Букусу
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2019 г. ) |
Бабукусу | |
---|---|
![]() | |
Общая численность населения | |
Более 1,2 м | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | Более 1,2 м (оценка) |
Языки | |
Букусу диалект суахили | |
Религия | |
![]() | |
Родственные этнические группы | |
Мараголи Тахони Кабрас Гису |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Народ букусу ( Bukusu : Babukusu ) — одно из 17 кенийских племен лухья банту народа Восточной Африки , проживающих главным образом в графствах Бунгома и Транс-Нзоя . Это самое крупное племя народа Лухья : по данным переписи населения Кении 2019 года, 1 188 963 человека идентифицированы как букусу. Они говорят на диалекте Букусу .
Происхождение
[ редактировать ]В мифах о происхождении Букусу говорится, что первый человек, Мвамбу (открыватель или изобретатель), был сделан из грязи Веле Хакаба (что означает « Бог-Творец ») в месте под названием Мумбо (что переводится как «запад»). Затем Бог создал женщину по имени Села, чтобы она стала его женой. Мвамбу и его потомки покинули Мумбо и поселились в предгорьях горы Элгон (известной им как Масаба), откуда их потомки выросли и сформировали нынешнее население Букусу. [ нужна ссылка ]
Антропологи полагают, что Букусу не отличались от остального населения Лухья самое раннее до конца 18 века. Они переселились в центральную Уганду как часть гораздо более крупной группы людей, многие из которых образовали восточное продолжение великой миграции банту из Центральной Африки. [ нужна ссылка ] Слово Букусу, обозначающее подплемя, такое как Букусу, а также более мелкие кланы (например, Китанга) или фатрии (такие как Китуика, внутри клана Китанга) внутри народа Букусу, — эхоло . Букусу — одно из основных подплемен народа Лухья. [ 1 ]
Урегулирование
[ редактировать ]Считается, что вместе с другими субнациями Лухья букусу впервые поселились к северу от озера Туркана в месте под названием Энамбукуту . Оттуда они поселились на холмах Черангани в месте под названием Эмбайи, также известном как Силиква-мбайи . После того, как их постигли злые и дурные предзнаменования, они разошлись, выбрав шесть маршрутов: пять огибали западный склон горы Элгон и один - через восточный склон горы Элгон. Среди тех, кто прошел через западный склон горы Элгон, были василиква, банабайи, банеала, бакикайи и бамалаба . Группа Мвали выбрала восточный маршрут и поселилась на холмах Мвали. Эта территория уже была заселена некоторыми календжинскими субнациональностями, такими как лаку, сабини (известные букусу как басавинджа), бонгомек и себэй, которые враждебно относились к своим новым соседям. Чтобы защитить себя от этих племен, букусу построили укрепленные деревни — древнее искусство, зародившееся в Мисри.

В настоящее время букусу в основном населяют Бунгома , Транс-Нзоя , Уасин-Гишу , Какамега и Бусия округа западного региона Кении. [ 2 ] Бамасаба . в Уганде очень тесно связаны с бабукусу, у них много общих обычаев и тесно связанных диалектов называли букусу китошами Раньше колонизаторы ; это слово произошло от языков Нанди и Квави, которые использовали это слово уничижительно для описания Бабукусу. Китош означает «ужасные»; они называли их так, потому что воины Букусу были безжалостны и решительны на полях сражений. После энергичных кампаний в середине 1950-х годов название Китош было заменено на Букусу. [ 3 ]
Устная традиция
[ редактировать ]Букусу ведут свое происхождение от мунту из Энтеббе, жившего в Табасии в Египте. Мунту был великим воином, которого позже обожествили жители Египта. Его сын Мвамбу женился на Селе, внучке Самбы Амбарани, который, как полагают, был Авраамом Евреем. Мвамбу основал города Куш, Набибия (Нубия), Намелу ( Мероэ ), Рва (Алва) и другие, включая Соба и Балана. [ 4 ] Мвамбу стал отцом Мваабини, изобретателя и первооткрывателя. Мваабини был отцом Конголо и Сабы.
Масаба, отец Букусу и Кису, привел людей в Эмбайи, который позже стал Сириквой, или павшим королевством. Он упал после того, как люди не повиновались своему богу Хакабе, поэтому он послал с неба гигантский валун, который ударил по земле Мбайи, вызвав землетрясение, за которым последовали стаи жалящих насекомых, эпидемии и другие бедствия, которые заставили подданных Сириквы разбежаться. Они рассеялись и поселились среди кипсиги , нанди , самбуру , маракветов , боранов и дальше. Основная часть населения направилась на юго-восток и запад под знаменами Басириквы, Банабаи, Бакикайи, Банеалы, Бамалабы и Бамвали. [ 5 ]
Традиционная жизнь
[ редактировать ]Букусу жили в укрепленных деревнях и не имели структуры центральной власти. Высшей властью был деревенский староста по имени Омукаса , который обычно избирался жителями деревни. Были также целители и пророки, которые приобрели высокий статус благодаря своим знаниям племенных традиций, лекарств и религии. Элайджа Масинде , лидер сопротивления и народный знахарь , в начале 1980-х годов почитался как целитель.
Семья
[ редактировать ]Семейная структура Букусу традиционно создавалась по образцу структуры Лухья, она была и остается построена по образцу самой культуры Букусу. Семьи обычно были полигамными, первая жена имела особый статус среди своих сожен. Общество было полностью патриархальным: женщины присутствовали не только как рожавшие детей, но и как показатель статуса. Кроме того, практика многоженства означала, что на полях будет работать больше рабочих рук, что было преимуществом в обществе, основанном на сельском хозяйстве.
Дети наследовали род своего отца, и им не разрешалось вступать в брак ни с представителем своего рода, ни с родом матери. Первый сын первой жены обычно был главным наследником своего отца, и у него было особое имя, обозначающее этот статус: Симакулу . При рождении детей обычно называли в честь бабушек и дедушек, известных людей или в честь погоды. Мужские и женские имена были разными: мужские имена часто начинались с буквы «W», а женские имена обычно начинались с буквы «N». Так, например, мальчика, родившегося во время голода, можно было назвать Ванджала, а девочку — Нанджала. Оба имени имеют один и тот же корень «ньяла» от «eNjala», слова Букусу , обозначающего голод.
Инициация
[ редактировать ]Букусу практикуют мужское обрезание. Считается, что они переняли эту практику от контактов с календжинами на горе Элгон . Другие утверждают, однако, что наличие этой практики у других племен Лухья указывает на более раннее ее принятие, еще до того, как букусу поселились на горе Элгон .
На церемониях, которые проводились с интервалом примерно в два года, мальчики определенного возраста (обычно около 15 лет), получив добро от своих родителей, приглашали родственников и друзей на свое посвящение.
Инициация была публичным мероприятием, свидетелями которого были все. Пройти операцию без каких-либо признаков боли считается показателем храбрости. После обрезания посвященный становился членом возрастной группы .
Есть восемь возрастных групп, известных как «бибингило». Это ( Баколонголо (2000-2010), Бакиквамети (2012-2022), Бакананачи (2024-2034), Бакиньикеу (2036-1946), Баньянге (1948-1958), Бамаина (1960-1970), Бачума (1972-1986). ) , Басава (1988-1998) ), образуя циклическую систему, охватывающую более 100 лет, при этом каждая возрастная группа длится 12 лет (состоит из 6 подгрупп по 2 года каждая), за исключением Бачумы , которая длится 16 лет (сделано из 8 подгрупп по 2 года каждая), одна из которых длилась с 1872 по 1886 год. Причиной этого была традиция о том, что был старик возрастной группы Басавы из предыдущего цикла, который был еще жив, и ему не суждено было дожить и увидеть следующего Басаву. В конце концов старик умер в 1884 году, и в 1888 году наступил следующий период инициации Басава . Тогда было решено избегать таких задержек и что любой человек, который проживет достаточно долго, чтобы показаться достигшим второго цикла, будет убит. С тех пор это стало традицией. После достижения последней возрастной группы перезапускается первая и так далее. Например, Возрастная группа Бачума существовала с 1872 по 1886 год: каждый Букусу, обрезанный в этот период (то есть с 1872 по 1886 год), принадлежал к этой возрастной группе. В 1888 году возникла возрастная группа басава , которая просуществовала до 1898 года. Каждая возрастная группа представлена один раз в столетие.
Женское обрезание не является традиционной практикой Букусу, хотя, как говорят, некоторые кланы практиковали его. Особенно это касается горы Элгон , где соседние племена календжин также практикуют разновидность женского обрезания.
Хотя обрезание было универсальным среди букусу, форма церемонии различалась в зависимости от клана. В частности, празднества и церемонии, сопровождающие заключительную стадию инициации, когда уже исцеленные посвященные выходили из уединения, чтобы воссоединиться со своими семьями как «мужчины», были специфичны для кланов и в значительной степени сохранились до наших дней. [ 6 ] За это время этих молодых посвященных многому научили, что позволило им взглянуть на брак с помощью информации. [ 7 ]
Свадьба
[ редактировать ]Первые браки обычно заключаются между мужчинами в возрасте 18–20 лет и женщинами в возрасте около 16 лет. Существовало два типа первого брака: браки по расчету и принудительный побег. Если молодой человек происходил из зажиточной семьи, он просил сестер найти ему девушку, на которой он мог бы жениться. Умение девушки хорошо готовить, рожать детей и работать в поле были главными достопримечательностями потенциальной жены. Как только личность девочки была установлена, к ее родителям был отправлен эмиссар просить ее руки. Девушка не имела права голоса во всем этом вопросе: будет обсуждаться выкуп за невесту , и как только она будет выплачена, ее отправят жить к новому мужу. Эта форма брака распространена в традиционных семьях.
В некоторых случаях потенциальный жених был из бедной семьи и не мог позволить себе заплатить вероятный выкуп за невесту. Традиционное общество позволяло таким мальчикам похищать девушек, на которых они собирались жениться. (Девочка должна была предоставить возможность быть «похищенной», поэтому ее сотрудничество было крайне важно.) Затем пара покидала свой дом и какое-то время жила с дальним родственником, пока мальчик не приобретал достаточно богатства, чтобы выплатить первоначальную сумму. выкуп за невесту, а также штраф родителям девушки. С тех пор эта практика вымерла.
Букусу высоко одобряют смешанные браки между собой и БаМасааба ; у них есть сходство в кодексах поведения, брачных обычаях, обрезания традициях и фольклоре. Одним из самых известных брачных обычаев Букусу является огромное уважение к родственникам мужа. Дама, например, очень почтительно относится к своему тестю, и им ни в коем случае не разрешается вступать в физический контакт. То же самое касается мужчины и его тещи.
В браке обязанности были строго разделены. Работу по дому и сельскохозяйственные работы выполняли женщины и дети. Старшие мальчики ухаживали за скотиной. Молодые, молодожены, мужчины формировали воинов общины, в то время как мужчины среднего возраста мало что делали. Пожилые мужчины образовывали деревенский совет старейшин и разрешали споры. Наказание за преступления обычно осуществлялось по принципу «око за око», а за мелкие преступления, такие как кражи, виновных наказывали изгнанием из села, а их имущество конфисковывали и перераспределяли в пользу потерпевшей стороны.
Крупный рогатый скот был очень важен как основное средство обмена, наряду с раковинами каури (известными как чисимби). Большинство ценностей, от красоты девушки до цены поля земли, выражалось в головах крупного рогатого скота. Обладая скотом, богатством и процветающим сельским хозяйством, Букусу иногда не только восхищались, но и завидовали соседним общинам. Время от времени между ними и представителями других общин заключались смешанные браки, и соседи Календжины обычно отдавали букусу своих сыновей присматривать за стадами крупного рогатого скота. Во времена голода , который, как говорят, часто случался среди их соседей Календжинов , последние даже продавали своих детей Букусу. Букусу также отправляли своих маленьких мальчиков расти в семьи Календжинов или Масаи , в некоторых случаях в шпионских целях. [ 8 ]
Смерть
[ редактировать ]Будучи оседлыми скотоводами , они успевали ухаживать за больными и хоронить умерших. За больным человеком ухаживали до тех пор, пока он не выздоровел или не умер. Когда человек умирал, его хоронили в могиле с оружием воина, если он был старейшиной. Во время и после похоронной церемонии выполнялось несколько функций. Обычно могильные ямы имели глубину 3–4 фута (0,91–1,22 м), что намного меньше, чем сегодня. Людей хоронили лицом на восток, в сторону восхода солнца. Среди Букусу есть два известных клана, которые хоронят своих людей в сидячем положении.
Дикие животные, такие как гиены, иногда выкапывали трупы из могил и поедали их. В ходе такого инцидента люди нашли череп оскверненного тела и повесили его на лиственном дереве. Когда семья умершего переселялась, они варили пиво ( камалва ке хуухаланга ) для церемонии переноса черепа с собой в новый дом или поселение. Ответственность за доставку черепа на новое место была поручена пожилой женщине. Похороны мертвых укоренились в традициях Букусу. [ 9 ]
Демография
[ редактировать ]Народ букусу — крупнейшее подплемя народа Лухья в Кении, проживающее в основном в графствах Бунгома и Транс-Нзоя. По данным переписи населения Кении 2019 года, общая численность лухья оценивалась в 6 823 842 человека. Из них 3 944 257 добровольно предоставили информацию о своих подплеменах, при этом Букусу назвали 1 188 963 человека. [ 10 ]
Экономическая деятельность
[ редактировать ]Отчеты Букусу показывают, что племя практиковало как сельскохозяйственное, так и скотоводческое хозяйство с тех пор, как оно себя помнит. [ 11 ] Об этом свидетельствуют огромные знания о методах ведения сельского хозяйства, их богатый пастырский словарь и разнообразие легенд, связанных с пастырской жизнью. Сегодня они выращивают в основном кукурузу для пропитания и сахарный тростник в качестве товарной культуры в районе Бунгомы , а также пшеницу в районе Китале . Крупный рогатый скот и овцы разводятся повсеместно: крупный рогатый скот для молока, а овцы для мяса и церемониальных функций (например, жертвоприношений). В больших или полигамных семьях обычно есть упряжка быков для пахоты и перевозки. Курица, традиционный деликатес, теперь используется для коммерческого производства яиц.
Политика
[ редактировать ]Букусу в настоящее время образуют одну из основных баз поддержки правящей коалиции в Кении через политическую партию «Форум за восстановление демократии – Кения» (FORD-Kenya) во главе с Мозесом Ветангулой и партию «Новый Форд Кения» во главе с Юджином Вамалвой. Раньше они были связаны с оппозицией в котором доминировал Календжин правлению бывшего президента Даниэля Арап Мои, . В число их политических лидеров входили Майкл Кристофер Вамалва Киджана, Масинде Мулиро, Джордж Велиме Каптен, Мусикари Наци Комбо и Мозес Масика Ветангула, Питер Кисуя, Ваколи Бифволи, Вафула Вамунийи, Дэвид Эсели Симию и Лоуренс Сифуна.
Культура
[ редактировать ]Букусу играют на традиционной семиструнной лире, известной как литунгу и силили . Элайджа Масинде , который формализовал традиционную веру через Дини йа Мсамбва , был старейшиной Букусу; он продвигал культуру и веру Букусу и, следовательно, Лухья и африканских народов. В Дини Я Мсамбва Элайджа Масинде сопротивлялся колониализму и истреблению образа жизни народа Лухья. [ 12 ] Обрезание Обрезание Букусу делают мальчикам в возрасте от 12 до 28 лет. Они играют в торговые колокольчики «чиньимба», как они их называют, посещают всех своих родственников, чтобы сообщить им дату обрезания. Мальчик, которому предстоит обрезание, все сделает и позаботится, - он всех проинформировал. С третьего по день мальчика намазывают пшенной мукой «хучухамо», из которой делают спирт, принимаемый в день обрезания. В предпоследний день Он навестит своего дядю, где будет зарезан бык (лихони), чтобы обозначить связь с домом дяди. Это будет день празднования, и на следующий день мальчика отвезут в место под названием «ситоси/силонго», где его вымазают грязью, прежде чем вернуть домой, поставят во дворе (этианъи) и быть обрезанным.
Известные люди
[ редактировать ]Среди известных людей Букусу:




- Джонатан Бараса (1916 - декабрь 1996) был вождем Кении из Сирии.
- Нэнси Бараза (родилась в 1957 году в округе Бунгома, Западная Кения), первый заместитель главного судьи Кении )
- Ваколи Бифволи , Омуемба, округ бывшего депутата Бумулы
- Мухиса Китуйи , Омутуквика Мукитанга, бывший член парламента Кимилили, министр торговли и нынешний генеральный секретарь ЮНКТАД
- Мусикари Комбо , Омулунда, бывший министр и председатель FORD-Кения.
- Кеннет Лусака (родился 18 сентября 1963 г.) Второй и нынешний спикер Сената Кении.
- Элайджа Масинде , бичачи, лидер сопротивления и основатель Религии Бога.
- Евсевий Джума Мухвана , Омусакали, основатель СВЯТОЙ Африки
- Масинде Мулиро , 1922 — 14 августа 1992) Омукохо, бывший министр и лидер оппозиции.
- Морис Майкл Отунга , Омукхоне, первый кардинал Кении, бывший глава католической церкви в Кении
- Джеймс Ситума - кенийский футболист.
- Вафула Вабуге , первый и единственный президент Западной Кении во времена системы Маджимбо и бывший посол в США.
- Юджин Вамалва , Омуэнгеле, бывший член парламента от избирательного округа Саботи, а в настоящее время секретарь кабинета министров по вопросам передачи полномочий
- Майкл Киджана Вамалва , Омуэнгеле, бывший вице-президент Кении
- Уиклиф Вангамати Кенийский актуарий и политик, в настоящее время занимающий пост второго губернатора округа Бунгома.
- Пол Векеса (родился 2 июля 1967 г.) Бывший профессиональный теннисист .
- Мозес Ветангула , нынешний лидер партии FORD-Кения и сенатор округа Бунгома
См. также
[ редактировать ]- Кинту , мифический персонаж Буганды.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ де Вольф, Дж. (2019). Дифференциация и интеграция в Западной Кении: исследование религиозных инноваций и социальных изменений среди букусу . Изменения и преемственность в Африке. Де Грютер. п. 60. ИСБН 978-3-11-080807-0 . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ Вагнер, Гюнтер (1949). Банту Северного Кавирондо . Лондон: ПРЕСС ОКСФОРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. п. 23.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2014 г. Проверено 20 августа 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Вафула Мсаджа (2011) История книги
- ^ Айот, Генри Окелло (1977) Тексты истории озерного региона Восточной Африки. Найроби, Кения: Литературное бюро Кении.
- ^ Уэре, Гидеон С. (1967) История Абалуйи Западной Кении: ок. 15.00-19.30 . Найроби, Кения: Восточноафриканское издательство.
- ^ ОНЗИ ПИТЕР СИМИЮ-РУКОВОДИТЕЛЬ ВАТОЯ
- ^ Баркер, Эрик Э. (1975) Краткая история Ньянзы. Найроби, Кения: Бюро восточноафриканской литературы.
- ^ Макила, Ф. Е. (1978) Очерк истории бабукусу Западной Кении. Найроби, Кения: Литературное бюро Кении.
- ^ Роберто, Муйела (24 февраля 2020 г.). «Букусу возглавляет список самых густонаселенных подплемен Лухья» . Туко.co.ke. Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Джойс, Томас Атол (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 701–702. . В
- ^ Дэвид Э. Рид из Института текущих мировых событий в 1954 году.