Jump to content

Жорж Сёра

(Перенаправлено с Сёра )

Жорж Сёра
Следовал в 1888 году
Рожденный
Жорж-Пьер Сёра

( 1859-12-02 ) 2 декабря 1859 г.
Париж , Франция
Умер 29 марта 1891 г. ) ( 1891-03-29 ) ( 31 год
Париж, Франция
Известный Рисование
Заметная работа Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт.
Купальщицы в Аньере
Список картин
Движение Постимпрессионизм , Неоимпрессионизм , Пуантилизм
Партнер Мадлен Кноблох
Дети 2
Подпись

Жорж Пьер Сёра (англ. Великобритания : / ˈ s ɜːr ɑː , - ə / SUR -ah, -⁠ə , США : / s ʊ ˈ r ɑː / suu- RAH , [1] [2] [3] [4] [5] Французский: [ʒɔʁʒ pjɛʁ sœʁa] ; [6] 2 декабря 1859 — 29 марта 1891) — французский художник -постимпрессионист . Он разработал техники живописи, известные как хромолюминаризм и пуантилизм , и использовал карандаш Конте для рисунков на бумаге с шероховатой поверхностью.

Художественная личность Сёра сочетала в себе качества, которые обычно считаются противоположными и несовместимыми: с одной стороны, его крайняя и тонкая чувствительность, с другой — страсть к логической абстракции и почти математическая точность ума. [7] Его масштабная работа «Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт» (1884–1886) изменила направление современного искусства , положив начало неоимпрессионизму , и является одной из икон живописи конца XIX века . [8]

Биография

[ редактировать ]
Жорж Сёра, 1889–90, Ле Шахю , холст, масло, 170 х 141 см, Музей Крёллер-Мюллер , Оттерло

Семья и образование

[ редактировать ]

Сёра родился 2 декабря 1859 года в Париже, на улице де Бонди, 60 (ныне улица Рене Буланже). Семья Сёра переехала на бульвар де Маджента, 136 (ныне бульвар де Маджента, 110) в 1862 или 1863 году. [9] Его отец, Антуан Златоуст Сёра, родом из Шампани , был бывшим юридическим чиновником, разбогатевшим на спекуляциях недвижимостью, а его мать, Эрнестина Февр, была из Парижа. [10] У Жоржа были брат Эмиль Огюстен и сестра Мари-Берт, оба старшие. Его отец жил в Ле-Рэнси и раз в неделю навещал жену и детей на бульваре Маджента. [11]

Жорж Сёра сначала изучал искусство в Муниципальной школе скульптуры и рисунка, расположенной недалеко от дома его семьи на бульваре Маджента, которой руководил скульптор Жюстин Лекиен. [12] [13] В 1878 году он перешел в Школу изящных искусств , где его преподавал Анри Леманн , и прошел обычное академическое образование, рисуя по слепкам античных скульптур и копируя рисунки старых мастеров. [12] Исследования Сёра привели к созданию хорошо продуманной и плодотворной теории контрастов: теории, которой впоследствии подверглась вся его работа. [14] Его формальное художественное образование подошло к концу в ноябре 1879 года, когда он покинул Школу изящных искусств на год военной службы. [13]

После года обучения в Брестской военной академии он вернулся в Париж, где делил студию со своим другом Аманом-Жаном , а также снимал небольшую квартирку на улице Шаброль, 16. [10] Следующие два года он работал над освоением искусства монохромного рисунка. Его первой выставленной работой, показанной в Салоне в 1883 году, был рисунок Амана-Жана, нарисованный мелками Конте. [15] Он также внимательно изучал работы Эжена Делакруа , делая заметки об использовании им цвета. [12]

Купальщицы в Аньере

[ редактировать ]
Купальщицы в Аньере , 1884, холст, масло, 201×301 см, Национальная галерея , Лондон

В 1883 году он работал над своей первой крупной картиной — большим полотном под названием « Купальщицы в Аньере» . [16] монументальная работа, изображающая молодых людей, отдыхающих на берегу Сены в рабочем пригороде Парижа. [17] Несмотря на влияние импрессионизма в использовании цвета и световых тонов, картина с ее гладкими, упрощенными текстурами и тщательно очерченными, скорее скульптурными фигурами, демонстрирует продолжающееся влияние его неоклассического обучения; критик Поль Алексис назвал его «фальшивым Пюви де Шаванн ». [18] Сёра также отошел от идеала импрессионистов, подготовившись к работе с рядом рисунков и этюдов маслом, прежде чем приступить к работе над холстом в своей студии. [18]

«Купальщицы в Аньере» были отвергнуты Парижским салоном, и вместо этого он показал его в Groupe des Artistes Indépendants в мае 1884 года. Однако вскоре, разочаровавшись в плохой организации «Независимых», Сёра и некоторые другие художники, с которыми он познакомился через группу - в том числе Шарль Ангранд , Анри-Эдмон Кросс , Альберт Дюбуа-Пийе и Поль Синьяк – создали новую организацию, Société des Artistes Indépendants . [16] Новые идеи Сёра о пуантилизме оказали особенно сильное влияние на Синьяка, который впоследствии писал в том же стиле.

Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт.

[ редактировать ]
Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт , 1884–1886, холст, масло, 207,5 × 308,1 см, Институт искусств Чикаго.

Летом 1884 года Сёра приступил к работе над «Воскресным днем ​​на острове Ла-Гранд-Жатт» .

На картине изображены представители каждого социального класса, участвующие в различных мероприятиях парка. Крошечные расположенные рядом точки разноцветной краски позволяют глазу зрителя смешивать цвета оптически, а не физически смешивать цвета на холсте. Сёра потребовалось два года, чтобы закончить эту картину шириной 10 футов (3,0 м), большую часть из которых он провел в парке, делая наброски, готовясь к работе. Существует около 60 этюдов к большой картине, включая уменьшенную версию « Этюд для воскресного дня на острове Ла-Гранд-Жатт» (1884–1885), которая сейчас находится в коллекции Чикагского института искусств . Полная работа также является частью постоянной коллекции Чикагского института искусств. [19]

Картина послужила источником вдохновения для Джеймса Лапина и Стивена Сондхейма создания мюзикла « Воскресенье в парке с Джорджем». [20] [21] [22] и сыграл значительную символическую роль в фильме Джона Хьюза « Выходной день Ферриса Бьюллера» . [23]

Дальнейшая карьера и личная жизнь

[ редактировать ]
Jeune femme se poudrant ( Молодая женщина, пудрившаяся ), 1888–1890, холст, масло, 95,5 х 79,5 см, Институт искусств Курто

Сёра скрывал свои отношения с Мадлен Кноблох (или Мадлен Кноблок, 1868–1903), натурщицей художника, которую он изобразил в своей картине Jeune femme se poudrant . В 1889 году она переехала к Сёра в его студию на седьмом этаже бульвара Клиши , 128-бис . [24]

Когда Мадлен забеременела, пара переехала в студию на пассаже Елисей-де-Боз-Арт, 39 (ныне улица Андре Антуана). Там она родила сына, которого назвали Пьер-Жорж, 16 февраля 1890 года. [24]

Лето 1890 года Сёра провел на побережье в Гравелине , где он написал четыре полотна, в том числе «Канал Гравелин», «Маленький форт Филипп» , а также восемь масляных панелей, и сделал несколько рисунков. [25]

Сёра умер в Париже в доме своих родителей 29 марта 1891 года в возрасте 31 года. [9] Причина его смерти неизвестна, и ее по-разному объясняют формой менингита , пневмонии , инфекционной ангины и дифтерии . Его сын умер через две недели от той же болезни. [26] Его последняя амбициозная работа «Цирк » осталась незавершенной на момент его смерти.

состоялась поминальная служба 30 марта 1891 года в церкви Сен-Венсан-де-Поль . [9] Сёра был похоронен 31 марта 1891 года на кладбище Пер-Лашез . [11]

На момент смерти Сёра Мадлен была беременна вторым ребенком, который умер во время или вскоре после рождения. [27]

Теория цвета

[ редактировать ]

Современные идеи

[ редактировать ]
Фрагмент циркового представления (Parade de Cirque) (1889), демонстрирующий пуантилизм и теорию цвета.

В XIX веке такие учёные-писатели, как Мишель Эжен Шеврёль , Огден Руд и Дэвид Саттер, написали трактаты о цвете, оптических эффектах и ​​восприятии . Они адаптировали научные исследования Германа фон Гельмгольца и Исаака Ньютона в доступную для непрофессионалов форму. [28] Художники с большим интересом следили за новыми открытиями в восприятии. [28]

Шеврёль оказал, пожалуй, самое большое влияние на художников того времени; его большой вклад заключался в создании цветового круга основных и промежуточных оттенков. Шеврёль был французским химиком , реставрировавшим гобелены . Во время своих реставраций он заметил, что единственный способ правильно восстановить участок — это принять во внимание влияние цветов вокруг отсутствующей шерсти ; он не мог создать правильный оттенок, если не узнавал окружающие его красители . Шеврёль обнаружил, что два цвета, расположенные рядом, слегка перекрывающиеся или очень близко друг к другу, будут иметь эффект другого цвета, если смотреть на них с расстояния. Открытие этого явления стало основой пуантилистической техники художников-неоимпрессионистов. [28]

Шеврёль также понял, что «ореол», который человек видит, глядя на цвет, — это противоположный цвет (также известный как дополнительный цвет ). Например: посмотрев на красный объект, можно увидеть голубое эхо/ореол исходного объекта. Этот дополнительный цвет (например, голубой вместо красного) обусловлен стойкостью сетчатки . Художники-неоимпрессионисты, интересующиеся взаимодействием цветов, широко использовали в своих картинах дополнительные цвета. В своих работах Шеврёль советовал художникам думать и рисовать не только цвет центрального объекта, но и добавлять цвета и вносить соответствующие коррективы для достижения гармонии между цветами. Кажется, гармония, о которой писал Шеврёль, — это то, что Сёра назвал «эмоцией». [28]

Неясно, прочитал ли Сёра всю книгу Шеврёля о цветовом контрасте, опубликованную в 1859 году, но он скопировал несколько абзацев из главы, посвященной живописи, и прочитал Шарля Блана » «Граммерию искусств дю дессэн (1867). [12] в котором цитируется работа Шеврёля. Книга Блана была адресована художникам и ценителям искусства. Из-за эмоционального значения цвета для него он дал четкие рекомендации, которые были близки к теориям, позже принятым неоимпрессионистами. Он говорил, что цвет не должен основываться на «суждении вкуса», а должен быть близок к тому, что мы испытываем в реальности. Блан хотел, чтобы художники не использовали цвета одинаковой интенсивности, а сознательно планировали и понимали роль каждого оттенка в создании целого. [28]

В то время как Шеврель основывал свои теории на мыслях Ньютона о смешивании света, Огден Руд основывал свои сочинения на работах Гельмгольца. Он проанализировал эффекты смешивания и сопоставления материальных пигментов. Руд ценится В качестве основных цветов красный, зеленый и сине-фиолетовый. Как и Шеврёль, он сказал, что если два цвета разместить рядом друг с другом, издалека они будут выглядеть как третий отличительный цвет. Он также отметил, что сопоставление основных цветов рядом друг с другом создаст гораздо более интенсивный и приятный цвет для восприятия глазом и умом, чем соответствующий цвет, полученный простым смешиванием красок. Руд посоветовал художникам осознавать разницу между аддитивными и субтрактивными свойствами цвета, поскольку материальные и оптические пигменты (свет) смешиваются по-разному:

  • Пигменты материала: красный + желтый + синий = черный ( пурпурный, желтый и голубой при смешивании дают настоящий черный цвет; красный, желтый и синий обычно этого не делают).
  • Оптический/световой: красный + зеленый + синий = белый

На Сёра также повлияли «Феномены видения» Саттера (1880), в которых он писал, что «законы гармонии можно изучить так же, как изучают законы гармонии и музыки». [29] В 1880-х годах он слушал лекции математика Чарльза Генри в Сорбонне , который обсуждал эмоциональные свойства и символическое значение линий и цвета. Остаются разногласия по поводу того, в какой степени идеи Генри были приняты Сёра. [28]

Язык цвета

[ редактировать ]
Цирк , 1891, Музей Орсе , Париж.

Сёра близко к сердцу принял идею теоретиков цвета о научном подходе к живописи. Он считал, что художник может использовать цвет для создания гармонии и эмоций в искусстве точно так же, как музыкант использует контрапункт и вариации для создания гармонии в музыке. Он предположил, что научное применение цвета похоже на любой другой закон природы, и ему захотелось доказать эту гипотезу. Он думал, что знание восприятия и оптических законов можно использовать для создания нового языка искусства, основанного на собственном наборе эвристик , и намеревался показать этот язык с помощью линий, интенсивности цвета и цветовой схемы. Сёра назвал этот язык хромолюминаризмом . [28]

В письме к писателю Морису Бобуру в 1890 году он писал: «Искусство — это гармония. Гармония — это аналогия противоположностей и сходных элементов тона, цвета и линии. В тоне светлее против более темного. В цвете дополняют друг друга , красно-зеленый, оранжево-синий, желто-фиолетовый. В линии, образующей прямой угол. Рамка находится в гармонии, противоположной тонам, цветам и линиям изображения. их господстве и под влиянием света, в веселых, спокойных или грустных сочетаниях». [30] [31]

Теории Сёра можно резюмировать следующим образом: Эмоция веселья может быть достигнута за счет доминирования светящихся оттенков, преобладания теплых цветов и использования линий, направленных вверх. Спокойствие достигается за счет эквивалентности/баланса использования света и тьмы, баланса теплых и холодных цветов и горизонтальных линий. Грусть достигается использованием темных и холодных цветов и линий, направленных вниз. [28]

Цирковое представление (Parade de Cirque) , 1887–88, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.

В то время как диалектическая природа творчества Поля Сезанна имела большое влияние во время экспрессионистской фазы протокубизма , между 1908 и 1910 годами, работы Сёра с их более плоскими и линейными структурами привлекли внимание кубистов со всего мира. 1911. [32] Сёра за несколько лет своей деятельности смог благодаря своим наблюдениям за облучением и эффектами контраста создать заново, без какой-либо направляющей традиции, дополнить эстетическую систему новым техническим методом, идеально приспособленным к ее выражению. [33]

«С появлением монохроматического кубизма в 1910–1911 годах, — пишет искусствовед Роберт Герберт, — вопросы формы вытеснили цвет в центре внимания художников, и для них Сёра стал более актуальным. Благодаря нескольким выставкам его картины и рисунки были легко видели в Париже, а репродукции его основных композиций широко распространялись среди кубистов. «Чахут» Андре Сальмон назвал [Рейксмузеум Крёллер-Мюллер, Оттерло] «одним из величайших икон новой преданности», причем как его, так и Цирк ( Цирк) , Музей Орсе, Париж, по словам Гийома Аполлинера , «почти принадлежат синтетическому кубизму». [28]

Среди французских художников было прочно укоренено представление о том, что живопись может быть выражена математически как с точки зрения цвета, так и с точки зрения формы; и это математическое выражение привело к независимой и убедительной «объективной истине», возможно, большей, чем объективная истина представленного объекта. [32]

Действительно, неоимпрессионистам удалось создать объективную научную основу в области цвета (Сёра обращается к обеим проблемам в «Цирке и танцорах »). Вскоре кубистам пришлось сделать то же самое как в области формы, так и в динамике; Орфизм проделал бы то же самое и с цветом. [32]

2 декабря 2021 года Google наградил Сёра дудлом Google в день его 162-летия. [34] [35] [36]

Выставки

[ редактировать ]
Портрет Эдмона Аман-Жана , представленный в Салоне 1883 года.

С 1883 года и до своей смерти Сёра выставлял свои работы в Салоне , Салоне Независимых , Les XX в Брюсселе, восьмой выставке импрессионистов и других выставках во Франции и за рубежом. [37]

  • Салон, Париж, 1 мая – 20 июня 1883 г.
    В Салоне был показан рисунок Эдмона Аман-Жана работы Сёра .
  • Салон Независимых, Париж, 15 мая – 30 июня 1884 г.
    Сёра показал Une Baignade, Asnières после того, как официальный Салон отверг ее. Дебют Сёра как художника.
  • Салон Независимых, Париж, 10 декабря 1884 г. - 17 января 1885 г.
  • Работы маслом и пастелью импрессионистов Парижа , Американская художественная ассоциация , Нью-Йорк, апрель и май 1886 года.
    Организатор: Поль Дюран-Рюэль .
  • Выставка импрессионистов, Париж, 15 мая – 15 июня 1886 г.
    Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт, показанный впервые.
  • Салон Независимых, Париж, 21 августа – 21 сентября 1886 г.
  • Импрессионисты , Дворец Кур Сен-Андре, Нант, 10 октября 1886 г. – 15 января 1887 г.
  • Галерея Мартине, Париж, декабрь 1886 г. - январь 1887 г.
  • Les XX, Брюссель, февраль 1887 г.
  • Салон Независимых, Париж, 26 марта – 3 мая 1887 г.
  • Театр Либре , Париж, ноябрь 1887 г. - январь 1888 г.
    Работы Сёра, Синьяка и Ван Гога.
  • Январская выставка , La Revue indépendante, Париж, январь 1888 г.
  • Февральская выставка , La Revue indépendante, Париж, февраль 1888 г.
  • Hôtel Drouot, Париж, 1–3 марта 1888 г. (выставка-продажа)
  • Салон Независимых, Париж, 22 марта – 3 мая 1888 г.
  • Вторая ежегодная выставка Голландского клуба офортов Arti et Amicitiae , Амстердам, июнь 1888 г.
    Рисунок концерта в кафе , предоставленный Тео Ван Гогом .
  • Les XX, Брюссель, февраль 1889 г.
  • Салон Независимых, Париж, 3 сентября – 4 октября 1889 г.
  • Салон Независимых, Париж, 20 марта – 27 апреля 1890 г.
    Показал Le Chahut , пудру Jeune femme se и еще 9 работ.
  • Les XX, Брюссель, 7 февраля – 8 марта 1891 г.
    Показан Ле Шахю и еще 6 картин.
  • Салон Независимых, Париж, 20 марта – 27 апреля 1891 г.
    Показал Le Cirque и четыре картины Gravelines.

Посмертные выставки:

  • Коллекция беспредметных картин Соломона Р. Гуггенхайма, Южная Каролина, 1938, Художественная галерея Мемориала Гиббса. [38]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN  978-1-4058-8118-0 .
  2. ^ Джонс, Дэниел (2011). Роуч, Питер ; Сеттер, Джейн ; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-15255-6 .
  3. ^ «Сёра, Жорж Пьер» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года.
  4. ^ «Сёра» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 3 августа 2019 г.
  5. ^ «Сёра» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 3 августа 2019 г.
  6. ^ «Сёра». Полный словарь Random House Webster .
  7. Фрай, Роджер Эссе, «Циферблат», Камден, Нью-Джерси, сентябрь 1926 г.
  8. ^ «Институт искусств Чикаго» . Artic.edu. Архивировано из оригинала 4 июня 2018 года . Проверено 13 марта 2014 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Клубы : стр. 16.
  10. ^ Перейти обратно: а б Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 11.
  11. ^ Перейти обратно: а б Клубы : стр. 17.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Кирби, Джо; Стонор, Кейт; Бернсток, Авива ; Граут, Рэйчел; Рой, Ашок; Уайт, Раймонд (2003). «Практика живописи Сёра: теория, развитие и технология». Технический бюллетень Национальной галереи . 24 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 12.
  14. ^ Синьяк, Краткий обзор Поля, в Revue Blanche Paris, 1899 г.
  15. ^ Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 48.
  16. ^ Перейти обратно: а б Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 148.
  17. ^ Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 150.
  18. ^ Перейти обратно: а б Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , стр. 147–48.
  19. Хронология истории искусств Хайльбрунна , получено 25 апреля 2010 г.
  20. ^ «Воскресенье в парке с Джорджем – Чикагский Шекспировский театр» . Theatreinchicago.com . Проверено 18 декабря 2016 г.
  21. ^ Ганс, Эндрю. «McDonald-LuPone-Cerveris Sunday в парке с Джорджем Бегинсом, 3 сентября» Playbill.com, 3 сентября 2004 г.
  22. ^ «Театр New Line 2003–2004 – Воскресенье в парке с Джорджем» . Newlinetheatre.com . Проверено 20 января 2018 г.
  23. ^ Юдкис, Маура (16 ноября 2011 г.). «Видео Джона Хьюза объясняет сцену «Феррис Бьюллер» в Институте искусств» . Вашингтон Пост . Проверено 9 декабря 2021 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Сёра : стр. 18–22.
  25. ^ Жорж Сёра, 1859–1891 1991 , с. 360.
  26. ^ « Смерть Сёра , CDC» . Cdc.gov. 14 апреля 2011 года . Проверено 13 марта 2014 г.
  27. ^ Общества : стр. 18.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Герберт, Роберт Л., Неоимпрессионизм , Нью-Йорк, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, 1968 г.
  29. ^ Хантер, Сэм (1992). «Жорж Сёра». Современное искусство . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . п. 27 . ISBN  9780810936096 .
  30. ^ Рурберг, Карл; Хоннеф, Клаус; Фрике, Кристиана; Шнекенбургер, Манфред (2000). Искусство ХХ века , Карл Рурберг . Сумки. ISBN  9783822859070 . Проверено 13 марта 2014 г.
  31. Письмо писателю Морису Бобуру, 28 августа 1890 г., Seurat Phaidon Press, Лондон, 1965 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Алекс Миттельманн, Состояние мира современного искусства, Сущность кубизма и его эволюция во времени , 2011 г.
  33. ^ Фрай, Эссе Роджера в The Dial , Камден, Нью-Джерси, сентябрь 1926 г.
  34. ^ «162 года со дня рождения Жоржа Сёра» . www.google.com . 2 декабря 2021 г. Проверено 2 декабря 2021 г.
  35. ^ К, Диша (2 декабря 2021 г.). «Кем был Жорж Сёра? Google Doodle посвящен дню рождения француза» . ХИТЦ . Проверено 2 декабря 2021 г.
  36. ^ Музил, Стивен (2 декабря 2021 г.). «Google Doodle становится неоимпрессионистом, чтобы отпраздновать 162-летие со дня рождения художника Жоржа Сёра» . CNET . Проверено 2 декабря 2021 г.
  37. ^ Работы Жоржа Сёра, выставленные на выставке. В Сёра , стр. 121–130.
  38. ^ «Музей Гуггенхайма» . сайт Гуггенхайма .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кашен, Франсуаза , Сёра: Мечта об искусстве и науке , сборник « Открытия Галлимара » (№ 108). Париж: Галлимар/Собрание национальных музеев, 1991 г.
  • Эверделл, Уильям Р. (1998). Первые модерны . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN  0-226-22480-5 .
  • Фенеон, Феликс, Oeuvres-plus-que-completes , изд., JU Halperin, 2v, Женева: Droz, 1970.
  • Эссе Фрая Роджера , « Циферблат », Камден, Нью-Джерси, сентябрь 1926 г.
  • Гейдж, Джон Т., «Техника Сёра: переоценка», Art Bulletin 69:3 (87 сентября)
  • Гальперин, Джоан Унгерсма, Феликс Фенеон: эстет и анархист в Париже конца века , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1988
  • Гомер, Уильям Иннес, Сёра и наука о живописи , Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1964.
  • Лёвгрен, Свен, Генезис модернизма: Сёра, Гоген, Ван Гог и французский символизм в 1880-х годах , 2-е изд., Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета, 1971
  • Ревальд, Джон, Сезанн , новое издание, Нью-Йорк: Абрамс, 1986.
  • Ревальд, Сера , Нью-Йорк: Абрамс, 1990 г.
  • Ревальд, Исследования импрессионизма , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1986.
  • Ревальд, Постимпрессионизм , 3-е изд., исправленное, Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1978.
  • Ревальд, Исследования постимпрессионизма , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1986.
  • Рич, Дэниел Кэттон, Сёра и эволюция La Grande Jatte ( University of Chicago Press , 1935), Нью-Йорк: Greenwood Press, 1969
  • Рассел, Джон, Сёра , (1965) Лондон: Темза и Гудзон, 1985
  • Сёра, Жорж, Сёра: переписка, свидетельства, неопубликованные заметки, критика , изд., Элен Сейрес, Париж: Акрополь, 1991 (NYU ND 553.S5A3)
  • Сёра, редактор, Норма Броуд , Сёра в перспективе , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1978
  • Смит, Пол, Сёра и авангард , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1997.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0dd0604d79a1c06291e70c0972b6f293__1719402480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/93/0dd0604d79a1c06291e70c0972b6f293.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Georges Seurat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)