Контрастный эффект
Эффект контраста — это усиление или ослабление по сравнению с нормой восприятия , познания или связанных с ними функций в результате последовательного (непосредственно предшествующего) или одновременного воздействия стимула меньшей или большей ценности в том же измерении. (Здесь нормальное восприятие, познание или деятельность — это то, что было бы получено в отсутствие стимула сравнения, т. е. основано на всем предыдущем опыте.)
Пример восприятия: Нейтрально-серая цель будет казаться светлее или темнее, чем она есть изолированно, если ей непосредственно предшествует темно-серая или светло-серая цель или одновременно с ней, соответственно, или одновременно с ней.
Пример познания: человек будет казаться более или менее привлекательным, чем он выглядит изолированно, если ему непосредственно предшествует или одновременно сравнивают его с менее или более привлекательным человеком, соответственно.
Пример эффективности: лабораторная крыса будет работать быстрее или медленнее во время действия стимула, предсказывающего определенную сумму вознаграждения, если этому стимулу и вознаграждению непосредственно предшествуют или чередуются, соответственно, различные стимулы, связанные либо с меньшим, либо с большим количеством вознаграждения. .
Типы
[ редактировать ]Одновременный контраст
[ редактировать ]Самая старая ссылка на одновременный контраст в научной литературе принадлежит руке физика XI века Ибн аль-Хайсама , который описывает пятна краски на белом фоне, которые кажутся почти черными и, наоборот, бледнее, чем их истинный цвет на черном: [ 1 ]
Он также описывает, что листовая зеленая краска может казаться яснее и моложе на темно-синем и темнее и старше на желтом: [ 1 ]
Иоганн Вольфганг фон Гете пишет в 1810 году, что серое изображение на черном фоне кажется гораздо ярче, чем такое же изображение на белом. [ 2 ] И Йоханнес Петер Мюллер отмечает то же самое в 1838 году, а также то, что серая полоса на ярко окрашенном поле кажется слегка окрашенной в контрастный цвет. [ 3 ]
С тех пор тема влияния окружающего поля на восприятие цвета является предметом постоянных исследований. Было обнаружено, что размер окружающего поля оказывает влияние, [ 4 ] как и разделение между цветом и окружением, [ 5 ] сходство цветности , [ 6 ] разница яркости [ 7 ] и структура окружения. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Были некоторые споры о том, в какой степени одновременный контраст является физиологическим процессом, вызванным соединениями нейронов зрительной коры, или это психологический эффект. [ 11 ] Оба, кажется, имеют некоторый эффект. Возможным источником эффекта являются нейроны области V4 , имеющие тормозные связи с соседними клетками. Наиболее вероятное эволюционное объяснение этого эффекта заключается в том, что он усиливает края поля зрения, тем самым облегчая распознавание форм и объектов.
Последовательный контраст
[ редактировать ]Последовательный контраст возникает, когда восприятие наблюдаемых в данный момент стимулов модулируется ранее просмотренными стимулами. [ 12 ] [ 13 ] В приведенном ниже примере вы можете использовать полосу прокрутки, чтобы быстро поменять красный и зеленый диски на два оранжевых диска. Если посмотреть на точку в центре одного из двух верхних цветных дисков, а затем посмотреть на точку в центре соответствующего нижнего диска, то на мгновение кажется, что два нижних диска имеют разные цвета, хотя на самом деле их цвет идентичен.
Метаконтраст и параконтраст
[ редактировать ]Метаконтраст и параконтраст связаны как со временем, так и с пространством. Когда половина круга горит в течение 10 миллисекунд (мс), она имеет максимальную интенсивность. Если при этом отображается и другая половина (но через 20–50 мс), то происходит взаимное торможение: левая сторона затемняется правой половиной ( метаконтраст ), а центр может быть полностью стерт. При этом наблюдается небольшое затемнение правой стороны за счет первого раздражителя ( параконтраст ). [ 14 ] [ нужны разъяснения ]
Домены
[ редактировать ]Эффект контраста был отмечен философом 17-го века Джоном Локком , который заметил, что теплая вода может казаться горячей или холодной в зависимости от того, находилась ли рука, касающаяся ее, ранее в горячей или холодной воде. [ 15 ]
В начале 20 века Вильгельм Вундт определил контраст как фундаментальный принцип восприятия, и с тех пор этот эффект был подтвержден во многих различных областях. [ 15 ] Эффекты контраста могут формировать не только визуальные качества, такие как цвет и яркость, но и другие виды восприятия, включая восприятие веса. [ 16 ] Воспринимается ли музыкальное произведение как хорошее или плохое, может зависеть от того, была ли музыка, услышанная до нее, неприятной или приятной. [ 17 ] Чтобы эффект сработал, сравниваемые объекты должны быть похожи друг на друга: тележурналист может как будто съежиться, беря интервью у высокого баскетболиста, но не стоя рядом с высотным зданием. Более того, утверждается, что эффект контраста применим и к внешней политике государств. Например, [ 18 ] Африканские страны все чаще обращают внимание на Китай и Индию, а не на США, ЕС и Всемирный банк, поскольку эти азиатские государства подчеркнули отсутствие у них «вмешательства» и «условий» в обмен на иностранную помощь и ПИИ.
См. также
[ редактировать ]- Эффекты ассимиляции и контраста
- Иллюзия тени шашки
- Иллюзия Чабба
- Эффект «меньше значит лучше» и предвзятость в различении
- Отрицательный (положительный) контрастный эффект
- Список когнитивных предубеждений
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Абу Али, Аль-Хасан бин Аль-Хасан бин Аль-Хайсам: 1011–1021, Китаб аль-Маназир , 1 § 6 абз. 113–114
- ^ Иоганн Вольфганг фон Гете: К теории цвета III § 38: «Серое изображение на черном фоне кажется гораздо ярче, чем такое же изображение на белом фоне. Если вы поставите оба ящика рядом друг с другом, вряд ли можно будет убедиться, что обе картинки были раскрашены из одного и того же горшка».
- ^ Йоханнес Петер Мюллер: Справочник по физиологии человека V § I § III абз. 3B2: 'Так, напр. Например, серая измельченная бумага выглядит слегка красноватой на зеленом поле, зеленоватой на красном поле, с оранжевыми вторичными чернилами на светло-голубом поле, с голубоватыми чернилами на оранжевом поле, желтоватой на светло-фиолетовом поле и фиолетовой на светло-фиолетовом поле. светло-желтое поле».
- ^ Джозеф К. Стивенс: Подавление яркости из-за изменения размера объемного звучания
- ^ Роберт Э. Коул и А. Леонард Даймонд: Степень объемного звучания и разделение, вызывающее испытания, при одновременном контрасте яркости
- ^ Тадасу Ояма, Мунео Мицубоши и Такаси Камосита: Контраст яркости, зависящий от длины волны, как функция окружающей яркости
- ^ Мария Хосе Луке, Паскуаль Капилья, Аделина Фелипе и Хосе Мария Артигас: Индукция яркости в хроматическом центре - ахроматическая конфигурация объемного звучания
- ^ Майкл Уайт: Влияние характера окружения на воспринимаемую яркость серых полос внутри тестовых решеток прямоугольных волн.
- ^ Эдвард Ховард Адельсон: Перцептивная организация и суждение о яркости
- ^ Ирис К. Земах и Майкл Э. Радд: Влияние объемной артикуляции на легкость зависит от пространственного расположения сочлененной области.
- ^ Королевство, Фред (1997). «Одновременный контраст: наследие Геринга и Гельмгольца» . Восприятие . 26 (6): 673–677. дои : 10.1068/p260673 . ПМИД 9474338 . S2CID 411796 .
- ^ Шеврёль, Мишель Эжен (1839). О законе одновременного контраста цветов и ассортимента цветных объектов - переведено на английский язык Чарльзом Мартелем как «Принципы гармонии и контраста цветов» (1854 г.) и Дэном Маргулисом как «Закон одновременного контраста цветов» (2020 г.)
- ^ Герман фон Гельмгольц: Справочник по физиологической оптике, раздел II, § 24: «Точнее, Шеврёль различает явления, относящиеся сюда под названием одновременного контраста, название последовательного контраста от тех, когда два цвета появляются один за другим на одной и той же области сетчатки, что он дает .'
- ^ "Глаз, человек" . Британская энциклопедия. 2008. Британская энциклопедия 2006, DVD Ultimate Reference Suite .
- ^ Jump up to: а б Кушнер, Лаура Х. (2008). Контраст в суждениях о психическом здоровье . п. 1. ISBN 978-0-549-91314-6 . Проверено 24 марта 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Плус, Скотт (1993). Психология суждения и принятия решений . МакГроу-Хилл. стр. 38–41. ISBN 978-0-07-050477-6 . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ Поппер, Артур Н. (30 ноября 2010 г.). Музыкальное восприятие . Спрингер. п. 150. ИСБН 978-1-4419-6113-6 . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ Ндзендзе, Бхасо. (23 марта 2017 г.). «Выбор «лучшего зла»? Эффект контраста и относительная природа мягкой силы» . Современная дипломатия . Проверено 30 апреля 2017 г. .