Жан Гюго
Жан Гюго | |
---|---|
![]() Автопортрет, 1918 год. | |
Рожденный | Жан Гюго 19 ноября 1894 г. Париж, Франция |
Умер | 21 июня 1984 г. Люнель , Франция | ( 89 лет
Занятие | Художник |
Супруги | |
Дети | Два сына, пять дочерей |
Родители) | Жорж Виктор Гюго Полин Менар-Дориан |
Жан Гюго (19 ноября 1894 — 21 июня 1984) — художник, иллюстратор, театральный художник и писатель. Он родился в Париже и умер в своем доме в Мас-де-Фурке, недалеко от Люнеля , Франция. Воспитанный в оживленной творческой среде, он начал учиться рисованию и живописи и с самого раннего возраста писал эссе и стихи. Его творческая карьера охватывает 20-й век, от его ранних зарисовок Первой мировой войны, творческого брожения парижских межвоенных лет и до его смерти в 1984 году. Он был членом ряда художественных кругов, в том числе Жана Кокто , Раймон Радиге , Пабло Пикассо , Жорж Орик , Эрик Сати , Блез Сандрар , Мари-Лора де Ноай , Поль Элюар , Франсис Пуленк , Шарль Дюллен , Луи Жуве , Колетт , Марсель Пруст , Жак Маритен , Макс Жакоб , Карл Теодор Дрейер , Мари Белл , Луиза де Вильморен , Сесил Битон и многие другие.
Семья Хьюго
[ редактировать ]
Жан Гюго был правнуком поэта, драматурга, романиста, эссеиста, художника, государственного деятеля, правозащитника и представителя романтического движения во Франции Виктора Гюго . Его дед, Шарль Гюго, был журналистом, пионером первых методов фотографии и борцом против смертной казни, а его отец Жорж Гюго был опубликованным писателем и признанным художником. Его тетей по отцовской линии была светская львица Жанна Гюго .
Его мать, Полина Менар-Дориан , была дочерью Поля-Франсуа Менара , генерального советника и заместителя департамента Эро в 1870–80-х годах, от его жены Алины Дориан, дочери Пьера Фредерика Дориана , министра труда во время осады города. Париж .
Жан Гюго был женат дважды, сначала в 1919 году на Валентине Гюго (урожденной Валентине Гросс, детей от гражданского брака нет), а затем в 1949 году на Лауретте Хоуп-Николсон, дочери Хедли Хоуп-Николсон . [1] У Жана Гюго и Лауретты было семеро детей: Шарль Гюго (фермер), Мари Гюго (художница), Жан-Батист Гюго (художник), Адель Гюго (художница), Жанна Гюго-Шаброль (учитель), Софи Гюго-Лафон (библиотекарь), Леопольдин Гюго (художник). [2]
Сводный брат Жана Гюго, Франсуа Гюго, создавал ювелирные интерпретации ограниченным тиражом для Пабло Пикассо , Жана Кокто , Макса Эрнста и Коко Шанель в период модерна 20-х годов. Пьер Гюго – сын Франсуа Гюго – также является дизайнером ювелирных изделий и написал книгу о творческом наследии семьи Гюго Les Hugo – Un témoignage (Rocher, Франция, 2007). [ нужна ссылка ]
Картины
[ редактировать ]Гюго преимущественно известен своими эскизами и картинами, написанными маслом или гуашью , которые часто выполняются в небольших форматах. Он также иллюстрировал книги, создавал театральные декорации и костюмы, создавал керамику, фрески, текстильные изделия и витражи. Гюго разработал декорации и костюмы для Карла Теодора Дрейера фильма «Страсти Жанны д'Арк» (1928). Его картины можно увидеть в Фонде Барнса в Филадельфии, а также они присутствуют в коллекциях в Лондоне, Токио, Торонто, Париже, Марселе и в Музее Фабра в Монпелье, Франция, где есть комната, посвященная его картинам. [3]
-
Разрушенный дом в Ла Таргетте , 1915 год.
-
Интерьер бара , 1917 год.
-
Железнодорожные знаки (акварель, страница блокнота), 1918 г.
-
Вдова и солдат , картина Жана Гюго, 1925 год.
Картина Жана Гюго уникальна в художественной панораме первой половины 20-го века и сохраняет оригинальность, одновременно вызывая авангардные темы магического реализма или метафизической живописи . [ нужна ссылка ] В начале 1930-х годов, между наивными и счастливыми сценами и различными театральными проектами, такими как « Марии Эйфелевой башни » Жана Кокто , он создал серию работ в задумчивых, тревожных тонах ( «Одиночество» , 1933).
Он проявлял интерес к лесным сценам ( «L'Ermite de Meudon» , 1933) и религиозным темам ( «La Cène» , 1933). L'Imposteur (1931) и La Baie des Trépassés (1932) были выпущены в один и тот же период. Его картины были основаны на альбомах для рисования, которые он всегда носил с собой. Он говорил, что «Вдохновение приходит само собой, но с ним нужно регулярно встречаться». [ нужна ссылка ]
«Самозванец» (1931) завершает первый творческий период Гюго, который совпадает с его переездом из Парижа в семейное поместье Мас де Фурк в Люнеле , Франция, после смерти его бабушки. Эта впечатляющая картина представляет собой собрание самых важных идей, которые он приобрел до сих пор: уроки итальянских примитивистов , Анри Руссо , Пуссена и Пикассо, источников вдохновения, к которым он постоянно обращается. Сюжет картины вызывает дискомфорт оглашенных среди верующих, которым не позволяют причаститься во время рождественской мессы в церкви Сен-Франсуа в Монпелье. Действие картины происходит в сельской местности вокруг Люнеля, с ее виноградниками и невысокими кустарниками ( гарриг ). Напряженная и сложная композиция произведения исполнена на редкость хорошо. Ни один элемент, линия, мотив, оттенок цвета или предмет не являются второстепенными. Каждый элемент вносит свой вклад в живописное видение. Нежные объемы залиты светом и выделяются на фоне. Фигуры зафиксированы в пространстве накладными связями, во флорентийском стиле.
В середине 1930-х годов он начал использовать масляные краски для создания своих более крупных композиций, продолжая писать темперой. Le Manger au chandail rayé (автопортрет) (1940) изображает художника в его доме в Мас-де-Фурк. Мотив полос контрастирует с аккуратными контурами стола, камина и стены. В этой домашней обстановке фигура кажется окруженной таинственностью и непринужденностью. Хотя Гюго не сильно опирается на Де Кирико , эта работа вызывает чувство изолированности и загадочности, которое характеризует постановку последнего.
Работы Жана Гюго свидетельствуют о его намерении работать вне текущих тенденций и модных теорий. Он никогда не чувствовал необходимости участвовать в художественных дебатах своего времени и поплатился за это тем, что так и не добился широкого признания своих работ широкой публикой. [ нужна ссылка ]
Его аукционный рекорд — 308 200 долларов США — за картину « Les Plaisirs et les Jours» , установленную на аукционе Франсуа де Рикле в Париже 26 ноября 1999 года.
Избранные выставки
[ редактировать ]Работы Гюго широко выставлялись, персональные ретроспективы проходили во Франции, Англии, Японии, Канаде и США.
- Жан Гюго и Макс Джейкоб , галерея Claridge, Лондон, 1929 год. [4]
- Искусство Жана Гюго , Художественная галерея Онтарио, Торонто, 1973 год. [5]
- Жан Гюго , Музей Поля Валери, Сет, 1974 год. [6]
- Жан Гюго '77 , Королевский музей Уэно, Токио, 1977 г. [7]
- Жан Гюго , Музей Фабра, Монпелье, 1977–78. [8]
- Картины и рисунки Жана Гюго и Жана Кокто , Sotheby's, Лондон, 1981 г. [9]
- Жан Гюго: Костюмы для «Человека, который смеется» , Дом Виктора Гюго, Париж, 1984 год. [10]
- Жан Гюго: 1894–1984 , Музей изящных искусств, Безье, 1985. [11]
- Жан Гюго: палитры и воспоминания , Музей Виктора Гюго, Париж, 1994–95. [12]
- Жан Гюго: Рисунки военных лет (1915–1919) , Музей франко-американского сотрудничества замка Блеранкур, 1994–95. [13]
- Жан Гюго: Ретроспектива , Павильон музея Фабра, Монпелье, 1995 г. [14]
- Жан Гюго: ретроспектива , Галерея Джулиана Баррана, Лондон, 1996. [15]
- Жан Гюго и сцена , Оперная библиотека-музей, Париж, 2001 г. [16]
- Жан Гюго, иллюминированная рукопись , Музей Медара, Люнель, 2014 г. [17]
- Жан Гюго: Daily Illuminator , Музей Пьера Андре Бенуа, Алес, 2014 г. [18]
Опубликованная работа
[ редактировать ]- Возвращение ужасного ребенка: письма 1923–1966 Жана Бургуана , Жана Гюго, Жана Мутона (Декле де Брауэр, 1975)
- Автобиография Avant d'oublier ( «Прежде, чем я забуду ») (Файяр, 1976) представляла собой юмористические мемуары о его семье и рассказ из первых рук о французском сюрреалистическом движении 1920-х годов.
- Le Regard de la mémoire (Actes Sud, 1983) - мемуары Жана Гюго о периоде с 1914 по 1945 год. В этих мемуарах рассказывается о военной службе Жана Гюго во время Первой мировой войны, а также о его жизни и дружбе на парижской художественной сцене в межвоенные годы.
- Поездка в Москву и Ленинград (Cercle d’Art, 1953, перепечатано Actes Sud, 1984)
- Книжки, 1946–1984 (Actes Sud, 1994). Книжки , или Блокноты , продолжаются с того места, где Le Regard de la mémoire. в 1945 году остановился Они основаны на подробных дневниках, которые Хьюго вел до своей смерти в 1984 году. Записи неотредактированные и инстинктивные, как в оригинальных записных книжках, с элегантным ироничным стилем письма. В своих дневниковых записях Жан Гюго раскрывает алхимию своего художественного творчества и взгляд, который он обращал на людей и пейзажи. Книга передает философию его последних лет, иногда разочарованную, но часто восхитительную. «Моя болезнь, — писал Жан Гюго на последней странице своего дневника, — называется artérite periphérique , как новый бульвар вокруг Парижа».
В книгу вошли рисунки и цветные репродукции картин Жана Гюго.
- Рисунки военных лет (1915–1919) – Рисунки войны (Actes Sud, 1994).
Книги с иллюстрациями Жана Гюго
[ редактировать ]Первая опубликованная иллюстрация Гюго появилась в 1918 году и представляла собой монограмму La Sirène издательства .
- Раймон Радиге : «Щеки в огне» , Бернуар, 1920 год.
- Фрэнсис Жамм : Pommes d'Anise , Эмиль-Поль, 1923.
- Жан Кокто : Жених и невеста Эйфелевой башни , NRF, 1924 год.
- Поль Моран : Les Amis Nouvel , Au Sans Pareil, 1924 год.
- Шекспир: Ромео и Джульетта , Au Sans Pareil, 1926 (переиздано на английском языке Обществом Фолио , 1950).
- Жан Гюго: Волшебное зеркало , Жанна Бюше, 1927 год.
- Жан Кокто: Орфея , Сток, 1927.
- Марте Бибеско : Зеленый попугай , Жанна Вальтер, 1929.
- Андре Моруа : Климаты , Шамонтен, 1929 год.
- Роберт Луи Стивенсон : Путешествие по суше , Overbrook Press, 1938.
- Морис Сакс : Во времена быка на крыше , критика Nouvelle Revue, 1939.
- Поль Элюар : В апреле 1944 года Париж еще дышал! , Галерея Шарпантье, 1945.
- Жан Расин : Федра , Тисне, 1946.
- Фелисите де Ламмене (переводчик): Подражание Господу нашему Иисусу Христу , Arts et Métiers, 1946 г.
- Макс Джейкоб : Корнет , Галлимар, 1948 год.
- Шекспир : Ромео и Джульетта , Общество «Фолио» , 1950.
- Шарль Пеги : Тайна милосердия Жанны д'Арк , Галлимар, 1951.
- Поль Клодель и Шарль-Жан Одик: Cheminots de France , Résistance-Fer, 1952.
- Жан Гюго: Путешествие в Москву и Ленинград , Центр искусств, 1953.
- Густав Йегер : Естественная история Йегера , WS Коуэлл, 1953.
- Луиза де Вильморен : Азбука исповеди , NRF, 1954.
- Эммануэль д'Астье де ла Вижери : Семь раз по семь дней , Книжная гильдия, 1956.
- Жан Гюго: Котсуолдс Шекспира , Лунд Хамфрис, 1964 г.
- Жан Гюго: Предполагаемые деяния святого Альбана Нантского , Пьер-Андре Бенуа, 1968 год.
- Морис Сцев : Солсай , Новый парижский книжный кружок, 1971.
- Жан-Пьер Ге: Золотой век по мнению Жана Гюго , Пьер-Андре Бенуа, 1984 г.
- Жан Гюго: Petit Office de Notre-Dame , Les éditions de l'oeuvre d'art, 1994.
Кроме того, Гюго иллюстрировал множество книг ограниченного выпуска, опубликованных с 1948 по 1984 год Пьером-Андре Бенуа (PAB), сотрудничавшим с такими писателями, как Рене Шар , Марсель Жуандо , Тристан Цара и Рене Кревель .
Театральные проекты Жана Гюго
[ редактировать ]- 1921: костюмы и маски к «Женихам Эйфелевой башни» , балет-пантомима Жана Кокто, на музыку Ле Сикс.
- — костюмы к «Красавица-эксцентрика» балету Эрика Сати
- 1922: декор и костюмы к Эстер де Карпантра , опера Дариуса Мийо и Армана Люнеля.
- Кокто 1924: декор и костюмы к «Ромео и Джульетте» (впоследствии использованные Обществом «Фолио» для издания текста Шекспира 1950 года).
- 1925: декор и костюмы для «Молчаливой женщины» на музыку Жоржа Орика.
- 1926: декор к «Орфее » Кокто (костюмы Коко Шанель).
- — декорации и костюмы к «Белая деревня, или Олива среди негров » оперетте Жана Винера и Анри Фалька
- 1927: декор и костюмы к опере Армана Люнеля и Дариуса Мийо « Несчастья Орфеи».
- — декорации и костюмы к Марселя Ашара » «Шахматной игре
- 1935: декорации и костюмы к Бориса Кочно балету «Cent Baisirs».
- 1938: декорации и костюмы для Французской комедии постановки « Рюи Блас».
- французской комедии Франсез. 1939: декорации и костюмы для постановки «Федры»
- 1941: костюмы к балету «Фоли Франсез» на музыку Куперена.
- 1942: костюмы для «Нюи » Альфреда де Мюссе.
- 1945: декорации и костюмы для Андре Жида перевода «Антония и Клеопатры» в Комеди Франсез.
- 1946: декорации и костюмы к балету Бориса Кочно «Любовь Юпитера».
- 1981: декорации к опере Жана-Жозефа де Мондонвиля « Дафнис и Алцимадура» , Опера Монпелье
Книги и фильмы о Жане Гюго
[ редактировать ]- Искусство Жана Гюго (Художественная галерея Онтарио, 1973) – Ричард Уоттенмейкер
- Семейные альбомы - Апострофы (телешоу, 17 февраля 1984 г.) Ina.fr
- ЖАН ГЮГО, Рисунки военных лет, 1915–1919 (Actes Sud-Réunion des Musées Nationaux, 1994) – Каталог выставки, Национальный музей франко-американского сотрудничества.
- ЖАН ГЮГО, ретроспектива (Actes Sud – Город Монпелье – Встреча национальных музеев, 1995) - Каталог выставки, Музей Фабра Монпелье
- Жан Кокто – Жан Гюго, Переписка (1995) – Бриджит Борсаро и Пьер Кайзерг
- С Жаном Гюго (Presses du Languedoc, 2002) – Роберт Фор
- Шепот для Жана Гюго (2013, Альбен Мишель) – Мари Руане
Цитаты о Жане Гюго
[ редактировать ]Жан Кокто : «Жан Гюго смешал свое почти чудовищное спокойствие с бурными предприятиями нашей юности. Он был и остается самим образом того совершенного смирения просветителей, для которых повседневные истины трубили о декоративной грации. Его мощная рука, его большой юпитерианец глаз, в некотором роде его олимпизм, использовал не гром, а маленькие акварели, настолько огромные, что казалось, будто их размер был результатом феномена перспективы. Действительно, он, кажется, смотрит на море в Бретани и гарригу. большим концом телескопа, что не мешает ему вызывать вокруг нас таинственный запах морских водорослей и диких трав, Жан Гюго, тонкий крестьянин, средневековый монах, гонит ангела от причудливого, зная наизусть все его хитрости».
Гюстав Тибон : «Я знал его близко. Он был странным существом, достойным восхищения, мистиком, любовником, великим художником, который, без сомнения, грешил чрезмерной скромностью. Он немного устал от славы своего имени, которая была чрезвычайно тяжелый. [...] Жан Гюго провел свою юность в этом золотом мире больших семей Третьей республики, Бертло, Фавра, Ренана, Доде, мире, из которого он уехал ради более изолированной жизни в Люнеле. Его работы гораздо лучше известны и ценятся в Америке, чем во Франции, где он все еще страдает от того, что его имя затмевает. Я считаю его великим художником, причем великим художником, но относительно неизвестным. Если бы он не нашел других, кто присмотрел бы за его рекламой, он бы никогда не продал ни одной картины. Пикассо , который был его хорошим другом, часто говорил ему: «Ты ничего не делаешь для своей славы». И действительно, он ничего для этого не сделал – это сделали ему другие. И снова он был чистым существом. Если слово «невиновность» и можно было применить к кому-либо, так это к нему. Он был очень красив и обладал потрясающей жизненной силой – осмелюсь сказать, гюгорианцем. Он был достаточно отстранен, чтобы не выступать от своего имени, но при этом проявлял безусловное восхищение работой своего великого предка, которого он знал в деталях». с Гюставом Тибоном Интервью Филиппа Бартеле (Éditions du Rocher, Монако, 2001 г.)
Морис Сакс : «Жан Гюго был спокоен, добр и великодушен. Жизнь текла перед ним спокойно, и мы не знали у него врагов. Он нес тяжелое бремя своей фамилии с элегантностью. Как и его отец Жорж Гюго, он был человеком мире, человек выдающихся душой и сердцем, добрый друг, человек, которого вы хотели бы видеть в своей жизни». La Décade de l'illusion (Париж, Галлимар, 1950, стр. 14–16)
Поль Моран : «Художественный темперамент Жана Гюго не поддается никаким модам. Его работы напоминают нам о чудесах, которые могло бы произвести расслабление какого-нибудь принца древних времен, как это можно найти в сказках тысячи и одной ночи. "
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Некролог Лауретты Хьюго из The Independent , 2005 г.
- ^ Пэрство, баронетство, рыцарство и товарищество Дебретта 1963, Справочники Келли, 1963, стр. 750
- ^ museefabre.montpelier-agglo.com
- ↑ The Winnipeg Tribune, 8 июня 1929 г.
- ^ The Ottawa Journal , 19 мая 1973 г., стр. 47
- ^ Выставка Музея Поля Валери
- ^ Выставка музея Уэно
- ^ Выставка в Музее Фабра
- ↑ Каталог выставки Sotheby's, 1981 г.
- ^ Выставка «Дом Виктора Гюго».
- ^ Выставка Безье
- ^ статья из Libération, январь 1995 г.
- ^ Выставка военных рисунков
- ^ Выставка столетия Жана Гюго в Монпелье.
- ^ каталог выставки
- ^ Жан Гюго и сцена
- ^ «Выставка в Музее Медара» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2014 года . Проверено 21 сентября 2015 г.
- ^ Жан Гюго: Daily Illuminator
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Некролог New York Times – 23 июня 1984 г. «Жан Гюго, художник, умирает в 89 лет»
- Презентация комнаты Жана Гюго в Музее Фабра, Монпелье (на французском языке). Архивировано 21 сентября 2014 года в Wayback Machine.
- Картины Жана Гюго на WikiArt
- Коллекция Жана Гюго в Фонде Барнса
- сайт дома Жана Гюго, Мас де Фурк
- Результаты прошлых аукционов Жана Гюго на Christie's
- 1894 рождения
- 1984 смертей
- Художники из Парижа
- Современные художники
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские художники-мужчины
- Французские иллюстраторы
- Французские театральные дизайнеры
- Семья Хьюго
- Выпускники лицея Кондорсе
- Люди, получившие образование в колледже Элизабет, Гернси.
- Кавалеры Почетного легиона
- Лауреаты Военного креста 1914–1918 гг. (Франция).