Мужчина с трубкой
Мужчина с трубкой | |
---|---|
Английский: Курильщик | |
![]() | |
Художник | Жан Метцингер |
Год | в. 1912-13 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 129,7 см × 96,68 см (51,06 × 38,06 дюйма) |
Расположение | Художественный музей Карнеги , Питтсбург |
«Человек с трубкой» (фр. Le Fumeur ) — кубистическая картина французского художника Жана Метцингера . Было высказано предположение, что натурщик, изображенный на картине, представляет либо Гийома Аполлинера , либо Макса Жакоба . [1] [2] [3] Работа выставлялась весной 1914 года в Салоне Независимых , Париж, Марсово поле, 1 марта – 30 апреля 1914 года, вып. 2289, комната 11. [4] Фотография Le Fumeur была опубликована в Le Petit Comtois ( Au Salon des Indépendants, Современные шедевры ) 13 марта 1914 года по случаю выставки. [5] В июле 1914 года картина была выставлена в Берлине в Герварта Вальдена галерее Der Sturm вместе с работами Альберта Глейза , Раймона Дюшана-Виллона и Жака Вийона . [6] [7]
Le Fumeur под названием «Человек с трубкой» , датированный ок. 1912, является частью постоянной коллекции Художественного музея Карнеги , Питтсбург, Пенсильвания (подарок Дж. Дэвида Томпсона , 1953). [8]
Описание
[ редактировать ]Le Fumeur , подпись «JMetzinger» (внизу слева) представляет собой картину маслом на холсте размером 129,7 x 96,68 см (51 1/16 x 38 1/16 дюйма), изображающую элегантно одетого мужчину, сидящего в чем-то похожем на кафе [8] — возможно, Гийом Аполлинер или Макс Жакоб , [1] два давних друга художника. Вертикальная композиция написана в геометрическом стиле кубизма . Натурщица, курящая трубку и одетая в модную черную фетровую шляпу-дерби, видна в нескольких ракурсах; с разных точек зрения одновременно.

Глобальная композиция сильно геометризирована, с различными плоскостями, углами, слоями и гранями, как и отдельные элементы, изображенные на деревянном столе в стиле тромпель на переднем плане (как если бы смотреть сверху). Округлость и оттенок мужского костюма (особенно рукавов) резко контрастируют с угловым моментом, порождаемым общей кубической конструкцией изделия; в то время как стулья в нижней половине работы и цветочные обои на заднем плане обработаны сравнительно натуралистично, подобно фонам портретов конца XIX века. [1] [8]
Цвета, используемые Метцингером, подчеркнутые контрастной гаммой черного и белого, яркие и практически несмешанные. Отход от более тонких тональностей его ранних кубистских работ; «Портрет американского курильщика» , «Портрет Альберта Глейза» (оба 1911–1912 гг.) тесно связаны с «Le Fumeur» серией портретов, написанных Метцингером примерно в 1913 году; «Женщина с веером» , «Портрет Макса Жакоба» и «Фюмез» . [1] Как и в этих последних работах, главную роль в композиции играет декоративный узор. [1]
Аполлинер или Макс Джейкоб
[ редактировать ]
В своем обзоре выставки в Galerie Der Sturm в июле 1914 года Гийом Аполлинер пишет о « Человеке с трубкой » Метцингера как о своем портрете:
Альберт Глейз, Жан Метцингер, Дюшан-Вийон и Жак Вийон в настоящее время выставляются в галерее Der Sturm в Берлине. Жан Метцингер представляет чрезвычайно сложное искусство. Он доводит до совершенства то, что рисует, а не удовлетворяет себя рисованием, утверждает он. Если бы г-н Энгр, несмотря на свою значительную репутацию, не имел несколько сдержанной прессы, я бы сказал, что он обладает японскими качествами живописи Энгреса. Fumeur , Tête de Femme , Marine , Nuit , Paysage , La Liseuse и En Canot , который вместе с Fumeur цитируется выше и считается моим портретом, его шедевром, вот за что ценители Шпрее будут упорно бороться. (Аполлинер, Paris-Journal, 3 июля 1914 г.) [2] [6] [9] [10]
Метцингер ранее нарисовал портрет Аполлинера. В конце 1909 или начале 1910 года Метцингер написал кубистический портрет Аполлинера. В своей «Анекдотической жизни» от 16 октября 1911 года поэт с гордостью пишет: «Для меня большая честь быть первой моделью художника-кубиста Жана Метцингера для портрета, выставленного в 1910 году в Салоне Независимых». По мнению Аполлинера, это был не только первый кубистический портрет, но и первый великий портрет поэта, выставленный на публике, до других портретов Луи Маркусси , Амедео Модильяни , Пабло Пикассо и Михаила Ларионова . [11] Аполлинер стал предметом по крайней мере еще одной работы Метцингера; Этюд к портрету Аполлинера , 1911 год (Национальный музей современного искусства, Париж). [12]
Модель курит трубку, как и Аполлинер, но кубистские портреты не всегда точно отражают характеристики натурщицы. Трубка была общей темой в стихах Стефана Малларме и использовалась в качестве сексуального средства некоторыми кубистами из-за ее фаллической символики. [1] «Вопрос идентичности портретов Метцингера еще больше затемняется их названиями, — пишет, например, Джоан Мозер, — этюд к «Портрету Аполлинера» может показаться этюдом к « Портрету американского курильщика … Хотя Аполлинер действительно курил трубку». , у человека, изображенного на рисунке, нет круглых щек и двойного подбородка, характерных для Аполлинера. Более поздний «Человек с трубкой» [ Le Fumeur ] кажется более похожим на Аполлинера, однако это явно тот же натурщик, что и « Портрет Макса Жакоба». . (Мозер, стр. 44) [1]

Исследование Метцингера «Портрет Аполлинера» в сочетании с историческими фотографиями поэта и портретами кубистов, выполненными другими художниками примерно в 1912 и 1913 годах, убедительно доказывает, по данным Художественного музея Карнеги, что Аполлинер действительно был человеком в кафе Метцингера. «Сходства Луи Маркусси и Пабло Пикассо , которые упрощают и карикатурируют черты Аполлинера, подчеркивают широкую, округлую линию подбородка и миндалевидные глаза героя Метцингера. Если предположить, что Метцингер довел до конца портрет Аполлинера, « Человек с трубкой» мог бы показаться это". [8]
Салон Независимых 1914 г.
[ редактировать ]Метцингера Фотография «Le Fumeur» , опубликованная в обзоре Салона Независимых 1914 года, подтвердила, что эта картина действительно выставлялась в этом Салоне. Из-за неясности названий записей в каталоге Метцингера, а также из-за множества картин художника, изображающих модели, курящие трубки или сигареты, до сих пор было неизвестно, какие именно из его работ были выставлены на выставке Indépendants 1914 года. Мозер, например, пишет в 1985 году, что картина под названием «Le Fumeur» (которая могла быть либо «Портретом Макса Жакоба» , либо «Человеком с трубкой ») была выставлена в Салоне Независимых 1914 года (прим. 10, стр. 47). [1]
Мобильная перспектива
[ редактировать ]Вместо того, чтобы изображать Человека с трубкой с одной точки зрения, Метцингер использует разработанную им в 1910 году концепцию «мобильной перспективы», чтобы изобразить предмет с разных точек зрения. [13] Лицо, одежда, шляпа натурщика рассматриваются с последовательности пространственных ракурсов или мест, снятых в течение длительного периода времени, в результате чего получается сложная серия профилей и фронтальных изображений, видимых одновременно. [1] [14] Стулья, стол и предметы, стоящие на нем, рассматриваются натурщиком совершенно под разными углами.
Кубистические портреты обычно изображали натурщика в половину длины, с небольшим количеством отличительных признаков; какими бы гранеными или фрагментированными ни были формы, сходство сохранялось за счет повторения отличительных черт натурщика. Фигуры часто рассматривались фронтально и изображались сидящими за столом, как посетители кафе в « Человеке с трубкой» . Кафе, излюбленный сюжет и обстановка со времен импрессионистов, также является основной темой в кубистской живописи как декорация для фигур, а также как источник для объектов натюрморта. В «Человеке с трубкой» Метцингер отказался от сплошной грани своего объекта и обратился к использованию четких, ярко нарисованных форм. Несколько «кубов» сгруппированы недалеко от центра картины, а объекты на переднем плане имеют структурные нарушения. (Музей искусств Карнеги) [8]
Связанные работы
[ редактировать ]- Жан Метцингер, 1912, На велотреке (Au Vélodrome) , холст, масло и песок, 130,4 x 97,1 см (51,4 x 38,25 дюйма) Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Коллекция Пегги Гуггенхайм , Венеция
- Жан Метцингер , 1912-1913, L'Oiseau bleu, (Синяя птица) , холст, масло, 230 x 196 см, Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris.
- Жан Метцингер, 1913, Женщина с веером , холст, масло, 92,8 х 65,2 см, Институт искусств Чикаго.
- Жан Метцингер , 1913, En Canot (Im Boot) , холст, масло, 146 x 114 см (57,5 × 44,9 дюйма), выставлен в Moderni Umeni, SVU Manes , Прага, 1914, приобретен в 1916 году Георгом Мухе в Galerie Der. Штурм , конфискованный нацистами примерно в 1936 году, выставленный на выставке дегенеративного искусства в Мюнхене и с тех пор пропавший без вести.
- Жан Метцингер, около 1915 г., «Медсестра» , 1916 г. опубликовано в журнале l'Elan, номер 9, 12 февраля
- Альберт Глейз , 1913, L'Homme au Hamac (Человек в гамаке) , холст, масло, 130 x 155,5 см, Художественная галерея Олбрайт-Нокс , Буффало, Нью-Йорк
- Фернан Леже , 1911–1912, Les Fumeurs (Курильщики) , холст, масло, 129,2 x 96,5 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк
- Хуан Грис , 1913, Эль хумодор, Курильщик (Фрэнк Хэвиленд) , холст, масло, 73 × 54 см, Музей Тиссена-Борнемисы
- Альберт Глейзес , 1914, Кубистический пейзаж , холст, масло, 97 х 130 см, опубликовано в Der Sturm , 5 октября 1920 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джоан Мозер, Жан Метцингер в ретроспективе, Кубистические произведения, 1910–1921», Художественный музей Университета Айовы, Фонд Дж. Пола Гетти, University of Washington Press, 1985, стр. 44, 56.
- ^ Перейти обратно: а б Гийом Аполлинер, «Четыре новых французских художника», 4 июля 1914 г., в Chroniques d’art 1902-1918, тексты собраны с предисловием и примечаниями Лероя К. Бренига, Париж, Галлимар, «Очерки фолио», 2002, с. 505.
- ^ Навсикая Дьюз, «...портрет должен быть похож на меня и хорошо написан для потомков». Искусствовед перед своим портретом», в «Литературных интерференциях», новая серия, № 2, «Иконографии писателя» , с. реж. Навсикая Дьювез и Дэвид Мартенс, май 2009 г., стр. 41-57
- ^ Морис Серуллаз, Кубизм, Что я знаю? № 1036, Университетские прессы Франции, 1963 г.
- ^ Le Petit Comtois, В Салоне Независимых, Современные шедевры , 13 марта 1914 г., Культура Безансона.
- ^ Перейти обратно: а б Гийом Аполлинер, Paris-Journal, 3 июля 1914 г.
- ^ Глейз / Метцингер / Дюшан-Вийон / Виллон, Der Sturm, том 5, номер 8, 15 июля 1914 года. Коллекция Princeton Blue Mountain
- ^ Перейти обратно: а б с д и Музей искусств Карнеги, Жан Метцингер, Человек с трубкой
- ^ «Artcurial, Art Moderne 1, Hôtel Marcel Dassault, Париж, четверг, 23 октября 2008 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 г. Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Гийом Аполлинер, Произведения в прозе , Том 2, Галлимар, 1991.
- ^ Жан Метцингер, 1910, Портрет Гийома Аполлинера , Christie's в Париже, 23 мая 2007 г.
- ↑ Этюд к портрету Аполлинера , 1911, Национальный музей современного искусства, Париж.
- ^ Жан Метцингер, Заметки о живописи , октябрь – ноябрь 1910 г., Pan: 60.
- ^ Дэниел Роббинс, Жан Метцингер: В центре кубизма , 1985, Джин Метцингер в ретроспективе, Художественный музей Университета Айовы, J. Paul Getty Trust, University of Washington Press