Руины Геди
Руины Геди | |
---|---|
![]() Руины Великой мечети в Геди | |
Расположение | Район Килифи, Кения |
Координаты | 3 ° 18'34 "ю.ш., 40 ° 01'02" в.д. / 3,3094 ° ю.ш., 40,0172 ° в.д. |
История Кении |
---|
![]() |
![]() |
Руины Геди — исторический и археологический объект недалеко от побережья Индийского океана в восточной Кении . 29 июля 2024 года он был объявлен объектом Всемирного наследия. Этот объект находится рядом с городом Геди (также известным как Геде) в районе Килифи и на территории леса Арабуко-Сококе . [ 1 ]
Геди – одно из многих средневековых прибрежных поселений суахили , простирающихся от Баравы в Сомали до реки Замбези в Мозамбике . [ 2 ] [ 3 ] Известно 116 памятников суахили, простирающихся от юга Сомали до Вумба-Куу на границе Кении и Танзании . [ 3 ] С момента повторного открытия руин Геди колонизаторами в 1920-х годах Геди был одним из наиболее интенсивно раскапываемых и изучаемых мест среди этих мест, наряду с Шангой , Мандой, Унгваной, Килвой и Коморскими островами . [ 4 ] [ 5 ]
Территория Геди включает в себя город-крепость и его окрестности. [ 6 ] [ 7 ] Все сохранившиеся постройки Геди, включая мечети, дворец и многочисленные дома, каменные, одноэтажные и распределены по городу неравномерно. В поселении также есть большие открытые территории с земляными и соломенными домами. [ 8 ] [ 9 ] Каменные «гробницы с колоннами» — это отличительный тип архитектуры побережья Суахили, который также можно найти в Геди.
Расположение Геди на побережье и связь с аналогичными местами на побережье Суахили сделали его важным торговым центром. Хотя существует несколько исторических документов, прямо связывающих Геди с торговлей в Индийском океане , считается, что это место было одним из самых важных мест на побережье. [ 10 ] Архитектура Геди и обилие импортированной материальной культуры, включая керамику, бусы и монеты, свидетельствуют о растущем процветании города в ходе его оккупации, начиная с одиннадцатого века, и до его закрытия в начале семнадцатого века. [ 10 ] [ 11 ]
История открытия и раскопок
[ редактировать ]Хотя Геди оставался неизвестным большинству колонистов Британской Восточной Африки до 1920-х годов, это место было известно местному народу миджикенда . [ 4 ] В настоящее время Гириама , одно из племен Миджикенда, поддерживает большую общину вокруг руин Геди, которые считают это место священным и духовным местом. [ 6 ] [ 12 ] Несмотря на изменения в их системе верований и известность ислама в регионе, многие считают, что злые духи и духи предков обитают в Геди. [ 12 ] По местной традиции, руины охраняют духи жрецов. Говорят, что эти «Старики» проклинают любого, кто причиняет вред этому месту. [ 13 ]
Руины Геди были впервые обнаружены колонизаторами в 1884 году после того, как это место посетил британский житель сэр Занзибара Джон Кирк . [ 1 ] [ 4 ] Однако руины оставались неисследованными до их последующего повторного открытия в 1920-х годах, когда это место начало привлекать внимание правительства Британской Восточной Африки. Первоначальные раскопки в Геди начались в конце 1940-х годов, и сегодня это место остается одним из наиболее тщательно изученных поселений на побережье Суахили. [ 1 ] Значение руин в значительной степени использовалось для оценки роли этого места в регионе в сочетании с другими объектами, чтобы дать представление о развитии культуры суахили, организации торговли в Индийском океане, внедрении и распространении ислама, а также политических и политических событиях. экономические связи между общинами суахили через их культурные остатки и их пространственные отношения. [ 14 ] [ 15 ]
Ранние археологические исследования
[ редактировать ]Раскопки начались в Геди в 1948 году под руководством Джеймса Киркмана и продолжались до 1958 года, периодические раскопки проводились с 1960-х по 1980-е годы. [ 1 ] [ 14 ] [ 16 ] Киркман раскопал здания в центре города, включая дворец, несколько мечетей и домов, а также расчистил и отремонтировал стены. [ 4 ] Великая мечеть была раскопана в 1954 году, а дворец – в 1963 году. [ 4 ] После раскопок Великой мечети был опубликован отчет Киркмана «Арабский город Геди, Великая мечеть, архитектура и находки», за которым последовала серия монографий и статей. [ 10 ] [ 17 ]
Наряду с раскопками в Геди в 1950-х годах параллельные раскопки проводились и на аналогичных участках вдоль побережья Суахили. [ 18 ] Обследование Уилсоном 116 участков вдоль побережья в 1982 году выявило 34 изолированных руины, которые, как он пришел к выводу, вероятно, содержали возможные поселения или изолированные жилища. [ 19 ] Хотя изучались более мелкие поселения, наибольшее внимание уделялось более крупным поселениям. [ 20 ] Помимо Геди, местом наиболее интенсивных раскопок была Унгвана в устье реки Тана , которая по размеру была аналогична Геди. [ 10 ] [ 21 ] Однако по сравнению с аналогичными по размеру поселениями Геди был одним из наиболее густонаселенных городских центров. [ 10 ]
Недавние археологические исследования
[ редактировать ]С 1990-х годов археологические исследования в Геди и других прибрежных поселениях суахили активизировались. [ 15 ] С 1980-х годов археологические исследования все больше стали уделять больше внимания отношениям между прибрежными общинами и внутренними районами, бросая вызов первоначальному представлению о том, что развитие побережья Суахили было обусловлено иностранным влиянием через торговлю в Индийском океане или арабскими колонистами. [ 15 ] [ 16 ] Еще одним важным событием в изучении прибрежных территорий суахили является повышенное внимание, уделяемое остаткам построек, построенных не из камня. Обследование открытой местности в Геди выявило плотные скопления крытых глиной жилищ. [ 9 ] В 2001 году Стефан Прадин из Французского института восточной археологии и археологи из Национального музея Кении провели топографическую съемку Геди, в ходе которой было нанесено на карту распределение кварталов, чтобы изучить городское развитие этого места. [ 4 ] [ 11 ] Одновременно с этим Линн Коплин проводила исследования окрестностей, покрытых соломой, уделяя особое внимание области между внутренней и внешней стеной. [ 22 ] С 2002 по 2003 год исследования в Геди продолжали фокусироваться на городском развитии до пятнадцатого века, уделяя особое внимание группе коралловых домов, построенных социальной элитой в центре города. [ 11 ]
История оккупации
[ редактировать ]
История оккупации Геди была экстраполирована на основе раскопок и исторических документов, касающихся его материальной культуры, архитектуры и известной истории торговли, связывающей побережье Суахили с регионами, прилегающими к Индийскому океану. Поселение Геди произошло спустя много времени после появления первых поселений на побережье Суахили с активизацией торговли в шестом веке. [ 23 ] Самым ранним свидетельством оккупации Геди является могильный указатель, датированный радиоуглеродом между 1041 и 1278 годами, что указывает на то, что первоначальное поселение на этом месте относилось где-то к одиннадцатому или началу двенадцатого века. [ 11 ]
Считается, что участие Геди в торговле стало фактором, способствовавшим его основанию и дальнейшему развитию в город с населением примерно 2500 жителей на пике своего развития. [ 6 ] [ 23 ] Несмотря на отсутствие исторических документов, в которых конкретно упоминается Геди, он считается одним из самых важных мест на побережье. [ 10 ] До строительства внешней стены в пятнадцатом веке город первоначально развивался в северной части современного участка. [ 11 ] Принятие ислама жителями в двенадцатом веке отмечено наличием трех наложенных друг на друга мечетей в северной части города, которые были построены в период с двенадцатого по четырнадцатый век. [ 11 ] Стиль архитектуры и отсутствие минаретов, характерных для всех мечетей Геди, позволяют предположить, что местные жители находились под влиянием ибадитов . [ 4 ]
С одиннадцатого по четырнадцатый века городское развитие Геди расширялось в основном на север, запад и юг, что в конечном итоге привело к перемещению населения вокруг Великой мечети в пятнадцатом веке. [ 11 ] Население и процветание Геди достигли пика в пятнадцатом и начале шестнадцатого веков, пока он и многие другие прибрежные районы не начали приходить в упадок в конце шестнадцатого и семнадцатого веков. [ 6 ] [ 24 ] Геди был заброшен к середине семнадцатого века. [ 1 ] [ 25 ] Присутствие португальцев шестнадцатого века считалось одним из основных факторов, повлиявших на окончательный отказ Геди из-за их попыток монополизировать торговлю и вооруженного вмешательства. [ 6 ] [ 25 ] Однако падение уровня грунтовых вод, наблюдаемое при углублении колодца рядом с Великой мечетью, набеге Вазимбы на побережье в 1589 году, а также миграциях и набегах оромо из Сомали, возможно, были дополнительными факторами, побудившими покинуть Геди и большую часть прибрежные участки материка к северу от Момбасы. [ 1 ] [ 6 ] [ 26 ]
Архитектура
[ редактировать ]Руины Геди занимают территорию площадью 45 акров (18 гектаров ), расположенную в первозданном лесу Арабуко-Сококе. [ 14 ] [ 21 ] Древний город Геди разделен двумя стенами: внешняя стена занимает 45 акров (18 га), а внутренняя стена - 18 акров (7,3 га). [ 10 ] [ 14 ]
Внутри внутренней стены находятся две мечети, дворец или дом шейха, четыре больших дома, несколько сгруппированных домов и четыре большие гробницы с колоннами, составляющие ядро города. Внутренняя стена также окружает еще четыре дома и три мечети. [ 6 ] Между внутренней и внешней стеной обнаружено несколько каменных построек, за исключением двух мечетей. [ 6 ] Сразу за внешней стеной находится одна мечеть и еще несколько неопознанных построек. [ 22 ]
Помимо того, что Геди разделен внутренними и внешними стенами, которые создают городское ядро, занятое главными зданиями и жилыми районами между внешней стеной и за ее пределами, Геди имеет хорошо развитую инфраструктуру. [ 7 ] Постройки Геди, кажется, формально расположены в соответствии с улицами, расположенными в виде сетки. [ 10 ] Кроме того, на территории были отстойники для сбора ливневых вод и туалеты во многих основных зданиях. [ 27 ]
Большинство построек Геди представляли собой домашние резиденции, состоящие из глиняных построек с соломенными крышами, сосредоточенных между внешними и внутренними стенами; однако единственные здания, сохранившиеся до наших дней, были построены из коралловых камней, добытых в Индийском океане. [ 6 ] Хотя некоторые из зданий были построены еще до четырнадцатого века, в тот период коралл стал более распространенным строительным материалом для важных построек и элитных жилых домов. [ 19 ] [ 26 ] [ 28 ] Все здания Геди одноэтажные. [ 6 ] [ 8 ] Стены и другие коралловые конструкции были построены аналогичным образом с использованием известкового раствора, причем большинство фундаментов не превышали одного фута в глубину и были заполнены камнями. [ 7 ] Там, где использовался фундамент, он, как правило, был не шире стены, которую поддерживал. [ 7 ] Есть несколько примеров неутилитарных элементов дизайна. Дверные проемы зданий представляют собой заостренные арки с квадратными рамами, в гробницах и мечетях есть перемычки и наличники , вырезанные или инкрустированные фарфором. [ 4 ] [ 7 ]
Стены
[ редактировать ]Внутренняя и внешняя стены были построены одинаково: внешняя стена высотой девять футов и толщиной 18 дюймов также была покрыта штукатуркой. [ 7 ] Считается, что внешняя стена была построена в пятнадцатом веке. [ 11 ] Строительство внутренней стены приписывают присутствию португальцев на побережье в шестнадцатом веке, а наличие артиллерийских портов позволяет сделать вывод, что стены не были построены ранее. [ 6 ] [ 7 ] Однако практичность стен как оборонительного укрепления неясна, поскольку, по мнению Киркмана, стены и ворота, окружающие город, не имеют значительной прочности, что, по-видимому, соответствует предположению, что стены и планировка зданий использовались для поддержания социальных барьеров. . [ 29 ] [ 30 ] Хотя внутренняя стена имеет более очевидную оборонительную функцию и, несмотря на отсутствие орудийных портов и сомнительную прочность внешней стены, она, тем не менее, считается укреплением. [ 14 ]
Мечети
[ редактировать ]В мечетях Геди были колодцы и умывальники, которые использовались для очищения перед богослужением. [ 4 ] Однако они не были построены с минаретами, используемыми для призыва к молитве, что было более характерно для других регионов. [ 4 ] Мечети Геди обычно имели прихожую, примыкающую к центральной комнате, крышу которой поддерживали деревянные балки, опирающиеся на квадратные каменные колонны. [ 30 ] Проходы, образованные колоннами, закрывали обзор михрабов , располагавшихся на северных стенах в направлении Мекки . [ 4 ] [ 30 ]
В Геди две мечети получили название «Великие мечети». Мечеть, традиционно известная как Большая мечеть, представляет собой прямоугольное здание, расположенное внутри внутренней стены, построенное в пятнадцатом веке. [ 11 ] [ 18 ] Великая мечеть имеет три входа и три ряда колонн в центральном помещении, поддерживающих крышу. [ 30 ] Над одним из входов расположен рельефный наконечник копья, окруженный щитом на перемычке, а у восточного входа на архитраве выгравирован узор «елочка». [ 4 ] [ 7 ] Структура также имеет один из самых глубоких фундаментов: стены шириной 21 дюйм уходят в землю на четыре фута. [ 7 ]
Вторая Великая мечеть располагалась в старой части города, заселенной с одиннадцатого века и расположенной к северу от города-крепости. [ 11 ] Сохраняющееся сооружение было построено в четырнадцатом веке на вершине двух более ранних мечетей двенадцатого и тринадцатого веков. [ 11 ] Мечеть имеет длину 26 метров (85 футов) в направлении с севера на юг. [ 11 ]
Гробницы
[ редактировать ]Гробницы с колоннами в Геди, которые состоят из каменных конструкций, увенчанных колонной или колонной, являются частью архитектурного стиля средневековых прибрежных поселений суахили. [ 4 ] [ 19 ] Общей чертой гробниц с колоннами в Геди являются декоративные утопленные панели. [ 7 ] Хотя в Геди есть четыре большие гробницы с колоннами, «датированная гробница», расположенная внутри внутренней стены, выделяется среди остальных, поскольку на ней есть арабская надпись с датой 802 г. хиджры (1399 г. н.э.). [ 1 ]
Дома
[ редактировать ]Все сохранившиеся жилые дома в Геди расположены внутри внутренней стены и отражают условия жизни элитных членов общества Геди, поскольку большая часть населения жила в глинобитных соломенных жилищах за пределами центра города. [ 6 ] Четыре крупнейших дома включают Дом на стене, Дом на западной стене, Дом дау и Большой дом. [ 31 ] Группа небольших домов, прилегающих к дворцу или резиденции шейха, включает Дом китайской наличности, Дом фарфоровой чаши, Дом цистерны, Дом двух комнат, Дом панельных стен, Дом шейха. Ножницы, Дом венецианской бусины, Дом затонувшего двора, Дом Каури, Дом железной лампы, Дом железной коробки и Дом колодца. [ 32 ]
Хотя дома в Геди различаются по размеру, количеству комнат и планировке, основной дом на этом месте представляет собой трехкомнатную постройку, которая обычно включает в себя передний двор и внутренний двор. [ 10 ] При трехкомнатной планировке обычно в задней части дома располагалась длинная главная комната с двумя кладовыми и спальными помещениями. [ 30 ] В одной из задних комнат возле крыши обычно имелось кладовое помещение с доступом через люк. [ 30 ] Во многих домах также имелись уборные, обычно расположенные в задней части главной комнаты, а во дворах некоторых домов были колодцы. [ 10 ] [ 30 ] Один из старейших каменных домов датируется четырнадцатым веком и имеет длинный узкий затонувший двор, который контрастирует с более широкими и глубокими дворами домов, построенных в пятнадцатом веке. [ 33 ] Входы в дома имеют большую вариативность конфигурации проходов, поскольку многие дома были сильно сконцентрированы и планировались так, чтобы максимально использовать доступное пространство. [ 10 ]
Дворец
[ редактировать ]Дворец, в котором жил городской шейх, имел большую центральную комнату с двумя вестибюлями, каждая из которых имела собственный двор. [ 30 ] Из главного зала можно было попасть в ряд жилых комнат. [ 4 ] Были также два дополнительных двора: зал для аудиенций и зал для приемов, доступ к которым осуществлялся через разные ворота. [ 30 ]
Внутренние районы
[ редактировать ]У Геди также есть внутренние районы, состоящие из нескольких небольших участков, состоящих либо из одиночных мечетей и гробниц, либо из нескольких домов. [ 34 ] Рядом находятся памятники Шака и Килепва. Килепва, расположенная на острове в Мида-Крик, находится ближе к Геди и состоит из трех каменных домов. [ 34 ] Есть также изолированная мечеть на западном конце ручья, мечеть в Ватаму, а также мечеть и гробницы в Кибуругени. [ 34 ]
Материальная культура
[ редактировать ]Раскопки в Геди обнаружили множество артефактов, но наиболее распространенными и широко обсуждаемыми в литературе являются бусы и керамика, которые использовались для идентификации торговли и получения дат заселения этого места. [ 26 ] Многие из названий, данных каменным домам, относятся к предметам, найденным внутри них или связанными с ними, включая две китайские монеты, фарфоровую чашу, ножницы, венецианскую бусину, ракушки каури, железную лампу и железный ящик. [ 8 ] [ 32 ] Было обнаружено, что останки материала, найденные в Геди, аналогичны останкам в соседних прибрежных поселениях суахили с наибольшей степенью вариаций среди представленных стилей керамики. Из восьми мест, исследованных Киркманом, стоянки Геди, Унгвана и Килепва имели почти идентичные материальные останки до пятнадцатого века, в то время как стоянки Мнарани, Гробница с колонной в Малинди, Таква, Кинуни и Килиндидни все больше сходились по материальной культуре на протяжении на протяжении XV-XVII веков. [ 21 ] Помимо местного производства, одним из основных факторов присутствия культурных материалов, найденных на этом месте, является важность торговли в Индийском океане, которая приобрела растущую роль в Восточной Африке в начале исламской эры в седьмом веке. . [ 35 ]
Валюта
[ редактировать ]Предполагается, что ракушки каури могли быть основной валютой в Геди. [ 8 ] Раковины каури были обнаружены в кладовых домах и найдены в большем количестве, чем чеканные монеты, представленные только двумя монетами китайского происхождения. [ 8 ] Использование каури в качестве валюты подтверждается их историческим использованием в качестве платежного средства в различных частях Африки, и Киркман оценил обменный курс ракушек каури по отношению к золотому динару как 400 000 к 1. [ 8 ] [ 24 ] Тем не менее, на современных памятниках есть примеры монет местного производства, но ни одна из них не была обнаружена в Геди. [ 8 ] Использование бус в качестве валюты было также предложено Дж. Ф. Шофилдом, который утверждает, что сокращение количества бус, обнаруженных в верхних стратиграфических слоях, отражает снижение их стоимости примерно в пятнадцатом веке. [ 36 ]
Бусы
[ редактировать ]Существует несколько классификаций бус, общих для прибрежных поселений суахили, найденных в Геди. [ 37 ] При исследовании бус, найденных в Геди и долине Лимпопо ( Мапунгубве ), Шофилд разделил бусины на три категории: красные, синие, зеленые и желтые цилиндры, сделанные из тростникового стекла; более мелкие черные, красные, зеленые, желтые и синие биконические и двояковыпуклые бусины из раневого стекла; и сферы из красного, черного и желтого прессованного стекла. [ 37 ] Киркман аналогичным образом создал восемь классификаций бус. [ 38 ] Из 558 бусин, отнесенных к классам 1–3, все, кроме 25, были изготовлены из непрозрачного стекла. [ 38 ] Во время раскопок в Геди Киркман обнаружил 631 бусину в шести стратиграфических слоях. [ 36 ] Монохромные желтые, зеленые и черные намотанные и прессованные стеклянные бусины дынной, биконической, шаровидной, бочкообразной и цилиндрической форм были наиболее распространенными стилями, представленными в слоях четырнадцатого века и спорадически появлявшимися на более поздних уровнях. [ 33 ] Маленькие тянутые стеклянные бусины-трости также часто представлены на уровнях четырнадцатого и пятнадцатого веков, при этом зеленый, непрозрачный красный, желтый и черный цвета встречаются чаще, чем синий, коричневый и красный. [ 33 ] Считается, что исламские торговцы привезли большую часть стеклянных бус в Восточную Африку, которые продавались по всему континенту, поскольку единственное современное свидетельство производства стекла к западу от Египта и Нубии находится в роще Игбо Олокун в Иль-Ифе на юге Нигерии . [ 39 ]
Керамика
[ редактировать ]Во время раскопок в Геди были найдены многочисленные типы и стили керамики, включая китайский фарфор , исламскую глазурованную посуду и глиняную посуду местного производства . [ 21 ] Несколько образцов керамики, найденной в Геди, представлены в разных количествах и на других прибрежных стоянках. Красная керамика редко встречается в Геди по сравнению с другими внутренними памятниками, в то время как чаши с закругленным дном, плоскими краями и резным орнаментом на верхней части краев более распространены в Геди. [ 40 ] В небольших количествах были также обнаружены чаши от белого до кремового цвета, а также единичная керамика с золотисто-коричневым блеском. Шерсток с решетчатым узором – возможный импорт из внутренних районов Африки. [ 41 ]
Импорт
[ редактировать ]Керамика, импортированная в Геди, представляет собой прямую или косвенную торговлю с Китаем, Южной Азией и исламским миром. Исламская керамика, найденная в Геди, была выкатана на круге , покрыта глазурью и обожжена в печи, включая сграффито , йеменскую керамику черного цвета на желтом, а также фигурные изделия, часто изображающие цветочные узоры на синих и белых панелях. [ 26 ] [ 35 ] [ 23 ] Сграффиато — это глиняная посуда красного цвета с желтой или зеленой глазурью, которая была распространена в современном Ираке с девятого по шестнадцатый век. [ 26 ] Тип полихромного керамогранита шестнадцатого века, характеризующийся серой, зеленой и коричневой глазурью, возможно, был изготовлен в Персии или Индии как попытка имитации китайского фарфора. [ 30 ] Считается, что другой тип чаш с частично серой глазурью и круглым орнаментом внутри пришел из Индокитая, поскольку исчезновение этого стиля совпадает с завоеванием этого региона тайцами в 1467 году нашей эры. [ 42 ] В Геди также появляются различные типы китайской керамики, в том числе цвет морской волны и сине-белый фарфор, которые были найдены в достаточно больших объемах, чтобы предположить, что значительная часть населения имела доступ к изделиям более высокого качества, а черепки также были найдены инкрустированными в мечетях. . [ 22 ]
Местные товары
[ редактировать ]Керамика, произведенная на местном уровне в Восточной Африке, была обработана вручную, не покрыта глазурью и, как предполагалось, была обожжена на открытом огне, но было высказано предположение, что отсутствие свидетельств существования печей может быть результатом того, что их остатки были ошибочно приняты за металлические печи. [ 35 ] Однако отсутствие глазурованной и колесной керамики показывает, что жители побережья Суахили не адаптировали эти технологии в результате торговли в Индийском океане, а были в первую очередь получателями готовой продукции в обмен на другую местную продукцию. [ 35 ] И наоборот, пятнадцать различных знаков гончаров были найдены в Геди на керамике, найденной на поверхности этого места или рядом с ним, датируемой пятнадцатым и шестнадцатым веками, что позволяет предположить, что в то время на этом месте могла быть общая печь. [ 18 ] Горшки с клеймами гончаров демонстрируют изменение различных типов и стилей керамики с течением времени, на которые повлияло местное производство, а также адаптация иностранных элементов дизайна. [ 43 ] До диверсификации местных стилей и типов ранняя керамика в Геди была более однородной и имела сходство с керамикой, найденной в других прибрежных местах. [ 26 ] [ 25 ] Несмотря на увеличение импорта керамики в пятнадцатом веке, местные сорта продолжали присутствовать на более поздних уровнях заселения этих мест. [ 26 ]
Керамическая хронология
[ редактировать ]В четырнадцатом веке селадон был ценным импортным товаром в Восточной Африке, первоначально его получали от династии Мин в обмен на слоновую кость. [ 44 ] Однако сведения о прямом обмене с китайцами ограничиваются единственным сообщением о китайском флоте, стоявшем у берегов Малинди и Момбасы между 1417 и 1419 годами. [ 44 ] Количество импорта из Китая и других стран продолжало расти на протяжении четырнадцатого и пятнадцатого веков, представленное большим количеством черно-желтых исламских товаров и цвета морской волны. [ 45 ] Также в четырнадцатом веке местные товары начали диверсифицироваться по мере роста экономики Геди. [ 33 ] В начале и конце пятнадцатого века, соответственно, синий и белый фарфор начали постепенно заменять цвет морской волны, а монохромные исламские изделия полностью заменили черный на желтый. [ 44 ] [ 46 ] В том же веке местные изделия начали меняться с уменьшением количества резных орнаментов и переходом на горшки с длинным горлышком по сравнению с более ранними вариантами с коротким горлышком. [ 47 ] В следующем столетии преобладающим импортом стали сине-белый фарфор и монохромные исламские изделия; тенденция, которая начала проявляться в предыдущем столетии и продолжалась до упадка Геди в семнадцатом веке. [ 30 ]
Керамика, связанная с датированной гробницей
[ редактировать ]Множество различных типов и стилей керамики, найденных во время раскопок Геди, предоставляют информацию о торговых связях города посредством происхождения импортированных сосудов и помогают датировать это место посредством сериации . [ 26 ] В Геди установлена хронология появления многих керамических изделий, обнаруженных в отложениях высотой до пяти футов. [ 26 ] Датированная гробница с надписью, связывающей ее с 1399 годом нашей эры, послужила точкой отсчета для датировки стратиграфических слоев. Селадон, исламские монохромные изделия и сине-белый китайский фарфор были найдены на уровнях над гробницей, датируемых четырнадцатым и пятнадцатым веками. [ 46 ] Под гробницей, в естественной почве, были обнаружены желтые и черные исламские изделия, а слои цвета селадона были обнаружены непосредственно под гробницей. [ 46 ] Селадон под гробницей отличался от селадона, найденного над гробницей, поскольку на селадоне в нижних слоях чаще встречалась резьба педалей лотоса. [ 42 ] Учитывая дату гробницы, было установлено, что керамика над гробницей датируется пятнадцатым веком, что помогло экстраполировать даты остальной стратиграфии. [ 46 ]
Экономика
[ редактировать ]Местная промышленность и торговля, вероятно, включали гончарное производство, металлообработку, строительство, прядение и ткачество, рыболовство, торговлю и, возможно, производство соли, которые представлены в археологических и исторических записях в ряде прибрежных мест. [ 48 ] Кроме того, местная коралловая архитектура с использованием известнякового раствора также указывает на наличие местных промыслов, связанных со строительством и каменной кладкой. [ 49 ]
Производство продуктов питания в Геди, вероятно, включало смешанную экономику, основанную на животноводстве, а также на сельскохозяйственном и садоводческом производстве. Некоторые продукты питания были завезены через торговлю. [ 50 ] Доступные культуры включали просо, африканский рис, кокоям, кокосы, бананы, цитрусовые, гранаты, инжир, сахарный тростник, хлопок и различные овощи, в то время как основным домашним скотом, вероятно, был крупный рогатый скот. Овцы, козы и куры также играли важную роль. [ 50 ]
Прибрежные поселения суахили часто вели торговлю с внутренними районами, получая товары для внешней торговли или местного потребления. [ 51 ] Однако изолированные и небольшие поселения интерпретировались как внутренние районы, которые развивались вокруг и поддерживали экономику более крупных поселений. [ 34 ] Небольшие поселения или деревни были основаны между четырнадцатым и шестнадцатым веками в окрестностях Геди, включая участки в конце ручья Мида, Кибуругени, Ватаму, Шака и Килепва. [ 34 ] Считается, что эти небольшие поселения представляют собой сельскохозяйственные общины, которые снабжали Геди большей частью сельскохозяйственной продукции. [ 52 ]
Морская торговля
[ редактировать ]История морской торговли вдоль побережья Восточной Африки относится к классическому периоду . В «Перипле Марисе Эртраеи» , написанном египетско-греческим купцом около 40–55 гг. н. э., описываются торговые порты вдоль Индийского океана, включая Азанию , историческое обозначение восточноафриканского побережья, простирающееся на юг до современной Танзании. [ 53 ] [ 54 ] Вещественные свидетельства торговли появились еще до появления первых городов девятого века: были обнаружены четыре римские бусины четвертого века и керамика пятого века. [ 55 ] [ 56 ] Римские документы с первого по пятый века, а также Птолемея «География» также содержат исторические отчеты о торговле с Восточной Африкой, после которой до десятого века наблюдалась нехватка исторических документов. [ 54 ] После падения Римской империи в V веке возросло значение арабского, индийского и китайского судоходства, в котором в конечном итоге доминировала Персия после завоевания ею южной Аравии и Египта в 515 и 616 годах нашей эры. [ 2 ] [ 23 ] Было высказано предположение, что торговля между побережьем Суахили и Персией, а также более поздними исламскими купцами после распространения ислама после 632 года нашей эры , способствовала заселению и развитию прибрежных территорий. [ 35 ] [ 23 ]
Участие Геди в морской торговле можно увидеть по увеличению частоты импорта из Геди на протяжении четырнадцатого и пятнадцатого веков. [ 23 ] [ 42 ] Условия на атлантическом побережье не позволяли европейским странам открывать морские пути до начала шестнадцатого века, ограничивая морскую торговлю государствами, имеющими легкий доступ к Красному морю и Индийскому океану. [ 57 ] Многие артефакты, найденные в Геди, включая большую часть керамики, все бусы и две китайские монеты, возникли в результате прямой или косвенной торговли с Ближним Востоком, Аравией, Китаем, Индией и Индокитаем. [ 8 ] [ 26 ] [ 35 ] [ 23 ] Прибрежные поселения суахили экспортировали золото, слоновую кость, рабов, черное дерево , мангровые шесты, медь, копаловую камедь, ладан, мирру и хрустальный камень. [ 2 ] [ 14 ] [ 23 ] [ 50 ]
Морской торговле вдоль побережья Восточной Африки способствовали пассаты в Индийском океане, а также относительно небольшие расстояния между материковыми массивами. [ 57 ] Геди и другие крупные современные места на материке часто имели плохие стоянки по сравнению с более поздними участками вдоль побережья, учитывая открытость их береговой линии, наличие защищенных гаваней и глубину воды при подходе. [ 58 ] Однако, несмотря на ограниченный доступ к хорошей якорной стоянке, Геди и другие крупные объекты на материке смогли сохранить высокий экономический успех. На их успех в торговле, возможно, повлияло раннее установление торговых путей и доступная коммерческая поддержка из внутренних районов. [ 58 ]
Сохранение и управление
[ редактировать ]Геди был признан историческим памятником в 1927 году. Это место было объявлено охраняемым памятником в 1929 году, после того как мародеры начали удалять вставки из китайского фарфора в качестве архитектурного украшения. [ 1 ] [ 4 ] В 1939 году Департамент общественных работ Кении начал восстановление построек, которые подвергались наибольшему риску обрушения. [ 14 ] Дальнейшее восстановление территории, в первую очередь расчистка зарослей растительности, было проведено в 1948–1959 годах Джеймсом Киркманом, который был назначен смотрителем этого места после того, как Геди и окружающий лес были объявлены национальным парком в 1948 году. [ 14 ] [ 59 ]
В 1969 году управление Геди было передано Национальным музеям Кении . В настоящее время этот участок находится в ведении Отдела прибрежной археологии музея. [ 1 ] [ 60 ] В 2000 году на средства Европейского Союза завершилось строительство музея, в котором представлена постоянная экспозиция культуры суахили. [ 4 ]
В 2024 году это место было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 61 ]
3D Model
[ редактировать ]Большая часть руин Геде была пространственно задокументирована в 2010 году. 3D-модель можно посмотреть здесь .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Геде – историческая справка» . Национальные музеи Кении . 2007. Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 года . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Рейнольдс, Дэвид Уэст (декабрь 2001 г.). «Город-призрак суахили». Археология . 56 (6): 45.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Томас Х. «Пространственный анализ и модели расселения на восточноафриканском побережье», Сообщения по культурным исследованиям , том 28 (1982): 201.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Рейнольдс, Дэвид Уэст (декабрь 2001 г.). «Город-призрак суахили». Археология . 56 (6): 47.
- ^ Копье, Томас. «Переосмысление ранней истории суахили». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 33 нет. 2 (2000): 283.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Рейнольдс, Дэвид Уэст. «Город-призрак на суахили». Археология том. 54 нет. 6 (ноябрь/декабрь 2001 г.): 46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шофилд, Дж. Ф. «Город Геди: обращение президента». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 10 нет. 38 (июнь 1955 г.): 35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шофилд, Дж. Ф. «Город Геди: обращение президента». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 10 нет. 38 (июнь 1955 г.): 37.
- ^ Jump up to: а б Флейшер, Джеффри и Стефани Винн-Джонс . «В поисках смысла в древних пространственных практиках суахили». Африканский археологический обзор, том. 29 № 2/3 (2012): 181. DOI: 10.1007/s10437-012-9121-0
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уилсон, Томас Х. «Пространственный анализ и модели расселения на восточноафриканском побережье», Сообщения по культурным исследованиям , том 28 (1982): 211.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Прадин, Стефан. «Исламизация и урбанизация на побережье Восточной Африки: недавние раскопки в Геди, Кения». Азания об. 38 (2003): 181. https://dx.doi.org/10.1080/00672700309480369.
- ^ Jump up to: а б Смертельно, Такер. «Взаимозависимость руин Геди и Гириамы: исследование духов предков, джиннов и влияния ислама». Дикинсон-колледж, 2012 г.
- ^ Майерс, Артур (2001). «Проклятие Древних» . Маленькая гигантская книга «настоящих» историй о привидениях . Нью-Йорк: Scholastic Inc., стр. 248–249 . ISBN 978-0-439-33995-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прадин, Стефан. «Исламизация и урбанизация на побережье Восточной Африки: недавние раскопки в Геди, Кения». Азания об. 38 (2003): 180.
- ^ Jump up to: а б с Копье, Томас. «Переосмысление ранней истории суахили». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 33 нет. 2 (2000): 261. DOI: 10.2307/220649.
- ^ Jump up to: а б Конна, Грэм. Африканские цивилизации: археологическая перспектива. 2-е изд. (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2001): 192.
- ^ Киркман, Джеймс. «Следы гончаров со средневековых арабских памятников в Кении» Южноафриканский археологический бюллетень, том. 13 нет. 52 (декабрь 1958 г.): 158.
- ^ Jump up to: а б с Киркман, Джеймс. «Следы гончаров со средневековых арабских памятников в Кении» Южноафриканский археологический бюллетень, том. 13 нет. 52 (декабрь 1958 г.): 156.
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, Томас Х. «Пространственный анализ и модели расселения на восточноафриканском побережье», Сообщения по культурным исследованиям , том 28 (1982): 210.
- ^ Уилсон, Томас Х. «Пространственный анализ и модели расселения на восточноафриканском побережье» Сообщения по культурным исследованиям , том 28 (1982): 210–211.
- ^ Jump up to: а б с д Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 89.
- ^ Jump up to: а б с Рейнольдс, Дэвид Уэст. «Город-призрак на суахили». Археология том. 54 нет. 6 (ноябрь/декабрь 2001 г.): 46–47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Копье, Томас. «Переосмысление ранней истории суахили». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 33 нет. 2 (2000): 280.
- ^ Jump up to: а б Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 99.
- ^ Jump up to: а б с Шофилд, Дж. Ф. «Город Геди: обращение президента». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 10 нет. 38 (июнь 1955 г.): 42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 91.
- ^ Рейнольдс, Дэвид Уэст. «Город-призрак на суахили». Археология том. 54 нет. 6 (ноябрь/декабрь 2001 г.): 45 и 47.
- ^ Копье, Томас. «Переосмысление ранней истории суахили». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 33 нет. 2 (2000): 258.
- ^ Уилсон, Томас Х. «Пространственный анализ и модели расселения на восточноафриканском побережье» Сообщения по культурным исследованиям , том 28 (1982): 213.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 98.
- ^ Шофилд, Дж. Ф. «Город Геди: обращение президента». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 10 нет. 38 (июнь 1955 г.): 36.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Томас Х. «Пространственный анализ и модели расселения на восточноафриканском побережье», Сообщения по культурным исследованиям , том 28 (1982): 212.
- ^ Jump up to: а б с д Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 94.
- ^ Jump up to: а б с д и Уилсон, Томас Х. «Пространственный анализ и модели расселения на восточноафриканском побережье», Сообщения по культурным исследованиям , том 28 (1982): 215.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Киллик, Дэвид. «Глобальный взгляд на пиротехнологии Африки к югу от Сахары». Азания об. 51 нет. 1 (январь 2016 г.) 67.
- ^ Jump up to: а б Шофилд, Дж. Ф. «Город Геди: обращение президента». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 10 нет. 38 (июнь 1955 г.): 40.
- ^ Jump up to: а б Шофилд, Дж. Ф. «Город Геди: обращение президента». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 10 нет. 38 (июнь 1955 г.): 37 и 39.
- ^ Jump up to: а б Шофилд, Дж. Ф. «Город Геди: обращение президента». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 10 нет. 38 (июнь 1955 г.): 39.
- ^ Киллик, Дэвид. «Глобальный взгляд на пиротехнологии Африки к югу от Сахары». Азания об. 51 нет. 1 (январь 2016 г.): 78.
- ^ Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 94 и 99.
- ^ Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 91–92 и 94.
- ^ Jump up to: а б с Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 92.
- ^ Киркман, Джеймс. «Следы гончаров со средневековых арабских памятников в Кении» Южноафриканский археологический бюллетень, том. 13 нет. 52 (декабрь 1958 г.): 159.
- ^ Jump up to: а б с Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 95.
- ^ Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 94–95.
- ^ Jump up to: а б с д Шофилд, Дж. Ф. «Город Геди: обращение президента». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 10 нет. 38 (июнь 1955 г.): 41.
- ^ Киркман, Дж. С. «Культура побережья Кении в позднем средневековье: некоторые выводы по результатам раскопок 1948–56». Южноафриканский археологический бюллетень, том. 11 нет. 44 (декабрь 1956 г.): 96.
- ^ Конна, Грэм. Африканские цивилизации: археологическая перспектива. 2-е изд. (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2001): 209.
- ^ Конна, Грэм. Африканские цивилизации: археологическая перспектива. 2-е изд. (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2001): 189 и 209.
- ^ Jump up to: а б с Конна, Грэм. Африканские цивилизации: археологическая перспектива. 2-е изд. (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2001): 188.
- ^ Конна, Грэм. Африканские цивилизации: археологическая перспектива. 2-е изд. (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2001): 189.
- ^ Уилсон, Томас Х. «Пространственный анализ и модели расселения на восточноафриканском побережье» Сообщения по культурным исследованиям , том 28 (1982): 215–216.
- ^ Копье, Томас. «Переосмысление ранней истории суахили». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 33 нет. 2 (2000): 279.
- ^ Jump up to: а б Конна, Грэм. Африканские цивилизации: археологическая перспектива. 2-е изд. (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2001): 200.
- ^ Копье, Томас. «Переосмысление ранней истории суахили». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 33 нет. 2 (2000): 262.
- ^ Конна, Грэм. Африканские цивилизации: археологическая перспектива. 2-е изд. (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2001): 201.
- ^ Jump up to: а б Конна, Грэм. Африканские цивилизации: археологическая перспектива. 2-е изд. (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2001): 182.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Томас Х. «Пространственный анализ и модели расселения на восточноафриканском побережье», Сообщения по культурным исследованиям , том 28 (1982): 213 и 215.
- ^ Джеймс Киркман, «Геди», 8-е издание, 1975, Rodwell Press
- ^ Рейнольдс, Дэвид Уэст. «Город-призрак на суахили». Археология том. 54 нет. 6 (ноябрь/декабрь 2001 г.): 44.
- ^ «Исторический город и археологический памятник Геди» . Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии . Проверено 30 июля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеймс Киркман. 1975. Геди. Исторический памятник. Попечители музея Кении, Найроби.
- Джеймс Киркман. 1963 год. Геди, дворец. Исследования по истории Африки, Мутон, Ден Хааг.
- Джеймс Киркман. 1954 год. Арабский город Геди. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.
- Неразгаданная тайна руин Геди - Туристско-информационный центр Малинди
- (на немецком языке) Рудольф Фишер. 1984. Коралловые города в Африке. Доколониальная история Восточного побережья. Издание Пискатор, Обердорф. стр. 107–121.
- Эрик П. Митчелл. 2011. «Геди: возвращение к затерянному городу», World Explorer журнал , Vol. 6, № 2, стр. 33–36.