Китайско-кенийские отношения
![]() | |
![]() Китай |
![]() Кения |
---|
Китайско-кенийские отношения — это двусторонние отношения между Китайской Народной Республикой и Кенией . Две страны установили отношения в 1963 году, временно приостановили связи в 1967 году. [ 1 ] но в конечном итоге восстановили дипломатические отношения в 1978 году. С тех пор они значительно расширили свои экономические и инвестиционные соглашения, так что Китай в настоящее время является крупнейшим торговым партнером Кении. [ 2 ] Хотя активные торговые, инвестиционные и инфраструктурные проекты под руководством Китая принесли пользу общему развитию Кении и были названы правительствами обоих стран «беспроигрышным» сотрудничеством, [ 3 ] местные СМИ и иностранные аналитики все чаще критикуют как потенциальные последствия кредитов Кении от Китая, так и общую экономическую зависимость Кении от иностранного капитала и продукции. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Самое амбициозное сотрудничество, железная дорога стандартной колеи , которая планировалась соединить Найроби , Кению , Уганду , Южный Судан и Руанду с использованием китайского финансирования и подрядчиков, вызвало еще больше споров из-за финансовых осложнений, вопросов о законности тендерного процесса, и предполагаемое обеспечение кенийского порта Момбаса . [ 5 ]
Политические связи
[ редактировать ]Двусторонние отношения начались 14 декабря 1963 года, через два дня после официального установления независимости Кении , когда Китай стал четвертой страной, открывшей посольство в Найроби . [ 6 ]

В течение следующего десятилетия китайско-дипломатические отношения стали чрезвычайно напряженными. Правительство Кении заявило, что местный переворот получил поддержку Пекина, но Китай назвал это пропагандой. Вскоре в 1966 году последовали местные демонстрации в обеих странах, и обе страны разорвали дипломатические отношения и отозвали свои посольства в 1967 году. [ 2 ]
После 1978 года администрация президента Даниэля Арап Мои начала восстанавливать отношения с Пекином. Эти усилия привели к нескольким громким визитам и соглашениям по развитию торговли, инвестиций и технологического обмена. [ 2 ] Одновременно в последующие десятилетия военный обмен между двумя странами расширился. Генерал Лю Цзинсун , командующий Ланьчжоуским военным округом , возглавил первую военную делегацию Китая в Кению в декабре 1996 года; Генерал-майор Ник Лешан, командующий ВВС Кении , нанес ответный визит в 1997 году. [ 7 ]
С 2005 года президент Мваи Кибаки и его преемник президент Ухуру Кеньятта реализовали политику «Взгляд на Восток» в качестве альтернативы западным кредитам и инвестициям - внешнюю политику, которая включала значительное расширение китайских кредитов и инфраструктурных инициатив, управляемых Китаем. Кроме того, президент Кении Мваи Кибаки посетил Пекин в августе 2005 года. [ 8 ] , на что президент Китая Ху Цзиньтао ответил визитом в Найроби. В ходе этих встреч правительства двух стран начали координировать шесть сделок по разведке нефти и многочисленные инфраструктурные проекты. [ 9 ]
В начале 2006 года президент Китая Ху Цзиньтао подписал контракт на разведку нефти с Кенией; Это последнее из серии соглашений, направленных на расширение экономического сотрудничества Китая с Африкой. Сделка позволила китайской морской нефтегазовой компании CNOOC Ltd. , контролируемой государством , вести разведку нефти в Кении, которая только начинает бурить свои первые разведочные скважины на границах Судана и Сомали, а также в прибрежных водах. Нефть еще не добыта, и не было официальной оценки возможных запасов. [ 10 ]
В апреле 2007 года Jinchuan Group , государственная металлургическая группа, стала первой китайской компанией, вошедшей в горнодобывающий сектор Кении, купив 20% акций Tomin Kenya . [ 11 ]

В 2008 году президент Кении объявил «Видение 2030» , согласно которому Кения «к 2030 году станет быстро индустриализирующейся страной со средним уровнем дохода». [ 12 ] что еще больше укрепило экономические отношения с Китаем. [ 13 ] В 2011 году Кения и Китай подписали 10 соглашений, предусматривающих широкомасштабное сотрудничество в сфере телекоммуникаций, энергетики, туризма, здравоохранения, торговли, строительства и образования. [ 2 ] В 2013 году президент Ухуру Кеньятта посетил Китай. Он провел переговоры со своим китайским коллегой Си Цзиньпином . Кения и Китай в итоге подписали соглашения на сумму 5 миллиардов долларов США. [ 14 ] Премьер Китая Ли Кэцян посетил Найроби во время своего турне по Африке в 2014 году. Он и президент Кеньятта подписали 17 многомиллиардных соглашений о финансировании множества инфраструктурных проектов и различных соглашений. Это включало создание Китайско-африканского банка развития. [ 15 ] С 2003 по 2013 год торговля между двумя странами росла на 30% каждый год. [ 16 ]
Проблемы кибершпионажа
[ редактировать ]В мае 2023 года агентство Reuters сообщило, что связанная с китайским государством группа продвинутых постоянных угроз, известная как «BackdoorDiplomacy», в течение многих лет преследовала кенийские правительственные учреждения. [ 17 ] Офис президента Кении , Министерство финансов и Национальная разведывательная служба . Нападениям подверглись [ 17 ]
Экономические связи
[ редактировать ]Китай является крупнейшим торговым партнером Кении, объем двусторонней торговли быстро растет со долларов США в 2002 году. 186,37 миллиона [ 18 ] до $5,3 млрд в 2018 году. [ 13 ] из Кении Хотя экспорт чая , кофе , трав и авокадо Кении становится все более привлекательным для китайских потребителей, торговый дефицит недавно достиг 7 миллиардов долларов благодаря значительным инвестициям, торговым сделкам и помощи в целях развития, которую она получает от Китая. [ 13 ] Хотя китайские фирмы известны своей относительной эффективностью, доступностью и возможностями трудоустройства, торговля с Китаем также вызвала несколько критических замечаний с точки зрения контрафактных китайских товаров, искаженных тендерных процессов для строительных фирм, отсутствия защиты местной промышленности и расизма. китайских рабочих против кенийцев. [ 2 ]
Контрафактная продукция
Китайская продукция составляет подавляющее большинство контрафактных товаров в Кении, что приводит к годовому чистому убытку в торговле в размере 368 миллионов долларов. Правительство Кении тратит от 84 до 490 миллионов долларов на предотвращение и отслеживание подделок. Согласно местным опросам, хотя местные жители признают китайскую продукцию доступной для потребителей и полезной для местных малых и средних предприятий , большинство также критикуют низкое качество китайских товаров и опасность введения в заблуждение продуктов здравоохранения и сельского хозяйства . [ 2 ] В то же время на местном уровне это было воспринято скорее как провал местного законодательства, чем как прямая критика китайского импорта. [ 19 ]
В Законе о борьбе с контрафактом 2008 года правительство Кении предприняло многочисленные усилия по сокращению количества контрафактной продукции и обучению общественности тому, как отличать подлинную продукцию. Однако, по данным Федерации потребителей Кении в 2010 году, 60% кенийских предприятий не считали реакцию правительства особенно эффективной. [ 2 ] Несмотря на комплексную юридическую реализацию, этому препятствует нехватка кадров и другие логистические проблемы. [ 19 ]

Строительные споры
Приток китайских строительных фирм вызвал неоднозначную реакцию. В 1970-х годах местные строительные компании рухнули из-за неэффективности, и в результате в строительную отрасль Кении пришла волна иностранных фирм, в том числе китайских компаний. С тех пор Найроби высоко оценил доступность, эффективность и конкуренцию, которые привнесли китайские фирмы, и общественность, похоже, в целом оценила улучшения в государственной инфраструктуре. [ 2 ]
Однако кенийские подрядчики рассматривают иностранные и часто более богатые фирмы как несправедливое игровое поле и все чаще лоббируют протекционистскую политику. [ 2 ] Китайские проекты также часто обвиняют в недостаточной прозрачности тендерного процесса, а также в обвинениях в закулисном вмешательстве со стороны правительства Кении, ставящем в невыгодное положение местных подрядчиков. [ 19 ] [ 5 ] В Законе о Национальном строительном управлении 2010 года правительство Кении расширило правила, касающиеся регистрации подрядчиков и справедливости тендерных процессов. [ 2 ]
Конкуренция с местным бизнесом
Как уже упоминалось, значительный торговый дефицит и распространение более доступных китайских товаров сократили рыночную долю местных производителей. [ 2 ] Местные предприятия, как правило, критически относятся к китайской продукции, поскольку зачастую они не могут конкурировать со своими более эффективными зарубежными аналогами. [ 19 ] Некоторые аналитики обвинили Китай в намеренном демпинге дешевой продукции за счет местной промышленности. [ 5 ] но другие оспаривают это утверждение как несравнимое и вместо этого подчеркивают значительное снижение цен для потребителей, обеспечиваемое китайскими проектами. [ 20 ]
Расистские инциденты
Случаи расизма со стороны китайских экспатриантов, сопровождавших китайские инвестиции в Кении по отношению к чернокожим кенийцам, стали источником недавних споров. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Это негативно сказалось на двусторонних отношениях между двумя странами. [ 21 ]
Инфраструктура и долговое финансирование
[ редактировать ]
Во время визита в Китай в 1980 году президент Кении Даниэль Арап Мои обратился к Китаю с просьбой профинансировать национальный спортивный центр Кении. [ 25 ] : 41 После подписания ряда протоколов и соглашений Китай начал работу над Международным спортивным центром Мои в 1982 году. [ 25 ] : 41 В 1987 году Китай завершил первый этап и передал центр Кении ко Всеафриканским играм, которые состоятся позднее в том же году. [ 25 ] : 41
За последние пару десятилетий инвестиции в инфраструктуру и кредиты Китая быстро росли. В период с 2006 по 2017 год Кения взяла у Китая крупные кредиты на сумму не менее 9,8 млрд долларов США (1043,77 млрд шиллингов). [ 26 ] а по состоянию на 2019 год на долю Китая приходилось 72% общего внешнего долга Кении. [ 27 ] Поскольку Кения становится все более важной частью китайской инициативы «Один пояс, один путь» , [ 16 ] значительная часть этих кредитов приходится на два флагманских инфраструктурных проекта Кении: проект автомагистрали Найроби-Тика и железную дорогу стандартной колеи Момбаса-Найроби (SGR). Последнее вызвало серьезную обеспокоенность в связи с « дипломатией долговых ловушек » и потенциальным обеспечением кенийского порта Момбаса. Помимо этих инфраструктурных проектов, Китай также использует кредиты, полученные от Китая, для развития своего сектора образования, строительства, здравоохранения и сельского хозяйства. [ 13 ]
Проект шоссе Найроби-Тика
[ редактировать ]С 2009 по 2013 год Кения заняла около 180 миллионов долларов у Экспортно-импортного банка Китая для строительства автомагистрали Найроби Тика. [ 13 ] Помимо улучшения мобильности для рядовых граждан, он также эффективно связал большую часть Восточной Африки с Момбасой , крупнейшим портом региона. [ 5 ]
Железная дорога стандартной колеи Момбаса-Найроби (SGR)
[ редактировать ]Первоначально планировалось, что железная дорога длиной 485 км свяжет Кению, Руанду, Уганду и Южный Судан и значительно расширит торговые возможности Кении в рамках того, что и Кения, и Китай приветствовали как «беспроигрышный» проект развития. В 2013 году президент Ухуру Кеньятта заявил, что «этот проект определит мое наследие как президента Кении [и] определенно преобразует… не только Кению, но и весь восточноафриканский регион». [ 16 ] Кения профинансировала 90% строительства железной дороги за счет кредита в размере 3,6 миллиарда долларов от Экспортно-импортного банка Китая с процентной ставкой 3,6%, подлежащей выплате в течение 15 лет и льготным периодом 5 лет. [ 5 ] [ 28 ]
Однако на протяжении всего строительства железная дорога столкнулась с рядом препятствий. Майкл Камау , секретарь транспортного кабинета Кении, заявил, что переговоры с китайцами игнорировали существующие кенийские законы о закупках, а некоторые аналитики утверждают, что процесс торгов был несправедливо смещен в сторону нынешнего оператора, Китайской дорожно-мостовой корпорации . [ 5 ] Местные активисты подали дело в Высокий суд Кении в 2014 году, и, хотя первоначально оно было отклонено, в 2020 году апелляционный суд в конечном итоге постановил, что процесс закупок был незаконным, хотя и с неясным влиянием на будущее строительство. [ 29 ] В ходе расследования выяснилось, что условием кредита было использование китайского оператора вместо местных подрядчиков. [ 30 ]

В 2017 году завершилось строительство первого участка железной дороги, но финансовые трудности только усилились. [ 30 ] Во время строительства Кения заплатила около 5,6 миллиона долларов за километр пути, что в четыре раза больше, чем их первоначальная оценка. С 2017 по 2018 год железная дорога терпела убыток в размере 7,35 миллиона долларов в месяц из-за неожиданно низкой загрузки. В ответ правительству Кении пришлось регулярно повышать цены на железную дорогу, что, в свою очередь, привело к сокращению использования железной дороги как для пассажиров, так и для грузов. Впоследствии Китай отказался предоставить дополнительный кредит в размере 3,6 миллиарда долларов, необходимый для завершения строительства второго участка железной дороги. [ 5 ]
В 2018 году документ, предположительно просочившийся из канцелярии генерального аудитора, показал, что для обеспечения кредитов, связанных с SGR, в 2013 году правительство предоставило в качестве залога кенийские активы Китайскому экспортно-импортному банку, включая порт Момбасы и контейнерный терминал для внутренних перевозок. Депо в Найроби. [ 5 ] [ 31 ] Если железная дорога не сможет привлечь заранее оговоренное количество грузов, контракт позволит Китайскому экспортно-импортному банку претендовать на суверенитет порта в принципе. Хотя генеральный аудитор Эдвард Оуко отказался подтвердить или опровергнуть подлинность отчета, президент Ухуру Кеньятта , министр финансов Укур Ятани и секретарь кабинета транспорта и инфраструктуры Брайан Камау отвергли отчет как выдумку. . [ 5 ] [ 28 ] [ 32 ] [ 33 ] Подлинность документа остается неподтвержденной, а Комитет по государственным инвестициям Национального собрания в настоящее время проводит расследование по этому поводу. [ 5 ] Помимо порта Момбаса, Кению также можно заставить передать Китаю контроль над внутренним контейнерным складом в Найроби.
Критика дипломатии долговой ловушки
[ редактировать ]Местные новостные агентства и внешние аналитики часто сравнивали передачу залога порта Момбасы шри -ланкийскому международному порту Хамбантота , в результате чего Шри-Ланка уступила порт Китаю в целях погашения своих кредитов. Это сравнение вписывается в более широкое обвинение КНР в «долговой ловушке» дипломатии , которую некоторые аналитики называют формой неоколониализма . [ 3 ] [ 4 ] [ 34 ] В частности, Daily Nation и Standard , две крупные кенийские новостные компании, опубликовали множество статей, посвященных теме дипломатии долговой ловушки, а кенийская общественность, как правило, более критично относится к китайским мегапроектам, чем к правительству. [ 4 ] Некоторые критики также утверждают, что это вписывается в более широкую тенденцию китайских кредитов в Африке. Например, Джибути может также предположительно уступить свой порт Китаю с его огромным уровнем долга, Замбия может аналогичным образом уступить свою национальную радиовещательную сеть и международный аэропорт Лусаки , а Танзания усугубила свой и без того значительный долг Пекину 10 миллиардами долларов, необходимыми для Порт Багамойо . [ 3 ]
Однако другие аналитики также подчеркивают, что не существует единого понимания всех африканских стран, указывая на Южную Африку и Нигерию как на примеры стран, которые успешно использовали китайские кредиты для столь необходимого инфраструктурного и экономического развития. [ 3 ] В среднем африканские страны все еще больше должны многосторонним институтам, таким как Всемирный банк и МВФ, чем Китай. [ 35 ] а долг перед институтами, более ориентированными на Запад, существует гораздо дольше и имеет аналогичный уровень долга и эксплуатации ресурсов. [ 5 ] Согласно отчету МВФ, китайская помощь и инфраструктурные проекты в среднем приводят к небольшому положительному социально-экономическому воздействию для принимающих стран, но существуют противоречивые данные относительно того, применимы ли эти результаты к африканским странам. [ 36 ]
Ян Тейлор, соредактор «Журнала современных африканских исследований» , подчеркивает, что суверенные гарантии не являются чем-то необычным для других двусторонних финансовых учреждений, и утверждает, что фактическое поглощение кенийского порта кажется маловероятным, поскольку Китай будет опасаться брать на себя финансовое управление. «убыточным предприятием», а также поставить под угрозу свою международную репутацию. [ 5 ] Маддалена Прокопио, другой аналитик по китайско-африканским отношениям, предостерегает от чрезмерного игнорирования кенийского агентства в переговорах и подчеркивает, что правительство Кении само активно искало и инициировало эти проекты BRI, а также исторически сопротивлялось невыгодным китайским инвестициям. [ 19 ]
В 2018 году президент Кении Ухуру Кеньятта запретил импорт китайской рыбы в ответ на общественный протест по поводу нерегулируемого импорта рыбы из Китая, а кенийские рыбаки сетовали на то, что иностранная рыба наводнила рынки. В ответ китайское правительство пригрозило полностью прекратить финансирование проекта SGR, а также ввести торговые санкции. [ 37 ] Правительство Кении вскоре после этого сняло запрет на импорт китайской рыбы, что вызвало дальнейшую критику долговой дипломатии со стороны местных СМИ. [ 38 ]
В феврале 2021 года Китай отложил выплаты кенийского долга на сумму 245 миллионов долларов на 6 месяцев, через неделю после того, как Парижский клуб предложил аналогичную помощь, поскольку страна борется с экономическими последствиями COVID-19 . [ 39 ]
Китайское финансирование развития в Кению
[ редактировать ]С 2000 по 2011 год в Кении согласно различным сообщениям СМИ было выявлено около 65 китайских официальных проектов финансирования развития. Эти проекты варьируются от гранта правительства Китая в размере 108 миллионов долларов США на строительство участков Северной и Восточной кольцевых дорог в Найроби до льготного кредита для финансирования строительства Учебной, исследовательской и специализированной больницы Университета Кеньятты в 2011 году. [ 40 ]
Образовательные обмены
[ редактировать ]открылся первый Институт Конфуция В 2001 году в результате сотрудничества кенийского университета Найроби и китайского Тяньцзиньского педагогического университета в Африке . [ 41 ] : 139
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кения и Китай отмечают 40-летие дипломатических связей» . www.china.org.cn . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Патроба, Хилари (2012). Китай в Кении: борьба с контрафактной продукцией и дисбалансом в строительном секторе . Южноафриканский институт международных отношений. OCLC 782919023 .
- ^ Jump up to: а б с д и Рапаньяне, МБ (2021). «Неоколониализм и новый империализм: раскрытие реальной истории участия Китая в Африке в Анголе, Кении и Замбии» . Журнал иностранных дел Африки . 8 (3): 89–112. дои : 10.31920/2056-5658/2021/v8n3a5 . ProQuest 2610091536 – через ProQuest.
- ^ Jump up to: а б с Ли, Ханвэй (01 сентября 2021 г.). «Медиа-представительство Китая во время пандемии: сравнительное исследование кенийских и эфиопских СМИ» . Журнал африканских медиа-исследований . 13 (3): 417–434. дои : 10.1386/jams_00057_1 . ISSN 2040-199Х . S2CID 239061791 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тейлор, Ян (2020). «Новый безумный экспресс Кении: железная дорога стандартной колеи» . Ежеквартальный журнал африканских исследований . 19, вып. 3/4: 29–52. ProQuest 2458773997 – через ProQuest.
- ^ «Кения и Китай отмечают 40-летие дипломатических связей» . Информационное агентство Синьхуа. 11 декабря 2003 г. Проверено 6 ноября 2007 г.
- ^ «Кения: Двусторонние отношения» . Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. 12 октября 2003 г. Проверено 6 ноября 2007 г.
- ^ «Китай будет развивать сотрудничество с Кенией: китайский премьер» . Народная газета. 19 августа 2005 г. Проверено 7 ноября 2007 г.
- ^ «Кения: Хотите роста? Посмотрите на Восток» . Африканский бизнес . 18 декабря 2011 г. Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Барбер, Лайонел; Эндрю Инглэнд (10 августа 2006 г.). «Борьба Китая за Африку приветствуется в Кении» . Файнэншл Таймс . Проверено 27 июня 2008 г.
- ^ Оньянго, Джим; Аллан Одиамбо (30 октября 2007 г.). «Кения: внимание переключается на Китай после последнего улова» . Business Daily, Найроби . Проверено 7 ноября 2007 г.
- ^ «Видение Кении на 2030 год | Видение Кении на 2030 год» . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Трипати, Анураг; Сондхи, Харсимран Сингх; Дубей, Саураб; Зомуанпуи, Зомуанпуи (2021). «Поворот Китая к Кении: проблемы Кении, связанные с COVID и BRI для ее «Видения 2030» » : 71–91. doi : 10.12724/ajss.58.4 (неактивен 31 января 2024 г.). ПроКвест 2598105675 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: DOI неактивен с января 2024 г. ( ссылка ) - ^ «Кенийский Кеньятта и китайский Си подписывают сделки на 5 миллиардов долларов» . Би-би-си. 20 августа 2013 г. Проверено 19 января 2015 г.
- ^ «Кения подписывает с Китаем 17 многомиллиардных сделок» . Бизнес Ежедневник. 10 мая 2014 г. Проверено 19 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Сэмюэл, Макинда (14 февраля 2020 г.). Оксфордский справочник по кенийской политике . Издательство Оксфордского университета. стр. 602–614. ISBN 9780198815693 .
- ^ Jump up to: а б Росс, Аарон; Пирсон, Джеймс; Бинг, Кристофер (24 мая 2023 г.). «Китайские хакеры атаковали правительство Кении, поскольку долговая нагрузка росла» . Рейтер . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Кения — china.org.cn» . www.china.org.cn . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Прокопио, Маддалена (17 июля 2018 г.), «Кенийское агентство в кенийско-китайских отношениях» , Новые направления в африканско-китайских исследованиях , Нью-Йорк: Routledge, стр. 173–188, doi : 10.4324/9781315162461-11 , ISBN 978-1-315-16246-1 , S2CID 169397041 , получено 9 марта 2022 г.
- ^ Санги, Апурва (16 мая 2016 г.). «Три мифа о Китае в Кении» . Брукингский институт . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн, Джозеф (15 октября 2018 г.). «Кенийцы говорят, что китайские инвестиции приносят расизм и дискриминацию» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 13 февраля 2020 г.
- ^ Эллиатт, Холли (16 октября 2018 г.). «Сообщается, что китайские инвестиции в Кению несут с собой расизм и дискриминацию» . CNBC . Проверено 13 февраля 2020 г.
- ^ Найроби, Джульетта Окот, Университет (15 октября 2018 г.). «Кения должна противостоять растущим обвинениям китайцев в расовой дискриминации местных жителей» . Кварц Африки . Проверено 13 февраля 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Расистское лицо китайского присутствия в Африке» . DW.COM . 9 ноября 2018 года . Проверено 13 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Странно, Остин (21 декабря 2023 г.). Китайская глобальная инфраструктура (EPUB) . Элементы глобального Китая. Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781009090902 . ISBN 978-1-009-09090-2 .
- ^ Welle (www.dw.com), Deutsche. «Кения изо всех сил пытается справиться с долгом за железную дорогу, ведущую «в никуда» | DW | 18.10.2019» . DW.COM . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Дхар, Сушован (27 марта 2022 г.). «Кения: между долгом и политическим безразличием» . КАДТМ . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Порт Момбасы находится под угрозой, поскольку проверка показала, что он использовался для обеспечения кредита SGR» . Восточноафриканский . 05.07.2020 . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ «Апелляционный суд Кении считает, что контракт SGR с Китайской дорожно-мостовой корпорацией был незаконным» . Глобальный обзор строительства . 29 июня 2020 г. Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б 17 мая 2016 г., вторник (22.12.2020). «Почему китайский банк навязал Кении оператора линии SGR» . Деловая газета . Проверено 27 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Кения: следующая страна, которая попадет в китайскую долговую ловушку?» . theTrumpet.com . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Олинго, Аллан (27 ноября 2021 г.). «Африка: Китайский кредитный разгул начинает ощущаться – США и ЕС надеются получить выгоду от последствий» . allAfrica.com . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ видия. «Ятани: Порт Момбасы не подвергается риску захвата китайским правительством» . Звезда . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ «Кения должна избежать долговой ловушки Китая, иначе она упадет в яму Шри-Ланки» . Нация . 04.07.2020 . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ «Растущий долговой кризис Африки: перед кем этот долг?» . Юбилейная долговая кампания в Великобритании . 07.10.2018 . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Мандон, Пьер; Уолдемайкл, Марта (февраль 2022 г.). «Принесла ли китайская помощь пользу странам-получателям? Данные мета-регрессионного анализа». Рабочие документы МВФ . 2022 (46). Международный валютный фонд: 1. doi : 10.5089/9798400200670.001 .
- ^ Оруко, Майкл Оллинга (31 октября 2018 г.). «Китай угрожает прекратить финансирование SGR после того, как Кения запретила импорт китайской рыбы» . Tuko.co.ke — Новости Кении . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Роберто, Муйела (2 ноября 2018 г.). «Правительство снимает запрет на импорт рыбы из Китая» . Tuko.co.ke — Новости Кении . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ «Китайская долговая дипломатия? Пекин откладывает выплату долга Кении в размере 245 миллионов долларов в рамках «каникулы погашения» » . Новости18 . 16 февраля 2021 г. Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Стрэндж, Паркс, Тирни, Фукс, Дреер и Рамачандран, Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе СМИ. http://aiddatachina.org/projects/1290
- ^ Шинн, Дэвид Х .; Эйзенман, Джошуа (2023). Отношения Китая с Африкой: новая эра стратегического взаимодействия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21001-0 .