в последние мучительные месяцы своей короткой жизни. Умирающее сердце не помешало ему продолжать работу, хотя его последний «сентиментальный рассказ» остался незавершенным на момент его смерти 18 ноября 1898 года. «Эмьен, или le détournement de mineure » была опубликована посмертно; Последним действием Тинан было посвятить незаконченный роман Детомасу как «свидетельство его глубокой привязанности». Как и Лотрек в начале года, Детома предоставил для издания литографии, которые украшают обложку – его первый подобный набег в мир литературы и достойная дань уважения его дорогому другу. [ 64 ]

Игнасио Сулоага

[ редактировать ]
Игнасио Сулоага и его жена Валентин Детомас (ок. 1900 г.). Пара поженилась 18 мая 1899 года.

Приехав в Париж в конце 1889 года после разочаровывающего пребывания в Риме, молодой баскский художник Игнасио Сулоага впервые встретил Максима Детомаса в качестве однокурсника по мастерской Анри Жервекса . [ 65 ] Они разделяли глубокое восхищение Дега и Карьером , и оба позже учились у Карьера в Академии де Ла Палетт . Более жаждущий признания и успеха, чем Детомас, Сулоага с энтузиазмом выставлялся в Салоне французских художников , Баре Бутвиля , Салоне независимых и Национальном обществе изящных искусств . Слава, однако, пришла не сразу.

Разочарованный, он вернулся в Андалусию, где намеревался возобновить свое вдохновение и создать новое художественное видение, которое удовлетворило бы непостоянные вкусы парижского художественного сообщества. По редкой случайности Сулоага и Детомас встретились в Севилье, и эта встреча оказалась для Сулоаги удачной. С момента своего возвращения в Испанию он боролся с разочарованием и бедностью, но знал, что, если он сможет снова вернуться в Париж, он наверняка добьется успеха.

Портрет мадемуазель. Валентин Детомас Игнасио Сулоага (ок. 1895). Холст, масло. 185 х 115 см. Музей Сан-Тельмо, Испания

Радость Детомаса от того, что он нашел своего старого компаньона на Монмартре при таких обстоятельствах, вскоре сменилась печалью, когда Сулоага объяснил свое тяжелое финансовое положение и отчаянное желание вернуться в Париж, чтобы возобновить свою артистическую карьеру. Казалось бы, неразрешимые проблемы обескураженного Игнасио были сразу же облегчены щедрым предложением: «Моя мастерская будет вашей столько, сколько потребуется. Приезжайте в Париж. Это на улице Дюперре, 9. Модели, я вас найду. Домой ." [ 66 ]

Преодолев трудности, таким образом, благодаря доброй воле Максима, Игнасио вернулся в Париж в 1894 году. Сулоагу представили г-же Мари-Луизе Детомас, матери сводных сестер Максима Валентины, Жермен и Алисы, и попросили сделать портрет старшей. Этот портрет Валентина, возможно, ознаменует момент, когда зародился их роман.

Графиня Матье де Ноай : Игнасио Сулоага (1913)

Перед концом 1894 года, как и для всех своих интересных друзей, Максим представил Сулоагу в салоне мадам Огюстин Бюльто. Ее значительный авторитет в художественном сообществе облегчил ему путь к признанию и в конечном итоге привел к нескольким заказам от ее сети испаноязычных завсегдатаев-эмигрантов, в первую очередь портрету писательницы Анны де Ноай 1913 года , который стал одним из самых ярких произведений Сулоаги. важные произведения.

18 мая 1899 года в Сен-Филипп-дю-Руль Игнасио Сулоага, которому только что улыбнулся успех в Национальном обществе изящных искусств , женился на Валентине Детома, Эжен Карьер и Исаак Альбенис свидетелями которого были . Из дружбы, рожденной под покровительством живописи; вновь оживленный случайно; и питается безудержной щедростью; Таким образом, между двумя художниками укрепились семейные узы. В течение следующих трех десятилетий пара останется крепкими друзьями. [ 67 ]

Пьер Луис

[ редактировать ]
Мари-Луиза Тьерре, мачеха Максима Детома (ок. 1898 г.)

Писатель Пьер Луи также был близким товарищем Детомаса и сотрудничал с ним в первом издании Le Centaure в 1896 году. В августе и сентябре 1898 года Детома выступал в качестве своего рода брачного посредника, пытаясь свести вместе свою сводную сестру. Жермен и Луи - заговор, которому помешала мачеха Максима, Мария-Луиза Тьерре. [ 68 ]

Марсель Пруст

[ редактировать ]

У Детомаса было несколько выдающихся друзей-писателей, одним из которых был Марсель Пруст . Пруст ярко упомянул венецианские пейзажи Детомаса в « Исчезнувшей сладости» и обсудил качество своих работ после посещения выставки, проходившей в галерее Дюран-Рюэль . [ 69 ] В письме Детомасу в марте 1903 года Пруст писал, что, увидев его выставку, он получил «глубокое посвящение в понимание природы и любовь к жизни». Он продолжил: «Кажется, что вы научились новыми глазами смотреть на жизнь и людей, и даже на те маленькие окошки на Гранд-канал, которые я хотел бы сопоставить с вашими». [ 70 ]

Выставки

[ редактировать ]
Плакат, разработанный Максимом Детома и напечатанный Огюстом Кло для тринадцатой выставки импрессионистов и символистов в Баре де Бутвиль, открывающейся 26 декабря 1896 года. Оригинал произведения искусства хранится в Музее изящных искусств в Бордо.
  • 1894 — Экспонировался на 6-й (шестой) выставке импрессионистов и символистов в галерее Le Barc de Boutteville , начавшейся 2 марта, с Гогеном , Мофра , Жакеменом и другими. (Обзор в «Журнале политических и литературных дебатов » от 3 марта 1894 г.)
  • 1894 — Экспонировался на 7-й (седьмой) выставке импрессионистов и символистов в галерее Le Barc de Boutteville , начавшейся 10 июля, вместе с Тулуз-Лотреком, Ибельсом , Мофра и другими. В рецензии особо упоминаются «восхитительная пастель «Этюд женщины» М. Детомаса» и «Женщина с чашкой ( Femme à la tasse ) и Сон ( Sommeil ) Детомаса». (Рецензия в «Le Matin»: последние телеграммы ночи — 22 июля 1894 года.)
  • 1895 — Экспонировался на 8-й (восьмой) выставке импрессионистов и символистов в галерее Le Barc de Boutteville (начало 8 ноября). С Анкетеном, Тулуз-Лотреком, Русселем и другими. Детомас получил заметное упоминание. (Рецензия в Le Petit Parisien: ежедневная вечерняя газета – 12 ноября 1894 г.)
  • 1895 — Экспонировался на 9-й (девятой) выставке импрессионистов и символистов в галерее Le Barc de Boutteville (начало 27 апреля). С Морисом Дени, д’Эспанье, Роббом и другими.
  • 1895 — Экспонировался на 10-й (десятой) выставке импрессионистов и символистов в галерее Le Barc de Boutteville вместе с Анкетеном, Леотром, д'Эспаганом, Луазо, Майолем, Ренье и другими. (Проверено 19 сентября 1895 г.)
  • 1895 — Выставлено в Доме модерна : [Галерея Самуэля Бинга , 26 декабря 1895 — январь 1896] с Вюйаром, Лотреком, Роденом и другими. Лот 75 — «Этюд женщины в оранжевом платье» . В обзоре выставки от 4 января особо упоминается «красивая маленькая женщина в красном работы Максима Детома» .
  • 1896 — Экспонировался на 11-й (одиннадцатой) выставке импрессионистов и символистов в галерее Le Barc de Boutteville (начало 27 января) вместе с Русселем, Питом и другими. Лот под названием «Цветы» .
  • 1896 — Экспонировался на 13-й (тринадцатой) выставке импрессионистов и символистов в галерее Le Barc de Boutteville . В обзоре выставки Mercure de France за сентябрь 1896 года говорится: «Я сохранил Детомаса раньше всех, чьи темные наброски отличаются интересным колоритом, уверенным вкусом и нервной элегантностью, что предвещает серьезные результаты».
  • 1897 — Экспонировался на 14-й (четырнадцатой) выставке импрессионистов и символистов в галерее Le Barc de Boutteville . В обзоре La Justice от 8 июля говорится : «Максим Детома написал оригинальный плакат для этой четырнадцатой выставки, а также интерьерные этюды с изящными профилями женщин».
  • 1900 — состоялась первая персональная выставка в Галерее современных художников , улица Комартен, 19 (26 апреля — 5 мая). В рецензии на выставку в La Vie Parisienne от 5 мая 1900 года говорится:

    На улице Комартен выставка Максима Детома (максимум около сорока рам), в отличие от многих живописных распаковок, оставляет желать большего зрелища. Серия поясных женщин, описанная маслянистым углем, иногда согретая пастелью или акварелью. Две из них, если смотреть сзади, на фоне холодной синей Венеции поистине восхитительны (№ 47); и другой, сидящий лицом вперед, с округлым корсажем, сделанным из красной вермишели, и глазами, которые, кажется, давно созерцали луг (п" 17). Обратите внимание, что эти молодые люди окутаны дышащим воздухом, который в живописи, встречаются реже, чем можно себе представить, и по большей части они обладают своего рода испанским очарованием, которое является одной из лучших вещей, которые были привезены из Венеции за долгое время.

  • 1901 - Выставлен в галерее Зильберберг , улица Тэбу, 29 (11 ноября) вместе с Анкетеном, Фландреном и другими.
  • 1903 — Выставлен (персонально) в галерее Дюран-Рюэль «Зарисовки Парижа и Италии». [ 70 ] В обзоре выставки в приложении к Gazette des beaux-arts от 25 апреля 1903 года говорится:

    Его талант сформировался в школе Карьера и в бизнесе Тулуз-Лотрека, Анкетена и Сулоаги. Встреча и слияние таких несходных учений должно было привести к свободному и, в свою очередь, личному искусству. Г-н Детомас удачно улавливает и отмечает связь, объединяющую действующих лиц в одной сцене; он показывает изолированный персонаж, изображает его в типичной позе и придает ему стильную внешность. Его городские пейзажи полны характера. Мы также будем ему признательны за то, что с тактом вдумчивого и чуткого наблюдателя он отметил желаемые контрасты между обликом и жизнью Парижа и Италии.

  • 1903 - Выставлен на La Libre Esthétique - Десятой выставке в Брюсселе (26 февраля - 29 марта) вместе с Денисом, Русинолом и другими.
Плакат 6-й ежегодной выставки Осеннего салона (1908 г.) - дизайн Максима Детома; печать Эжена Верно (120 x 160 см)
  • 1903 - Выставлен на 1-м Осеннем салоне в Большом дворце Елисейских полей в Париже (31 октября - 6 декабря). Три акварели (лот 655–657) под названиями: «Крушение» , «Охотник» , «Франш Липпе» .
  • 1904 г. - Выставлен на Всемирной выставке в Сент-Луисе , США (30 апреля - 1 декабря). Рисунок (Лот 595) под названием: Разговор .
  • 1904 г. - Выставлен на 2-м Осеннем салоне в Большом дворце Елисейских полей в Париже (15 октября - 15 ноября). Семь рисунков (лот 1420–1426) под названиями: «Транстеверин» , «Веньенька» , «Парижанка» , «Первая скрипка» , «Вторая скрипка» , «Скрипач» , «Тромбон» .
  • 1905 - Выставлен на 3-м Осеннем салоне в Большом дворце Елисейских полей в Париже. Пять рисунков (лот 461–465) под названиями: Au moment du cafe , Le Conferencier , Premiere Auditrice , Seconde Auditrice и L'Arpette .
  • 1906 - Выставлено (персонально) в Галерее декоративного искусства [улица Лаффит, 7] (23 апреля - 17 мая). Эскизы и угли Венеции и ее жителей позже использовались для иллюстрации книги Ренье Esquisses Venetiennes .
  • 1906 — Выставлен на 4-м Осеннем салоне в Большом дворце Елисейских полей в Париже (6 октября — 15 ноября). Восемь рисунков (лот 464–471) под названиями: L'Inamovable , La Cliente de la Cremerie , Les Ouvreuses , L'Age ingrat , L'Habituee du petit Bar , Dans le Promenoir d'un music-hall , Les Trottinuers и Les Recits. опыта .
  • 1907 - Выставлен на 5-й Международной выставке в Барселоне вместе с Суалогой и Роденом.
  • 1907 - Выставлен в 1-м Салоне юмористов во Дворце Гляс вместе с Форэном и другими.
  • 1907 — Выставлен в La Comédie Humaine ( Galerie Georges Petit ) вместе с Форэном, Дега и другими.
  • 1907 — Выставлено на 5-м Осеннем салоне в Большом дворце Елисейских полей , Париж (1 октября — 27 октября). Шесть рисунков (лот 458–463) под названием: Solicite et Solliciteur , Sous l'œil des Barbares , Равнодушный , Набросок , Письмо , Этюд .
  • 1908 - Выставлен во 2-м Салоне юмористов во Дворце Гляс вместе с Фореном и другими.
  • 1908 — Экспонировался на выставке «Золотая туазон» в Москве.
  • 1908 — Выставлен в La Comédie Humaine ( Galerie Georges Petit ) вместе с Лотреком, Дрезой и другими.
  • 1908 — Выставлен вместе с Роденом и Сулоагой в Кунстферайн , Франкфурт, Германия.
  • 1911 - Выставлен на 10-м Осеннем салоне в Гран-Пале. [ 71 ]
  • 1911 - Выставка (персональная) рисунков и эскизов в Galerie Druet (27 марта - 8 апреля). В обзоре l'Action Francaise от 30 марта говорится:

    Трезвый и энергичный талант этого великого художника, которым является Максим Детома, проявляется здесь в сотне произведений высочайшего уровня, некоторые из которых предназначены для иллюстрации известных произведений, другие — свободные, спонтанные и несравненные. Силой и ясностью линии, жестокостью наблюдения, глубокой и естественной иронией Детома похож на Домье. Он подобен Домье, моралисту, и его воодушевление, даже в карикатурном виде, легко становится лирическим. Мы рекомендуем посетителю «Разносчик и социалист», «Пассаж де л'Экспресс», «Мовез Эми» и, наконец, «Прощание», где меланхолия двух близко расположенных лиц достигает высочайшей поэзии. Намного выше своих подражателей, которые ищут в новостях только развлечение или повод для шуток, Максим Детома олицетворяет повседневную жизнь и встречи в гостиной, клубе, баре, на улице. Сегодня он один из ведущих представителей современного французского искусства.

  • 1911 г. - Экспонировался на Международной выставке в Турине (апрель – ноябрь).
  • 1911 - Выставлен в La Libre Esthétique , Брюссель (18 марта - 23 апреля) вместе с Вюйаром, Дени и другими.
  • 1911 - Экспонировался во 2-й группе ежегодной выставки в Галерее Дрюэ (13–25 марта) с Беньером, Девальером, Дюфренуа , Флемингом, Гереном, Марком, Марвалем, Пио, Руо, Жольмом и Лакостом. [ 72 ]
  • 1912 - Выставлен в Галерее Дрюэ с Беньером, Девальером, Фландреном, Жёреном, Марке, Марвалем, Пио и Руо (5–17 февраля). [ 73 ]
  • 1912 - Выставка в Artz and De Bois в Гааге, Нидерланды (март - апрель) с Бюсси и Гусаром. [ 74 ]
  • 1913 - Выставлен на ежегодной выставке Exposition 2eme groupe в Galerie Druet (17 февраля - 1 марта) с Беньером, Девальером, Дюфренуа, Флемингом, Гереном, Марком, Марвалем, Руо и Маре.
  • 1913 — Выставка в Societa Leonardo da Vinci (11–31 мая) во Флоренции, Италия.
  • 1914 - Экспонировался во 2-й группе ежегодной выставки в Галерее Дрюэ (9–21 февраля) с Беньером, Девальером, Дюфренуа, Флемингом, Гереном, Марком, г-жой Марваль, Руо, Бернуаром и Моро.
  • 1915 - Выставил два рисунка в рамках во французском павильоне Панамско-Тихоокеанской международной выставки (PPIE), Сан-Франциско, США.
  • 1916 – Выставлен в Детройтском художественном музее, США. Выставка работ PPIE. (Каталог октябрьской выставки) Лот. 80 – «Ивонн», Лот. 81 - «Жанна»
  • 1917 - Экспонировался во 2-й группе ежегодной выставки в Galerie Druet (7–25 мая) с Девальером, Дюфренуа, Флемингом, Гереном, Марком, Марвалем, Руо и Барбье.
  • 1922 - Выставлен в Музее декоративного искусства , Лувр, Париж (12 апреля - 7 мая) с Эмилем Декером, Альбером Марком и Полем Фолло.
  • 1928 — Персональная выставка рисунков и акварелей в галерее Симонсон , Париж (20 марта — 5 апреля).
  • 1929 — Выставка на Осеннем салоне в Париже. Ретроспектива, включая картины, рисунки, плакаты, иллюстрации, декорации и т. д. [ 12 ]
  • 1992 - Выставка (персональная) в Музее Орсе , Париж (25 февраля - 24 мая).
  • 2016 – Выставка в Музее изящных искусств Гранады, Испания (30 июня – 18 сентября).

Публикации

[ редактировать ]

Детомас внес важный вклад в возрождение книжного производства во Франции. [ 75 ] Следующий список дает широкое представление о художественном вкладе Детомаса в опубликованные литературные произведения: [ 76 ]

Анри де Ренье » «Венецианские эскизы (1906) представляет собой первое крупное упражнение Детомаса в книжной иллюстрации. Хотя он посещал Венецию каждую зиму в течение нескольких лет и за это время накопил значительное портфолио работ, сотрудничество с Ренье в этом проекте уникальным образом объединило ранее завершенные отдельные цветные произведения искусства и набор черно-белых набросков углем. и conté явно предназначены для использования «в тексте». [ 77 ] Одновременно с выпуском книги Детомас провел выставку произведений искусства из книги в Galerie de l'Art Decoratif , которая имела успех как у публики, так и у критиков. [ 78 ]

Смелый ксилографический стиль Детомаса хорошо сочетался с процессом литографии гравюры на дереве , а внутритекстовые иллюстрации в Esquisses Vénitiennes установили стандарт, которому будут следовать последующие иллюстративные проекты Детомаса. Используя навыки таких граверов, как Леон Пишон и Эмиль Гасперини, его черно-белые рисунки нашли свое место в гостиных и библиотеках по всему миру.

  1. ^ Хаддлстон, стр.126
  2. ^ Jump up to: а б «Уведомление № LH/762/32» . База Леонора (на французском языке).
  3. ^ Jump up to: а б с д и Восель, стр.265-283.
  4. ^ Прад, стр.131
  5. ^ Милху 1991; Тейлор, стр.78
  6. ^ Милху 1991, 288-289.
  7. ^ Милху 1991, стр.51
  8. ^ Милху 1991, с. 63
  9. ^ Милху 1991, стр.64
  10. ^ Милху 1979; 1991 год
  11. ^ Тейлор, стр.78; Милху 1991, стр.289.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Милху 1991 г.
  13. ^ Перручо, 1960.
  14. ^ Райт, стр.221
  15. ^ Тейлор, стр.78
  16. ^ Jump up to: а б с Воксель 1905, стр.1
  17. ^ Милху 1991, стр.65
  18. ^ Милху 1991, стр.107-120.
  19. ^ Оливье, стр.125-126.
  20. ^ Роджер-Маркс, 140.
  21. ^ Бертло 1902, стр.2
  22. ^ Jump up to: а б с Фрей, стр.411
  23. ^ Блейкенмор, Эрин, Обрамление Дега: французский художник Эдгар Дега был самым энергичным и изобретательным дизайнером рам импрессионизма , Jstor , 16 октября 2022 г.
  24. ^ Лопата, стр.86; Милху 1991, стр.164-171.
  25. ^ Лондон, стр.498; Милху 1991, стр.175-217.
  26. ^ Лопата, стр.154; Тейлор, стр.88
  27. ^ Ховард, стр.92
  28. ^ Лондон, стр.498.
  29. ^ Аген, стр. 150,180; Карсон, стр.79; Милху 1991 г.
  30. ^ Милху 1991, стр.292-297.
  31. ^ Тейлор, стр.88
  32. ^ Чейни, стр.5, 92.
  33. ^ Аполлинер, стр.221.
  34. ^ Милху 1991, стр.50-52)
  35. ^ Бертло, стр.2; Крейвен, стр.280
  36. ^ Золото, стр.53; Milhou 1991, стр. 52 оценивает его рост в 6 футов 1 дюйм – вероятно, это где-то посередине.
  37. ^ Перручо, стр. 140.
  38. ^ Лассень, стр.119
  39. ^ Купер, стр.130.
  40. ^ Фрей 1991, стр.71
  41. ^ Перручо, стр.140; Бертло 1902, стр.2
  42. ^ Милху 1991, стр.59-60.
  43. ^ Perruchot, p.173, 233; Frey 1991
  44. ^ см.: обзоры выставок, 1894 г.
  45. ^ Перручо, стр.201
  46. ^ Нерет, стр.133
  47. ^ Милху 1991, стр.289; Тейлор, стр.78
  48. ^ Мак, стр.318; Фрей, стр.411
  49. ^ Купер, стр.130; Фрей, стр.411, 434
  50. ^ Jump up to: а б Фрей, стр.410
  51. ^ Перручо, стр. 235.
  52. ^ Бертло, 1902; Купер, стр.130; Гаузи, стр.27; Саутбэнк, стр.538; Хехт, стр.5; Золото, с.53; Перрюшо, стр.235, 236
  53. ^ Милху 1991, стр.74
  54. ^ Гейл 1902; Бертло 1902, стр.2; Перрюшо, стр.226
  55. ^ Перручо, стр.233
  56. ^ Номер продажи отеля Drouot. VIII, 3 марта 1928 года, лот 144.
  57. ^ Перручо, стр.231; Бертло 1902, стр.2
  58. ^ Jump up to: а б Милху 1991, стр.75.
  59. ^ Милху 1991, с. 75
  60. ^ Фрей, стр.482
  61. ^ Фрей, стр.488; Мак, стр.358
  62. ^ Милху 1991, стр.76
  63. ^ Милху 1991, стр.77
  64. ^ Фрей, стр.440; Милху 1991, стр.77-83.
  65. ^ Бун, стр.179
  66. ^ Милху 1991, стр.101.
  67. ^ Милху 1991, стр.100-102.
  68. ^ Нейдераруер, стр.71-73.
  69. ^ Картер, стр.337
  70. ^ Jump up to: а б Бакнелл, стр.178.
  71. ^ Ханкер, Дж., NY Times, сентябрь 1911 г.
  72. Журнал Burlington, апрель 1911 г.
  73. ^ Журнал Burlington, февраль 1912 г.
  74. ^ Блоткамп, стр.81
  75. ^ Гарнер, стр.113
  76. ^ БнФ, стр.461
  77. ^ Милху 1991, стр.105-106.
  78. ^ Милху 1991, стр.271.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ажен, Манзани Диас. Мануэль де Фалья: его жизнь и творчество . Омнибус Пресс, 1999.
  • Аполлинер, Гийом. Аполлинер об искусстве: Очерки и обзоры, 1902-1918 . Викинг Пресс, 1972.
  • Блоткамп, Карел . Де Стиль: Годы становления, 1917–1922 . Массачусетский технологический институт Пресс, 1986.
  • Бертло, Филипп. Ле Фигаро . п. 1-2. 9 сентября 1902 года.
  • Национальная библиотека (Франция). Отдел гравюры и фотографии. Опись французской коллекции после 1800 года. Шестой том, Домон-Доранж. 1953.
  • Бун, Элизабет. Vistas de España: американские взгляды на искусство и жизнь в Испании . Издательство Йельского университета, 2007 г.
  • Бакнелл, Барабара. Критические очерки Марселя Пруста . Г. К. Холл, 1987.
  • Карсон, Лайонел. Ежегодник сцены . Карсон и Коммерфорд, 1917 год.
  • Картер, Уильям. Марсель Пруст: Жизнь . Издательство Йельского университета, 2002.
  • Чейни, Шелдон. Оформление сцены . Блом, 1966 год.
  • Купер, Дуглас. Анри де Тулуз-Лотрек . Х. Н. Абрамс, Нью-Йорк, 1956 г.
  • Крэйвен, Томас. Сокровищница шедевров искусства . Саймон и Шустер, 1958 год.
  • Торт, М.Г. Лотрек от Лотрека . Галахад, Нью-Йорк, 1964 год.
  • Фрей, Джулия. Тулуз-Лотрек: Жизнь . Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1994 г.
  • Гарафола, Линн. Наследие танца двадцатого века . Издательство Уэслианского университета, 2005.
  • Гейл, Мартин. Ла Пресс . 27 мая 1902 года.
  • Гарнер, Филипп . Энциклопедия декоративного искусства . Книги Галахада, 1982.
  • Гаузи, Франсуа. Мой друг Тулуз-Лотрек . Копейщики, Лондон, 1957 год.
  • Золото, Артур. Мисия: Жизнь Мисии Серт . Кнопф, 1980.
  • Хехт, Энн. Тулуз-Лотрек: картины, рисунки, плакаты и литографии . Музей современного искусства, Нью-Йорк, 1956 год.
  • Говард, Джин. Воспроизведение Шекспира: текст в истории и идеологии . Рутледж, 2005.
  • Хаддлстон, Сислей. Франция и французы . Кейп, 1928 год.
  • Лассень, Жак. Лотрек: Биографические и критические исследования . 1972.
  • Лондон, Фелиция. История мирового театра . Континуум, 1999.
  • Мак, Герстл. Тулуз-Лотрек . Кнопф, Нью-Йорк, 1953 г.
  • Милху, Мэйи. От Мулен Руж до Оперы: жизнь и творчество Максима Детома, 1867-1929 . Бордо, 1991 год.
  • Милху, Мэйи. Игнасио Сулоага и др. Франция, «Эти истории искусства» . Октябрь 1979 года, Бордо III.
  • Нейдерауэр, Дэвид. Пьер Луи, его жизнь и искусство . Канадская федерация гуманитарных наук, 1981.
  • Нерет, Жиль. Анри де Тулуз-Лотрек, 1864–1901 . Карманы, 1999.
  • Оливье, Фернанда. Любя Пикассо: Частный журнал Фернанды Оливье . Абрамс, 2001 г.
  • Прад, Ги де ла. Кладбище Пасси и его знаменитые захоронения . Издания де Ecrivains, 1998.
  • Перрюшо, Анри. Тулуз-Лотрек: Полная биография . Мир, Кливленд, 1960 год.
  • Роджер-Маркс, Клод. Новая Европа . 2 февраля 1929 года, Париж.
  • Тейлор, EA The Studio - Том 84, № 353, август 1922 г., Лондон.
  • Воксель, Луи. Искусство и украшения , январь 1909 года. Париж.
  • Воксель, Луи. Жиль Блас , 7 июля 1905 года. Париж.
  • Райт, Уиллард Хантингтон. Современная живопись – ее тенденции и значение . 1915.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мильу, Майи (1991) От Мулен Руж до оперы: жизнь и творчество Максима Детома, 1867–1929 . Бордо.
  • Лоренци Г. и др. (2011) Искусство и критика в Италии в первой половине ХХ века , Гангеми. Италия.
  • Перрюшо, Анри (1960) Тулуз-Лотрек: полная биография . Мир, Кливленд.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Максимом Детомасом, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07c5773ddaa3dbb2c623fa21fdc3be1d__1723571580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/1d/07c5773ddaa3dbb2c623fa21fdc3be1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maxime Dethomas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)