Пахау Хмонг
Пахау Хмонг 𖬖𖬰𖬝𖬵 𖬄𖬶𖬟 𖬌𖬣𖬵 | |
---|---|
Тип сценария | , ориентированный на гласные (начало – иней; эквивалент абугиды ) |
Создатель | Шонг Лю Ян |
Период времени | 1959 – настоящее время |
Направление | Слева направо |
Языки | Хмонг До , Хмонг Нджуа |
Связанные скрипты | |
Родительские системы | Египетские иероглифы
|
ИСО 15924 | |
ИСО 15924 | Хмнг (450) , Пахау Хмонг |
Юникод | |
Псевдоним Юникода | Пахау Хмонг |
U + 16B00 – U + 16B8F Окончательное принятое предложение по сценарию |
Пахав хмонг ( RPA Phajhuj Hmong [ hâu m̥ɔ̃́ ] pʰâ : 𖬖𖬰𖬝𖬵 𖬄𖬶𖬟 𖬌𖬣𖬵 [pʰâ hâu m̥ɔ̃́] ; также известный как Papu Pahawh, Papu Keeb, Papu Caub Fab, Papu Soob Lwj ) — коренное полуслоговое письмо , изобретенное в 1959 году Шонг Лю Янгом для написания двух языков хмонгов , хмонг до (Hmoob Dawb White Miao) и хмонг нджуа. Он же Хмонг Ленг (Муб Лиг Грин Мяо).
Терминология [ править ]
Термин Phaj hauj означает «объединяться», «сопротивляться разделению» или «иметь мир» на языке хмонг . [ нужна ссылка ]
Форма [ править ]
Пахау пишется слева направо. Каждый слог пишется двумя буквами: началом (ла, начальная согласная или группа согласных ) и иней (ю, гласная, дифтонг или гласная плюс конечная согласная ). [1] Однако порядок этих элементов является начальным, противоположным их устному порядку. (То есть каждый слог, казалось бы, был бы написан справа налево, если бы он был буквально записан латинским алфавитом.) Это указывает на то, что Шонг считал римы первичными; Таким образом, Пахау Хмонг можно рассматривать как абугиду , сосредоточенную на гласных . Тоны и многие начала различаются диакритическими знаками .
Начало k не пишется, так что буква рима (V), написанная сама по себе, читается как kV. Также не пишется rime au (на среднем тоне), так что начальная буква (C), написанная сама по себе, читается Cau, за исключением случаев, когда она следует за чистым инеем, поскольку в противном случае они могли бы читаться как один слог. Однако отсутствие начала обозначается буквой с нулевым началом . Опять же, это похоже на абугиду, но здесь роли согласной и гласной поменялись местами. [2]
В качестве примера позиционного изменения рассмотрим фразу (в орфографии RPA) kuv rau tshais rau koj noj «Я подаю вам завтрак». Поскольку первое слово « кув» начинается с буквы « к», на языке пахау оно пишется как голый риме «ув» . Слово rau со средним тоном au, обозначающим иней, обычно пишется с голым началом r, и это действительно так во втором случае в этом предложении. Однако, поскольку первое слово rau следует за чистым инеем, оно не может быть записано как чистое начало r, иначе сочетание может читаться как ruv, а не как kuv rau. Поэтому сочетание kuv rau пишется uv rau, а не uv r, с явным выражением rime au (Smalley et al. 1990:58).
Вот вышеупомянутое предложение на языке пахау, написанное с использованием третьего этапа: 𖬇 𖬅𖬰𖬡 𖬋𖬲𖬪𖬰 𖬡 𖬒𖬲 𖬒𖬲𖬬
Письменный приказ | является | и | с | 0е | 0 | и еще | является# | например | и |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Читать как | [сен] | [кэн] | [или] | [Я] | [В] | [кесау] | [сенсен] | [давать] | [себя'] |
У Пахау есть двадцать начальных букв для расшифровки шестидесяти фонематических начал. Это достигается с помощью двух диакритических знаков, точки и отметки, написанных над началом. Однако, хотя между звуками образующихся форм и существует некоторое рассеянное сходство, общей закономерности в системе нет. Например, буква h с точкой произносится th, а с точкой произносится pl. Нулевой согласный не принимает диакритические знаки в хмонг доу, но принимает их в хмонг нджуа, поскольку имеет два начала, ndl и ndlh, которые встречаются только в хмонг нджуа. (Аналогично, Daw d и dh, которых нет в Njua, используются для Njua dl и dlh, которых нет в Daw.)
Время, напротив, слишком уточнено. Звуков рифма тринадцать, но обозначают их двадцать шесть букв. Один из каждой пары принимает четыре из восьми тонов , а другой — остальные четыре тона. Диакритические знаки (нет, точка, макрон и трема) различают тона, которые может нести каждая буква рифма. Один из тонов, записываемый в RPA -d , не является фонематическим, а представляет собой единицу - конечный аллофон скрипучего просодическую регистра -m. Его можно написать на пахау, заменив диакритический знак точки на короткую черту, но многие люди его не используют.
Шонг использовал римы со значениями киаб и каб в Хмонг Дау для обозначения каб и кааб ( /káŋ/ ) в Хмонг Нджуа. Однако Cwjmem сохраняет значения Daw для Njua и добавляет черту (|) слева от kab и т. д. для записи kaab и т. д.
Помимо фонетических элементов, в пахау хмонг есть второстепенный логографический компонент с символами, обозначающими
- цифры 0–10, × 10 2 (сотни), × 10 4 (мириады), × 10 6 (миллионов), × 10 8 , × 10 10 , и × 10 12 (триллионы), хотя старшие цифры были опущены, оставив позиционную десятичную систему.
- арифметические знаки
- периоды времени: год, сезон, месяц, день, число
- наиболее распространенный грамматический классификатор lub , который при фонетическом написании состоит из двух очень похожих букв, и
- восемнадцать родовых знаков. Они никогда не распространялись, а предназначались для выяснения личных отношений в лагерях беженцев хмонгов, где люди регулярно встречали чужаков неизвестного клана. Строгие табу регулируют поведение мужчин и женщин хмонгов одного клана.
Пунктуация произошла от латинского алфавита, предположительно через французский или лаосский язык. [3] за исключением знака, введенного одним из учеников Шонга, который заменил знак Шонга ⟨!⟩ , но также включает в себя родной знак для дублирования и родной знак кантилляции .
Тоны второй и третьей ступени [ править ]
Для пахау хмонг используются две орфографические системы: второй сокращенный этап с 1965 года и третий сокращенный этап с 1970 года (см. Историю ниже). Некоторые общины хмонгов считают второй этап более аутентичным, в то время как другие предпочитают третий этап как более регулярный. Похоже, что вторая стадия более распространена.
Различия заключаются прежде всего в назначении тонов. Голые инеймы, то есть буквы иней без диакритического тона, имеют различные значения на втором этапе, но обычно имеют высокий тон (-b) или восходящий тон (-v) на третьем этапе . Точно так же, хотя педагогические схемы организованы так, что каждый столбец соответствует одному тону, тонические диакритические знаки разбросаны по столбцам на втором этапе, но соответствуют им на третьем этапе. (На этапе 4, который сегодня используется только для сокращения, без букв -v риме, заменяя их дополнительными диакритическими знаками на буквах рима -b , так что каждый рим и тон имеют один специальный глиф.)
Транскрипция тонов аналогична романизированному народному алфавиту .
История [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2011 г. ) |
Пахау Хмонг был продуктом местного мессианского движения, основанного на идее о том, что на протяжении всей истории Бог давал хмонгам силу через дар письма и отменил ее в качестве божественного возмездия. [ нужна ссылка ]
В 1959 году Шонг Лю Ян ( RPA : Soob Lwj Yaj ; Pahawh Hmong: 𖬌𖬤𖬵 𖬘𖬲𖬞 𖬖𖬲𖬤 ), духовный лидер хмонгов из Лаоса, создал Пахау. Раньше Ян не владел ни одним языком. [4] Неграмотный крестьянин, Шонг утверждал, что он Сын Божий, мессия народов хмонг и кхму , и что Бог открыл ему Пахау в 1959 году, в северном Вьетнаме, недалеко от границы с Лаосом, чтобы восстановить письменность среди народов хмонг и кхму. . В течение следующих двенадцати лет он и его ученики преподавали его в рамках движения культурного возрождения хмонгов, в основном в Лаосе после того, как Шонг бежал из коммунистического Вьетнама. Хмуйская версия сценария так и не прижилась и исчезла. Шонг постоянно модифицировал сценарий хмонг, создав четыре все более сложные версии, пока он не был убит лаосскими солдатами в 1971 году, чтобы остановить его растущее влияние в рамках оппозиционного сопротивления. Знания о более поздних стадиях Пахау пришли к нам через его ученика Чиа Коуа Ванга, который переписывался с Шонгом в тюрьме.
- Первая стадия Пахау, Пахау Па (Паджхаудж Падж), обычно называемая исходной версией, имела отдельные глифы для всех 60 начал и 91 рима как Хмонг До, так и Хмонг Нджуа. Хотя диакритические знаки существовали, между ними и звуковыми значениями букв не было никакой связи, и многие диакритические знаки уникальны для одной буквы. Среди римов наблюдалась сильная тенденция к тому, что буквы, которые различались только диакритическими знаками, имели одну и ту же гласную и различались по тону. Однако это не было абсолютным. Например, буква в форме Ü обозначала время iaj, а буква U , отличающаяся только диакритическим знаком, обозначала время us. Простой U без диакритического знака не встречалось. Точно так же буква, которая без диакритического знака представляет собой время ag, в сочетании с диакритической точкой представляет собой начало rh. Таким образом, можно видеть, что на этом этапе диакритические знаки были неотъемлемой частью их букв и лишь начинали свое независимое существование. [ нужна ссылка ]
- Этап 1 был заброшен после того, как Шонг раскрыл второй этап, и глиф появлялся лишь изредка, когда люди, которые его знают, писали, используя другие версии. Однако он не считается устаревшим, поскольку люди помнят указания Шонга использовать этот источник всех более поздних пахау в качестве священного письма.
- Второй этап, Pahawh Njia Dua O (Pajhawj Ntsiab Duas Ob), «сокращенная версия второго этапа», был первым практическим сценарием хмонг. Его преподавал Шонг в 1965 году, и сегодня его поддерживают Австралийский институт языка и Cwjmem (Everson, 1999). Согласные графически регулярны, поскольку каждый столбец педагогических таблиц содержит один и тот же диакритический знак, но фонетически нерегулярны, поскольку диакритические знаки не имеют последовательного значения. (Такая ситуация сохранялась на всех более поздних стадиях.) Назначение тонов нерегулярно: диакритические знаки не представляют определенные тона с инейками так же, как они не представляют определенные особенности согласных. Например, трема иногда представляет тон -b , иногда -j, -v или -g, в зависимости от того, к какому риму она добавляется. Единственным исключением является «тон» -d , который на самом деле является просодическим изменением тона -m . Шонг добавил для этого специальный диакритический знак, когда Чиа, который был знаком с RPA, спросил его, как следует писать RPA -d , но он рассматривался как посторонний по отношению к системе тонов, не был включен в таблицы рифмов и не всегда преподавался. ученикам Шонга.
- Третий этап, Pahawh Njia Dua Pe (Pajhawj Ntsiab Duas Peb), «сокращенная версия третьего этапа», представленный в 1970 году, имел регуляризованное назначение тонов, которое на втором этапе было нерегулярным. Он восстанавливает нулевое начало, которое с добавлением диакритических знаков покрывает согласные хмонг нджуа, не встречающиеся в хмонг Доу, которые были обнаружены на этапе 1, но не изменяет иным образом начала. Чиа считает, что отсутствие этой серии на втором этапе было просто оплошностью с его стороны в его тюремной переписке с Шонгом (Smalley et al. 1990:70). Он не был так широко распространен в Лаосе, как второй этап, из-за опасений признать знание сценария после прихода к власти коммунистов. И вторая, и третья ступени в настоящее время используются в различных общинах хмонгов; однако, поскольку третья стадия не получила широкого распространения до смерти Шонга, во многих общинах существует подозрение, что она и четвертая стадия были изобретены учениками Шонга и, следовательно, не являются подлинными Пахау. На третьем этапе также присутствуют разные знаки месяца, десятков и нуля.
- Окончательная версия, «базовая версия» Пахау Ца (Pajhawj Txha) , опубликованная в 1971 году, всего за месяц до смерти Шонга, представляла собой радикальное упрощение: одна буква на рим и один диакритический знак на тон. Начало не изменено. Единственным графическим дополнением были три новых знака тона, всего семь, но половина римов была удалена: тона -b, -m, -d, -j записываются, как на этапе 3; в тонах -v, -, -s, -g теперь используются те же буквы рифма, что и в других тонах, но с другими диакритическими знаками: циркумфлекс , подчеркнутая точка, подчеркнутая черта и диэрезис . (Диэрезис сохраняется со стадии 3, поэтому для этого тона меняется только буква рифма.) Стадия 4 не широко известна, но используется как своего рода сокращение некоторыми, кто ее знает; действительно, на английском языке это можно назвать «сокращением хмонгов».
Звуки | Этап 1 | Этап 2 | Этап 3 | Этап 4 |
---|---|---|---|---|
Раймс | 91 | 91 базируется 26 числа | 26 | 13 |
Тоны | 7–8 (3–4 диакритические знаки) | 8 (7 диакритических знаков) | ||
Начало | 60 | 19×3 | 20×3 | 20×3 |
Пахау не так широко распространен, как латинизация RPA для написания хмонг, отчасти из-за трудностей с его набором, но он является источником большой гордости для многих хмонгов, которые его не используют, поскольку в Юго-Восточной Азии каждый респектабельный язык имеет свою письменность. собственные, которых RPA не предоставляет. [ нужна ссылка ] Однако для некоторых образованных хмонгов Пахау считается неприятным пережитком суеверного прошлого (Smalley et al. 1990:165).
Чао Фа означает «Повелитель неба» (на лаосском языке , хмонг: Cob Fab) . 𖬒𖬯 𖬖𖬜𖬵 [5] ), что буквально переводится как «Небесный Господь», представляет собой группу хмонгов, чье антилаосское правительство использует эту систему письма. [4] С 1975 года и по сегодняшний день хмонг Чао Фа , изолированный от остального мира, подвергается жестоким преследованиям со стороны Лаосской Народно-Демократической Республики , непрерывным и безрезультатным образом.
Фонология [ править ]
Гласные [ править ]
𖬀𖬶 | 𖬀 | 𖬀𖬰 | 𖬀𖬲 | 𖬁 | 𖬁𖬰 | 𖬁𖬲 |
---|---|---|---|---|---|---|
Первоначально | Столбец | ВОЗ | Кипение | Никто | Кес | Торт |
[ẽ˥ / eŋ˥] | [ẽˀ˩ / eŋˀ˩] | [ẽ˦˥ / eŋ˦˥] | [ẽ˥˧ / eŋ˥˧] | [ẽ˦ / eŋ˦] | [ẽ˦ / eŋ˨] | [ẽ˧˦˥ / eŋ˧˦˥] |
𖬂𖬲 | 𖬂 | 𖬂𖬰 | 𖬂𖬶 | 𖬃 | 𖬃𖬰 | 𖬃𖬲 |
Киб | Ким | Kij | Кив | К | Маленький | Смотреть |
[i˥] | [iˀ˩] | [i˦˥] | [i˥˧] | [i˦] | [i˨] | [i˧˦˥] |
𖬄𖬰 | 𖬄 | 𖬄𖬶 | 𖬄𖬲 | 𖬅 | 𖬅𖬰 | 𖬅𖬲 |
Чаша | Раса | Шаг | Спираль | Ты | Зонтик | Далеко |
[au̯˥] | [au̯ˀ˩] | [au̯˦˥] | [au̯˥˧] | [au̯˦] | [au̯˨] | [au̯˧˦˥] |
𖬆𖬰 | 𖬆 | 𖬆𖬶 | 𖬆𖬲 | 𖬇 | 𖬇𖬰 | 𖬇𖬲 |
Золото | Возраст | Также | Мне | К | Где | И |
[u˥] | [uˀ˩] | [u˦˥] | [u˥˧] | [u˦] | [u˨] | [u˧˦˥] |
𖬈𖬰 | 𖬈 | 𖬈𖬲 | 𖬉 | 𖬉𖬰 | 𖬉𖬲 | 𖬉𖬶 |
Такси | Kem | Kej | Кев | Когда | ВОЗ | бочонок |
[e˥] | [eˀ˩] | [e˦˥] | [e˥˧] | [e˦] | [e˨] | [e˧˦˥] |
𖬊𖬰 | 𖬊 | 𖬊𖬶 | 𖬊𖬲 | 𖬋 | 𖬋𖬰 | 𖬋𖬲 |
Товарищ | каим | Кай | Яма | Когда | Кран | другие братья |
[ai̪˥] | [ai̪ˀ˩] | [ai̪˦˥] | [ai̪˥˧] | [ai̪˦] | [ai̪˨] | [ai̪˧˦˥] |
𖬌 | 𖬌𖬰 | 𖬌𖬲 | 𖬍𖬰 | 𖬍 | 𖬍𖬲 | 𖬍𖬶 |
Иголка | Присоединиться | Ку | Арка | Мой | Вместе | Остров |
[ɔ̃˥ / ɔŋ˥] | [ɔ̃ˀ˩ / ɔŋˀ˩] | [ɔ̃˦˥ / ɔŋ˦˥] | [ɔ̃˥˧ / ɔŋ˥˧] | [ɔ̃˦ / ɔŋ˦] | [ɔ̃˨ / ɔŋ˨] | [ɔ̃˧˦˥ / ɔŋ˧˦˥] |
𖬎 | 𖬎𖬰 | 𖬎𖬲 | 𖬎𖬶 | 𖬏 | 𖬏𖬰 | 𖬏𖬲 |
Только | Обучение | Транслировать | Кау | Закрывать | Закрывать | Окончательно |
[aɨ̪˥] | [aɨ̪ˀ˩] | [aɨ̪˦˥] | [aɨ̪˥˧] | [aɨ̪˦] | [aɨ̪˨] | [aɨ̪˧˦˥] |
𖬐𖬶 | 𖬐 | 𖬐𖬰 | 𖬐𖬲 | 𖬑𖬰 | 𖬑𖬲 | 𖬑𖬶 |
Чашка | Куам | Тест | Схватить | Уже | Куас | Проверять |
[u̯ə˥] | [u̯əˀ˩] | [u̯ə˦˥] | [u̯ə˥˧] | [u̯ə˦] | [u̯ə˨] | [u̯ə˧˦˥] |
𖬒𖬰 | 𖬒 | 𖬒𖬲 | 𖬒𖬶 | 𖬓𖬰 | 𖬓𖬲 | 𖬓 |
Остров | Ну давай же | Ты | Трогать | Является | Расходы | я |
[ɔ˥] | [ɔˀ˩] | [ɔ˦˥] | [ɔ˥˧] | [ɔ˦] | [ɔ˨] | [ɔ˧˦˥] |
𖬔 | 𖬔𖬰 | 𖬔𖬶 | 𖬔𖬲 | 𖬕 | 𖬕𖬰 | 𖬕𖬲 |
Машина | когда | Какой | Водить машину | Ну давай же | Аллюзия | Действительно |
[i̯ə˥] | [i̯əˀ˩] | [i̯ə˦˥] | [i̯ə˥˧] | [i̯ə˦] | [i̯ə˨] | [i̯ə˧˦˥] |
𖬖𖬲 | 𖬖 | 𖬖𖬰 | 𖬗 | 𖬗𖬰 | 𖬗𖬲 | 𖬗𖬶 |
Линия | Пришел | И | Кав | Ka | Что | и |
[a˥] | [aˀ˩] | [a˦˥] | [a˥˧] | [a˦] | [a˨] | [a˧˦˥] |
𖬚𖬲 | 𖬚 | 𖬚𖬰 | 𖬛 | 𖬛𖬰 | 𖬛𖬲 | 𖬛𖬶 |
Добавка | Пришел | Каадж | Ручка | От тебя | Вон тот | Кааг |
[aː˥] | [aːˀ˩] | [aː˦˥] | [aː˥˧] | [aː˦] | [aː˨] | [aː˧˦˥] |
𖬘𖬰 | 𖬘 | 𖬘𖬲 | 𖬙 | 𖬙𖬰 | 𖬙𖬲 | 𖬙𖬶 |
Кб | км | Транслировать | Брат | кВт | Проф. | кг |
[ɨ˥] | [ɨˀ˩] | [ɨ˦˥] | [ɨ˥˧] | [ɨ˦] | [ɨ˨] | [ɨ˧˦˥] |
Системы гласных хмонг До и Монг Нджуа показаны в следующих таблицах. Фонемы, характерные для каждого диалекта, имеют цветовую маркировку соответственно:
Передний | Центральный | Назад | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
оральный | носовой | оральный | носовой | оральный | носовой | |
Закрывать | я ⟨я⟩ 𖬂, 𖬃 | ɨ ⟨w⟩ 𖬘, 𖬙 | в ⟨в⟩ 𖬆, 𖬇 | |||
Средний | и и⟩ 𖬈, 𖬉 | да~да ⟨да⟩ 𖬀, 𖬁 | ||||
Открыть | а ⟨а⟩ 𖬖, 𖬗 | ã~да ⟨аа⟩ 𖬚, 𖬛 | ɒ ⟨о⟩ 𖬒, 𖬓 | ɒ̃~ɒŋ ⟨oo⟩ 𖬌, 𖬍 |
Закрытие | Центрирование | |
---|---|---|
Близкий компонент спереди | иметь ⟨иметь⟩ 𖬊, 𖬋 | я ⟨ия⟩ 𖬔, 𖬕 |
Закрытый компонент является центральным | аа ⟨оу⟩ 𖬎, 𖬏 | |
Закрыть компонент вернулся | ау ⟨ау⟩ 𖬄, 𖬅 | уə ⟨сделать⟩ 𖬐, 𖬑 |
Согласные [ править ]
𖬜 | 𖬜𖬰 | 𖬜𖬵 | 𖬝 | 𖬝𖬰 | 𖬝𖬵 |
---|---|---|---|---|---|
Ух ты | Нет | Фау | Это сложно | Зафиксированный | Книга |
[v-] | [ɳʈ-] | [ф-] | [ntʃ-] | [тʃ-] | [pʰ-] |
𖬢 | 𖬢𖬰 | 𖬢𖬵 | 𖬞 | 𖬞𖬰 | 𖬞𖬵 |
Мне жаль | Скучающий | Те | Листья | Дау | Над |
[с-] | [ⁿдз-] | [т-] | [л-] | [ʔд-] | [ʔdʰ-] |
𖬡 | 𖬡𖬰 | 𖬡𖬵 | 𖬩 | 𖬩𖬰 | 𖬩𖬵 |
Шесть | Дыхание | Лицо | Рождение | Обувь | Много |
[т-] | [mpʰ-] | [mpʰl-] | [ʰn̥-] | [кʰ-] | [нт-] |
𖬬 | 𖬬𖬰 | 𖬬𖬵 | 𖬠 | 𖬠𖬰 | 𖬠𖬵 |
Сейчас | Нет | Нет | Блохи | Хмлау | ночь |
[н-] | [nq-] | [nqʰ-] | [мл-] | [ʰмл-] | [ŋ-] |
𖬮 | 𖬮𖬰 | 𖬮𖬵 | 𖬯 | 𖬯𖬰 | 𖬯𖬵 |
Утечка | В | Ньяу | Кау | Страх | Спрей |
[с-] | [В] | [ɲ-] | [с-] | [ntʃʰ-] | [ц-] |
𖬥 | 𖬥𖬰 | 𖬥𖬵 | 𖬤 | 𖬤𖬰 | 𖬤𖬵 |
Железо | Широкий | Усталый | Сегодня | Ненавидеть | Или |
[ʰл-] | [ʒ-] | [ⁿtsʰ-] | [Дж-] | [ɲc-] | [ʃ-] |
𖬦 | 𖬦𖬰 | 𖬦𖬵 | 𖬟 | 𖬟𖬰 | 𖬟𖬵 |
Всегда | Спрей | Кау | Этот | Латунь | место |
[м-] | [цʰ-] | [д-] | [час-] | [т-] | [пл-] |
𖬪 | 𖬪𖬰 | 𖬪𖬵 | 𖬫 | 𖬫𖬰 | 𖬫𖬵 |
Щека | Мне жаль | Больше никогда | Лев | Нплау | Смотреть |
[pʰl-] | [tʃʰ-] | [п-] | [ⁿtʰ-] | [ᵐbˡ-] | [ᵑkʰ-] |
𖬧 | 𖬧𖬰 | 𖬧𖬵 | 𖬨 | 𖬨𖬰 | 𖬨𖬵 |
Чау | Семь | Да | Нчау | Все | Злой |
[cʰ-] | [что-] | [т-] | [ɲcʰ-] | [ɳtʰ-] | [ᵐб-] |
𖬣 | 𖬣𖬰 | 𖬣𖬵 | 𖬭 | 𖬭𖬰 | 𖬭𖬵 |
Выпендриваться | Сухой | Хмау | Ндлау | Длау | Прыжок |
[qʰ-] | [ʰɲ-] | [ʰм-] | [ⁿдˡ] | [тˡ-] | [tɬ̬-] |
Хмонг использует ряд фонематических контрастов, незнакомых англоговорящим. У всех неглоттальных остановок и аффрикатов различают аспирационные и неаспирационные формы, у большинства также преназализация независимо от этого . Список согласных хмонга показан в таблице ниже. (Согласные, характерные для Хмонг Доу и Монг Нджуа, имеют цветовую маркировку соответственно.)
двугубный | Губа- стоматологический | Стоматологический | Ретрофлекс | Палатальный | Велар | Увулярный | Глоттальный | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
простой | боковой * | простой | боковой * | ||||||||
носовой | глухой | м̥ ⟨хм⟩ 𖬣𖬵 | ( m̥ˡ ) ⟨hml⟩ 𖬠𖬰 | н̥ ⟨hn⟩ 𖬩 | ʰɲ ⟨hny⟩ 𖬣𖬰 | ||||||
озвученный | м ⟨м⟩ 𖬦 | ( mˡ ) ⟨ml⟩ 𖬠 | п ⟨n⟩ 𖬬 | ɲ ⟨те⟩ 𖬮𖬵 | |||||||
взрывной | тонкий | п ⟨п⟩ 𖬪𖬵 | ( pˡ ) ⟨pl⟩ 𖬟𖬵 | т ⟨т⟩ 𖬧𖬵 | ( ⁿdˡ ) ⟨Ndl⟩ 𖬭 | ʈ ⟨р⟩ 𖬡 | с ⟨с⟩ 𖬯 | к ⟨к⟩ | д ⟨q⟩ 𖬦𖬵 | ʔ ⟨ау⟩ 𖬮𖬰 | |
безнаддувный | пʰ ⟨ph⟩ 𖬝𖬵 | ( pˡʰ ) ⟨plh⟩ 𖬪 | tʰ ⟨th⟩ 𖬟𖬰 | ( ⁿdɮ ) ⟨Ndlh⟩ 𖬭𖬴 | ʈʰ ⟨рх⟩ 𖬢𖬵 | cʰ ⟨ч⟩ 𖬧 | kʰ ⟨kh⟩ 𖬩𖬰 | qʰ ⟨qh⟩ 𖬣 | |||
озвученный | д ⟨д⟩ 𖬞𖬰 | ||||||||||
пробормотал | дʱ ⟨дх⟩ 𖬞𖬵 | ||||||||||
преназальный ** | ᵐб ⟨np⟩ 𖬨𖬵 | ( ᵐbˡ ) ⟨нпл⟩ 𖬫𖬰 | ⁿд ⟨nt⟩ 𖬩𖬵 | ( tˡ ) ⟨Dl⟩ 𖬭𖬰 | ᶯɖ ⟨нр⟩ 𖬜𖬰 | ᶮɟ ⟨nc⟩ 𖬤𖬰 | ᵑɡ ⟨nk⟩ 𖬢 | ᶰɢ ⟨nq⟩ 𖬬𖬰 | |||
ᵐpʰ ⟨nph⟩ 𖬡𖬰 | ( ᵐpˡʰ ) ⟨nplh⟩ 𖬡𖬵 | ⁿtʰ ⟨nth⟩ 𖬫 | ( tɬ̬ ) ⟨Долг⟩ 𖬭𖬵 | ᶯʈʰ ⟨нрх⟩ 𖬨𖬰 | ᶮcʰ ⟨nch⟩ 𖬨 | ᵑkʰ ⟨нкх⟩ 𖬫𖬵 | ᶰqʰ ⟨nqh⟩ 𖬬𖬵 | ||||
Аффрикат | тонкий | тс ⟨tx⟩ 𖬯𖬵 | тʂ ⟨тс⟩ 𖬝𖬰 | ||||||||
безнаддувный | тсʰ ⟨txh⟩ 𖬦𖬰 | тʂʰ ⟨тш⟩ 𖬪𖬰 | |||||||||
преназальный ** | ⁿдз ⟨ntx⟩ 𖬢𖬰 | ᶯdʐ ⟨нц⟩ 𖬝 | |||||||||
ⁿtsʰ ⟨ntxh⟩ 𖬥𖬵 | ᶯtʂʰ ⟨ntsh⟩ 𖬯𖬰 | ||||||||||
Продолжение | глухой | ж ⟨f⟩ 𖬜𖬵 | s ⟨x⟩ 𖬮 | л̥ ⟨hl⟩ 𖬥 | ʂ ⟨с⟩ 𖬤𖬵 | ç ⟨xy⟩ 𖬧𖬰 | ч ⟨ч⟩ 𖬟 | ||||
озвученный | v ⟨v⟩ 𖬜 | л ⟨л⟩ 𖬞 | ʐ ⟨z⟩ 𖬥𖬰 | ʝ ⟨й⟩ 𖬤 |
Диакритические знаки [ править ]
Диакритические знаки пахау хмонг были изобретены Шонг Лю Янгом изолированно и не имеют генетического отношения к аналогичным знакам препинания в европейской традиции (ТОЧКА НАД, ДИАРЕЗИС, МАКРОН). Поскольку он также обычно может принимать формы, отличные от типичных форм европейской пунктуации, было бы неуместно пытаться объединить диакритические знаки пахау хмонг с символами общего знака препинания. Комбинированные диакритические знаки находятся в позициях 16B30..16B36 и функционируют обычным образом. Обратите внимание, что 16B34 и 16B35 могут быть составлены (16B32 + 16B30 и 16B32 + 16B31 соответственно). Такая кодировка не рекомендуется (потому что декомпозиция нарушит соглашение об использовании символов от одного до четырех для представления слогов хмонг), а в свойствах символов не указывается каноническая декомпозиция.
Маркеры тонов хмонг | 𖬰 | 𖬱 | 𖬲 | 𖬳 | 𖬴 | 𖬵 | 𖬶 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Пахау / Хмонг РПА | 𖬂𖬯 𖬆𖬰𖬧𖬵 / Cim Tub | 𖬂𖬯 𖬓𖬰𖬮𖬰 / Ким Со | 𖬂𖬯 𖬉𖬲 / Чим Кес | 𖬂𖬯 𖬗𖬩𖬰 / Цим Хав | 𖬂𖬯 𖬐𖬤𖬵 / Ким Суам | 𖬂𖬯 𖬒𖬟 / Ким Хом | 𖬂𖬯 𖬄𖬧𖬵 / Ким Таум |
Грамматика [ править ]
Местоимения [ править ]
Местоименная система хмонг различает три грамматических лица и три числа: единственное, двойственное и множественное число. В них не отмечен регистр, то есть одно и то же слово используется для перевода и «я», и «мне», «она» и «ее» и так далее. Это личные местоимения Хмонг До и Монг Нджуа (в пахау хмонг и хмонг RPA ):
Человек | Пахау Хмонг | Хмонг РПА | НАСИЛИЕ | Значение | Примеры на языке Pahawh/RPA/английском |
---|---|---|---|---|---|
Первый | 𖬆𖬲 | Мне | ku˧˦ | Я/я (формально) | 𖬆𖬲 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 / Я хмонг; я хмонг |
𖬘𖬰𖬮𖬰 / 𖬂𖬲𖬮𖬰 | Мы / Один | ʔɨ˥ | мы/нас (формальный/двойной) | 𖬘𖬰𖬮𖬰 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 / 𖬂𖬲𖬮𖬰 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 , Мы хмонги / Один - хмонг; Мы хмонги | |
𖬈𖬰𖬪𖬵 | Три | pe˥ | мы/нас (формально) | 𖬈𖬰𖬪𖬵 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 / Мы хмонги; Мы хмонги | |
Второй | 𖬒𖬲 | Ты | kɒ˥˧ | ты (официально) | 𖬒𖬲 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 / Ты хмонг; Ты хмонг |
𖬈𖬰𖬬 / 𖬈𖬰𖬦 | Наб / Меб | ne˥ | вы двое/ваш (двойное второе лицо) | 𖬈𖬰𖬬 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 / 𖬈𖬰𖬦 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 , Мы хмонги / Мы хмонги; Вы двое хмонги | |
𖬈𖬲𖬬 / 𖬈𖬲𖬦 | Нет / миссис | ne˥˧ | ты/ваш (три или больше: второе лицо множественного числа) | 𖬈𖬲𖬬 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 / 𖬈𖬲𖬦 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 , Ты хмонг / Ты хмонг; Ты хмонг | |
Третий | 𖬙𖬲𖬬 | Он | nɨ˩ | он/она/оно/его/ее/его/оно (формальный) | 𖬙𖬲𖬬 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 , Nws yog Hmoob; Он/Она/Ее [брат, сестра и т. д.]/Его [брат, сестра и т. д.]/это хмонг |
𖬎𖬱𖬢 / 𖬒𖬰𖬮𖬰 𖬇𖬲𖬧𖬵 | Они / Оба | ⁿdaɨ˨˩˧ | они/они двое (двойной) | 𖬎𖬱𖬢 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 / 𖬒𖬰𖬮𖬰 𖬇𖬲𖬧𖬵 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 , Они хмонги, Двое хмонги; Они/Они двое — хмонги | |
𖬎𖬶𖬞 / 𖬐𖬶𖬪𖬵 | Они / Они | laɨ̯˧˦ | они/они, другие | 𖬎𖬶𖬞 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 / 𖬐𖬶𖬪𖬵 𖬓𖬤 𖬌𖬣𖬵 , Они хмонги / Они хмонги; Они хмонги |
Логотипы [ править ]
Система счисления [ править ]
Пахау Хмонг имеет отдельную систему счисления со значениями от 0 до 9, а также набор символов для позиционных обозначений . Позиционная система обозначений все еще преподается и отражает разговорный язык, но не используется для арифметических вычислений. Таким образом, большие числа можно записать двумя способами: используя только 0–9 с понимаемым разрядом или используя символы позиционного обозначения. Например, число 57023 обычно записывается как 𖭕𖭗𖭐𖭒𖭓 (пять-семь-ноль-два-три), но можно и записать 𖭕𖭗𖭜𖭐𖭒𖭛𖭓 (пятьдесят семь тысяч двадцать три). [6]
Арабские цифры | Хмонг Цифра | Изображение | Пахау Хмонг | Хмонг РПА |
---|---|---|---|---|
0 | 𖭐 | 𖬊𖬲𖬢𖬰 | Взволнованный | |
1 | 𖭑 | 𖬂𖬲𖬮𖬰 | Один | |
2 | 𖭒 | 𖬒𖬰𖬮𖬰 | Ob | |
3 | 𖭓 | 𖬈𖬰𖬪𖬵 | Три | |
4 | 𖭔 | 𖬄𖬰𖬟𖬵 | Четыре | |
5 | 𖭕 | 𖬂𖬲𖬝𖬰 | Пять | |
6 | 𖭖 | 𖬡 | Шесть | |
7 | 𖭗 | 𖬗𖬰𖬧𖬰 | Семь | |
8 | 𖭘 | 𖬂𖬤 | Йим | |
9 | 𖭙 | 𖬐𖬰𖬯 | Девять | |
10 | 𖭑𖭐 | 𖬄 | Раса |
Позиционное обозначение [ править ]
Числа | Английские кардинальные числа | Пахау Хмонг | Хмонг РПА | Символы Пахау |
---|---|---|---|---|
0-9 | Единицы | 𖬑𖬰𖬯 | Ветер | 𖭐 |
10-90 | Десятки | 𖬄𖬯 | Погоня | 𖭛 |
100-900 | Сотни | 𖬑𖬰𖬪𖬵 | Цветы | 𖭜 |
1,000-9,000 | Тысячи | 𖬔𖬦𖬰 | Тысяча | 𖭜𖭐 |
10,000-90,000 | Десять тысяч | 𖬖𖬜 | Vam | 𖭝 |
10 5 | Сотни тысяч | 𖬐𖬶𖬝 | Зеленый | 𖭝𖭐 |
10 6 | Миллионы | 𖬌𖬡 | Красный | 𖭞 |
10 7 | Десять миллионов | 𖬙𖬰𖬧𖬵 | Вт | 𖭞𖭐 |
10 8 | Сто миллионов | 𖬀𖬲𖬬 | Нет | 𖭟 |
10 9 | Миллиарды | 𖬏𖬧𖬵 | Ноги | 𖭟𖭐 |
10 10 | Десять миллиардов | 𖬐𖬲𖬡 | Руав | 𖭠 |
10 11 | Сто миллиардов | 𖬈 | Kem | 𖭠𖭐 |
10 12 | Триллионы | 𖬗𖬧𖬵 | Что | 𖭡 |
Знаки препинания [ править ]
Символы | Имя | Значение | |
---|---|---|---|
Пахау Хмонг | Хмонг РПА | ||
𖬷 | 𖬓𖬲𖬜 𖬒𖬟𖬰 | Ваш Том | Знак вопроса |
𖬸 | 𖬓𖬲𖬜 𖬖𖬲𖬪𖬰 𖬀𖬶𖬯 | Вос Таб Сиб | Восклицательный знак |
𖬹 | 𖬂𖬯 𖬀𖬧 | Сим Чим | Запятая |
𖬺 | 𖬓𖬲𖬜 𖬔𖬟𖬰 | Фокс и | Амперсанд |
𖬻 | 𖬓𖬲𖬜 𖬀𖬜𖬵 | Вос Феем | Знак процента |
𖭄 | 𖬅𖬰𖬮 | Конец | Указывает на завершение раздела |
𖭅 | 𖬂𖬯 𖬒𖬶𖬝𖬰 𖬓𖬡 | Символ войны | указывает на военную тематику |
𖭀 | 𖬓𖬲𖬜 𖬀𖬲𖬤𖬵 | Вос Сев | Обозначает интонацию пения |
𖭁 | 𖬀𖬰𖬦 𖬐𖬶𖬤𖬵 | Чистый голос | Указывает иностранное произношение |
𖭂 | 𖬓𖬲𖬜 𖬑𖬜𖬰 | Лисий шум | Редупликация |
𖭃 | 𖬂𖬲𖬮𖬰 𖬖𖬤 | Одна вещь | Репликация, то же самое Марк |
Также используются знаки препинания, не относящиеся к конкретному сценарию, включая вопросительный знак (?), левые скобки, правые скобки, точка (.), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), знак меньше чем (<). , знак «больше» (>) и тире (–). [7]
Арифметические операторы [ править ]
Символ | Изображение | Имя | Значение | |
---|---|---|---|---|
Пахау Хмонг | Хмонг РПА | |||
𖬼 | 𖬀𖬧𖬰 𖬂𖬶𖬢𖬰 | Дополнительные тесты | Плюс знак | |
𖬽 | 𖬀𖬧𖬰 𖬓𖬰𖬢𖬵 | Сием Ро | Знак минус | |
𖬾 | 𖬀𖬧𖬰 𖬒𖬶𖬧𖬵 | Кием Тов | Знак умножения | |
𖬿 | 𖬀𖬧𖬰 𖬊𖬰𖬜𖬵 | Сием Фаиб | Знак деления |
Образцы [ править ]
- Резьба по Дереву Пахау
- Арифметические символы в учебнике по математике для 2-го этапа сокращенной версии
- Логотипы и символы
Происхождение [ править ]
Поскольку Шонг был неграмотным, иногда предполагается, что он изобрел Пахау ex nihilo. Однако Шонг прекрасно осознавал писательство и преимущества, которые оно дает; действительно, это было основой его мессианского движения. [ нужна ссылка ] Похоже, что существующие письменности послужили для него источником вдохновения, даже если он не до конца их понимал, так же, как римский алфавит вдохновил неграмотного Секвойю , когда он изобрел письменность чероки , в процессе, называемом транскультурной диффузией . [ нужна ссылка ] Мало того, что формы большинства букв на древнейшей стадии пахау очень напоминают буквы местного лаосского алфавита и миссионерских письмен, таких как Поллард и Фрейзер , хотя они и независимы по звуковому значению (очень похоже на отношения между римскими и латинскими буквами). чероки), но появление в этих письмах диакритических знаков гласных и тонов, которые неграмотным могут показаться почти случайными, может объяснить своеобразное использование диакритических знаков в раннем пахау. Тем не менее, даже если графические формы букв пахау произошли от других письменностей, большая часть типологии письменности с ее первичными и вторичными началами, по-видимому, является изобретением Шонга.
Более поздние этапы пахау типологически стали больше похожи на лаосский и латинский алфавит, что позволяет предположить, что, возможно, они повлияли на его эволюцию. Однако даже с самого начала пахау «удивительно похож [...] и поразительно отличается» от лаосского алфавита (Smalley et al. 1990:90). Например, он напоминает абугиду, такую как лаосская, где порядок письма не отражает порядок речи, а роли согласных и гласных меняются местами. Есть присущая гласная, как и в лаосском, но только одного тона, но есть и присущая согласная. В лаосском языке тон зависит от согласного; он модифицируется с помощью диакритических знаков, но закономерности модификации сложны. В раннем Пахау тон зависит от времени и изменяется с помощью неправильных диакритических знаков. Начиная со второй ступени, существуют два класса тонов иней, так же, как в лаосском языке есть два класса согласных.
Почти все другие письменности, изобретенные неграмотными, представляют собой слоговые письма, такие как чероки. [ нужна ссылка ] Однако, чтобы представить хмонг как слоговое письмо, пахау понадобилось бы 60×91 = 5460 букв. Разбив каждый слог на два в соответствии с китайской фонетикой, Шонг смог написать хмонг в своей первоначальной версии всего лишь из 60+91 = 151 буквы.
Юникод [ править ]
Алфавит пахау хмонг был добавлен в стандарт Unicode в июне 2014 года с выпуском версии 7.0.
Блок Юникода для пахау хмонг: U+16B00–U+16B8F:
Пахау Хмонг [1] [2] Официальная таблица кодов Консорциума Unicode (PDF) | ||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | И | Ф | |
U + 16B0x | 𖬀 | 𖬁 | 𖬂 | 𖬃 | 𖬄 | 𖬅 | 𖬆 | 𖬇 | 𖬈 | 𖬉 | 𖬊 | 𖬋 | 𖬌 | 𖬍 | 𖬎 | 𖬏 |
U + 16B1x | 𖬐 | 𖬑 | 𖬒 | 𖬓 | 𖬔 | 𖬕 | 𖬖 | 𖬗 | 𖬘 | 𖬙 | 𖬚 | 𖬛 | 𖬜 | 𖬝 | 𖬞 | 𖬟 |
U + 16B2x | 𖬠 | 𖬡 | 𖬢 | 𖬣 | 𖬤 | 𖬥 | 𖬦 | 𖬧 | 𖬨 | 𖬩 | 𖬪 | 𖬫 | 𖬬 | 𖬭 | 𖬮 | 𖬯 |
U + 16B3x | 𖬰 | 𖬱 | 𖬲 | 𖬳 | 𖬴 | 𖬵 | 𖬶 | 𖬷 | 𖬸 | 𖬹 | 𖬺 | 𖬻 | 𖬼 | 𖬽 | 𖬾 | 𖬿 |
U + 16B4x | 𖭀 | 𖭁 | 𖭂 | 𖭃 | 𖭄 | 𖭅 | ||||||||||
U + 16B5x | 𖭐 | 𖭑 | 𖭒 | 𖭓 | 𖭔 | 𖭕 | 𖭖 | 𖭗 | 𖭘 | 𖭙 | 𖭛 | 𖭜 | 𖭝 | 𖭞 | 𖭟 | |
U + 16B6x | 𖭠 | 𖭡 | 𖭣 | 𖭤 | 𖭥 | 𖭦 | 𖭧 | 𖭨 | 𖭩 | 𖭪 | 𖭫 | 𖭬 | 𖭭 | 𖭮 | 𖭯 | |
U + 16B7x | 𖭰 | 𖭱 | 𖭲 | 𖭳 | 𖭴 | 𖭵 | 𖭶 | 𖭷 | 𖭽 | 𖭾 | 𖭿 | |||||
U + 16B8x | 𖮀 | 𖮁 | 𖮂 | 𖮃 | 𖮄 | 𖮅 | 𖮆 | 𖮇 | 𖮈 | 𖮉 | 𖮊 | 𖮋 | 𖮌 | 𖮍 | 𖮎 | 𖮏 |
Примечания |
См. также [ править ]
Шрифты [ править ]
На данный момент Unicode Pahawh Hmong поддерживается только:
- Noto Sans Pahawh Hmong (прямая ссылка для скачивания) — шрифт, созданный Google
- Pahawh Unicode (прямая ссылка для скачивания) , Google Drive
Клавиатура [ править ]
Клавиатура Pahawh Hmong (Юникод) для Keyman
- Android и IPhone , созданные Hmoob Vaj Loog Vooj Vuab и другими щедрыми жертвователями.
Ссылки [ править ]
- ^ Единственная последняя согласная — [ŋ] . Однако иногда это анализируется как назализация гласных: oo, ee, aa /ɔŋ, ɛŋ, aŋ/ или /ɔ̃, ɛ̃, ã/ . Таким образом, Пахау можно считать алфавитом, в котором как согласные, так и гласные могут быть сложными, как x [ks] и i [aɪ] в английском языке.
- ^ По совпадению, в RPA также есть неотъемлемая согласная, которая не пишется, гортанная остановка , а также диакритический знак с нулевой согласной, апостроф: ai /ʔāi/ , 'ai /āi/ . Лишь немногие слова хмонг имеют начало гласной, поэтому писать отсутствие согласной с апострофом более экономично, чем писать гортанную смычку с апострофом.
- ↑ Пунктуация была введена в 1969 году, когда Чиа Коуа Ванг, знавший РПА, написал Шонгу в тюрьме, спрашивая его, что поставить в конце предложений. Ни Шонг, ни другие его ученики на тот момент не владели каким-либо другим письмом, так что, по-видимому, кто-то научил его там пунктуации. (Смэлли и др. 1990:76–77)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фадиман, Энн . «Примечание об орфографии, произношении и цитатах хмонгов». Дух ловит вас, и вы падаете . Фаррар, Штраус и Жиру. 1997. 291.
- ^ Смолли, Уильям Аллен, Чиа Куа Ванг ( Тайаг Куам Вадж 𖬔𖬲𖬯𖬵 𖬐𖬰 𖬖𖬲𖬜 ) и Гния Йи Ян ( Йиг Йи Яг 𖬔𖬲𖬮𖬵 𖬃𖬶𖬤 𖬖𖬲𖬤 ). Мать письменности: происхождение и развитие мессианского письма хмонгов . University of Chicago Press , 23 марта 1990 г. 10. Получено из Google Books 23 марта 2012 г. ISBN 0226762866 , 9780226762869.
- ^ Смолли, Чиа и Гния 1990 , стр. 79–82.
- ^ Эверсон, Майкл (20 января 2012 г.). «N4175: Окончательное предложение по кодированию сценария Pahawh Hmong в UCS» (PDF) . Документ рабочей группы, ISO/IEC JTC1/SC2/WG2.
- Рэтлифф, Марта (1996). «Сценарий пахау хмонг». В Дэниэлсе, Питер Т .; Брайт, Уильям (ред.). Мировые системы письменности . Нью-Йорк , штат Нью-Йорк: Оксфордский университет Press . стр. 619–624.
- Роджерс, Генри (2005). Системы письменности: лингвистический подход . Издательство Блэквелл . стр. 260–262.
- Смолли, Уильям Аллен; Чиа, Куа Ванг (𖬔𖬲𖬯𖬵 𖬐𖬰 𖬖𖬲𖬜 ; Обмен денег ); и Гния, Йи Ян (𖬔𖬲𖬮𖬵 𖬃𖬶𖬤 𖬖𖬲𖬤 ; Ньядж Йиг Ядж ) (1990). Мать письменности: происхождение и развитие мессианского письма хмонгов . Чикаго : Издательство Чикагского университета .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки [ править ]
- Алфавит омниглот пахау хмонг
- https://web.archive.org/web/20221028031332/http://pahawh.org/ Платформа пахау хмонг
- https://wiki.liamscode.net/unicode/block.php?n=Pahawh%20Hmong Pahawh Hmong Блок Юникода
- https://symbl.cc/en/unicode/blocks/pahawh-hmong/ Пахау Хмонг
- https://drive.google.com/file/d/1rP6wfm7tHsoAkzFPUomTydFr9RXy5uzm/view Pahawh/Romanized PDF