Аль-Азхар Шиитская фетва
Шиитская фетва Аль-Азхар | |
---|---|
Созданный | 17 Раби аль-Авваль 1378 г. хиджры (1959 г. н.э.) |
Автор(ы) | Махмуд Шалтут |
Предмет | Практиковать шиитскую юриспруденцию разрешено, как и практиковать юриспруденцию четырех суннитских мазхабов. |
Шиитская фетва Аль -Азхар известная как фетва Шалтута суннитским ( араб . فتوى شلتوت ), представляет собой исламскую фетву, изданную в 1959 году на тему шиитско-суннитских отношений Махмудом , также ученым шейхом Шалтутом . При Шалтуте суннитско-шиитская экуменическая деятельность достигла своего апогея. [1]
Фетва является плодом десятилетних совместных усилий группы суннитских и шиитских ученых в богословском центре Дар ат-Такриб аль-Мадхахиб аль-Исламия («центр объединения различных исламских школ мысли») в Аль-Хаме . -Университет Азхар в Каире . Целью усилий является преодоление разрыва между различными исламскими школами мысли и содействие взаимному уважению, пониманию и оценке вклада каждой школы в развитие исламской юриспруденции. [2] Однако, несмотря на экуменическую фетву, в то время как Шалтут был Великим Имамом Аль-Азхара, он отказался создать независимую шиитскую кафедру в университете, что было одним из самых больших чаяний, особенно шиитских членов Дар ат-Такриб. [3]
Утверждается, что эта фетва, допускающая шиитов , алавитов и друзов , считавшихся еретиками и идолопоклонниками на протяжении сотен лет, в основной поток ислама, была вдохновлена президентом Египта Гамалем Абдель Насером . [4] Насер видел в этом инструмент распространения своей привлекательности и влияния по всему арабскому миру. [5]
В 2012 году из-за сдвига к исламизму в Аль-Азхаре и прихода к лидерству «Братьев-мусульман» декан факультета исламских исследований в Аль-Азхаре издал фетву, категорически противоположную фетве 1959 года. Он запрещал поклонение в соответствии с шиитской традицией и осуждал как еретиков любого, кто оскорблял жен или сподвижников исламского пророка Мухаммеда . Аль-Азхар также опубликовал книгу, осуждающую шиитов. [6] Однако после египетского государственного переворота в 2013 году шейх Ахмед эль-Тайеб из Джамии аль-Азхар снова подтвердил позицию шейха Шалтута в интервью. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райнер Брюннер (2004). Исламский экуменизм в ХХ веке: Азхар и шиизм между сближением и сдержанностью (переработанная ред.). Брилл. п. 360 . ISBN 9789004125483 .
- ^ «Приговор аль-Азхара шиитам» . www.al-islam.org. Архивировано из оригинала 13 июня 2009 года . Проверено 5 мая 2009 г.
- ^ Райнер Брюннер (2004). Исламский экуменизм в ХХ веке: Азхар и шиизм между сближением и сдержанностью (переработанная ред.). Брилл. п. 301 . ISBN 9789004125483 .
- ^ Абуриш, Саид К. (2004). Насер: последний араб (иллюстрированное ред.). Дакворт. стр. 200–201. ISBN 9780715633007 .
Но, возможно, самым далеко идущим изменением [инициированным руководством Насера] стала фетва, предписывающая реадмиссию в основной ислам шиитов, алавитов и друзов. Их считали еретиками и идолопоклонниками на протяжении сотен лет, но Насер положил этому конец раз и навсегда. Несмотря на то, что расположение к шиитскому большинству Ирака и подрыв позиций Касема [коммунистического правителя Ирака в то время] могли сыграть свою роль в этом решении, нет никаких сомнений в либерализме этого человека в этом отношении.
- ^ Кедди, Никки Р.; Рудольф П. Мэтью (2002). Иран и окружающий мир: взаимодействие в культуре и культурной политике (иллюстрированное издание). Вашингтонский университет Press. п. 306. ИСБН 9780295982069 .
- ^ Аль-Араби, Мохамед (25 апреля 2013 г.). «Политика идентичности, Египет и шииты» . Еженедельник Аль-Ахрам . Архивировано из оригинала 21 апреля 2014 года . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ «Фетва Великого Имама Аль-Азхара о шиитах» . АлНил ТВ . 11 февраля 2018 года . Проверено 11 февраля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Копия обмена мнениями между суннитской и шиитской стипендиями
- Истоки суннитско-шиитского раскола в исламе