Дугонг
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на китайском языке . (Январь 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

Дугун ( китайский : 斗拱 ; пиньинь : dugong ; букв. «Колпачок [и] блок») — это структурный элемент из переплетенных деревянных скобок , важный в традиционной китайской архитектуре как из-за его структурных возможностей, так и из-за культурного значения.
Использование доугуна впервые появилось в зданиях последних веков до нашей эры, а его самые ранние варианты появились во времена династии Западная Чжоу . [1] На протяжении веков она превратилась в структурную сеть, соединяющую столбы и колонны с каркасом крыши. Дугун широко использовался древними китайцами в период весны и осени превратился в сложный набор взаимосвязанных частей (770–476 гг. до н. э.) и к моменту своего пика в периоды Тан и Сун . Детали соединяются между собой только столярными изделиями, без клея и крепежа , что требует точных столярных работ.
После династии Сун кронштейны и наборы кронштейнов, используемые в дворцовых постройках и важных религиозных зданиях, стали скорее декоративными, чем структурными, отходя от описания традиционного доугуна.
Функция
[ редактировать ]
Дугун является частью сети деревянных опор, необходимых для деревянного каркаса традиционного китайского здания. Дугонг служит соединением между вертикальными колоннами и горизонтальными балками конструкции, улавливая вес большей площади поверхности каждой балки и передавая его вертикально через колонну. [2] Он характеризуется слоями наборов взаимосвязанных кронштейнов, образованных путем размещения большого деревянного блока ( доу ) на колонне, чтобы обеспечить основу для дугообразных кронштейнов ( гонг ), которые, в свою очередь, поддерживают либо горизонтальную структурную балку, либо другой кронштейн выше. Деревянные столярные изделия являются одним из самых ранних примеров современных пазовых и шиповых соединений . [3] [4] используя точно вырезанные выемки и канавки для обеспечения плотной посадки.
Этот процесс можно повторять много раз и поднимать на много этажей, при этом каждый слой столярных изделий доугоня обеспечивает более широкую и более стабильную поверхность для балки. Добавление нескольких наборов взаимосвязанных кронштейнов снижает нагрузку на горизонтальные балки, создает эластичность и позволяет конструкциям противостоять повреждениям от землетрясений.
Во времена ранних династий Тан и Сун (618–1297) доугун использовался в основном как несущий структурный элемент. [5] Стены в большей части традиционной китайской архитектуры того времени служили для разграничения пространств внутри конструкции, а не для поддержания ее веса. Поскольку часто стены в этих конструкциях не были несущими (навесные стены ), сделаны из решетчатых конструкций , глины или другого хрупкого материала, целостность внешних несущих элементов, таких как доугань, имела решающее значение для целостности конструкции.
Развитие и культурные последствия
[ редактировать ]По мере того как дугун развивался на протяжении китайских династий, росли его украшения и культурное значение.
С момента своего появления столярные системы, напоминающие дугун, не имели в своей конструкции ни орнамента, ни фиксированных норм или систем. [1] В течение следующих нескольких столетий, а также с ростом важности буддизма , больше внимания уделялось декоративным элементам деревянных столярных изделий, и эти первоначальные системы начали принимать более последовательную форму.Лишь во времена поздней династии Сун , во времена экономического процветания большей части Китая, дугун начал приобретать свои богатые декоративные характеристики. [1] Во времена династии Мин (1368–1644) инновации привели к изобретению новых деревянных компонентов, которые помогали догуну поддерживать крышу. Это позволило дугуну добавить к зданиям декоративный элемент, иллюстрируя традиционную китайскую интеграцию артистизма и функциональности. Наборы кронштейнов стали меньше и многочисленнее, их можно было вешать под карнизами, создавая вид изящных корзин с цветами, продолжая при этом поддерживать крышу. [6] Храм Баоэнь в Сычуани является хорошим примером стиля Мин. Он имеет сорок восемь типов и 2200 наборов догунов, поддерживающих и украшающих его. Это хорошо сохранившийся монастырский комплекс пятнадцатого века, расположенный на северо-западе провинции Сычуань , Китай . Он был построен Ван Си, местным вождем, между 1440 и 1446 годами во время императора Инцзуна (1427–1464 гг.). правления [7]
На протяжении всего этого развития доугонг стал олицетворять культурную иерархию и самобытность. Какое-то время использование доугуна было запрещено в публичном использовании, и в результате оно стало символом высших и правящих классов. [1] Некоторые из наиболее изученных доугонов находятся в Запретном городе , символизирующем вершину имперской власти.
Сейсмостойкость
[ редактировать ]Современные исследования все чаще показывают важность дугона в сопротивлении разрушительным возможностям землетрясений.
Каждый элемент системы доугонг крепится без использования статических креплений, таких как болты, штифты, шурупы или гвозди. Каждый кронштейн в системе Дугонг удерживается вместе за счет фрикционной посадки каждого шарнира и сжимающего веса вертикальной нагрузки. Каждая колонна, кроме того, поддерживается без использования крепежных элементов, часто за счет краеугольных камней. [8] или другие особенности крепления камня.
Способность сейсмостойкости соединений и систем типа «дугонг» обусловлена, прежде всего, их способностью рассеивать энергию между колонной и балкой за счет трения, деформации сжатия, вращательной деформации, [8] и экструзия. [1] По сути, динамическая природа конструкции Дугона рассеивает сейсмическую энергию при ее прохождении через швы, обеспечивая уровень защиты для конструкций, в которых она используется.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Сайнан, Панг; Дола, Ясни (31 декабря 2022 г.). «Структура и декоративное искусство брекетов доу-гон и его культурная коммуникация» . Журнал Генданг Алам . 12 (2). дои : 10.51200/ga.v12i2.4040 . ISSN 2600-8661 .
- ^ «Древнее очарование остается нетронутым» . Пиплс Дейли. 25 марта 2001 года . Проверено 29 августа 2007 г.
- ^ Фанг, ДП; Ивасаки, С.; Ю, МХ; Шен, QP; Миямото, Ю.; Хикосака, Х. (ноябрь 2001 г.). «Древнекитайская деревянная архитектура. I: Экспериментальное исследование» . Журнал строительной техники . 127 (11): 1348–1357. дои : 10.1061/(ASCE)0733-9445(2001)127:11(1348) . ISSN 0733-9445 .
- ^ Ян, Руюань; Мапесела, Сеитати; Ли, Хайтао; Лоренцо, Родольфо (01 июня 2023 г.). «Механические свойства кронштейна Dougong в китайской традиционной деревянной конструкции при вертикальных нагрузках: систематический обзор» . Журнал строительной техники . 68 : 106125. doi : 10.1016/j.jobe.2023.106125 . ISSN 2352-7102 .
- ^ «Доу Гонг» Национальный музей естествознания (Тайвань) Национальный музей естествознания Проверено 12 января 2008 г.
- ^ Го, Дайхэн (2019) : Лян Сычэн , Лу Ся, Великобритания . 978-1-84464-529-9 . OCLC 1119637659 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Скобы Дугонг (斗拱 Дугонг)» . Информация о Китае. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г. Проверено 29 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Цао, Цзисин; Ли, Сяоюй; Лю, Инъян; Цянь, Хуэй; Ю, Дэн (01 февраля 2023 г.). «Исследование сейсмических характеристик соединений Доу-гун традиционных китайских деревянных конструкций» . Европейский журнал древесины и изделий из древесины . 81 (1): 173–186. дои : 10.1007/s00107-022-01863-x . ISSN 1436-736X .
Дополнительные источники
[ редактировать ]- Лян Сы Чэн Китайская архитектура, иллюстрированная история ISBN 0-486-43999-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]