Китайско-замбийские отношения
![]() | |
![]() Китай |
![]() Замбия |
---|
Отношения между Китайской Народной Республикой и Замбией относятся к текущим и историческим отношениям между Китайской Народной Республикой (КНР) и Замбией .
Исторические и политические отношения
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2024 г. ) |
Отношения между Замбией и Китаем были установлены после обретения Замбией независимости 29 октября 1964 года. [ 1 ] : 346 Китай поддержал политическую борьбу Замбии за освобождение в ту эпоху посредством финансовой и материальной поддержки.
На первом этапе отношений особое внимание уделяется обретению политической свободы от оккупационных колониальных сил и развитию дипломатических отношений с Китаем. Замбия, получив политическую свободу в 1964 году, получила поддержку Китая посредством экономической поддержки и строительства инфраструктуры. Правительство Замбии начало инвестировать в транспортную инфраструктуру, чтобы помочь экономическому росту страны и поддержать движения за политическую свободу в регионе Сообщества развития юга Африки. Китай рассматривал инфраструктурное развитие железнодорожного сообщения как возможность укрепить связи с Замбией. В связи с этим бывший президент Замбии (Кеннет Каунда) посетил Китай в 1967 году для доработки проекта железной дороги и с одобрения вовлеченных сторон. [ 2 ] Это отражает более широкий интерес Китая в тот период, когда он начал планировать помощь африканским странам в развитии инфраструктуры и политической поддержке. [ нужна ссылка ]
Второй этап замбийско-китайских отношений с 1979 по 1999 год ознаменовался значительными экономическими и политическими изменениями на африканском континенте. В Замбии в начале 1990-х годов была внедрена многопартийная демократическая система, тогда как в Китае был период восстановления после экономических и социальных проблем, вызванных Культурной революцией, за которой последовала политика открытых дверей Дэн Сяопина. [ 3 ] В 1991 году Китай ввел изменение в политику под названием «Выход», которое повлияло на его отношения с несколькими африканскими странами. Китай на этом этапе подчеркнул значительную экономическую трансформацию от старой, плановой экономики к более открытой рыночной экономике. Хотя ассоциация Китая и Замбии в этот период оставалась преимущественно политической, уже можно было увидеть тенденцию увеличения инвестиций. [ нужна ссылка ]
Третий этап отношений Китая и Замбии (1999 г. – настоящее время) характеризуется усилением политики содействия устойчивому экономическому развитию. Правительство Замбии сосредоточило внимание на ключевых областях социальной политики, таких как содействие региональному миру и борьбе с бедностью. В 2000 году был создан форум китайско-африканского сотрудничества (FOCAC) для развития новых отношений между Китаем и Замбией. Целью этого форума было содействие и содействие культурному обмену, экономическому сотрудничеству, взаимному доверию и политической эквивалентности для развития отношений. Это способствовало углублению дипломатических связей между двумя странами. [ нужна ссылка ]
Экономические отношения
[ редактировать ]У китайских инвесторов были претензии, т.к. Замбийская газета сообщила: «Жесткий контроль правительства Замбии над иностранным персоналом, высокие транспортные расходы из-за отсутствия выхода к морю и плохой инфраструктуры, дискриминационные стимулы, сложные законы о трудовых отношениях, частые забастовки рабочих и плохая местная промышленность не помогали инвесторам». [ 4 ] : 5
Китайско-замбийские торговые отношения
[ редактировать ]Признав Китайскую Народную Республику (КНР) всего через 5 дней после ее создания в 1949 году, Замбия стала одним из старейших дипломатических партнеров Китая. [ 5 ] Это особенно заметно в обширных торговых отношениях между двумя странами. Замбия богата первичными ресурсами, а экспорт в Китай состоит в основном из сырья, что является ключом к поддержанию растущих экономических амбиций Китая. [ 5 ]
По состоянию на август 2022 года китайский экспорт в Замбию составил $92,6 млн, а замбийский экспорт в КНР достиг $513 млн. Это означало отрицательный торговый баланс в размере 421 миллиона долларов с точки зрения Китая. [ 6 ]
Основными товарами китайского экспорта были грузовые автомобили (7,68 млн долларов), а тракторы, стальные стержни и полупроводниковые устройства были одними из самых популярных товаров китайского экспорта в Замбию. С другой стороны, Китай импортировал в основном сырье из Замбии, в основном медь-сырец (419 миллионов долларов США), а также дополнительные первичные ресурсы, такие как рафинированная медь, никелевая руда, табачное сырье или медная руда. [ 6 ]
За годичный период с августа 2021 года по август 2022 года импорт Замбии из Китая увеличился на 31,5 миллиона долларов, что составило рост на 51,6%, а экспорт Замбии увеличился на 206 миллионов долларов, или на 67,2%. [ 6 ]
Основные регионы китайского экспорта в Замбию включают провинции Шаньдун, Цзянсу, Пекин, Гуандун и Чжэцзян, а основными направлениями импорта замбийской продукции являются провинции Цзянси, Шаньдун, Гуандун, Фуцзянь и Аньхой. [ 6 ]
По состоянию на 2022 год экспорт услуг между двумя странами отсутствует. [ 6 ]
Двусторонние отношения, которые на протяжении десятилетий были ключевыми торговыми партнерами, достигли кульминации 28 сентября 2022 года на первом Инвестиционном форуме Китая и Замбии. Форум завершился тем, что стороны договорились об углублении торговых и инвестиционных отношений и углублении практического сотрудничества. [ 7 ] Дальнейшие обсуждения включали включение Замбии в возглавляемую Китаем инициативу «Пояс и путь» и беспошлинный режим для замбийских товаров. [ 7 ]
В 1998 году Китайская корпорация цветных металлов (CNMC) купила контрольный пакет в 85 процентов медного рудника Чамбиши в Замбии за 20 миллионов долларов США (27 миллионов долларов с учетом инфляции в 2011 году). [ 8 ] ) и инвестировал еще 130 миллионов долларов США в реабилитацию рудника. Менее чем через десять лет, к концу 2005 года, около 160 китайских компаний инвестировали в Замбию. [ нужна ссылка ]
Товарооборот между Китаем и Замбией в 2022 году составит 5,884 миллиарда долларов США. [ 9 ] Китайские инвестиции в Замбию варьируются от горнодобывающих предприятий в медном поясе Замбии до инвестиций в сельское хозяйство, производство и туризм. [ нужна ссылка ]
Китайское финансирование развития в Замбию
[ редактировать ]Китайская инициатива «Пояс и путь» профинансировала сотни инфраструктурных проектов в десятках стран, включая Замбию. Китайские проектные кредиты часто предоставляются в форме «строительство-эксплуатация-передача» (СЭП), что приводит к китайскому или совместному управлению конкретными проектами, хотя полного поглощения учреждений обычно никогда не происходит. В Замбии это касается гидроэнергетических проектов с ZESCO, перехода на цифровые технологии радиовещательной службы ZNBC и двух аэропортов. [ 10 ]
Китайские капиталовложения и кредиты столкнулись с претензиями на отсутствие существенных руководящих принципов оценки и доступности. Утверждалось, что возможности погашения и вероятные социальные выгоды некоторых проектов для населения Замбии не были оценены китайскими финансистами, что в конечном итоге способствовало накоплению долга Замбии. [ 11 ] В результате модели BOT и отсутствия тщательной оценки возможностей погашения долга Замбия переживает кризис суверенного долга, при этом Китай является ее крупнейшим кредитором с капиталом в 6 миллиардов долларов. [ 11 ]
С 2000 по 2011 год в Замбии согласно различным сообщениям СМИ было выявлено около 64 официальных китайских проектов финансирования развития. [ 12 ] Эти проекты варьируются от кредита для финансирования проекта понижения мощности в ущелье Кафуэ, [ 13 ] на кредит для расширения электростанции Кариба-Норт-Бэнк недалеко от Сиавонги, [ 14 ] или 211 миллионов долларов США на облегчение бремени задолженности в 2006 году. [ 15 ]
Китайско-замбийские инфраструктурные проекты
[ редактировать ]Внутренняя политика Замбии
[ редактировать ]Правительство Замбии заключило несколько совместных инфраструктурных предприятий с Китаем в попытке укрепить энергоснабжение страны. Это необходимо для достижения цели президента Хакаинде Хичилемы по стимулированию экономического роста за счет утроения национального производства меди до трех миллионов тонн в год. [ 16 ] Поскольку на гидроэнергетику приходится 85% электроэнергии Замбии, ZESCO , государственная энергетическая компания Замбии, заключила партнерские отношения с SinoHydro , государственной гидроэнергетической компанией в Китае, чтобы расширить энергосистему Замбии. [ 17 ]
Нижняя электростанция в ущелье Кафуэ
[ редактировать ]Крупнейшим проектом ZESCO и SinoHydro является нижняя электростанция в ущелье Кафуэ (KGL) , плотина гидроэлектростанции вдоль реки Замбези недалеко от южной границы Замбии с Зимбабве. По прогнозам, KGL будет генерировать 750 мегаватт электроэнергии в дополнение к 900 мегаваттам, вырабатываемым стареющей верхней станцией ущелья Кафуэ (KGU) . [ 18 ] Стоимость KGL оценивается в 2 миллиарда долларов США, 85% (1,7 миллиарда долларов США) из которых финансируется Китая Экспортно-импортными и промышленными и коммерческими банками (EximBank и ICBC). Правительство Замбии согласилось покрыть оставшиеся 15% (300 миллионов долларов США). [ 16 ]
KGL считался флагманским проектом между Замбией и Китаем, и многие надеялись, что он положит начало развитию инфраструктуры Китая. KGL станет первым крупным гидроэнергетическим проектом в Замбии с момента строительства KGU в 1973 году, который потенциально может превратить Замбию в нетто-экспортера электроэнергии. [ 18 ]
KGL столкнулся с несколькими задержками в строительстве. Первоначально планировалось, что проект будет введен в эксплуатацию к 2020 году, но проект застопорился из-за опасений по поводу способности Замбии и ZESCO выполнить свои долговые обязательства перед китайским EximBank и ICBC. [ 19 ] Следовательно, SinoHydro отказалась передать полный контроль над объектом ZESCO, как планировалось в 2021 году, а Sinosure , китайская государственная страховая компания проекта, отказалась предоставить KGL дальнейшие кредиты. [ 19 ]
США и МВФ также раскритиковали KGL за неравномерное распределение долга. Треть долга компании в размере 9,7 млрд долларов США хранится в китайских банках, что вызывает опасения, что Замбии придется передать контроль над ZESCO Китаю. [ 20 ] Амос Чанда, пресс-секретарь президента Замбии, опроверг подобные утверждения советника по национальной безопасности США Джона Болтона в 2018 году, заявив, что ZESCO ни в коем случае не является залогом долга Замбии перед Китаем. [ 20 ] Тем не менее, многие по-прежнему критикуют практику заимствований ZESCO, ссылаясь на связанный с ней долг как на потенциальный риск для суверенитета Замбии. [ 17 ]
Споры
[ редактировать ]Китайско-замбийские социальные отношения
[ редактировать ]Большое количество китайских иммигрантов: от более 3000 в конце 1990-х годов до 20 000 в 2017 году. [ 21 ] сопровождались ростом интереса и инвестиций со стороны Китая в Замбию с начала века. Это привело к росту напряженности между двумя группировками в Замбии, что привело к нескольким инцидентам с применением насилия за последние пару десятилетий. [ нужна ссылка ]
Китайская Народная Республика подверглась резкой критике со стороны большей части населения Замбии за свое участие. Они видят, что это продолжающееся взаимодействие было в основном негативным для Замбии и вызвало зависимость от помощи, усилило коррупцию и вызвало экономическое неравенство. [ 22 ]
Президентские выборы 2006 года продемонстрировали хорошее отражение антикитайских настроений в Замбии: политический деятель Сата (который затем стал президентом позже в 2011 году) приобрел большую популярность, используя свою антикитайскую риторику в качестве своего основного подхода. [ 22 ] Это привело к политизации китайских иммигрантов, и китайское население стало мишенью для местных жителей, которые не были удовлетворены их растущим присутствием. [ нужна ссылка ]
Долговой кризис Замбии
[ редактировать ]Внешний государственный долг Замбии резко вырос в последние годы, особенно с 2012 года, и сейчас превышает 100% ВВП. В настоящее время Китаю принадлежит 5,5 миллиарда долларов из долга Замбии в 17,3 миллиарда долларов, а остальная часть принадлежит другим богатым странам и международным институтам, в которых доминирует Запад, включая банки развития и коммерческий рынок еврооблигаций. После 2000 года Замбия взяла кредит у Китая для строительства инфраструктуры (дорог, энергетики, железных дорог, телекоммуникаций) и двух современных международных аэропортов. [ 23 ]
Из-за централизации принятия экономических решений в президентстве наблюдается отсутствие общедоступной информации о кредитах Пекина, а также отсутствие адекватных систем управления. Это вызвало опасения, что замбийские чиновники могут завышать стоимость проекта и получать взятки. [ 24 ]
В период с 2002 по 2008 год стоимость экспорта полезных ископаемых Замбии выросла на 500%. Однако это не привело к увеличению налоговых поступлений Замбии из-за международного налогового законодательства, разрешающего оффшорные налоговые льготы для западных и индийских сырьевых гигантов по рекомендации МВФ. Таким образом, несмотря на рост цен на медь, правительство Замбии прекратило облагать налогом свои горнодобывающие компании из-за политики приватизации и либерализации торговли государственных компаний, включенных в пакет мер по облегчению долгового бремени МВФ в конце 1990-х годов. [ 11 ]
Шахты Коллум и Комбиши
[ редактировать ]В феврале 2010 года китайский руководитель Чжун Тинхуэй был убит на частной угольной шахте Коллум . В октябре того же года два китайских менеджера открыли огонь по африканским горнякам во время беспорядков на шахте и ранили 11 человек. В начале августа 2012 года китайский менеджер шахты У Шэнзай был убит после спора о заработной плате. [ 25 ]
Пятьдесят один сотрудник китайского завода по производству взрывчатых веществ погиб в результате взрыва в апреле 2005 года. В следующем году на шахте Чамбиши вспыхнули беспорядки. На следующий день замбийский рабочий был ранен, что привело к штурму китайского жилого комплекса, а еще пятеро рабочих были ранены паникующим китайским менеджером. Взрыв на заводе взрывчатых веществ и события на шахте Чамбиши стали одними из крупнейших вопросов президентских выборов в Замбии 2006 года . Кандидат от оппозиции Майкл Сата занял позицию против КНР, заявив, что в случае победы на выборах он откажется от признания Замбией КНР и признает Китайскую Республику на Тайване. [ 4 ] : 5–6 Сата проиграл выборы действующему на тот момент президенту Леви Мванавасе .
В феврале 2007 года китайское правительство попыталось смягчить анти-КНР настроения в Чамбиши, пообещав инвестировать 800 миллионов долларов США в создание китайско-замбийской экономической зоны и помочь стране в индустриализации. [ 4 ] : 5
Права человека
[ редактировать ]В июле 2019 года послы 37 стран ООН, включая Замбию, подписали совместное письмо Совету ООН по правам человека, защищая преследование уйгуров Китаем . [ 26 ] [ 27 ] Замбия была одной из 16 стран, которые защитили Китай в 2019 году, но не сделали этого в 2020 году. [ 28 ]
В июне 2020 года Замбия была одной из 53 стран, поддержавших закон о национальной безопасности Гонконга в Организации Объединенных Наций . [ 29 ]
Библиография
[ редактировать ]- Кардинал Хуан Пабло ; Араужо, Эриберто (2011). Тихое китайское завоевание (на испанском языке). Барселона: Критика. стр. 194–201. ISBN 9788498922578 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шинн, Дэвид Х .; Эйзенман, Джошуа (2023). Отношения Китая с Африкой: новая эра стратегического взаимодействия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21001-0 .
- ^ Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики (2000 г.). «Помощь Китая в строительстве железной дороги Танзания-Замбия» . Архивировано из оригинала 22 октября 2021 г. Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Мванавина, я (2008). «Экономические отношения Китая и Африки: пример Замбии» . Архивировано из оригинала 29 января 2024 г. Проверено 13 мая 2024 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Бротигам, Дебора (2009). Дар Дракона: реальная история Китая в Африке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 397 . ISBN 978-0-19-955022-7 .
- ^ Jump up to: а б Жирар, Б (2019). «Замбия обсуждает китайское «экономическое рабство»» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 30 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Обсерватория экономической сложности (2022 г.). «Китай и Замбия» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2024 г. Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Министерство торговли, торговли и промышленности. «Китайско-Замбийский инвестиционный форум официально открывается» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Измерение стоимости. Архивировано 3 января 2013 г. в Wayback Machine , Относительная стоимость суммы в долларах США - заработная плата неквалифицированных работников , получено 26 января 2011 г.
- ^ zambiamonitor (29 марта 2023 г.). «Торговля между Китаем и Замбией вырастет на 36,9 процента и в 2022 году достигнет 5,884 миллиарда долларов» . Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ «Надвигающийся долговой кризис Замбии – виноват ли Китай?» . CMI - Хр. Институт Михельсена . Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 г. Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Гбадамоси, Носмот. «Несет ли Китай ответственность за долговой кризис Замбии?» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 г. Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Остин Стрэндж, Брэдли С. Паркс, Майкл Дж. Тирни, Андреас Фукс, Аксель Дреер и Виджая Рамачандран. 2013. Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе средств массовой информации. Рабочий документ CGD 323. Вашингтон, округ Колумбия: Центр глобального развития. [1]
- ^ Стрэндж, Паркс, Тирни, Фукс, Дреер и Рамачандран, Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе СМИ. http://aiddatachina.org/projects/2244
- ^ Стрэндж, Паркс, Тирни, Фукс, Дреер и Рамачандран, Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе СМИ. http://aiddatachina.org/projects/354
- ^ Стрэндж, Паркс, Тирни, Фукс, Дреер и Рамачандран, Финансирование развития Китая в Африке: подход к сбору данных на основе СМИ. http://aiddatachina.org/projects/2272
- ^ Jump up to: а б Вандом, Кристофер (24 мая 2022 г.). «Реформирование шахт Замбии требует дополнительных изменений и поддержки» . Чатем Хаус . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Мафа, Чарльз; Матиасон, Ник (26 июня 2022 г.). «Кризис суверенного долга Замбии: как иностранные кредиторы имеют всю власть над экономическим восстановлением страны» . Финансы раскрыты . Архивировано из оригинала 22 сентября 2023 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Синьянгве, Чивайю (28 апреля 2022 г.). «Африканский долг: Китай будет «сопредседателем» переговоров о реструктуризации долга с Замбией» . Отчет по Африке . Архивировано из оригинала 9 декабря 2022 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Замбия: Конфиденциальные африканские сообщения сообщают, что строительство нижней гидроэлектростанции в ущелье Кафуэ находится в подвешенном состоянии, поскольку Китай прекращает финансирование» . Лусака Таймс . 21 января 2020 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Замбия отрицает утверждение Белого дома о том, что Китай взял на себя управление энергокомпанией» . Рейтер . 15 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2023 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Постел, Ханна (август 2017 г.). «Выходя за рамки «Китая в Африке»: выводы из данных об иммиграции в Замбию» . Журнал текущих событий Китая . 46 (2): 155–174. дои : 10.1177/186810261704600207 . ISSN 1868-1026 . ПМЦ 5687839 . ПМИД 29151983 . S2CID 3071762 .
- ^ Jump up to: а б Матамбо, Эммануэль (1 января 2020 г.). «Политические рекомендации по устранению субнациональной напряженности в отношениях между гражданами Замбии и китайскими мигрантами» (PDF) . Центр Вильсона . Архивировано (PDF) из оригинала 10 ноября 2022 г. Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Всемирный банк/Африканский банк развития (2018). «Тенденции финансирования инфраструктуры в Африке – 2017 г.» (PDF) . Инфраструктурный консорциум Африки . Архивировано (PDF) из оригинала 22 декабря 2023 г. Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Бротигам, Дебора (2019). «Клановый капитализм. Неправильная оценка развития китайской инфраструктуры» . Архивировано из оригинала 31 января 2024 г. Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Чжан Болин и Хэ Синь (20 августа 2012 г.). «Убийство шахтера в Замбии» . Кайсинь. Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ «Какие страны за или против политики Китая в Синьцзяне?» . Дипломат . 15 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2019 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Саудовская Аравия и Россия входят в число 37 государств, поддерживающих политику Китая в Синьцзяне» . Рейтер . 12 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 г. Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Басу, Закари (8 октября 2020 г.). «На карте: все больше стран подписывают заявление ООН, осуждающее массовые задержания Китая в Синьцзяне» . Аксиос . Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Лоулер, Дэйв (2 июля 2020 г.). «53 страны поддерживают подавление Китаем Гонконга» . Аксиос . Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 3 июля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Замбия: Профессор Чирва аплодирует китайским инвестициям Lusaka Times , 1 февраля 2011 г.