Дивизионизм
Дивизионизм , также называемый хромолюминаризмом , является характерным стилем неоимпрессионистской живописи, определяемым разделением цветов на отдельные точки или пятна, которые взаимодействуют оптически. [ 1 ] [ 2 ]
Требуя от зрителя комбинировать цвета оптически, а не физически смешивать пигменты , дивизионисты считали, что они достигают максимально возможной с научной точки зрения яркости . Жорж Сёра основал этот стиль примерно в 1884 году как хромолюминаризм, опираясь на свое понимание научных теорий Мишеля Эжена Шеврёля , Огдена Руда и Шарля Блана , среди других. Дивизионизм развился вместе с другим стилем, пуантилизмом , который определяется использованием точек краски и не обязательно фокусируется на разделении цветов. [ 1 ] [ 3 ]
Теоретические основы и разработки
[ редактировать ]Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт. | |
---|---|
Художник | Жорж Сёра |
Год | 1884–1886 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 207,6 см × 308 см (81,7 × 121,3 дюйма) |
Расположение | Институт искусств Чикаго , Чикаго |
Портрет Феликса Фенеона | |
---|---|
Художник | Поль Синьяк |
Год | 1890 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 73,5 см × 92,5 см (28,9 × 36,4 дюйма) |
Расположение | Музей современного искусства , Нью-Йорк |
Автопортрет в фетровой шляпе | |
---|---|
Художник | Винсент Ван Гог |
Год | 1888 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 44 см × 37,5 см (17,3 × 14,8 дюйма) |
Расположение | Музей Ван Гога , Амстердам |
Танец, Вакханка | |
---|---|
Художник | Жан Метцингер |
Год | 1906 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 73 см × 54 см (28,7 × 21,2 дюйма) |
Расположение | Рейксмузеум Креллер-Мюллер , Оттерло, Нидерланды |
Мужчина с тюльпаном (Портрет Жана Метцингера) | |
---|---|
Художник | Робер Делоне |
Год | 1906 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 72,4 см × 48,5 см (28,5 × 19,1 дюйма) |
Дивизионизм — это техника рисования отдельных точек или пятен разных цветов в непосредственной близости, которые оптически взаимодействуют в восприятии зрителя, создавая более яркие цвета. Краски на самом деле не смешиваются, а рассматриваются близко друг к другу, поэтому отдельные цвета света, отраженные красками, смешиваются в глазу и мозге; этот процесс называется аддитивным смешиванием [ 4 ] а также используется компьютерными мониторами. [ 5 ] Это отличается от смешивания разных красок для получения нового цвета путем субтрактивного смешивания. [ 6 ] точно так же лазерные принтеры воспроизводят цвета. [ 5 ] Несмотря на теорию, в картинах Сёра на самом деле не используется настоящая смесь добавок, поскольку цвета, отражаемые его красками, когда он их использовал, на самом деле не смешиваются в глазах. Вместо этого Сёра использовал очень контрастные цвета в непосредственной близости, но недостаточно близко, чтобы можно было аддитивно смешивать; этот эффект называется одновременным контрастом, который создает легкое мерцание и слегка увеличивает видимую визуальную интенсивность цветов. [ 4 ] [ 7 ]
Импрессионизм зародился во Франции в 1870-х годах и характеризуется использованием быстрых, коротких, ломаных мазков для точной передачи мгновенных эффектов света и атмосферы на открытом воздухе. Импрессионисты стремились создать «впечатление» мгновенной сцены, как ее воспринимает зритель, а не механически точное воспроизведение сцены. Дивизионизм, также известный как пуантилизм , развился из импрессионизма в 1880-х годах. Дивизионисты использовали технику размещения небольших отдельных точек цвета рядом друг с другом на холсте, а не смешивания цветов на палитре . Это создавало более яркий и динамичный эффект, но требовало более высокого уровня мастерства и точности. Неоимпрессионизм возник в конце 19 века, использовал более точные и геометрические формы для построения композиций и находился под сильным влиянием научных исследований теории цвета и оптических цветовых эффектов для создания более гармоничных и светлых картин. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
В число ученых и художников, чьи теории света или цвета оказали некоторое влияние на развитие дивизионизма, входят Чарльз Генри , Шарль Блан , Давид Пьер Джоттино, Гумберт де Супервиль , Дэвид Саттер, Мишель Эжен Шеврёль , Огден Руд и Герман фон Гельмгольц . [ 2 ]
Начало с Жоржем Сёра
[ редактировать ]Дивизионизм, как и движение неоимпрессионизма в целом, зародился в шедевре Жоржа Сёра « Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт» . Сёра получил классическое образование в Школе изящных искусств , и поэтому его первые работы отражали стиль Барбизона . В 1883 году Сёра и некоторые его коллеги начали искать способы выразить на холсте как можно больше света. [ 12 ] К 1884 году, с выставкой его первой крупной работы « Купальщики в Аньере» , а также крокетонов острова Иль-де-ла-Жатт , его стиль начал формироваться с осознанием импрессионизма, но так продолжалось до тех пор, пока он не закончил «Большую Жатту». в 1886 году он основал свою теорию хромолюминаризма. На самом деле «Гранд Жатт» изначально не была написана в дивизионистском стиле, но зимой 1885–86 годов он переработал картину, усилив ее оптические свойства в соответствии со своей интерпретацией научных теорий цвета и света. [ 13 ]
Поль Синьяк и другие художники
[ редактировать ]Теория цвета
[ редактировать ]Шарля Блана «Грамматика искусств дю дессена» познакомила Сёра с теориями цвета и зрения, которые вдохновили хромолюминаризм. В работе Блана, основанной на теориях Мишеля Эжена Шеврёля и Эжена Делакруа , утверждалось, что оптическое смешивание позволит получить более яркие и чистые цвета, чем традиционный процесс смешивания пигментов. [ 12 ] Физическое смешивание пигментов представляет собой субтрактивный процесс являются голубой, пурпурный и желтый , в котором основными цветами . С другой стороны, если цветной свет смешивается, получается аддитивная смесь — процесс, в котором основными цветами являются красный, зеленый и синий.
В теории цвета дивизионистов художники интерпретировали научную литературу, заставляя свет действовать в одном из следующих контекстов: [ 12 ]
- Местный колорит
- Местный цвет, как доминирующий элемент картины, относится к истинному цвету предметов, например, зеленой траве или голубому небу.
- Прямые солнечные лучи
- При необходимости желто-оранжевые цвета, отражающие действие солнца, будут перемежаться с естественными цветами, чтобы имитировать эффект прямого солнечного света.
- Тень
- Если освещение только непрямое, для имитации темноты и теней можно использовать другие цвета, например синий, красный и фиолетовый.
- Отраженный свет
- Объект, расположенный рядом с другим на картине, может отбрасывать на него отраженные цвета.
- Контраст
- Шеврёля Чтобы воспользоваться преимуществами теории одновременного контраста , контрастные цвета можно разместить в непосредственной близости.
Теории Сёра заинтриговали многих его современников, поскольку к движению неоимпрессионистов присоединились и другие художники, ищущие реакцию против импрессионизма. Поль Синьяк , в частности, стал одним из главных сторонников теории дивизионизма, особенно после смерти Сёра в 1891 году. Фактически, книга Синьяка « Д'Эжен Делакруа о нео-импрессионизме» , опубликованная в 1899 году, ввела термин «дивизионизм» и получила широкое признание. как манифест неоимпрессионизма. [ 3 ]
Дивизионизм во Франции и Северной Европе
[ редактировать ]Помимо Синьяка, другие французские художники , в основном через ассоциации Société des Artistes Indépendants , переняли некоторые техники дивизионизма, в том числе Камиль и Люсьен Писсарро , Альбер Дюбуа-Пийе , Шарль Ангранд , Максимилиан Люс , Анри-Эдмон Кросс и Ипполит Петижан . [ 13 ] Кроме того, благодаря пропаганде дивизионизма Полем Синьяком, влияние можно увидеть в некоторых работах Винсента Ван Гога , Анри Матисса , Жана Метцингера , Роберта Делоне и Пабло Пикассо . [ 13 ] [ 14 ]
В 1907 году Метцингер и Делоне были отмечены критиком Луи Вокселем как дивизионисты, которые использовали большие мозаичные «кубики» для построения небольших, но очень символических композиций. [ 15 ] Оба художника разработали новый подстиль, который вскоре после этого имел большое значение в контексте их кубистских работ. Пит Мондриан , Ян Слейтерс и Лео Гестель в Нидерландах разработали похожую мозаичную технику дивизионизма примерно в 1909 году. Футуристы позже (1909–1916) адаптировали этот стиль, отчасти под влиянием Джино Северини парижского опыта (с 1907 года). ), в свои динамичные картины и скульптуры. [ 16 ]
Дивизионизм в Италии
[ редактировать ]Влияние Сёра и Синьяка на некоторых итальянских живописцев проявилось на Первой Триеннале 1891 года в Милане . Возглавляемый Грубичи де Драконом и позже систематизированный Гаэтано Превиати в его «Principi Scientifici del Divisionismo» 1906 года, ряд художников, в основном в Северной Италии, экспериментировали в различной степени с этими техниками.
Пелицца да Вольпедо применил эту технику к социальным (и политическим) предметам; в этом к нему присоединились Морбелли и Лонгони . Среди дивизионистских работ Пелиццы были «Speranze deluse» (1894) и «Il only nascente» (1904). [ 17 ] Однако именно в области пейзажей дивизионизм нашел сильных сторонников, в том числе Джованни Сегантини , Гаэтано Превиати, Анджело Морбелли и Маттео Оливеро . Дальнейшими приверженцами живописи жанровой тематики были Плинио Номеллини , Рубальдо Мерелло , Джузеппе Коминетти , Камилло Инноченти , Энрико Лионне и Артуро Ночи . Дивизионизм также оказал большое влияние на творчество футуристов Джино Северини ( «Сувениры о путешествии» , 1911); Джакомо Балла ( Дуговая лампа , 1909 г.); [ 18 ] Карло Карра ( Уход со сцены , 1910); и Умберто Боччони ( «Город восстает» , 1910). [ 1 ] [ 19 ] [ 20 ]
Критика и споры
[ редактировать ]Дивизионизм быстро привлек как негативное, так и положительное внимание со стороны искусствоведов , которые обычно либо поддерживали, либо осуждали включение научных теорий в методы неоимпрессионизма. Например, Йорис-Карл Гюисманс негативно отзывался о картинах Сёра, говоря: «Очистите его фигуры от покрывающих их цветных блох, под ними нет ничего, ни мысли, ни души, ничего». [ 21 ] Лидеры импрессионизма, такие как Моне и Ренуар , отказывались выставляться с Сёра, и даже Камиль Писсарро , который первоначально поддерживал дивизионизм, позже отрицательно отзывался о технике. [ 21 ]
Хотя большинство сторонников дивизиона не получили особого одобрения критиков, некоторые критики были лояльны к движению, в том числе Феликс Фенеон , Арсен Александр и Антуан де ларошфуко . [ 14 ]
Научные заблуждения
[ редактировать ]Хотя художники-дивизионисты твердо верили, что их стиль основан на научных принципах, некоторые люди полагают, что существуют доказательства того, что дивизионисты неверно истолковали некоторые основные элементы оптической теории . [ 22 ] Например, одно из этих заблуждений можно увидеть в общем убеждении, что метод рисования дивизионистов обеспечивает большую яркость, чем предыдущие методы. Аддитивная яркость применима только в случае цветного света, а не в случае наложения пигментов; на самом деле яркость двух пигментов, находящихся рядом друг с другом, представляет собой просто среднее значение их индивидуальной светимости. [ 22 ] Более того, с помощью оптической смеси невозможно создать цвет, который нельзя создать с помощью физической смеси. Логические несоответствия также можно обнаружить в исключении Дивизионистами более темных цветов и их интерпретации одновременного контраста. [ 22 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Тео ван Риссельберг , 1894, Портрет Ирмы Сете
-
Анри Матисс , 1899, Натюрморт с компотом, яблоками и апельсинами , Балтиморский художественный музей .
-
Пабло Пикассо , 1901, Старуха (Женщина в перчатках, Женщина с драгоценностями) , Художественный музей Филадельфии .
-
Андре Дерен , 1905, «Сохнут паруса» , ГМИИ
-
Робер Антуан Пинчон , 1905 год, Сена в Руане в сумерках.
-
Робер Делоне , 1906, Пейзаж на диске , Национальный музей современного искусства.
-
Анри-Эдмон Кросс , 1906, «Полет нимф» , Музей Орсе.
-
Пит Мондриан , 1909, Дюна III , Gemeentemuseum, Гаага
-
Поль Синьяк , 1909, «Сосна в Сен-Тропе» , ГМИИ
-
Джино Северини , 1911, Souvenirs de Voyage ( Воспоминания о путешествии, Воспоминания о путешествии ), частное собрание
-
Ипполит Петижан , около 1912, Ле-Пон-Нёф , Метрополитен-музей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Тосини, Аврора Скотти, «Дивизионизм», Grove Art Online , Oxford Art Online .
- ^ Перейти обратно: а б Гомер, Уильям И. Сёра и наука о живописи. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1964.
- ^ Перейти обратно: а б Рэтлифф, Флойд. Поль Синьяк и цвет в неоимпрессионизме. Нью-Йорк: Университет Рокфеллера, 1992. ISBN 0-87470-050-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «Дивизионизм: история, метод живописи Жоржа Сёра» . www.visual-arts-cork.com . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Смешение цветов» . физика.bu.edu . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ «Аддитивное и субтрактивное смешение цветов» . isle.hanover.edu . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ «Одновременный и последовательный контраст» . colorusage.arc.nasa.gov . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «Дивизионизм | искусство | Британика» . www.britanica.com . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Тейт. «Импрессионизм» . Тейт . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Кемп, Мартин (май 2008 г.). «Библия импрессионистов» . Природа . 453 (7191): 37. дои : 10.1038/453037a . ISSN 1476-4687 . S2CID 34142687 .
- ^ «Импрессионизм | Определение, история, искусство и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Саттер, Джин. Неоимпрессионисты. Гринвич, Коннектикут: Нью-Йоркское графическое общество, 1970. ISBN 0-8212-0224-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, Пол. Сёра, Жорж. Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн
- ^ Перейти обратно: а б Рапетти Родольф Синьяк, Paul Grove Art Online. Оксфордское искусство онлайн
- ^ Рурберг, Карл. «Сёра и неоимпрессионисты». Искусство ХХ века , Том. 2. Кёльн: Ташен , 1998. ISBN 3-8228-4089-0 .
- ^ Роберт Герберт, Неоимпрессионизм , Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, 1968.
- ^ Il Sole Nascente находится в Национальной галерее современного искусства в Риме.
- ^ Дуговая лампа находится в Музее современного искусства , Нью-Йорк.
- ↑ The City Rises также можно найти в МоМА.
- ^ Получено из абзаца в Associazione Pellizza da Volpedo. Архивировано 9 ноября 2013 г. в Wayback Machine , где цитируется Enciclopedia dell'arte, Milano (Garzanti) 2002, а также см. Голоса итальянского дивизионизма в Bollettino Anisa, N. 12, год XIX, н. 1 мая 2000 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ревальд, Джон. Сёра: биография. Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс, 1990. ISBN 0-8109-3814-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ли, Алан. «Сёра и наука». История искусства 10 (июнь 1987 г.): 203–24.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блан, Шарль. Грамматика живописи и гравюры. Чикаго: SC Griggs and Company, 1891. [1] .
- Блок, Джейн. «Неоимпрессионизм». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. [2] .
- Блок, Джейн. "Пуантилизм." Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. [3] .
- Броуд, Норма , изд. Сёра в перспективе. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1978. ISBN 0-13-807115-2 .
- Кашен, Франсуаза . Поль Синьяк. Гринвич, Коннектикут: Нью-Йоркское графическое общество, 1971. ISBN 0-8212-0482-3 .
- Клемент, Рассел Т. и Анник Узе. Художники-неоимпрессионисты: справочник по Жоржу Сёра, Камилю Писсарро, Полю Синьяку, Тео ван Риссельбергу, Анри Эдмону Кросу, Шарлю Анграну, Максимилиану Люсу и Альберту Дюбуа-Пийе. Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд П., 1999. ISBN 0-313-30382-7 .
- Шеврёль, Мишель Эжен. Принципы гармонии и контраста цветов . Лондон: Генри Дж. Бон, Йорк-стрит, Ковент-Гарден, 1860 г.
- Дорра, Анри. Символистские теории искусства: критическая антология . Беркли: Калифорнийский университет, 1994.
- Гейдж, Джон. «Техника Сёра: переоценка». Художественный бюллетень 69 (сентябрь 1987 г.): 448–54. ДЖСТОР. Техника Сёра: переоценка .
- Герберт, Роберт. Жорж Сёра, 1859–1891 , Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1991. ISBN 9780870996184 .
- Герберт, Роберт Л. Неоимпрессионизм. Нью-Йорк: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, 1968.
- Хаттон, Джон Г. Неоимпрессионизм и поиск твердой почвы: искусство, наука и анархизм во Франции конца века. Батон-Руж, Луизиана: Университет штата Луизиана, 1994. ISBN 0-8071-1823-0 .
- Пуппо, Дарио дель. «Четвертая власть». Наука и общество , Том 58, № 2, стр. 13, 1994.
- Мейган, Джудит. «Во славу материнства: обещания и неудачи живописи для социальных реформ в Италии конца девятнадцатого века». Искусство девятнадцатого века во всем мире , Том. 1, № 1, 2002.
- «Радикальный свет: художники-дивизионисты Италии». История сегодня , август 2008 г.
- Ревальд, Джон. Жорж Сёра. Нью-Йорк: Виттенборн и компания, 1946.
- Рослак, Робин. Неоимпрессионизм и анархизм во Франции конца века: живопись, политика и пейзаж . Нп: НП, 2007.
- Синьяк, Поль. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. 1899. [4] .
- Уинкфилд, Тревор. «Синдром Синьяка». Современные художники , осень 2001: 66-70.
- Тим Паркс о дивизионистском движении художников в Италии