Jump to content

Марсель Гране

Марсель Гране
Марсель Гране
Рожденный ( 1884-02-29 ) 29 февраля 1884 г.
Умер 25 ноября 1940 г. ( 1940-11-25 ) (56 лет)
Научная карьера
Поля Синология
Китайское имя
Традиционный китайский Гранян
Упрощенный китайский Гранян
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinGé Lányán
Wade–Giles2 Lan2-yen2

Марсель Гране (29 февраля 1884 — 25 ноября 1940) — французский социолог , этнолог и китаевед . Будучи последователем Эмиля Дюркгейма и Эдуарда Шаванна , Гране был одним из первых, кто применил социологические методы к изучению Китая . Гране в свое время почитался как социолог-китаевед, или китаевед-социолог, и член дюркгеймовской социологической школы.

Биография

[ редактировать ]

Гране родился в Люк-ан-Диуа (Дром), Франция . Его отец был инженером, а дед — помещиком. Он учился в лицее в Экс-ан-Провансе, а затем в престижном лицее Луи-ле-Гран в Париже, который традиционно привлекал талантливых студентов, стремившихся поступить в Высшую нормальную школу в Париже.

Гране сдал экзамен на степень бакалавра и поступил в Нормальную школу в 1904 году, как раз в тот момент, когда бурное дело Дрейфуса подходило к концу и французская система образования менялась. Нормальная школа была воссоединена с Парижским университетом в Сорбонне в 1903 году, и студенты первой, называемые нормальными , посещали занятия в Сорбонне вместе со студентами университета. Эмиль Дюркгейм , социолог и основатель Année Sociologique, в 1898 году, оказавший большое влияние на жизнь и творчество Гране, начал преподавать в Сорбонне курс педагогики — он был обязательным для всех студентов с 1904 по 1913 год. Поэтому Гране впервые стал познакомился с Дюркгеймом и его теориями во время своего первого года обучения в Школе.

В Нормальной школе Гране изучал философию, право и историю, а также социологию, хотя его работа в любой области приняла бы дюркгеймовский характер. Он стал частью элитной группы студентов, в которую входили будущий историк Средневековья и основатель школы «Анналов» исторической Марк Блох , географ Филипп Арбос, социолог Жорж Дэви , эллинист и будущий библиотекарь Нормальной школы Поль Этар, математик Поль Леви и более. В 1905 году Гране присоединился к группе социалистических исследований, в состав которой входили социолог-дюркгеймист, антрополог, крупный автор журнала «Анне» и племянник самого Дюркгейма Марсель Мосс ; будущий специалист по древнегреческому языку и редактор журнала Année Louis Gernet ; и будущий дюркгеймовский социолог, философ и сотрудник журнала «Анне » Морис Хальбвакс .

После получения степени по истории в 1907 году Гране был назначен преподавателем истории в лицее в Бастии на острове Корсика. В 1908 году он получил грант Фонда Тьера на исследования феодализма. По-видимому, он разговаривал с Люсьеном Герром — библиотекарем Нормальной школы с 1888 по 1926 год, который был связан с Дюркгеймом и его учениками и который принимал активное участие в социалистическом движении и деле Дрейфуса, — который консультировал Гране, когда тот подумывал рассмотреть возможность Японский случай, если обратиться за советом к уважаемому синологу Эдуарду Шаванну , то, видимо, ближайший Гране мог бы попасть в Париж к эксперту по Японии. Шаванн, в свою очередь, посоветовал Гране начать с китайского как необходимого первого шага к изучению японского языка, предупредив его, что он запутается в китайском языке и никогда не достигнет японского языка.

Гране провел три года в Тьере, работая вместе с другими пенсионерами Блохом и Луи Жерне , бывшими нормальными людьми . Собственные работы Гране по феодализму, часто оформленные в рамках социологической теории Дюркгейма, очевидно, повлияли и определили работу Блока и Герне, в частности интерес Блока к обрядам и мифам.

В 1911 году Гране опубликовал свою первую работу, социалистическую брошюру под названием «Борьба с алкоголизмом, социалистическая программа», и в том же году покинул Фонд Тьера, получив грант от французского правительства на изучение классических китайских текстов в Китае. Интерес к стране в то время был высок. В Пекине (тогда известном в англоязычных странах как «Пекин») он встретил француза Андре д'Ормона [ фр ] , который обладал большими знаниями китайского языка и китайских ученых. В 1912 году Гране прислал Шаванну статью «Кутумы матримониалы де ла Китай антиквариат» по просьбе последнего, которую Шаванн представил для публикации в « Тонг Пао» , крупном китаеведческом журнале. В марте того же года Гране оказался в центре китайской революции, когда Китайская Республика пришла на смену династии Цин . Гране писал друзьям дома: «Мы собираемся: двадцать четыре историка в своих хрупких футлярах, украшенных зелеными буквами, составляют шаткую конструкцию. « Année Sociologique» лежит у меня в сумке. Я набиваю чемоданы». (Вольноотпущенник)

Вернувшись из Китая в 1913 году, Гране в марте получил должность преподавателя на историческом факультете Марселя, а в октябре — в лицее Монпелье. В декабре он сменил Шаванна на посту директора по исследованиям религий Дальнего Востока в Практической школе высоких исследований после того, как Шаванн ушел со своего поста.

Как и большинство людей его эпохи и его продвижения по службе, Гране участвовал в Первой мировой войне с 1914 по 1918 год, заслужив Военный крест. Он ненадолго пробыл в Пекине в 1918 году во время миссии там. На протяжении всей войны он продолжал изучать Китай и работал над двумя докторскими диссертациями.

В 1919 году Гране вернулся во Францию ​​и в июне женился на Мари Террьен, после чего возобновил академическую жизнь. В январе 1920 года он сдавал экзамен на докторскую степень, в жюри которого входил британский антрополог сэр Джеймс Фрейзер . В 1922 году по просьбе Мориса Соловина написать небольшую книгу из серии «Наука и цивилизация» Гране Тоннером за ( шесть недель, путешествуя туда и обратно между Парижем и Йонна), где его жена преподавала в лицее и ухаживала за их маленьким сыном. В декабре 1922 года Гране сменил Мосса, когда тот обжег ногу, в качестве члена комитета по диссертации Жоржа Дэви «Клятва веры» и впоследствии опубликовал резкую критику ее в « Журнале де психологии нормале и патологии» .

Признавая упадок « Анне» после смерти Дюркгейма в 1917 году, несколько дюркгеймистов встретились в марте 1923 года в Париже, чтобы разработать план возрождения журнала. На встрече также присутствовали Анри Юбер , Анри и Люсьен Леви-Брюли и Мосс. Гране должен был работать над разделами религиозной социологии и правовой социологии. В 1925 году он был назначен профессором географии, истории и институтов Дальнего Востока в Национальной школе живых восточных языков, а в 1926 году помог основать Институт высших китайских исследований. С тех пор он действовал там как администратор и профессор Китая и китайской цивилизации.

Через два года после того, как его друг и коллега Мосс стал президентом пятой секции религиоведения в Практической школе, Великобритания объявила войну Германии, и в 1940 году Гране заменил своего друга после отставки последнего. Мосс, еврей по происхождению, стремился «защитить интересы» школы. (Фурнье)

Месяц спустя, после поражения Французской Республики, Гране умер в Со , недалеко от Парижа, в возрасте 56 лет. Мосс считал Гране «одним из [своих] лучших и самых любимых друзей». (Фурнье)

Будучи учителем, Гране, «жесткий и сварливый спорщик, богатый ум, мощно стимулирующий умы других» (Жиль), очевидно, наставлял своих учеников «читать медленно и всегда медленно». По словам одного из студентов, польского китаеведа Витольда Яблонского, Гране «не заботился о популярности»: «Он учёный, он мыслитель, иногда, может быть, волшебник». (Яблонский) Синолог разделял свое стремление изучать язык изучаемых им текстов и критически анализировать все материалы, как первичные, так и вторичные. Он разделил свое учение на мифическое и юридическое ( последнее в основном состоит из прав и обязанностей человека). родство и брак), хотя ему не обязательно удавалось вызвать у своих учеников тот же энтузиазм, который он имел в обеих областях одновременно. Среди его учеников был также корейско-японский Ицуо Цуда , который разработал Школу дыхания , и несколько будущих китаеведов Гране. Тем временем эта работа привела дюркгеймовскую социологию в классическую китайскую сферу, благодаря его анализу Книга од к социологическому исследованию китайской нумерологии. Хотя его помнят как значительную фигуру как в дюркгеймовской социологии, так и во французском китаеведении, [1] его две роли редко осознаются или полностью понимаются вместе.

Библиография

[ редактировать ]
  • «Против алкоголизма социалистическая программа», 1911 г.
  • «Брачные обычаи древнего Китая», 1912 г.
  • «Сороральное многоженство и сорорат в феодальном Китае», 1920 г.
  • «Некоторые особенности китайского языка и мышления», 1920 г.
  • «Жизнь и смерть. Верования и учения китайской древности»
  • «Положение ребенка на землю, древние обряды и мифические испытания», 1922 г.
  • «Язык боли согласно погребальному ритуалу классического Китая», 1922 г.
  • «Заметки о древнем даосизме», 1925 г.
  • «Дух китайской религии», 1929 г.
  • «Правые и левые в Китае», 1933 г.
  • «Категории брака и близкие отношения в древнем Китае», 1939 г.
  • «Социологические исследования Китая», 1953 г.

Основные работы

[ редактировать ]
  • Фестивали и старинные песни Китая , 1919 («Памяти Эмиля Дюркгейма и Эдуарда Шаванна»).
  • La Religion des Chinois , 1922 ( Религия китайского народа). ISBN   978-0061319051 )
  • Танцы и легенды древнего Китая , 1926 (посвящается Марселю Моссу )
  • Китайская цивилизация , 1929 год.
  • Китайская мысль , 1934 год.
  • Китайский феодализм , 1952 год.
  • Марк Блох, предисловие Жака ле Гоффа, «Королевские чудотворцы : исследование сверхъестественного характера, приписываемого королевской власти, особенно во Франции и Англии», 1924 год.
  • Кэрол Финк, Марк Блох: Жизнь в истории , 1989.
  • Мишель Фурнье, Марсель Мосс: биография, 2005.
  • Морис Фридман, редактор, переводчик и автор предисловия к книге Марселя Гране « Религия китайского народа», 1977.
  • Д. Р. Гилле, Зритель, 15 марта 1946 г. Том 176.
  • Витольд Яблонский, «Марсель Гране: его работа», Yenching Journal of Social Studies, январь 1939 г.
  • Ян Кун, «Марсель Гране: признание», Yenching Journal of Social Studies, январь 1939 г.
  • Стивен Люкс , Эмиль Дюркгейм: его жизнь и творчество. Историческое и критическое исследование , 1972.
  • Матье, Реми. «Марсель Гране (1884–1940),» Журнал Европейской ассоциации китаеведения 1, 253–274 DOI: https://doi.org/10.25365/jeacs.2020.1.253-274 .
  • «Ицуо Цуда: философия, по которой стоит жить», Generation Dao no. 27, зима 2002/03.
  • Марион Дж. Леви-мл. «Гране, Марсель», Международная энциклопедия социальных наук , 1968.
  1. ^ Матье, Реми (2020). «Марсель Гране (1884–1940)» . Журнал Европейской ассоциации китаеведения . 1 : 253–274. doi : 10.25365/jeacs.2020.1.253-274 . ISSN   2709-9946 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f269287df4d9833268848e59a7274802__1707573660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/02/f269287df4d9833268848e59a7274802.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marcel Granet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)