Jump to content

Синяя птица (Метцингер)

Синяя птица
Английский: Синяя птица
Художник Жан Метцингер
Год 1912-13
Середина Холст, масло
Размеры 230 см × 196 см (90,5 × 77,2 дюйма)
Расположение Музей современного искусства города Парижа , Париж

«Синяя птица» (фр. L’Oiseau bleu ) — картина маслом, созданная в 1912–1913 годах французским художником и теоретиком Жаном Метцингером . L'Oiseau bleu , одна из самых узнаваемых и часто упоминаемых работ Метцингера, впервые была выставлена ​​в Париже в Салоне Независимых весной 1913 года (кат. № 2087). [1] через несколько месяцев после публикации первого (и единственного) кубистского манифеста Du «Cubisme» , написанного Жаном Метцингером и Альбертом Глейзесом (1912). Впоследствии он был выставлен на выставке Erster Deutscher Herbstsalon 1913 года в Берлине (под названием Der blaue Vogel , кат. № 287). [2]

Аполлинер охарактеризовал «Голубой Уазо» как «очень блестящую картину» и «свою самую важную работу на сегодняшний день». L'Oiseau bleu , приобретенная городом Париже в 1937 году, является частью постоянной коллекции Музея современного искусства де ла Виль де Пари . [3]

Описание

[ редактировать ]
Жан Метцингер, 1913, к «Синей птице» Этюд , бумага, акварель, графит, тушь, 37 х 29,5 см, Центр Помпиду , Национальный музей современного искусства , Париж

L'Oiseau bleu — картина маслом на холсте размером 230 х 196 см (90,5 на 77,2 дюйма). Работа представляет трех обнаженных женщин в сцене, содержащей самые разнообразные компоненты. L'Oiseau bleu , как пишет Джоан Мозер, использует множество анекдотических деталей, «которые представляют собой сборник мотивов, встречающихся в более ранних и поздних картинах Метцингера: купальщики, веер, зеркало, ибис, ожерелье, лодка с водой, листва и городской пейзаж. сцена Это смесь элементов интерьера и экстерьера, объединенных в одну из самых интригующих и успешных композиций Метцингера». [4]

Центральная фигура «на переднем плане» изображена нежно держащей в обеих руках синюю птицу (отсюда и название картины). Лежащая фигура с ожерельем, показанная в нижней части холста, помещена рядом с вазой с фруктами на постаменте и еще одной птицей с безошибочной окраской редкого алого ибиса ( L'Ibis rouge ), богатого символа как экзотики , так и моды . Художники по костюмам парижских кабаре, таких как «Ле Лидо» , «Фоли Бержер» , « Мулен Руж» , а также домов высокой моды в Париже в 1910-е годы использовали перья алого ибиса в своих показах и коллекциях. Ибис — птица, которой древние египтяне поклонялись и приписывали ей «девственную чистоту». [5] [6] Загадочная пирамидальная форма видна как бы через иллюминатор справа от головы полулежащей фигуры, хотя остается предметом догадок, существует ли какое-либо отношение к ибисам или пирамидам Древнего Египта. Перед пирамидой появляется форма, напоминающая солнечные часы , возможно, подразумеваемая как элемент времени или «продолжительность», поскольку часы помещены в верхнем правом углу его картины «Nu à la cheminée» («Обнаженная») 1910 года. [7]

помимо синей птицы и алого ибиса В композиции, , можно увидеть еще двух птиц, одна из которых напоминает зеленую цаплю . В далеком море или океане можно увидеть большой пароход, выбрасывающий из своей воронки газообразный пар, а лодка поменьше (или канота внизу видна ).

В левой половине «L'Oiseau Bleu» Метцингера , держащая в правой руке желтый веер (éventail), изображена сидящая обнаженная женщина, которая в левой руке держит зеркало, в которое смотрит. В остальной части сцены размещены различные предметы и различные элементы, в том числе в верхнем центре (практически в самой высокой точке картины) базилика Сакре-Кёр , расположенная на вершине холма Монмартр , самой высокой точки картины. город. Этот популярный памятник находится недалеко от места, где жил и работал Метцингер (улица Ламарк) до его переезда в Медон примерно в 1912 году. Он также находится недалеко от Ле Бато-Лавуар , широко известного как место зарождения кубизма.

Жан Метцингер, 1911–1912, Мужчина с трубкой (Портрет курящего американца) , обложка каталога: Выставка картин кубистов и футуристов , универмаг Boggs & Buhl, Питтсбург, июль 1913 г.

Эдвард Ф. Фрай пишет в «Кубизме» (1978): «Три обнаженные женщины находятся в разных позах, и синюю птицу держит самая верхняя фигура; в других частях композиции изображены многочисленные птицы, виноград в блюде на столе, полосатый навес парижского кафе, купол Сакре-Кер на Монмартре и корабль в море». [8] (добавлен жирным шрифтом). Примечательно, что «полосатый купол», о котором говорит Фрай, имеет тот же цветовой рисунок, что и американский флаг. Напомним, что «Голубой Уазо» был написан, когда Международная выставка современного искусства ( Арсенальная выставка ) в Нью-Йорке начала материализоваться; когда Артур Б. Дэвис и Уолт Кун осенью 1912 года приехали в Париж, чтобы отобрать работы для Оружейной выставки с помощью Уолтера Паха . [9] Картины Метцингера, однако, на выставке не появились (к удивлению многих из его окружения); и это несмотря на рекомендацию Пикассо 1912 года. В записке Куну следует, что рукописный список Пикассо художников, рекомендованных для участия в Оружейной выставке, включает Гриса, Метцингера, Глейза, Леже, Дюшана, Делоне, Ле Фоконье, Лорансена, Ла Френе и Брака. [10] Тем не менее, он выставлялся на Выставке кубистических и футуристических картин , универмаге Boggs & Buhl, Питтсбург, июль 1913 года. Его Портрет курящего американца (Мужчина с трубкой) , 1911–12 (Университет Лоуренса, Эпплтон, Висконсин). [11] ) был воспроизведен на обложке каталога. [12] Весьма вероятно, что, поскольку Вальтер Пах знал практически всех художников, представленных на выставке (хороший друг Метцингера и других членов группы «Золотая секция» ; например, Глейза, Пикабиа и братьев Дюшан), что ему было чем заняться. с организацией шоу. Спонсируемая универмагом Gimbel Brothers, с мая по лето 1913 года выставка кубистов и футуристов гастролировала по Милуоки, Кливленду, Питтсбургу, Филадельфии и Нью-Йорку. [13]

Примерно в 1908 году Метцингер уже дал интервью Гелетту Берджессу для его статьи «Дикие люди Парижа» , опубликованной в The Architectural Record в мае 1910 года (Нью-Йорк). [14] В 1915 году (8 марта — 3 апреля) Метцингер выставлялся на Третьей выставке современного французского искусства в галерее Карстерс (Кэрролл), Нью-Йорк, вместе с Пахом, Глейзом, Пикассо, де ла Френе, Ван Гогом, Гогеном, Дереном, Дюшаном, Дюшаном. -Виллон и Виллон. [13] [15]

Вскоре Метцингер выставит шесть работ в Нью-Йорке в галерее Монтросс, Пятая авеню, 550 (4–22 апреля 1916 г.) вместе с Глейзом, Пикабиа, Дюшаном и Жаном Кротти . [16] [17] [18] В 1917 году Метцингер выставлялся в Гильдии народного искусства (основанной в 1915 году для распространения искусства в массы) в Нью-Йорке вместе с Пахом, Пикабиа, Пикассо, Дереном и Джозефом Стеллой . В декабре 1917 года Метцингер выставлялся на Выставке картин современников , проходившей в колледже Вассар (расположенном в самом сердце долины Гудзона в Нью-Йорке), вместе с Пахом, Дереном, Эдвардом Хоппером , Диего Риверой и Максом Вебером . [13]

Дюшан, Пикабиа, Глейз и его жена (через Гамильтон Бермудские острова) вскоре уедут в Нью-Йорк, где пробудут длительный период времени. Морис Метцингер, брат Жана, совершил несколько поездок в Соединенные Штаты в 1906, 1910 годах и вскоре перебрался туда навсегда, чтобы продолжить карьеру виолончелиста. [19] В свете суматохи вокруг его непринятия на выставку Оружейной палаты, событий его брата в Нью-Йорке, его скорой экспозиции на выставке кубистов Boggs & Buhl's и изображения парохода в верхнем правом квадранте L' Oiseau bleu , не исключено, что Метцингер сослался на американский флаг (в отличие от красно-белого полосатого навеса парижского кафе, как предлагает Фрай).

Этьен-Жюль Марей , Полет птиц, Пеликан, 1886, последовательность фотографий летящего пеликана, Механизм полета птиц, освещенный фотохронографией

Это было бы примечательно в свете растущей тенденции национализма вокруг выставок современного искусства в Париже, на которых Метцингер был признан французским кубистом, а его работы соответствовали французской традиции: «кубизм в французской традиции». [20] Рисование американского флага могло бы показаться провокационным, особенно если учесть, что Роже де Ла Френе рисовал французские флаги: «Четырнадцатое июля» , 1913–1914 гг. (Музей изящных искусств, Хьюстон, Техас) и «Покорение воздуха» , 1913 г. ( Музей современного искусства, Нью-Йорк), [21] [22] два его самых оригинальных вклада в различные салоны. [23] Андре Лот , кажется, показывает и флаг Соединенного Королевства, и полосы американского флага в своем «Эскале » 1913 года (Музей современного искусства де ла Виль де Пари). Футурист Джино Северини также включил французский флаг в свою картину 1913 года « Поезд раненых» . [24]

Дивизионизм к множественной перспективе

[ редактировать ]
Эдверд Мейбридж , «Полет какаду» , 1887, процесс коллотипии, коллекция «Передвижение животных» , пластина 758. Анимация с использованием неподвижных фотографий: один из производственных экспериментов, приведших к созданию кинофильмов.

Как и в работах Этьена-Жюля Маре и Эдверда Мейбриджа, в живописи Метцингера нет плавного перехода между элементами и участками, но при сшивании (глазом) последовательно или одновременно возникает динамичный ансамбль. Композиция разделена, фрагментирована, расколота или огранена на серии не только отдельных прямоугольников, квадратов или цветных «кубов», но и на отдельные плоскости или поверхности, очерченные по цвету и форме. Подобно тому, как в других картинах Метцингера довоенного периода (таких как « Эн Канот» , 1913) существует некоторая непрерывность, которая проходит между передним планом и фоном, смешивая перспективу близких и далеких объектов, понятие восприятия глубины не было отменено. т. е. пространственные атрибуты сцены не были сглажены, но при этом не существует абсолютной системы отсчета .

Хотя это и не первая картина Жана Метцингера, в которой используется концепция множественной перспективы (прошло три года с тех пор, как он впервые выдвинул эту идею в «Note sur la peinture» , опубликованной в 1910 году), L'Oiseau bleu, возможно, иллюстрирует крайность, максимум, summum. Бонум таких изобразительных процессов, сохраняя при этом элементы узнаваемой формы; крайняя активность геометрической огранки, видимая в «Блю Уазо», не настолько бешена, что теряется какая-либо понятная связь между телесностью и естественностью. Однако то, что достигается, конечно, фундаментально антинатуралистично; на большом расстоянии от внешнего мира природы.

Жан Метцингер, 1913, En Canot (Im Boot) , холст, масло, 146 x 114 см (57,5 × 44,9 дюйма), выставлен в Moderni Umeni, SVU Manes , Прага, 1914, приобретен в 1916 году Георгом Мухе в Galerie Der. Штурма , конфискованного нацистами примерно в 1936 году, выставленного на выставке «Дегенеративное искусство» в Мюнхене и с тех пор пропавшего без вести. [25]

Нацеленный на большую аудиторию (Салон Независимых, а не галерею), L'Oiseau bleu намеренно пытается возбудить и бросить вызов стандартным ожиданиям от искусства, пытаясь вовлечь зрителя, перенести красоту и элегантность в свежий связный диалог, который наиболее точно представляет модернизм — тот, который созвучен хитросплетениям современной жизни, тот, который описывает кубизм, его кубизм, чей порядок был лишь этапом в непрерывном процессе изменений.

Для достижения своей цели Метцингер возводит концепцию подвижной перспективы (в отличие от одноточечной перспективы эпохи Возрождения) к поэтическому принципу: форме литературного искусства , которая использует эстетические качества иконографии, чтобы вызвать значения в дополнение к или в дополнение к ним. место, прозаическое мнимое значение . В L'Oiseau bleu есть нечто, о чем Метцингер говорил еще в 1907 году; «хроматическое стихосложение», как бы по слогам. Ритм живописной фразеологии передает разнообразные эмоции, вызываемые природой (по словам Метцингера). [26] L'Oiseau bleu больше не олицетворял природу в том виде, в каком она ее видит, а был полным побочным продуктом человеческого «ощущения». Это был отход от природы, а также отход от всего, что было нарисовано до сих пор.

техника Метцингера Дивизионистская имела свои параллели в литературе. Для него существовал символический союз между писателями -символистами и неоимпрессионизмом . Каждый мазок цвета был эквивалентен слову (или «слогу»). Вместе пигменты образовывали предложения (или «фразы»), которые выражали различные эмоции, которые природа передавала художнику. Это важный аспект раннего творчества Метцингера и важный аспект всей творческой деятельности Метцингера (как художника, писателя, поэта и теоретика). Уже тогда Метцингер соединил теорию цвета символистов/неоимпрессионистов с перспективой Сезанна , выходя за рамки не только забот Поля Синьяка и Анри-Эдмона Кросса , но и забот его авангардного окружения. [27]

«Я требую от разделенной кисти не объективной передачи света, а переливов и некоторых аспектов цвета, все еще чуждых живописи. Я создаю своего рода хроматическое стихосложение и для слогов использую мазки, которые, варьируясь по количеству, не могут различаться по размеру без изменения ритм изобразительной фразеологии, призванной передать разнообразные эмоции, вызываемые природой». (Метцингер, 1907 г.)

Интерпретацию этого утверждения дал Роберт Л. Герберт: «Мецингер имел в виду, что каждая маленькая плитка пигмента имеет две жизни: она существует как плоскость, где простой размер и направление являются фундаментальными для ритма картины, и, во-вторых, у него также есть цвет, который может меняться независимо от размера и размещения». (Герберт, 1968) [26] [28]

В период дивизионизма Метцингера каждый отдельный квадрат пигмента ассоциировался с другим квадратом аналогичной формы и цвета, образуя группу; каждая группа цветов сочетается с соседней коллекцией разных цветов; точно так же, как слоги объединяются в предложения, а предложения — в абзацы и так далее. Теперь та же концепция, которая раньше относилась к цвету, была адаптирована к форме. Каждая отдельная грань, связанная с другой соседней формой, образует группу; каждая группа, сопоставляемая с соседним набором граней, соединяется или становится ассоциированной с более крупной организацией — точно так же, как ассоциации слогов объединяются в предложения, а предложения объединяются в абзацы и т. д. — образуя то, что Метцингер назвал «тотальным образом». . [27] [29]

Базовая геометрическая арматура

[ редактировать ]
Жан Метцингер, 1912–13, L'Oiseau Bleu против Хуана Гриса , 1915, Натюрморт с клетчатой ​​скатертью (черно-белый)

Метцингера Хотя главную роль в синтаксисе играли отношения его сложных частей внутри целого, появился еще один ключевой фактор: подвижный лежащий в основе геометрический каркас, организованный как динамическая композиция наложенных друг на друга плоскостей. Метцингер, Хуан Грис и в некоторой степени Жак Липшиц развили эту концепцию во время войны ; что-то заметил Глейз, когда он вернулся в Париж из Нью-Йорка, и развил это еще дальше в книге «Живопись и ее законы» (La Peinture et ses lois) , написанной в 1922 году и опубликованной в 1923 году. В этом тексте Глейз приписывал этой основной арматуре «объективную цель». понятия перевода и вращения», слова, в которых «движение подразумевается». [30] [31]

Метцингера В этом смысле «Блестящий уазон» был предшественником в своем жанре, возможно, в большей степени, чем его «Гурман» («Время чая») 1911 года, «Женщина в шевале» 1911–1912 годов или «Танцовщица в кафе » («Танцовщица») 1912 года. [32] [33]

Теперь возникновение «тотального изображения» возникает из множества относительно простых взаимодействующих плоскостей или поверхностей, в общих чертах основанных на золотом треугольнике и спирали Фибоначчи . Если раньше каждый разрозненный элемент объединялся, образуя сложные отношения в коллектив, то теперь (и постепенно) коллективные компоненты будут организованы в абстрактную математическую концепцию, которая является гораздо более общей; порождая глобальную топологию. Эта лежащая в основе геометрическая арматура облегчит объединение набора (или наборов) сложных структур на заданной ориентируемой поверхности. [ нужна ссылка ]

Символизм и интерпретации

[ редактировать ]
«Синяя птица » Мориса Метерлинка , Алисы Кунен (слева) и Софьи Халютиной (справа) в МХАТе (1908)

Во «Введении в метафизику» (1903) Анри Бергсон описал в своей теории образов, как объединение совокупности разрозненных образов действует на сознание и интуицию, создавая алогическую установку. Поэт-символист Танкред де Визан , который до 1904 года и некоторое время до 1911 года посещал лекции Бергсона в Коллеж де Франс, регулярно встречался с кубистами на вечерах поэта Поля Форта в модном La Closerie des Lilas . фр ] . Он связал идею Бергсона о «накопленных последовательных образах» с произведениями Мориса Метерлинка около 1907 года, а в 1910 году пропагандировал эту технику в Vers et Prose . [34]

В книге Note sur la peinture того же года Метцингер утверждает, что Эйфелева башня Делоне сочетает в себе несколько разных видов, снятых в течение дня, в одном изображении. «Интуитивный, Делоне определил интуицию как резкий взрыв всех рассуждений, накапливаемых каждый день». [34] В следующем году в «Кубизме и традиции» (1911) Метцингер пишет о неподвижности картин прошлого и о том, что теперь художники позволяют себе свободу «перемещаться вокруг объекта, чтобы под контролем разума создать конкретное представление, полученное из нескольких последовательных аспектов». Он продолжает: «Картина обладает пространством, но теперь в ней царит и длительность» ["voilà qu'il règne aussi dans la durée"]. [35] [36] Благодаря движению и времени, интуиции и сознанию Метцингер теперь мог утверждать, что его искусство приблизилось к природе, ближе к истинной, но субъективной реальности.

Параллельно с теориями Бергсона, поддержанными Метцингером, Глейзом и другими членами Золотой секции , интерес вызвали идеи Метерлинка. Вдохновленный математикой, реймановой геометрией и новыми открытиями в науке, которые открыли существование невидимых миров (таких как рентгеновские лучи), а также привлеченный концепцией дополнительного измерения (в дополнение к трем пространственным измерениям: четвертому измерению ), Метцингер, вероятно, ответил положительно отнесся к популярной пьесе Метерлинка «Синяя птица » (написанной в 1908 году), найдя в ней, пожалуй, аналогию с кубистскими поисками высших реальностей. [37]

L'Oiseau Bleu ( «Синяя птица ») Метерлинка, МХАТ МХТ, фотограф Фишер, 1908 год.

Премьера пьесы Метерлинка «Синяя птица » состоялась в Москве в 1908 году, в Нью-Йорке в 1910 году, а 2 марта 1911 года премьера пьесы состоялась в Париже в Театре Режан (с 1906 по 1918 год им владела и руководила французская актриса Режан ). Впоследствии пьеса была адаптирована к нескольким фильмам под названием «Синяя птица» . Французский композитор Альберт Вольф написал оперу (впервые исполненную в нью-йоркском «Метрополитен» 27 декабря 1919 года в присутствии Метерлинка) по оригинальной пьесе Метерлинка 1908 года. Из-за ранней популярности пьесы и различных интересов Метцингера к науке и символизму, а также из-за того, что его картина 1913 года носит то же название, что и пьеса, можно с относительной уверенностью предположить, что Метцингер был знаком с творчеством Метерлинка.

Эдвард Фрай прокомментировал кубизм [38] Метцингера тот факт, что «Голубой Уазо» «не имеет существенной связи с одноименной пьесой Метерлинка 1910 года», не может быть полностью оправданным. [37] Помимо присутствия синей птицы («Синяя птица счастья» в пьесе Метерлинка), нет никаких иконографических свидетельств, относящихся к живописи к пьесе, но, по крайней мере, установлена ​​связь Метерлинка с символизмом, с Бергсоном и кубизмом. основана через Танкреде де Визана. [37] [39]

«Кубисты также нашли поддержку у Метерлинка для своих идей относительно последовательных изображений и одновременности. Современные критики, такие как Визан, признавали параллель между Бергсоном и Метерлинком, утверждая, что Метерлинк предвосхитил технику последовательных изображений Бергсона в Serres chaudes . В то время как Бергсон утверждал, что художник должен вызвать алогическое состояние у смотрящего, сопоставляя как можно более несопоставимые изображения, чтобы позволить зрителю восстановить свою первоначальную интуицию, Метерлинк применил тот же подход в « Серрах» , по словам Визана. Кроме того, Метерлинк использовал слова и жесты необычными способами и. поместил их в странный контекст с той же целью. Очень популярная книга Метерлинка Блестящий Уазо» и другие произведения, в том числе «Храм энсевели» , поддерживали непрерывность времени, ранее предложенную Бергсоном « . не только дал детям «истинное зрение», которое очень похоже на рентгеновское излучение, но также позволило им воспринимать далекие времена и места. Ярко реагируя на пьесу, Метцингер в своей одноименной картине разбивает предметы на грани и обнаруживает одновременный вид мест, разделенных большим расстоянием. Точно так же, как Пуанкаре утверждал, что комбинация нескольких точек зрения может представлять объект более высокого измерения, Метцингер, должно быть, видел параллель с алмазом Метерлинка — ограненным объектом, который раскрывает высшую реальность» (Лаура Кэтлин Валери, 2011). [37]

СВЕТ: «Мы находимся в Царстве Будущего, — сказал Лайт, персонаж пьесы Митерлинка, — среди детей, которые еще не родились. Поскольку алмаз позволяет нам ясно видеть в этой области, скрытой от люди, возможно, мы найдем здесь Синюю Птицу..." [40]

ФЕЯ: (Указывая на алмаз) «Когда ты держишь его вот так, ты видишь?… Еще один маленький поворот, и ты увидишь прошлое… Еще небольшой поворот, и ты увидишь будущее…» [40]

СВЕТ: «Мы находимся в Царстве Будущего, среди детей, которые еще не родились. Поскольку алмаз позволяет нам ясно видеть в этой области, скрытой от людей, мы, весьма вероятно, найдем здесь Синюю Птицу. ..." [40]

Зачарованный алмаз в «Синей птице » при повороте обладает способностью временно освобождать дух, это алмаз, «который открывает глаза» и «заставляет людей видеть» даже «внутреннюю часть вещей». [40]

В том же году, когда он написал «Блю Уазо Блю», Метцингер написал: «Мы будем рассматривать формы не как знаки идеи, а как живые части вселенной». (1913) [41]

, написанном в 1907 году Гийом Аполлинер в стихотворении «Циган» , пишет о синей птице : «И синяя птица потеряла свои перья, А нищие — свое аве». [42] Он делает это снова в 1908 году в другом стихотворении, озаглавленном «Помолвка» : «Весна позволяет лжесвидетельствующим женихам бродить, И позволяет синим перьям распускаться надолго, Пусть трясется кипарис там, где гнездится синяя птица». [43] И снова, на этот раз в 1918 году, в «Птица поет : Мне одному поет синяя птица, Синяя птица, как синее сердце, От моей любви к небесному сердцу». [44]

«Синяя птица» - это также немой фильм 1910 года по пьесе Мориса Метерлинка с Полин Гилмер в роли Митил и Олив Уолтер в роли Тайтила. Его снимали в Англии. Оригинальная бродвейская постановка Мориса Метерлинка «Синяя птица» или «Голубой уазо» открылась в Новом театре в Нью-Йорке (за ней последовал театр Маджестик) 1 октября 1910 года и закрылась 21 января 1911 года. Возрождения были поставлены в 1911 году. и 1924 год. [45] [46]

«Голубой уазо» (Чайковский и Стравинский)

[ редактировать ]
Оригинальный состав балета Чайковского «Спящая красавица» , Санкт-Петербург: Мариинский театр, 1890. Карлотта Брианца исполнила роль Авроры, а Энрико Чекетти - «Блю-Уазо». [47]

«Блестящий Уазо и принцесса Флорина» появляются в па-де-де третьего акта «Спящей красавицы» , балета в трех действиях, впервые исполненного в 1890 году. Музыка была написана Петром Чайковским (его опус 66). Оригинальный сценарий был задуман Иваном Всеволожским и основан на произведении Шарля Перро « Красавица в спящем лесу» . Мариус Петипа Хореографию оригинальной постановки поставил . Премьера спектакля состоялась в Мариинском театре в Петербурге в 1890 году.

Русский композитор Игорь Стравинский , работавший с Сергеем Дягилевым и « Русским балетом» , добился международной известности благодаря трем балетам, заказанным импресарио Сергеем Дягилевым и впервые исполненным в Париже «Русским балетом» Дягилева: «Жар-птица » (L'Oiseau de feu) (1910), «Петрушка» . (1911) и «Весна священная» (1913). Ритмическая структура этих композиций во многом обеспечила Стравинскому прочную репутацию музыкального революционера, раздвигавшего границы музыкального дизайна.

Восхищение Стравинского Чайковским хорошо документировано. Музыку Стравинского часто сравнивают с кубизмом. Его путь часто пересекался с кубистами, [48] особенно Пикассо и Глейзес, а через Риччиотто Канудо внес свой вклад и стал тесно связан с прокубистским изданием Montjoie ., [49] [50] Глейз опубликовал в журнале Канудо «Монжуа» статью под названием «Кубизм и традиции» от 10 февраля 1913 года. [51] Именно через Риччотто Канудо Глейз познакомился с художницей Жюльет Рош (вскоре ставшей Жюльет Рош-Глейз); друг детства Жана Кокто . Позже Стравинский сотрудничал как с Пикассо («Пульчинелла», 1920), так и с Кокто («Царь Эдип», 1927).

Альберт Глейзес написал « Портрет Игоря Стравинского» в 1914 году. [52]

Связь между «Голубым уазом» Метцингера Чайковского и «Голубым уазом» не так уж и неправдоподобна в свете тесной связи между Стравинским и обоими кругами: русскими балетами и кубистами. На премьере «Русского балета» в Париже в мае 1909 года Вацлав Нижинский выступал с Тамарой Карсавиной в па-де-де «Синяя птица» . [53] [54]

Синяя птица (Госпожа д'Ольнуа)

[ редактировать ]
Обложка издания мадам д'Ольнуа «Синяя птица».

Название L'Oiseau bleu (Синяя птица) восходит к французской литературной сказке мадам д'Ольнуа (1650/1651 - 4 января 1705 г.), опубликованной в 1697 году. Когда д'Ольнуа назвала свои произведения contes de fées (сказки), она придумала термин, который сейчас обычно используется для этого жанра. [55] По сюжету Прекрасный Принц превращается феей-крестной в синюю птицу. Помимо темы названия рассказа мадам д'Ольнуа, в картине Метцингера есть и другие иконографические свидетельства, которые предполагают связь между ними. Первый относится к женщине, смотрящей в зеркало на левой стороне картины Метцингера.

В рассказе «Мадам д'Ольнуа» 1697 года написано:

«Вся долина была зеркалом. Вокруг долины было более шестидесяти тысяч женщин, которые с чрезвычайным удовольствием разглядывали себя... Каждая видела себя такой, какой хотела быть: рыжая казалась блондинкой, брюнетка - черными волосами, старая думала, что она молода, молодая - нет. постарел; наконец, все недостатки были так хорошо спрятаны, что люди приезжали со всего света». [56]

Что касается фруктов, видимых в работах Метцингера, можно установить связь, сформулированную в рассказе д'Ольнуа: «Как только рассвело, [синяя] птица полетела глубоко в дерево, где фрукты служили пищей». [56]

А что касается ожерелья на полулежащей фигуре Метцингера, то можно провести сравнение с историей д'Ольнуа:

«Ни дня не проходило без того, чтобы [Синяя Птица – Прекрасный Король] не приносила Флорине подарка: иногда жемчужного ожерелья или самых ярких и хорошо сделанных колец с бриллиантами, официального знака [des poinçons] и букетов. драгоценных камней огранки, имитирующих цвет цветов, приятных книг, медалей, наконец, у нее была коллекция чудесных сокровищ». [56]

Разнообразие и вдохновение

[ редактировать ]

Трудно установить, в какой степени на Метцингера повлияли, тронули, спровоцировали или вдохновили произведения Метерлинка, Чайковского, Стравинского или д'Ольнуа. Что действительно проявляется, так это более близкая иконографическая деталь, видимая на картине Метцингера с оригинальной версией «L'Oiseau bleu» (первая версия, которая также является французской, 1697 года) мадам д'Ольнуа. Фактически, это единственная версия L'Oiseau bleu , которая иконографически отражена на картине Метцингера.

Тот факт, что эта трудность вообще существует, свидетельствует о разнообразии интересов Метцингера к совершенно разным предметам, широко разным интересам и чувствительности, начиная от женщин и заканчивая модой, от литературы до науки, проходя через математику, геометрию, физику, метафизику, философию, природу. , классическая музыка, опера, танцы, театр, кафе, путешествия и поэзия. Он был открыт для всех идиом, которые считал по-настоящему популярными. [57]

«Искусство, которое не проходит, опирается на математику, — писал Метцингер, — будь то результат терпеливого изучения или вспышки интуиции, оно одно способно свести наши разнообразные, жалкие ощущения к строгому единству массы (Бах), фрески (Микеланджело), ​​бюст (античность)». [57]

«Тогда Жан Метцингер, — писал историк искусства Дэниел Роббинс , — был в центре кубизма не только из-за своей роли посредника между ортодоксальной группой Монмартра и правобережными кубистами или пасси-кубистами, не только из-за его большой идентификации с движением когда это было признано, но прежде всего из-за его артистической личности. Его интересы были уравновешены, он сознательно находился на стыке высокой интеллектуальности и мимолетного зрелища». [57]

Избранные выставки

[ редактировать ]
Жан Метцингер, L'Oiseau Bleu (слева), Андре Лот (справа), Музей современного искусства де ла Виль де Пари , март 2014 г.

Салон Независимых, 1913 год.

[ редактировать ]

Салон Независимых проходил с 19 марта по 18 мая, работы кубистов были показаны в зале 46. Метцингер выставил три работы: Paysage, Nature Morte и свою большую L'Oiseau bleu под номером 2087 в каталоге. [1] - Альберт Глейз выставил три работы: Paysage , Le port Marchand , 1912, Художественная галерея Онтарио, и Les Joueurs de Football (Футболисты) 1912–13, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия. 1293 каталога [58] - Робер Делоне , L'équipe du Cardiff FC , 1912–13, Музей Ван Аббе, Эйндховен, n. 787 каталога [59] - Фернан Леже , Обнаженная модель в студии (Обнаженная модель в студии) 1912–13, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк - Хуан Грис , L'Homme dans le Café (Мужчина в кафе) 1912, Художественный музей Филадельфии . [60]

В комнате 45 висели работы Робера Делоне , Сони Делоне , Франтишека Купки , Моргана Рассела и Макдональда-Райта . Это была первая выставка, где орфизм и синхронизм ярко присутствовали . Аполлинер в «Непримиримом» упомянул голландский зал (зал 43), в который входили Якоба ван Хемскерк, Пит Мондриан , Отто ван Рис, Ян Слейтерс и Лео Гестель и Лодевийк Шелфхаут.

Первый немецкий осенний салон, Берлин, 1913 год.

[ редактировать ]

20 сентября — 1 ноября 1913 года: Метцингер выставил L'Oiseau bleu ( «Синяя птица» ), каталожный номер 287, в Erste Deutscher Herbstsalon в Берлине, на выставке, организованной Гервартом Вальденом (Galerie Der Sturm ). Среди художников — Анри Руссо , Делоне, Глезы, Леже, Маркусси, Архипенко, Пикабиа, Кандинский, Северини, Шагал, Клее, Явленский, Руссоло, Мондриан и другие. [2]

После Осеннего салона 1913 года в Париже эта выставка состоялась на Потсдамской улице 75 в Берлине. 75 художников из 12 стран представили 366 работ. Финансовую поддержку этой выставке оказал фабрикант и коллекционер Бернхардт Кёлер . [61]

Аполлинер описал салон Хербста 1913 года как первый салон орфистов . Было много работ Робера и Сони Делоне, а также абстрактные работы Пикабиа и кубистические работы Метцингера, Глейза, Леже и большое количество футуристических картин. Эта выставка стала поворотным моментом в художественной стратегии Аполлинера в отношении орфизма. Запутавшись в некоторых замечаниях в споре между Делоне и Умберто Боччони о двусмысленности термина «одновременность», он больше не использовал термин «орфизм» в своих статьях, посвященных искусству. Художники, которых называли «орфистами», также отказались от этого термина и разработали собственные стилистические направления. [62]

Парижская международная выставка, 1937 г.

[ редактировать ]

Международная выставка искусств и техники в современной жизни , посвященная искусству и технологиям в современной жизни, проходила с 25 мая по 25 ноября 1937 года в Париже. L'Oiseau Bleu (№ 11) был выставлен на выставке под названием Les Maitres de I'Art Indépendant 1895-1937 , проходившей в Petit Palais в Париже. В том же году L'Oiseau Bleu был приобретен La Ville de Paris (город Париж). [63] Музей современного искусства Парижа в Токийском дворце , где вскоре разместится L'Oiseau Bleu , был спроектирован для Международной художественной и технической выставки 1937 года. Эта выставка дала возможность сделать несколько замечательных приобретений, в том числе: «Танец» (La Danse) , Анри Матисса « Обнаженная в ванне» и «Сад» Пьера Боннара , «Кардиффская команда» (L'équipe de Cardiff) Робера Делоне , «Река » Андре Дерена , «Диски» (Les Disques) Фернана Леже , «Остановка» («Эскаль») , Андре Лота « Синяя птица» Жана Метцингера, «Купальщицы» Альберта Глеза , четыре портрета художников Эдуарда Вюйяра , которые до сих пор входят в число шедевров музея, не забывая о больших фресках Робера и Сони Делоне , Альберта Глейза и Жака Вийона , приобретенных во время выставки (подаренных Салоном des Réalités Nouvelles в 1939 году). [64] [65]

Для этой же масштабной выставки Метцингеру было поручено нарисовать большую фреску « Тайна путешествий» , которую он выполнил для Кинозале в железнодорожном павильоне. [66]

Париж 1937 г., независимое искусство, 1987 г.

[ редактировать ]

Париж, 1937, независимое искусство: МАМ, Музей современного искусства де ла Виль де Пари. С 12 июня по 30 августа 1987 года L'Oiseau bleu (№ 254) выставлялся в Музее современного искусства де ла Виль де Пари на выставке под названием « Париж 1937, l'art indépendant» , посвященной 50-летнему юбилею. Парижской международной выставки 1937 года. На мемориальной выставке 1987 года, состоящей из 122 художников, представивших 354 произведения, было представлено значительно меньше произведений, чем 1557, представленных в 1937 году. [67]

Центр Помпиду, Художественный музей Базеля

[ редактировать ]

Le cubisme , с 17 октября 2018 г. по 25 февраля 2019 г., Центр Помпиду , первая крупномасштабная выставка, посвященная кубизму во Франции с 1973 года, на которой представлено более 300 работ. Выставка 1973 года Les Cubistes включала более 180 работ и проходила в Музее современного искусства де ла Виль де Пари и Галерее изящных искусств в Бордо. [68] Мотивация выставки Помпиду заключается в расширении сферы кубизма, обычно фокусируемого на Жорже Браке и Пабло Пикассо, с включением основных вкладов Салона кубистов, Золотой секции и других, которые участвовали в общем движении. Выставка пройдет в Kunstmuseum Basel с 31 марта по 5 августа 2019 года. [69]

«Синяя птица» Почтовая марка

[ редактировать ]

По случаю 100-летия публикации кубистского манифеста Du «Cubisme» 1912–2012 годов была напечатана французская почтовая марка с изображением L'Oiseau bleu Метцингера . [70] Также была напечатана почтовая марка с изображением «Песни войны» и портрета Флорана Шмитта (1915) работы Альберта Глейза. [71] в серию, включающую марки, представляющие работы других кубистов, таких как Роже де ла Френе , Жорж Брак , Фернан Леже , Пабло Пикассо и других. [72] По тому же случаю в 2012 году Национальный музей почты (Франция) (логотип которого — синяя птица) [73] организовал выставку под названием «Гляйзес-Метцингер». Du Cubisme et après, посвященная Жану Метцингеру и Альберту Глезу, в которой появились работы других участников группы «Золотая секция» . [74]

1913 год в контексте

[ редактировать ]

Нильс Бор представляет свою квантовую модель атома . [75] [76] [77] Роберт Милликен измеряет фундаментальную единицу электрического заряда Жорж Саньяк демонстрирует эффект Саньяка , показывая, что свет распространяется со скоростью, не зависящей от скорости его источника. [78] [79] [80] Уильям Генри Брэгг и Уильям Лоуренс Брэгг разработали условие Брэгга для сильного отражения рентгеновских лучей — Публикация 3-го тома Principia Mathematica Альфреда Норта Уайтхеда и Бертрана Рассела , одной из наиболее важных и плодотворных работ в области математической логики и философии — 17 февраля — Armory Show в Нью-Йорке открывается . Здесь представлены работы художников, которым предстоит стать одними из самых влиятельных живописцев начала 20-го века — Марсель Пруст , «Путь Свана» Д.Х. Лоуренс , «Сыновья и любовники» Франц Кафка , «Суд» Блез Сендрар , «Проза Транссибирского региона и др.». Маленькая Жанна де Франс — Гийом Аполлинер, Алкоголи: Стихи 1898-1913 , под редакцией Тристана Цары [81] Блез Сандрар , «Проза Транссибирского региона и маленькая Жанна де Франс» , совместная книга художников с почти абстрактной гравюрой в стиле «пошуар» Сони Делоне-Терк Франсис Жамм , «Feuilles dans le vent» [82] — 29 мая — Игоря Стравинского « балетной партитуры Весна священная» премьера в Париже . — 12 декабря — Винченцо Перуджа пытается продать Мону Лизу во Флоренции и арестован. Аполлинер был подозреваемым в краже в Париже — 30 декабря — Италия возвращает Мону Лизу во Францию ​​— 23 сентября — Авиатор Ролан Гаррос пролетает над Средиземным морем

Дальнейшие выставки

[ редактировать ]
  • Искусствовед Аполлинера , Павильон искусств, Париж, 1993, н. 86
  • Де Пикассо а Сулаж , Оцу (Япония), Музей современного искусства, Сига, 3 апреля 1999 г. - 9 мая 1999 г., Акита (Япония), Художественный музей Акита Сэнсю, 15 мая 1999 г. - 13 июня 1999 г., Токио (Япония), Ясуда Художественный музей Касаи, 19 июня 1999 г. - 15 августа 1999 г.
  • Де Пикассо а Сулаж , Маругаме (Япония), Музей современного искусства Маругаме Геничиро-Инокума, 21 августа 1999 г. - 26 сентября 1999 г.
  • «Шторм – путешествие в современность» , Вупперталь (Германия), Музей Фон дер Хейдта Вупперталь, 11 марта 2012 г. – 11 июня 2012 г.
  • Аполлинер, взгляд поэта , Париж (Франция), Музей Оранжери, 5 апреля 2016 г. – 18 июля 2016 г., н. 97
  • Кубизм: Переосмысливая мир , Париж (Франция), Национальный музей современного искусства, Центр промышленного творчества, 17 октября 2018 г. – 25 февраля 2019 г.
  • Paris Moderne , Швебиш-Халль (Германия), Кунстхалле Вюрт, 15 апреля 2019 г. – 15 сентября 2019 г.
  • Выставка осень 2019 , Париж (Франция), Музей современного искусства де ла Виль де Пари, 8 октября 2019 г. – 31 декабря 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фрай, Эдвард Ф., Кубизм , Лондон, Темза и Гудзон, 1966, с. 191
  • Кубисты , Музей современного искусства города Парижа, 1973, кат. 156 стр. 83
  • Шедевры из Музея современного искусства города Парижа , Парижских музеев и SAMAM, 1985, стр. 38, 140
  • Каффин Мадал, Лилиан, Мария Бланшар 1881–1932 , том I-резонне каталога, Кентербери, Великобритания, 1992, стр. 173, ISBN   0-9518533-0-9
  • Паже, Сюзанна, Музей современного искусства де ла Виль де Пари: Коллекция , Парижские музеи, 2009, стр. 372–373, ISBN   978-2-879008-88-2
  • Глейз-Метцингер, Кубизм и после , Почтовый музей, 2012; Музей Лодев, 2012 г.; Национальная школа изящных искусств, 2012, с. 35, 43–47, ISBN   978-2-84056-368-6
  • Штормовой центр авангарда , Фон дер Хейдт-Музей Вупперталь, 2012, с. 189, ISBN   978-3-89202-081-3

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Общество независимых художников. 29, Каталог 29-й выставки, 1913 г.: Набережная Орсе, Мост Альма, с 19 марта по 18 мая включительно / Общество независимых художников (кат. № 2087).
  2. ^ Jump up to: а б Герварт Вальден, Первый немецкий осенний салон , Берлин, 1913 , No. 287, с. 25
  3. ^ Жан Метцингер, Синяя птица , Музей современного искусства города Парижа.
  4. ^ Джоанн Мозер, 1985, Жан Метцингер в ретроспективе, Работы кубистов, 1910–1921 , Художественный музей Университета Айовы, Фонд Дж. Пола Гетти, Университет Вашингтона. п. 43.
  5. ^ Ибис в мифах, науке и палеонтологии, Дэвид Брессан, 2011 г.
  6. ^ Жорж Кювье , 1831, Рассуждение о революциях на поверхности земного шара и изменениях, вызванных ими в животном мире. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , полный текст здесь (перевод с французского, Le Règne Animal. .. , первое издание которого появилось в четырех томах октаво в 1817 году. В 1826 году Кювье опубликует исправленную версию под названием Discours sur les révolutions de la Surface du Globe ).
  7. ^ Жан Метцингер, Обнаженная у камина (Обнаженная) , выставлена ​​в 1910 году, Осенний салон, воспроизведена в Les Peintres Cubistes , Гийом Аполлинер, 1913 год.
  8. ^ Эдвард Ф. Фрай, Кубизм , Oxford University Press, 1978
  9. ^ «Лоретт Э. Маккарти, Уолтер Пах (1883–1958), Оружейная выставка и нерассказанная история современного искусства в Америке, издательство Penn States University Press, 2012» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2013 г. Проверено 22 января 2013 г.
  10. Архив рукописного списка художников американского искусства Пикассо, рекомендованных для участия в Armory Show.
  11. ^ Джин Метцингер, Портрет курящего американца (Мужчина с трубкой) , 1911–12, холст, масло, 92,7 x 65,4 см (36,5 x 25,75 дюйма) Университет Лоуренса, Эпплтон, Висконсин
  12. ^ «Американские исследования в Университете Вирджинии по маркетингу современного искусства в Америке: от оружейной выставки до универмага » . Архивировано из оригинала 7 января 2013 г. Проверено 22 января 2013 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Лоретт Э. Маккарти, Уолтер Пах (1883–1958). Оружейная выставка и нерассказанная история современного искусства в Америке , Penn State Press, 2011
  14. ^ Гелетт Берджесс, Дикие люди Парижа, The Architectural Record, май 1910 г. (Нью-Йорк), документы, стр. 3
  15. ^ Третья выставка современного французского искусства , Галерея Карстерс (Кэрролл), Нью-Йорк, 8 марта — 3 апреля 1915 года . Метцингер выставил пять работ: «На велодроме» (33), «Велосипедист» (34), «Курящая женщина» (35), «Пейзаж» (36), «Голова девушки» (37), «Жёлтое перо» (38).
  16. ^ Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Жан Метцингер
  17. ^ Американские архивы американского искусства, выставка в галерее Монтросс, Нью-Йорк, документы Жана Кротти, 1913–1973, большая часть 1913–1961.
  18. ^ Каталог выставки галереи Montross, Нью-Йорк.
  19. ^ Статуя Свободы, Ellis Island Foundation, Inc., Морис Метцингер
  20. ^ Беатрис Жуайе-Прюнель, История и измерения , вып. XXII-1 (2007), Война и статистика, Искусство измерения, Осенний салон (1903-1914), авангард, его иностранцы и французская нация (Искусство меры: выставка Осеннего салона). (1903-1914), Авангард, его иностранцы и французская нация), электронное распространение Caim для Éditions de l'EHESS (на французском языке)
  21. ^ Роже де ла Френе, Покорение воздуха , 1913, 235,9 x 195,6 см, с изображением французского флага, Музей современного искусства, Нью-Йорк.
  22. ^ Художественные отголоски покорения воздуха: Роже де ла Фресне и современность.
  23. ^ Эрик Хильд-Зием, МоМА, From Grove Art Online, Oxford University Press, 2009
  24. Джино Северини, «Поезд раненых» , 1913 год, включает французский флаг.
  25. ^ База данных дегенеративного искусства (инвентарь изъятий, дегенеративное искусство)
  26. ^ Jump up to: а б Жан Метцингер, ок. 1907 г., цитируется по Жоржу Девальеру, La Grande Revue , vol. 124, 1907 г., цитируется по книге Роберта Л. Герберта, 1968 г., Неоимпрессионизм, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.
  27. ^ Jump up to: а б Роберт Л. Герберт, 1968, неоимпрессионизм, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.
  28. ^ Джоанн Мозер, 1985, Жан Метцингер в ретроспективе, Работы докубистов, 1904-1909 , Художественный музей Университета Айовы, Айова-Сити, Фонд Дж. Пола Гетти, Университет Вашингтона, стр. 34
  29. ^ Дэниел Роббинс, 1985, Жан Метцингер в ретроспективе, Жан Метцингер: В центре кубизма , Художественный музей Университета Айовы, Айова-Сити, Фонд Дж. Пола Гетти, University of Washington Press, стр. 9-23
  30. ^ Глейз, Альберт, Живопись и ее законы (совместно с Джино Северини: От кубизма к классицизму ), перевод, введение и примечания Питера Брука, Лондон, издательство Фрэнсиса Бутла , 2001, ISBN   1-903427-05-3 . Первоначально опубликовано в 1923-24 гг. Ключевой текст, в котором Глейз сформулировал технику «перевода» и «вращения» как постоянное приобретение кубизма.
  31. ^ Питер Брук, Введение переводчика, Альберт Глейз в 1934 году, обсуждение живописи и ее законов.
  32. ^ Метцингера «Этюд для L'Oiseau Bleu» , 37 x 29,5 см (Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж) не имеет той фоновой архитектуры, о которой Глейз писал в 1922 году.
  33. ^ Жан Метцингер, Этюд для L'Oiseau Bleu , 37 x 29,5 см, Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж.
  34. ^ Jump up to: а б Марк Антлифф, Патриция Ди Лейтен, Кубизм и культура , Темза и Гудзон, 2001 г.
  35. ^ Александр Тибо, Продолжительность живописи среди кубистов и футуристов как концепция мира: предложение о связи с проблемой темпоральности в философии , Университет Лаваля, 2006 г.
  36. ^ Тимоти Дж. Кларк, Прощание с идеей: эпизоды из истории модернизма , ISBN   0-300-08910-4 , 1999, 2001 г.
  37. ^ Jump up to: а б с д Лаура Кэтлин Валери, « Открытие заново Мориса Метерлинка и его значение для современного искусства» , руководитель: Линда Д. Хендерсон , Техасский университет в Остине, 2011 г.
  38. ^ Эдвард Ф. Фрай, Кубизм , Нью-Йорк и Торонто: McGraw-Hill, 1966. См. Также Эдвард Ф. Фрай, Кубизм , Oxford University Press, 1978.
  39. ^ Антлифф, Марк. Бергсон и кубизм: переоценка. Художественный журнал 47, вып. 4 (зима 1988 г.): 341–349.
  40. ^ Jump up to: а б с д Морис Метерлинк, Синяя птица, Сказка в шести действиях , 1908 г., перевод Александра Тейшейры де Маттос в 1910 г. (Полный текст)
  41. ^ Жан Метцингер, Kubistická Technika (1913), в Антлиффе и Лейтене, ред., Читатель кубизма, 607
  42. ^ Гийом Аполлинер, «Циган» . В стихотворении, написанном Аполлинером в 1907 году, упоминается синяя птица.
  43. ^ Гийом Аполлинер, Помолвка , 1908 г.
  44. ^ Гийом Аполлинер, Каллиграммы, Un oiseau chante (Птица поет), Из «Саморасчлененного человека», Избранные более поздние стихи Гийома Аполлинера, Дональд Ревелл, переводчик, Издательство Уэслианского университета
  45. ^ Синяя птица , немой фильм, 1910 г.
  46. ^ Оригинальная бродвейская постановка «Синей птицы».
  47. ^ Брилларелли, Ливия (1995). Чекетти, Балетная династия , Торонто: Танцевальная коллекция, образовательные публикации Danse. п. 31.
  48. ^ Гриффитс, Пол, Игорь Стравинский, Прогресс повесы , издательство Кембриджского университета, 1982
  49. ^ Ричард Тарускин , Стравинский и русские традиции: Стравинский и русские традиции: биография произведений Мавра , Том 1, Oxford University Press, 1996 , и Альберт Глейз
  50. ^ Ричард Тарускин, Стравинский и русские традиции: Стравинский и русские традиции: биография произведений Мавры , Том 1, Oxford University Press, 1996 , и Чайковский (Петр Ильич Чайковский)
  51. ^ Альберт Глейз, Кубизм и традиции , Монжуа, Париж, 10 февраля 1913 г., с. 4. Перепечатано в «Традиции и кубизме», Париж, 1927 г.
  52. ^ Альберт Глейзес, Портрет Игоря Стравинского , 1914, холст, масло, 51 x 45 дюймов (129,5 x 114,3 см), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
  53. Пётр Ильич Чайковский, Игорь Стравинский, Па-де-де (L'oiseau bleu - Синяя птица) из балета П. Чайковского, «Спящая красавица», «Зёне» Б. Шотта, 1953
  54. ^ Игорь Стравинский, Петр Иванович Чайковский, Па-де-де: L'oiseau bleu - Bluebird , из балета П. Чайковского «Спящая красавица», в переложении для небольшого оркестра. Миниатюрная партитура, Шотт, 1953 г.
  55. ^ Джек Зипес, Великая сказочная традиция: от Страпаролы и Базиля до братьев Гримм , стр. 858, ISBN   0-393-97636-X
  56. ^ Jump up to: а б с Мадам д'Ольнуа, L'Oiseau bleu, 1697 , полный текст на французском языке.
  57. ^ Jump up to: а б с Дэниел Роббинс, Жан Метцингер: В центре кубизма, 1985, Джин Метцингер в ретроспективе, Художественный музей Университета Айовы, с. 22
  58. ^ Общество независимых художников. 29, Каталог 29-й выставки, 1913, Глейз.
  59. ^ Общество независимых художников. 29, Каталог 29-й выставки, 1913, Делоне.
  60. ^ Салон Независимых 1913 г.
  61. ^ Первый немецкий осенний салон, Берлин, 1913, список художников и представленных работ.
  62. ^ Орфизм, Первый немецкий осенний салон, МоМА , Хайо Дюхтинг, From Grove Art Online, Oxford University Press, 2009
  63. ^ Музей современного искусства города Парижа, список пожертвований и приобретений.
  64. ^ Музей современного искусства города Парижа
  65. ^ Кубистические работы в Maîtres de l'art indépendant (на голландском языке)
  66. ^ «Изобразительное искусство Уотерхауса и Додда» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2012 г. Проверено 22 января 2013 г.
  67. ^ Париж, 1937 L'art indépendant (на голландском языке)
  68. ^ Les Cubistes , Бордо, Галерея изящных искусств, 4 мая - 1 сентября 1973 г., Moderne de la Ville de Paris, 26 сентября - 10 ноября 1973 г.
  69. Кубизм , Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж, 17 октября 2018 г. – 25 февраля 2019 г. Художественный музей Базеля, 31 марта – 5 августа 2019 г.
  70. ^ Почтовая марка: Жан Метцингер Синяя птица (1912-1913).
  71. ^ Почтовая марка: Альберт Глейз. Военная песня, портрет Флорана Шмитта (1915).
  72. ^ Кубизм представлен на 12 марках, выпущенных в 2012 году.
  73. ^ Логотипы La Poste, 1900–2011 гг.
  74. ^ Филателия: блокнот для кубизма в Espace et au Carré, почтовая марка L'oiseau bleu.
  75. ^ Бор, Н. (1913). «О строении атомов и молекул» (PDF) . Философский журнал . Ряд 6. 26 (151). Лондон: 1–25. дои : 10.1080/14786441308634955 . Проверено 24 января 2012 г.
  76. ^ Бор, Н. (1913). «Часть II - Системы, содержащие только одно ядро» (PDF) . Философский журнал . 26 : 476–502. дои : 10.1080/14786441308634993 . Проверено 24 января 2012 г.
  77. ^ «Нильс Бор: Нобелевская премия по физике 1922 года» . Нобелевские лекции по химии 1922–1941 гг . Эльзевир. 1966 год . Проверено 25 марта 2007 г.
  78. ^ Саньяк, Жорж (1913). «Демонстрация светоносного эфира интерферометром при равномерном вращении» . Comptes rendus de l'Académie des Sciences . 157 : 708–710.
  79. ^ Саньяк, Жорж (1913). «О доказательстве реальности светоносного эфира экспериментом с вращающимся интерферометром» . Comptes rendus . 157 : 1410–1413.
  80. ^ Квинтин, М. (1996). «Кто открыл рентгеновскую флуоресценцию?» . Журнал физики IV . 6 (4) . Проверено 21 июня 2012 г.
  81. ^ Веб-страница под названием «Гийом Аполлинер (1880–1918)». Архивировано 10 мая 2009 г. на сайте Wayback Machine на веб-сайте Poetry Foundation, получено 9 августа 2009 г. Архивировано 3 сентября 2009 г.
  82. ^ Веб-страница под названием «Поэт Фрэнсис Джемс (1868–1938)» на веб-сайте The Poetry Foundation, получено 30 августа 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e077e522e572f29b08f93b0d3ec39e07__1711305120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/07/e077e522e572f29b08f93b0d3ec39e07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Blue Bird (Metzinger) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)