Jump to content

Лестница

Лестница
Символ, описанный Эльфинстоном Дэйреллом в 1911 году просто как «имя Нсибиди, написанное». [1]
Тип сценария
Идеографический
Период времени
около 400 г. н.э. – настоящее время
Языки Экоид , Эфик , Ибибио , Игбо
Связанные скрипты
Дочерние системы
анафоруана (Куба), веве (Гаити), «Нео-Нсибиди» (Нигерия), «Акагу» (Нигерия)

Нсибиди (также известный как Нсибири , [2] Нчибидди или Нчибидди [3] ) — система символов или протописьма, разработанная тайным обществом Экпе , пересекавшим юго-восточную часть Нигерии .Они классифицируются как пиктограммы , хотя были предположения, что некоторые из них являются логограммами или силлабограммами . [4]

Использование системы символов было впервые обнаружено в 1904 году. [4] Раскопки терракотовых сосудов, подголовников и антропоморфных фигурок в регионе Калабар на юго-востоке Нигерии, датированные примерно V-XV веками, выявили «иконографию, легко сравнимую» с нсибиди . [5] [6]

Символов Нсибиди несколько сотен. Когда-то их учили в школе детям. [7] Многие знаки связаны с любовными делами; те, что связаны с войной и священным делом, держатся в секрете. [7] Нсибиди используется на стенах, тыквах , металлах (например, бронзе), листьях, мечах и татуировках . [2] [8] В основном он используется леопардовым обществом Экпе (также известным как Нгбе или Эгбо), тайным обществом , которое встречается в старом регионе Кросс-Ривер среди игбо , экои , эфик , бахумоно и других близлежащих народов.

До колониальной эпохи в истории Нигерии Нсибиди делился на священную версию и общественную, более декоративную версию, которую могли использовать женщины. [8] Нсибиди был и остается средством передачи символики Экпе. Нсибиди был перевезен на Кубу и Гаити через Атлантическую работорговлю , где он превратился в символы анафоруаны и веве . [9] [10]

Еще одно изображение имени собственного в Нсибиди.
Имя мальчика по имени Онуаха, записанное Дж. К. Макгрегором в 1909 году. Макгрегор интерпретировал первые два символа как искажения латинских букв «N» и «A», а последний символ - общий знак Нсибиди. Макгрегор отметил растущее европейское влияние на Нсибиди.

Роберт Фаррис Томпсон интерпретирует экоидское слово nsibidi как перевод «жестокие буквы», от сиби «кровожадный».Контекстом является использование символов обществом Экпе у работорговцев Старого Калабара, которые установили «щедрую систему человеческих жертвоприношений». [11] В старом регионе Кросс-Ривер Нсибиди в основном ассоциируется с мужским обществом Экпе. Общества Экпе представляли собой законодательную, судебную и исполнительную власть до колонизации некоторых частей Конфедерации Аро. [ нужна ссылка ] в том числе игбос, Эфик, Ибибиос, которые оказали большое влияние на старый регион Кросс-Ривер , расположенный на территории сегодняшней Нигерии. [6]

Источник

[ редактировать ]

Происхождение Нсибиди сейчас обычно приписывают народу Экой или Эджагам, обитавшему на реке Северный Крест. [12] [13] [14] [15] хотя в 1900-х годах Дж. К. Макгрегор записал местную традицию, приписывающую ее группе угуакима или уянга народа игбо . [16] [3] [17] Однако Нсибиди народа Эджагам появились еще до пребывания Макгрегора в этом районе, и, возможно, его информаторы ввели его в заблуждение. [18] Несколько лет спустя антрополог Перси Амори Талбот [ фр ] не смог проверить традицию, записанную Макгрегором, и пришел к выводу, что утверждения Экой о создании системы были более правдоподобными. [19]

Нсибиди обладает обширным словарем знаков, обычно наносимых на калебасы, медные изделия, ткани, деревянные скульптуры, маскарадные костюмы, здания и на человеческую кожу. Нсибиди описывают как «подвижную систему» ​​общения, состоящую из сотен абстрактных и пиктографических знаков. В колониальную эпоху Талбот охарактеризовал Нсибиди как «разновидность примитивного секретного письма», при этом Талбот объяснил, что оно использовалось для сообщений, «вырезанных или нарисованных на расщепленных стеблях пальм». По мнению Макгрегора, «нсибиди используется в обычном письме. У меня есть копия протокола судебного дела из города Энион [Эньонг], записанная в нем, и каждая деталь… наиболее графически описано». Нсибиди пересек этнические границы и стал объединяющим фактором среди этнических групп в регионе Кросс-Ривер. [6]

Использование

[ редактировать ]
Современное искусство игбо : резные двери из красного дерева, покрытые символикой Нсибиди и христианской иконографией в Абе, Нигерия.

Нсибиди распространился на другие части Нигерии, особенно на игбо, которые являются соседями старого калабарского народа (эфик , ибибио и Аннанг ) .

Судебные дела — «Икпе»

[ редактировать ]
Изображение записанного судебного решения, известного как «Икпе», написанного на языке Нсибиди из Эньонга.
Икпе из Эньонга, написанное на языке Нсибиди, записанное Дж. К. Макгрегором.

Нсибиди использовался в судебных делах, известных как «Икпе» в Энионе, подгруппе игбо, по словам Макгрегора, который смог найти и перевести запись Нсибиди о судебном решении икпе.

Запись представляет собой Икпе или судебное дело. (а) Суд проходил под деревом, как это принято, (б) стороны дела, (в) вождь, который судил его, (г) его посох (они заключены в круг), (д) человек шепчет на ухо другому человеку, находящемуся вне круга заинтересованных лиц, (f) обозначает всех членов партии, выигравшей дело. Двое из них (ж) обнимаются, (з) — мужчина, который держит ткань между большим и указательным пальцами в знак презрения. Его не волнуют сказанные слова. Круглые и извилистые линии означают, что дело было трудным, о котором жители города не могли судить сами. Итак, они послали в окрестные города, чтобы призвать из них мудрецов, и дело было ими рассмотрено (j) и решено; (k) означает, что речь шла о прелюбодеянии или № 20. [16]

Правосудие

[ редактировать ]
Пример материала под названием Укара с деталями мотива нсибиди.
Нсибиди на ткани игбо «Укара» общества Экпе
Примеры символов Нсибиди
Различные символы Нсибиди

Нсибиди используется для создания тканого материала «укара экпе», который обычно окрашен в синий (но также зеленый и красный) и покрыт символами и мотивами Нсибиди. Ткани укара экпе ткут в Абакалики , а затем создают их художники-мужчины-нсибиди в говорящих на игбо городах Абириба , Арочукву и Охафия, чтобы их носили члены общества экпе. На ткани укара красят символы, в том числе влюбленные, металлические стержни, деревья, перья, руки дружбы, войны и работы, маски, луны и звезды. Ткань красят женщины в постменопаузе тайно, а молодые мужчины публично. Укара был символом богатства и власти, которым обладали только титулованные мужчины и женщины в постменопаузе. [20]

Укару можно носить как обертку (предмет одежды) в официальных случаях, а более крупную версию вешают в общественных домах собраний и в официальных случаях. Мотивы Ukara выполнены в белом цвете и размещены на сетках на фоне индиго. Некоторые из рисунков включают абстрактные символы, представляющие общество Экпе, такие как повторяющиеся треугольники, обозначающие когти леопарда и, следовательно, силу Экпе. Укара включает в себя натуралистичные рисунки, представляющие такие предметы, как гонги, перья и манильскую валюту, символ богатства. Включены могущественные животные, особенно леопард и крокодил. [6]

[ редактировать ]

Нсибиди играет центральную роль в «Нсибиди Сценарий» серии фантастических романов ( «Ведьма Аката» , «Воин Аката» и «Женщина Аката» ), написанных Ннеди Окорафором .

Нсибиди послужил источником вдохновения для создания системы письма Ваканды , показанной в фильме 2018 года « Черная пантера» . [21] Символы Нсибиди также были показаны в продолжении Wakanda Forever . [22]

Примеры Нсибиди

[ редактировать ]

Ниже приведены некоторые примеры Нсибиди, записанные Дж. К. Макгрегором (1909). [16] и Эльфинстон Дэйрелл (1910 и 1911) [1] [23] для журнала Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии и человека . Оба они записали символы из различных мест вокруг реки Кросс, и особенно из района Иком на территории нынешнего штата Кросс-Ривер . Оба автора использовали информаторов, чтобы найти Нсибиди, которые считались секретными, и посетили несколько общин Кросс-Ривер.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Дэйрелл, Эльфинстон (июль – декабрь 1911 г.). «Дальнейшие заметки о знаках Нсибиди и их значениях из района Иком, Южная Нигерия» . Журнал Королевского антропологического института . 41 . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 521–540. дои : 10.2307/2843186 . JSTOR   2843186 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Элечи, О. Око (2006). Отправление правосудия без государства: Нигерийская модель Афикпо (Эхугбо) . ЦРК Пресс. п. 98. ИСБН  0-415-97729-0 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Дирингер, Дэвид (1953). Алфавит: ключ к истории человечества . Философская библиотека. стр. 148–149.
  4. ^ Перейти обратно: а б Грегерсен, Эдгар А. (1977). Язык в Африке: вводный обзор . ЦРК Пресс. п. 176. ИСБН  0-677-04380-5 .
  5. ^ Слогар, Кристофер (2005). Эйо, Экпо (ред.). Иконография и преемственность в Западной Африке: Калабарские терракоты и искусство региона Кросс-Ривер в Нигерии/Камеруне . Университет Мэриленда. стр. 58–62.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Слогар, Кристофер (весна 2007 г.). «Ранняя керамика из Калабара, Нигерия: к истории Нсибиди» . Африканское искусство . 40 (1). Калифорнийский университет : 18–29. дои : 10.1162/afar.2007.40.1.18 . S2CID   57566625 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Исичеи, Элизабет Алло (1997). История африканских обществ до 1870 года . Нсибиди: Издательство Кембриджского университета. п. 357 . ISBN  0-521-45599-5 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Ротенберг, Джером; Ротенберг, Дайан (1983). Симпозиум целого: диапазон дискурса к этнопоэтике . Издательство Калифорнийского университета. стр. 285–286 . ISBN  0-520-04531-9 .
  9. ^ Лоу, Сильвия; Лоу, Уоррен, ред. (1987). Запекание на солнце: призрачные образы с Юга (1-е изд.). Лафайет: Университет Юго-Западной Луизианы. ISBN  978-0-936819-03-7 .
  10. ^ Асанте, Молефи К. (2007). История Африки: В поисках вечной гармонии . Рутледж. п. 252. ИСБН  978-0-415-77139-9 .
  11. ^ Сублетт, Нед (2007). Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо . Том. 1. Чикаго Ревью Пресс. п. 196. ИСБН  978-1-55652-632-9 .
  12. ^ Карлсон, Аманда (2004). «Нсибиди: система письменности коренных народов». В Пике, Филип М.; Янка, Квеси (ред.). Африканский фольклор: Энциклопедия (иллюстрированное изд.). Тейлор и Фрэнсис. п. 599. ИСБН  978-0-415-93933-1 . Ученые полагают, что нсиби зародилось среди эджагамов, которые используют его более широко, чем любая другая группа в регионе. Распространение нсибиди могло быть результатом миграций эджагамов или их практики продажи секретов мужского леопардового общества эджагамов (нгбе) своим соседям (игбо, эфик, ибибио, эфут, баньянг и другие).
  13. ^ Слогар 2007 , стр. 18–19. « Обычно считается, что Нсибиди возник среди народов эджагамов северного региона Кросс-Ривер, во многом потому, что колониальные исследователи обнаружили среди них наибольшее количество и разнообразие знаков».
  14. ^ Томпсон, Роберт Фаррис (1984). Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия . Нью-Йорк: Винтажные книги. стр. 227, 244. Эджагам разработал уникальную форму идеографического письма, знаки, обозначающие идеи и называемые нсибиди , знаки, воплощающие множество сил, включая суть всего доблестного, справедливого и упорядоченного... Покойный король Обана в Летом 1978 года южный Эджагам рассказал мне, что нсибиди возник во сне некоторых людей, которые таким образом получили его секреты, а затем «представили их наружу».
  15. ^ Нвосу, Майк (2010). «Во имя знака: письмо Нсибиди как язык и литература перекрестка» . Семиотика (182): 286. doi : 10.1515/semi.2010.061 . ISSN   1613-3692 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Макгрегор, Дж. К. (январь – июнь 1909 г.). «Некоторые заметки о Нсибиди» . Журнал Королевского антропологического института . 39 . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 209–219. дои : 10.2307/2843292 . JSTOR   2843292 .
  17. ^ Нвосу 2010 , с. 301 (примечание 2).
  18. ^ «Западноафриканский журнал археологии». Западноафриканская археологическая ассоциация . 21 . Издательство Оксфордского университета: 105. 1991.
  19. ^ Талбот, Перси Амори (1912). В тени куста . Нью-Йорк: Джордж Х. Доран. стр. 255, 305. Пожалуй, здесь допустимо упомянуть, что экои заявляют о создании этого письма, из которого за время нашего пребывания было собрано несколько сотен знаков и значительное количество полных рассказов... Среди уянга оно, к сожалению, также имело место. было невозможно найти какие-либо следы интересной легенды, упомянутой выше [что письменность возникла в этой области, как записано МакГрегором], тогда как ... экои, которые, безусловно, имеют сильную линию банту, заявляют, и с тем, что кажется хорошим основания, породившие всю систему. В настоящее время среди экоев внутренних районов, по-видимому, существует большее разнообразие знаков, чем среди любого другого племени.
  20. ^ Чуку, Глория (2005). Женщины игбо и экономические преобразования на юго-востоке Нигерии, 1900–1960 гг . Рутледж. п. 73. ИСБН  0-415-97210-8 .
  21. ^ Десовиц, Билл (22 февраля 2018 г.). « «Черная пантера»: как в Ваканде появилась письменность» . ИндиВайр .
  22. ^ «Как сценарий Нсибиди вдохновил на создание фильма «Черная пантера»» . okwuid.com . 24 апреля 2023 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 г. Проверено 20 августа 2023 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Дэйрелл, Эльфинстон (1910). «Некоторые знаки «Нсибиди»» . Мужчина . 10 . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 113–114. дои : 10.2307/2787339 . JSTOR   2787339 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6762348ae5a559ceedd34502dfce002__1721767620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/02/e6762348ae5a559ceedd34502dfce002.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nsibidi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)