Марсель Гране
Марсель Гране | |||
---|---|---|---|
Рожденный | |||
Умер | 25 ноября 1940 г. | (56 лет) ||
Научная карьера | |||
Поля | Синология | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Гранян | ||
Упрощенный китайский | Гранян | ||
|
Марсель Гране (29 февраля 1884 — 25 ноября 1940) — французский социолог , этнолог и китаевед . Будучи последователем Эмиля Дюркгейма и Эдуарда Шаванна , Гране был одним из первых, кто применил социологические методы к изучению Китая . Гране в свое время почитался как социолог-китаевед, или китаевед-социолог, и член дюркгеймовской социологической школы.
Биография
[ редактировать ]Гране родился в Люк-ан-Диуа (Дром), Франция . Его отец был инженером, а дед — помещиком. Он учился в лицее в Экс-ан-Провансе, а затем в престижном лицее Луи-ле-Гран в Париже, который традиционно привлекал талантливых студентов, стремившихся поступить в Высшую нормальную школу в Париже.
Гране сдал экзамен на степень бакалавра и поступил в Нормальную школу в 1904 году, как раз в тот момент, когда бурное дело Дрейфуса подходило к концу и французская система образования менялась. Нормальная школа была воссоединена с Парижским университетом в Сорбонне в 1903 году, и студенты первой, называемые нормальными , посещали занятия в Сорбонне вместе со студентами университета. Эмиль Дюркгейм , социолог и основатель Année Sociologique, в 1898 году, оказавший большое влияние на жизнь и творчество Гране, начал преподавать в Сорбонне курс педагогики — он был обязательным для всех студентов с 1904 по 1913 год. Поэтому Гране впервые стал познакомился с Дюркгеймом и его теориями во время своего первого года обучения в Школе.
В Нормальной школе Гране изучал философию, право и историю, а также социологию, хотя его работа в любой области приняла бы дюркгеймовский характер. Он стал частью элитной группы студентов, в которую входили будущий историк Средневековья и основатель школы «Анналов» исторической Марк Блох , географ Филипп Арбос, социолог Жорж Дэви , эллинист и будущий библиотекарь Нормальной школы Поль Этар, математик Поль Леви и более. В 1905 году Гране присоединился к группе социалистических исследований, в состав которой входили социолог-дюркгеймист, антрополог, крупный автор журнала «Анне» и племянник самого Дюркгейма Марсель Мосс ; будущий специалист по древнегреческому языку и редактор журнала Année Louis Gernet ; и будущий дюркгеймовский социолог, философ и сотрудник журнала «Анне » Морис Хальбвакс .
После получения степени по истории в 1907 году Гране был назначен преподавателем истории в лицее в Бастии на острове Корсика. В 1908 году он получил грант Фонда Тьера на исследования феодализма. По-видимому, он разговаривал с Люсьеном Герром — библиотекарем Нормальной школы с 1888 по 1926 год, который был связан с Дюркгеймом и его учениками и который принимал активное участие в социалистическом движении и деле Дрейфуса, — который консультировал Гране, когда тот подумывал рассмотреть возможность Японский случай, если обратиться за советом к уважаемому синологу Эдуарду Шаванну , то, видимо, ближайший Гране мог бы попасть в Париж к эксперту по Японии. Шаванн, в свою очередь, посоветовал Гране начать с китайского как необходимого первого шага к изучению японского языка, предупредив его, что он запутается в китайском языке и никогда не достигнет японского языка.
Гране провел три года в Тьере, работая вместе с другими пенсионерами Блохом и Луи Жерне , бывшими нормальными людьми . Собственные работы Гране по феодализму, часто оформленные в рамках социологической теории Дюркгейма, очевидно, повлияли и определили работу Блока и Герне, в частности интерес Блока к обрядам и мифам.
В 1911 году Гране опубликовал свою первую работу, социалистическую брошюру под названием «Борьба с алкоголизмом, социалистическая программа», и в том же году покинул Фонд Тьера, получив грант от французского правительства на изучение классических китайских текстов в Китае. Интерес к стране в то время был высок. В Пекине (тогда известном в англоязычных странах как «Пекин») он встретил француза Андре д'Ормона , который обладал большими знаниями китайского языка и китайских ученых. В 1912 году Гране прислал Шаванну статью «Кутумы матримониалы де ла Китай антиквариат» по просьбе последнего, которую Шаванн представил для публикации в « Тонг Пао» , крупном китаеведческом журнале. В марте того же года Гране оказался в центре китайской революции, когда Китайская Республика пришла на смену династии Цин . Гране писал друзьям дома: «Мы собираемся: двадцать четыре историка в своих хрупких футлярах, украшенных зелеными буквами, составляют шаткую конструкцию. « Année Sociologique» лежит у меня в сумке. Я набиваю чемоданы». (Вольноотпущенник)
Вернувшись из Китая в 1913 году, Гране в марте получил должность преподавателя на историческом факультете Марселя, а в октябре — в лицее Монпелье. В декабре он сменил Шаванна на посту директора по исследованиям религий Дальнего Востока в Практической школе высоких исследований после того, как Шаванн ушел со своего поста.
Как и большинство людей его эпохи и его продвижения по службе, Гране участвовал в Первой мировой войне с 1914 по 1918 год, заслужив Военный крест. Он ненадолго пробыл в Пекине в 1918 году во время миссии там. На протяжении всей войны он продолжал изучать Китай и работал над двумя докторскими диссертациями.
В 1919 году Гране вернулся во Францию и в июне женился на Мари Террьен, после чего возобновил академическую жизнь. В январе 1920 года он сдавал экзамен на докторскую степень, в жюри которого входил британский антрополог сэр Джеймс Фрейзер . В 1922 году по просьбе Мориса Соловина написать небольшую книгу из серии «Наука и цивилизация» Гране Тоннером за ( шесть недель, путешествуя туда и обратно между Парижем и Йонна), где его жена преподавала в лицее и ухаживала за их маленьким сыном. В декабре 1922 года Гране сменил Мосса, когда тот обжег ногу, в качестве члена комитета по диссертации Жоржа Дэви «Клятва веры» и впоследствии опубликовал резкую критику ее в « Журнале де психологии нормале и патологии» .
Признавая упадок « Анне» после смерти Дюркгейма в 1917 году, несколько дюркгеймистов встретились в марте 1923 года в Париже, чтобы разработать план возрождения журнала. На встрече также присутствовали Анри Юбер , Анри и Люсьен Леви-Брюли и Мосс. Гране должен был работать над разделами религиозной социологии и правовой социологии. В 1925 году он был назначен профессором географии, истории и институтов Дальнего Востока в Национальной школе живых восточных языков, а в 1926 году помог основать Институт высших китайских исследований. С тех пор он действовал там как администратор и профессор Китая и китайской цивилизации.
Через два года после того, как его друг и коллега Мосс стал президентом пятой секции религиоведения в Практической школе, Великобритания объявила войну Германии, и в 1940 году Гране заменил своего друга после отставки последнего. Мосс, еврей по происхождению, стремился «защитить интересы» школы. (Фурнье)
Месяц спустя, после поражения Французской Республики, Гране умер в Со , недалеко от Парижа, в возрасте 56 лет. Мосс считал Гране «одним из [своих] лучших и самых любимых друзей». (Фурнье)
Будучи учителем, Гране, «жесткий и сварливый спорщик, богатый ум, мощно стимулирующий умы других» (Жиль), очевидно, наставлял своих учеников «читать медленно и всегда медленно». По словам одного из студентов, польского китаеведа Витольда Яблонского, Гране «не заботился о популярности»: «Он учёный, он мыслитель, иногда, может быть, волшебник». (Яблонский) Синолог разделял свое стремление изучать язык изучаемых им текстов и критически анализировать все материалы, как первичные, так и вторичные. Он разделил свое учение на мифическое и юридическое ( последнее в основном состоит из прав и обязанностей человека). родство и брак), хотя ему не обязательно удавалось вызвать у своих учеников тот же энтузиазм, который он имел в обеих областях одновременно. Среди его учеников был также корейско-японский Ицуо Цуда , который разработал Школу дыхания , и несколько будущих китаеведов Гране. Тем временем эта работа привела дюркгеймовскую социологию в классическую китайскую сферу, благодаря его анализу Книга од к социологическому исследованию китайской нумерологии. Хотя его помнят как значительную фигуру как в дюркгеймовской социологии, так и во французском китаеведении, [1] его две роли редко осознаются или полностью понимаются вместе.
Библиография
[ редактировать ]Эссе
[ редактировать ]- «Против алкоголизма социалистическая программа», 1911 г.
- «Брачные обычаи древнего Китая», 1912 г.
- «Сороральное многоженство и сорорат в феодальном Китае», 1920 г.
- «Некоторые особенности китайского языка и мышления», 1920 г.
- «Жизнь и смерть. Верования и учения китайской древности»
- «Положение ребенка на землю, древние обряды и мифические испытания», 1922 г.
- «Язык боли согласно погребальному ритуалу классического Китая», 1922 г.
- «Заметки о древнем даосизме», 1925 г.
- «Дух китайской религии», 1929 г.
- «Правые и левые в Китае», 1933 г.
- «Категории брака и близкие отношения в древнем Китае», 1939 г.
- «Социологические исследования Китая», 1953 г.
Основные работы
[ редактировать ]- Фестивали и старинные песни Китая , 1919 («Памяти Эмиля Дюркгейма и Эдуарда Шаванна»).
- La Religion des Chinois , 1922 ( Религия китайского народа). ISBN 978-0061319051 )
- Танцы и легенды древнего Китая , 1926 (посвящается Марселю Моссу )
- Китайская цивилизация , 1929 год.
- Китайская мысль , 1934 год.
- Китайский феодализм , 1952 год.
Ссылки
[ редактировать ]- Марк Блох, предисловие Жака ле Гоффа, «Королевские чудотворцы : исследование сверхъестественного характера, приписываемого королевской власти, особенно во Франции и Англии», 1924 год.
- Кэрол Финк, Марк Блох: Жизнь в истории , 1989.
- Мишель Фурнье, Марсель Мосс: биография, 2005.
- Морис Фридман, редактор, переводчик и автор предисловия к книге Марселя Гране « Религия китайского народа», 1977.
- Д. Р. Гилле, Зритель, 15 марта 1946 г. Том 176.
- Витольд Яблонский, «Марсель Гране: его работа», Yenching Journal of Social Studies, январь 1939 г.
- Ян Кун, «Марсель Гране: признание», Yenching Journal of Social Studies, январь 1939 г.
- Стивен Люкс , Эмиль Дюркгейм: его жизнь и творчество. Историческое и критическое исследование , 1972.
- Матье, Реми. «Марсель Гране (1884–1940),» Журнал Европейской ассоциации китаеведения 1, 253–274 DOI: https://doi.org/10.25365/jeacs.2020.1.253-274 .
- «Ицуо Цуда: философия, по которой стоит жить», Generation Dao no. 27, зима 2002/03.
- Марион Дж. Леви-мл. «Гране, Марсель», Международная энциклопедия социальных наук , 1968.
- ^ Матье, Реми (2020). «Марсель Гране (1884–1940)» . Журнал Европейской ассоциации китаеведения . 1 : 253–274. doi : 10.25365/jeacs.2020.1.253-274 . ISSN 2709-9946 .