Репинская культура
![]() Материалы типа Репина. [ 1 ] | |
Географический диапазон | Восточноевропейская лесостепь и Понтийско-Каспийская степь. |
---|---|
Период | Энеолит |
Даты | 3900–3300 до н.э. |
Тип сайта | Repin |
Основные сайты | Repin, Kyzyl Khak, Turganik |
Предшественник | Khvalynsk culture , Sredny Stog culture |
С последующим | Yamnaya culture , Afanasievo culture |
Репинская культура (иногда ошибочно репинская культура) [ 2 ] [ 3 ] IV тысячелетия до нашей эры ) — энеолитическая археологическая культура Понтийско -Каспийской степи и восточноевропейской лесостепи . Она развилась из предшествующих местных неолитических культур, а позднее развилась в ямную культуру . Экономика основывалась на скотоводстве , дополненном охотой . Эту культуру иногда классифицируют как более раннюю фазу ямной культуры.
Происхождение и классификация
[ редактировать ]Репинская культура датируется на основании радиоуглеродного датирования керамических черепков 3900–3300 калибр . до н.э. [ 4 ] По мнению Дэвида Энтони, оно, вероятно, зародилось в Нижнем Дону . [ 5 ] Репинская культура граничила с дерьевской и квитянской культурами на западе и константиновской культурой на юге. [ 6 ]
Некоторые ученые считают Репина ранней стадией ямной культуры (известной как репинская стадия (ямной культуры) ), тогда как другие в последнее время предпочли классифицировать Репина как отдельную энеолитическую культуру. [ 7 ] [ 8 ] [ 4 ]
По мнению А. Т. Синюка, репинская культура развилась из предшествующих местных неолитических культур. [ 8 ] Синюк утверждает, что ( дошнуровая керамика ) среднестоговская I и неолитическая нижнедонская культуры являются основополагающими компонентами формирования репинской культуры. [ 6 ] Синюк и Юрий Рассамакин предполагают, что истоки репинской культуры не связаны с хвалынской культурой . [ 9 ] Напротив, Нина Моргунова и Михаил Турецкий утверждают, что Культурная преемственность между ямной, репинской, хвалынской и среднестогской культурами демонстрируется погребальной обрядностью и стилями керамики. [ 4 ]
Рассамакин утверждает, что «простая и привлекательная идея о прямой эволюции энеолитических культур, начиная с Самары и кончая формированием ямной культуры в Волго-Уральском междуречье, уже не имеет достаточной поддержки. большинство исследователей». [ 10 ]
Сайты
[ редактировать ]Repin Khutor
[ редактировать ]Типовой сайт называется Репин Хутор . Координаты хутора Репина (по Кузнецову-Мочалову 2017): 49°11′29,13″ с.ш., 43°48′05,25″ в.д. Он расположен недалеко от места бывшего хутора ( хутора ) под названием Репин (по-русски: Репин, или хутор Репин), на правом берегу среднего Дона в нескольких километрах вверх по течению от его впадения в реку Иловля , западнее другого археологического памятника — бывшего села Задоно-Авиловский . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Хутор Репина расположен на опушке степной травы. Его раскопали в 1950-х годах. На участке 55% костного материала составляли кости лошадей, 18% крупного рогатого скота, 9% овец или коз, 9% свиней и 9% оленей. [ 5 ] [ 16 ] Это говорит о том, что конина здесь была важнейшей частью рациона. [ 5 ]
Кызыл Хак
[ редактировать ]Лагерь охотников на антилоп Репина, занимаемый между ок. 3700–3600 гг. до н. э., расположен на нижней Волге. Костный материал здесь состоит из 62% сайгаков , 13% крупного рогатого скота, 9% овец, 7% лошадей и 7% онагров . [ 17 ]
Турганик
[ редактировать ]Из репинского горизонта Турганика Ташлинского района раскопано 2000 фрагментов керамики из более чем 50 сосудов. Стили и технологии гончарного дела указывают на культурные связи с современными культурами Северного Прикаспия и Дона. Свидетельства металлургии включают находки медной руды, каменные формы для литья меди, инструменты и украшения. Медь добывалась из местных медных месторождений. Кости животных — это в основном домашние животные, в том числе крупный рогатый скот, собаки и лошади, иногда встречаются кости диких животных, таких как лось, бобр, дикая коза, медведь и лиса. Рыбные кости на этом участке встречаются очень редко. Находки лошадей считаются важными, поскольку этот регион, как полагают, является одним из первых мест, где, как полагают, произошло одомашнивание лошадей. [ 18 ]
Керамика
[ редактировать ]Для керамики репинской культуры характерны высокие сосуды с профилированными горлышками и округлым или плоским дном, изготовленные из ила или смеси глины и ила с некоторым добавлением измельченных ракушек и органического материала. Поверхности сглажены и украшены гребенчатыми отпечатками. Сосуды изготовлены с использованием форм. Стиль керамики сочетает в себе черты близлежащих региональных стилей энеолита и демонстрирует технологическую преемственность с другими энеолитическими степными культурами, что предполагает культурную интеграцию и смешение, которые предшествовали развитию собственно ямной культуры. [ 1 ]
Утверждается, что керамическая технология репинской культуры является свидетельством преемственности с более ранней хвалынской культурой. [ 4 ]
Репиновый тип керамики иногда встречается в культурном слое ниже ямной керамики, а некоторые ранние ямные гончарные изделия, как говорят, неотличимы от репинского типа. [ 17 ] Репинская керамика также описывается как очень похожая на керамику Среднего Стога II, но почти не имеющая общих черт с дереевской культурой. [ 6 ]
Погребальные обряды
[ редактировать ]Скелеты погребены в скрюченном положении на спине с согнутыми ногами влево или вправо, головой на восток, обсыпанной охрой , при множественных захоронениях в плоских могилах . По мере продвижения и расширения репинского периода за пределы первоначального Среднего Дона все большее распространение получают индивидуальные погребения под курганом , иногда с кромлехами . [ 1 ] [ 4 ] [ 19 ]
Экономика
[ редактировать ]Средства к существованию, вероятно, основывались на сочетании скотоводства и охоты. [ 20 ] Данные из мест обитания репина позволяют предположить, что разведение животных было основной формой существования, при этом кости домашних животных составляли 80% костного материала. Доля одомашненных видов была типичной для кочевых скотоводческих обществ. [ 4 ]
Дэвид Энтони предполагает, что репинская культура могла специализироваться на разведении лошадей для экспорта в регион Северного Кавказа . [ 5 ]
Находки демонстрируют относительно развитую региональную традицию металлургии , основанную на добыче меди из местного каргалинского песчаника, который оставался основным источником меди в позднейшей ямной культуре. [ 4 ]
Рассамакин утверждает, что представители этой культуры вели более оседлый образ жизни в лесостепном экотоне и более кочевой образ жизни в степной зоне. [ 21 ]
Поселения в период Репина были ограниченными и временными. Скотоводство постепенно становилось более кочевым. [ 1 ]
Рассамакин утверждает, что экономика репинской культуры, вероятно, напоминала экономику Дереевской культуры . [ 22 ]
Расширение
[ редактировать ]Антоний предполагает, что афанасьевская культура сформировалась путем миграции людей с материальной культурой того же типа, что и Репин, вероятно, из среднего Волго-Уральского региона ок. 3700–3500 до н.э. [ 17 ] [ 23 ]
На втором этапе репинская культура распространилась на Поволжье , Приднепровье и Нижнее Донье. [ 8 ] [ 6 ] Юрий Рассамакин предполагает, что распространение репинской культуры на юг, юго-восток и юго-запад в конце энеолита способствовало формированию ямной культуры. [ 24 ] Трифонов считает это расселение колонизацией . [ 19 ] По мнению Антония, элементы репинской культуры встречаются на обширной территории на стоянках, предшествовавших ранним ямным поселениям. [ 17 ]
Репинская культура рассматривается многими археологами как ранний этап ямной культуры. Виктор Трифонов, например, утверждает, что развитие ямной культуры — это просто распространение репинской культуры в степь. [ 25 ] Рассамакин, однако, утверждает, что Репин участвовал лишь в формировании городцовской культуры, поздней местной подгруппы ямной. [ 19 ]
Язык
[ редактировать ]Дэвид Энтони предполагает, что люди репинской культуры, возможно, говорили на диалекте раннего протоиндоевропейского языка . [ 26 ] Он также предполагает, что афанасьевское отделение от репинской культуры представляет собой отделение пратохарской культуры от ранней праиндоевропейской. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Моргунова 2015 .
- ^ Шишлина Н. и др. РЕЗЕРВУАРНЫЙ ЭФФЕКТ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗЦОВ ИЗ СТЕПНЫХ КУЛЬТУР БРОНЗОВОГО ВЕКА ЮГА РОССИИ. Радиоуглерод, Том 56, № 2, 2014, с. 767–778 DOI: 10.2458/56.16942 [1]
- ^ Археология и геоинформатика: Третья международная конференция: Тезисы докладов, Москва, 24-26 мая 2017 г = Археология и геоинформатика: Третья международная конференция: Тезисы докладов, Москва, 24-26 мая 2017 г. Москва: ИА РАН. 2017. с. 36, 37. ISBN 978-5-94375-219-3 . [2]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Моргунова 2016 .
- ^ Jump up to: а б с д Энтони 2007 , с. 274.
- ^ Jump up to: а б с д Левин 1999 , с. 117.
- ^ Хейд 2013 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с Левин 1999 , с. 67.
- ^ Левин 1999 , с. 68.
- ^ Левин 1999 , с. 69.
- ^ Кузнецов П., Мочалов О. (2017). Радиоуглеродное датирование керамики памятников бронзового века в степях Восточной Европы (Россия). Радиоуглерод, 59(01). 1-8
- ^ Каргин, Ю.Ю. ПОЛЕВЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И.В. СИНИЦЫНА (К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) [Kargin, Y. Y. Polevye arkheologicheskie issledovaniya I. V. Sinicyna (k 110-letiju so dnya rozhdeniya)]. In: Археология Восточно-Европейской степи: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. доц. В.А. Лопатина – Саратов.: ИЦ «Наука», 2010. Вып. 8. – 344 с. ISBN 978–5–9999–0380–8, p. 23-24 [3]
- ^ РЕПИН ХУТОР [REPIN KHUTOR]. In: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Волгоградской области - Администрация Волгоградской области - Волгоградский государственный университет [Enciklopediya Volgogradskoy oblasti - Administratsiya Volgogradskoy oblasti - Volgogradskiy gosudarstvennyy univesitet] [4]
- ^ 2.55. Сиротинский [Sirotinskiy]. In: История административно – территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936 - 2007 гг. Справочник. [Istoriya administrativno - territorial'nogo delenija Volgogradskoy (Stalingradskoy) oblasti. 1936 – 2007 gg. Spravochnik] – Волгоград: Перемена, 2009. – В 3 тт. [5]
- ^ Малов, Н.М. Задоно-Авиловский энеолитический могильник (по материалам раскопок И.В. Синицына) [Malov, N. M. Zadono-Avilovskiy eneoliticheskiy mohil'nik (po materialam paskopok I. V. Sinicyna)]. Археологическое наследие Саратовского края. 8. 2008. [6] .
- ^ Левин 1999 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с д Энтони 2007 , с. 275.
- ^ Моргунова 2020 .
- ^ Jump up to: а б с Левин 1999 , с. 125.
- ^ Левин 1999 , с. 151.
- ^ Петерсон 2006 , с. 452.
- ^ Левин 1999 , стр. 149, 151.
- ^ Энтони 2007 , с. 307.
- ^ Герлинг 2015 , стр. 9–10.
- ^ Трифонов 1996 .
- ^ Энтони 2007 , с. 277.
- ^ Энтони 2007 , с. 305.
Источники
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Принстон, Нью-Джерси ISBN 978-1-4008-3110-4 . OCLC 496275617 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Герлинг, Клаудия (2015). Доисторическая мобильность и рацион питания в степях западной Евразии 3500–300 гг. до н.э.: изотопный подход . Берлин [Германия]. ISBN 978-3-11-031121-1 . OCLC 940511491 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Левин, Марша (1999). Позднедоисторическое освоение Евразийской степи . Кембридж: Институт археологических исследований Макдональда. ISBN 1-902937-03-1 . OCLC 43563544 .
- Моргунова, Нина Л. (2015). «Керамика Поволжья Самарского и Южного Урала от энеолита до ранней бронзы» . Документа Преисторика . 42 . дои : 10.4312/dp.42.22 . ISSN 1854-2492 .
- Моргунова, Нина Л (2016). «Археологические и естественнонаучные исследования курганов ямно-могильной культуры Волго-Уральского междуречья» . Эстонский археологический журнал . 20 (2): 128. doi : 10.3176/arch.2016.2.02 . ISSN 1406-2933 .
- Моргунова, НЛ (2020). «Развитие древних культур и палеосреды в эпоху энеолита и ранней бронзы в степи Южного Приуралья (Россия)» . Археологические и антропологические науки . 12 (10): 241. Бибкод : 2020АрАнС..12..241М . дои : 10.1007/s12520-020-01197-w . ISSN 1866-9557 . S2CID 221885294 .
- Хейд, Волкер (2013). Переходы к бронзовому веку: межрегиональное взаимодействие и социокультурные изменения в третьем тысячелетии до нашей эры Карпатский бассейн и сопредельные регионы . Будапешт. ISBN 978-963-9911-48-2 . OCLC 878854403 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Петерсон, Д.Л. (2006). За степью и посевами: материалы конференции Чикагского университета 2002 года по евразийской археологии . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-474-0821-5 . OCLC 235333195 .
- Трифонов, Виктор (1996). «Репинская культура и происхождение ямной (ямной) культуры (тезисы, на русском языке)» .