Китайско-суданские отношения
![]() | |
![]() Судан |
![]() Китай |
---|---|
Дипломатическая миссия | |
Посольство Судана, Пекин | Посольство Китая, Хартум |
Китайско-суданские отношения — двусторонние отношения между Китайской Народной Республикой и Республикой Судан . Китай в настоящее время является одним из крупнейших торговых партнеров Судана, импортируя нефть и экспортируя в страну недорогие промышленные товары, а также вооружения. Оба государства поддерживают очень прочные и продуктивные отношения в области дипломатии , экономической торговли и политической стратегии. Они официально установили дипломатические отношения 4 февраля 1959 года. [ 1 ] : 345 когда Судан официально признал суверенитет Китайской Народной Республики и с тех пор стали близкими глобальными союзниками, поддерживая друг друга во времена внутренних кризисов и международных разногласий, таких как во время Второй гражданской войны в Судане , кризиса в Дарфуре и конфликта в Синьцзяне . Китай продолжает оказывать огромную поддержку Судану, разрабатывая его нефтяные ресурсы и предоставляя миллионы долларов в виде кредитов, помощи, прямых иностранных инвестиций и гуманитарной помощи. В свою очередь, Судан стал надежным политическим и экономическим союзником на международной арене, позволяя Китаю сохранять значительную долю в своем нефтяном секторе.
История
[ редактировать ]Китайско-суданские отношения начались, когда Судан был одной из первых стран, официально признавших Китайскую Народную Республику еще в 1959 году. [ 2 ] С тех пор отношения дружно развивались на основе принципов невмешательства, уважения территориальной целостности и суверенитета, взаимной выгоды и равенства. [ 3 ]
Экономические отношения были официально установлены в 1960-х годах, когда обе страны подписали в 1962 году соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве (ETC), которое действует и сегодня. [ 4 ] После этого Китай начал экспорт промышленных товаров и средств производства в обмен на популярный в Судане хлопок. Однако только после подписания Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве 1970 года и Протокола по культуре, науке и технике торговые отношения значительно укрепились. [ 3 ] Фактически, в это время Китай начал оказывать помощь Судану в виде беспроцентных кредитов без каких-либо условий, хотя это можно рассматривать скорее как символический акт, а не как политический. [ 3 ] Большая часть этой помощи была распределена на внутренние проекты, такие как строительство дорог и мостов, инвестиции в текстильную промышленность и сельское хозяйство, а также строительство многофункционального конференц-центра «Зал дружбы» в Хартуме . Китай не только предоставил экономическую поддержку, но также предоставил своих собственных рабочих для помощи в реализации различных проектов помощи и отправил группы врачей для работы в построенных китайцами больницах, которые открылись в различных частях Судана. [ 3 ] Этот вклад позволил Судану удовлетворить ряд инфраструктурных потребностей и потребностей в медицинских услугах, особенно в сельских и пригородных районах.
Двусторонние отношения достигли беспрецедентных экономических масштабов в 1990-х годах, когда Китай стал ключевым игроком в развитии нефтяного сектора Судана. Во время государственного визита в 1970 году президент Гаафар Нимейри обратился к Китаю за помощью в нескольких областях, включая разведку нефти, но ему посоветовали обратиться к Соединенным Штатам, которые в то время были более технологически развиты. [ 2 ] Несколько американских компаний, таких как Chevron, начали поиск нефти, которая была обнаружена в штате Юнити Южного Судана в 1978 году. [ 5 ] Однако американо-суданские отношения вскоре распались после отстранения Нимейри от власти в результате военного переворота. В конце концов, в 1997 году США ввели санкции против Судана, запретив всем американским компаниям участвовать в нефтяном секторе страны, после того как стали известны обвинения в том, что правительство Омара аль-Башира поддерживает террористов и совершает нарушения прав человека. [ 6 ] Таким образом, как и Нимейри, Башир решил поехать в Китай в 1995 году, чтобы попросить помощи в развитии нефтяного сектора, и на этот раз Китай согласился. Этот призыв прозвучал в подходящий момент, поскольку в Китае возрос значительный интерес к приобретению иностранных запасов нефти, поскольку его собственные нефтяные месторождения уже превысили пик добычи. [ 7 ]
Невмешательство
[ редактировать ]Вторая гражданская война в Судане
[ редактировать ]Вторая гражданская война в Судане длилась с 1985 по 2005 год и велась в основном между базирующимися в Хартуме правительственными силами на севере и повстанцами, базирующимися на юге. [ 8 ] От 1 до 2 миллионов мирных жителей погибли в основном в результате голода и болезней. [ 8 ] Конфликт наконец закончился мирным соглашением при посредничестве Межправительственного органа по развитию (IGAD) в Восточной Африке. [ 8 ] Хотя Китай придерживается своего обязательства о невмешательстве, политики, которую западные страны часто безуспешно поддерживают, динамика Второй гражданской войны в Судане вынудила Китай повлиять на цели как суданского правительства, так и Народно-освободительной армии Судана и их возможности их преследовать. [ 9 ] В начале конфликта в 1983 году нефтяные месторождения на юге становилось все труднее исследовать, и после закрытия нефтяных объектов Chevron в 1984 году президент Башир обратился за поддержкой к Китаю. К 1995 году Китай предоставил крупные кредиты на улучшение инфраструктуры, инвестировал 6 миллиардов долларов в нефтяной сектор. [ 10 ] и построил трубопровод по Большому Нилу в Порт-Судан . [ 11 ] Китайское правительство заняло, казалось бы, более нейтральный подход к конфликту, оправдывая поддержку правительства Судана и выступая против призыва ООН к санкциям на основе уважения государственного суверенитета. В 2011 году, после отделения Южного Судана , Китай подтвердил свою приверженность поддержанию тесных отношений с Хартумом, заявив, что он продолжит поддерживать усилия страны по развитию в нефтяном, сельскохозяйственном и горнодобывающем секторах. [ 12 ] Многие ученые обсуждают цели и мотивы такого ответа, при этом некоторые утверждают, что не было никаких признаков того, что Китай получит существенную выгоду, если одна сторона победит, в то время как другие утверждают, что Китай отдает предпочтение суданскому правительству, потому что оно было единственным получателем ресурсов, и поскольку Основная точка соприкосновения страны проходила через Башира. [ 9 ]
Дарфурский кризис
[ редактировать ]
Члены Конгресса США, правозащитные группы, такие как Коалиция спасения Дарфура , и некоторые голливудские актеры призвали к бойкоту Олимпийских игр 2008 года в Пекине, стремясь оказать давление на Китай, чтобы тот прекратил продажу оружия и отозвал инвестиции из Судана. [ 2 ] Коалиция «Спасти Дарфур» обратила свое внимание на Китай после того, как ей не удалось убедить западные правительства вмешаться напрямую. [ 13 ] : 84 По мнению коалиции «Спасти Дарфур», Китай имел тесные связи с Суданом, особенно в нефтяной промышленности, и сопротивлялся резолюциям безопасности ООН по кризису в Дарфуре. [ 13 ] : 84 Первоначально Китай выступал против какой-либо особой ответственности за действия в отношении кризиса. [ 13 ] : 84 Специальный представитель Китая по делам Африки Лю Гуйцзинь заявил, что «Дарфур - это не Дарфур Китая. Во-первых, это Дарфур Судана, а во-вторых, Дарфур Африки». [ 13 ] : 84
После того, как Запад ввел санкции против Башира и его правительства, он публично прокомментировал прочность двусторонних отношений между Китаем и Суданом, заявив:
С первого дня наша политика была ясна: смотреть на восток, в сторону Китая, Малайзии, Индии, Индонезии, России и даже Кореи и Японии, даже если влияние Запада на некоторые [из этих] стран сильно. Мы считаем, что китайская экспансия была естественной, поскольку она заполнила пространство, оставленное западными правительствами, Соединенными Штатами и международными финансовыми агентствами. Успех суданского эксперимента в отношениях с Китаем без политических условий или давления побудил другие африканские страны обратить внимание на Китай. [ 14 ]
Китай отреагировал на международное давление, и в феврале 2007 года президент Ху Цзиньтао посетил Хартум, чтобы пообещать предоставить беспроцентный кредит в размере 13 миллионов долларов на строительство нового президентского дворца, 4,8 миллиона долларов на гуманитарную помощь Дарфуру и списать 70 миллионов долларов долга Судана Китаю. [ 15 ] Во время визита он в частном порядке настоял на том, чтобы Башир урегулировал конфликт в Дарфуре, и установил четыре принципа решения этой проблемы. Во-первых, он подтвердил уважение к суверенитету и территориальной целостности Судана и поддержал сохранение единства Судана. [ 16 ] Во-вторых, он призвал стороны спора решить проблему путем диалога и консультаций. [ 16 ] В-третьих, он заявил, что Африканский союз и Организация Объединенных Наций должны играть конструктивную роль в миротворческом процессе. [ 16 ] Наконец, он призвал способствовать стабильности в Дарфуре и улучшению условий жизни местного населения. [ 16 ] Этот подход отходил от традиционного внешнеполитического принципа невмешательства Китая . [ 1 ] : 388 В конце апреля 2007 года Китай также поддержал резолюцию ООН, призывающую суданское правительство поддерживать, защищать и облегчать все гуманитарные операции в Дарфуре. [ 15 ] В июле 2007 года Китай поддержал принятие резолюции 1769 Совета Безопасности ООН и предоставил войска в гибридные миротворческие силы ООН-АС ( ЮНАМИД ). [ 17 ] Это демонстрирует, как Китаю необходимо было найти баланс между своими интересами в Судане и критикой, которую он получал со стороны Запада. Ее желание успешно провести Олимпийские игры в Пекине в 2008 году оправдывало ее участие в суданских делах. [ 1 ] : 338 Посреднические усилия Китая получили широкую оценку в международном сообществе. [ 18 ] : 85
Гонконг
[ редактировать ]В июне 2020 года Судан был одной из 53 стран, поддержавших закон о национальной безопасности Гонконга в Организации Объединенных Наций . [ 19 ]
Синьцзянский конфликт
[ редактировать ]Весной 2017 года Коммунистическая партия Китая (КПК) усилила репрессии против уйгуров и других мусульманских меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) после того, как секретарь партии СУАР Чэнь Цюаньго вернулся с большого, о котором публично сообщалось, симпозиума Центральной комиссии национальной безопасности в Пекине. [ 20 ] По меньшей мере от 1 до 1,5 миллиона человек содержатся в обширной сети построенных лагерей, где они проходят принудительное перевоспитание и политическую обработку. [ 20 ] Это вызвало серьезные международные споры, поскольку различные правозащитные организации, официальные лица ООН и иностранные правительства, такие как США и Европейский Союз, призывают Китай прекратить продолжающиеся репрессии в отношении уйгурского сообщества. Однако КПК активно отказывалась раскрывать какую-либо информацию о центрах заключения и не позволяла журналистам и иностранным следователям их проверять. [ 21 ] Они публично заявляют, что лагеря преследуют две основные цели: обучать китайскому языку, законам Китая и профессиональным навыкам, а также предотвращать попадание граждан под влияние экстремистских идей. [ 21 ] Летом 2019 года в Совет ООН по правам человека было отправлено письмо поддержки из 37 стран Африки, Азии и Латинской Америки, которые пришли на защиту Китая, восхваляя достижения Пекина в области прав человека. В письме, подписанном Суданом, [ 22 ] Государства утверждают, что Китай столкнулся с серьезными проблемами терроризма и экстремизма, в связи с чем он принял ряд контрмер, чтобы вернуть мир, безопасность и стабильность в регион. [ 23 ] Это иллюстрирует готовность Судана ответить взаимностью на поддержку, которую он получил от Китая в период внутренних беспорядков, и отражает взаимность их отношений, демонстрируя, как они выходят за рамки просто экономического значения.
В 2021 году посол Судана в Китае Гафар Карар Ахмед выступил в поддержку политики Китая в Синьцзяне на мероприятии «Синьцзян глазами послов африканских стран в Китае». [ 1 ] : 39 Ахмед заявил, что проблема Синьцзяна связана не с правами человека, а скорее с политическим оружием, используемым западными странами против Китая. [ 1 ] : 40
Переворот против Омара Башира
[ редактировать ]Многолетний президент Судана Омар аль-Башир был свергнут в результате военного переворота 11 апреля 2019 года, после почти 30 лет пребывания на посту лидера Судана. Когда-то Китай был его самым верным сторонником, но вместо этого поддержал новое руководство, чтобы обеспечить стабильность, поскольку Судан является стратегическим местом в будущей инициативе «Пояс и путь». [ 24 ]
Торговля и развитие
[ редактировать ]Перспективы нефти
[ редактировать ]
После обретения независимости в 2011 году Южный Судан получил три четверти нефти, принадлежавшей некогда единой стране. [ 25 ] что немедленно вызвало ряд споров, трансграничного насилия и неудачных попыток переговоров. Чтобы нефть из Южного Судана можно было экспортировать, ее необходимо сначала доставить на нефтеперерабатывающие заводы в Хартуме и перегрузить на портовые терминалы в Порт-Судане . Цена этой перевозки не была установлена до разделения государства, что вызвало споры, которые обострились в январе 2012 года, когда суданское правительство заявило, что Джуба задолжала 1 миллиард долларов в виде невыплаченных пошлин. [ 25 ] В ответ правительство Южного Судана обвинило Хартум в краже нефти с их территории на сумму 815 миллионов долларов. [ 25 ] Это быстро привело к остановке добычи нефти на юге на шесть месяцев, пока в августе 2012 года не было достигнуто частичное соглашение. Президенты обеих стран согласились возобновить экспорт нефти и демаркировать демилитаризованную зону. [ 26 ] установив плату за транспортировку нефти на уровне $9,48 за баррель. [ 25 ] Правительство Южного Судана также согласилось выплатить Хартуму 3 миллиарда долларов в качестве компенсации за потерю 75% его нефтяных ресурсов. [ 25 ] В этот период Судан столкнулся с серьезными экономическими проблемами, но, похоже, это не оказало негативного влияния на их отношения с Китаем. Фактически, в августе 2017 года сообщалось, что китайские инвестиции в нефтяной сектор Судана превысили 15 миллиардов долларов и что обе страны по-прежнему привержены сотрудничеству друг с другом, поскольку Судан был готов преодолеть любые препятствия на пути дальнейших китайских инвестиций, а Китай был готов решить проблемы, связанные с долгом Судана и последствиями отделения Южного Судана. [ 27 ]
Китайские финансовые инвестиции в развитие
[ редактировать ]Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Китая в Судан начался в 1996 году. [ 28 ] и был в первую очередь обусловлен инвестициями в нефть. Даже ненефтяные ПИИ, которые были направлены в сектор услуг и легкую промышленность, похоже, тесно следовали за инвестициями в нефтяной сектор. [ 28 ] В период с 2000 по март 2008 года прямые иностранные инвестиции (ПИИ), сделанные китайскими фирмами, за исключением нефти, были эквивалентны 249 миллионам долларов, а двусторонняя торговля между двумя странами выросла со 103 миллионов долларов в 1990 году до 9,7 миллиардов долларов в 2007 году. [ 29 ] К 2010 году Китай стал крупнейшим торговым партнером Судана, и эти инвестиции оказали прямое влияние на экономические перспективы страны, поскольку ее доходы выросли в геометрической прогрессии в период с 2002 по 2008 год. [ 29 ] практически не затронул ее, Более того, глобальный экономический кризис 2008 года поскольку экспорт нефти осуществлялся в соответствии с долгосрочными контрактами, по которым цена, уплачиваемая за нефть, постепенно увеличивалась независимо от цен на мировом рынке. [ 29 ] Кроме того, CNPC подчеркнула необходимость уделять особое внимание предложению местных возможностей трудоустройства и обучения не только для соблюдения суданских правил для транснациональных корпораций, но и потому, что она понимает важность удовлетворения таких потребностей в рабочей силе для достижения долгосрочного успеха. [ 29 ] С 2000 по 2011 год в Судане в различных сообщениях СМИ было выявлено около 65 китайских официальных проектов финансирования развития, включая помощь в строительстве президентского дворца. [ 30 ] и железная дорога от Хартума до Порт-Судана, [ 31 ] Кредит в размере 519 миллионов долларов США на гидромеханические компоненты плотины гидроэлектростанции Мерове мощностью 1250 МВт . [ 32 ] а также строительство угольной электростанции мощностью 500 МВт в Порт-Судане и газовой электростанции мощностью 320 МВт в Рабаке стоимостью 512 миллионов долларов компанией Shandong Electric Power Construction Corporation в 2005 году. [ 33 ] В целом, ПИИ Китая оказали двойной эффект: расширили экспортный сектор и снизили зависимость Судана от импорта ключевых нефтепродуктов. Инвестиции CNPC во внутренние нефтеперерабатывающие мощности страны способствовали импортозамещающей индустриализации (ISI), которая представляет собой экономическую политику, которая заменяет иностранный импорт внутренним производством и, таким образом, дает начало другим перерабатывающим отраслям, основанным на нефти, особенно в производстве пластмасс. продукция и дорожное строительство. [ 28 ]
Космическое сотрудничество
[ редактировать ]В 2019 году Китай запустил первый спутник Судана. [ 1 ] : 304 Он был разработан и построен компанией Shenzhen Aerospace Oriental Red Sea Satellite Co. и профинансирован Экспортно-импортным банком Китая . [ 1 ] : 304 Он был запущен с космодрома Тайюань . [ 1 ] : 304 Суданский спутник собирает топографические карты и данные о природных ресурсах для планирования развития, осуществляет экологический и сельскохозяйственный мониторинг, а также имеет разведывательные и оборонные применения. [ 1 ] : 304
См. также
[ редактировать ]- Отношения Африки и Китая
- Экономические отношения Африки и Китая
- Фонд развития Китая и Африки
- Форум китайско-африканского сотрудничества
Библиография
[ редактировать ]- Кардинал Хуан Пабло ; Араужо, Эриберто (2011). Тихое китайское завоевание (на испанском языке). Барселона: Критика. стр. 136–140, 159–170. ISBN 9788498922578 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шинн, Дэвид Х .; Эйзенман, Джошуа (2023). Отношения Китая с Африкой: новая эра стратегического взаимодействия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21001-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Нациос, Эндрю С. (2012). «Китай в Судане: проблема невмешательства в несостоявшееся государство». Джорджтаунский журнал международных отношений . 13 (2): 61–67. ISSN 1526-0054 . JSTOR 43134235 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Маглад, Нур Элдин А (2008). Предварительное исследование отношений Китая с Суданом . Найроби: Африканский консорциум экономических исследований. OCLC 836828724 .
- ^ Каббаши С.М., Ахмед БАА (2010) Совместный исследовательский проект о влиянии китайско-африканских отношений: оценка влияния китайских инвестиций в Судан. Африканский консорциум экономических исследований.
- ^ «Судан, нефть и права человека: ПЕРИОД ШЕВРОНА: 1974-92 годы» . www.hrw.org . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ «Судан, нефть и права человека: СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ: ДИПЛОМАТИЯ ВОЗРОЖДАЕТСЯ» . www.hrw.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Судан, нефть и права человека: ВОВЛЕЧЕНИЕ КИТАЯ В СУДАН: ОРУЖИЕ И НЕФТЬ» . www.hrw.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Судан: 1985–2005 | Конец массовым злодеяниям» . Всемирный фонд мира . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Холте, Ане Тостеруд. Китайское вмешательство во вторую гражданскую войну в Судане: тематическое исследование роли Китая как третьей стороны и его влияние на вторую гражданскую войну в Судане, 1989-2005 гг . 2013. Университет Осло, докторская диссертация. Google Академик.
- ^ Шинн, Д.Х., и Эйзенман, Дж. (2012). Китай и Африка: век взаимодействия. Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета.
- ^ Бэнг, Питер. Случай Судана . 2015. Копенгагенская школа бизнеса, магистерская диссертация. Google Академик.
- ^ «Китай обещает поддержать Судан после отделения Юга» . Рейтер . 09.08.2011 . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэн, Вентинг (2024). Мир развития: теоретизирование подхода Китая к международному миростроительству . Там же. Издательство Колумбийского университета . ISBN 9783838219073 .
- ^ См Дели (14 августа 2009 г.). «Омар аль-Башир: вопросы и ответы: «В любой войне ошибки случаются на местах » . Время . Архивировано из оригинала 18 августа 2009 года . Проверено 9 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шинн, Дэвид Х. (2009). «Китай и конфликт в Дарфуре». Коричневый журнал мировых отношений . 16 (1): 85–100. ISSN 1080-0786 . JSTOR 24590742 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Китай предлагает план из 4 пунктов, чтобы положить конец кризису в Дарфуре – Sudan Tribune: Множество новостей и взглядов на Судан» . www.sudantribune.com . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ «ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕ КИТАЯ К МИРОТВОРИТЕЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ ООН?» . Колумбийский университет . 3 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 г. Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Мэн, Вентинг (2024). Мир развития: теоретизирование подхода Китая к международному миростроительству . Там же. Издательство Колумбийского университета . ISBN 9783838219073 .
- ^ Лоулер, Дэйв (2 июля 2020 г.). «53 страны поддерживают подавление Китаем Гонконга» . Аксиос . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Язычи, Шина Честнат Грейтенс, Мёнхи Ли и Эмир (04 марта 2020 г.). «Понимание «превентивных репрессий» Китая в Синьцзяне» . Брукингс . Проверено 3 мая 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Репрессии Китая в отношении уйгуров в Синьцзяне» . Совет по международным отношениям . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Путц, Кэтрин. «Какие страны за или против политики Китая в Синьцзяне?» . thediplomat.com . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ «Саудовская Аравия и Россия выражают поддержку обращению Китая с уйгурскими мусульманами в Синьцзяне – ABC News» . Новости АВС . 13 июля 2019 г. Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Йеллинек, Рой (2 мая 2019 г.). «Китай и Суданский переворот» . Центр стратегических исследований Бегина-Садата . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Нефтяное соглашение Судана: важный шаг на долгом пути вперед» . www.globalpolicy.org . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Маккензи, Дэвид (27 сентября 2012 г.). «Судан и Южный Судан подписывают частичное соглашение» . CNN . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ «Китайские инвестиции в суданскую нефть достигли 15 миллиардов долларов» . Ближневосточный монитор . 26 августа 2017 г. Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сулиман, Каббаши М.; Бадави, Ахмед А.А. (1 ноября 2010 г.). «Оценка влияния инвестиций Китая в Судан» . Портал Африки . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Руй, Хуайчуань (31 декабря 2010 г.). «ПИИ и развитие развивающихся стран: пример китайских ПИИ в Судане» . Транснациональные корпорации . 19 (3): 49–80. doi : 10.18356/08e89398-en .
- ^ Хардинг, Эндрю (26 января 2015 г.). «Конкретная дипломатия Китая в Судане» . Новости Би-би-си .
- ^ Стрэндж, Паркс, Тирни, Фукс, Дреер и Рамачандран, Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе СМИ. http://aiddatachina.org/projects/207
- ^ Стрэндж, Паркс, Тирни, Фукс, Дреер и Рамачандран, Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе СМИ. http://aiddatachina.org/projects/178
- ^ Фостер, Вивьен (2012). Наведение мостов Растущая роль Китая как источника финансирования инфраструктуры в странах Африки к югу от Сахары . Всемирный банк. ISBN 978-0-8213-7554-9 . OCLC 931685469 .