Озиерские культуры
Культура Озиери (или культура Сан-Микеле) была доисторической донурагической культурой, которая занимала Сардинию с ок. 3200–2800 гг. до н.э. [ 1 ] Озиери был кульминацией неолитической культуры острова и получил свое название от места, где были найдены ранние находки, связанные с ним, - пещеры Сан-Микеле недалеко от Озиери на севере Сардинии. [ 2 ] Озиери существовали одновременно с культурой Арцакены , имея некоторые общие черты, и ее влияние также распространялось на соседнюю Корсику . [ 3 ]
История
[ редактировать ]
Археологические раскопки выявили около 200 стоянок Озиери, расположенных как в равнинных, так и в горных районах, но с предпочтением невысоких хребтов и в основном организованных вокруг экономики охотников-собирателей , смешанной с первоначальным присутствием земледелия и сельского хозяйства . [ 2 ] Поселения представляли собой небольшие каменные хижины с круглой (реже прямоугольной) стеной, поддерживающей деревянный каркас с потолком из ветвей. Один, возле Сесту , состоял из 60 хижин. [ 2 ] Другой, недалеко от Могоро , включал в себя 267 хижин, возможно, также возведенных на вбитых в землю столбах, с мостовыми, составленными из известняковых плит, базальтовой булыжника или глины. Су Кодду, крупнейшее известное поселение, состояло из более сложных построек и многокомнатных жилищ; Расположенный недалеко от Селаргиуса , он был частично застроен современной застройкой, что ограничивает нынешнее понимание его размеров. [ 2 ] Находка уникальных инструментов и предметов в отдельных хижинах, а также ранние свидетельства обработки металлов позволяют предположить, что культура Озиери была хорошо организована и специализирована. [ 2 ]

В деревнях не было стен, а находок оружия в гробницах мало, что указывает на то, что цивилизация Озиери, возможно, была мирной и сильно отличалась от более поздней нурагической цивилизации . [ 2 ] Гробницы представляли собой высеченные в скалах гипогеные постройки, которые позже стали известны как domus de janas , которые были построены под землей или в скалах, самым крупным примером которых является Некрополь Ангелу Ружу . [ 4 ] Некоторые гробницы более монументального вида, возможно, принадлежали вождям, подобно критским . Погребальная практика Озиери отличается от той, что встречается в районе Галлуры (как особенность современной арзакенского культуры ), где умершие хоронились в мегалитических кругах.
Озиери производили керамическую керамику тонкой работы со сложными узорами, насечками и декором поверхности. [ 5 ] Археологические раскопки, проведенные в 1914 и 1949 годах, обнаружили прекрасно выполненные вазы с геометрическими мотивами, вырезанными из глины и окрашенными красной охрой. Самые старые из них были еще довольно грубыми, тогда как более поздние экземпляры были более изысканными и тонкими. Такая керамика была новинкой для доисторической Сардинии, поскольку до этого момента она считалась типичной для Киклад и Крита . Таким образом, развитие культуры Озиери, вероятно, произошло в результате контактов с другими цивилизациями Восточного Средиземноморья, в частности с территорией неолитической Греции . [ 6 ] Культура Озиери, по-видимому, активно участвовала в торговле обсидианом из-за богатых месторождений на острове, что могло привести к увеличению торговых контактов. [ 2 ]
Найденные статуэтки указывают на то, что Озиери, возможно, поклонялись богине-матери , причем наиболее известным примером является алебастровая статуэтка, найденная в гробнице Понто Ферро, Сеньорби , и разделяющая некоторые стилистические характеристики с более поздними кикладскими фигурами. [ 7 ] Женские статуэтки, подобные статуэткам культуры Озиери, также были найдены на Мальте . [ 6 ] Рога быка были обнаружены в гробницах и других местах, что указывает на то, что священный бык также был важной концепцией. [ 2 ]
Религиозным центром культуры Озиери, возможно, был Монте д'Аккодди , массивное каменное сооружение, которое, вероятно, было алтарем и было названо «самым необычным культовым памятником в раннем Западном Средиземноморье». [ 2 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Керамика Озиери в ее характерных формах
-
Керамика
-
Женская статуэтка найдена в Монте-д'Аккодди.
-
Женские статуэтки в Национальном археологическом музее Г.А. Санны
-
Керамический черепок с человеческими фигурками
-
Керамический черепок с человеческими фигурками
-
Стела с женской фигурой
-
Домус де Янас из некрополя Монтессу , Вильяперуччо.
-
Домус де Янас из Лоцораи
-
Domus de janas некрополя Ис Локчис-Сантос , Сан-Джованни Суэрджиу
-
Рога быка вылеплены в погребальной нише внутри дома де Жанас
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Озиери, пещера Сан-Микеле» . SardegnaCultura (на итальянском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дайсон, Стивен Л.; Роуленд, Роберт Дж. (2007). Археология и история Сардинии от каменного века до средневековья . Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. стр. 35–41. ISBN 978-1934536-02-5 .
- ^ Антона, Анжела (2005). Нурагический комплекс Су Брандали и археологические памятники Санта-Тереза-ди-Галлура (PDF) (на итальянском языке). Сассари: Карло Дельфино. п. 13. ISBN 88-7138-384-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 г.
- ^ Сервис, Аластер; Брэдбери, Джин (1979). Мегалиты и их тайны . Макмиллан. п. 109 . ISBN 978-002609730-7 .
- ^ Шоу, Ян; Джеймсон, Роберт (2002). Словарь археологии . Уайли-Блэквелл. п. 4523. ИСБН 0631235833 .
- ^ Перейти обратно: а б Лиллиу, Джованни (1967). «Во времена нураги». В АА.ВВ (ред.). Общество Сардинии на протяжении веков (на итальянском языке). Турин: ЭРИ. п. 9.
- ^ Гимбутас, Мария (2001). Живые богини . Издательство Калифорнийского университета . п. 22. ISBN 0520229150 .