Мумбоизм
История Кении |
---|
![]() |
![]() |
Мумбоизм , также известный как культ Мумбо , — новое религиозное движение, основанное Оньянго Дунде в начале 20 века. Последователи религии, известные как мумбоиты, были наиболее активны в регионе Ньянза в Кении, недалеко от озера Виктория . Движение имело антиимперские учения и было подавлено колониальным правительством Кении.
Происхождение
[ редактировать ]Мамбоизм зародился в эпоху британской колонии в Кении, когда в этом регионе действовали христианские миссионеры. В 1913 году Оньянго Дунде начал проповедовать, что его проглотила змея в озере Виктория. Змей выплюнул его и дал ему пророчество, которое он распространит среди своих последователей:
Я Бог Мумбо, чьи два дома находятся на солнце и в озере. Я выбрал тебя своим рупором. Идите и скажите всем африканцам... что отныне Я их Бог. Те, кого я выберу лично, и те, кто признает меня, будут жить вечно в достатке... Христианская религия прогнила... Все европейцы - ваши враги, но скоро наступит время, когда они все исчезнут из страны. " [ 1 ]
История
[ редактировать ]В соответствии с пророчеством Дунде осудил европейскую культуру, христианство и влияние колониализма. Он также предсказал золотой век, который наступит с окончанием европейского присутствия в регионе. Мумбоизм был популярен среди народов луо и кисии , но его влияние распространилось за пределы африканцев, формально являвшихся последователями Дунде. [ 1 ]
Учение мамбоизма было охарактеризовано как разновидность милленаризма , предвосхищающая золотой век, возможно, под влиянием христианских учений о катастрофическом конце существования нынешнего мира. Некоторые учения заключались в том, что «вода превратится в кровь, и только мумбоиты будут иметь питьевую воду, все белые люди исчезнут, оставив в живых только африканцев, или немцы придут и отрежут руки тем, кто в одежде (т. е. европейцам и Западные африканцы). [...] Проектируемая утопия будет временем смены ролей, исцеления и изобилия, которого можно достичь только с помощью традиционных жертвоприношений и ритуалов». [ 2 ]
В годы после окончания Первой мировой войны многие кисии (абагусии) стали последователями мамбоизма во все большем количестве. Некоторыми факторами, способствовавшими этому, были разочарование в колониальном правительстве из-за ухудшения условий сельского хозяйства, торговли и здравоохранения среди народа кисии , колебания стоимости валюты и все более обременительные требования колониальной администрации относительно налогообложения, рабочей силы, причитающейся колониальному правительству, и требований для регистрации. . [ 3 ]
Пророчество золотого века о конце европейского правительства обратилось к кисиям, которые открыто восстали против колониальной администрации в 1905, 1908 и 1914 годах, но потерпели поражение от европейцев. Его привлекательность среди народа кисии была невелика во времена процветания, когда удовлетворить требования колониальной администрации было легче. Во времена экономических трудностей его религиозная и политическая привлекательность среди кисии росла. [ 3 ]
Род богонко, самый богатый и влиятельный среди кисии, был приверженцем мамбоизма. Их положение было подорвано европейским присутствием, и они были лидерами мамбоизма, особенно среди субклана Китуту. [ 4 ]
Подавление
[ редактировать ]Колониальной администрации угрожало антиевропейское послание мамбоизма. Колониальное правительство в конечном итоге запретило мамбоизм в 1954 году. Намного ранее, в 1921 году, оно сослало Данде и других лидеров Мумбо на священный исламский остров Ламу в Индийском океане . [ 1 ] В правительственном отчете 1919 года были перечислены важные лидеры движения, некоторые из которых были открыто против колониального правительства: Моси Аума из Кабондо, Ньякунди из Китуту, Омвенга из Ванджаре. [ 3 ]
Колониальная администрация имела тенденцию объединять мамбоизм с другими религиозными верованиями коренных народов, такими как культ покойного пророка Сакавы (Закава), который, как говорили, предсказал европейское правление, строительство железной дороги и место Кисии. Мамбоизм был не единственным религиозным движением в Центральной и Восточной Африке, отражавшим антиевропейские настроения. У народа камба вокруг Мачакоса в Кении существовал тысячелетний культ, который развился в межвоенные годы вокруг пророка Ндонье ва Каути и имел параллели с мамбоизмом. [ 3 ]
Дини йа Мсамбва или Нсамбва (DYM), «религия духов предков», была еще одним отказом от христианства, развившимся в начале 20 века в Кении. Он был основан Элайджей Масинде из племени Бабукусу . [ 5 ] Еще одним новым религиозным движением было движение Каринга , находившееся под влиянием религиозных идеалов Агикую , подобных демократии. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Протекторат Восточной Африки
- История Кении
- Кенийская колония
- Новое религиозное движение
- Религия в Африке
- Религия в Кении
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джордж Ф. Пикенс, Африканские христианские разговоры о Боге: рассказ Мэтью Аджуоги о Джохере. Университетское издательство Америки, 2004 г.; стр. 133-134. Цитируется по Oeching (1992, 1997).
- ^ Вессингер, Кэтрин (2011). Оксфордский справочник милленаризма . Издательство Оксфордского университета. стр. 389–90. ISBN 9780195301052 .
- ^ Jump up to: а б с д Максон, Роберт М. (1989). Конфликт и приспособление в Западной Кении: Гусии и британцы, 1907–1963 гг . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. стр. 74–5. ISBN 9780838633502 .
- ^ Годвин Р. Мурунга и В. Насонг'о Шадрак, Кения: Борьба за демократию. Зед Букс, 2007; стр. 64. ISBN 9781842778579 .
- ^ Мурунга и Шадрак, Кения, стр. 64-65.
- ^ Мурунга и Шадрак, Кения, стр. 66.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Р. М. Максон, «Тернистая дорога от первичного к вторичному источнику: культ Мумбо и разграбление Кисии в 1914 году», History in Africa, vol. 13 (1986), стр. 261–268. JSTOR 3171545 .
- Бретт Л. Шэдл, «Покровительство, милленаризм и Змеиный Бог Мумбо на юго-западе Кении, 1912–34», Африка, том. 72, нет. 1 (февраль 2002 г.), стр. 29–54. JSTOR 3556798 . https://vtechworks.lib.vt.edu/handle/10919/46785