Рафида
Рафида ( арабский : رافضة , латинизированный : Rāfida , букв. «Отвергающие») относится к тем мусульманам-шиитам , которые «отвергают» легитимность халифатов Абу Бакра ( годы правления 632–634 ), Умара ( годы правления 634–644 ), и Усман ( годы правления 644–656 ) в пользу Али ибн Аби Талиба ( годы правления 656–661 ), двоюродного брата и зятя исламского пророка Мухаммеда .
В частности, термин «Рафида» появляется в суннитской полемике как уничижительное прозвище двунадесятников , составляющих подавляющее большинство шиитской общины. В свою очередь, двунадесятники положительно интерпретировали это прозвище, чтобы обозначить свое неприятие предполагаемого суннитского притеснения.
Определение
[ редактировать ]Термин Рафида (или Равафид , букв. « отвергающие » , сг. Рафиди ) относится к тем мусульманам-шиитам, которые «отвергают» легитимность халифатов Абу Бакра ( годы правления 632–634 ), Умара ( годы правления 634–644 ). и Усман ( годы правления 644–656 ). Один за другим эти халифы сменили исламского пророка Мухаммеда после его смерти в 632 году нашей эры . [ 1 ] [ 2 ] В частности, термин Рафида применяется к двунадесятникам , [ 3 ] [ 4 ] которые составляют подавляющее большинство шиитов. [ 5 ] Двенадцать сторонников полагают, что незадолго до своей смерти Мухаммед публично назначил своего двоюродного брата и зятя Али ибн Аби Талиба своим преемником в Гадир Хумм . По их мнению, ранние халифы таким образом узурпировали право Али стать преемником Мухаммеда. Они также полагают, что Али сменили одиннадцать его потомков . [ 3 ] [ 6 ]
Уходящий корнями в раннюю исламскую историю термин «Рафида» появляется в суннитской полемике как уничижительное прозвище двунадесятников, которые, в свою очередь, положительно интерпретировали этот термин, чтобы обозначить «неприятие» любой тирании и их борьбу против предполагаемого суннитского угнетения. [ 1 ] Реже термин «Рафида» применялся к другим шиитским сектам, таким как гулаты ( букв. « преувеличители » или « экстремисты » ), [ 3 ] которые приписывали божественность шиитским имамам и были отлучены ими от церкви. [ 7 ]
Контекст
[ редактировать ]К одиннадцатому веку статус шиитов как «отвергателей Истины» был канонизирован учеными -ханбалитами , которые не предоставляли исламские права мусульманам-шиитам: с ними нельзя было вступать в брак, мясо, забитое ими, не было халяльным (разрешенным), и они не могли вести молитвы. [ 8 ] [ 3 ] С падением Аббасидов в 1258 году такие нападки на шиизм усилились. [ 8 ] ученые называют их неверными или еретиками Сегодня различные салафитские и ваххабитские . [ 9 ] [ 10 ] считается большей угрозой для ислама, чем христианство и иудаизм . [ 8 ] [ 10 ] и часто звучат призывы к их уничтожению. [ 11 ] [ 9 ] [ 12 ] На этом основании некоторые суннитские группировки джихадистов оправдывают свои акты насилия против шиитской общины. [ 13 ] [ 14 ] Популярным упоминанием этих групп является выдающийся богослов-ханбалит Ибн Таймия ( ум. 1328 ), ярый антишиит, который также обвинял шиитов в сговоре с неверующими с целью уничтожить ислам изнутри. [ 15 ] В Саудовской Аравии , где присутствует ваххабизм, [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] до 1993 года в школьных учебниках шииты назывались «рафидами». Даже в 2000-х годах их открыто осуждали в саудовских школьных учебниках и государственных СМИ. [ 19 ] [ 20 ]
Как только шииты поняли, что не могут избавиться от уничижительного прозвища, они попытались обратить его в свою пользу. Таким образом, термин Рафида был переосмыслен в источниках Двенадцати как почетный титул. [ 21 ] В современную эпоху некоторые шииты в Ираке и Ливане рассматривают этот термин как источник гордости, символизирующий восстание против тирании. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Происхождение термина Рафида неясно. Возможно, этот термин связан с дезертирством шиитов шиитского мятежника Зайда ибн Али ( ум. 740 г. н.э. некоторых куфанских ) после того, как первый отказался осудить первых двух халифов. Таким образом, они «отвергли» Зайда и стали известны как Рафида. Впоследствии восстание Зайда было подавлено Омейядами , и он был убит. [ 3 ] [ 22 ] [ 23 ] Скорее, термин «Рафида» исторически означал не отказ от Зайда, а отказ от имамитов первых трех халифов. [ 4 ] предшественники двунадесятников. [ 4 ]
Со временем термин «Рафида» стал популярным уничижительным словом для двунадесятников. [ 24 ] Для суннитов этот термин означал отвержение первых трех халифов. [ 24 ] которых двунадесятники считают неверными за то, что они якобы узурпировали право Али ибн Аби Талиба стать преемником Мухаммеда. [ 25 ] [ 26 ] Для зайдитов , которые следуют учению Зайда, этот термин обозначал неприятие Зайда ранними имамитами. [ 24 ]
Рафида в суннитской традиции
[ редактировать ]В начале исламской истории термин Рафида стал популярным уничижительным прозвищем имамитов, которое для суннитов означало неприятие имамитами первых трех халифов. [ 24 ] Термин Рафида также появляется в некоторых суннитских традициях сомнительной подлинности. В одной из таких традиций Мухаммед предсказывает появление группы, которая отвергнет ( ярфудуна ) ислам . В другом он приказывает Али ибн Аби Талибу убить рафидов, поскольку они многобожники. В другом месте рафидов, якобы похожих на евреев , обвиняют во внедрении в ислам концепции антропоморфизма ( ташбих ), которая якобы является отличительной чертой иудаизма. [ 3 ]
Рафида в традиции Twelver
[ редактировать ]Несмотря на то, что термин «Рафида» изначально задумывался как уничижительное прозвище, [ 3 ] существуют традиции Двенадцати, приписываемые шиитским имамам, которые положительно интерпретируют этот термин. В одной из таких традиций Рафида идентифицируется как небольшая группа среди людей фараона , которые отвергли его правление, не испугавшись его угроз наказания. Эта традиция является отсылкой к стихам 7:120–126 и 20:70–75 Корана . Согласно некоторым традициям двунадесятников, термин Рафида появился также в Таврате . [ 24 ]
Рафида в традиции Зайди
[ редактировать ]В некоторых зайдитских источниках термин «Рафида» относится к тем куфанам, которые покинули Зайда, потому что он не осудил первых двух халифов. [ 27 ] [ 28 ] Хотя Зайд, вероятно, считал Али лучшим среди сподвижников исламского пророка и наиболее подходящим для того, чтобы стать его преемником, [ 29 ] [ 30 ] он также считал халифаты Абу Бакра и Умара допустимыми. Преобладание шиитов, которые отвергли позицию Зайда и отказались поддержать его восстание, сторонники Зайда охарактеризовали как Рафида . [ 23 ] Со временем этот термин стал популярным уничижительным прозвищем для имамитов, которое для зайдитов означало неприятие имамитами Зайда. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Эспозито 2003 , с. 262.
- ^ «Рафида» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кольберг 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с Момент 1985 , с. 73.
- ^ Хайдер 2014 , с. 4.
- ^ Амир-Моэцци 2014 .
- ^ Момент 1985 , стр. 67–68.
- ^ Перейти обратно: а б с Наср 2007 , §1.
- ^ Перейти обратно: а б Ямани 2008 , стр. 151–152.
- ^ Перейти обратно: а б Стейнберг 2014 , с. 113.
- ^ Джонс 2005 , с. 21.
- ^ Стейнберг 2014 , с. 114.
- ^ Шорок 2017 , стр. 14–15.
- ^ Стейнберг 2014 .
- ^ Стейнберг 2014 , с. 111.
- ^ Ибрагим 2006 , стр. 21–22.
- ^ Джонс 2005 , с. 23.
- ^ Хасан, Хасан (22 февраля 2022 г.). «Сознательное разъединение» ваххабизма и Саудовской Аравии» . Журнал «Новые линии» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2022 года.
- ^ Прокоп 2003 , стр. 81.
- ^ Джонс 2005 , стр. 23–24.
- ^ Кольберг 1979 , с. 678.
- ^ Дафтари 2013 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б аль-Абдул Джадер 2010 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кольберг 1979 , с. 677.
- ^ Дакаке 2007 , с. 107.
- ^ Фридлендер 1907 , с. 22.
- ^ Хайдер 2011 , стр. 196–197.
- ^ Хайдер 2014 , с. 89.
- ^ Джафри 1979 , с. 252.
- ^ Строка 2000 , с. 47.
Источники
[ редактировать ]- Амир-Моэцци, Массачусетс (2014). «Гадир Хумм» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). ISBN 9789004269613 .
- Дафтари, Ф. (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780857723338 .
- Дакаке, ММ (2007). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791470336 .
- Делонг-Бас, Нью-Джерси (2004). Ваххабитский ислам: от возрождения и реформ к глобальному джихаду . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195169911 .
- Эспозито, Дж.Л. (2003). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195125597 .
- Фридлендер, И. (1907). «Неортодоксальность шиитов в представлении Ибн Хазма» . Журнал Американского восточного общества . 28 : 1–80.
- Хайдер, Н. (2011). Истоки шиитов: идентичность, ритуалы и священное пространство в Куфе восьмого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107424951 .
- Ибрагим, Ф. (2006). Шииты Саудовской Аравии . СУХОЙ. ISBN 9780863569036 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лонгман. ISBN 0582780802 .
- Джонс, Т. (2005). «Эффект Ирака в Саудовской Аравии» . Отчет по Ближнему Востоку . 237 : 20–25.
- Кольберг, Э. (1979). «Термин «Рафида» в шиитском использовании имамитов» . Журнал Американского восточного общества . 99 (4): 677–679. ISSN 0003-0279 . JSTOR 601453 .
- Кольберг, Э. (2012). «ар-Рафида» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Теория; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Лалани, AR (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 1850435928 .
- Маделунг, В. (2000). «Обзор исламской правовой ортодоксии: ответы шиитов-двунадесятников на суннитскую правовую систему , автор: DJ Stewart» . Журнал Американского восточного общества . 120/1: 111–114.
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Наср, В. (2007). Шиитское возрождение . WW Нортон. ISBN 9780393066401 .
- Прокоп, М. (2003). «Саудовская Аравия: политика образования» . Международные дела . 79/1 : 77–89.
- Шорок, К. (2017). Мы спасаем Ирак: легитимизирующий дискурс народной мобилизации в Ираке (PDF) (Диссертация). Университет Осло.
- Стейнберг, Г. (2014). «Джихад-салафизм и шииты: замечания об интеллектуальных корнях антишиизма». В Мейере, Р. (ред.). Глобальный салафизм: новое религиозное движение ислама . Оксфордский академический.
- Ямани, М. (2008). «Два лица Саудовской Аравии». Выживание . 50/1 : 143–156.
- Хайдер, Н. (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- аль-Абдул Джадер, AS (2010). Сулейман Ю. (ред.). Живая исламская история: исследования в честь профессора Кэрол Хилленбранд (иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета . стр. 1–13. ISBN 9780748642199 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хаддад, Ф. (2013). «Язык антишиизма» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 11 августа 2013 г.
- Зелин, А.Ю.; Смит, П. (2014). «Словарь сектантства» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 16 марта 2014 г.