Жорж Сёра
Жорж Сёра | |
---|---|
Рожденный | Жорж-Пьер Сёра 2 декабря 1859 г. Париж , Франция |
Умер | 29 марта 1891 г. Париж, Франция | ( 31 год
Известный | Рисование |
Заметная работа | Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт. Купальщицы в Аньере Список картин |
Движение | Постимпрессионизм , Неоимпрессионизм , Пуантилизм |
Партнер | Мадлен Кноблох |
Дети | 2 |
Подпись | |
Жорж Пьер Сёра (англ. Великобритания : / ˈ s ɜːr ɑː , - ə / SUR -ah, -ə , США : / s ʊ ˈ r ɑː / suu- RAH , [1] [2] [3] [4] [5] Французский: [ʒɔʁʒ pjɛʁ sœʁa] ; [6] 2 декабря 1859 — 29 марта 1891) — французский художник -постимпрессионист . Он разработал техники живописи, известные как хромолюминаризм и пуантилизм , и использовал карандаш Конте для рисунков на бумаге с шероховатой поверхностью.
Художественная личность Сёра сочетала в себе качества, которые обычно считаются противоположными и несовместимыми: с одной стороны, его крайняя и тонкая чувствительность, с другой — страсть к логической абстракции и почти математическая точность ума. [7] Его масштабная работа «Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт» (1884–1886) изменила направление современного искусства , положив начало неоимпрессионизму , и является одной из икон живописи конца XIX века . [8]
Биография
[ редактировать ]Семья и образование
[ редактировать ]Сёра родился 2 декабря 1859 года в Париже, на улице де Бонди, 60 (ныне улица Рене Буланже). Семья Сёра переехала на бульвар де Маджента, 136 (ныне бульвар де Маджента, 110) в 1862 или 1863 году. [9] Его отец, Антуан Златоуст Сёра, родом из Шампани , был бывшим юридическим чиновником, разбогатевшим на спекуляциях недвижимостью, а его мать, Эрнестина Февр, была из Парижа. [10] У Жоржа были брат Эмиль Огюстен и сестра Мари-Берт, оба старшие. Его отец жил в Ле-Рэнси и раз в неделю навещал жену и детей на бульваре Маджента. [11]
Жорж Сёра сначала изучал искусство в Муниципальной школе скульптуры и рисунка, расположенной недалеко от дома его семьи на бульваре Маджента, которой руководил скульптор Жюстин Лекиен. [12] [13] В 1878 году он перешел в Школу изящных искусств , где его преподавал Анри Леманн , и прошел обычное академическое образование, рисуя по слепкам античных скульптур и копируя рисунки старых мастеров. [12] Исследования Сёра привели к созданию хорошо продуманной и плодотворной теории контрастов: теории, которой впоследствии подверглась вся его работа. [14] Его формальное художественное образование подошло к концу в ноябре 1879 года, когда он покинул Школу изящных искусств на год военной службы. [13]
После года обучения в Брестской военной академии он вернулся в Париж, где делил студию со своим другом Аманом-Жаном , а также снимал небольшую квартирку на улице Шаброль, 16. [10] Следующие два года он работал над освоением искусства монохромного рисунка. Его первой выставленной работой, показанной в Салоне в 1883 году, был рисунок Амана-Жана, нарисованный мелками Конте. [15] Он также внимательно изучал работы Эжена Делакруа , делая заметки об использовании им цвета. [12]
Купальщицы в Аньере
[ редактировать ]В 1883 году он работал над своей первой крупной картиной — большим полотном под названием « Купальщицы в Аньере» . [16] монументальная работа, изображающая молодых людей, отдыхающих на берегу Сены в рабочем пригороде Парижа. [17] Несмотря на влияние импрессионизма в использовании цвета и световых тонов, картина с ее гладкими, упрощенными текстурами и тщательно очерченными, скорее скульптурными фигурами, демонстрирует продолжающееся влияние его неоклассического обучения; критик Поль Алексис назвал его «фальшивым Пюви де Шаванн ». [18] Сёра также отошел от идеала импрессионистов, подготовившись к работе с рядом рисунков и этюдов маслом, прежде чем приступить к работе над холстом в своей студии. [18]
«Купальщицы в Аньере» были отвергнуты Парижским салоном, и вместо этого он показал его в Groupe des Artistes Indépendants в мае 1884 года. Однако вскоре, разочаровавшись в плохой организации «Независимых», Сёра и некоторые другие художники, с которыми он познакомился через группу - в том числе Шарль Ангранд , Анри-Эдмон Кросс , Альберт Дюбуа-Пийе и Поль Синьяк – создали новую организацию, Société des Artistes Indépendants . [16] Новые идеи Сёра о пуантилизме оказали особенно сильное влияние на Синьяка, который впоследствии писал в том же стиле.
Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт.
[ редактировать ]Летом 1884 года Сёра приступил к работе над «Воскресным днем на острове Ла-Гранд-Жатт» .
На картине изображены представители каждого социального класса, участвующие в различных мероприятиях парка. Крошечные расположенные рядом точки разноцветной краски позволяют глазу зрителя смешивать цвета оптически, а не физически смешивать цвета на холсте. Сёра потребовалось два года, чтобы закончить эту картину шириной 10 футов (3,0 м), большую часть из которых он провел в парке, делая наброски, готовясь к работе. Существует около 60 этюдов к большой картине, включая уменьшенную версию « Этюд для воскресного дня на острове Ла-Гранд-Жатт» (1884–1885), которая сейчас находится в коллекции Чикагского института искусств . Полная работа также является частью постоянной коллекции Чикагского института искусств. [19]
Картина послужила источником вдохновения для Джеймса Лапина и Стивена Сондхейма создания мюзикла « Воскресенье в парке с Джорджем». [20] [21] [22] и сыграл значительную символическую роль в фильме Джона Хьюза « Выходной день Ферриса Бьюллера» . [23]
Дальнейшая карьера и личная жизнь
[ редактировать ]Сёра скрывал свои отношения с Мадлен Кноблох (или Мадлен Кноблок, 1868–1903), натурщицей художника, которую он изобразил в своей картине Jeune femme se poudrant . В 1889 году она переехала к Сёра в его студию на седьмом этаже бульвара Клиши , 128-бис . [24]
Когда Мадлен забеременела, пара переехала в студию на пассаже Елисей-де-Боз-Арт, 39 (ныне улица Андре Антуана). Там она родила сына, которого назвали Пьер-Жорж, 16 февраля 1890 года. [24]
Лето 1890 года Сёра провел на побережье в Гравелине , где он написал четыре полотна, в том числе «Канал Гравелин», «Маленький форт Филипп» , а также восемь масляных панелей, и сделал несколько рисунков. [25]
Смерть
[ редактировать ]Сёра умер в Париже в доме своих родителей 29 марта 1891 года в возрасте 31 года. [9] Причина его смерти неизвестна, и ее по-разному объясняют формой менингита , пневмонии , инфекционной ангины и дифтерии . Его сын умер через две недели от той же болезни. [26] Его последняя амбициозная работа «Цирк » осталась незавершенной на момент его смерти.
состоялась поминальная служба 30 марта 1891 года в церкви Сен-Венсан-де-Поль . [9] Сёра был похоронен 31 марта 1891 года на кладбище Пер-Лашез . [11]
На момент смерти Сёра Мадлен была беременна вторым ребенком, который умер во время или вскоре после рождения. [27]
Теория цвета
[ редактировать ]Современные идеи
[ редактировать ]В XIX веке такие учёные-писатели, как Мишель Эжен Шеврёль , Огден Руд и Дэвид Саттер, написали трактаты о цвете, оптических эффектах и восприятии . Они адаптировали научные исследования Германа фон Гельмгольца и Исаака Ньютона в доступную для непрофессионалов форму. [28] Художники с большим интересом следили за новыми открытиями в восприятии. [28]
Шеврёль оказал, пожалуй, самое большое влияние на художников того времени; его большой вклад заключался в создании цветового круга основных и промежуточных оттенков. Шеврёль был французским химиком , реставрировавшим гобелены . Во время своих реставраций он заметил, что единственный способ правильно восстановить участок — это принять во внимание влияние цветов вокруг отсутствующей шерсти ; он не мог создать правильный оттенок, если не узнавал окружающие его красители . Шеврёль обнаружил, что два цвета, расположенные рядом, слегка перекрывающиеся или очень близко друг к другу, будут иметь эффект другого цвета, если смотреть на них с расстояния. Открытие этого явления стало основой пуантилистической техники художников-неоимпрессионистов. [28]
Шеврёль также понял, что «ореол», который человек видит, глядя на цвет, — это противоположный цвет (также известный как дополнительный цвет ). Например: посмотрев на красный объект, можно увидеть голубое эхо/ореол исходного объекта. Этот дополнительный цвет (например, голубой вместо красного) обусловлен стойкостью сетчатки . Художники-неоимпрессионисты, интересующиеся взаимодействием цветов, широко использовали в своих картинах дополнительные цвета. В своих работах Шеврёль советовал художникам думать и рисовать не только цвет центрального объекта, но и добавлять цвета и вносить соответствующие коррективы для достижения гармонии между цветами. Кажется, гармония, о которой писал Шеврёль, — это то, что Сёра назвал «эмоцией». [28]
Неясно, прочитал ли Сёра всю книгу Шеврёля о цветовом контрасте, опубликованную в 1859 году, но он скопировал несколько абзацев из главы, посвященной живописи, и прочитал Шарля Блана » «Граммерию искусств дю дессэн (1867). [12] в котором цитируется работа Шеврёля. Книга Блана была адресована художникам и ценителям искусства. Из-за эмоционального значения цвета для него он дал четкие рекомендации, которые были близки к теориям, позже принятым неоимпрессионистами. Он говорил, что цвет не должен основываться на «суждении вкуса», а должен быть близок к тому, что мы испытываем в реальности. Блан хотел, чтобы художники не использовали цвета одинаковой интенсивности, а сознательно планировали и понимали роль каждого оттенка в создании целого. [28]
В то время как Шеврель основывал свои теории на мыслях Ньютона о смешивании света, Огден Руд основывал свои сочинения на работах Гельмгольца. Он проанализировал эффекты смешивания и сопоставления материальных пигментов. Руд ценится В качестве основных цветов красный, зеленый и сине-фиолетовый. Как и Шеврёль, он сказал, что если два цвета разместить рядом друг с другом, издалека они будут выглядеть как третий отличительный цвет. Он также отметил, что сопоставление основных цветов рядом друг с другом создаст гораздо более интенсивный и приятный цвет для восприятия глазом и умом, чем соответствующий цвет, полученный простым смешиванием красок. Руд посоветовал художникам осознавать разницу между аддитивными и субтрактивными свойствами цвета, поскольку материальные и оптические пигменты (свет) смешиваются по-разному:
- Пигменты материала: красный + желтый + синий = черный ( пурпурный, желтый и голубой при смешивании дают настоящий черный цвет; красный, желтый и синий обычно этого не делают).
- Оптический/световой: красный + зеленый + синий = белый
На Сёра также повлияли «Феномены видения» Саттера (1880), в которых он писал, что «законы гармонии можно изучить так же, как изучают законы гармонии и музыки». [29] В 1880-х годах он слушал лекции математика Чарльза Генри в Сорбонне , который обсуждал эмоциональные свойства и символическое значение линий и цвета. Остаются разногласия по поводу того, в какой степени идеи Генри были приняты Сёра. [28]
Язык цвета
[ редактировать ]Сёра близко к сердцу принял идею теоретиков цвета о научном подходе к живописи. Он считал, что художник может использовать цвет для создания гармонии и эмоций в искусстве точно так же, как музыкант использует контрапункт и вариации для создания гармонии в музыке. Он предположил, что научное применение цвета похоже на любой другой закон природы, и ему захотелось доказать эту гипотезу. Он думал, что знание восприятия и оптических законов можно использовать для создания нового языка искусства, основанного на собственном наборе эвристик , и намеревался показать этот язык с помощью линий, интенсивности цвета и цветовой схемы. Сёра назвал этот язык хромолюминаризмом . [28]
В письме к писателю Морису Бобуру в 1890 году он писал: «Искусство — это гармония. Гармония — это аналогия противоположностей и сходных элементов тона, цвета и линии. В тоне светлее против более темного. В цвете дополняют друг друга , красно-зеленый, оранжево-синий, желто-фиолетовый. В линии, образующей прямой угол. Рамка находится в гармонии, противоположной тонам, цветам и линиям изображения. их господстве и под влиянием света, в веселых, спокойных или грустных сочетаниях». [30] [31]
Теории Сёра можно резюмировать следующим образом: Эмоция веселья может быть достигнута за счет доминирования светящихся оттенков, преобладания теплых цветов и использования линий, направленных вверх. Спокойствие достигается за счет эквивалентности/баланса использования света и тьмы, баланса теплых и холодных цветов и горизонтальных линий. Грусть достигается использованием темных и холодных цветов и линий, направленных вниз. [28]
Влияние
[ редактировать ]В то время как диалектическая природа творчества Поля Сезанна имела большое влияние во время экспрессионистской фазы протокубизма , между 1908 и 1910 годами, работы Сёра с их более плоскими и линейными структурами привлекли внимание кубистов со всего мира. 1911. [32] Сёра за несколько лет своей деятельности смог благодаря своим наблюдениям за облучением и эффектами контраста создать заново, без какой-либо направляющей традиции, дополнить эстетическую систему новым техническим методом, идеально приспособленным к ее выражению. [33]
«С появлением монохроматического кубизма в 1910–1911 годах, — пишет искусствовед Роберт Герберт, — вопросы формы вытеснили цвет в центре внимания художников, и для них Сёра стал более актуальным. Благодаря нескольким выставкам его картины и рисунки были легко видели в Париже, а репродукции его основных композиций широко распространялись среди кубистов. «Чахут» Андре Сальмон назвал [Рейксмузеум Крёллер-Мюллер, Оттерло] «одним из величайших икон новой преданности», причем как его, так и Цирк ( Цирк) , Музей Орсе, Париж, по словам Гийома Аполлинера , «почти принадлежат синтетическому кубизму». [28]
Среди французских художников было прочно укоренено представление о том, что живопись может быть выражена математически как с точки зрения цвета, так и с точки зрения формы; и это математическое выражение привело к независимой и убедительной «объективной истине», возможно, большей, чем объективная истина представленного объекта. [32]
Действительно, неоимпрессионистам удалось создать объективную научную основу в области цвета (Сёра обращается к обеим проблемам в «Цирке и танцорах »). Вскоре кубистам пришлось сделать то же самое как в области формы, так и в динамике; Орфизм проделал бы то же самое и с цветом. [32]
2 декабря 2021 года Google наградил Сёра дудлом Google в день его 162-летия. [34] [35] [36]
Картины
[ редактировать ]- Сёра, 1879–1880, Пейзаж в Сен-Уэне , масло, панель, Метрополитен-музей.
- Сёра, 1879, Цветы в вазе , холст, масло, Музей Фогга.
- Сёра, 1881, Заросший склон , холст, масло, Художественный музей Далласа.
- Пригороды , 1882–1883, Музей современного искусства Труа.
- Рыбалка в Сене , 1883, Музей современного искусства Труа.
- Рабочие 1883, Национальная художественная галерея Вашингтон, округ Колумбия.
- Этюд для воскресного дня на острове Ла-Гранд-Жатт , 1884–85, Чикагский институт искусств , Чикаго
- Вид на форт Самсон 1885, Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Сена и Гранд-Жатт – весна 1888 года, Королевские музеи изящных искусств Бельгии.
- Модели ( Les Poseuses ), 1886–1888, Фонд Барнса , Филадельфия.
- Серая погода, Гранде-Жатт, 1888, Художественный музей Филадельфии.
- Эйфелева башня 1889 года, Калифорнийский дворец Почётного легиона , Сан-Франциско.
Рисунки
[ редактировать ]- Сидящая обнаженная, Этюд для Une Baignade , 1883, Шотландская национальная галерея
- L'Echo, этюд для Une Baignade, Аньер (Место для купания, Аньер) , 1883–84, Художественная галерея Йельского университета.
- Ребенок в белом, 1884–1885 гг., Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- Тромбонист ( Этюд для циркового парада ) , 1887, частное собрание.
- Этюд по мотивам «Модели» , 1888, Национальная художественная галерея.
Выставки
[ редактировать ]С 1883 года и до своей смерти Сёра выставлял свои работы в Салоне , Салоне Независимых , Les XX в Брюсселе, восьмой выставке импрессионистов и других выставках во Франции и за рубежом. [37]
- Салон, Париж, 1 мая – 20 июня 1883 г.
В Салоне был показан рисунок Эдмона Аман-Жана работы Сёра . - Салон Независимых, Париж, 15 мая – 30 июня 1884 г.
Сёра показал Une Baignade, Asnières после того, как официальный Салон отверг ее. Дебют Сёра как художника. - Салон Независимых, Париж, 10 декабря 1884 г. - 17 января 1885 г.
- Работы маслом и пастелью импрессионистов Парижа , Американская художественная ассоциация , Нью-Йорк, апрель и май 1886 года.
Организатор: Поль Дюран-Рюэль . - Выставка импрессионистов, Париж, 15 мая – 15 июня 1886 г.
Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт, показанный впервые. - Салон Независимых, Париж, 21 августа – 21 сентября 1886 г.
- Импрессионисты , Дворец Кур Сен-Андре, Нант, 10 октября 1886 г. – 15 января 1887 г.
- Галерея Мартине, Париж, декабрь 1886 г. - январь 1887 г.
- Les XX, Брюссель, февраль 1887 г.
- Салон Независимых, Париж, 26 марта – 3 мая 1887 г.
- Театр Либре , Париж, ноябрь 1887 г. - январь 1888 г.
Работы Сёра, Синьяка и Ван Гога. - Январская выставка , La Revue indépendante, Париж, январь 1888 г.
- Февральская выставка , La Revue indépendante, Париж, февраль 1888 г.
- Hôtel Drouot, Париж, 1–3 марта 1888 г. (выставка-продажа)
- Салон Независимых, Париж, 22 марта – 3 мая 1888 г.
- Вторая ежегодная выставка Голландского клуба офортов Arti et Amicitiae , Амстердам, июнь 1888 г.
Рисунок концерта в кафе , предоставленный Тео Ван Гогом . - Les XX, Брюссель, февраль 1889 г.
- Салон Независимых, Париж, 3 сентября – 4 октября 1889 г.
- Салон Независимых, Париж, 20 марта – 27 апреля 1890 г.
Показал Le Chahut , пудру Jeune femme se и еще 9 работ. - Les XX, Брюссель, 7 февраля – 8 марта 1891 г.
Показан Ле Шахю и еще 6 картин. - Салон Независимых, Париж, 20 марта – 27 апреля 1891 г.
Показал Le Cirque и четыре картины Gravelines.
Посмертные выставки:
- Коллекция беспредметных картин Соломона Р. Гуггенхайма, Южная Каролина, 1938, Художественная галерея Мемориала Гиббса. [38]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- ^ Джонс, Дэниел (2011). Роуч, Питер ; Сеттер, Джейн ; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-15255-6 .
- ^ «Сёра, Жорж Пьер» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года.
- ^ «Сёра» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ «Сёра» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ «Сёра». Полный словарь Random House Webster .
- ↑ Фрай, Роджер Эссе, «Циферблат», Камден, Нью-Джерси, сентябрь 1926 г.
- ^ «Институт искусств Чикаго» . Artic.edu. Архивировано из оригинала 4 июня 2018 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Клубы : стр. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Клубы : стр. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кирби, Джо; Стонор, Кейт; Бернсток, Авива ; Граут, Рэйчел; Рой, Ашок; Уайт, Раймонд (2003). «Практика живописи Сёра: теория, развитие и технология». Технический бюллетень Национальной галереи . 24 .
- ^ Перейти обратно: а б Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 12.
- ^ Синьяк, Краткий обзор Поля, в Revue Blanche Paris, 1899 г.
- ^ Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 148.
- ^ Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , стр. 147–48.
- ↑ Хронология истории искусств Хайльбрунна , получено 25 апреля 2010 г.
- ^ «Воскресенье в парке с Джорджем – Чикагский Шекспировский театр» . Theatreinchicago.com . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ Ганс, Эндрю. «McDonald-LuPone-Cerveris Sunday в парке с Джорджем Бегинсом, 3 сентября» Playbill.com, 3 сентября 2004 г.
- ^ «Театр New Line 2003–2004 – Воскресенье в парке с Джорджем» . Newlinetheatre.com . Проверено 20 января 2018 г.
- ^ Юдкис, Маура (16 ноября 2011 г.). «Видео Джона Хьюза объясняет сцену «Феррис Бьюллер» в Институте искусств» . Вашингтон Пост . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сёра : стр. 18–22.
- ^ Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 360.
- ^ « Смерть Сёра , CDC» . Cdc.gov. 14 апреля 2011 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ Общества : стр. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Герберт, Роберт Л., Неоимпрессионизм , Нью-Йорк, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, 1968 г.
- ^ Хантер, Сэм (1992). «Жорж Сёра». Современное искусство . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . п. 27 . ISBN 9780810936096 .
- ^ Рурберг, Карл; Хоннеф, Клаус; Фрике, Кристиана; Шнекенбургер, Манфред (2000). Искусство ХХ века , Карл Рурберг . Сумки. ISBN 9783822859070 . Проверено 13 марта 2014 г.
- ↑ Письмо писателю Морису Бобуру, 28 августа 1890 г., Seurat Phaidon Press, Лондон, 1965 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Алекс Миттельманн, Состояние мира современного искусства, Сущность кубизма и его эволюция во времени , 2011 г.
- ^ Фрай, Эссе Роджера в The Dial , Камден, Нью-Джерси, сентябрь 1926 г.
- ^ «162 года со дня рождения Жоржа Сёра» . www.google.com . 2 декабря 2021 г. Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ К, Диша (2 декабря 2021 г.). «Кем был Жорж Сёра? Google Doodle посвящен дню рождения француза» . ХИТЦ . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Музил, Стивен (2 декабря 2021 г.). «Google Doodle становится неоимпрессионистом, чтобы отпраздновать 162-летие со дня рождения художника Жоржа Сёра» . CNET . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Работы Жоржа Сёра, выставленные на выставке. В Сёра , стр. 121–130.
- ^ «Музей Гуггенхайма» . сайт Гуггенхайма .
Источники
[ редактировать ]- Жорж Сёра, 1859–1891 гг . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1991. ISBN 9780870996184 .
- Йоорен, Марике; Вельдинк, Сюзанна; Бергер, Хелевайз (2014). Сёра . Музей Креллер-Мюллер. ISBN 9789073313286 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кашен, Франсуаза , Сёра: Мечта об искусстве и науке , сборник « Открытия Галлимара » (№ 108). Париж: Галлимар/Собрание национальных музеев, 1991 г.
- Эверделл, Уильям Р. (1998). Первые модерны . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-22480-5 .
- Фенеон, Феликс, Oeuvres-plus-que-completes , изд., JU Halperin, 2v, Женева: Droz, 1970.
- Эссе Фрая Роджера , « Циферблат », Камден, Нью-Джерси, сентябрь 1926 г.
- Гейдж, Джон Т., «Техника Сёра: переоценка», Art Bulletin 69:3 (87 сентября)
- Гальперин, Джоан Унгерсма, Феликс Фенеон: эстет и анархист в Париже конца века , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1988
- Гомер, Уильям Иннес, Сёра и наука о живописи , Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1964.
- Лёвгрен, Свен, Генезис модернизма: Сёра, Гоген, Ван Гог и французский символизм в 1880-х годах , 2-е изд., Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета, 1971
- Ревальд, Джон, Сезанн , новое издание, Нью-Йорк: Абрамс, 1986.
- Ревальд, Сера , Нью-Йорк: Абрамс, 1990 г.
- Ревальд, Исследования импрессионизма , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1986.
- Ревальд, Постимпрессионизм , 3-е изд., исправленное, Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1978.
- Ревальд, Исследования постимпрессионизма , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1986.
- Рич, Дэниел Кэттон, Сёра и эволюция La Grande Jatte ( University of Chicago Press , 1935), Нью-Йорк: Greenwood Press, 1969
- Рассел, Джон, Сёра , (1965) Лондон: Темза и Гудзон, 1985
- Сёра, Жорж, Сёра: переписка, свидетельства, неопубликованные заметки, критика , изд., Элен Сейрес, Париж: Акрополь, 1991 (NYU ND 553.S5A3)
- Сёра, редактор, Норма Броуд , Сёра в перспективе , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1978
- Смит, Пол, Сёра и авангард , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографическое агентство Реюньона национальных музеев и Большого дворца Елисейских полей.
- Сёра, Жорж, Музей Орсе. Архивировано 1 апреля 2019 года в Wayback Machine.
- Порт-ан-Бессен, Вход в гавань в онлайн-коллекции МоМА
- Жорж Сёра: Рисунки из онлайн-коллекции MoMA (требуется Flash)
- 1859 рождений
- 1891 смертей
- Художники из Парижа
- Французские художники XIX века.
- Французские художники-мужчины
- Художники-дивизионисты
- Пуантилизм
- Французские художники-постимпрессионисты
- Выпускники Школы изящных искусств
- Смертность от инфекционных заболеваний во Франции
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Французские художники-мужчины XIX века