Саванна Пастораль Неолит
История Кении |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
( Пасторальный неолит саванны SPN ; ранее известный как культура каменной чаши ) представляет собой совокупность древних обществ, которые появились в Рифтовой долине Восточной Африки и прилегающих районах в период времени, известный как пасторальный неолит . Это были на южнокушитском языке, говорящие скотоводы, которые, как правило, хоронили своих мертвецов в пирамидах из камней , в то время как их набор инструментов состоял из каменных чаш, пестиков, точильных камней и глиняных горшков. [1]
С помощью археологии, исторической лингвистики и археогенетики их традиционно отождествляют с первыми афроазиатскоязычными поселенцами в этом районе. Археологическое датирование костей домашнего скота и погребальных пирамид также позволило установить, что культурный комплекс является самым ранним центром скотоводства и каменного строительства в регионе.
Обзор
[ редактировать ]Считается, что создатели пасторальной неолитической культуры саванны прибыли в Рифт-Валли где-то в период пасторального неолита (ок. 3000 г. до н.э. – 700 г. н.э.). Посредством серии миграций с Африканского Рога эти ранние кушитоязычные скотоводы перевезли крупный рогатый скот и коз на юг из Судана и/или Эфиопии в северную Кению , вероятно, используя ослов в качестве транспорта. [2] Согласно археологическому датированию связанных с ними артефактов и скелетного материала, они впервые поселились в низменностях Кении между 5200 и 3300 лн, фаза, называемая пасторальным неолитом равнинной саванны . Впоследствии они распространились на высокогорья Кении и Танзании около 3300 лет назад, что, следовательно, известно как фаза пасторального неолита высокогорной саванны . [1] [3]
Раскопки в этом районе показывают, что пасторальные народы саванны эпохи неолита были в основном скотоводами. [1] Они доили этот скот, а также владели козами , овцами и ослами. [4] Обычно они хоронили своих умерших в пирамидах из камней . Их инструментарий характеризовался каменной индустрией, основанной на клинках и пластинках. [5] глиняные горшки, каменные чаши и пестики , а иногда и точильные камни . [6] Народы пасторального неолита саванны иногда охотились на средней и крупной дичи на равнинах. [1] и во время равнинной фазы развития культуры они также ловили рыбу в озере Туркана . [1]
Соня Мэри Коул (1954) указывает, что некоторые песты и точильные камни, которые она извлекла из охристых слоев, были окрашены охрой , а другие из карбонизированных слоев — нет. Следовательно, она предполагает, что последние вместо этого использовались для измельчения зерна . [7] Другие ученые утверждали, что не существует прямых археологических свидетельств того, что народы СПН выращивали зерновые или другие одомашненные растения. [8]
Хотя подробная информация об этом сегменте предыстории Африки невелика, имеющиеся на данный момент данные показывают последовательность культурных преобразований в пасторальном неолите саванны. Судя по всему, этим преобразованиям способствовали как изменения окружающей среды, так и перемещения населения. [9] Среди этих изменений было очевидное оставление каменных чаш примерно за 1300 лет до настоящего времени. [10]
Анализ древней ДНК кости пасторального неолита саванны, раскопанной на стоянке Люксманда в Танзании, показал, что этот образец несет в себе значительную часть предков, связанных с докерамической неолитической культурой Леванта , аналогичную той, которую имеют современные афроазиатско -говорящие популяции, населяющие Африканский Рог . Это позволяет предположить, что носители пасторальной культуры неолита саванны, возможно, были носителями кушитского языка . [11]
Язык
[ редактировать ]Считается, что народы СПН говорили на языках южнокушитской ветви афроазиатского языка . [1] [12] По словам Кристофера Эрета , лингвистические исследования показывают, что эти пасторальные неолитические популяции саванны были первыми носителями афроазиатского языка, поселившимися в Центральной рифтовой долине и прилегающих районах. На момент их прибытия этот регион был населен койсанскими охотниками-собирателями, которые говорили на койсанских языках и занимались производством лезвий Эбурран . [3] Недавний генетический анализ древних останков доказал, что население пасторального неолита саванны также было ответственным за скотоводческую культуру элментейтан , которая жила в Рифт-Валли в тот же период. [13]
Лингвистическая хронология исторических перемещений населения в Центральную рифтовую долину, а также нынешнее и прошлое распределение афро-азиатских носителей также предполагает, что народы СПН, вероятно, говорили на южнокушитских языках . [1] Эрет (1998) предполагает, что среди этих идиом были ныне вымершие языки тале и биша, которые были идентифицированы на основе заимствованных слов . [14] Эти первые носители кушитского языка в регионе в значительной степени исчезли после экспансии банту . [2]
Распределение
[ редактировать ]Культура пасторального неолита саванны первоначально была распространена на высоте ниже 1100 м в низинной северной Кении (пасторальный неолит низинной саванны). Позже его ареал распространился на высокогорье между центральной Кенией и северной Танзанией , на высоте более 1500 м (пасторальный неолит высокогорной саванны). Предпочтительным местом поселения для участков ООП были открытые лесистые луга на хорошо дренированных пологих склонах высотой от 1500 до 2050 м. [1]
Материальная культура
[ редактировать ]Характерные каменные чаши мастеров пасторального неолита саванны были обнаружены на местах их проживания и в погребальных пирамидах . [1]
Их материальная культура характеризовалась несколькими стилями керамики, до трех из которых можно встретить в одном месте. Первые пастухи СПН в бассейне Туркана производили керамику из ндерита (ранее известную как Гумбан А). Наиболее диагностической керамикой SPN дальше на юг является керамика Наросура , а также некоторые ученые группы Акира (TIP), Марингишу (решетчатый мотив) и изделия с мотивом «елочка». [1]
Что касается погребальной традиции, народы пасторального неолита Саванны возводили каменные пирамиды из камней на открытых пространствах, в каменных убежищах, расщелинах или у стен. Умершие были похоронены с несколькими предметами, в том числе каменными чашами, резиновыми пестиками и палитрами охры. большие обсидиановые Среди предметов погребения иногда оказывались лезвия и другие инструменты. Удаление резцов не было обычным явлением в этой популяции. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Эмброуз, Стэнли Х. (1984). От охотников к фермерам: причины и последствия производства продуктов питания в Африке - «Внедрение пастырской адаптации в горную местность Восточной Африки» . Издательство Калифорнийского университета. п. 220. ИСБН 978-0520045743 . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Элисон Кроутер, Мэри Э. Прендергаст, Дориан К. Фуллер, Николь Бойвен (2017). «Мозаика натурального хозяйства, взаимодействие собирателей и фермеров и переход к производству продуктов питания в Восточной Африке» . Четвертичный интернационал . 489 : 101–120. дои : 10.1016/j.quaint.2017.01.014 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кристофер Эрет; Меррик Познански, ред. (1982). Археологическая и лингвистическая реконструкция истории Африки . Издательство Калифорнийского университета. п. 140. ИСБН 978-0520045934 . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Грилло, Кэтрин; Прендергаст, Мэри; и др. (2018). «Пастырское неолитическое поселение в Люксманде, Танзания» (PDF) . Журнал полевой археологии . 43 (2): 102–120. дои : 10.1080/00934690.2018.1431476 . S2CID 135287460 .
- ^ Гольдштейн, Стивен (2014). «Количественная оценка сокращения скребков в контексте обмена обсидианом среди первых скотоводов юго-западной Кении». Литическая технология . 39 (1): 3–19. дои : 10.1179/0197726113z.00000000029 . S2CID 129776866 .
- ^ Лейн, Пол Дж. (4 июля 2013 г.). Митчелл, Питер; Лейн, Пол Дж. (ред.). Археология скотоводства и животноводства в Восточной Африке . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199569885.001.0001 . ISBN 9780199569885 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Коул, Соня Мэри (1964). Предыстория Восточной Африки . Вайденфельд и Николсон. п. 237.
- ^ Гиффорд-Гонсалес, Дайан (2005). «Скотоводство и его последствия». В Шталь, Энн (ред.). Африканская археология: критическое введение . Оксфорд: Блэквелл. стр. 187 –224. ISBN 978-1-4051-0156-1 .
- ^ Бауэр, Джон (1991). «Пасторальный неолит Восточной Африки». Журнал мировой предыстории . 5 (1): 49–82. дои : 10.1007/BF00974732 . S2CID 162352311 .
- ^ Эмброуз, Стэнли Х. (1984). От охотников к фермерам: причины и последствия производства продуктов питания в Африке - «Внедрение пасторальной адаптации в горную местность Восточной Африки» . Издательство Калифорнийского университета. стр. 234 и 223. ISBN. 978-0520045743 . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Скоглунд, Понт; Томпсон, Джессика С.; Прендергаст, Мэри Э.; Миттник, Алисса; Сирак, Кендра; Хайдиняк, Матея; Салие, Тасним; Роланд, Надин; Маллик, Свапан (21 сентября 2017 г.). «Реконструкция структуры доисторического населения Африки» . Клетка . 171 (1): 59–71.e21. дои : 10.1016/j.cell.2017.08.049 . ISSN 0092-8674 . ПМК 5679310 . ПМИД 28938123 .
- ^ Кэролайн П. Эдвардс; Беатрис Блит Уайтинг , ред. (2004). Нгеча: кенийская деревня во времена быстрых социальных перемен . Университет Небраски. п. 54. ИСБН 978-0803248090 . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Прендергаст, Мэри Э.; Липсон, Марк; Савчук, Элизабет А.; Олальде, Иньиго; Огола, Кристина А.; Роланд, Надин; Сирак, Кендра А.; Адамски, Николь; Бернардос, Ребекка; Брумандхошбахт, Насрин; Каллан, Кимберли; Каллетон, Брендан Дж.; Экклс, Лори; Харпер, Томас К.; Лоусон, Энн Мари; Ма, Мэтью; Оппенгеймер, Йонас; Стюардсон, Кристин; Залзала, Фатма; Эмброуз, Стэнли Х.; Айодо, Джордж; Гейтс, Генри Луи; Гидна, Агнесс О.; Катонго, Мэгги; Квекасон, Амандус; Мабулла, Аудакс ЗП; Муденда, Джордж С.; Ндиема, Эммануэль К.; Нельсон, Чарльз; Робертшоу, Питер; Кеннетт, Дуглас Дж.; Манти, Фредрик К.; Райх, Дэвид (2019). «Древняя ДНК показывает многоэтапное распространение первых пастухов в Африке к югу от Сахары» . Наука . 365 (6448): eaaw6275. Бибкод : 2019Sci...365.6275P . дои : 10.1126/science.aaw6275 . ПМК 6827346 . ПМИД 31147405 .
- ^ Кисслинг, Роланд; Моус, Мартен; Медсестра, Дерек (2007). «Район Танзанийской рифтовой долины» . В Гейне, Бернд; Медсестра, Дерек (ред.). Лингвистическая география Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 186–227. дои : 10.1017/CBO9780511486272.007 . ISBN 9780511486272 . Проверено 5 декабря 2014 г.