Моди-скрипт
Моди перерыв / 𑘦𑘻𑘚𑘲 | |
---|---|
![]() Стих из Днянешвари шрифтом Моди . | |
Тип сценария | |
Период времени | в. 1200 или ок. 1600–ок. 1950 рэндов [1] [2] (Две разные теории происхождения) |
Направление | Слева направо ![]() |
Языки | Начальный Маратхи Иногда конкани , хинди , гуджарати , каннада , телугу и санскрит. [1] [2] |
Связанные скрипты | |
Родительские системы | |
Родственные системы | Гуджарати , Кайти , Деванагари , Нандинагари |
ИСО 15924 | |
ИСО 15924 | Моди (324) , Моди, Моди |
Юникод | |
Псевдоним Юникода | Моди |
U + 11600–U + 1165F Окончательное принятое предложение по сценарию | |
[а] Семитское происхождение брахмических письменностей не является общепризнанным. |
Брахмические сценарии |
---|
Сценарий Брахми и его потомки |
Моди ( маратхи : मो ी ญ , Произношение на маратхи: [moːɖiː] ) [3] Это сценарий, используемый для написания языка маратхи , который является основным языком, на котором говорят в штате Махараштра , Индия . Существует множество теорий относительно его происхождения. [4] Сценарий Моди использовался наряду со сценарием деванагари для написания маратхи до 20-го века, когда балбодха стиль сценария деванагари не был продвинут как стандартная система письма для маратхи. [5]
Этимология [ править ]
Имя «Моди » может происходить от маратхи глагола moḍaṇe ( маратхи : मोडणे), что означает «сгибаться или ломаться». Считается, что Моди произошел от сломанных символов Деванагари, что подтверждает эту конкретную этимологию. [2]
Теории происхождения
Теория Хемадпанта происхождения
Хемадпант был министром во время правления Махадевы. [6] (годы правления 1261–1271) и первые годы правления Рамачандры (годы правления с 1271 по 1309 годы) [7] из династии Ядава . [8] [9] [10]
Подтеория сотворения [ править ]
Хемадпант создал сценарий Моди. [9]
Подтеория уточнения [ править ]
Сценарий Моди существовал уже в 13 веке; он был усовершенствован и представлен Хемадпантом как официальный сценарий маратхи. [1]
Ланки Подтеория - Шри
Хемадпант привез сценарий Моди в Индию из Шри-Ланки. [2] [10]
Теория происхождения Аваджи Бахаджи Читниса
Бакаджи Аваджи Читнис был государственным секретарем короля маратхов Шиваджи Махараджа (годы правления 1642–1680). [2]
История [ править ]
Существуют различные стили письма Моди, связанные с определенной эпохой. В каждую эпоху произошло множество изменений. [2] [6]
Прото-моди [ править ]
Стиль протомоди, или адьякалин (आद्यकालीन), появился в XII веке.
Ядава editЭра
Стиль эпохи Ядава, или ядавакалин (यादव कालीन) , возник как отдельный стиль в 13 веке во времена династии Ядава .
Эра Бахамани [ править ]
Стиль Бахаманской эпохи, или бахаманикалин (बहमनी कालीन) , появился в XIV–XVI веках, в годы Бахманийского султаната .
Эра Чхатрапати Шиваджи [ править ]
Во время правления Шиваджи , стиля Шиваджи, или шивакалин (शिव कालीन) , который был в 17 веке, развился читнисский стиль письма Моди.
Пешва Эра [ править ]
В эпоху пешва , или пешвекалин (पेशवे कालीन) , различные стили Моди получили широкое распространение во времена Империи маратхов и просуществовали до 1818 года. Отличительными стилями Моди, использовавшимися в этот период, были Читниси, Билавалкари, Махадевапанти и Ранади. Несмотря на то, что все они были довольно популярны, Читниси был самым известным и часто используемым шрифтом для письма Моди.
после обретения независимости Эпоха

Использование Моди уменьшилось после обретения Индией независимости. Теперь стиль Балбодха Деванагари является основным письмом, используемым для написания маратхи. [11] [12] Однако некоторые лингвисты в Пуне недавно начали попытки возродить этот сценарий. [13]
Описание [ править ]
Обзор [ править ]
Сценарий Моди происходит от семейства сценариев Нагари и представляет собой модификацию стиля Балбодх сценария Деванагари, предназначенного для непрерывного письма. Хотя Моди основан на деванагари, он значительно отличается от него с точки зрения формы букв, поведения передачи и орфографии. Формы некоторых согласных, гласных и знаков гласных схожи. Различия видны в поведении этих персонажей в определенных обстоятельствах, например, в сочетаниях согласных и гласных и соединениях согласных, которые являются стандартными особенностями орфографии Моди. В сценарии Моди 46 различных букв, из которых 36 согласных и 10 гласных. [2]
Особенности скорописи [ править ]
Сценарий Моди имеет несколько характеристик, которые облегчают письмо, сводя к минимуму необходимость отрывать ручку от бумаги для погружения в чернила при переходе от одного символа к другому. Некоторые персонажи представляют собой «сломанные» версии своих собратьев из деванагари, а многие персонажи имеют более круглую форму. Эти характеристики делают Моди своего рода скорописным стилем письма на маратхи. В сценарии Моди нет короткого «i» (इ) и длинного «ū» (ऊ) деванагари. [2] Курсивный характер письма также позволял писцам легко делать несколько копий документа, если это необходимо. [13]

Особенности букв [ править ]
В сценарий Моди внесены многочисленные письменные изменения в виде «ярлыков», отражающие его историю как квазисокращенной формы деванагари.
Согласные делятся на три широкие категории: 1) те, которые всегда сохраняют свою изолированную форму и присоединяют формы зависимых гласных способом, обычным для большинства индийских письменностей; 2) Те, которые принимают «контекстную» форму и меняют свою форму только при наличии зависимой гласной сразу после нее, и в этом случае эти формы гласных присоединяются к контекстуальной форме согласного единообразно, как это делается с согласными. в Категории 1 и с большинством других индийских алфавитов; и 3) те, которые образуют лигатуры при наличии гласной, следующей за согласной. Лигатуры обычно определяются формой согласной и наличием петли справа.
Что касается союзов, то, как и в деванагари, кша и тра имеют особые союзы, в то время как другие согласные обычно занимают полуформы или контекстуальные формы. Буква ра особенная, так как она может занимать разные визуальные позиции в качестве первого согласного в соединении в зависимости от того, палатализована она или нет. Однако как второй согласный в группе он функционирует почти так же, как и в деванагари.
Альтернативные формы буквы ра также используются для образования многосложных групп с ее участием. Это видно в кара , тара , сара и некоторых других как присоединенное ра в правом нижнем углу буквы, а при соединении в конце других слогов оно проявляется с изогнутой головкой. После зависимых знаков гласных, таких как -aa, и знаков препинания, таких как dandas, внизу также присоединяется ra , а любые дополнительные знаки гласных пишутся непосредственно поверх присоединенного ra .
У Моди также есть пустой кружок, обозначающий сокращения, которые также, возможно, были заимствованы Гойканади и использовались для написания конкани , тесно связанного с маратхи .
Удар головой [ править ]
Штрих головы в Моди отличается от Деванагари тем, что он обычно пишется до букв, чтобы создать «разлинованную страницу» для написания Моди в строках. Таким образом, нет видимых границ слов, поскольку штрих головы не прерывается между словами.
Использование [ править ]
Сценарий Моди часто использовался в качестве сокращенного сценария для быстрого письма в сфере бизнеса и управления. Моди использовался в основном административными людьми, а также бизнесменами для ведения своих счетов и написания хунди (кредитных нот). Моди также использовался для шифрования сообщения, поскольку не все люди хорошо разбирались в чтении этого сценария. [13]
Печать и набор текста [ править ]
Печать [ править ]
До того, как печать на маратхи стала возможной, сценарий Моди использовался для написания прозы, а балбодх - для написания стихов. Когда стало возможным печатать на маратхи, выбор между Моди и Балбодом стал проблемой. Уильям Кэри опубликовал первую книгу по грамматике маратхи в 1805 году, используя Балбодх, поскольку печать шрифтом Моди была ему недоступна в Серампуре , Бенгалия. В то время книги на маратхи обычно писались в Балбодхе. Однако последующие издания книги Уильяма Кэри по грамматике маратхи, начиная с 1810 года, были написаны шрифтом Моди. [14] [15] Использование офсетных печатных машин (ранее литографии ) было в моде.
Набираю [ править ]

Большинство шрифтов Modi являются клип-шрифтами . Некоторые известные клиповые шрифты Modi включают kotem1, разработанный Ашоком Котхаре; Hemadree, разработанный Сомешом Бартакке; ModiGhate, разработанный Самиром Гейтом; и Моди Хилари, разработанный Раджешем Хилари. Из этих шрифтов в настоящее время доступны Hemadree и Modi Khilar. [16] [17] Некоторые другие шрифты для Modi используют блок Unicode Devanagari для отображения символов Modi. Сценарий Моди был впервые включен в Юникод в версии 7.0. [2] [18] Это включение недавно привело к разработке шрифтов Unicode для Modi, таких как MarathiCursive и Noto Sans Modi. Кроме того, Unicode для Modi под названием «Modi (KaGaPa Phonetic)». раскладка клавиатуры недавно была добавлена XKB в стек клавиатуры [19] который в основном используется в Linux операционных системах на базе . Раскладка символов в этой раскладке клавиатуры аналогична существующей раскладке маратхи (KaGaPa Phonetic), но для ввода текста используется специальный блок Unicode Моди.
Документы в сценарии Моди [ править ]
Большинство документов в Моди написаны от руки. Самый старый документ, написанный письмом Моди, датируется 1389 годом и хранится в Бхарат Итихас Саншодхан Мандал (BISM) в Пуне. [6] Большинство документов и переписки до времен Шиваджи Радже Бхонсле написаны шрифтом Моди. [13]
Юникод [ править ]
Алфавит Моди (U+11600–U+1165F) был добавлен в стандарт Unicode в июне 2014 года с выпуском версии 7.0.
Моди [1] [2] Официальная таблица кодов Консорциума Unicode (PDF) | ||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | И | Ф | |
U + 1160x | 𑘀 | 𑘁 | 𑘂 | 𑘃 | 𑘄 | 𑘅 | 𑘆 | 𑘇 | 𑘈 | 𑘉 | 𑘊 | 𑘋 | 𑘌 | 𑘍 | 𑘎 | 𑘏 |
U + 1161x | 𑘐 | 𑘑 | 𑘒 | 𑘓 | 𑘔 | 𑘕 | 𑘖 | 𑘗 | 𑘘 | 𑘙 | 𑘚 | 𑘛 | 𑘜 | 𑘝 | 𑘞 | 𑘟 |
U + 1162x | 𑘠 | 𑘡 | 𑘢 | 𑘣 | 𑘤 | 𑘥 | 𑘦 | 𑘧 | 𑘨 | 𑘩 | 𑘪 | 𑘫 | 𑘬 | 𑘭 | 𑘮 | 𑘯 |
U + 1163x | 𑘰 | 𑘱 | 𑘲 | 𑘳 | 𑘴 | 𑘵 | 𑘶 | 𑘷 | 𑘸 | 𑘹 | 𑘺 | 𑘻 | 𑘼 | 𑘽 | 𑘾 | 𑘿 |
U + 1164x | 𑙀 | 𑙁 | 𑙂 | 𑙃 | 𑙄 | |||||||||||
U + 1165x | 𑙐 | 𑙑 | 𑙒 | 𑙓 | 𑙔 | 𑙕 | 𑙖 | 𑙗 | 𑙘 | 𑙙 | ||||||
Примечания |
Пример текста [ править ]
Моди
𑘦𑘰𑘖𑘰 𑘦𑘨𑘰𑘙𑘲𑘓𑘲 𑘤𑘻𑘩𑘳 𑘎𑘼𑘝𑘳𑘎𑘹𑙁𑘢𑘨𑘲 𑘀𑘦𑘿𑘨𑘲𑘝𑘰𑘝𑘹𑘮𑘲 𑘢𑘺𑘕𑘰𑘭𑘲 𑘕𑘲𑘽𑘎𑘹𑙁𑘋𑘭𑘲 𑘀𑘎𑘿𑘬𑘨𑘹 𑘨𑘭𑘲𑘎𑘹𑙁 𑘦𑘹𑘯𑘪𑘲𑘡𑙂
Деванагари (Балбодх)
Мое любопытство к разговору на маратхи.Пари амритатехи паджаси джинке.Такие письма ценители. Мелвин॥
- Святой Днянешвар
Роман ( ИАСТ )
маджха маратхичи болу каутуке |пари амритатехи паиджаси джинке |айси акшаре расике | мелавина||
-самта джнянешвара
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бхимраоджи, Раджендра (28 февраля 2014 г.). «Возрождение сценария Моди» (PDF) . Типодей . Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2014 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Пандей, Аншуман (5 ноября 2011 г.). «N4034: Предложение по кодированию сценария Моди в ISO/IEC 10646» (PDF) . ISO/IEC JTC1/SC2/WG2.
- ^ Сахитья, Академия (1992). Энциклопедия индийской литературы, том V. Академия Сахитья, Нью-Дели. п. 3898. ИСБН 81-260-1221-8 .
- ^ «Кришнаджи Мхатре – Жизнь, посвященная Моди» . Зеркало Мумбаи . 24 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2020 г. . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Сохони, Пушкар (май 2017 г.). «Маратхи одного типа: упадок сценария Моди» . Современные азиатские исследования . 51 (3): 662–685. дои : 10.1017/S0026749X15000542 . ISSN 0026-749X . S2CID 148081127 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кулкарни, Садананд А; Борде, Прашант Л; Манза, Рамеш Р.; Яннавар, Правин Л. (2014). «Офлайн-распознавание рукописных символов MODI с использованием HU, моментов Цернике и зонирования». arXiv : 1406.6140 [ cs.CV ].
- ^ Вечный сад: мистика, история и политика в южноазиатском суфийском центре Карла В. Эрнста стр.107
- ^ Мокаши, Дигамбар Балкришна (1 июля 1987 г.). Палхи: индийское паломничество . СУНИ Пресс. п. 37. ИСБН 0-88706-461-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Манн, Гуриндер Сингх (1 марта 2001 г.). Создание сикхских писаний . Издательство Оксфордского университета, США. п. 1. ISBN 0-19-513024-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Алфавиты Моди Липи» . Сентябрь 2008 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2013 г.
- ^ Чхатрапати, Шаху ; Сангаве, Вилас Адинатх; Хан, Б.Д. (1997). Документы Раджарши Шаху Чхатрапати . Том. 7. Научно-исследовательский институт Шаху. Архивировано из оригинала 7 декабря 2014 года.
- ^ «История Моди Липи» . Моди Липи . Архивировано из оригинала 25 октября 2013 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Группа исследователей и энтузиастов стремится сохранить сценарий Моди» . Таймс оф Индия . 21 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 г.
- ^ Рао, Гопараджу Самбашива (1994). Изменение языка: лексическое распространение и грамотность . Академический фонд. стр. 48 и 49. ISBN. 9788171880577 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2014 года.
- ^ Кэри, Уильям (1805). Грамматика языка маратхи . Серампур: Серампурская миссионерская пресса. ISBN 9781108056311 .
- ^ «Другие документы — сайт Google, которым управляет Вишал Телангре» . googlesite.vishaltelangre.com . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «Скачать бесплатно шрифт MoDi Khilari 1 Regular» . www.dafontfree.net . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ BabelStone: Что нового в Unicode 7.0 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Добавлено в (modi-kagapa) (93ea944c) · Фиксирует · xkbdesc / xkeyboard-config» . ГитЛаб . 12 мая 2020 г. Проверено 6 июля 2020 г.