Северный пограничный округ
Северный пограничный округ (NFD), или Северная пограничная провинция , [1] или просто Северная граница была одним из регионов Британской Кении . Первоначально NFD охватывал северный регион Протектората Восточной Африки , на смену которому позже пришла Британская Кения. Позже в него входила половина провинции Джубаленд , которая осталась в составе Кении, когда другая половина была передана Итальянской империи . [2]
К концу 1920-х годов Северный приграничный округ занимал почти половину территории колонии. В 1931 году население региона оценивалось в 65 136 человек. [3] Это был один из самых слаборазвитых регионов колонии, который не пользовался популярностью у поселенцев из-за засушливого и полузасушливого климата . [4] В 1963 году НФД был разделен на пять округов в двух провинциях : Марсабит и Исиоло в Восточной провинции ; Ваджир , Мандера и Гарисса в Северо-Восточной провинции . [5]
Во время переговоров о независимости Кении Великобритания предоставила управление всей СФО кенийским националистам, несмотря на неформальный плебисцит, показавший подавляющее желание части населения региона присоединиться к недавно сформированной Сомалийской Республике. [4] Северо-восточный регион СФО исторически был населен в основном сомалийцами . [6] [7]
В современном использовании NFD относится к пяти округам Кении , которые были созданы из пяти округов, созданных колониальным правительством до обретения независимости.
История
[ редактировать ]Северная пограничная провинция существовала в составе протектората Восточной Африки как одна из девяти провинций протектората. [2] Во времена британской колониальной администрации северная половина Джубаленда была передана Италии в награду за поддержку итальянцами союзников во время Первой мировой войны . [8] Великобритания сохранила контроль над южной половиной территории, которая позже была объединена с Северным пограничным округом. [2]
26 июня 1960 года, за четыре дня до предоставления независимости Британскому Сомалиленду , британское правительство заявило, что все населенные сомалийцами территории Восточной Африки, Большого Сомали, должны быть объединены в один административный регион. Это означало, что Кения должна была уступить часть Северного пограничного округа. Однако после распада бывших британских колоний в регионе Великобритания передала управление Северным приграничным округом кенийским националистам, несмотря на неформальный плебисцит, демонстрирующий подавляющее желание населения региона присоединиться к недавно сформированной Сомалийской Республике . [9] и тот факт, что СФО почти исключительно населен этническими сомалийцами. [10]
В декабре 1962 года по настоянию правительства Сомали британцы назначили комиссию для выяснения желаний жителей Северного приграничного округа относительно его будущего. Члены комиссии сообщили, что жители пяти из шести административных районов Северного приграничного округа выступают за объединение с Сомалийской Республикой. [11] По данным Сомалийской Республики, за объединение высказались 88% жителей. [12] В начале 1963 года Великобритания заверила Сомали, что ни одно решение относительно Северного приграничного округа не будет принято без предварительной консультации с республикой. Однако Великобритания не последовала желанию подавляющего большинства жителей Северного приграничного округа и не уступила территорию Сомалийской республике. Вместо этого 8 марта 1963 года Великобритания объявила о создании Северо-Восточного региона на базе Северного пограничного округа. Неудовлетворенная этим решением, Сомалийская Республика разорвала дипломатические отношения с Соединенным Королевством 18 марта 1963 года. [13]
Накануне независимости Кении в августе 1963 года британские официальные лица с опозданием осознали, что новый кенийский режим не желает отказываться от населенных сомалийцами территорий, управление которыми ему только что было предоставлено. Возглавляемые Народной прогрессивной партией Северной провинции (НПППП), сомалийцы в СФО энергично стремились к союзу со своими родственниками в Сомалийской республике на севере. [14]
В ответ правительство Кении приняло ряд репрессивных мер, призванных сорвать их усилия в так называемый период сдвига: [6] Сомалийских лидеров регулярно помещали в превентивное заключение, где они оставались вплоть до конца 1970-х годов. Северо-Восточная провинция была закрыта для общего доступа (наряду с другими частями Кении) как «запланированная» территория (якобы закрытая для всех посторонних, включая членов парламента, в целях защиты кочевых жителей), и новости из нее не поступали. очень сложно получить. Однако в ряде сообщений кенийцы обвинялись в массовых убийствах целых деревень с сомалийскими гражданами и в создании крупных «защищенных деревень» — по сути, концентрационных лагерей . Правительство отказалось признать этнические ирредентистские мотивы сомалийцев, постоянно ссылаясь в официальных заявлениях на проблему шифта (бандитов) в этом районе. [6]
Хотя основной конфликт закончился прекращением огня в 1967 году, сомалийцы в регионе по-прежнему идентифицируют и поддерживают тесные связи со своими братьями в Сомали. [15] Они традиционно заключали браки внутри своей общины и образовывали сплоченную этническую сеть. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ОФИЦИАЛЬНАЯ ГАЗЕТА КОЛОНИИ И ПРОТЕКТОРАТ КЕНИИ» (PDF) . Газеты.Африка . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Осман, Мохамед Амин АХ (1993). Сомали, предложения на будущее . СПМ. стр. 1–10.
- ^ «Годовой отчет колоний, Кения, 1931 год» (PDF) . Университет Иллинойса. 1931. с. 13 . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «СЕВЕРНЫЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОКРУГ КЕНИИ (Хансард, 3 апреля 1963 г.)» . api.parliament.uk . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Кенийская газета от 2 апреля 1963 г.» (PDF) . Газеты.Африка . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Рода Э. Ховард, Права человека в Африканском Содружестве , (Rowman & Littlefield Publishers, Inc.: 1986), стр. 95.
- ^ Уильям Т. Пинк, Джордж Ноблит (3 сентября 2008 г.). Международный справочник городского образования . Springer Science & Business Media. п. 130. ИСБН 9781402051999 .
- ^ Оливер, Роланд Энтони (1976). История Восточной Африки, Том 2 . Кларендон Пресс. п. 7.
- ^ Дэвид Д. Лейтин, Политика, язык и мысль: опыт Сомали , (University Of Chicago Press: 1977), стр.75
- ^ Фрэнсис Валла, Первый отчет о правопреемстве государств в отношении договоров: двадцать шестая сессия Комиссии международного права, 6 мая - 26 июля 1974 г. , (Организация Объединенных Наций: 1974), стр. 20
- ^ Дрисдейл, Джон (1964). Сомалийский спор . Пэлл Мэлл Пресс.
- ^ Республика Сомали, Стремление народа Сомали к единству, 1965.
- ^ Кромм, Дэвид (1967). «Ирредентизм в Африке: спор о границе между Сомали и Кенией». Труды Канзасской академии наук . 70 (3): 359–365. дои : 10.2307/3627482 . JSTOR 3627482 .
- ^ Брюс Бейкер, Бегство от доминирования в Африке: политическое размежевание и его последствия , (Africa World Press: 2003), стр.83
- ^ Годфри Мвакикагиле, Кения: идентичность нации , (Годфри Мвакикагиле: 2007), стр.79.
- ^ Университет сельского хозяйства и технологий Джомо Кеньятта. Отдел исследований, производства и распространения знаний (2006 г.). Материалы конференции JKUAT по науке, технологиям и индустриализации 2005 г.: «Использование местных продуктов и технологий посредством исследований для индустриализации и развития»: 27-28 октября 2005 г. Университет сельского хозяйства и технологий Джомо Кеньятты, отдел исследований, производства и распространения знаний. п. 27. ISBN 9966923284 .