Шифта Война
Шифта Война | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть сомалийско-кенийского конфликта | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() При поддержке: ![]() ![]() | Освободительное движение северных приграничных округов При поддержке:![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Джомо Кеньятта | Маалим Мохаммед Стамбул (группа Дарод) | ||||||
Сила | |||||||
Сотни (1963) 1,200+ (1966) | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
4200+ убитых [2] |
История Кении |
---|
![]() |
![]() |
Война Шифта или Гаф Даба (1963–1967) была сепаратистским конфликтом, в ходе которого этнические сомалийцы в Северном приграничном округе (НФД) Кении пытались присоединиться к Сомали. Правительство Кении назвало конфликт « шифта », что на языке суахили означает «бандит», в рамках пропагандистской кампании. Кенийские по борьбе с повстанцами подразделения общего обслуживания загоняли мирных жителей в « защищенные деревни » (по сути, в концентрационные лагеря ). [3] а также убийство скота, который держат сомалийцы -скотоводы .
Война закончилась в 1967 году, когда Мухаммад Хаджи Ибрагим Эгал , премьер-министр Сомалийской Республики , подписал соглашение о прекращении огня с Кенией на Арушской конференции 23 октября 1967 года. [4] Однако насилие в Кении переросло в дезорганизованный бандитизм, периодически повторявшийся в течение следующих нескольких десятилетий.
Война и жестокие репрессии со стороны кенийского правительства вызвали масштабные нарушения образа жизни в округе, что привело к небольшому сдвигу от скотоводческого и отгонного образа жизни к оседлому городскому образу жизни.
Фон
[ редактировать ]Северный пограничный округ (СФД) возник в 1925 году, когда он был выделен из региона Джубаленд на территории современного юга Сомали . [ нужна ссылка ] Во времена британской колониальной администрации северная половина Джубаленда была передана Италии в награду за поддержку итальянцами союзников во время Первой мировой войны . [5] Великобритания сохранила контроль над южной половиной территории, которая позже была названа Северным пограничным округом. [ нужна ссылка ]
С 1926 по 1934 год НФД, включавший нынешнюю Северо-Восточную провинцию и округа Марсабит , Мояле и Исиоло , [6] был закрыт британскими колониальными властями . Въезд и выезд из района был возможен только по пропускам. [7] Несмотря на эти ограничения, скотоводство хорошо подходило к засушливым условиям и несомалийским жителям, которые представляли лишь небольшую часть населения региона. [8] [9] [10] — были относительно благополучными, тогда как сомалийские землевладельцы рассчитывали на отсталость. [ нужна ссылка ]
В 1953 году антрополог Джон Бакстер заметил, что:
Боран . и сакуе хорошо питались и хорошо одевались, и, хотя пастырская жизнь всегда требовала физических усилий, люди вели достойную и приносящую удовлетворение жизнь... Они явно процветали в течение нескольких лет В 1940 году окружной комиссар прокомментировал в своем отчете о передаче: «Эвасо Боран деградировали из-за богатства и мягкой жизни в праздную и трусливую группу»… [11]
26 июня 1960 года, за четыре дня до предоставления Британскому Сомалиленду независимости, британское правительство заявило, что все территории Сомали должны быть объединены в один административный регион. Однако после распада бывших британских колоний в Восточной Африке Великобритания передала управление Северным пограничным округом Кении, несмотря на а) неофициальный плебисцит, демонстрирующий подавляющее желание населения региона присоединиться к недавно сформированной Сомалийской Республике ; [12] и б) тот факт, что СФО был и до сих пор населен почти исключительно этническими сомалийцами. [8] [9] [10] В 1962 году Африканского национального союза Кении лидер (KANU) Джомо Кеньятта публично заявил, что будущее НФД является «внутренним делом Кении», и опроверг опасения по поводу воинствующего сомалийского ирредентизма , посоветовав сомалийцам в Кении «собирать своих верблюдов и отправляться в Сомали». ". [13] На тот момент KANU был уверен, что любое восстание в Сомали можно легко подавить; Лидеры партии были больше обеспокоены тем, что британцы могут оказать поддержку возможным сепаратистским группам для воссоздания сценария, аналогичного ситуации в Республике Конго , которая стала независимой в 1960 году, но пострадала от обширного сепаратизма, поддерживаемого из-за границы. KANU считал, что британские колониальные власти симпатизируют сомалийцам. [14]
Во главе с Народной прогрессивной партией Северной провинции (НПППП) многие сомалийцы в СФО энергично стремились к союзу с Сомалийской Республикой на севере. [15] Сама NPPPP отодвинула на второй план другие сепаратистские группировки, такие как базирующийся в Найроби «Независимый союз Сомали». [16] Предложение объединить Северный федеральный округ с Сомали получило широкую поддержку на севере Кении. [17] несмотря на существенные экономические и культурные различия, а также напряженность внутри сомалийского сообщества. [16] На всеобщих выборах в Кении 1961 года NPPPP получила поддержку большинства сомалийцев на севере Кении. [18] Однако в СФО также существовали антисепаратистские группы, например, «Объединенная ассоциация Северной провинции» (NPUA), в основном поддерживаемая городскими жителями Бораны . [19] Другие партии, такие как «Объединенная сомалийская ассоциация Огадена» (UOSA), имели менее четкие цели; [20] УОСА неоднократно меняла свою политическую позицию, порой даже выступая за слияние нескольких территорий в Кении, Сомали и Эфиопии в независимый Большой Огаден . [16] Меньшинство сомалийских паннационалистов также считало, что НФД должен остаться частью Кении, добиться отделения посредством посредничества или стать независимым как от Кении, так и от Сомали; однако эти точки зрения постепенно исчезли по мере того, как политические лагеря становились все более поляризованными, а дискурс - более токсичным. [16] Сепаратисты и антисепаратисты использовали агрессивную риторику, время от времени имели место межобщинные столкновения. [20]
Британцы, хотя первоначально включали делегатов НФД в переговоры о независимости и, по-видимому, поддерживали отделение, в конечном итоге достигли соглашения с первой правящей партией Кении, KANU, согласно которому территориальный статус-кво государства будет сохранен. [21] Таким образом, решение Северной пограничной комиссии 1962 года, которое должно было изучить возможность отделения НФД, было отвергнуто сомалийскими националистами еще до того, как оно было объявлено, поскольку они пришли к выводу, что комиссия будет следовать взглядам кенийских националистов. [17] 22 ноября 1963 года британское правительство заявило, что «не будет никакого изменения границы Кении без решения нового правительства Кении». [4] Поскольку колониальное правительство встало на сторону кенийских националистов, оно начало выступать против НПППП. В период с марта по май 1963 года силы безопасности арестовали трех лидеров НПППП и сослали их в отдаленные районы. Позже был задержан и генеральный секретарь НПППП Дего Маалим Стамбул. Отец последнего, вождь Маалим Мохаммед Стамбул, следовательно, сыграет важную роль в войне Шифта. [18] [а]
Конфликт
[ редактировать ]Начало мятежа
[ редактировать ]Конфликт начался за несколько недель до провозглашения независимости Кении. [23] [17] когда несколько сотен сомалийцев в СФО взяли в руки оружие. Надеясь добиться объединения с Сомали посредством восстания, сторонники НПППП сформировали Движение за освобождение северных приграничных районов (NFDLM). НФДЛМ была разделена на две отдельные группы, сосредоточенные вокруг кланов Хавийе и Дарод соответственно. Первая фракция действовала между Ваджиром , Мояле и Мандерой , тогда как вторая возглавлялась Маалимом Мохаммедом Стамбулом и действовала вблизи Гариссы и юго-западной границы Сомали. [23] Несомалийцы [23] такие, как Туркана, также присоединились бы к повстанцам; члены этих этнических групп в основном руководствовались страхом ограничений на их передвижение и образ жизни, введенных правительством Кении. [18] Несмотря на различное происхождение и внутренние разногласия повстанцев, их объединяло противодействие централизму, связанному с Кенией. Сепаратисты считали, что Сомали будет меньше вмешиваться в их дела, сохраняя слабый государственный контроль и, таким образом, сохраняя местные средства к существованию, которые были адаптированы к приграничной зоне со слабым присутствием государства. [23]
Таким образом, провинция вступила в период продолжающихся стычек между кенийской армией и поддерживаемыми Сомали повстанцами НФДЛМ. Первыми громкими жертвами стали два лидера Бораны , первый комиссар Африканского округа Дабасо Вабера и вождь племени Хаджи Гальма Дидо, которые были убиты по пути в Исиоло, чтобы призвать местных жителей не поддерживать сепаратистов . [4] Двое убийц были сомалийскими жителями Кении, которые позже скрылись через границу Сомали. [24] В ноябре 1963 года ситуация с безопасностью в СФО резко ухудшилась, поскольку шифта начали напрямую атаковать полицию и армию. [25] Кения получила независимость 12 декабря, и в ответ боевики НПППП устроили вечерние нападения на северные полицейские участки и административные посты. [21] Эти нападения заставили руководство НПППП публично дистанцироваться от сдвигов и заявить, что оно будет стремиться к союзу с Сомали «конституционными средствами». [26] Этот шаг фактически означал, что партия способствовала делегитимации повстанцев. [27]

Сильные дожди не позволили силам безопасности противостоять первоначальному восстанию, особенно потому, что партизаны пользовались высокой поддержкой среди гражданского населения СФД в течение первого года восстания. [23] Несмотря на это, центральное правительство Кении под руководством Кеньятты изначально не считало боевые действия в СФО приоритетным вопросом. Кеньятту гораздо больше беспокоил возможный армейский мятеж или возможный переворот, совершенный его соперниками внутри KANU, и он опасался, что военные могут получить политическое влияние, сражаясь с повстанцами в одиночку. В результате он решил изменить ситуацию в отношении британского влияния в СФД и попросить Соединенное Королевство о помощи в борьбе с повстанцами. [28] Кеньятта ограничил размер кенийской армии, несмотря на угрозу, исходящую от сепаратистов, и напряженность в отношениях с Сомали. [29] Он также полагался на военизированное подразделение общего обслуживания (GSU) в борьбе с повстанцами. Состоящий из примерно 1000 «ударных солдат», он был обучен Британской специальной воздушной службой , в основном состоял из кикуйю (этнической группы Кеньятты) и считался твердо лояльным кенийскому правительству. [30]
28 декабря 1963 года правительство Кении объявило чрезвычайное положение в Северо-Восточном регионе. [31] Это заключалось в разрешении силам безопасности задерживать людей на срок до 56 дней без суда, конфискации имущества общин предположительно в отместку за акты насилия и ограничении права на собрания и передвижение. Вдоль границы Сомали была создана «запретная зона», а за несанкционированное хранение огнестрельного оружия стала обязательной смертная казнь. Были также созданы «специальные суды» без гарантий надлежащей правовой процедуры . Северо-восток, объявленный «особым районом», находился под почти неограниченным контролем правительства, включая право задерживать, арестовывать или насильственно перемещать отдельных лиц или группы, а также конфисковывать имущество и землю. [32] Однако в рамках усилий по успокоению общественности « Голос Кении» предупредили, чтобы она не называла конфликт «пограничным спором», а специальный правительственный комитет решил называть повстанцев «шифтами», чтобы свести к минимуму политические последствия. характер войны. [ нужна ссылка ] Кеньятта усилил это изображение, назвав повстанцев простыми преступниками. [33] и утверждая, что весь конфликт был организован гражданами Сомали без участия граждан Кении. [18] Он также утверждал, что из примерно 2000 смен только 700 фактически работали в СФО. [27]
Тупик
[ редактировать ]Несмотря на первоначальные успехи и существенную поддержку на местах, смены были слишком слабы по численности и оснащению, чтобы победить силы безопасности. В результате возникла патовая ситуация. [23] Хотя смены иногда обменивали домашний скот на огнестрельное оружие у гражданских лиц, в основном они полагались на оружие, поставляемое из Сомали. [34] С 1963 года поддержка сомалийцев стала «жизненно важной» для повстанцев. [29] Так, в феврале 1964 года активность повстанцев возросла после того, как Сомали получила партию оружия из Советского Союза, но снизилась в марте, поскольку их запасы закончились. [34] При поддержке британских войск кенийская армия также начала в том же месяце крупное наступление, хотя это не помешало повстанцам организовать собственное крупное наступление на город Марсабит . На тот момент половина кенийской армии была задействована в СФД. [26]

Одним из непосредственных последствий повстанческого движения Шифта стало подписание в 1964 году Договора о взаимной обороне между администрацией Джомо Кеньятты и правительством эфиопского императора Хайле Селассие . [35] Начало войны между Эфиопией и Сомали еще больше ограничило поток оружия шифта, и, таким образом, во второй половине года шифта стали более втянутыми в местные конфликты и занялись типичной «криминальной» деятельностью. Этот новый этап привел к тому, что сотрудники кенийской разведки создали три категории насилия: наезды небольших банд на слабые цели , более крупные нападения на конвои и кражу скота «вооруженными соплеменниками». К 1965 году в зарегистрированных инцидентах преобладали угоны скота, из-за чего кенийским властям было трудно отличить насилие от местных «племенных» проблем и нападений, связанных с сепаратистским конфликтом. [36] Это повлияло на популярность повстанцев, которая уменьшилась по мере того, как восстание затянулось, и сдвиги украли еду и другие припасы у мирных жителей, чтобы продолжать сражаться. В целом повстанцы «влали отчаянное существование», поскольку поддержка из Сомали доходила до многих группировок лишь спорадически. [18]
В то же время британское влияние на войну росло. В марте 1964 года правительства Кении и Великобритании подписали соглашение о предоставлении последнему доступа к кенийскому воздушному пространству и военным объектам. [35] В последующие два года были подписаны дополнительные договоры об обороне. [37] В результате британские офицеры колониальной эпохи продолжали занимать важные посты в кенийских силах безопасности и администрации. [35] влияя на их стратегию. С одной стороны, это означало, что кенийская борьба с повстанцами была вдохновлена колониальными методами, такими как те, которые применялись британцами во время восстания Мау-Мау , которое возглавили кикуйю, которые теперь, по иронии судьбы, доминировали в правительстве, возглавляемом KANU. [37] С другой стороны, однако, британцы имели сдерживающее влияние. Борьба с повстанцами в колониальную эпоху стоила очень дорого, и Соединенное Королевство не желало снабжать Кению деньгами и оружием для их повторения. Вместо этого британские советники призывали к сдержанности и настаивали на менее агрессивной и более поэтапной тактике, которая могла бы сдержать, но не победить повстанцев. [38] В этом отношении они разочаровали кенийских правительственных чиновников, которые были склонны поддерживать более решительные и репрессивные меры по принуждению сомалийского меньшинства к подчинению. [38] Однако ограниченная борьба с повстанцами также означала, что силы безопасности не могли защитить информаторов или создать сети сторонников в СФО, и, как правило, им не хватало разведданных для выявления сторонников повстанцев. В результате они прибегли к неизбирательному насилию в отношении жителей СФО. Более того, ограниченные операции также повлияли на усилия по государственному строительству, которые имели решающее значение для операций колониальной эпохи; хотя правительство Кеньятты обещало местным жителям модернизацию, оно вложило мало средств. [39]
В ходе войны правительство Кении все больше беспокоило растущая мощь сомалийской армии. На момент обретения независимости Сомали имела слабую армию численностью 5000 человек, которая была неспособна действовать за пределами своих границ. Однако в 1963 году правительство Сомали обратилось за помощью к Советскому Союзу , который ответил кредитованием, предоставлением оружия и отправкой инструкторов. Это значительно усилило сомалийские вооруженные силы, значение которых также возросло в политике. Сомалийские солдаты оказали давление на свое правительство, чтобы оно увеличило поддержку повстанцев, и начали непосредственно обучать смен. К 1966 году около 1200 повстанцев прошли подготовку у сомалийских военных. [35]
Правительственные авансы
[ редактировать ]К 1966 году шифты совершали рейды в городские центры и эффективно использовали наземные мины, чтобы устраивать засады на силы безопасности. Однако кенийская армия начала отвоевывать территорию и приняла политику принудительного заселения деревень в пострадавших от войны районах, чтобы лишить повстанцев гражданской поддержки. Правительственные власти фактически запретили торговлю скотом, в результате чего многие местные жители оказались в нищете. [23] Нарушение приграничной торговли также негативно повлияло на экономику Сомали, которая и без того находилась в тяжелом положении. Более того, идея Великого Сомали теряла свою привлекательность в Сомали. Таким образом, правительство Сомали начало уменьшать поддержку этих изменений. [29]
В 1967 году опасения в Кении достигли апогея, и был создан специальный правительственный комитет для подготовки к полномасштабной войне с Сомали. [32] Более того, британское влияние уменьшилось, поскольку правительство Кеньятты теперь стало более безопасным. Он считал, что обеспечил лояльность вооруженных сил с помощью различных мер; европейцы больше не были нужны. Не соглашаясь с умеренностью, которую отстаивали британцы, последние офицеры-иностранцы в силах безопасности были заменены кенийцами, которые предпочитали более агрессивный подход. [40] Посольство США заявило, что увольнение британских офицеров привело к тому, что кенийская армия и GSU действовали с «жестокой жестокостью» в СФО. [38] В 1967 году население было переселено в 14 Маньятта , деревень, которые охранялись войсками (некоторые называли их концентрационными лагерями). Исследователь Восточной Африки Алекс де Ваал описал результат как «военное нападение на весь скотоводческий образ жизни», поскольку огромное количество скота было конфисковано или убито, отчасти для того, чтобы отрицать его использование партизанами, а отчасти для того, чтобы заставить население отказаться от своих ферм. стаи и переселиться в Маньятту . Таким образом, оказавшись в нищете, многие кочевники превратились в городской низший класс, а образованные сомалийцы в Кении бежали из страны. [32] Правительство также заменило династических султанов, которые были традиционными лидерами, на вождей низкого ранга, назначаемых правительством. [41] Эти меры позволили военным и полиции начать более масштабные наступления на повстанцев. [29]
Пытаясь положить конец конфликту, правительство Кении предложило две президентские амнистии, начиная с 1967 года. Первая длилась с 1 июня по 15 июля и привела к сдаче 340 человек. Второй, с 20 октября по 20 ноября, заставил еще 151 повстанца сложить оружие. [42] Сдаче способствовали усилия местных старейшин и общественных лидеров, которые охотно выполнили просьбу правительства провести переговоры о возвращении шайнов к гражданской жизни, чтобы деэскалировать конфликт и избежать дальнейшего бремени, возложенного на их регионы. [43] Административным чиновникам было приказано снабдить бывших комбатантов пайками в знак доброй воли; В Мандере правительство еженедельно обеспечивало их рыбой и кукурузной мукой. В деревнях также устраивались вечеринки, чтобы приветствовать возвращение сдавшихся семей в общественную жизнь. [42] В ответ активные сдвиги напали на семьи сдавшихся и угнали их скот. [43]
Прекращение огня
[ редактировать ]В июне 1967 года Мухаммад Эгаль был избран премьер-министром Сомали. Поддерживая объединение Большого Сомали, он стремился положить конец дипломатической конфронтации с Кенией. В сентябре в Киншасе прошел саммит Организации африканского единства , и делегаты Кении и Сомали решили достичь соглашения относительно НФД. Результатом этого стал еще один саммит, проведенный в Аруше, Танзания , 28 октября под председательством Замбии президента Кеннета Каунды . Правительства обоих государств подписали меморандум о взаимопонимании , предусматривающий приостановку действия чрезвычайного положения в Кении и Сомали и полное возобновление дипломатических и экономических связей между обоими государствами. [44] 23 ноября Кенийский комитет специальных операций объявил, что не будет проводить новых наступательных операций в СФО. [42] Региональная безопасность не преобладала до 1969 года. [45] Считается, что стратегия Манятты играет ключевую роль в прекращении повстанческого движения, хотя правительство Сомали, возможно, также решило, что потенциальные выгоды от войны просто не стоят затрат и риска. [18]
Поскольку оставшиеся смены сдались, немногие сделали это со своим оружием. Вместо этого повстанцы доставили свое оружие в Сомали, а затем сдались силам безопасности в Кении. В результате многие виды оружия, ранее принадлежавшие повстанцам, попали в руки преступников, которые продолжали совершать трансграничные рейды из Сомали с целью кражи скота, что создавало постоянную угрозу безопасности. [18]
Последствия
[ редактировать ]По официальным данным, число погибших исчисляется тысячами, но неправительственные организации сообщили, что погибло более 10 000 человек. [4]
Стратегические последствия
[ редактировать ]Несмотря на окончание войны Шифта, правительство Кении продолжало опасаться вмешательства со стороны Сомали. [46] После государственного переворота в Сомали в 1969 году, совершенного Сиадом Барре , Кения первоначально полагала, что Сомали и ее союзники по Восточному блоку возобновляют вооружение повстанцев в Кении. [47]
Окончание войны также повлияло на армию Кении. Солдаты ранее были сосредоточены на борьбе с повстанцами и действовали с относительно высоким моральным духом и целеустремленностью, проходя регулярную подготовку и новое оборудование. Однако с 1967 года правительство сократило поддержку вооруженных сил, что привело к недовольству растущего числа кенийских солдат. Кенийской армии также больше не разрешалось проводить учения в СФО, в результате чего войска были разочарованы тем, что им «просто не хватает дел». Это недовольство привело к неудачным заговорам государственного переворота в армии Кении. [47] В конечном итоге возобновившаяся напряженность в отношениях с Сомали в 1970-х годах заставила руководство Кении снова обратиться за иностранной поддержкой к Великобритании, США и Израилю для улучшения своих вооруженных сил, частично ответив на жалобы солдат. [48]
Местные эффекты
[ редактировать ]В экономическом плане война в СФО привела к урбанизации, ослаблению мелких пастушеских стад, росту бедности и зависимости от внешней помощи. [49] Многие пастухи, потерявшие скот во время войны из-за конфискации скота, подали жалобы, требуя от правительства компенсации за ущерб, но нет никаких доказательств того, что по ним когда-либо были приняты меры. [50] К концу войны частные владения мелким скотом и верблюдами в СФО значительно сократились, поскольку мелкий поголовье все чаще забивали, чтобы прокормиться, а стада верблюдов либо увозились пастухами, бежавшими в Сомали, либо уничтожались мухами цеце . [51] Конфликт также укрепил мнение правительства Кении о том, что сомалийцы НФД являются иностранцами. В 1971 году от Южной Гариссы член парламента Абди Хаджи Ахмед пожаловался, что центральное правительство не «простило» жителям СФД восстание и «не заботится о том, выживут ли [местные жители] или умрут», указав на отсутствие водоснабжения и школ. в этом районе. [18] Антрополог Джон Бакстер писал, что в 1982 году в округе Исиоло «только немногие счастливчики все еще поддерживали себя за счет скотоводства. Около 40 процентов боран и сакуе округа были изгнаны в пригородные трущобы в новых административных поселках. . Там они едва сводили концы с концами, слоняясь по заправочным станциям в поисках случайных заработков, торгуя вразнос за мираа , производя запрещенный алкоголь, занимаясь проституцией и тому подобное». [11] Стада, содержащиеся в районе Исиоло, медленно восстанавливались в годы после войны, но даже в 2007 году еще не превзошли довоенную численность. [51]
Рост уровня бедности и распространение оружия также привели к росту преступности и бандитизма. Отсутствие безопасности оставалось проблематичным на протяжении 1990-х годов и вынуждало пастухов пасти скот в зонах ограниченного безопасности, что повышало их уязвимость к засухе. [52] Таким образом, война ознаменовала начало десятилетий жестоких репрессий и репрессивных мер со стороны полиции в СФД в сочетании с сфабрикованными обвинениями и откровенными инсинуациями со стороны кенийских СМИ, обвиняющих почти исключительно сомалийских жителей региона в «бандитизме». и другие пороки. [53] Огаденская война и растущая нестабильность в Сомали также привели к тому, что иностранные бандиты пересекли границу, чтобы действовать в СФО, что привело к еще большей нестабильности. [54]
Самые серьезные злоупотребления со стороны сил безопасности в СФО имели место в 1980-е годы. [55] Особенно жестокий инцидент, известный как резня в Вагалле, произошел в 1984 году, когда кенийский провинциальный комиссар приказал силам безопасности собрать 5000 мужчин сомалийского клана Дегодиа на взлетно-посадочной полосе в Вагалле , Ваджир , открыть по ним огонь, а затем попытаться скрыться. их тела. В 2000 году правительство признало, что убило 380 человек, хотя по независимым оценкам, число жертв превысило 2000 человек. [56]
Лишь в конце 2000 года и при администрации комиссара провинции Мохаммуда Салеха – сомалийца – наблюдалось серьезное снижение активности насильственных действий, что частично объясняется политикой абсолютной нетерпимости Салеха к злоупотреблениям со стороны сил безопасности. По иронии судьбы, Салех сам стал мишенью местной полиции, поскольку его несколько раз арестовывали и привлекали к ответственности. Одетого в штатское Салеха, видимо, приняли за обычного жителя СФО. [6]
Бывший лидер NPPPP Дего Маалим Стамбул в конце концов отправился в изгнание в Сомали и вернулся в Кению только в 2010-х годах. Он остается одним из немногих твердых сторонников союза северо-востока Кении с Сомали. [57] К 2010-м годам большинство сепаратистов на северо-востоке Кении вместо этого поддерживали автономию или предлагали новое государство, полностью независимое как от Кении, так и от Сомали, в то время как концепция Великого Сомали стала маргинальной точкой зрения. [16] [57]
Историография
[ редактировать ]В современных британских и кенийских официальных документах война называлась «спором НФД» или «сомалийским вопросом». [21] В Кении для обозначения конфликта часто используется фраза «гаф Даба». [58] Оно возникло как идиома, которую боранцы использовали на своем диалекте для обозначения событий. [59] и буквально переводится на английский язык как «время остановки», но также переводится как «остановка времени» или «нет времени». Этот термин напоминает об использовании властями Кении лагерей для интернированных, поскольку Боран использовал слово «даба» для обозначения таких объектов. [60] В более общем смысле это относилось к нарушениям в повседневной жизни. [49]
Большая часть историографии войны уделяет особое внимание роли сомалийского национализма и идеалу повстанцев Великого Сомали. [21] В свою очередь, оно в целом игнорировало разногласия внутри повстанцев и мало обращало внимания на участие жителей Борана и Рендилла в повстанческом движении. [61] Нене Мбуру написала единственную монографию, посвященную этой теме. [21]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бер 2018 , с. 148.
- ^ Джейкоб Беркович и Ричард Джексон, Международный конфликт: хронологическая энциклопедия конфликтов и их управления 1945-1995 (1997)
- ^ Рода Э. Ховард, Права человека в Африканском Содружестве , (Rowman & Littlefield Publishers, Inc.: 1986), стр.95
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Первая сепаратистская война в Кении» . Стандарт . 24 августа 2011 года . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Оливер 1963 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Блекнущие изображения: как провинция борется с наследием одноглазых бандитов». Архивировано 10 октября 2007 г. в Wayback Machine Бонифасом Онгери и Виктором Обуре, East African Standard , 9 декабря 2004 г.
- ^ Нене Мбуру, « Современный бандитизм на Африканском Роге: причины, история и политические последствия» ( PDF) . (118 КиБ ) в Северном журнале африканских исследований 8 (2): 89–107 (1999), стр. 99
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Комитет по наблюдению за Африкой, Кения: Принимая вольности , (Издательство Йельского университета: 1991), стр. 269
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Проект по правам женщин, Глобальный отчет Хьюман Райтс Вотч о правах человека женщин (Yale University Press: 1995), стр. 121
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнсис Валла, Первый доклад о правопреемстве государств в отношении договоров: двадцать шестая сессия Комиссии международного права, 6 мая – 26 июля 1974 г. , (Организация Объединенных Наций: 1974), стр. 20
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Ваал 1997 , с. 39.
- ^ Дэвид Д. Лейтин, Политика, язык и мысль: опыт Сомали , (University of Chicago Press: 1977), стр.75
- ^ Филиал 2017 , с. 104.
- ^ Филиал 2017 , стр. 104–105.
- ^ Бейкер 2001 , с. 83.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Вайцберг, 2017 г. , Раздел: Многообразие представлений о Великом Сомали.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Андерсон 2017 , с. 122.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Филиал 2011 , Глава 1.
- ^ Бер 2018 , с. 186.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бер 2018 , с. 187.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Уиттакер 2012 , с. 392.
- ^ Бер 2018 , с. 194.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Филиал 2017 , с. 106.
- ^ Дрисдейл, Джон (1964). Сомалийский спор . Пэлл Мэлл Пресс. [ нужна страница ]
- ^ Уиттакер 2014 , стр. 72–73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кизинга, 1964 год .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бер 2018 , с. 195.
- ^ Филиал 2017 , с. 105.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Филиал 2017 , с. 107.
- ^ Филиал 2017 , стр. 107–108.
- ^ Уиттакер 2012 , с. 391.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с де Ваал 1997 , с. 40.
- ^ Бер 2018 , стр. 181–182.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уиттакер 2014 , стр. 73–74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Филиал 2017 , с. 108.
- ^ Уиттакер 2014 , с. 74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филиал 2017 , с. 109.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Филиал 2017. С. 109–110.
- ^ Филиал 2017 , стр. 110–111.
- ^ Филиал 2017 , с. 110.
- ^ Хант 1999, с. 100
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уиттакер 2014 , с. 131.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уиттакер 2014 , с. 132.
- ^ Уиттакер 2014 , с. 130.
- ^ Хогг 1986 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Филиал 2017 , с. 111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филиал 2017 , с. 112.
- ^ Филиал 2017 , с. 113.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халиф и Оба 2013 , с. 5.
- ^ Халиф и Оба 2013 , с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халиф и Оба 2013 , с. 14.
- ^ Халиф и Ор 2013 , стр. 107-1. 14–16.
- ^ Broch-Due 2005 , стр. 174–175.
- ^ Андерсон 2017 , с. 124.
- ^ Андерсон 2017 , с. 123.
- ^ де Ваал 1997, с. 41; « Резня в Вагалле: семьи требуют выплаты» ( PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 февраля 2008 г. (13,4 КиБ ) , The East African Standard , 26 февраля 2005 г. (хостинг: benadir-watch.com); и «Кения признает ошибки в отношении «резни»» , BBC News , 18 октября 2000 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вайцберг 2017 , Раздел: Создание Родины.
- ^ Блох 2015 , с. 62.
- ^ Блох 2015 , с. 108.
- ^ Блох 2015 , с. 14.
- ^ Уиттакер 2012 , с. 393.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Андерсон, Дэвид М. (2017). «Вспоминая Вагаллу: государственное насилие на севере Кении, 1962–1991». В Андерсоне, Дэвид М.; Роландсен, Ойстейн Х. (ред.). Политика и насилие в Восточной Африке: борьба развивающихся государств . Лондон: Рутледж. стр. 120–138. ISBN 978-1-317-53952-0 .
- Бейкер, Брюс (2001). Бегство от доминирования в Африке: политическое размежевание и его последствия . Трентон: Africa World Press. ISBN 9780865438729 .
- Бер, Агнес Ванджиру (2018). Граница, идентичность и (в) безопасность: граница Кении и Сомали, 1963-2016 гг. (докторская диссертация). Международный университет США в Африке.
- Блох, Шон (2015). Гаф Даба: время, насилие и развитие в северо-восточной Кении середины двадцатого века (докторская диссертация). Университет Висконсин-Мэдисон. OCLC 1237223292 .
- Бранч, Дэниел (2011). Кения: между надеждой и отчаянием, 1963–2011 гг . Нью-Хевен, Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-14876-3 .
- Бранч, Дэниел (2017). «Насилие, деколонизация и холодная война в северо-восточной провинции Кении, 1963–1978». В Андерсоне, Дэвид М.; Роландсен, Ойстейн Х. (ред.). Политика и насилие в Восточной Африке: борьба развивающихся государств . Лондон: Рутледж. стр. 104–119. ISBN 978-1-317-53952-0 .
- Брох-Дью, Вигдис (2005). Насилие и принадлежность: В поисках идентичности в постколониальной Африке (1-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 9780203499979 .
- Хогг, Ричард (1986). «Новое скотоводство: бедность и зависимость в Северной Кении». Африка: Журнал Международного африканского института . 56 (3): 319–333. дои : 10.2307/1160687 . JSTOR 1160687 . S2CID 146312775 .
- Халиф, Зейнаб Кабале; Или Гуфу (2013). « «Период остановки»: описание влияния вахтового повстанческого движения на скотоводческое хозяйство на севере Кении, с 1963 по 2007 год» . Скотоводство: исследования, политика и практика . 3 (14): 14. дои : 10.1186/2041-7136-3-14 .
- Оливер, Роланд Энтони, изд. (1963). История Восточной Африки . Том. 2. Кларендон Пресс.
- Вайцберг, Керен (2017). У нас нет границ: Великое Сомали и трудности принадлежности к Кении . Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо. ISBN 9780821445952 .
- Уиттакер, Ханна (2014). Повстанческое движение и борьба с повстанцами в Кении: Социальная история конфликта Шифта, 1963–1968 гг . Брилл. ISBN 9789004282674 .
- Уиттакер, Ханна Элис (2012). «Социально-экономическая динамика конфликта Шифта в Кении, около 1963–1968 годов». Журнал африканской истории . 53 (3): 391–408. дои : 10.1017/S0021853712000448 . JSTOR 23353682 . S2CID 162216153 .
- де Ваал, Алекс (1997). Преступления против голода: политика и индустрия помощи при стихийных бедствиях в Африке . Проблемы Африки (переиздание). Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253211583 .
- «Апрель 1964 г. - пограничные инциденты, чрезвычайное положение в северо-восточном регионе Кении, - региональные выборы» (PDF) . Отчет Кизинга о мировых событиях . 10 . Кизингс Уорлдвайд, ООО. Апрель 1964 года.