Китайские мифы о сотворении мира
Китайские мифы о творении представляют собой символические повествования о происхождении Вселенной, Земли и жизни. Мифы в Китае варьируются от культуры к культуре. В китайской мифологии термин « космогонический миф » или « миф о происхождении » более точен, чем « миф о творении », поскольку очень немногие истории связаны с божеством-творцом или божественной волей . Китайские мифы о сотворении фундаментально отличаются от монотеистических традиций одной авторитетной версией, такой как иудео - христианское повествование о сотворении мира : китайская классика записывает многочисленные и противоречивые мифы о происхождении. Традиционно мир создавался в китайский Новый год, а животные, люди и многие божества создавались в течение 15 дней.
Некоторые китайские космогонические мифы имеют знакомые темы в сравнительной мифологии . Например, создание из хаоса (китайский Хундун и гавайский Кумулипо ), расчлененных трупов первобытного существа ( Пангу , индоевропейский Йемо и месопотамский Тиамат ), мировых родительских братьев и сестер ( Фуси и Нюва и японские Идзанаги и Идзанами ), а также дуалистическая космология ( инь и янь и зороастрийские Ахура Мазда и Ангра-Майнью ). Напротив, другие мифические темы являются исключительно китайскими. В то время как мифологии Месопотамии , Египта и Греции считали, что первобытная вода была единственным элементом, существовавшим «в начале», основным элементом китайской космологии была ци (« дыхание ; воздух ; жизненная сила »). Энн Биррелл объясняет [1] Считалось, что ци «воплощает космическую энергию, управляющую материей, временем и пространством. Эта энергия, согласно китайским мифическим повествованиям, претерпевает трансформацию в момент творения, так что туманный элемент пара дифференцируется на двойственные элементы: мужской и женщина, Инь и Ян , твердая и мягкая материя и другие бинарные элементы». [1]
Космогонические мифологии
[ редактировать ]Тао Те Чинг
[ редактировать ]«Дао Дэ Цзин» , написанное где-то до IV века до нашей эры, предполагает менее мистическую китайскую космогонию и содержит некоторые из самых ранних намеков на творение.
Было что-то безликое, но законченное, рожденное раньше неба и земли; Безмолвное, аморфное, оно стояло одинокое и неизменное. Мы можем считать его матерью неба и земли. Обычно называемый «Путь». [2]
Путь породил единство, Единство породило двойственность, Двойственность породила троицу, Троица породила мириады существ. Мириады существ несут Инь на своей спине и обнимают Ян на груди. Они нейтрализуют эти пары и тем самым достигают гармонии. [3]
Позже даосы интерпретировали эту последовательность как означающую Дао ( Дао , «Путь»), бесформенное ( Уцзи , «Без Предельного»), унитарное ( Тайцзи , «Великое Предельное») и бинарное ( инь и ян или Небеса и Земля).
Жирардо считает, что Дао Те Цзин называет Дао «космическим принципом начал, казалось бы, не имеющим большого смысла, если не видеть возможности того, что он коренится в символическом воспоминании об архаических мифологических, особенно космогонических темах». [4]
Песни Чу
[ редактировать ]Раздел « Небесные вопросы » « Чу Ци », написанного примерно в IV веке до нашей эры, начинается с катехизических вопросов о мифах о творении. Биррелл называет его «самым ценным документом в китайской мифографии» и предполагает более раннюю дату появления его мифов, «поскольку он явно опирается на ранее существовавший фонд мифов». [5]
Кто передал историю далекого, древнего начала вещей? Как мы можем быть уверены в том, каким оно было до того, как небо вверху и земля внизу обрели форму? Поскольку никто не мог проникнуть в эту тьму, когда тьма и свет были еще неразделены, откуда нам знать о хаосе иллюзорных форм? Что такое тьма и свет? Как Инь и Ян сошлись вместе, и как они создали и преобразовали все сущее своим смешением? Чей компас измерил девятичастное небо? Чья это была работа и как он ее выполнил? Где были закреплены кружащиеся шнуры и где закреплен шест неба? Где Восемь Столпов встречались с небом и почему на юго-востоке они были для него слишком короткими? Куда простираются девять небесных полей и где они соединяются друг с другом? Тонкостей их краев должно быть очень много: кто знает их число? Как небо координирует свои движения? Где разделены Двенадцать Домов? Как солнце и луна сохраняют свой курс, а неподвижные звезды — свои места? [6]
Биррелл описывает повествование о творении Чу как «яркую картину мира. В нем не упоминается ни первопричина, ни первый создатель. Из «бесформенного пространства» первобытный элемент туманного пара спонтанно возникает как творческая сила, которая органично сконструирована как совокупность двойные силы, находящиеся в оппозиции друг другу — верхняя и нижняя сферы, тьма и свет, Инь и Ян — чьи таинственные преобразования приводят к упорядочению вселенной». [7]

Даоюань
[ редактировать ]Даоюань годом ( 道原 , «Происхождение Дао » ) — одна из рукописей Хуанди Сидзин , обнаруженная в 1973 году среди шелковых текстов Мавандуй , раскопанных в гробнице, датируемой 168 до нашей эры. Как и вышеприведенные «Песни Чу» , этот текст, как полагают, датируется IV веком до нашей эры и происходит из того же южного штата Чу . Этот даосский космогонический миф описывает создание вселенной и людей из бесформенного туманного пара, и Биррелл отмечает поразительное сходство между его древней концепцией единства до сотворения «все было одно» и современной космогонической концепцией гравитационной сингулярности . [8]
В начале вечного прошлого все вещи проникли и были тождественны с великой пустотой, Пустые и тождественные Единому, вечно покоятся в Одном. Неспокойно и запутанно, не было различия между тьмой и светом. Хотя Дао недифференцировано, оно автономно: «Оно не имеет причины с древних времен», однако « десять тысяч вещей вызваны им без всякого исключения». Дао, с одной стороны, велико и универсально, но также бесформенно и безымянно. [9]
Тайи Шэншуй
[ редактировать ]Даосский текст 4-го или 3-го века до нашей эры «Тайи Шэншуй» («Великий, рождающий воду»), даосский текст, раскопанный в 1993 году как часть « Слипов Годянь Чу » , кажется, предлагает свой собственный уникальный миф о сотворении мира, но его анализ остается неопределенным.
Хуайнаньцзы
[ редактировать ]139 г. до н.э. «Хуайнаньцзы» , эклектичный текст, составленный под руководством ханьского князя Лю Аня , содержит два космогонических мифа, развивающих дуалистическую концепцию Инь и Ян :
Когда Небо и Земля еще не сформировались, все поднималось и летало, ныряло и копалось. Поэтому его назвали Великим Началом. Великое Начало породило Туманную Пустоту. Туманная Пустота создала пространство-время, пространство-время произвело изначальную ци . Граница [разделяла] исходную ци . То, что было чистым и ярким, распространилось, образовав Небеса ; то, что было тяжелым и мутным, сгустилось, образовав Землю. Чистому и тонкому легко сойтись, а тяжелому и мутному трудно застыть. Таким образом, Ад был завершен первым; После этого Земля была исправлена. Объединенные сущности Неба и Земли породили Инь и Ян . Высшие сущности инь и ян вызвали четыре времени года. Разрозненные сущности четырех времен года создали мириады вещей. Горячая ци накопленного Ян породила огонь; сущностью огненной ци стало солнце. Холодная ци накопленной инь произвела воду; сущностью водянистой ци стала луна. Переполняющая ци сущностей Солнца и Луны создала звезды и планеты. К Небеса принадлежат солнцу, луне, звездам и планетам; Земле принадлежат воды и наводнения, пыль и почва. [10]
В давние времена существовали Небо и Земля: были только образы и никаких форм. Все было темно и темно, смутно и неясно, бесформенно и бесформенно, и никто не знает его врат. Было два духа, рожденных во тьме: один основал Небеса , а другой построил Землю. Такой огромный! Никто не знает, чем они в конечном итоге закончатся. Такой широкий! Никто не знает, где они наконец остановятся. После этого они разделились на Инь и Ян и разделились на восемь основных направлений. Фирма и производительность сформировали друг друга; Вслед за этим приняло форму множество вещей. Мутная жизненная энергия стала существами; очищенная жизненная энергия стала людьми. [11]
Биррелл предполагает, что этот абстрактный дуализм Инь-Ян между двумя первобытными духами или богами может быть «пережитком гораздо более древней мифологической парадигмы, которая затем была рационализирована и уменьшена», сравнима с аккадским мифом о сотворении Энума Элиш об Абзу и Тиамат , мужской пресной воде. и женская соленая вода . [12]
Линсянь
[ редактировать ]
« Линсянь » ( 靈憲 ), написанный около 120 г. н.э. эрудитом Чжан Хэном , подробно описывает сотворение Неба и Земли.
Великая Простота [или Великая Основа, Тайсу, 太素 До того, как возникла ], существовала темная прозрачность и таинственное спокойствие, тусклое и темное. Никакого образа этого создать невозможно. Его середина была пуста; его внешность была небытием. Так оставалось в течение долгих веков; это называется неизвестностью [ mingxing , 溟涬 ]. Это был корень Дао … Когда стебель Дао вырос , появились существа и сформировались формы. На этом этапе исходная ци разделилась и разделилась, сначала разделилась твердая и мягкая, чистая и мутная, заняли разные положения. Небо образовалось снаружи, а Земля закрепилась внутри. Небеса забрали свое тело из Ян , поэтому оно стало круглым и в движении; Земля взяла свое тело из Инь , поэтому стала плоской и неподвижной. Через движение произошло действие и раздача; через покой произошло соединение и трансформация. Через соединение произошло оплодотворение, и со временем все виды вещей начали расти. Это называется Великим Началом [Тайюань, 太元 ]. Это было плодом Нож . [13]
Более поздние тексты
[ редактировать ]Философ неоконфуцианец - Чжоу Дуньи представил многогранную космологию в своем «Тайцзи Тушуо» ( 太極圖說 , «Диаграмма, объясняющая высший предел»), которая объединила И Цзин с даосизмом и китайским буддизмом .
Мифологии Нува, Фуси и Пангу
[ редактировать ]В отличие от вышеупомянутых китайских космогонических мифов о мире и людях, возникающих спонтанно, без творца (например, из «очищенной жизненной энергии» в Хуайнаньцзы ), два более поздних мифа о происхождении человека связаны с божествами. Женщина Нюва создавала людей из лёсса и грязи (в ранних мифах) или производя потомство вместе со своим братом/мужем Фуси (в более поздних версиях). Мифы о самце Пангу гласят, что люди произошли от клещей на его трупе.
Нюва
[ редактировать ]В китайской мифологии богиня Нюва восстанавливала упавшие столбы, поддерживающие небо, создавая людей либо до, либо после. Древние китайцы верили в квадратную землю и круглое куполообразное небо, поддерживаемое восемью гигантскими колоннами (ср. европейские представления об оси мира ).
«Небесные вопросы» из « Песен Чу» примерно IV века до н. э. являются первым сохранившимся текстом, в котором упоминается Нюва: «По какому закону Ню Ва была возведена и стала верховным лордом? Какими средствами она создала различных существ? " [14]
Две главы Хуайнаньцзы описывают мифологию Нюва два столетия спустя:
Возвращаясь к более древним временам, четыре [из 8] столпов были сломаны; девять провинций были в руинах. Небо не полностью покрыло [землю]; Земля не удерживала [Небо] по всей [своей окружности]. Пожары вышли из-под контроля и не могли быть потушены; вода разлилась на огромных просторах и не собиралась отступать. Свирепые звери поедали невинных людей; хищные птицы хватали стариков и немощных. После этого Нюва сплавил пятицветные камни, чтобы залатать лазурное небо, отрезал ноги большой черепахи , чтобы сделать из них четыре столба, убил черного дракона, чтобы облегчить провинцию Цзи , и сложил в кучу тростник. и шлаки, чтобы остановить бурлящие воды. Лазурное небо было заплатано; четыре столба были поставлены; бушующие воды были слиты; в провинции Цзи было спокойно ; хитрые паразиты вымерли; непорочные люди [сохранили] жизнь. Неся квадратные [девять] провинций на спине и обнимая Небеса , [Фуси и Нюйва установили] гармонию весны и ян лета, ярость осени и сдержанность зимы. [15]
Желтый Император произвел Инь и Ян . Шан Пиан продемонстрировал уши и глаза; Сан Линь показал плечи и руки. Нюва использовал их, чтобы осуществить семьдесят преобразований? [16]
Шан Пиан ( 上駢 ) и Сан Линь ( 桑林 ) — малоизвестные мифические божества. В комментарии Сюй Шэня, написанном примерно в 100 году нашей эры, говорится, что «семьдесят преобразований» относятся к способности Нува создавать все в мире.
«Фэнсу Тонги» («Общие значения в обычаях»), написанный Ин Шао около 195 года нашей эры, описывает верования эпохи Хань о первобытной богине.
Люди говорят, что когда Небо и земля открылись и развернулись, человечества еще не существовало, Ню Куа замесил желтую землю и создал людей. Хотя она работала лихорадочно, но у нее не было достаточно сил, чтобы закончить свою работу, поэтому она протянула веревку по борозде в грязи и вытащила ее, чтобы слепить людей. Вот почему богатые аристократы — это люди, сделанные из желтой земли, а обычные бедные простолюдины — это люди, созданные из борозды шнура. [19]
Биррелл выделяет в рассказе Ин Шао два всемирных мифических мотива. [20] Мифы обычно говорят, что первые люди были созданы из глины, грязи, почвы или костей; Нюва использовала грязь и лесс . Мифы широко касаются социального расслоения ; Нюва создал богатых из лёсса и бедных из грязи. Напротив, мотив шнура строителя является уникальным китайским и иконографическим изображением Богини. В иконографии Хань Нюва иногда держит в руках строительный компас.
9-го века В «Дуйи Чжи» ( 獨異志 , «Трактат о необычайных вещах») Ли Жуна зафиксирована более поздняя традиция, согласно которой Нюва и ее брат Фуси были первыми людьми. В этой версии богиня была понижена в должности с «первоначальной создательницы до смертной, подчиненной Богу на Небесах » и «скромной женщины, подчиняющейся мужчине, в традиционной манере супружеских отношений ». [20]
Давным-давно, когда мир только появился, жили два человека: Ню Куа и ее старший брат. Они жили на горе Кунь-лунь . А простых людей на свете еще не было. Они говорили о том, чтобы стать мужем и женой, но им стало стыдно. Тогда брат сразу же отправился со своей сестрой на гору Кунь-лунь и произнес такую молитву: «О Небеса , если Ты пошлешь нас двоих как мужа и жену, то собери весь туманный пар. Если нет, то сотвори весь туманный пар рассеивается». При этом туманный пар тут же собрался. Когда сестра сблизилась со своим братом, они сплели траву веером, закрывающим их лица. Даже сегодня, когда мужчина берет жену, они держат веер, который является символом того, что произошло в давние времена. [18]
Мой
[ редактировать ]Один из самых популярных мифов о сотворении мира в китайской мифологии описывает первенца полубожественного человека Пангу ( 盤古 , «Свернутая спиралью древность»), разделяющего мировое яйцо , подобное Хундуну ( 混沌 , «первозданный хаос») на Небеса и Землю . Однако ни одна из древних китайских классиков не упоминает миф о Паньгу, который впервые был записан в « Саньву Лицзи» III века ( 三五歴記 , «Исторические записи о трех суверенных божествах и пяти богах»), приписываемом Трем Королевствам. период даосский писатель Сюй Чжэн . Таким образом, в классической китайской мифологии Нюва предшествует Пангу на шесть столетий.
Небо и земля находились в хаосе, подобно куриному яйцу, и Пангу посреди этого хаоса родился . За восемнадцать тысяч лет Небеса и земля открылись и раскрылись. Прозрачный Ян стал небом , мутный Инь стал землей. Пангу жил внутри них и за один день прошел девять превращений, став божественнее Неба и мудрее земли. Каждый день небеса поднимались на десять футов выше, каждый день земля становилась на десять футов толще, и каждый день Пангу становился на десять футов выше. И так получилось, что за восемнадцать тысяч лет небеса достигли своей максимальной высоты, земля достигла самой низкой глубины, а Паньгу стал полностью взрослым. После этого были Три Суверенных Божества. Числа начались с единицы, были установлены с трех, усовершенствованы до пяти, умножены на семь и зафиксированы на девяти. Вот почему Небеса находятся в девяноста тысячах лиг от земли. [21]
Как и « Саньу Лицзи» , « Уюнь Линьян Цзи» ( 五遠歷年紀 , «Хроника пяти циклов времени») — еще один текст III века, приписываемый Сюй Чжэну. Эта версия подробно описывает космологическую метаморфозу микрокосмического тела Паньгу в макрокосм физического мира. [а]
Когда первенец Паньгу приближался к смерти, его тело преобразилось. Его дыхание превратилось в ветер и облака; его голос превратился в раскаты грома. Его левый глаз стал солнцем; его правый глаз стал луной. Его четыре конечности и пять конечностей стали четырьмя сторонами света и пятью вершинами . Его кровь и семя превратились в воду и реки. Его мышцы и вены стали артериями земли; его плоть стала полями и землей. Его волосы и борода стали звездами; волосы на его теле превратились в растения и деревья. Его зубы и кости стали металлом и камнем; его жизненная сила превратилась в жемчуг и нефрит. Его пот и телесные жидкости превратились в струящийся дождь. Все клещи на его теле были тронуты ветром и превратились в черноволосых людей . [22]
Линкольн нашел параллели между Паньгу и мифом о родоначальнике индоевропейского мира , например, когда плоть первобытного существа становится землей, а волосы становятся растениями. [23]
Мифы о Тяньлуне и Дия
[ редактировать ]В другом мифе дети духовных существ Тяньлуна и Дии являются первыми людьми. [24]
Западная стипендия
[ редактировать ]Норман Дж. Жирардо , профессор китайской религии в Университете Лихай , проанализировал сложности в изучении китайской мифологии сотворения мира. С одной стороны,
Что касается Китая, то существует вполне реальная проблема крайней скудности и фрагментации мифологических описаний, почти полного отсутствия каких-либо связных мифических повествований, относящихся к ранним периодам китайской культуры. Это еще более справедливо в отношении подлинных космогонических мифов, поскольку сохранившиеся фрагменты крайне скудны и в большинстве случаев представляют собой вторичные отчеты, историзированные и морализированные редакторами конфуцианской школы стала преобладающей классической традицией , которая в период бывшей Хань . [25]
С другой стороны, существуют проблемы с тем, что Жирардо называет «заблуждением о Китае как особом случае»; [26] предполагая, что в отличие от «других древних культур, более явно охваченных муками религии и мифов», в Китае не было никаких мифов о сотворении мира, за исключением Паньгу, который был завезен поздно и, вероятно, из-за границы. [27]
Жирардо прослеживает истоки этой «методологической жесткости» или «мягкого пренебрежения» к изучению китайской религии и мифологии у учёных-миссионеров начала XIX века , которые искали мифы о творении в ранних китайских текстах, «заботы об изучении китайской космогонии на часть миссионеров разочаровалась, не найдя ничего, что напоминало бы христианское учение о разумном Боге-творце ». [28] Например, миссионер и переводчик Уолтер Генри Медхерст утверждал, что китайские религии пострадали, потому что «все секты не характеризуются отсутствием первопричины». [29] «Верховный, самосуществующий Бог едва прослеживается во всем диапазоне их метафизики », [29] и вся система китайской космогонии «основана на материализме». [30]
Эта теория «Китай как особый случай» стала предметом веры среди ученых 20-го века. французского китаеведа Марселя Гране Влиятельный « Китайская мысль» сказал:
Необходимо отметить привилегированное место, отведенное китайцами политике. Для них история мира не начинается до возникновения цивилизации. Оно берет свое начало не из описания творения или космологических рассуждений, а из биографий мудрых царей . Биографии древних героев Китая содержат множество мифических элементов; но ни одна космогоническая тема не вошла в литературу без трансформации. Все легенды претендуют на то, чтобы сообщать факты человеческой истории... Преобладание политических взглядов сопровождается для китайцев глубоким отвращением ко всем теориям творения. [32]
Некоторые дополнительные примеры:
- «В отличие от других народов, у китайцев нет мифологической космогонии; древнейшие источники уже пытаются объяснить творение научным путем». [33]
- «Поразительно, что, помимо этого мифа [о Паньгу], Китай – возможно, единственный среди крупнейших цивилизаций древности – не имеет реальной истории творения. Эта ситуация аналогична тому, что мы находим в китайской философии, где, начиная с С самого начала существует большой интерес к взаимоотношениям человека с человеком и приспособлению человека к физической вселенной, но относительно мало интереса к космическому происхождению». [34]
- «…Китайцы, среди всех народов, древних и новейших, первобытных и современных, по-видимому, уникальны тем, что не имеют мифа о творении; то есть они считали мир и человека несотворенными, составляющими центральные черты спонтанно самопорождающегося космоса. не имея творца, бога, конечной причины или воли, внешней по отношению к себе». [35]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ См. также Neijing Tu .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Биррелл (1993) , с. 23.
- ^ Майр (1990) , с. 90.
- ^ Майр (1990) , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Жирардо (1976) , с. 300.
- ^ Биррелл (1993) , с. 26.
- ^ Хоукс (1985) , с. 127.
- ^ Биррелл (1993) , с. 27.
- ^ Биррелл (1993) , с. 28.
- ^ Январь (1977) , с. 75.
- ^ Майор и др. (2010) , стр. 114–15.
- ^ Майор и др. (2010) , стр. 240–41.
- ^ Биррелл (1993) , с. 29.
- ^ Каллен (2008) , с. 47.
- ^ Хоукс (1985) , с. 130.
- ^ Майор и др. (2010) , стр. 224–25.
- ^ Майор и др. (2010) , с. 674.
- ^ CFCE, 1.83.
- ^ Перейти обратно: а б Биррелл (1993) , с. 35.
- ^ Фэн-су Тунг-и , [17] цитируется у Биррелла . [18]
- ^ Перейти обратно: а б Биррелл (1993) , с. 34.
- ^ Биррелл (1993) , стр. 32–33.
- ^ Биррелл (1993) , с. 33.
- ^ Линкольн (1986) , стр. 5–20.
- ^ Беллингем, Дэвид; Уиттакер, Клио; Грант, Джон (1992). Мифы и легенды . Секокус, Нью-Джерси: Wellfleet Press. п. 132. ИСБН 1-55521-812-1 . ОСЛК 27192394 .
- ^ Жирардо (1976) , стр. 294–95.
- ^ Жирардо (1976) , с. 315.
- ^ Жирардо (1976) , с. 298.
- ^ Жирардо (1976) , стр. 315–16.
- ^ Перейти обратно: а б Медхерст (1838) , с. 181.
- ^ Медхерст (1838) , стр. 191.
- ^ Гране (1934) , с. 283.
- ^ Гранет , [31] перевод Жирардо . [4]
- ^ Форк (1925) , с. 34.
- ^ Бодде (1961) , стр. 405.
- ^ Моте (1971) , стр. 17–18.
Библиография
[ редактировать ]- Биррелл, Энн (1993), Китайская мифология: Введение , Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса .
- Бодде, Дерк (1961), «Мифы Древнего Китая», Мифологии древнего мира , Anchor, стр. 367–408 .
- Каллен, Кристофер (2008), «Космогония: обзор», Энциклопедия даосизма , Routledge, стр. 47–8 .
- Форк, Альфред (1925), Мировоззрение китайцев: их астрономические, космологические и физико-философские размышления , Пробстхейн .
- Жирардо, Норман Дж. (1976), «Проблема мифологии творения в изучении китайской религии», History of Religions , vol. 15, стр. 289–318 .
- Гране, Марсель (1934), Китайская мысль . (на французском языке)
- Хоукс, Дэвид, изд. (1985), «Песни Юга: Антология древних китайских стихов Цюй Юаня и других поэтов» , «Пингвин» .
- Ян Юнь-хуа (1977), «Шелковые рукописи о даосизме», Тунг Пао , том. 63, стр. 65–84 .
- Линкольн, Брюс (1986), Миф, космос и общество: индоевропейские темы созидания и разрушения , Кембридж : Издательство Гарвардского университета .
- Майр, Виктор Х., изд. (1990), Дао Дэ Цзин: Классическая книга честности и пути , Bantam Books .
- Майор, Джон С. (1978), «Миф, космогония и истоки китайской науки», Журнал китайской философии , стр. 1–20 .
- Майор Джон С.; и др., ред. (2010), Хуайнаньцзы: Руководство по теории и практике государственного управления в раннем ханьском Китае , Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета .
- Медхерст, Уолтер Генри (1838 г.), Китай: его состояние и перспективы, с особым упором на распространение Евангелия , Крокер и Брюстер .
- Моут, Фредрик Ф. (1971), Интеллектуальный фонд Китая , Альфред А. Кнопф .
- Шиппер, Минеке, Шусянь Е и Хубин Инь, ред. Мифы о создании и происхождении Китая: межкультурные исследования в устных и письменных традициях . Лейден: Брилл, 2011.
- Вернер, ETC (1922), «Космогония — Пань Ку и миф о сотворении мира» , «Мифы и легенды Китая » , Харрап, стр. 76–92 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Китайская история создания , Проект мифологии Thinkquest
- В калебасе, Китайский миф о происхождении , Стивен Филд