Береги себя, мама
Неизвестное родное имя | |
Расположение | Провинция Дияла , Ирак |
---|---|
Область | Мандали регион |
Координаты | 33 ° 53'00 "N 45 ° 27'00" E / 33,883330 ° N 45,449990 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Материал | Сырцовый кирпич |
Основан | 5600 г. до н.э. |
Заброшенный | 4800 г. до н.э. |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1967-1968 |
Археологи | Джоан и Дэвид Оутс |
Состояние | В руинах |
Чога Мами — самаррское поселение в провинции Дияла на востоке Ирака в регионе Мандали . [1] На нем показано, как первое орошение каналов действовало примерно в 6000 году до нашей эры. [2] [3] [4]
Это место, расположенное примерно в 70 милях к северо-востоку от Багдада, датируется концом VI тысячелетия до нашей эры. Он был заселен в несколько этапов от самаррской культуры до Убайда . Здания имели прямоугольную форму и были построены из сырцового кирпича, в том числе сторожевая башня на въезде в поселение. Ирригация поддерживала животноводство (крупный рогатый скот, овцы и козы) и земледелие (пшеница, ячмень и лен). [5]
Таким образом, одним из важных аспектов этого места являются доказательства того, что оно позволяет установить хронологические связи между культурами Северной и Южной Месопотамии, по крайней мере, в районе Мандали, а также связи с Ираном. Внедрение ирригации, новых видов зерна, иностранных стилей керамики и домашнего скота - все это относится к фазе Чога Мами, позднему проявлению самарранского периода в равнинной Месопотамии. Таким образом, эта хронологическая идентификация также предполагает источник этих нововведений: миграцию из низин.
Артефакты, найденные в Чога Мами, включают самаррскую расписную керамику и сложные глиняные женские фигурки. [5]
История
[ редактировать ]
Чога Мами — самый крупный Телль в регионе Мандали . Экскаваторы Дэвид и Джоан Оутс описывают это место как «низкий холм длиной около 200 метров и высотой 2-5 метров» и «сильно разрушенный эрозией, последние сохранившиеся уровни датируются 4800 годом до нашей эры». [6] Судя по результатам раскопок, выяснилось, что в Чога Мами было несколько небольших деревенских групп с небольшими орошаемыми участками, где люди выращивали пшеницу и ячмень; пасли овец, коз и некоторых коров; и охотились на газелей и другую дикую фауну. [7] Также выращивали чечевицу и «крупносемянный горох», а фисташки собирали с близлежащих территорий. [8] Одомашнивание растений и животных [8] в Чога-Мами стало возможным благодаря искусственным оросительным каналам, которые «проходили вдоль северной стороны кургана», датируемым «6-м тысячелетием до нашей эры», а также большому каналу, датируемому концом самаррского периода , который располагался в «юго-западная сторона кургана». [9] Некоторые каналы достигали длины более пяти километров, что потребовало бы совместной работы более крупных групп. [7] Самый поздний из этих каналов датируется примерно 1500 лет назад. [9]
Археология
[ редактировать ]Первоначально Чога Мами была раскопана группой археологов под руководством Джоан и Дэвида Оутс . Первый сезон этого проекта раскопок начался 2 декабря 1967 года и продлится до 26 февраля 1968 года. [7] Археологический объект Чога Мами был выбран для раскопок отчасти из-за его расположения в Ираке, на территории, которая в то время якобы была местом интенсивного пешеходного движения и считалась частью Месопотамского региона. В ходе раскопок группа археологов обнаружила комнаты из сырцового кирпича одинакового размера и тщательно выровненные, керамику, инструменты и множество небольших глиняных фигурок. Дэвид Оутс также нашел банку, содержащую фрагментированные останки того, что, предположительно, является детским захоронением. [7] это заставило их поверить, что на этом месте мог располагаться небольшой город.
Архитектура
[ редактировать ]Раскопки в Чога Мами выявили множество уровней заселения на телле, датируемых началом 6-го тысячелетия до нашей эры. Вход в поселение охраняла башня из сырцового кирпича. [5] Нет явных доказательств того, что оно являлось частью городской стены, и, благодаря обнаруженной рядом с ним части восходящего пандуса, археологи идентифицируют это сооружение как сторожевую башню. [10] Поселение было построено из местного сырцового кирпича и имело самаррском дома прямоугольной формы в стиле. Дома, найденные в Чога Мами, были построены прямо на стенах предыдущих уровней, а иногда и внутри них. [11] Большинство домов «имели два или три ряда небольших комнат». [12] по обе стороны от центрального зала, называемого трехсторонним планом. Этот план распространен по всей Месопотамии как в общественной, так и в домашней архитектуре. [13] Многие дома, найденные в Чога Мами, были укреплены внешними контрфорсами, соответствующими «углам и стыкам стен». [14] Самый большой дом, найденный археологами, имел размеры 10 х 7 метров и содержал двенадцать комнат в три ряда. [10] Несмотря на то, что позже в этот период они устарели из-за архитектурных нововведений, эти контрфорсы встречаются на всех уровнях заселения, в результате чего к концу самаррского периода они стали использоваться чисто декоративно. [14]
Керамика/Гончарное дело
[ редактировать ]
Сохранившиеся керамические изделия, найденные в Чога Мами, обычно изготавливались из тех же материалов и имели тот же внешний вид, что и изделия более широкой самаррской культуры . [11] Многие оставшиеся примеры демонстрируют широкое использование изображений животных, что является определяющей характеристикой того периода. [15] Среди глиняных изделий, раскопанных в Чога Мами, были обнаружены как раскрашенные, так и неокрашенные горшки, глиняные бусы и небольшие фигурки. стоячие мужские и женские терракотовые фигурки . Наиболее распространены [16] другие статуэтки во многом напоминают фигурки позднего периода Убайда , найденные на юге Ирака. Эти небольшие фигурки из обожженной терракоты часто изображаются в виде стоящих мужских или женских статуй с руками на талии и замысловато украшенными, но изображаются с преувеличенными пропорциями тела. [7] У многих глаза-аппликации, зубчатые прически и косметические знаки, типичные для керамики более крупного региона Мандали. [15] Лишь немногие терракотовые фигурки были найдены полностью неповрежденными из-за их состава. Большинство из них остаются фрагментарными, поскольку эти фигурки часто собирались с добавлением более мелких частей, которые со временем отламывались в месте соединения. [7]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хельбек, Ханс, «Самарранское ирригационное земледелие в Чога Мами в Ираке», Ирак, Том. 34, № 1, Весна, 1972 г.
- ^ Александр Р. Томас, Грегори М. Фулкерсон (2021), Город и страна: историческая эволюция городских и сельских систем. Роуман и Литтлфилд. стр.137
- ^ Йоффи, Норман и Кларк, Джеффри Дж. (редакторы) (1993), «Ранние этапы эволюции месопотамской цивилизации: советские раскопки в Северном Ираке» (The University of Arizona Press, Тусон)
- ^ Поттс, Дэниел (1997), «Месопотамская цивилизация: материальная основа», (Cornell University Press, Итака, Нью-Йорк)
- ^ Jump up to: а б с «031. Чога Мами (древнее имя неизвестно)» . Ирак . США Министерство обороны . Архивировано из оригинала 25 марта 2014 года . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Оутс, Дэвид и Джоан (1976). Расцвет цивилизации . Эльзевир Файдон. п. 62.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Оутс, Джоан (осень 1969 г.). «Чога Мами, 1967–68: предварительный отчет». Британский институт изучения Ирака . 21 : 115–152.
- ^ Jump up to: а б Оутс, Дэвид и Джоан (1976). Расцвет цивилизации . Эльзевир Файдон. п. 104.
- ^ Jump up to: а б Оутс, Дэвид и Джоан (1976). Расцвет цивилизации . Эльзевир Файдон. п. 64.
- ^ Jump up to: а б Оутс, Дэвид. «Раскопки в Чога-Мами, Ирак». Британский институт изучения Ирака : 4–5.
- ^ Jump up to: а б Оутс, Дэвид. «Раскопки в Чога-Мами, Ирак». Британский институт изучения Ирака : 4–5.
- ^ Оутс, Дэвид и Джоан (1976). Расцвет цивилизации . Эльзевир Файдон. п. 67 . ISBN 0729000184 .
- ^ Оутс, Джоан (2014). Ренфрю, Колин; Бан, Пол (ред.). Предыстория и возникновение городов в Месопотамии и Иране . Кембриджская мировая предыстория (онлайн-изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 1478.
- ^ Jump up to: а б Оутс, Дэвид и Джоан (1976). Расцвет цивилизации . Эльзевир Файдон. п. 67.
- ^ Jump up to: а б Оутс, Дэвид и Джоан (1976). Расцвет цивилизации . Эльзевир Файдон. п. 43.
- ^ Оутс, Дэвид и Джоан (1976). Расцвет цивилизации . Эльзевир Файдон. п. 65.
Библиография
[ редактировать ]- Андрианов, Борис Васильевич и др. (2016), Древние ирригационные системы Приаралья: история, происхождение и развитие орошаемого земледелия. (Американская школа доисторических исследований).
- Гарфинкель, Йосеф (2003), «Самые ранние танцевальные сцены на Ближнем Востоке». Ближневосточная археология, том. 66, нет. 3, 2003, стр. 84–95, doi:10.2307/3210910.
- Гарфинкель, Йосеф (2000), «Нарисованный стиль Хазине в Западном Иране». Иран, том. 38, 2000, стр. 57–70, doi:10.2307/4300582.
- Хельбек, Ханс (1972), «Самарранское ирригационное земледелие в Чога Мами в Ираке». Ирак, том. 34, нет. 1, 1972, стр. 35–48, doi: 10.2307/4199929.
- Юот, Жан-Луи (1992), «Первые фермеры в Уэйли». Библейский археолог, том. 55, нет. 4, 1992, стр. 188–195, doi: 10.2307/3210313.
- Джасим, Сабах Аббуд (1983), «Раскопки в Телль-Абаде, предварительный отчет». Ирак, том. 45, нет. 2, 1983, стр. 165–185, doi: 10.2307/4200200.
- Макдональд, М. (nd), Чалоколит Чога Мами. Получено 25 ноября 2017 г. с сайта http://ancientneareast.tripod.com/Choga_Mami.html .
- Мортенсен, Педер (1973), «Последовательность самаррских кремневых и обсидиановых орудий из Чоги Мами». Ирак, том. 35, нет. 1, 1973, стр. 37–55, doi: 10.2307/4199950.
- Оутс, Дэвид. «Раскопки в Чога-Мами, Ирак». Издательство Чикагского университета, можно найти здесь .
- Оутс, Дэвид и Джоан (1976), Расцвет цивилизации. (Нью-Йорк: Эльзевир Файдон).
- Оутс, Джоан (1972), «Радиоуглеродная дата от Чоги Мами». Ирак, том. 34, нет. 1, 1972, стр. 49–53, doi: 10.2307/4199930.
- Оутс, Джоан (1969), «Чога Мами, 1967–68: предварительный отчет». Ирак, том. 31, нет. 2, 1969, стр. 115–152, doi: 10.2307/4199877.
- Оутс, Джоан (1978), «Религия и ритуалы в Месопотамии шестого тысячелетия до нашей эры». Мировая археология, том. ок, нет. 2, 1978, стр. 117–124.
- Оутс, Джоан (1968), «Доисторические исследования возле Мандали, Ирак». Ирак, том. 30, нет. 1, 1968, стр. 1–20.
- Оутс, Джоан (1969), «Чога Мами, 1967–68: предварительный отчет». Ирак, том. 31, нет. 2, 1969, стр. 115–152, doi: 10.2307/4199877.
- Поттс, Дэниел (1997), «Месопотамская цивилизация: материальная основа» (издательство Корнеллского университета, Итака, Нью-Йорк).
- Йоффи, Норман и Кларк, Джеффри Дж. (редакторы) (1993), «Ранние этапы эволюции месопотамской цивилизации: советские раскопки в Северном Ираке» (The University of Arizona Press, Тусон)
- Янг Р. и Х. Фазели (2008 г.), «Интерпретация костей животных в Иране: рассмотрение новых скоплений костей животных из трех мест на равнине Казвин в более широкой географической и хронологической перспективе». Палеориент, том. 34, нет. 2, 2008, стр. 153–172, doi:10.3406/paleo.2008.5260.