Jump to content

Китайско-замбийские отношения

Китайско-замбийские отношения
Карта с указанием местонахождения Китая и Замбии

Китай

Замбия

Отношения между Китайской Народной Республикой и Замбией относятся к текущим и историческим отношениям между Китайской Народной Республикой (КНР) и Замбией .

Исторические и политические отношения

[ редактировать ]

Отношения между Замбией и Китаем были установлены после обретения Замбией независимости 29 октября 1964 года. [ 1 ] : 346  Китай поддержал политическую борьбу Замбии за освобождение в ту эпоху посредством финансовой и материальной поддержки.

На первом этапе отношений особое внимание уделяется обретению политической свободы от оккупационных колониальных сил и развитию дипломатических отношений с Китаем. Замбия, получив политическую свободу в 1964 году, получила поддержку Китая посредством экономической поддержки и строительства инфраструктуры. Правительство Замбии начало инвестировать в транспортную инфраструктуру, чтобы помочь экономическому росту страны и поддержать движения за политическую свободу в регионе Сообщества развития юга Африки. Китай рассматривал инфраструктурное развитие железнодорожного сообщения как возможность укрепить связи с Замбией. В связи с этим бывший президент Замбии (Кеннет Каунда) посетил Китай в 1967 году для доработки проекта железной дороги и с одобрения вовлеченных сторон. [ 2 ] Это отражает более широкий интерес Китая в тот период, когда он начал планировать помощь африканским странам в развитии инфраструктуры и политической поддержке. [ нужна ссылка ]

Второй этап замбийско-китайских отношений с 1979 по 1999 год ознаменовался значительными экономическими и политическими изменениями на африканском континенте. В Замбии в начале 1990-х годов была внедрена многопартийная демократическая система, тогда как в Китае был период восстановления после экономических и социальных проблем, вызванных Культурной революцией, за которой последовала политика открытых дверей Дэн Сяопина. [ 3 ] В 1991 году Китай ввел изменение в политику под названием «Выход», которое повлияло на его отношения с несколькими африканскими странами. Китай на этом этапе подчеркнул значительную экономическую трансформацию от старой, плановой экономики к более открытой рыночной экономике. Хотя ассоциация Китая и Замбии в этот период оставалась преимущественно политической, уже можно было увидеть тенденцию увеличения инвестиций. [ нужна ссылка ]

Третий этап отношений Китая и Замбии (1999 г. – настоящее время) характеризуется усилением политики содействия устойчивому экономическому развитию. Правительство Замбии сосредоточило внимание на ключевых областях социальной политики, таких как содействие региональному миру и борьбе с бедностью. В 2000 году был создан форум китайско-африканского сотрудничества (FOCAC) для развития новых отношений между Китаем и Замбией. Целью этого форума было содействие и содействие культурному обмену, экономическому сотрудничеству, взаимному доверию и политической эквивалентности для развития отношений. Это способствовало углублению дипломатических связей между двумя странами. [ нужна ссылка ]

Экономические отношения

[ редактировать ]

У китайских инвесторов были претензии, т.к. Замбийская газета сообщила: «Жесткий контроль правительства Замбии над иностранным персоналом, высокие транспортные расходы из-за отсутствия выхода к морю и плохой инфраструктуры, дискриминационные стимулы, сложные законы о трудовых отношениях, частые забастовки рабочих и плохая местная промышленность не помогали инвесторам». [ 4 ] : 5 

Китайско-замбийские торговые отношения

[ редактировать ]
Посольство Замбии в Китае

Признав Китайскую Народную Республику (КНР) всего через 5 дней после ее создания в 1949 году, Замбия стала одним из старейших дипломатических партнеров Китая. [ 5 ] Это особенно заметно в обширных торговых отношениях между двумя странами. Замбия богата первичными ресурсами, а экспорт в Китай состоит в основном из сырья, что является ключом к поддержанию растущих экономических амбиций Китая. [ 5 ]

По состоянию на август 2022 года китайский экспорт в Замбию составил $92,6 млн, а замбийский экспорт в КНР достиг $513 млн. Это означало отрицательный торговый баланс в размере 421 миллиона долларов с точки зрения Китая. [ 6 ]

Основными товарами китайского экспорта были грузовые автомобили (7,68 млн долларов), а тракторы, стальные стержни и полупроводниковые устройства были одними из самых популярных товаров китайского экспорта в Замбию. С другой стороны, Китай импортировал в основном сырье из Замбии, в основном медь-сырец (419 миллионов долларов США), а также дополнительные первичные ресурсы, такие как рафинированная медь, никелевая руда, табачное сырье или медная руда. [ 6 ]

За годичный период с августа 2021 года по август 2022 года импорт Замбии из Китая увеличился на 31,5 миллиона долларов, что составило рост на 51,6%, а экспорт Замбии увеличился на 206 миллионов долларов, или на 67,2%. [ 6 ]

Основные регионы китайского экспорта в Замбию включают провинции Шаньдун, Цзянсу, Пекин, Гуандун и Чжэцзян, а основными направлениями импорта замбийской продукции являются провинции Цзянси, Шаньдун, Гуандун, Фуцзянь и Аньхой. [ 6 ]

По состоянию на 2022 год экспорт услуг между двумя странами отсутствует. [ 6 ]

Двусторонние отношения, которые на протяжении десятилетий были ключевыми торговыми партнерами, достигли кульминации 28 сентября 2022 года на первом Инвестиционном форуме Китая и Замбии. Форум завершился тем, что стороны договорились об углублении торговых и инвестиционных отношений и углублении практического сотрудничества. [ 7 ] Дальнейшие обсуждения включали включение Замбии в возглавляемую Китаем инициативу «Пояс и путь» и беспошлинный режим для замбийских товаров. [ 7 ]

В 1998 году Китайская корпорация цветных металлов (CNMC) купила контрольный пакет в 85 процентов медного рудника Чамбиши в Замбии за 20 миллионов долларов США (27 миллионов долларов с учетом инфляции в 2011 году). [ 8 ] ) и инвестировал еще 130 миллионов долларов США в реабилитацию рудника. Менее чем через десять лет, к концу 2005 года, около 160 китайских компаний инвестировали в Замбию. [ нужна ссылка ]

Товарооборот между Китаем и Замбией в 2022 году составит 5,884 миллиарда долларов США. [ 9 ] Китайские инвестиции в Замбию варьируются от горнодобывающих предприятий в медном поясе Замбии до инвестиций в сельское хозяйство, производство и туризм. [ нужна ссылка ]

Китайское финансирование развития в Замбию

[ редактировать ]

Китайская инициатива «Пояс и путь» профинансировала сотни инфраструктурных проектов в десятках стран, включая Замбию. Китайские проектные кредиты часто предоставляются в форме «строительство-эксплуатация-передача» (СЭП), что приводит к китайскому или совместному управлению конкретными проектами, хотя полного поглощения учреждений обычно никогда не происходит. В Замбии это касается гидроэнергетических проектов с ZESCO, перехода на цифровые технологии радиовещательной службы ZNBC и двух аэропортов. [ 10 ]

Китайские капиталовложения и кредиты столкнулись с претензиями на отсутствие существенных руководящих принципов оценки и доступности. Утверждалось, что возможности погашения и вероятные социальные выгоды некоторых проектов для населения Замбии не были оценены китайскими финансистами, что в конечном итоге способствовало накоплению долга Замбии. [ 11 ] В результате модели BOT и отсутствия тщательной оценки возможностей погашения долга Замбия переживает кризис суверенного долга, при этом Китай является ее крупнейшим кредитором с капиталом в 6 миллиардов долларов. [ 11 ]

С 2000 по 2011 год в Замбии согласно различным сообщениям СМИ было выявлено около 64 официальных китайских проектов финансирования развития. [ 12 ] Эти проекты варьируются от кредита для финансирования проекта понижения мощности в ущелье Кафуэ, [ 13 ] на кредит для расширения электростанции Кариба-Норт-Бэнк недалеко от Сиавонги, [ 14 ] или 211 миллионов долларов США на облегчение бремени задолженности в 2006 году. [ 15 ]

Китайско-замбийские инфраструктурные проекты

[ редактировать ]

Внутренняя политика Замбии

[ редактировать ]

Правительство Замбии заключило несколько совместных инфраструктурных предприятий с Китаем в попытке укрепить энергоснабжение страны. Это необходимо для достижения цели президента Хакаинде Хичилемы по стимулированию экономического роста за счет утроения национального производства меди до трех миллионов тонн в год. [ 16 ] Поскольку на гидроэнергетику приходится 85% электроэнергии Замбии, ZESCO , государственная энергетическая компания Замбии, заключила партнерские отношения с SinoHydro , государственной гидроэнергетической компанией в Китае, чтобы расширить энергосистему Замбии. [ 17 ]

Нижняя электростанция в ущелье Кафуэ

[ редактировать ]

Крупнейшим проектом ZESCO и SinoHydro является нижняя электростанция в ущелье Кафуэ (KGL) , плотина гидроэлектростанции вдоль реки Замбези недалеко от южной границы Замбии с Зимбабве. По прогнозам, KGL будет генерировать 750 мегаватт электроэнергии в дополнение к 900 мегаваттам, вырабатываемым стареющей верхней станцией ущелья Кафуэ (KGU) . [ 18 ] Стоимость KGL оценивается в 2 миллиарда долларов США, 85% (1,7 миллиарда долларов США) из которых финансируется Китая Экспортно-импортными и промышленными и коммерческими банками (EximBank и ICBC). Правительство Замбии согласилось покрыть оставшиеся 15% (300 миллионов долларов США). [ 16 ]

KGL считался флагманским проектом между Замбией и Китаем, и многие надеялись, что он положит начало развитию инфраструктуры Китая. KGL станет первым крупным гидроэнергетическим проектом в Замбии с момента строительства KGU в 1973 году, который потенциально может превратить Замбию в нетто-экспортера электроэнергии. [ 18 ]

KGL столкнулся с несколькими задержками в строительстве. Первоначально планировалось, что проект будет введен в эксплуатацию к 2020 году, но проект застопорился из-за опасений по поводу способности Замбии и ZESCO выполнить свои долговые обязательства перед китайским EximBank и ICBC. [ 19 ] Следовательно, SinoHydro отказалась передать полный контроль над объектом ZESCO, как планировалось в 2021 году, а Sinosure , китайская государственная страховая компания проекта, отказалась предоставить KGL дальнейшие кредиты. [ 19 ]

США и МВФ также раскритиковали KGL за неравномерное распределение долга. Треть долга компании в размере 9,7 млрд долларов США хранится в китайских банках, что вызывает опасения, что Замбии придется передать контроль над ZESCO Китаю. [ 20 ] Амос Чанда, пресс-секретарь президента Замбии, опроверг подобные утверждения советника по национальной безопасности США Джона Болтона в 2018 году, заявив, что ZESCO ни в коем случае не является залогом долга Замбии перед Китаем. [ 20 ] Тем не менее, многие по-прежнему критикуют практику заимствований ZESCO, ссылаясь на связанный с ней долг как на потенциальный риск для суверенитета Замбии. [ 17 ]

Китайско-замбийские социальные отношения

[ редактировать ]

Большое количество китайских иммигрантов: от более 3000 в конце 1990-х годов до 20 000 в 2017 году. [ 21 ] сопровождались ростом интереса и инвестиций со стороны Китая в Замбию с начала века. Это привело к росту напряженности между двумя группировками в Замбии, что привело к нескольким инцидентам с применением насилия за последние пару десятилетий. [ нужна ссылка ]

Китайская Народная Республика подверглась резкой критике со стороны большей части населения Замбии за свое участие. Они видят, что это продолжающееся взаимодействие было в основном негативным для Замбии и вызвало зависимость от помощи, усилило коррупцию и вызвало экономическое неравенство. [ 22 ]

Президентские выборы 2006 года продемонстрировали хорошее отражение антикитайских настроений в Замбии: политический деятель Сата (который затем стал президентом позже в 2011 году) приобрел большую популярность, используя свою антикитайскую риторику в качестве своего основного подхода. [ 22 ] Это привело к политизации китайских иммигрантов, и китайское население стало мишенью для местных жителей, которые не были удовлетворены их растущим присутствием. [ нужна ссылка ]

Долговой кризис Замбии

[ редактировать ]

Внешний государственный долг Замбии резко вырос в последние годы, особенно с 2012 года, и сейчас превышает 100% ВВП. В настоящее время Китаю принадлежит 5,5 миллиарда долларов из долга Замбии в 17,3 миллиарда долларов, а остальная часть принадлежит другим богатым странам и международным институтам, в которых доминирует Запад, включая банки развития и коммерческий рынок еврооблигаций. После 2000 года Замбия взяла кредит у Китая для строительства инфраструктуры (дорог, энергетики, железных дорог, телекоммуникаций) и двух современных международных аэропортов. [ 23 ]

Из-за централизации принятия экономических решений в президентстве наблюдается отсутствие общедоступной информации о кредитах Пекина, а также отсутствие адекватных систем управления. Это вызвало опасения, что замбийские чиновники могут завышать стоимость проекта и получать взятки. [ 24 ]

В период с 2002 по 2008 год стоимость экспорта полезных ископаемых Замбии выросла на 500%. Однако это не привело к увеличению налоговых поступлений Замбии из-за международного налогового законодательства, разрешающего оффшорные налоговые льготы для западных и индийских сырьевых гигантов по рекомендации МВФ. Таким образом, несмотря на рост цен на медь, правительство Замбии прекратило облагать налогом свои горнодобывающие компании из-за политики приватизации и либерализации торговли государственных компаний, включенных в пакет мер по облегчению долгового бремени МВФ в конце 1990-х годов. [ 11 ]

Шахты Коллум и Комбиши

[ редактировать ]

В феврале 2010 года китайский руководитель Чжун Тинхуэй был убит на частной угольной шахте Коллум . В октябре того же года два китайских менеджера открыли огонь по африканским горнякам во время беспорядков на шахте и ранили 11 человек. В начале августа 2012 года китайский менеджер шахты У Шэнзай был убит после спора о заработной плате. [ 25 ]

Пятьдесят один сотрудник китайского завода по производству взрывчатых веществ погиб в результате взрыва в апреле 2005 года. В следующем году на шахте Чамбиши вспыхнули беспорядки. На следующий день замбийский рабочий был ранен, что привело к штурму китайского жилого комплекса, а еще пятеро рабочих были ранены паникующим китайским менеджером. Взрыв на заводе взрывчатых веществ и события на шахте Чамбиши стали одними из крупнейших вопросов президентских выборов в Замбии 2006 года . Кандидат от оппозиции Майкл Сата занял позицию против КНР, заявив, что в случае победы на выборах он откажется от признания Замбией КНР и признает Китайскую Республику на Тайване. [ 4 ] : 5–6  Сата проиграл выборы действующему на тот момент президенту Леви Мванавасе .

В феврале 2007 года китайское правительство попыталось смягчить анти-КНР настроения в Чамбиши, пообещав инвестировать 800 миллионов долларов США в создание китайско-замбийской экономической зоны и помочь стране в индустриализации. [ 4 ] : 5 

Права человека

[ редактировать ]

В июле 2019 года послы 37 стран ООН, включая Замбию, подписали совместное письмо Совету ООН по правам человека, защищая преследование уйгуров Китаем . [ 26 ] [ 27 ] Замбия была одной из 16 стран, которые защитили Китай в 2019 году, но не сделали этого в 2020 году. [ 28 ]

В июне 2020 года Замбия была одной из 53 стран, поддержавших закон о национальной безопасности Гонконга в Организации Объединенных Наций . [ 29 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Кардинал Хуан Пабло ; Араужо, Эриберто (2011). Тихое китайское завоевание (на испанском языке). Барселона: Критика. стр. 194–201. ISBN  9788498922578 .
  1. ^ Шинн, Дэвид Х .; Эйзенман, Джошуа (2023). Отношения Китая с Африкой: новая эра стратегического взаимодействия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN  978-0-231-21001-0 .
  2. ^ Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики (2000 г.). «Помощь Китая в строительстве железной дороги Танзания-Замбия» . Архивировано из оригинала 22 октября 2021 г. Проверено 13 мая 2024 г.
  3. ^ Мванавина, я (2008). «Экономические отношения Китая и Африки: пример Замбии» . Архивировано из оригинала 29 января 2024 г. Проверено 13 мая 2024 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Jump up to: а б с Бротигам, Дебора (2009). Дар Дракона: реальная история Китая в Африке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 397 . ISBN  978-0-19-955022-7 .
  5. ^ Jump up to: а б Жирар, Б (2019). «Замбия обсуждает китайское «экономическое рабство»» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 30 октября 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Обсерватория экономической сложности (2022 г.). «Китай и Замбия» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2024 г. Проверено 13 мая 2024 г.
  7. ^ Jump up to: а б Министерство торговли, торговли и промышленности. «Китайско-Замбийский инвестиционный форум официально открывается» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 8 ноября 2022 г.
  8. ^ Измерение стоимости. Архивировано 3 января 2013 г. в Wayback Machine , Относительная стоимость суммы в долларах США - заработная плата неквалифицированных работников , получено 26 января 2011 г.
  9. ^ zambiamonitor (29 марта 2023 г.). «Торговля между Китаем и Замбией вырастет на 36,9 процента и в 2022 году достигнет 5,884 миллиарда долларов» . Проверено 29 марта 2023 г.
  10. ^ «Надвигающийся долговой кризис Замбии – виноват ли Китай?» . CMI - Хр. Институт Михельсена . Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 г. Проверено 11 ноября 2022 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Гбадамоси, Носмот. «Несет ли Китай ответственность за долговой кризис Замбии?» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 г. Проверено 11 ноября 2022 г.
  12. ^ Остин Стрэндж, Брэдли С. Паркс, Майкл Дж. Тирни, Андреас Фукс, Аксель Дреер и Виджая Рамачандран. 2013. Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе средств массовой информации. Рабочий документ CGD 323. Вашингтон, округ Колумбия: Центр глобального развития. [1]
  13. ^ Стрэндж, Паркс, Тирни, Фукс, Дреер и Рамачандран, Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе СМИ. http://aiddatachina.org/projects/2244
  14. ^ Стрэндж, Паркс, Тирни, Фукс, Дреер и Рамачандран, Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе СМИ. http://aiddatachina.org/projects/354
  15. ^ Стрэндж, Паркс, Тирни, Фукс, Дреер и Рамачандран, Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе СМИ. http://aiddatachina.org/projects/2272
  16. ^ Jump up to: а б Вандом, Кристофер (24 мая 2022 г.). «Реформирование шахт Замбии требует дополнительных изменений и поддержки» . Чатем Хаус . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года . Проверено 13 мая 2024 г.
  17. ^ Jump up to: а б Мафа, Чарльз; Матиасон, Ник (26 июня 2022 г.). «Кризис суверенного долга Замбии: как иностранные кредиторы имеют всю власть над экономическим восстановлением страны» . Финансы раскрыты . Архивировано из оригинала 22 сентября 2023 года . Проверено 13 мая 2024 г.
  18. ^ Jump up to: а б Синьянгве, Чивайю (28 апреля 2022 г.). «Африканский долг: Китай будет «сопредседателем» переговоров о реструктуризации долга с Замбией» . Отчет по Африке . Архивировано из оригинала 9 декабря 2022 года . Проверено 13 мая 2024 г.
  19. ^ Jump up to: а б «Замбия: Конфиденциальные африканские сообщения сообщают, что строительство нижней гидроэлектростанции в ущелье Кафуэ находится в подвешенном состоянии, поскольку Китай прекращает финансирование» . Лусака Таймс . 21 января 2020 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 года . Проверено 13 мая 2024 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Замбия отрицает утверждение Белого дома о том, что Китай взял на себя управление энергокомпанией» . Рейтер . 15 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2023 года . Проверено 13 мая 2024 г.
  21. ^ Постел, Ханна (август 2017 г.). «Выходя за рамки «Китая в Африке»: выводы из данных об иммиграции в Замбию» . Журнал текущих событий Китая . 46 (2): 155–174. дои : 10.1177/186810261704600207 . ISSN   1868-1026 . ПМЦ   5687839 . ПМИД   29151983 . S2CID   3071762 .
  22. ^ Jump up to: а б Матамбо, Эммануэль (1 января 2020 г.). «Политические рекомендации по устранению субнациональной напряженности в отношениях между гражданами Замбии и китайскими мигрантами» (PDF) . Центр Вильсона . Архивировано (PDF) из оригинала 10 ноября 2022 г. Проверено 11 ноября 2022 г.
  23. ^ Всемирный банк/Африканский банк развития (2018). «Тенденции финансирования инфраструктуры в Африке – 2017 г.» (PDF) . Инфраструктурный консорциум Африки . Архивировано (PDF) из оригинала 22 декабря 2023 г. Проверено 13 мая 2024 г.
  24. ^ Бротигам, Дебора (2019). «Клановый капитализм. Неправильная оценка развития китайской инфраструктуры» . Архивировано из оригинала 31 января 2024 г. Проверено 13 мая 2024 г.
  25. ^ Чжан Болин и Хэ Синь (20 августа 2012 г.). «Убийство шахтера в Замбии» . Кайсинь. Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 22 августа 2012 г.
  26. ^ «Какие страны за или против политики Китая в Синьцзяне?» . Дипломат . 15 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2019 года . Проверено 13 мая 2024 г.
  27. ^ «Саудовская Аравия и Россия входят в число 37 государств, поддерживающих политику Китая в Синьцзяне» . Рейтер . 12 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 г. Проверено 13 июля 2019 г.
  28. ^ Басу, Закари (8 октября 2020 г.). «На карте: все больше стран подписывают заявление ООН, осуждающее массовые задержания Китая в Синьцзяне» . Аксиос . Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
  29. ^ Лоулер, Дэйв (2 июля 2020 г.). «53 страны поддерживают подавление Китаем Гонконга» . Аксиос . Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 3 июля 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9722e9c36c8cee63d56f63af2f6a0fab__1715564160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/ab/9722e9c36c8cee63d56f63af2f6a0fab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
China–Zambia relations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)