Собаки в китайской мифологии

Собаки являются важным мотивом в китайской мифологии . Эти мотивы включают особую собаку, которая сопровождает героя, собаку как одно из двенадцати тотемных существ, в честь которых названы годы, собаку, дающую первый запас зерна, что позволило вести современное сельское хозяйство, и утверждения о том, что волшебная собака была первоначальным предком в случае некоторых этнических групп.
Миф против истории
[ редактировать ]Китайская мифология включает мифы на китайском и других языках, передаваемые ханьцами, а также другими этническими группами (из которых пятьдесят шесть официально признаны нынешней администрацией Китая). (Янг 2005:4)
При изучении исторической китайской культуры многие из рассказанных историй о персонажах и событиях, написанных или рассказанных о далеком прошлом, имеют двойную традицию: одна традиция представляет собой более историзированную, а другая представляет более мифологическую традицию. версия. (Янг 2005: 12–13). Это также верно в отношении некоторых рассказов, связанных с мифологическими собаками в Китае.
Исторические рассказы и анекдоты о собаках из древнего Китая и далее существуют в дошедших до нас литературных произведениях, например в «Шиджи , » Сыма Цяня . Археологические исследования обеспечивают существенную поддержку и дополнительные знания в этом отношении.
Несмотря на любые фантастические мифы о собаках из Китая, настоящие собаки были известны по всему Китаю с доисторических времен (в отличие от некоторых экзотических животных, таких как львы или другие существа, настоящие качества которых часто могли быть известны лишь косвенно).
Собаки также фигурируют в различных исторических и легендарных рассказах или рассказах, найденных в обширных литературных источниках Китая, хотя в некоторых случаях грань между мифом и древней историей неясна. Однако во многих мифах, легендах и других рассказах о собаках в китайской литературе собака или собаки представлены таким образом, что это не выглядит причудливым или фантастическим (в отличие от того, как обычно обращаются с другими существами в мифологии). например, в случае черепах, змей, драконов или часто даже лошадей).
Имена в межкультурном сравнении
[ редактировать ]Вольфрам Эберхард отмечает, что по сравнению с другими культурами «поразительно» то, что в китайской литературе собакам редко даются имена. (Эберхард 2003: 82) Это означает, что в контексте китайской мифологии собака часто играет важную роль, но ей не дают имени собственного, а скорее называют «собакой».
Поскольку китайская грамматика не требует использования определенных или неопределенных артиклей или обозначения единственного или множественного числа, может возникнуть двусмысленность относительно того, означает ли упоминание собаки «собака» (имя собственное), «собаки», «собака», «собака». собака», «некоторые собаки» или «собаки».
Зодиакальная собака
[ редактировать ]На протяжении тысячелетий в Юго-Восточной Азии использовался двенадцатилетний цикл, названный в честь различных реальных или мифологических животных. Этот двенадцатилетний цикл, иногда называемый « китайским зодиаком », каждый год по очереди связан с определенным существом в фиксированном порядке из двенадцати животных, после чего он возвращается к первому в этом порядке — Крысе . Одиннадцатым в цикле является Собака .
Согласно одной из версий, порядок существ года обусловлен их порядком в состязаниях по переправе через реку в Великой гонке . Причина, по которой Собака финишировала второй от последней, несмотря на то, что в целом она была талантливым пловцом, объясняется ее игривым характером: Собака играла и резвилась по пути, тем самым задерживая прохождение дистанции и достижение финишной линии.
Обычно считается, что личности людей, рожденных в год Собаки , обладают определенными качествами, связанными с Собаками , такими как преданность или энергичность; однако это будет изменено в соответствии с другими соображениями китайской астрологии , такими как влияние месяца, дня и часа рождения, в соответствии с традиционной системой Земных Ветвей , в которой зодиакальные животные также связаны с месяцами и временем. дня (и ночи) с двенадцатью двухчасовыми интервалами.
Час Собаки приходится на период с 19:00 до 21:00, и Собака связана с девятым лунным месяцем.
На земле
[ редактировать ]Существуют различные мифы и легенды, в которых различные этнические группы утверждали или утверждали, что их предками была божественная собака, одна из них - история Паньху. Говорят, что у легендарного китайского правителя Ди Ку была собака по кличке Паньху . Паньху помог ему выиграть войну, убив вражеского генерала и принеся ему его голову, а в награду женился на дочери императора.
Собака отнесла свою невесту в горный район юга, где они произвели на свет многочисленное потомство. поклонялись Панху Из-за их самоидентификации как потомков этих первоначальных предков народы Яо и Ше , часто как королю Пану, а употребление в пищу собачьего мяса было табуировано (Yang et al 2005, 52–53). Этот древний миф также был обнаружен среди народов мяо и ли (Yang et al 2005, 100 и 180).
Ранним документальным источником мифа о происхождении Паньху является автор Цзинь (266–420) династии Ган Бао , который записывает этот миф о происхождении южной (то есть к югу от реки Янцзы ) этнической группы, которую он называет «Человек» (蠻) (Майр, октябрь 1998 г.: 3–5 и примечание 3, 31–32).
Вариации
[ редактировать ]Существуют различные варианты мифологии Паньху. По одной из версий, император обещал свою дочь замуж в качестве награды тому, кто вернет голову вражеского генерала, но из-за предполагаемых трудностей брака собаки с человеческой невестой (особенно с императорской принцессой) собака предложил волшебным образом превратиться в человека с помощью процесса, в ходе которого его изолировали под колоколом на 280 дней.
Однако любопытный император, не сдержався, на 279-й день поднял край колокола: таким образом заклятие было снято до того, как превращение было завершено, и, хотя остальная часть тела превратилась в человеческое, голова не было (Christie 1968: 121–122).
Культурно-относительные интерпретации
[ редактировать ]Виктор Майр (октябрь 1998 г.) поднимает вопрос о том, что идея происхождения от собак может иметь уничижительный оттенок или подтексты. Будет ли это так или нет, будет зависеть от предполагаемых культурных оценок собак по сравнению с людьми.
Собака Эрланга
[ редактировать ]Говорят, что у Эрлан Шена, народного бога, есть собака по имени Сяотянь Цюань (啸天犬; «Небесная лающая гончая» или «Воющая небесная собака»).
В романе «Введение богов » Ян Цзянь (предположительно Эрланг) иногда посылает свою собаку кусать своих врагов.
В романе « Путешествие на Запад » собака Эрланга помогает ему сражаться с Сунь Укуном , не давая ему сбежать, кусая его за ногу. Позже в главе 63 Сунь Укун, Эрланг и их товарищи сражаются против Девятиголового принца, когда собака побеждает врага, откусив одну из выдвижных голов монстра. Затем принц убегает, захлебнувшись собственной кровью. Эрланг отпускает его, предсказывает, что он утонет в собственной крови.
Тяньгоу
[ редактировать ]Говорят, что Тяньгоу («Небесная собака») напоминает черную собаку или метеор, который, как полагают, пожирает солнце или луну во время затмения, если его не спугнуть.
Получение зерна
[ редактировать ]Согласно мифам различных этнических групп, собака дала людям первые семена зерновых, что позволило обеспечить сезонный цикл посадки, сбора и пересадки основных сельскохозяйственных продуктов, сохраняя часть семенных зерен для повторной посадки, что объясняет происхождение одомашненных зерновых культур. . Этот миф является общим для народов буи , гелао , хани , мяо , шуй , тибетцев , туцзя и чжуан . (Янг 2005: 53)
Версия этого мифа, собранная у этнических тибетцев в Сычуани, гласит, что в древние времена зерно было высоким и обильным, но вместо того, чтобы быть должным образом благодарными за это изобилие, люди даже использовали его для личной гигиены после дефекации, что так разозлило Бога Рай, что он спустился на землю, чтобы вернуть себе все это.
Однако собака схватила его за штанину, жалобно плача, и таким образом побудила Бога Небесного оставить собаке несколько семян от каждого вида зерна, обеспечив таким образом семенной фонд сегодняшнего урожая. Таким образом, говорится, что, поскольку люди обязаны владением семенами зерна собакам, люди должны делиться частью своей еды с собаками (Янг 2005: 53–54).
Другой миф, относящийся к народу Мяо, повествует о далекой эпохе, когда у собак было девять хвостов, пока собака не отправилась украсть зерно с небес и не потеряла восемь своих хвостов от оружия небесных стражей при побеге. но принеся семена зерна, застрявшие на его уцелевшем хвосте. Согласно этому, когда люди Мяо проводят праздник урожая, первыми кормят собак. (Янг 2005: 54). У народов Чжуан и Гелао существует аналогичный миф, объясняющий, почему спелые колосья стеблей зерна вьются. густой и изогнутый – точно так же, как хвост собаки. (Янг 2005: 54)
Ритуал
[ редактировать ]В северном Китае изображения собак, сделанные путем вырезания бумаги, бросали в воду в рамках ритуала праздника Двойной пятёрки ( Фестиваль Дуаньу ), отмечаемого в пятый день пятого лунного месяца, как апотропное магическое действие, призванное отогнать злые духи. Бумажные собачки также использовались для защиты мертвых (Эберхард, 2003: 80).
"Фу Собаки"
[ редактировать ]Существуют многочисленные статуи китайских львов-хранителей, которых часто называют « Собаки Фу », « Собаки Фу », « Львы Фу », « Львы Фо » и « Собаки-львы ». Современные львы не являются местными жителями территории Китая, за исключением, возможно, крайнего запада; однако их существование было хорошо известно, а связанная с ним символика и представления о львах были знакомы; однако в Китае художественные изображения львов, как правило, напоминали собак. Действительно, «[т] тот «лев», которого мы видим изображенным на китайских картинах и скульптурах, мало похож на настоящее животное, которое, однако, играет большую роль в китайском фольклоре» (Эберхард, 2003: 164). Причины упоминание «львов-хранителей» как «собак» в западных культурах может быть неясным, однако это явление хорошо известно.
Другие псовые в китайской мифологии
[ редактировать ]Другие члены семейства псовых также фигурируют в китайской мифологии, в том числе волки и лисы. Их изображение обычно совсем другое, чем в случае с собаками.
Сказки и литература о лисах особенно обширны: лисы часто обладают магическими качествами, такими как способность принимать взад и вперед человеческий облик, жить невероятную продолжительность жизни и отращивать дополнительные хвосты (обычно девять).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кристи, Энтони (1968). Китайская мифология . Фелтэм: Издательство Hamlyn Publishing. ISBN 0600006379 .
- Эберхард, Вольфрам (2003 [1986 (немецкая версия 1983)]), Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мысли . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-00228-1
- Ян, Лихуэй и др. (2005). Справочник китайской мифологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533263-6
- Майр, Виктор Х. (октябрь 1998 г.). «Собачьи загадки: мифы о предках евразийских собак в исторической и этнической перспективе», в китайско-платонических статьях 87. Нью-Хейвен: Йель. < Стабильный URL: www.sino-platonic.org/complete/spp087_dog_myths.pdf >
- Сыма Цянь Записи историка: Главы из Ши Чи Сыма Цяня . Перевод Бертона Уотсона (1969). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231033213 .
- Ю, Энтони К., редактор, переводчик и введение (1980 [1977]). Путешествие на Запад . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-97150-6