Jump to content

Период Убайда

(Перенаправлено из культуры Убайд )
Период Убайда
Кликабельная карта Ирака с подробным описанием важных объектов, которые были оккупированы в период Убайда.
Географический диапазон Ближний Восток
Период неолит
Даты в. 5500 – ок. 3700 г. до н.э.
Тип сайта Скажи аль-Убайду
Основные сайты
Предшественник
С последующим

Период Убайда (ок. 5500–3700 до н. э.) [1] доисторический период Месопотамии . Название происходит от Телль-эль-Убайда , где самые ранние крупные раскопки материалов периода Убайда были проведены сначала в 1919 году Генри Холлом , а затем Леонардом Вулли . [2]

В Южной Месопотамии этот период является самым ранним из известных периодов на аллювиальной равнине, хотя вполне вероятно, что более ранние периоды существуют, скрыты под аллювием . [3] На юге он имеет очень большую продолжительность, примерно между 5500 и 3800 гг. до н. э., когда его сменяет период Урука . [1]

В Северной Месопотамии этот период длится только между 5300 и 4300 годами до нашей эры. [1] Ему предшествовал период Халаф и переходный период Халаф-Убайд , а за ним следовал период позднего энеолита .

История исследований

[ редактировать ]

Экскаваторы Эриду и Телль-эль-Убайда впервые обнаружили керамику Убайда в 1910-20-х годах. [4] В 1930 году участники конференции в Багдаде определили концепцию «убайдского гончарного стиля». Эта характерная керамика этого стиля представляла собой посуду, окрашенную в черный цвет. Эта конференция также определила стили Эриду и Хаджи Мухаммеда. [5] Ученые на этой конференции считали, что эти стили керамики настолько различались, что «[...] они не могли возникнуть из старого, как это происходит с посудой Урука после посуды аль-Убайда [...]» . Для многих участников конференции «эта последовательность, основанная в основном на керамике, представляла собой серию различных «этнических элементов» оккупации южной Месопотамии». [6] Эти представления о природе феномена Убайда недолговечны. Сам термин Убайд используется до сих пор, но его значение со временем изменилось. [1]

Джоан Оутс показала в 1960 году, что стили Эриду и Хаджи Мухаммеда вообще не различаются. Вместо этого они были частью более великого феномена Убайда. Она предложила хронологическую структуру, разделяющую период Убайда на 4 этапа. Другие ученые позже предложили фазы 0 и 5. [7]

Ученые 1930-х годов знали лишь несколько стоянок Убайда. В их число входили типовые памятники самого Телль-эль-Убайда, Ура и Тепе-Гаура на севере. С тех пор археологи находили материальную культуру Убайдов по всему древнему Ближнему Востоку. В настоящее время участки Убайда расположены в долине Амук на северо-западе вплоть до побережья Персидского залива на юго-востоке. [1] Важные исследования включают многочисленные раскопки в районе Хамрина в 1970-х годах. Там археологи нашли полное поселение Убайдов в Телль-Абаде и действительно хорошо сохранившийся дом в Телль-Мадхуре . [8] Раскопки в Телль-эль-Уэйли в 1980-х годах выявили оккупационные слои, которые были старше, чем в Эриду . Это открытие отодвинуло дату самого раннего заселения человеком южной Месопотамии. [9]

Раскопки на южном побережье Персидского залива предоставили множество свидетельств контактов с Месопотамией. местонахождение H3 в Кувейте предоставило самые ранние в мире свидетельства мореплавания. Например, [10] Бурный рост археологических исследований в Иракском Курдистане с 2010-х годов также привел к получению большого количества новых данных об Убайде. Например, это исследование показало, что культурные связи между равниной Шахризор и районом Хамрин на юге были сильнее, чем с севером. [11]

Климат и окружающая среда

[ редактировать ]

В Месопотамии нет локальных климатических данных с высоким разрешением, таких как пещера Сорек . Это затрудняет реконструкцию прошлого климата региона. Несмотря на это, известно, что окружающая среда в шестом и пятом тысячелетиях до нашей эры не была такой, как сегодня. Более умеренный климат установился примерно в 10 000 г. до н.э. Болотистые и речные территории превратились в поймы и, наконец, берега рек, поросшие деревьями. Территория к югу от Багдада могла быть заселена людьми еще в одиннадцатом тысячелетии до нашей эры. Люди могли жить к югу от Урука еще в восьмом тысячелетии до нашей эры. Это намного раньше, чем самые древние свидетельства человеческой деятельности в этой области. Самое старое известное поселение на юге Месопотамии (Телль-эль-Уэйли) относится к периоду Убайд 0. [12] Археоботанические исследования на уровнях Убайд 0 в Уэйли (6500-6000 гг. до н. э.) показали наличие евфратского тополя и морского камыша , что свидетельствует о водно-болотных угодьях . [13] В результате изменения уровня моря береговая линия Персидского залива во время Убайда отличалась от современной. В начале Убайда, около 6500 г. до н. э., береговая линия Кувейта, возможно, проходила немного южнее. В течение последующих 2,5 тысячелетий береговая линия продвинулась дальше на север, вплоть до древнего города Ура около 4000 г. до н. э. [14]

Финиковые пальмы присутствовали в южной Месопотамии, по крайней мере, с одиннадцатого тысячелетия до нашей эры, на несколько тысячелетий раньше самых ранних свидетельств одомашнивания фиников из Эриду. Финиковым пальмам требуется постоянный источник воды, что еще раз указывает на то, что этот период мог быть более влажным, чем сегодня. Точно так же дуб присутствовал с восьмого тысячелетия, но исчез примерно в то же время, когда материальная культура Убайдов распространилась за пределы южной Месопотамии в шестом тысячелетии до нашей эры. Было высказано предположение, что определенную роль в этом расширении могло сыграть приобретение высококачественной древесины. [12]

Имеющиеся данные в северной Месопотамии указывают на более прохладный и сухой климат в периоды Хассуна и Халаф. В течение переходного периода Халаф-Убайд (HUT), Убайда и раннего Урука это превратилось в климат, характеризующийся более сильными сезонными колебаниями , сильными проливными дождями и засушливым летом. [15]

Датировка и географическое распространение

[ редактировать ]

Убайд и подобная ему материальная культура распространены на огромной территории. Убайдская керамика появилась от Мерсина на западе до Тепе-Габристана. [ д ] на востоке и от Норшунтепе и Арслантепе на севере до Досарии на юге вдоль Персидского побережья залива Саудовской Аравии . [16] В этой области исследователи обнаружили значительные региональные различия, указывающие на то, что Убайд не был монолитной культурой во времени и пространстве. [1]

Период Убайд чаще всего делится на 6 фаз, называемых Убайд 0-5. Некоторые из этих фаз соответствуют стилям керамики, которые в более ранних публикациях считались отличными от Убайда, но теперь считаются частью того же явления. Некоторые из этих стилей, такие как Хаджи Мухаммед (ранее считавшийся Убайдом 2), теперь, как известно, встречаются и в контексте Убайда 3, тем самым ограничивая их ценность в качестве хронологических маркеров. Относительная хронология основана на длинных стратиграфических последовательностях таких памятников, как Ур, Эриду и Тепе-Гаура. Абсолютную хронологию установить сложнее, главным образом из-за отсутствия обильных радиоуглеродных дат из южной Месопотамии.

Относительная хронология Убайда
фаза альтернативное имя Северная Месопотамия дата (до н. э.)

(после Пурнеля 2003 г. / после Харриса 2021 г.) [17] [18]

Убайд 0 Фаза Уэйли Ранняя керамика неолита 6500-5900 / 6800-6200
Убайд 1 Особый стиль Халаф 5900-5200 / 6200-5500
Убайд 2 стиль Хаджи Мухаммеда Халаф-Убайд переходный период 5200-5100 / 5500-5200
Убайд 3 Скажи стиль аль-Убайда Северный Убайд 5100-4900 / 5200-4600
Убайд 4 Поздний Убайд Северный Убайд 4900-4350 / 5200-4600
Убайд 5 Терминал Убайд Поздний энеолит 1 4350-4200 / 4600-4200

Южная Месопотамия

[ редактировать ]

На юге, что соответствует территории, которая позже будет известна как Шумер , весь Убайд охватывает огромный период, начиная с ок. 6500–3800 гг. до н.э. [1] Именно здесь старейшее известное поселение Убайд — Телль-эль-Уэйли было обнаружено . На юге Ирака ни один археологический объект до сих пор не обнаружил останков старше Убайда. Однако это может быть скорее результатом того факта, что такие древние поселения сейчас погребены глубоко под аллювиальными отложениями. Так было, например, со стоянкой Хаджи Мухаммеда , открытой лишь случайно. [4]

Центральная и северная Месопотамия

[ редактировать ]
Карта важных мест периода Убайд в северной Месопотамии.

В центральном и северном Ираке Убайду предшествовали культуры Хассуна и Самарра . Убайд, возможно, возник из последнего. [19] В северной Сирии и юго-восточной Турции Убайд следует за периодом Халаф и относительно коротким переходным периодом Халаф-Убайд (HUT), датируемым ок. Также было предложено 5500–5200 гг. До н.э. [16] Керамические комплексы HUT демонстрируют как типично убайдские, так и халафские характеристики. [20] Отношения между этими периодами (или культурами) сложны и еще до конца не изучены, включая то, как и когда именно убайды начали появляться в северной Месопотамии. Чтобы решить эти проблемы, современные ученые имеют тенденцию больше сосредотачиваться на региональных траекториях изменений, где различные культурные элементы Халафа, Самарры или Убайда — керамика, архитектура и т. д. — могли сосуществовать. Из-за этого становится все труднее определить этап оккупации на объекте, например, как чисто Убайд или чисто Халаф. [16] [21]

В северной Месопотамии характеристики Убайда начинают проявляться только в Убайде 2–3, то есть ближе к концу шестого тысячелетия до нашей эры, так что весь период Убайда будет намного короче. Для Сирии был предложен диапазон 5300–4300 гг. до н. э. [22] Однако некоторые ученые утверждают, что взаимодействие между первоначально южным Месопотамией Убайдом и севером началось уже во времена Убайда 1-2. [16]

Персидский залив

[ редактировать ]

Убайдская керамика начала появляться вдоль побережья Персидского залива ближе к концу шестого тысячелетия до нашей эры, достигнув пика около 5300 года до нашей эры и продолжаясь до пятого тысячелетия. Прибрежные места, где была найдена керамика Убайд, включают Бахра 1 и H3 в Кувейте, Досарию в Саудовской Аравии, а также островные объекты, такие как остров Далма в Объединенных Арабских Эмиратах . Убайдская керамика также была найдена дальше вглубь страны вдоль центрального побережья Персидского залива, в таких местах, как Айн-Каннас , что позволяет предположить, что керамика, возможно, продавалась и ценилась сама по себе, а не просто была контейнером для какого-то другого товара. Это предположение подкрепляется керамикой местного производства, имитирующей изделия Убайда, найденные в Досарии. Неясно, какие изделия были обменены на керамику. Предложения включают продукты питания (финики), полудрагоценные материалы, украшения (сделанные из жемчуга и ракушек ), продукты животного происхождения и домашний скот. Примечательно, что степень культурного взаимодействия между убайдами и местными неолитическими общинами намного сильнее в районе Кувейта, чем южнее, вплоть до того, что было высказано предположение, что месопотамцы, возможно, действительно жили (часть года) в таких местах, как H3 и Бахра 1. [23] Небольшие предметы, такие как лабреты, жетоны, глиняные гвозди и небольшие инструменты, которые, возможно, имели косметическое применение и которые известны из памятников южной Месопотамии, также встречаются на участках вдоль побережья Персидского залива, особенно на участках в Кувейте. [24]

И наоборот, есть также свидетельства наличия материалов арабского неолита в южной Месопотамии. Было отмечено, что некоторые типы кремневых наконечников стрел, найденных в Уре, демонстрируют явное сходство с арабской двусторонней традицией. Арабская грубая посуда была найдена на стоянках Уэйли и Эриду. Как и в случае с памятниками в Кувейте, вполне возможно, что люди арабского неолита жили в южной Месопотамии. [24]

Материальная культура

[ редактировать ]

Керамика

[ редактировать ]

Период Убайда впервые был отмечен по расписной керамике. Керамика по-прежнему остается основной характеристикой, определяющей хронологию и географическое распространение того периода. Краска варьируется от черной до коричневой, фиолетовой и темно-зеленой, а сама керамическая ткань обычно имеет цвет от желтовато-желтого до красно-зелено-коричневого. [1] Убайдская керамика 1-2 имела плотный, геометрический и абстрактный декор. Позже керамика стала меньше украшаться, наиболее распространенными узорами были ленты и гирлянды. Медленный гончарный круг стал использоваться во времена Убайда 3-4, что, возможно, сыграло роль в уменьшении украшений. [4]

из кобы, темперированная растениями. Грубая чаша [ д ] , найденный во многих стоянках позднего и постубейдского периода в северной Месопотамии, был интерпретирован как своего рода сосуд для раздачи пайков или как свидетельство более специализированного производства и, как таковой, мог быть предшественником чаши со скошенным краем из Период Урука. Как и во многих других аспектах материальной культуры Убайда, в производстве чаши коба в период Убайда можно выделить различные географические традиции. [25] [20]

Каменные орудия

[ редактировать ]

Кремень был широко доступен в Месопотамии и мог быть добыт из обнажений в Загросе и Джебель-Синджаре , из известняка и речных террас в северной Месопотамии и из аллювиальных отложений в южной Месопотамии. Использовался кремень разного качества в зависимости от того, какой инструмент из него был изготовлен. Например, лезвия изготавливались из кремня более высокого качества, чем другие инструменты, и, возможно, производились за пределами предприятия, что указывает на то, что не только сырье, но и готовая продукция перевозилась на большие расстояния. Кремень использовался для изготовления различных инструментов, в том числе наконечников стрел, серпов, мотыг (которые иногда считаются визитной карточкой Убайда) и различных инструментов для прокалывания и сверления. Комплексы кремней демонстрируют как региональные, так и временные вариации. [26]

Обсидиан также использовался во времена Убайда, хотя процент обсидиановых орудий, найденных на археологических раскопках, сильно колеблется по всей Месопотамии. На стоянках вдоль среднего Евфрата обычно находили лишь несколько предметов, а количество обсидиановых артефактов также было ограничено на стоянках южной Месопотамии. На стоянках вдоль Хабура и верхнего Тигра обсидиан был более распространен. Кроме того, обсидиан, по-видимому, был менее распространен во время Убайда, чем в предшествующий период Халафа и последующий период Урука. [26] Обсидиан можно было транспортировать на сотни километров. Например, обсидиановые инструменты, найденные вдоль побережья Персидского залива в таких местах, как Досария ( Саудовская Аравия ) и Вади Дебаян ( Катар ), произошли из источников на юго-востоке Турции. [27]

Убайд, возможно, стал свидетелем перехода производства кремневых орудий от домашнего занятия к более специализированному виду деятельности, выполняемому преданными своему делу мастерами . Возможно, это было связано с внедрением ханаанской технологии лезвий , которая стала распространенной в 4-м тысячелетии до нашей эры и сама по себе могла быть связана с увеличением массового производства и интенсификацией сельскохозяйственных стратегий. [28]

Металлургия

[ редактировать ]

Свидетельства существования металлургии получены из нескольких памятников в Верхней Месопотамии, все из которых относятся к заключительным этапам периода Убайд. В Мерсине , уровень XVI (5000-4900 гг. до н.э.), были найдены нелегированные медные булавки и долота. На юго-восточных анатолийских объектах, таких как Дегирментепе и Норшунтепе , во время Убайда 3 практиковалось металлургическое производство, о чем свидетельствуют печи и связанные с ними находки. [29] В конце пятого тысячелетия Телль Надер [ д ] В северном Ираке были раскопаны печи, которые, возможно, использовались для производства как керамики, так и металла. [30] Медные предметы также известны с уровней Убайд в Тепе-Гауре (XVII-XII) и Телль-Арпачии . Медные предметы отсутствовали на уровнях Убайд в Эриду и Уэйли, что, возможно, указывает на то, что использование меди распространилось на юг с севера. Однако медью могли торговать, поскольку она присутствовала в элитных захоронениях некрополя Сузы I (конечный Убайд) в Сузах к востоку от Тигра . [31] В целом медные предметы кажутся очень редкими, золото на стоянках Убайд также не обнаружено. [32]

Производство шерсти

[ редактировать ]

Свидетельства о производстве шерсти неоднозначны и в основном косвенны. Овцы, несущие шерсть, были четко засвидетельствованы на стоянках периода Урука, а одомашнивание овец и коз началось в девятом тысячелетии до нашей эры, но когда именно между этими двумя фиксированными точками возникло производство шерсти, неясно. Есть некоторые свидетельства возникновения производства шерсти в пятом тысячелетии до нашей эры, то есть в конце Убайда. Одними из самых ранних свидетельств являются фигурки животных из Ирана, датированные ок. 5000 г. до н. э., с резными украшениями, которые, возможно, представляют собой шерсть. У Косака Шамали [ д ] , стоянке Убайд на севере Сирии, косвенные свидетельства производства шерсти были обнаружены в виде веретена , глиняных скребков и глиняной печати с отпечатком шнура, который мог остаться от веревки, сплетенной из шерстяных волокон. В комплексе костей животных на этом участке присутствовал большой процент одомашненных овец/коз, причем изменения в комплексе позволяют предположить, что производство вторичных продуктов (таких как шерсть и молоко) стало более важным в период позднего Убайда и Урука. Веретена из Косак-Шамали, а также из Телул-эт-Талатата II (северный Ирак) постепенно уменьшались в весе, что могло указывать на то, что пряли все больше и больше более тонких или более мягких волокон. [33]

Штамповые печати

[ редактировать ]

Штемпельные печати использовались в Верхней Месопотамии с VII тысячелетия до нашей эры. Ко времени периода Убайд возник широкий спектр мотивов, включая геометрические узоры и изображения животных, а иногда и людей. В период Убайда появились первые изображения людей с головами козлов и птиц. [34]

Статуэтки

[ редактировать ]

Большинство фигурок Убайда представляли собой различных животных, в том числе овец, крупный рогатый скот и собак. [19] Человеческие фигурки присутствовали уже в предыдущие периоды. Те, что относятся к раннему Убайду, отражают продолжение более ранних традиций. [22] Единственная раскрашенная фигурка с уровней Убайд 0 в Телль-эль-Уэйли была интерпретирована как раннее изображение так называемых «змеиных фигурок», которые стали обычным явлением в более позднем Убайде. Были изготовлены как сидячие, так и стоящие фигурки, при этом краска использовалась для детализации частей тела, одежды или модификаций тела . «Фигуры офидиев» были найдены исключительно в различных памятниках южной Месопотамии. Для них характерно стройное тело, длинная голова рептилии с вырезанными глазами и ртом, а также трехмерный маленький нос. Эта конкретная визуализация лица может быть изображением маски или, возможно, формы головы . Руки кладут перед животом, иногда с надрезанными пальцами. Считается, что они обнажены. Краска иногда используется для обозначения волос или других деталей. Большинство этих фигурок — женские, но существуют также мужские и бесполые фигурки. [35] В более раннем Убайде фигурки офидиев использовались только в домашнем контексте, тогда как в Убайде 3–4 они появляются также в могилах, что указывает на сдвиг в том, как эти фигурки использовались. Редкость фигурок офидиев в качестве погребальных подарков может указывать на различное обращение с умершими, возможно, основанное на возрасте, родстве или социальном положении. [36]

Захоронения

[ редактировать ]

Наиболее распространенной практикой захоронения во время Убайда, по-видимому, было первичное погребение; т.е. захоронение всего тела. Во время Убайда 4 около 80% (взрослые) и 94% (младенцы) захоронений представляли собой первичные погребения. [37] Мертвых часто сопровождали личные украшения, такие как бусы, ожерелья и головные уборы. Также были распространены горшки (предположительно) с продуктами питания. [37] кусочки красной охры В могилах также были обнаружены . Захоронения были раскопаны на многих стоянках Убайда, причем исключительно большое количество приходится на Телль-Абаду (127 детских захоронений) и Эриду (193 захоронения). [38]

К пятому тысячелетию до нашей эры к детям и взрослым после смерти относились по-разному. Имеющиеся данные указывают на то, что младенцев в основном хоронили внутри поселения, часто возле более крупных и, предположительно, более важных жилищ, и часто в горшках. Связь детских захоронений с более крупными постройками хорошо иллюстрируется на памятниках Телль-Абада и Тепе-Гаура. [39] Было высказано предположение, что такая схема детских захоронений возле более крупных жилищ была связана с усилением социальной дифференциации между родственными группами . [39] Взрослых же хоронили на окраине поселения на общих могильниках в ямных захоронениях или в глиняных ящиках. Такие могильники были, например, раскопаны в Эриду. [39]

Эти погребальные практики представляют собой явный разрыв с практиками предшествующего периода позднего неолита. В эпоху позднего неолита погребения часто были второстепенными , а погребальный тракт был весьма разнообразен. Убайд стал свидетелем заметного сдвига в сторону первичного захоронения, менее разнообразных погребальных обычаев и меньшего разнообразия погребальных подарков. [37] Этот сдвиг был интерпретирован как отражение изменения восприятия личности . [37]

Модификация кузова

[ редактировать ]

Доказательства черепной модификации , то есть преднамеренного изменения формы головы, как среди мужчин, так и среди женщин, были получены из многих археологических памятников по всей Месопотамии. Там, где было выявлено формование головы, оно было однотипным, т.е. одно- или двухполосным окружным формованием головы, что приводит к удлиненной форме головы. Различные типы формирования головы практиковались до и после периода Убайда на Ближнем Востоке, но кажется, что конкретная техника формирования головы по окружности, возможно, зародилась в Иране, к востоку от области влияния Убайда, и достигла своего пика в период Убайда. . Это интерпретировалось как маркер социокультурной принадлежности к группе во времена Убайда. [40]

Лабреты и/или ушные катушки также были обнаружены на многих археологических памятниках Убайда в Месопотамии и приграничных регионах. По крайней мере, в одном случае из юго-западного Ирана губная губа была найдена in situ в захоронении, расположенном на нижней челюсти похороненного человека, и связанный с этим износ зубов указывает на то, что ее носили. [38] Лабреты отсутствовали на стоянках Халафа в северной Месопотамии, что еще раз указывает на то, что они могли быть важными маркерами социокультурной идентичности во времена Убайда. Их использование, похоже, снова сократилось в период Урука. [31] [41]

Натуральное хозяйство

[ редактировать ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Современные раскопки в Телль-Зейдане выявили богатую информацию о натуральном хозяйстве крупного поселения Убайд в северной Месопотамии. Культивируемые виды включали ячмень , пшеницу , чечевицу , эрвель и лен . Есть некоторые свидетельства того, что жители Зейдана практиковали орошение паводковыми водами сельскохозяйственных земель. Экскаваторы предположили, что непредсказуемость этого типа орошения могла быть фактором усложнения общества. Относительное отсутствие навоза животных и обычное присутствие обугленных остатков древесины позволяют предположить, что древесина использовалась в качестве топлива. [42]

Животноводство

[ редактировать ]

Скажите Зейдану снова, и он предоставляет массу информации. Состав комплекса костей животных из Зейдана значительно менялся от периода Халаф к периоду Убайд. Во времена Халафа около 50% костей животных принадлежали диким видам (что указывает на охоту), тогда как во время Убайда более 90% представляли собой одомашненные виды (что указывает на выпас и содержание животных). Обычными животными были овцы, козы, крупный рогатый скот и свиньи. Сравнение с другими участками Убайда в северной Месопотамии показало, что в целом скотоводство стало более важным, а зависимость от дикой фауны несколько уменьшилась, но на других участках эта закономерность не была столь очевидной, как в Зейдане. В Зейдане не было никаких признаков того, что на территории региона существовала пространственная дифференциация в том, как потреблялись продукты животного происхождения, что позволяет предположить, что продукты питания не были средством выражения социальной дифференциации. [43]

Общество

[ редактировать ]
Карта Ближнего Востока, показывающая приблизительные размеры:
  Фамильные культуры
  Докерамический памятник эпохи неолита

Убайдская культура характеризуется крупными деревенскими поселениями без стен, многокомнатными прямоугольными домами из сырцового кирпича и появлением первых храмов общественной архитектуры в Месопотамии, с ростом двухуровневой иерархии поселений, состоящих из централизованных крупных участков площадью более 10 гектаров, окруженных небольшими сельскими участками площадью менее 1 га. Домашнее оборудование включало в себя характерную высококачественную керамику цвета желтого или зеленоватого цвета, украшенную геометрическими узорами, выполненными коричневой или черной краской. Такие инструменты, как серпы, на юге часто делались из твердой обожженной глины , а на севере использовался камень, а иногда и металл. Таким образом, в деревнях проживали специализированные ремесленники, гончары, ткачи и слесари, хотя основную часть населения составляли сельскохозяйственные рабочие, фермеры и сезонные скотоводы.

В период Убайда (5000–4000 до н.э.) началось движение к урбанизации. «Сельское хозяйство и животноводство [одомашнивание] широко практиковались в оседлых общинах». [44] Существовали также племена, которые практиковали приручение животных на севере, вплоть до Турции, и на юге, вплоть до гор Загрос . [44] Период Убайда на юге был связан с интенсивным орошаемым гидравлическим земледелием и использованием плуга, которые были завезены с севера, возможно, через более ранние Чога Мами , Хаджи Мухаммеда и культуры Самарры .

Период Убайда в целом, если судить по анализу погребального инвентаря , был периодом все более поляризованной социальной стратификации и уменьшения эгалитаризма . Богуки описывает это как фазу «трансэгалитарных» конкурентных домохозяйств, в которой некоторые отстают в результате нисходящей социальной мобильности . Мортон Фрид и Элман Сервис выдвинули гипотезу, что в культуре Убайдов возник элитный класс наследственных вождей , возможно, глав родственных групп, связанных каким-то образом с управлением храмовыми святынями и их зернохранилищами, ответственных за посредничество внутригрупповых конфликтов и поддержание социальный заказ. Казалось бы, различные коллективные методы, возможно, примеры того, что Торкильд Якобсен называл примитивной демократией , при которой споры ранее решались посредством совета равных, больше не были достаточными для нужд местного сообщества.

Культура Убайд зародилась на юге, но все еще имеет явные связи с более ранними культурами региона среднего Ирака. Появление народа Убайд иногда связывали с так называемой шумерской проблемой, связанной с истоками шумерской цивилизации . Каким бы ни было этническое происхождение этой группы, эта культура впервые увидела четкое трехстороннее социальное разделение между крестьянами, ведущими интенсивное натуральное хозяйство, с сельскохозяйственными культурами и животными, поступающими с севера, кочевым скотоводами, живущими в палатках и зависящими от своих стад, и народом охотников-рыболовов. Аравийского побережья, живущие в тростниковых хижинах.

Штейн и Озбал описывают ближневосточную ойкумену , возникшую в результате экспансии Убайда, противопоставляя ее колониальному экспансионизму позднего периода Урука . «Контекстуальный анализ, сравнивающий различные регионы, показывает, что экспансия Убайда произошла в основном за счет мирного распространения идеологии, что привело к формированию многочисленных новых коренных идентичностей, которые присвоили и преобразовали поверхностные элементы материальной культуры Убайда в местные самобытные выражения». [45]

Есть некоторые свидетельства войн в период Убайда, хотя они крайне редки. в «Сожженная деревня» Телль-Саби-Абьяде могла наводить на мысль о разрушениях во время войны, но это также могло быть вызвано другими причинами, такими как лесной пожар или несчастный случай. Ритуальное сожжение также возможно, поскольку к моменту сожжения тела внутри были уже мертвы. В братской могиле в Тепе-Гауре находилось 24 тела, очевидно, похороненных без каких-либо похоронных ритуалов, что, возможно, указывает на то, что это была братская могила в результате насилия. Медное оружие также присутствовало в виде наконечников стрел и пуль для пращи, хотя их можно было использовать и для других целей; два глиняных горшка, найденные в ту эпоху, украшены украшениями, изображающими стрелы, используемые для охоты. В конце периода Убайда была изготовлена ​​медная головка топора, которая могла быть инструментом или оружием. [45]

В конце периода Убайда, около 4500–4000 гг. До н.э., произошла некоторая усиление социальной поляризации: центральные дома в поселениях стали больше. Но настоящих городов не было до позднего периода Урука .

Язык, этническая принадлежность и генетика

[ редактировать ]

Языки, на которых говорили в период Убайда, определить невозможно. Несмотря на то, что период Убайда является доисторическим , он занимает видное место в дискуссиях о происхождении и присутствии шумерского и аккадского языков в Шумере . Эти дебаты получили название «Шумерская проблема» или «Шумерский вопрос». Отправной точкой этих дебатов было то, что древнейшие клинописные таблички были написаны на шумерском языке, и что более ранние пиктографические таблички периодов позднего Урука и Джемдет Насра (3200–3000 гг. до н. э.), вероятно, были написаны на том же языке. Основываясь на этих свидетельствах, Анри Франкфорт в 1930-х годах предположил, что люди, писавшие и предположительно говорящие по-шумерски, первоначально пришли с иранского нагорья и заселили Месопотамию в начале периода Убайда. Спейзер , с другой стороны, считал, что шумеры проникли в Месопотамию в период Урука, и интерпретировал региональные стили, существовавшие до этого времени, то есть Убайд, Хассуна, Халаф, как свидетельство различных стилей. этнические группы . [46]

В более поздних дискуссиях использовался более осторожный подход, старавшийся не отождествлять горшки с людьми или язык с этнической принадлежностью. Археологи подчеркивают, что высокая степень культурной преемственности очевидна на протяжении периодов Убайда и Урука, и, похоже, существует некое согласие в том, что «отношения между тремя категориями — лингвистической, расовой и этнической — чрезвычайно сложны в Месопотамии и до сих пор далеки от достаточно расследовано». [46] [47]

Скудный анализ ДНК человеческого скелетного материала из различных археологических памятников в Верхней Месопотамии (ни один из которых не датирован периодом Убайда) дает некоторые доказательства генетических связей с другими регионами, но также предоставляет доказательства преемственности в самой Месопотамии. Самое главное, что датировка обнаруженных генетических притоков не уточнена до такой степени, чтобы ее можно было отнести к периоду Убайд — или любому другому периоду, более раннему, чем тот, из которого поступил скелетный материал. Другими словами, этот генетический приток мог произойти во время Убайда – или нет. [48] [49]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Картер, Роберт А.; Филип, Грэм (2010). «Деконструкция Убайда». За пределами Убайда: трансформация и интеграция в поздних доисторических обществах Ближнего Востока (PDF) . Роберт А. Картер, Грэм Филип, Чикагский университет. Восточный институт, Грей-колледж. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. стр. 1–22. ISBN  978-1-885923-66-0 . OCLC   646401242 .
  2. ^ Холл, Гарри Реджинальд; Вулли, сэр К. Леонард (1927). Аль-Убайд: отчет о работе, проделанной в Аль-Убайде для Британского музея в 1919 году и для совместной экспедиции в 1922-1923 годах . Издательство Оксфордского университета.
  3. ^ Адамс-младший, Роберт МакКормик ; Райт, ХТ (1989). «Заключительные замечания». В Хенриксоне, Элизабет Ф.; Туесен, Ингольф (ред.). На этом основании: Убайд пересмотрел свое мнение; материалы симпозиума Убайда, Эльсинор, 30 мая - 1 июня 1988 г. CNI-публикации. Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. стр. 441–456. ISBN  978-87-7289-070-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с МакМахон, А. (2014). « Убайдская культура, керамика». Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии Том 14, Том 14 . стр. 261–265. ISBN  978-3-11-041761-6 . OCLC   985433875 .
  5. ^ Мэтьюз, Роджер, доктор (2002). Тайны темного кургана: Джемдет Наср 1926-1928 гг . Уорминстер: Британская школа археологии в Ираке. ISBN  0-85668-735-9 . OCLC   50266401 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Поттс, Д.Т. (1986). «Вклад в историю термина «Амдат Нар» ». В Финкбайнере, Уве; Рёллиг, Вольфганг (ред.). Амдат Нар: эпоха или региональный стиль? : доклады, представленные на симпозиуме, проходившем в Тюбингене, ноябрь 1983 г. Висбаден: Райхерт. стр. 17–32. ISBN  978-3-88226-262-9 . OCLC   16224643 .
  7. ^ Кроуфорд, Харриет (2010). «Термин «Хаджи Мухаммад»: переоценка». За пределами Убайда: трансформация и интеграция в поздних доисторических обществах Ближнего Востока (PDF) . Роберт А. Картер, Грэм Филип, Чикагский университет. Восточный институт, Грей-колледж. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. стр. 163–168. ISBN  978-1-885923-66-0 . OCLC   646401242 .
  8. ^ Роуф, Майкл (1982). «Места Хамрина». Пятьдесят лет открытий Месопотамии: работа Британской школы археологии в Ираке, 1932–1982 гг . Лондон: Британская школа археологии в Ираке. стр. 40–47. ISBN  0-903472-05-8 . ОСЛК   10923961 .
  9. ^ Юот, Жан-Луи; Валлет, Режис (1990). «Гипостильные залы периода Обейд 0 в Телль-эль-Уэйли» . Палеориент . 16 (1): 125–130. дои : 10.3406/палео.1990.4527 .
  10. ^ Картер, Роберт (март 2006 г.). «Останки лодок и морская торговля в Персидском заливе в шестом и пятом тысячелетиях до нашей эры» . Античность . 80 (307): 52–63. дои : 10.1017/S0003598X0009325X . S2CID   162674282 .
  11. ^ Картер, Роберт; Венгроу, Дэвид; Сабер, Сабер Ахмед; Хамараши, Сами Джамиль; Шепперсон, Мэри; Робертс, Кирк; Льюис, Майкл П.; Марш, Анке; Карретеро, Лара Гонсалес; Сосновская, Ханна; Д'Амико, Александр; Саган, Виктория; Локьер, Крис (декабрь 2020 г.). «Поздняя предыстория равнины Шахризор, Иракский Курдистан: дальнейшие исследования в Гурга-Чии и Тепе-Марани» . Ирак . 82 : 41–71. дои : 10.1017/irq.2020.3 . S2CID   228904428 .
  12. ^ Jump up to: а б Альтавил, Марк; Марш, Анке; Джотери, Джаафар; Хритц, Кэрри; Флейтманн, Доминик; Рост, Стефани; Линтнер, Стивен Ф.; Гибсон, Макгуайр; Босомворт, Мэтью; Джейкобсон, Мэтью; Гарсанти, Эдуардо; Лимонта, Мара; Радефф, Джудитта (декабрь 2019 г.). «Новый взгляд на роль динамики окружающей среды, формирующей Южную Месопотамию: от периода до Убайда до раннего исламского периода». Ирак . 81 : 23–46. дои : 10.1017/irq.2019.2 . S2CID   200071451 .
  13. ^ Уилкинсон, Тони Дж. (2012). «Археология водно-болотных угодий и роль болот на Древнем Ближнем Востоке». В Менотти, Франческо; О'Салливан, Эйдан (ред.). Оксфордский справочник по археологии водно-болотных угодий . стр. 121–139. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199573493.013.0009 . ISBN  978-0-19-957349-3 .
  14. ^ Кеннетт, Дуглас Дж.; Кеннетт, Джеймс П. (июль 2006 г.). «Раннее формирование государства в Южной Месопотамии: уровень моря, береговая линия и изменение климата». Журнал островной и прибрежной археологии . 1 (1): 67–99. дои : 10.1080/15564890600586283 . S2CID   140187593 .
  15. ^ Хоул, Фрэнк (1997). «Палеосреда и человеческое общество в Джезире Северной Месопотамии 20 000–6 000 лет назад». Палеориент . 23 (2): 39–49. дои : 10.3406/палео.1997.4651 .
  16. ^ Jump up to: а б с д Балди, Джонни Сэмюэле (2020). «Эволюция как способ переплетения: региональный подход и новые данные о переходе Халаф-Убайд в Северной Месопотамии». В Ямони, Марко (ред.). Материалы 5-й конференции «Расширяя горизонты» (Удине, 5-8 июня 2017 г.) . Триест. стр. 71–87. ISBN  978-88-5511-046-4 . OCLC   1200195553 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  17. ^ Пурнель, Дженнифер (2003). Болота городов: дельтовые ландшафты и эволюция ранней месопотамской цивилизации (Диссертация). дои : 10.6067/XCV8J67GK3 . OCLC   54060767 . ПроКвест   305339484 . [ нужна страница ]
  18. ^ Харрис, Сэмюэл Ли (2021). Общественные работы и частная работа на пороге сложности: производство и использование пространства в эпоху позднего энеолита 1 Телль Сурежа, Ирак (Диссертация). Чикагский университет. дои : 10.6082/uchicago.2971 . [ нужна страница ]
  19. ^ Jump up to: а б Писналл, Брайан (2002). «Убайд». Энциклопедия предыстории . стр. 372–390. дои : 10.1007/978-1-4615-0023-0_37 . ISBN  978-1-4684-7135-9 .
  20. ^ Jump up to: а б Озбал, Рана (2012). «Энеолит Юго-Востока». В МакМахоне, Грегори; Стедман, Шэрон (ред.). Оксфордский справочник по Древней Анатолии: (10 000–323 гг. до н. э.) . стр. 174–204. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195376142.013.0008 . ISBN  978-0-19-537614-2 .
  21. ^ Кампелл, Стюарт (2007). «Переосмысление хронологии Халафа» . Палеориент . 33 (1): 103–136. дои : 10.3406/палео.2007.5209 .
  22. ^ Jump up to: а б Аккерманс, Питер ММГ; Шварц, Гленн М. (2003). Археология Сирии: от сложных охотников-собирателей до ранних городских обществ (ок. 16 000–300 до н. э.) . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-79230-4 . OCLC   50322834 .
  23. ^ Картер, Роберт (2018). «Глобальные взаимодействия в арабском неолите и Убайде» . Глобализация в предыстории . стр. 43–79. дои : 10.1017/9781108573276.004 . ISBN  978-1-108-57327-6 .
  24. ^ Jump up to: а б Картер, Роберт (май 2020 г.). «Месопотамская граница арабского неолита: культурная граница шестого – пятого тысячелетий до нашей эры». Арабская археология и эпиграфика . 31 (1): 69–85. дои : 10.1111/aae.12145 . S2CID   213877028 .
  25. ^ Балди, Джонни Сэмюэле (2012). «Чаши коба, массовое производство и социальные изменения во времена пост-Убайда» . Публикации Французского института анатолийских исследований . 27 (1): 393–416.
  26. ^ Jump up to: а б Хили, Элизабет (2010). «Возвращение к литике Убайда: их значение для интерпретации общества Убайд». За пределами Убайда: трансформация и интеграция в поздних доисторических обществах Ближнего Востока (PDF) . Роберт А. Картер, Грэм Филип, Чикагский университет. Восточный институт, Грей-колледж. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. стр. 181–200. ISBN  978-1-885923-66-0 . OCLC   646401242 .
  27. ^ Халиди, Ламия; Гратузе, Бернар; Штейн, Гил; МакМахон, Огаста; Аль-Кунтар, Салам; Картер, Роберт; Каттлер, Ричард; Дрекслер, Филипп; Хили, Элизабет; Инизан, Мария-Луиза; Муралис, Дамасе; Перницка, Эрнст; Робин, Анн-Кирия (октябрь 2016 г.). «Рост ранних социальных сетей: новые геохимические результаты обсидиана от периода Убайд до энеолита в Сирии, Ираке и Персидском заливе». Журнал археологической науки: отчеты . 9 : 743–757. Бибкод : 2016JArSR...9..743K . дои : 10.1016/j.jasrep.2016.06.026 .
  28. ^ Томальский, Джудит (2012). «Литическая индустрия периода Убайд и Пост-Убайд в северной Месопотамии» . Публикации французского института анатолийских исследований . 27 (1): 417–439.
  29. ^ Мули, Джеймс Д. (2012). «Металлы и металлургия». В МакМахоне, Грегори; Стедман, Шэрон (ред.). Оксфордский справочник по Древней Анатолии: (10 000–323 гг. до н. э.) . стр. 858–876. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195376142.013.0039 . ISBN  978-0-19-537614-2 .
  30. ^ Копаниас, Константинос (2017). «Убайдские «острова» в неубайдском «море»: попытка определить Убайд и его культурные границы в северо-восточной Месопотамии». Приграничные места – ограниченные времена: междисциплинарный взгляд на Турцию . Том. 51. Британский институт в Анкаре. стр. 27–36. ISBN  978-1-898249-38-2 . JSTOR   10.18866/j.ctt1n7qk1h .
  31. ^ Jump up to: а б Штейн, Гил (2010). «Местная идентичность и сферы взаимодействия: моделирование региональных вариаций горизонта Убайд». За пределами Убайда: трансформация и интеграция в поздних доисторических обществах Ближнего Востока (PDF) . Роберт А. Картер, Грэм Филип, Чикагский университет. Восточный институт, Грей-колледж. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. стр. 23–44. ISBN  978-1-885923-66-0 . OCLC   646401242 .
  32. ^ Штейн, Гил (1994). «Экономика, ритуалы и власть в Убайдской Месопотамии». Вождества и ранние государства на Ближнем Востоке: организационная динамика сложности (PDF) . Гил Стейн, Митчелл С. Ротман. Мэдисон, Висконсин: Prehistory Press. стр. 35–46. ISBN  1-881094-07-3 . ОСЛК   30109140 .
  33. ^ Судо, Хироши (2010). «Развитие добычи шерсти в поселениях периода Убай в Северной Месопотамии». За пределами Убайда: трансформация и интеграция в поздних доисторических обществах Ближнего Востока (PDF) . Роберт А. Картер, Грэм Филип, Чикагский университет. Восточный институт, Грей-колледж. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. стр. 169–179. ISBN  978-1-885923-66-0 . OCLC   646401242 .
  34. ^ МакМахон, Огаста (август 2022 г.). «Составные фигуры людей и животных в ранней городской Северной Месопотамии: шаманы или образы сопротивления?». Оксфордский журнал археологии . 41 (3): 230–251. дои : 10.1111/ojoa.12251 . S2CID   249807233 .
  35. ^ Кэмпбелл, Стюарт; Даемс, Орели (2017). «Статуэтки в доисторической Месопотамии». В Инсолле, Тимоти (ред.). Оксфордский справочник доисторических фигурок . стр. 567–590. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199675616.013.029 . ISBN  978-0-19-967561-6 .
  36. ^ Даемс, Орели (2010). «Змея в траве: переоценка всегда интригующих фигурок офидиана». За пределами Убайда: трансформация и интеграция в поздних доисторических обществах Ближнего Востока (PDF) . Роберт А. Картер, Грэм Филип, Чикагский университет. Восточный институт, Грей-колледж. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. стр. 149–161. ISBN  978-1-885923-66-0 . OCLC   646401242 .
  37. ^ Jump up to: а б с д Бреретон, Гарет (май 2016 г.). «Погребальные обряды, экономическое поведение и обращение товаров при переходе от деревни к городской жизни в ранней Месопотамии». Кембриджский археологический журнал . 26 (2): 191–216. дои : 10.1017/S0959774316000032 . S2CID   163897465 .
  38. ^ Jump up to: а б Краучер, Карина (2010). «Выяснение личности: тело и личность в Убайде». За пределами Убайда: трансформация и интеграция в поздних доисторических обществах Ближнего Востока (PDF) . Роберт А. Картер, Грэм Филип, Чикагский университет. Восточный институт, Грей-колледж. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. стр. 113–123. ISBN  978-1-885923-66-0 . OCLC   646401242 .
  39. ^ Jump up to: а б с Бреретон, Гарет (июнь 2013 г.). «Культура младенчества и накопления капитала в предгородской Месопотамии». Мировая археология . 45 (2): 232–251. дои : 10.1080/00438243.2013.799042 . S2CID   144874348 .
  40. ^ Лоренц, Кирси О. (2010). «Хедшейпинг Убайда: переговоры об идентичности через внешний вид?». За пределами Убайда: трансформация и интеграция в поздних доисторических обществах Ближнего Востока (PDF) . Роберт А. Картер, Грэм Филип, Чикагский университет. Восточный институт, Грей-колледж. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. стр. 125–148. ISBN  978-1-885923-66-0 . OCLC   646401242 .
  41. ^ Фрайер, Дэвид; Нава, Алессия; Тарталья, Джанна; Видале, Массимо; Коппа, Альфредо; Бондиоли, Лука (30 июня 2020 г.). «Свидетельства использования губерний в доисторические времена» . Бюллетень Международной ассоциации палеодонтологии . 14 (1): 1–23.
  42. ^ Смит, Алексия; Грэм, Филип Дж.; Штейн, Гил Дж. (2015). «Использование завода Убайд в Телль-Зейдане, Сирия» . Палеориент . 41 (2): 51–69. дои : 10.3406/палео.2015.5675 .
  43. ^ Гроссман, Кэтрин; Хинман, Мириам (2013). «Переосмысление животноводческой экономики Халафа и Убайда: охота и выпас скота в Телль-Зейдане (Сирия)» . Палеориент . 39 (2): 201–219. дои : 10.3406/палео.2013.5528 .
  44. ^ Jump up to: а б Поллок, Сьюзен (1999). Древняя Месопотамия: рай, которого никогда не было . Тематические исследования в ранних обществах. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-57334-4 . OCLC   40609053 .
  45. ^ Jump up to: а б Хэмблин, Уильям Дж. (27 сентября 2006 г.). Войны на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. (0-е изд.). Рутледж. дои : 10.4324/9780203965566 . ISBN  978-1-134-52063-3 .
  46. ^ Jump up to: а б Солтысяк, Аркадиуш (2004). «Физическая антропология и «шумерская проблема» » (PDF) . Исследования по исторической антропологии . 4 : 145–158.
  47. ^ Купер, Дж.С. (2013). «Шумер, Шумер». Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии 13 (на немецком языке). Берлин [среди прочих: де Грюйтер. стр. 290–297. ISBN  978-3-11-030715-3 . OCLC   1074893563 .
  48. ^ Витас, Хенрик В.; Томчик, Яцек; Ендрыховска-Даньска, Кристина; Чаубей, Гьянешвер; Плошай, Томаш (11 сентября 2013 г.). «МтДНК от раннего бронзового века до римского периода предполагает генетическую связь между Индийским субконтинентом и месопотамской колыбелью цивилизации» . ПЛОС ОДИН . 8 (9): e73682. Бибкод : 2013PLoSO...873682W . дои : 10.1371/journal.pone.0073682 . ПМК   3770703 . ПМИД   24040024 .
  49. ^ Яка, Рейхан; Биранд, Айшегюль; Йылмаз, Ясемин; Канер, Серен; Асан, Синан Джан; Гюндюзалп, Сидар; Парвизи, Пурия; Эрим Оздоган, Аслы; Тоган, Инчи; Сомель, Мехмет (май 2018 г.). «Археогенетика позднего железного века, хребет Семиало, Бэтмен: исследование материнской генетической преемственности в северной Месопотамии со времен неолита». Американский журнал физической антропологии . 166 (1): 196–207. дои : 10.1002/ajpa.23423 . ПМИД   29399779 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24a00fe57dca08adf1e904af15af9dbf__1721045880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/bf/24a00fe57dca08adf1e904af15af9dbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ubaid period - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)