Сложите людей
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2022 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
344,415 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Складывать | |
Религия | |
Африканская традиционная религия , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Люди коридора Килиманджаро |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Народ таита — этническая группа, проживающая в округе кенийском Таита-Тавета . [ 2 ] Они говорят на языке кидавида или китаита, принадлежащем к языковой семье банту . Западные банту мигрировали в округ Таита-Тавета около 10:00–13:00. [ 3 ]
Ведутся споры о том, мигрировали ли люди таита в Кению через Танзанию. Они поселились в Кении пятью группами, каждая из которых занимала разные территории современного района Таита-Тавета. Во время своего расселения люди, говорящие на языке таита, взаимодействовали с другими племенами, такими как тавета, паре в Танзании и масаи . Однако данные свидетельствуют о том, что миграция происходила взаимозаменяемо на протяжении всей истории этих групп, и народ таита следует считать частью более крупного населения, населяющего коридор Килиманджаро .
Подгруппа или подплемена Таита включают вадавида , которые традиционно жили вокруг Давиды; Васагалла, жившие вокруг Сагаллы; и вакасигау, жившие вокруг массива Касиггау на холмах Таита . Люди сагаллы говорят на кисагале, который тесно связан с кигириамой или миджикендой, языком, на котором говорят девять племен. Подгруппа Касиггау ближе к Паре и Чагга в Танзании, но все еще говорит на таита.
Традиционно племя Таита состояло из родов или кланов (вичуку, единственное число кичуку), каждый из которых занимал определенную территорию на холмах. [ 4 ] Эти роды были независимыми политическими единицами, и до колониализма не существовало концепции единого племени Таита. [ 5 ]
Хотя у сагаллы, касигхау и давида были общие культурные черты, такие как «захоронения» черепов в пещерах и скальных убежищах, были и небольшие различия. Давида хранила черепа только пожилых мужчин старше семидесяти лет, тогда как Сагала хранила черепа женщин, детей и мужчин. В некоторых частях Сагалы хранились также черепа членов других общин, погибших на их территории.
Другая традиция таита — тайный культ вабаси. Истоки этой традиции малоизвестны, но она процветала среди народа Таита. Вабаси были культовой группой, которой боялись в Таите, и имели священные леса и места встреч. Если кто-то присоединился к культу Вабаси, его мог похоронить только другой член Абаси.
Мвангека, Джозеф Мвамби, легендарная личность Таитас, сопротивлялся вторжению британских колонистов на земли Ватаита.
Язык
[ редактировать ]Сегодня язык таита (кидавида, китаита) превратился в богатый язык, включающий в себя множество общих слов из соседних общин, таких как чагга , паре , масаи , миджикенда и других, с которыми народ таита сосуществовал.
В сообществе народа Таита говорят на разных диалектах. У мбололо-таита свой диалект, а у бура-таита — другой. Давиды охватывают несколько диалектов, в том числе уси, кидайя , мганге, чавиа, мванда, кишамба, веругха, умингу и вунданьи. Кисагалла и Касиггау представляют собой относительно независимые диалекты. Посещая другие массивы Таита, носители этих диалектов называли пункт назначения «походом в Давиду».
Религия
[ редактировать ]Большинство жителей Таита — христиане. Традиционная религия вращалась вокруг духа предков. Хотя Таитас верил в одного верховного бога, Млунгу, к этому богу призывали и приносили жертву только для умиротворения или благодарения во времена бедствий и несчастий. В обычное время жертвоприношения приносились предкам или домашним богам. Лишь небольшое количество таита все еще исповедуют традиционную религию.
Раньше холмы Таита имели религиозное значение и располагали выдающимися скалами (известными как «Магамба») и пещерами под названием «Мбанга». Эти места считались священными местами поклонения и местами упокоения умерших. Пещеры также обеспечивали безопасность и убежище, служа изоляторами для людей, страдающих инфекционными заболеваниями . Пациентов помещали в пещеры, и им давали еду. Если пациент выживал, ему разрешали вернуться в общество. Кроме того, некоторые леса имели священную ценность и были закрыты для другой деятельности, что способствовало усилиям по их сохранению . леса, называемые Фиги, подобны Миджикенды Кая . Эти священные
И наоборот, холмы и скалы использовались в дисциплинарных целях и внушении страха. Преступников доставляли в эти места и бросали с высоты насмерть. Кроме того, в пещерах обитали опасные существа, в том числе крупные ядовитые змеи.
Свадьба
[ редактировать ]Большинство семей Таита традиционно практиковали многоженство . Браки обычно заключались заранее, причем жених был другом семьи невесты. В переговорном процессе (известном как «Вупе») отец невесты и дяди по материнской линии принимали важные решения, часто сосредотачиваясь на выплате приданого , которое обычно состояло из домашнего скота . Со временем приданое будет выплачиваться в рассрочку.
Когда девочки достигали подходящего возраста для вступления в брак, происходила практика, известная как «похищение». Это включало в себя предполагаемые родственники мужа «похищали» девочек по вечерам, когда они ходили за водой или дровами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Этнографические подробности см. в «Тейта», стр. 97–132, в AHJ 1952. : Prins
- ^ Н. Фогт и Дж. Визенхюттер: Землепользование и социально-экономическая структура округа Таита-Тавета (Южная Кения) - Потенциалы и ограничения (октябрь 2000 г.)
- ^ Мканги, GC: Социальные издержки малых семей и земельной реформы. Тематическое исследование Ватаита Кении. Пергамон Пресс Лтд. Оксфорд. (1983)
- ^ Бравман, Б. (1998) Создание этнических путей: сообщества и их преобразования в Таите, Кения, 1800–1950. Джеймс Керри, Оксфорд.