Кенийско-сомалийские отношения
![]() | |
![]() Кения |
![]() Сомали |
---|
Кенийско-сомалийские отношения — это двусторонние отношения между Кенией и Сомали . Обе страны являются членами Африканского союза и Движения неприсоединения .
Дипломатические миссии
[ редактировать ]Федеральное правительство Сомали имеет посольство в Найроби . возглавляет Дипломатическую миссию посол Джамал Мохамед Хасан . [ 1 ]
Сомалийско-кенийский конфликт
[ редактировать ]Северный пограничный округ
[ редактировать ]26 июня 1960 года, за четыре дня до предоставления независимости Британскому Сомалиленду , британское колониальное правительство предложило объединить все населенные сомалийцами территории Восточной Африки в один административный регион. Однако после распада бывших британских колоний в регионе колониальное правительство передало управление Северным пограничным округом Кении, несмотря на неформальный плебисцит, демонстрирующий подавляющее желание населения региона присоединиться к недавно сформированной Сомалийской Республике . [ 2 ]
Накануне независимости Кении в августе 1963 года британские официальные лица были уведомлены о том, что новая администрация Кении не желает отказываться от территории СФД, управление которой ей только что было предоставлено. Возглавляемые Народной прогрессивной партией Северной провинции (НПППП), некоторые сомалийцы в СФО энергично стремились к союзу с Сомалийской Республикой на севере. [ 3 ] В ответ правительство Кении приняло ряд мер, направленных на подавление восстания, которое стало известно как Война Шифта . [ 4 ] Конфликт закончился прекращением огня после того, как в Киншасе прошел саммит Организации африканского единства , и делегаты Кении и Сомали решили достичь соглашения о судьбе НФД. Результатом этого стал еще один саммит, проведенный в Аруше, Танзания , 28 октября под председательством Замбии президента Кеннета Каунды . Правительства обеих стран подписали меморандум о взаимопонимании , который повлек за собой приостановку чрезвычайного положения в Кении и Сомали и полное возобновление дипломатических и экономических связей между обеими странами.
Сомалийцы в Кении исторически населяли Северный пограничный округ (NFD), который позже был переименован в Северо-Восточную провинцию . НФД возник в 1925 году, когда он был выделен из региона Джубаленд на территории современного юга Сомали. [ 5 ] Во времена британской колониальной администрации северная половина Джубаленда была передана Италии в награду за поддержку итальянцами союзников во время Первой мировой войны . [ 6 ] Великобритания сохранила контроль над южной половиной территории, которая позже была названа Северным пограничным округом. [ 5 ] Начиная с 2010-х годов, во время правления Ахмеда Мадобе , связи между Кенией и Джубалендом углубились, особенно в форме экономического и военного сотрудничества. [ 7 ]
Операция Защити страну
[ редактировать ]В октябре 2011 года началась скоординированная операция между сомалийскими военными и кенийскими военными , операция Линда Нчи , против «Аш-Шабааб» на юге Сомали. группы повстанцев [ 8 ] [ 9 ] Официально миссию возглавляла сомалийская армия, а кенийские силы выполняли вспомогательную роль. [ 9 ] В начале июня 2012 года кенийские войска были официально интегрированы в АМИСОМ . [ 10 ] К сентябрю 2012 года Сомалийская национальная армия и союзные ей силы Африканского союза и ополчение Раскамбони сумели захватить последний крупный оплот «Аш-Шабааб», южный порт Кисмайо, во время битвы при Кисмайо . [ 11 ]
Лагеря беженцев
[ редактировать ]В 2013 году УВКБ ООН, правительства Кении и Сомали подписали трехстороннее соглашение, облегчающее репатриацию сомалийских беженцев в лагере Дадааб . ультиматум с В марте 2021 года правительство Кении предъявило УВКБ ООН требованием закрыть лагеря беженцев Дадааб и Какума , в которых проживают более 400 000 беженцев, в основном сомалийцев. На фоне ухудшения отношений с правительством Сомали они заявили, что для дальнейших переговоров нет места, сомалийские беженцы должны немедленно покинуть лагеря и что их будут сопровождать до границы с Сомали, если лагеря не закроются. Это может привести к гуманитарной катастрофе, особенно из-за пандемии COVID-19 . Правительство Сомали не сделало никаких заявлений о предстоящем закрытии. [ 12 ] [ 13 ]
В начале месяца УВКБ ООН обратилось с призывом о срочном финансировании беженцев в Восточной Африке, сообщив, что продовольственные пайки для беженцев в Кении уже сокращены на 40%. Финансирование достигло рекордно низкого уровня из-за глобального воздействия COVID-19. Клементина Нквета-Салями, региональный директор УВКБ ООН, сказала: «Обеспокоенность по поводу защиты растет. Сокращение продовольственных пайков или денежных средств приводит к негативным стратегиям выживания, направленным на удовлетворение основных потребностей в пище, например, пропуску или уменьшению количества приемов пищи, взятию кредитов под высокие проценты, продаже активов, детскому труду и росту домашнего насилия». [ 14 ]
Спор о морской границе
[ редактировать ]Кения и Сомали вовлечены в спор о морской границе в северной части Индийского океана . Как ратифицированные члены Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС), Кения и Сомали обязаны провести делимитацию своих морских границ по соглашению, основанному на международном праве, для достижения справедливого решения в соответствии со статьей 83(1). ). [ 15 ] Обе страны имеют пересекающиеся претензии. Основным предметом разногласий является метод установления морской границы, поскольку статья 83(1) ЮНКЛОС не определяет метод делимитации. В то время как Сомали считает, что граница должна проходить по равноудаленной линии от сухопутной границы, Кения выступает за границу, основанную на линии, параллельной пересечению начальной точки сухопутной границы. [ 16 ]
7 апреля 2009 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании (МоВ) «между правительством Республики Кения и переходным федеральным правительством Сомалийской Республики о предоставлении друг другу отсутствия возражений в отношении представлений о внешних границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль Комиссии по границам континентального шельфа (CLCS)». В этом документе обе страны признали существование морского пограничного спора и согласились решить указанный спор путем переговоров. [ 17 ] Меморандум о взаимопонимании был подписан министром иностранных дел Кении и министром национального планирования и международного сотрудничества Сомали. [ 18 ] Однако позже этот Меморандум о взаимопонимании был отклонен Переходным федеральным парламентом Сомали в октябре 2009 года на том основании, что не принято, чтобы министр подписывал обязательное двустороннее соглашение, тем самым объявляя его недействительным и не подлежащим исполнению. [ 19 ] Возражение Сомали привело к тому, что CLCS прекратил дальнейшее рассмотрение заявления Кении. [ 20 ]
28 августа 2014 г., после безрезультатных переговоров и предполагаемых нарушений суверенитета со стороны Кении, Сомали подала заявление в Международный Суд (МС) об определении единого курса морской границы, включая континентальный шельф за пределами 200 морских миль. [ 15 ] [ 20 ] [ 21 ] В 2015 году Кения выдвинула два предварительных возражения по этому делу относительно юрисдикции Суда. Первый основан на утверждении, что инструментом разрешения спора был ранее подписанный Меморандум о взаимопонимании и что любое разграничение должно быть сделано после того, как CLCS рассмотрит заявления, сделанные сторонами. Второе возражение основано на утверждении Кении о том, что обе стороны согласились на метод урегулирования, отличный от обращения в Суд, в соответствии с факультативной оговоркой-декларацией (пункт 2 статьи 36) Статута Международного Суда и Частью XV ЮНКЛОС. [ 20 ] Тем не менее, Международный суд принял решение по этим двум возражениям и принял дело к рассмотрению 2 февраля 2017 года, впервые открыто подтвердив свою юрисдикцию по делу. [ 16 ]
Публичные слушания по этому делу должны были состояться в 2019 году, но были перенесены на 2020 и 2021 годы по просьбе Кении. [ 22 ] Однако Кения отказалась присутствовать на слушаниях Международного суда по этому делу в марте 2021 года, заявив в своем заявлении, что страна чувствует себя преданной со стороны правительства Сомали, которое «разжигало враждебность против Кении и активно способствовало созданию климата, который поощряет нападения на кенийских гражданских лиц и против кенийских сил в Сомали», несмотря на поддержку, которую Кения оказала Сомали в виде гуманитарной помощи, а также военной, финансовой и дипломатической поддержки. [ 23 ]
12 октября 2021 года Международный Суд вынес свое решение. Суд пришел к выводу, что, вопреки утверждениям Кении, ранее согласованной границы с точки зрения широты не существует, и разделил спорные 100 000 квадратных километров между частями с новой морской границей. [ 24 ] Однако Кения по-прежнему отказывается признать юрисдикцию Суда по этому делу, и последствия решения остаются неясными, поскольку у Международного Суда нет средств для обеспечения исполнения своих решений. [ 25 ] Тем не менее, это решение, скорее всего, поднимет напряженность на новый уровень, затрагивая некоторые усилия по сотрудничеству, особенно с точки зрения вопросов морской безопасности в этом районе, таких как пиратство и другие. [ 21 ] Более того, можно было бы ожидать, что Кения выплатит репарации за свою деятельность по разведке и эксплуатации нефти и газа на территории, которая теперь считается принадлежащей Сомали. [ 26 ]
Напряженность вместе со спором
[ редактировать ]На спорной территории между Сомали и Кенией сосредоточены важные месторождения нефти и газа. [ 26 ] Обе страны пошли на уступки частным компаниям на разведку и добычу этих ресурсов до урегулирования спора. В 2019 году Кения подписала соглашения с Qatar Petroleum, итальянской компанией Eni и французской компанией Total. [ 27 ] В то же время Сомали также заключила с компаниями концессии на различную деятельность в спорном районе. Однако действия Кении позволили ей заявить о незаконных операциях на своей территории, что привело к подаче заявления в Международный Суд. [ 17 ] Сомали также несколько раз протестовала против работ Кении на спорной территории. В одном из случаев генеральный прокурор Сомали выразил свою обеспокоенность по поводу нарушения суверенитета Сомали, подав жалобу генеральному директору Total Oil Company. [ 26 ]
В средствах массовой информации обе страны изображаются по-разному в отношении спора, а некоторые новостные порталы обвиняются в том, что они способствуют нагнетанию напряженности в споре из-за его освещения. Например, в 2019 году телеканал «Аль-Джазира» высказал предположение о возможном вмешательстве в это дело судьи Международного Суда Абдулкави Ахмеда Юсуфа, гражданина Сомали. [ 17 ]
С точки зрения дипломатии, напряженность была скрытой, поскольку в феврале 2019 года Кения вызвала своего посла в Сомали домой и попросила своего сомалийского коллегу Мохаммеда Мухамуда Нура вернуться в Могадишо для консультаций со своим правительством после решения правительства Сомали выставить на аукцион разведку нефти и газа. Блоки оказались в центре морского территориального спора двух стран в Индийском океане. [ 28 ] В разгар противостояния между странами, в июле 2019 года, Сомали подала протест правительству Кении за то, что он назвал самопровозглашенный Сомалиленд страной. [ 29 ] Кроме того, в феврале 2021 года председатель Панафриканского форума обратился к Организации Объединенных Наций с просьбой о вмешательстве по морскому делу Кении и Сомали в Международном Суде. В своем письме Антониу Гутерришу , Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций , он сказал, что с тех пор, как Мохамед пришел к власти, напряженность в регионе усилилась: «Фармаахо, похоже, находится в затруднительном положении из-за чрезмерного давления со стороны внешних сил, а именно Турции. , ОАЭ и Катар, Норвегия и в некоторой степени Франция». [ 30 ] Совет кандидатов в президенты обвинил президента Мохамеда и Абдирахмана Бейля в попытке продать с аукциона нефтяные блоки Сомали, несмотря на то, что законы, регулирующие природные ресурсы и распределение доходов, не были согласованы между федеральным правительством Сомали и государствами-членами Федерации.
Дипломатический скандал с президентом Мохамедом
[ редактировать ]В декабре 2020 года Мохамед обвинил Кению во вмешательстве во внутренние дела Сомали в ходе дипломатического скандала, в результате которого Сомали разорвала дипломатические отношения с соседней Кенией, дав кенийским дипломатам семь дней на то, чтобы покинуть Могадишо . Правительство Кении отвергло обвинения, заявив, что правительство Сомали неблагодарно Кении за поддержку, которую ее страна оказала сомалийским беженцам, и за ее усилия по установлению мира в Сомали». [ 31 ] [ 32 ] В мае 2021 года отношения между двумя странами были восстановлены при посредничестве Катара . [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бывший высокопоставленный политик назначен новым послом в Кении» . Халганка. 3 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2015 года . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ Дэвид Д. Лейтин, Политика, язык и мысль: опыт Сомали , (University Of Chicago Press: 1977), стр.75
- ^ Брюс Бейкер, Бегство от доминирования в Африке: политическое размежевание и его последствия , (Africa World Press: 2003), стр.83
- ^ Рода Э. Ховард, Права человека в Африканском Содружестве , (Rowman & Littlefield Publishers, Inc.: 1986), стр.95
- ^ Jump up to: а б Осман, Мохамед Амин АХ (1993). Сомали, предложения на будущее . СПМ. стр. 1–10.
- ^ Оливер, Роланд Энтони (1976). История Восточной Африки, Том 2 . Кларендон Пресс. п. 7.
- ^ Андерсон, Дэвид М. и Джейкоб Макнайт. «Кения в состоянии войны: Аль-Шабааб и ее враги в Восточной Африке». Дела Африки 114.454 (2014): 1–27.
- ^ «Правительство Сомали поддерживает миссию кенийских сил» . Standardmedia.co.ke. Архивировано из оригинала 14 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Совместное коммюнике – Операция Линда Нчи
- ^ «Кения: министр обороны назначен исполняющим обязанности министра внутренней безопасности» . Гароуэ Онлайн . 19 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 года . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ Чонгхайле, Клар Ни (28 сентября 2012 г.). «Кенийские войска начали штурм сомалийского города Кисмайо» . Хранитель . Проверено 28 сентября 2012 г.
- ^ «Кения закроет самый большой в мире лагерь беженцев из-за напряженных отношений с Сомали» . Гароуэ Онлайн. 24 марта 2021 г.
- ^ «Кения приказывает закрыть два лагеря беженцев и предъявляет ультиматум агентству ООН» . Рейтер. 24 марта 2021 г.
- ^ «ВПП ООН и УВКБ ООН призывают предоставить финансирование для более чем 3 миллионов беженцев, пострадавших от сокращения рационов в Восточной Африке» . УВКБ ООН. 2 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Олорундами, Файокеми (2018). «Спор о делимитации морской границы Кении и Сомали». Эфиопский ежегодник международного права, 2017 год . Том. 2017. С. 173–185. дои : 10.1007/978-3-319-90887-8_7 . ISBN 978-3-319-90886-1 .
- ^ Jump up to: а б Бонафе, Беатрис И. (2017). «Разграничение морских пространств в Индийском океане (Сомали против Кении). Предварительные возражения» . Американский журнал международного права . 111 (3): 725–731. дои : 10.1017/ajil.2017.86 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 26568878 . S2CID 149033327 .
- ^ Jump up to: а б с Мавеу, Хасинта; Маре, Восхищайтесь; Муйонга, Дорин (2021). СМИ, конфликты и миростроительство в Африке: концептуальные и эмпирические соображения . Абингдон, Оксон: Милтон: Taylor & Francisco Group. стр. 127–137. ISBN 9780367360283 .
- ^ Кадаги, Нелли Исиги; Окафор-Ярвуд, Ифесиначи; Глейзер, Сара; Лиен, Закари (1 сентября 2020 г.). «Совместное управление общими ресурсами как альтернативный подход к разрешению споров о морских границах: спор о морской границе Кении и Сомали». Журнал региона Индийского океана . 16 (3): 348–370. дои : 10.1080/19480881.2020.1823169 . hdl : 10023/25135 . S2CID 224894172 .
- ^ Чан, Кай-чи (22 ноября 2018 г.). «Решение Международного Суда по делу Сомали против Кении и его последствия для морского права» . Утрехтский журнал международного и европейского права . 34 (2): 195–204. дои : 10.5334/ujiel.450 . S2CID 150336039 .
- ^ Jump up to: а б с Ву, Сяохуэй (1 сентября 2018 г.). «Примечание по делу: Делимитация морских границ в Индийском океане (Сомали против Кении), решение по предварительным возражениям». Китайский журнал международного права . 17 (3): 841–860. дои : 10.1093/chinesejil/jmy022 .
- ^ Jump up to: а б Отто, Лиза; Митчелл, Виктория (2020). Глобальные вызовы морской безопасности: введение . Чам: Спрингер. стр. 111–126. ISBN 978-3-030-34630-0 .
- ^ «Последние события | Делимитация морских границ в Индийском океане (Сомали против Кении) | Международный Суд» . www.icj-cij.org .
- ^ «Кения чувствует себя преданной Сомали из-за морского спора» . Агентство Андалу. 19 марта 2021 г.
- ^ «Решение от 12 октября 2021 г.» (PDF) . Международный Суд.
- ^ «Международный Суд отклоняет дело Кении по спору на морской границе с Сомали» . Новости Би-би-си . 12 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Осман, Ахмед Хейр (2021). «Правовая основа разведки нефти и газа в спорных морских зонах между Сомали и Кенией» (PDF) . Африканский междисциплинарный журнал развития . 10 (2): 20–28.
- ^ Онгуни, Филип (2020). «Почему морской спор Кении и Сомали зашел так далеко — ProQuest» . Журнал политики Африки : 41–51. ПроКвест 2403112253 .
- ↑ Дункан Мирири и Абди Шейх (17 февраля 2019 г.), Кения вызывает своего посла в Сомали, поскольку территориальный спор обостряется Reuters .
- ^ «Сомали выразила протест после того, как Кения назвала Сомалиленд своей страной» . Арабские новости . 1 июля 2019 года . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ «КЕНИЙСКИЙ Панафриканский форум хочет, чтобы Международный суд отложил морской спор между Кенией и Сомали из-за опасения новой напряженности» . Столичные новости. 17 февраля 2021 г.
- ^ «Дипломатический скандал между Сомали и Кенией углубляется» . Немецкое здоровье. 17 декабря 2020 г.
- ^ Дахир, Абди Латиф (15 декабря 2020 г.). «Сомали разрывает дипломатические связи с Кенией» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ «Сомали восстанавливает связи с Кенией после почти шестимесячного перерыва» . Рейтер . 06.05.2021 . Проверено 06 мая 2021 г.