Гуннар Экелёф
Гуннар Экелёф | |
---|---|
![]() Гуннар Экелёф | |
Рожденный | Бенгт Гуннар Экелёф 15 сентября 1907 г. Стокгольм , Швеция |
Умер | 16 марта 1968 г. Сигтуна , Швеция | ( 60 лет
Занятие | Поэт |
Национальность | Шведский |
Период | 1932–1968 |
Литературное движение | Модернизм , Сюрреализм |
Известные работы | |
Супруг | Гуннель Бергстрем (1932) Гунхильд Флодквист (1942–1951) Ингрид Флодквист |
Бенгт Гуннар Экелёф (15 сентября 1907 — 16 марта 1968) — шведский поэт и писатель. Он был членом Шведской академии с 1958 года и был удостоен звания почетного доктора философии Уппсальского университета в 1958 году. Он получил ряд премий за свои стихи.
Жизнь и творчество
[ редактировать ]Ранняя жизнь и дебют
[ редактировать ]Гуннар Экелёф родился 15 сентября 1907 года в Стокгольме . Его называют первым шведским поэтом -сюрреалистом . Он дебютировал со сборником «Sent på jorden » («Поздно на земле») в 1932 году, написанным во время длительного пребывания в Париже в 1929–1930 годах, который был слишком нетрадиционным, чтобы получить широкое признание и описывался его автором как отражающий период суицидальные мысли и апокалиптические настроения. [ 1 ] В каком-то смысле это был акт литературного бунта, сродни Эдит Сёдергран, сентябрьскому сентябрю произошедшему дюжиной лет назад. Не отказываясь от своего дебюта, Экелёф двинулся в сторону романтизма и получил лучшие отзывы о своем втором сборнике стихов «Посвящение» (1934). Оба тома написаны под влиянием сюрреализма и демонстрируют яростный, порой лихорадочный поток образов, намеренное нарушение упорядоченного синтаксиса и традиционного поэтического языка, а также дерзкий дух, граничащий с анархизмом («разрежь себе живот, разрежь себе живот и не думай ни о чем». завтра» — звучит черный юмористический припев из стихотворения под названием «фанфары» на языке send på jorden ; сборник, в котором отсутствуют заглавные буквы). Этот вызывающий экстернализм был основан на его личности. Хотя он происходил из высшего сословия, Экелёф никогда не чувствовал себя приверженным этому - его отец был психически болен, и когда его мать снова вышла замуж, Экелёф категорически не одобрял своего отчима и, соответственно, свою мать; В подростковом возрасте он стал одиночкой и бунтовщиком и никогда не чувствовал себя комфортно с нравами устоявшихся высших и средних классов, с их запретами и тем, что он воспринимал как их лицемерие и чесание спины. [ 2 ] Шведский критик Андерс Олссон описал обращение Экелёфа к поэзии как выбор «единственного высказывания, которое не стирает противоречия и пустые пространства языка и ума». [ 3 ]
Середина карьеры
[ редактировать ]Färjesång (1941) оказал влияние на Т. С. Элиота , чье стихотворение East Coker Ekelöf перевело на шведский язык. На него повлияла восточная поэзия и мрак продолжающейся Второй мировой войны . [ 4 ] Затем последовали нашумевшие работы, [ 5 ] прозаическая книга «Променадер» (1941, «Прогулки»), разочарованный [ 4 ] Non Serviam (1945) ( латинское название означает «Я не буду служить») и Om hösten (1951, «Осенью»). В число последних вошли известные [ 4 ] стихотворение «Röster under jorden» («Подземные голоса»). [ 4 ] В «Стронтесе» (1955), от шведского слова «strunt» («ерунда»), Экелёф вернулся к своим нападкам на литературные условности, исследуя бессмысленность. Своей постоянной игрой слов он продемонстрировал, что смысл может возникнуть из кажущейся бессмыслицы. [ 4 ]
Признание
[ редактировать ]В апреле 1958 года Экелёф был избран членом Шведской академии , сменив писателя Бертиля Мальмберга на 18-м посту в декабре того же года. [ 6 ] En Mölna-elegi («Мёльна элегия», 1960), длинная элегия, которую Экелёф уже начал сочинять в 1930-х годах, представляла собой сугубо личный сборник свободных ассоциаций, настроений и воспоминаний с интертекстуальными отсылками к Эмануэлю Сведенборгу , Карлу Михаэлю Беллману , Августу. Стриндберг , Эдит Сёдергран и другие. Стихи посвящены прустовской теме памяти; сборник был назван самой джойсианской работой Экелефа. [ 4 ] После публикации книга получила весьма положительные отзывы современных критиков. [ 7 ]
Последние работы
[ редактировать ]Последние работы Экелефа: «Диван о принце Эмгиона» (1965, « Диван о принце Эмгиона »), «Саган ом Фатуме » (1966, «Сказка о Фатуме») и «Вагвисаре до подземного мира » (1967, «Путеводитель по подземному миру»). » ) представляла собой трилогию на византийскую тему. [ 4 ] Трилогия была вдохновлена поездкой в Стамбул и Измир в 1965 году, вызвавшей творческий всплеск. В своем дневнике Экелёф описал этот визит как откровение , изменившее его жизнь. «Диван овер Фюрстен ав Эмгион» рассказывает историю вымышленного принца Эмгиона, который участвовал в битве при Манцикерте , был схвачен, подвергнут пыткам и ослеплен, а затем заключен в тюрьму в Константинополе на десять лет. По пути домой принца сопровождает загадочная женщина, помогающая ему справиться с слепотой. [ 8 ] За эту книгу Экелёф был удостоен литературной премии Северного Совета в 1966 году. [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Экелефа помнят как одного из первых -сюрреалистов шведских поэтов . Он умер 16 марта 1968 года в Сигтуне . Согласно его завещанию, его прах был развеян в реке Пактол (ныне река Сарт) в Салихлы , Турция. [ 10 ] Овидий записывает легенду о том, что царь Мидас лишил себя золотого прикосновения, омывшись в этой реке. [ 11 ]
В день 103-й годовщины со дня его рождения в Салихли собралось 40 любителей шведской поэзии. Вместе с заместителем мэра они почтили наследие Экелефа в городе, которым он горячо восхищался во время своего визита в 1965 году, и отобразили его в нескольких стихотворениях. Там должен был быть установлен бюст Экелефа работы Гюрдала Дуяра , но этого так и не было сделано, и теперь он ждет в саду посольства Швеции в Стамбуле. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Избранная библиография
[ редактировать ]На шведском языке
[ редактировать ]- Sent på jorden «Поздно на земле», стихи (1932) (название строчными буквами; оно сохраняется во всех переизданиях)
- Франский сюрреализм «Французский сюрреализм», переводы (1933)
- Посвящение «Посвящение», стихи (1934).
- Сто лет современной французской поэзии «100 лет современной французской поэзии», переводы (1934).
- «Печаль и звезда» , стихи (1936)
- Купить песню слепого "Купить песню слепого", стихи (1938)
- Паромная песня «Паромная песня», стихи (1941)
- Променадер «Прогулки», очерки (1941)
- Не буду служить « Не буду служить », стихотворение (1945)
- Экскурсии , очерки (1947)
- Ом хёстен «Осенью», стихи (1951)
- Струнтес «Чепуха», стихи (1955)
- Бландаде корт "Перетасованные карты", очерки (1957)
- Неопределенная работа «Неопределенная работа», стихотворение (1959)
- En Mölna-elegi "Мёльна-Элегия", стихотворение (1960)
- Вальфрендскапер «Избирательное сродство», переводы (1960)
- En natt i Otocac "Ночь в Оточаче", стихи (1961)
- Диван о принце Эмгионе « Диван о принце Эмгионе », стихи (1965)
- Сказка о Фатуме , стихи (1966)
- Путеводитель по подземному миру, пер. Рич Лессер , стихи (1967)
- Partitur "Score" (стихи и наброски последнего года обучения) (1969)
- Положите терпение "Пасьянс", Очерки (1969)
- Автобиография «Автобиография», разное (1971).
- En röst "Голос", зарисовки, дневниковые записи, стихи (1973).
Сборник стихов Экелефа «Диктер» («Стихи») был опубликован издательством Mån Pocket в 1987 году.
По-английски
[ редактировать ]- Избранные стихи Гуннара Экелёфа в переводе Мюриэль Рукейзер и Лейфа Сьёберга (Нью-Йорк: Twayne Publishers, 1967)
- Позднее прибытие на Землю: избранные стихи в переводе Роберта Блая и Кристины Полстон (Лондон: Rapp & Carroll, 1967)
- Я лучше всего справляюсь в одиночку ночью , перевод Роберта Блая и Кристины Полстон (Вашингтон: The Charioteer Press, 1968)
- Избранные стихотворения в переводе У. Х. Одена и Лейфа Сьёберга (Нью-Йорк: Pantheon Books, 1971).
- Мёльна Элегия в переводе Мюриэль Рукейзер и Лейфа Сьёберга (Гринсборо, Северная Каролина: Unicorn Press, Inc., 1984)
Экелёф внес несколько существенных изменений в текст и последовательность стихов в более поздних собраниях и антологиях своих произведений, особенно в отношении его книг 1930-х годов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лундквист, Мартинссон, Экелёф , автор Espmark & Olsson, в Дельблане, Лённрот, Йоранссон, том 3
- ^ Карл Олоф Соммар Гуннар Экелёф: биография , издательство Альберта Боннье, 1989 г.
- ^ А. Олссон, "Ekelöfs nej" (Нет Экелёфа), Mälden melan stenarna , Стокгольм, 1981; эта точка зрения развита в его одноименной монографии Экелёфа 1983 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Гуннар Экелёф» . авторыcalendar.com. 2017.
- ^ Карл Олоф Соммар Гуннар Экелёф: биография , Альберт Бонньерс förlag 1989, стр. 258, 349–350
- ^ «Экелёф, Гуннар» . Шведская академия.
- ^ Лето, Карл Олоф (1989). Гуннар Экелёф: биография (на шведском языке). Издатель Альберта Боннье. п. 511.
- ^ Лето, Карл Олоф (1989). Гуннар Экелёф: биография (на шведском языке). Издатель Альберта Боннье. стр. 559 и далее.
- ^ «1966 Гуннар Экелёф, Швеция: Диван над принцем Эмгионом» . Северное сотрудничество.
- ^ Лето, Карл Олоф (1989). Гуннар Экелёф: биография , издатель Альберта Боннье, с. 606
- ^ Овидий , Метаморфозы XI.140-144.
- ^ «Шведы почтили память своего знаменитого поэта Экелефа в Салихли» . Казете . 16 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2017 г. . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Каяоглу, Турхан (2 апреля 1994 г.). «Экелёф быст в Сардисе» . дн.культура . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Драгоманен (PDF) , Висбю: Шведский исследовательский институт в Стамбуле и Ассоциация друзей Шведского Стамбульского института, 2014 г., стр. 14, заархивировано из оригинала (PDF) 18 сентября 2018 г. , получено 1 сентября 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- «Гуннар Экелёф» . Национальная энциклопедия . 2004.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашняя страница общества Гуннара Экелёфа (на шведском языке)
- Петри Люкконен. «Гуннар Экелёф» . Книги и писатели .